УДК 338.4
РВ- Максимов СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы российского рынка авиаперевозок, систематизируются и анализируются их причины, вносятся предложения по улучшению существующей ситуации, в частности, путем развития международного авиализинга.
Ключевые слова: гражданская авиация, воздушный транспорт, авиационная промышленность, старение, авиаперевозки, международный лизинг.
Roman Max™ov MODERN TRENDS IN INTERNATIONAL INVESTMENT
ATTRACTION IN ORDER TO UPDATE THE FIXED ASSETS OF THE AVIATION INDUSTRY
Abstract. The article considers the problems of the Russian air transport market, systematized and analyzed their causes, make proposals to improve the current situation, in particular through the development of international aircraft leasing.
Keywords: civil aviation, air transport, aviation industry, aging, air, international leasing.
В настоящее время проблемы российского рынка авиаперевозок стали настолько очевидны, что государство всерьез озаботилось этим вопросом, принимая меры по развитию российской авиапромышленности. Рассматривая современное состояние воздушного транспорта России необходимо выделить такую проблему, как устойчивый тренд старения воздушных судов как иностранного, так и российского производства, а также деградацию наземной инфраструктуры, неэффективное управление авиаремонтными заводами, утечку кадров, которая таит в себе опасность потери управленческого опыта и невозможности передачи его новому поколению.
Проблемы в области проектирования и производства воздушных судов признаются ведущими специалистами авиационной отрасли, так же как тот факт, что российская школа авиапроектирования утрачена и на ее восстановление нужны десятилетия [4]. На современном этапе развития авиапромышленности российские авиазаводы не в состоянии обеспечить выпуск достаточного количества самолетов в приемлемые сроки и с необходимым качеством. Это может привести к невозможности удовлетворить спрос на перевозки грузов и пассажиров отечественными авиакомпаниями, не используя воздушных судов иностранного производства.
Иллюстрацией служат следующие показатели деятельности гражданской авиации: пассажи-рооборот за 2012 г. в России увеличился на 117,4% и достиг значения в 195,7 млрд пассажиро-километров, превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 года (159,5 млрд пасс.-км.). Перевозки пассажиров составили 64 млн чел. Вместе с тем 74 миллиона пассажиров авиапредприятия России перевезли еще в 1976 году [6].
В 2011 г. все самолетостроительные заводы России произвели всего 11 пассажирских самолетов: два самолета Ту-214, два самолета Ту-204-300, пять самолетов «Сухой Суперджет-100», два самолета Ан-148, и, кроме того, два самолета-амфибии Бе-200 [7]. Авиакомпании вынуждены продолжать обновление самолетного парка в основном за счет западных типов воздушных судов с высокой
© Максимов Р.В., 2014
топливной эффективностью в условиях сохранения высоких цен на топливо. В 2011 г. российские авиаперевозчики получили 127 воздушных судов, из них 121 - зарубежного производства [7].
Средний темп роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ на ближайшие 20 лет ожидается на уровне 4,8%, грузовых - 5,7% по долгосрочным прогнозам [4]. По оценке Государственного научного исследовательского института гражданской авиации, для обеспечения перевозок авиакомпаниям с учетом списания устаревших типов воздушных судов по ресурсным показателям и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям в период до 2020 г. составит 1030-1200 воздушных судов различных классов пассажировме-стимости. Емкость перспективного российского рынка составит до 5,5-6% от емкости мирового рынка пассажирских самолетов [7].
Проблемой, препятствующей развитию маршрутной сети и увеличению количества перевезенных пассажиров, является также постоянное сокращение числа используемых гражданской авиацией аэродромов. В России функционирует около 300 аэродромов, из которых 117 образуют опорную аэродромную сеть России. По сравнению с 2010 г., сеть сократилась на 17 аэродромов. Количество действующих аэропортов продолжает неуклонно сокращаться: 1302 - в 1992 году, 315 - в 2012 [3].
Во многом из-за этого в России сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем перевозок приходится на авиасвязи с Москвой, а это составляет приблизительно около 80%. Состояние многих аэропортов просто не позволяет осуществлять прямые рейсы из одного населенного пункта в другой по причине плохого состояния взлетно-посадочных полос, отсутствия требуемой техники по обслуживанию судов, аэронавигационного оборудования. Региональные авиакомпании вынуждены формировать маршрутную сеть через крупные аэропорты, тем самым конкурировать с такими крупными авиакомпаниями, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «С7-эйрлайнс». Из-за неразвитой инфраструктуры малые региональные авиаперевозчики не могут позволить себе развивать бизнес в виде приобретения самолетов новых типов, развития маршрутной сети и увеличения пассажиропотока и, как следствие, не происходит увеличения дохода авиакомпании. Авиаперевозчики вынуждены летать на устаревшей технике, а это воздушные суда, возраст большинства которых уже перевалил рубеж в 20-30 лет. В конечном итоге данная тенденция может привести к тому, что все больше и больше малых региональных авиакомпаний окажутся не в состоянии отвечать по своим обязательствам и вынуждены будут объявить себя банкротами.
Одним из способов решения проблемы по замене устаревающего и постоянно сокращающегося парка отечественных воздушных судов являются сделки по международному лизингу.
Нехватку отечественной авиатехники необходимо восполнить путем поставки воздушных судов по международным лизинговым соглашениям. Такой способ уже применяют крупнейшие российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот», «Трансаэро», «С7-эйрлайнс», «Ю-тайр». Например, «Аэрофлот», имея в своем парке 125 самолетов, недавно подписал контракт на получение в лизинг 50 самолетов Вое1^-737Кв [2]. Новая авиационная техника, полученная по лизинговым контрактам, повлечет за собой строительство новых аэродромов и аэропортов, покупку нового оборудования, обслуживающей техники, аэропортового и навигационного оборудования, развитие инфраструктуры аэропортов, а также близлежащих территорий. Особенно актуально это становится для развития регионов. Привлечение инвестиций с помощью международного лизинга в авиаотрасль повлечет за собой поступление иностранного капитала и в смежные отрасли, в такие как дорожное строительство, строительство гостиничных комплексов, создание летно-тренажерных комплексов, развитие металлургической и добывающей промышленность. По данным авиапортала «АвиаПорт», только на реконструкцию аэропорта Шереметьево с развитием железнодорожной ветки сообщения Москва - аэропорт Шереметьево в пе-
риод с 2005 по 2011 гг. было привлечено 62,5 млрд руб. внебюджетных средств [5]. Стоит отметить, что после завершения реконструкции пассажиропоток через Шереметьево увеличился на 100% [5]. Если учесть, что реконструкция каждого функционирующего в России аэропорта для обслуживания воздушных судов зарубежного производства новых типов требует порядка 5,5 млрд руб. [8], то модернизация аэропортов по всей территории России (а это порядка 300 аэропортовых комплексов), потребует около 1,5 трлн руб. Ниже в таблице представлены привлекаемые инвестиции, необходимые на строительство одного аэропортового комплекса и инфраструктуры вокруг него [1] .
Таблица
Инвестиции в аэропортовый комплекс
Объект Млрд руб.
Аэропорт 5,5
Гостиничный комплекс 1000-2000 мест 5
1 км авто- и железнодорожного сообщения* 1,82
Энергетика 26,2
Территориальное планирование, проектирование, оценка воздействия на окружающую среду 3,3
Региональная связь 3,6
Утилизация отходов 2,2
Водоснабжение общего назначения 0,3
Итого: 64,3
* Средняя протяженность составляет 10 км
Таким образом, по приблизительным расчетам, обновление парка авиационной техники с помощью международного лизинга позволит дополнительно привлечь в экономику Российской Федерации в течение ближайших 10 лет инвестиции на сумму более чем 19 трлн руб. Лизинговое финансирование активно используется по всему миру в сфере воздушного транспорта. Все увеличивающийся спрос на воздушные перевозки, а также необходимость постоянного обновления парка воздушных судов характеризуют мировую авиационную отрасль как один из наиболее перспективных сегментов мирового рынка лизинговых услуг. В ближайшие 10-15 лет потребности российских авиакомпаний в финансовых ресурсах по подсчетам специалистов должны возрасти приблизительно до 50 млрд долл. США [8].
К концу 2010 г. более 40% всех воздушных судов в мире эксплуатировались на условиях лизинга, в том числе и международного. Исходя из тенденции увеличения потребности в воздушных судах, можно сделать вывод о возрастающих перспективах сделок по международному лизингу иностранных воздушных судов, поскольку отечественное самолетостроение в настоящее время, а также в ближайшей перспективе (а это около 10 лет) будет не в состоянии обеспечить увеличивающийся пассажиропоток и грузопоток. Специфика лизинговых операций в области авиации связана с необходимостью мобилизации на финансовом рынке крупных заемных средств и их страхованием, с созданием системы предоставления государственных гарантий, с особенностями решения правовых вопросов эксплуатации самолетов, необходимостью комплексного инфраструктурного подхода, включающего не только лизинг самолетов, но и наземного оборудования: средств обеспечения безопасности, запасных частей, оборудования для поставок горюче смазочных материалов, а также топливной заправки самолетов, оборудования для ремонтной базы.
В западной авиационной индустрии лизинг стал одним из основных способов финансирования сделок. Благодаря налоговым льготам и государственной поддержке такие гиганты производите -
ли авиационной техники как Boeing и Airbus выпускают по несколько сотен самолетов в год. Авиакомпании имеют возможность привлекать дешевые кредиты на срок более 10 лет, пользуясь поддержкой и гарантиями государства.
Библиографический список
1. [Электронный ресурс]. - URL: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi
2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aex.ru/news/2012/1/12/91680/
3. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ato.ru/content/deneg-na-aerodromy-ne-hvataet
4. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ato.ru/content/pochemu-v-rossiyskom-nebe-vse-menshe-rossiyskih-passazhirskih-samoletov
5. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aviaport.ru/digest/2012/08/29/239670.html
6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/vozdushnye_perevozki/ osnovnye_proizvodstvennye_pokazateli_ga
7. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/disclosure/ Info_for_June_29,_12/Godovoy_otchet_za_2011_CHast1.pdf
8. [Электронный ресурс]. - URL: http://www2.bombardier.com/en/3_0/3_8/market_forecast/index.html