Научная статья на тему 'Современные тренды и перспективы развития менеджмента в условиях цифровой трансформации'

Современные тренды и перспективы развития менеджмента в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
менеджмент двадцать первого века / тенденции менеджмента / направления менеджмента / «щадящее» производство / научно-технический прогресс / management of the twenty-first century / management trends / management directions / «sparing» production / scientific and technical progress

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушунова Татьяна Николаевна, Вакуленко Владимир Федорович, Фролова Анастасия Владимировна

Смена промышленной парадигмы и освоенные новых подходов к производственному процессу оказывает влияние не только на сам процесс выпуска продукции или оказания услуг, но и непосредственно на управленческие методологии. Для третьего десятилетия XXI века характерно, что цифровая трансформация экономики в рамках менеджмента охватывает как отдельно функционирующие ведущие компании развитых стран, так и каждый вид деятельности, сектора, направления. Цифровые технологии не только обеспечивают единое информационное поле в предприятии, но и выстраивают единую среду в масштабах мира. В перспективе ожидается развитие архитектурных методов и стандартизации, так как преодоление барьеров интероперабельности позволяет рассматривать вопросы качества с точки зрения экономики, их вовлечение в процесс затратной минимизации. Цифровая трансформация затрагивает не только производство, но и подходы к кадровому обеспечению и взаимодействию с человеческими ресурсами. Происходит смена ценностей предпринимательства – от исключительно финансовых аспектов к ценностным и клиентоориентированным результатам. Цифровая экономика фактически является ответом на процессы ресурсосбережения и реализации концепции бережливого или «щадящего» производства, требующего применения инновационных решений для сохранения конкурентосопособности в условиях глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шушунова Татьяна Николаевна, Вакуленко Владимир Федорович, Фролова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental management trends of the third decade of the XXI century

The change in the industrial paradigm and the mastered new approaches to the production process has an impact not only on the process of producing products or providing services, but also directly on management methodologies. For the third decade of the XXI century, it is characteristic that the digital transformation of the economy within the framework of management encompasses both separately functioning leading companies of developed countries and each type of activity, sector, and direction. Digital technologies not only provide a single information field in the enterprise, but also build a single environment around the world. In the future, the development of architectural methods and standardization is expected, since overcoming the barriers to interoperability allows us to consider quality issues from an economic point of view, their involvement in the process of cost minimization. Digital transformation affects not only production, but also approaches to staffing and interaction with human resources. The values of entrepreneurship are changing from purely financial aspects to value and customer-oriented results. The digital economy is actually a response to the processes of resource conservation and the implementation of the concept of lean or “sparing” production, which requires the use of innovative solutions to maintain competitiveness in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Современные тренды и перспективы развития менеджмента в условиях цифровой трансформации»

Современные тренды и перспективы развития менеджмента в условиях цифровой трансформации

о см о см

Шушунова Татьяна Николаевна

кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», serg-1167@yandex.ru

Вакуленко Владимир Федорович

кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», vvakulenko@muctr.ru

Фролова Анастасия Владимировна

ассистент кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», frolovaaa1996@mail.ru

Смена промышленной парадигмы и освоенные новых подходов к производственному процессу оказывает влияние не только на сам процесс выпуска продукции или оказания услуг, но и непосредственно на управленческие методологии. Для третьего десятилетия XXI века характерно, что цифровая трансформация экономики в рамках менеджмента охватывает как отдельно функционирующие ведущие компании развитых стран, так и каждый вид деятельности, сектора, направления. Цифровые технологии не только обеспечивают единое информационное поле в предприятии, но и выстраивают единую среду в масштабах мира.

В перспективе ожидается развитие архитектурных методов и стандартизации, так как преодоление барьеров интеропера-бельности позволяет рассматривать вопросы качества с точки зрения экономики, их вовлечение в процесс затратной минимизации. Цифровая трансформация затрагивает не только производство, но и подходы к кадровому обеспечению и взаимодействию с человеческими ресурсами. Происходит смена ценностей предпринимательства - от исключительно финансовых аспектов к ценностным и клиентоориентированным результатам. Цифровая экономика фактически является ответом на процессы ресурсосбережения и реализации концепции бережливого или «щадящего» производства, требующего применения инновационных решений для сохранения конкурентосопо-собности в условиях глобализации.

Ключевые слова: менеджмент двадцать первого века, тенденции менеджмента, направления менеджмента, «щадящее» производство, научно-технический прогресс.

Известно, что с начала текущего столетия свое формирование ознаменовала новейшая модель научно-технической революции на основе цифровой трансформации, оказывающая колоссальное воздействие на совершенствование всех сфер общественной жизни.

Новый цифровой этап научно-технического прогресса в рамках менеджмента охватывает как отдельно функционирующие ведущие компании развитых стран, так и каждый вид деятельности, сектора, направления [5].

Так, на рисунке 1 приведены сферы, развивающиеся параллельно в процессе цифровой трансформации научно-технического прогресса.

О ш т х

Рисунок 1 - Сферы цифровой трансформации управления

Бесспорно, что лучшие результаты от модернизации прослеживаются именно в сегменте производства, где устоявшееся десятилетиями, столетиями массовое производство уходит в небытие, поскольку его быстро вытесняет действующее «щадящее» производство, которое кардинально изменяет производственное целепо-лагание. Классическое назначение предприятия в изготовлении как можно большего количества типовых ценностей согласно требованиям технических регламентов, из которых потребитель отбирает оптимальные для себя, вытесняется изготовлением такого продукта, который необходим соответствующему потребителю в надлежащем количестве и в нужное время.

В каком-то смысле осуществляется возврат в далекое прошлое, когда для определенных заказчиков ремесленники изготавливали конкретные изделия, однако, в современном технико-технологическом ключе и при помощи цифровых возможностей, инноваций, роботизации технологических процессов, развивающегося потенциала человеческого капитала с присущими ему иерархическими процессами и компетенциями [2].

На рисунке 2 приведены особенности функционирования «щадящего» производства.

<

т о х

X

"Щадящее" производство

Принципиальные положения

Статьи, сведенные к минимуму

- работа а команде;

- бесперебойный ннформ ацно нный обмен:

- результативное ресурс оиспользование с

исключением потерь/отходов:

- постоянная модернизация.

- издержки "живого"труда в

компатш: - площади в рамках производства:

- инвестиционные операшш:

- время для подготовки технологий к сопровождения произ водственных процессов при помоплпгнженерни:

- период создания новейшего

продукта.

Рисунок 2 - Особенности функционирования «щадящего» производства

Новейшая парадигма не требует такого количества инвестиционных потоков для оптимального результата, в которых так остро нуждалось производство массового характера. Одновременно приоритет имеет сбережение ресурсов, что однозначно является актуальной тенденцией для оценки перспективного развития России [4].

Прямое обращение к нуждам и потребностям потенциального потребителя приводит к тому, что внутрифирменные управленческие рычаги и инструменты перераспределяются, а процессы менеджмента все больше интегрируются с маркетинговыми через рыночную аналитику, что вызывает необходимость разработки особых механизмов управления.

Отношения в рамках производства сейчас диктуют уход от такой структуры, которая задавала тон строгой иерархии по типу «руководство-подчиненные». Все больше в них внедряется коммуникация на равном уровне и мотивационный аспект. В условиях цифровой трансформации мотивация имеет первостепенной целью участие персонала в процессах, способствующих росту прибыльных поступлений компании. При этом традиционно всякое вмешательство в такие процессы всегда сталкивалось с трудностями. Вместе с тем без того, чтобы распределение прибыльных поступлений представало честным, кардинально ситуация в ту или иную сторону не может быть изменена [3].

Как ни парадоксально, в таких условиях процессуальная сущность не сводится исключительно к денежным средствам в качестве центральной цели. Имеют место и более значимые мотивационные итоги, например, доверие, являющееся основополагающим в данном вопросе, поскольку оно связано с участием в результатах, в прибыли. Доверие, собственно, выражается в первую очередь в детализированном разделении и обозначении полномочий и ответственности.

Кадровое обучение в рамках «щадящего» производства предстает неотъемлемым компонентом функционирования каждой компании, поскольку является обязательным звеном всякого процесса, демонстрируя реализацию принципа бесперебойной модернизации.

Кроме того, особую важность приобретает управление процессами через призму творчества в отношении остро стоящих проблем перед субъектами предпринимательства [5].

Традиционно по известным причинам всегда имела место тенденция к росту размеров компании - большая фирма имеет большее количество ресурсов различной принадлежности, значительное влияние и пр. Однако в

действующей практике отмечено, что малые предприятия намного более эластичны к внешним условиям, так как в них отсутствует бюрократизация технологий и процессов по выбору управленческих решений.

Если бы существовала возможность синтезировать сильные стороны компаний каждого масштаба, то она бы породила такие предприятия, которые могли бы функционировать вечно. А комбинация нацеленности на потребителя с кадровым вовлечением обусловила бы истинно проектное управление [5].

Проект всегда имеет направление на соответствующего потребителя и продолжительный жизненный цикл, пока в ней заинтересован потребитель. Проектный руководитель - это лицо, которое назначено руководящим аппаратом компании и подчинено исключительно ему. При этом стираются иерархические строгие границы управления, выстроенные в начале XXI века ввиду разделения труда управленцев. На смену приходит эластичное плоскостное управление.

В рамках проекта на базе «конкурса» формируется командная группа, разрабатывающая все операции для того, чтобы требования конкретного потребителя были удовлетворены, с учетом которых образуется и комплекс проектного качества, впоследствии сертифицирующийся. Наличие такого комплекса для потребителя зачастую выступает непременным обстоятельством для того, чтобы сделка состоялась, так как он гарантирует соответствующий уровень качества и своевременность поступления товарных ценностей.

Рыночное поле конкуренции с присущей ему жестокостью обуславливает необходимость пересмотреть устоявшиеся отношения между компанией и поставщиками, разрушая представлениях о полярных потребностях/нуждах поставщиков и покупателей просто потому, что они на самом деле аналогичные [4].

Так как более низкие цены на поставку ресурсов на рынке обуславливают более низкие цены на продукцию, то покупатель сырья (на рынке - продавец) имеет возможность устранить конкурентов и увеличить нишу на рынке. При реализации сказанного он расширит будущие заказы у поставщика, который будет изготавливать больший объем продукции и выигрывать от этого в области себестоимости. Следовательно, монополизация со стороны поставщика и его свободное поведение в ценообразовании влекут за собой утраты текущих рынков и несостоятельность, чего требуется избежать [5].

Исходя из вышесказанного, необходимо остановиться на совокупности взаимоотношений компании с внешними пользователями, стейкхолдерами (рисунок 3).

X X

о

го А с.

X

го т

о

Рисунок 3 - Взаимоотношения компании с внешними пользователями

м о м о

В общем представлении всякая компании располагает таким окружением, которое приведено на рисунке 3. Очевидно, что все приведенные группы пользователей будут иметь удовлетворение лишь при условии такой цены за соответствующую продукцию, когда у компании после выплаты всех надлежащих отчислений пользователям останется такое количество средств, которое необходимо для обеспечения личных нужд.

Одним из значимых аспектов, определенных научно-техническим прогрессом в период цифровой трансформации, выступает управление качеством как действенного инструмента достижения оптимального итога. Совершенствование качества предстает в полном смысле данного слова и заключается не только в качестве продукции, но и в том, насколько качественны собственно компания, ее взаимоотношения с пользователями, функциональные и управленческие процессы, жизнь кадров и др.[3].

Для инновационных современных компаний в рамках научно-технического прогресса в период цифровой трансформации присущи следующие процессы (рисунок 4).

Инновационными инструментами третьего десятилетия двадцать первого века в отношении менеджмента считается перечень заданных приемов и методик, использующихся при сборе, оценке и аналитике информации о бизнес-процессах, а также при формировании решений управления, базирующихся на таких сведениях.

Из обширного списка методов в последнее десятилетие на всех этапах проектирования и использования бизнес-процессов широко применяется метод <^МЕА», основанный на характеристической аналитике и данных об отказах.

Кроме сказанного, важно представить и такой довольно инновационный западный инструмент, как бенчмаркинг, выступающий для систематического сравнения соответствующих компонентов функционирования с эталонными аналогами для того, чтобы имела место взаимная модернизация [4].

Все рассмотренные выше тренды и перспективы развития вызывают необходимость нововведений в управленческих методиках компаний.

Итак, на рисунке 5 обобщены основополагающие тенденции менеджмента третьего десятилетия XXI века:

о см о см

О!

О Ш

т

X

<

т О X X

' Выбор управленческих решений, обоснованных с~ научной гочкн зрения, при помощи 1шформационно-ана."ип]£ческо11 системы данных с использованием со в реме инмг методик_

Отход от авторитарного управления к дилерскому началу

' Наиболее дегалишро ванное и цельное распределение полномочий по воем ступеням

. иерархии с сопутствующей отЕетственшетыо_

Непрерывное совершенствование компетенций

Рисунок 4 - Процессы в инновационных компаниях в рамках цифровой трансформации

Как следствие, в соответствующее время любая компания будет вынуждена кардинально пересмотреть собственные бизнес-процессы из-за изменения условий внутренней и внешней среды, например, с использованием особой методики реинжиниринга. Введение новшеств в привычный функционал компании связано, вероятно, с «накалом» рыночных отношений и открытыми возможностями, созданными на основе стремительного совершенствования вычислительных машин и аппаратов, а также информационных технологий.

Несмотря на то, что тончайшие связи вопросов информационных технологий, качества и реинжиниринга бесспорны, их синтез в России в цельную методологию системы предположительно ожидается лишь на закате текущего столетия [4].

Система реинжиниринга крайне актуальна для отечественных компаний, поскольку дает возможность при ее рациональном проектировании и использовании сделать значительно эффективным процессы их перестройки без значительных ошибок. Укажем, что собственно реинжиниринг характеризует перестройку системы в рамках «революции», а не эволюции, совершенствовании [3].

Функниошфовашк кГ'Мпдшш как елш;он слаженной команды

■ Фактически полная отвектвенность отдела менеджмента за системную работу

Рисунок 5 - Основополагающие тенденции менеджмента третьего десятилетия XXI века

Возможно в перспективе ожидается широкое развитие и совершенствование международных стандартов качества, так как решение вопросов управления качества с точки зрения экономики в целях минимизации издержек, роста производительности труда вполне уместно и понятно.

Потому первостепенный шаг - это обучение технологиям и инструментам инновационного менеджмента в условиях цифровой трансформации экономики, нацеленных на перспективу, на которые действительно эффективно затрачивать усилия и финансовые средства.

Литература

1. Банк С. Оценка эффективности подготовки человеческого капитала в целях инновационного развития предприятия // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 2. С. 126-130.

2. Баталин Р. А. «Динамический менеджмент» (новые ориентиры) // Научные исследования. 2019. №2

(28). URL: https7/cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskiy-menedzhment-novye-orientiry

3. Дорофеева Л. И. Тенденции развития менеджмента в России // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-menedzhmenta-v-rossii

4. Клейнер Г. Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент - путь к менеджменту XXI века // Российский журнал менеджмента. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskiy-menedzhment-sotsialnyy-menedzhment-sistemnyy-menedzhment-put-k-menedzhmentu-xxi-veka

5. Храмова И. В., Храмова Е. В., Современный менеджмент // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-menedzhment

6. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие /Адамов Н.А., Банк С.В., Суглобов А.Е., и др. -Москва: ИД Экономическая газета, 2010. - 528 с.

7. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Управление изменениями организации // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. .С. 18

8. Мумладзе Р.Г., Кованцева О.Н. Механизм государственного регулирования рыночной инфраструктуры // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7 (12). С. 249.

9. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.

10. Кукушкина В.В. Введение в специальность. Менеджмент: учебник : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и по специальности 080507 "Менеджмент организации" / В. В. Кукушкина. Москва, 2012. Сер. Высшее образование

Fundamental management trends of the third decade of the XXI century

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shushunova T.N., Vakulenko V.F., Frolova A.V.

Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia The change in the industrial paradigm and the mastered new approaches to the production process has an impact not only on the process of producing products or providing services, but also directly on management methodologies. For the third decade of the XXI century, it is characteristic that the digital transformation of the economy within the framework of management encompasses both separately functioning leading companies of developed countries and each type of activity, sector, and direction. Digital technologies not only provide a single information field in the enterprise, but also build a single environment around the world.

In the future, the development of architectural methods and standardization is expected, since overcoming the barriers to interoperability allows us to consider quality issues from an economic point of view, their involvement in the process of cost minimization. Digital transformation affects not only production, but also approaches to staffing and interaction with human resources. The values of entrepreneurship are changing from purely financial aspects to value and customer-oriented results. The digital economy is actually a response to the processes of resource conservation and the implementation of the concept of lean or "sparing" production, which requires the use of innovative solutions to maintain competitiveness in the context of globalization.

Keywords: management of the twenty-first century, management trends, management directions, «sparing» production, scientific and technical progress.

References

1. Bank S. Efficiency mark of human capital preparation for the purpose of innovative development in company // RISK: Resources, Information, Procurement, Competition. 2012. No. 2. P. 126-130.

2. Batalin R. A. «Dynamic management» (new guidelines) // Scientific researches. 2019. No. 2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskiy-menedzhment-novye-orientiry

3. Dorofeeva L.I. Trends of management in Russia // Humanitarian scientific journal. 2018. No. 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-menedzhmenta-v-rossii

4. Kleiner G.B. Humanistic management, social management, systemic management - the way to management of the XXI century // Russian Management Journal. 2018. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskiy-menedzhment-sotsialnyy-menedzhment-sistemnyy-menedzhment-put-k-menedzhmentu-xxi-veka

5. Khramova I.V., Khramova E.V., Modern management // Skif. 2019. No. 5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-menedzhment

6. Financial management [Text]: textbook / Adamov N.A., Bank S.V., Suglobov A.E., etc. - Moscow: Publishing House Economic newspaper, 2010. - 528 p.

7. Guzhina G.N., Guzhin A.A. Management of organizational changes // In the collection: Innovative development of socioeconomic systems: conditions, results and opportunities. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. 2015, p. 18

8. Mumladze R.G., Kovantseva O.N. The mechanism of state regulation of market infrastructure // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2009. No. 7 (12). P. 249.

9. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109117.

10. Kukushkina V.V. Introduction to the specialty. Management: textbook: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction 080200 "Management" and in the specialty 080507 "Management of the organization" / V. V. Kukushkina. Moscow, 2012. Ser. Higher education

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.