Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / СОЗДАНИЕ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ГРАНИЦЫ ЗОН ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонова А.Н., Леонова Е.М.

В современном мире создание, реконструкция и поддержание в готовности систем оповещения населения является неотъемлемой частью безопасности населения. Нормативное урегулирование данных вопросов обеспечило единые условия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе проектных, занимающихся вопросами создания, функционирования и эксплуатации систем оповещения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR THE CREATION AND RECONSTRUCTION OF POPULATION WARNING SYSTEMS

In the modern world, the creation, reconstruction and maintenance of public warning systems is an integral part of public safety. The normative settlement of these issues provided uniform conditions for state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments, institutions and organizations, including design organizations involved in the creation, functioning and operation of public warning systems.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Столыпинский вестник №8/2023

Научная статья Original article УДК 614.841.084

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

MODERN REQUIREMENTS FOR THE CREATION AND RECONSTRUCTION

OF POPULATION WARNING SYSTEMS

Леонова Алла Николаевна, научный сотрудник, Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Всероссийский Научно -Исследовательский Институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), all_leo@mail.ru

Леонова Елена Михайловна, старший научный сотрудник, Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Всероссийский Научно -Исследовательский Институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), elenaleon@mail. ru

Alla N. Leonova, searcher, Federal State Budgetary Institution All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (121352, Moscow, Davydkovskaya st., 7), all_leo@mail.ru

Столыпинский вестник

4273

Elena M. Leonova, Senior Researcher, Federal State Budgetary Institution All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (121352, Moscow, Davydkovskaya St., 7), elenaleon@mail.ru

Аннотация. В современном мире создание, реконструкция и поддержание в готовности систем оповещения населения является неотъемлемой частью безопасности населения. Нормативное урегулирование данных вопросов обеспечило единые условия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе проектных, занимающихся вопросами создания, функционирования и эксплуатации систем оповещения населения.

Abstract. In the modern world, the creation, reconstruction and maintenance of public warning systems is an integral part of public safety. The normative settlement of these issues provided uniform conditions for state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments, institutions and organizations, including design organizations involved in the creation, functioning and operation of public warning systems.

Ключевые слова: система оповещения населения, опасные производственные объекты, создание систем оповещения населения, реконструкция систем оповещения населения, модернизация систем оповещения населения, границы зон действия.

Keywords: public warning system, hazardous production facilities, creation of public warning systems, reconstruction of public warning systems, modernization of public warning systems, boundaries of coverage areas.

В 2023 году вступили в действие три нормативных правовых документа по вопросам создания и реконструкции систем оповещения населения:

01.02.2023 вступили в действие два национальных стандарта:

4274

ГОСТ Р 22.7.04-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Общие требования [1], он устанавливает общие организационно-технические требования к РАСЦО, их классификацию, применяется при их создании, развитии и совершенствовании подобных систем;

ГОСТ Р 22.7.05-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Общие требования [2]. Настоящий стандарт распространяется на локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.

с 01.09.2023 - Постановление Правительства Российской Федерации № 769, утвердившее Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения (Правила) [3]. Данное постановление отменило два действовавших более тридцати лет постановления Правительства Российской Федерации [4,5], но не внесло ясности в вопросы:

использования радиовещательных и телевизионных станций, действующих на территории страны для оповещения населения;

определения зон действия локальных систем оповещения в районах размещения опасных производственных объектов I и II классов опасности [6].

Отличительной чертой Правил является отсутствие как в заглавии, так и по содержанию документа таких понятий как «модернизация» или «расширение» систем оповещения, хотя в пункте 6 ГОСТ Р 22.7.04-2022 и в

4275

пункте 4.14 ГОСТ Р 22.7.05-2022, а также в проектной документации, разработанной, утвержденной и принятой для реализации в последние годы такие понятия использовались неоднократно. Понятие модернизация как совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящих к повышению его технического уровня, осуществляемых путем замены его элементов более эффективными приведено в письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 [7]. Данное определение подходит к работам, выполняемым на системах оповещения путем установки современных технических средств оповещения вместо выработавшего свой ресурс оборудования старого парка оповещения.

Теперь обратимся к понятию «реконструкция». В 2021 году были утверждены Методические рекомендации [6], согласно которым реконструкция системы оповещения включает комплекс мероприятий по созданию или изменению параметров с приведением в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности системы оповещения населения, в том числе полная замена оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения, за исключением мероприятий по замене отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы на аналогичные или иные, улучшающие показатели (повышающие технический уровень) элементы (устройства, блоки), проводимых в рамках модернизации системы оповещения [8]. На наш взгляд это правильная формулировка понятия «реконструкция системы оповещения», в ней даже описаны мероприятия, проводимые в рамках модернизации, но описание случаев, когда должна проводиться реконструкция систем оповещения, приведенное в пункте 6 Правил [1] не оставило такого понятия как «модернизация системы оповещения». В то же время не понятно, к какой категории можно отнести мероприятия по совершенствованию системы оповещения, когда в силу различных причин требуется только замена ТСО, размещенных на пунктах управления без замены оконечных средств оповещения

4276

или наоборот: установка оконечных средств оповещения в новых микрорайонах города, когда система оповещения уже создана и не требует реконструкции. Это скорее понятия: «расширение» или «дооснащение». Встает законный вопрос «можно ли использовать понятия «модернизация, расширение или перевооружение систем оповещения населения»?

В Правилах [3] определены назначение систем оповещения, уровни управления, на которых они создаются и границы зон действия каждой из систем оповещения населения. Вместе с тем в данных Правилах отсутствует упоминание о комплексных системах экстренного оповещения населения (КСЭОН), которые были созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [9]. КСЭОН продолжают функционировать в составе систем оповещения [10]. В связи с тем, что во многих регионах страны КСЭОН действуют более десяти лет в настоящее время начинается их модернизация или дооснащение современными средствами мониторинга и оповещения. В соответствии с требованиями постановления эти работы попадают под понятие «реконструкцию».

Системы оповещения населения относятся к автоматизированным системам, создание которых должно выполняться в соответствии с техническим заданием. Современные требования к техническому заданию, а также к проектно-технической документации отражены в Правилах, в связи с этим необходимо внесение изменений в пункты 3.1 и 3.2 Методических рекомендаций [6], в которых отражены этапы создания (реконструкции) региональных и муниципальных систем оповещения населения, а также особенности создания локальных систем оповещения.

Обращает также внимание, что в Правилах вместо привычного названия «проектно-сметная документация» документация на создание (реконструкцию) систем оповещения называется проектно-технической документацией (ПТД). Состав ПТД несколько отличается от привычного, определенного в [11], в него дополнительно включены два новых раздела:

4277

Раздел 5 «Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения». Для вновь создаваемых или реконструируемых систем оповещения это очень важный раздел, ибо от правильного определения мест размещения оконечных средств оповещения (ОСО) зависит эффективность функционирования всей системы оповещения в целом [12];

Раздел 6 «Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения». Ранее в большинстве случаев вместо данного раздела специализированной организацией разрабатывался отдельный проект.

Правилами впервые нормативно определены организации, согласовывающие технические задания и ПТД, а также установлены сроки их согласования. Это очень важное положение, поскольку в ряде случае согласование документов растягивалось на несколько месяцев.

С выходом Правил изменения в проектно -техническую документацию допускается вносить на основании разрешения, которое утверждает руководитель организации - разработчика такой документации или лицо, исполняющее его обязанности.

Впервые определены правила вывода из эксплуатации системы оповещения населения. Это возможно осуществлять только после ввода в эксплуатацию вновь созданной системы оповещения населения.

В приложении к Правилам определен Порядок проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения. Данный документ разработан и введен впервые. Теперь все проверки будут проводиться по единому алгоритму, что исключит как излишние требования к ним, так и халатное отношение при их проведении.

Подводя итог отметим, что в настоящее время практически повсеместно созданы системы оповещения населения, их реконструкция является основным направлением органов (учреждений, организаций), отвечающих за своевременное предупреждение населения об опасностях. Реконструкция

4278

представляет комплекс организационных и технических мероприятий, основной целью которых является внесение изменений связанных с необходимостью:

приведения систем оповещения в соответствие с нормативными документами и стандартами;

замены оборудования, выработавшего ресурс, на новое, с аналогичными техническими характеристиками или более функциональное, надежное и безопасное (модернизация);

расширения зоны действия или увеличения мощности оконечных средств оповещения.

Документа, вступившие в действие в 2023 году по вопросам создания и реконструкции систем оповещения населения, неразрывно связаны между собой, их введение обеспечит единые условия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе проектных, занимающихся вопросами создания, функционирования и эксплуатации систем оповещения населения.

Литература

1. ГОСТ Р 22.7.04-2022. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Общие требования [Электронный ресурс] Режим доступа: rags.ru (дата обращения 17.07.2023).

2. ГОСТ Р 22.7.05-2022. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Общие требования [Электронный ресурс] Режим доступа: rags.ru (дата обращения 17.07.2023).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения» [Электронный ресурс] Режим доступа: consultant.ru (дата обращения 09.07.2023).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения»

4279

[Электронный ресурс] Режим доступа: consultant.ru (дата обращения 09.07.2023).

5. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» [Электронный ресурс] Режим доступа: pravo.gov.ru, (дата обращения 17.07.2023).

6. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», [Электронный ресурс] Режим доступа: pravo.gov.ru, (дата обращения 17.07.2023).

7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Электронный ресурс] Режим доступа: legalacts.ru (дата обращения 17.07.2023).

8. Письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» [Электронный ресурс] Режим доступа: legalacts.ru (дата обращения 17.07.2023).

9. Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения, МЧС России, 2021 г. МЧС России, 2021 год, [Электронный ресурс] Режим доступа: mchs.gov.ru (дата обращения 31.07.2023)

10. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций». [Электронный ресурс] Режим доступа: base.garant.ru, (дата обращения 17.07.2023).

11. Совместный приказ МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2020 г., регистрационный № 60567) [Электронный ресурс] Режим доступа: garant.ru, дата обращения 21.07.2023.

12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [Электронный ресурс] Режим доступа: garant.ru, дата обращения 21.07.2023.

13. Национальный стандарт ГОСТ Р 55199-2012 Гражданская оборона Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения

4280

Общие требования [Электронный ресурс] Режим доступа: docs.cntd.ru, дата обращения 29.07.2023.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of May 17, 2023 No. 769 "On the procedure for creating, reconstructing and maintaining in a state of constant readiness for the use of public warning systems" [Electronic resource] Access mode: consultant.ru (accessed 09.07.2023).

2. Decree of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated March 1, 1993 No. 177 "On approval of the Regulations on the procedure for using existing broadcasting and television stations to alert and inform the population of the Russian Federation in emergency situations of peacetime and wartime" [Electronic resource] Access mode : pravo.gov.ru, (accessed 07/17/2023).

3. Decree of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation of March 1, 1993 No. 178 "On the creation of local warning systems in areas where potentially dangerous objects are located", [Electronic resource] Access mode: pravo.gov.ru, (accessed 17.07.2023 ).

4. Federal Law of July 21, 1997 No. 116-FZ "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" [Electronic resource] Access mode: legalacts.ru (Accessed on July 17, 2023).

5. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 05.02.2010 No. 02-05-10/383 "On the submission of Methodological recommendations on the application of the classification of operations in the public administration sector" [Electronic resource] Access mode: legalacts.ru (accessed 17.07.2023).

6. Guidelines for the creation and reconstruction of public warning systems, EMERCOM of Russia, 2021 EMERCOM of Russia, 2021, [Electronic resource] Access mode: mchs.gov.ru (accessed 31.07.2023)

7. Decree of the President of the Russian Federation of November 13, 2012 No. 1522 "On the creation of an integrated system of emergency notification of the population about the threat of occurrence or occurrence of emergency situations". [Electronic resource] Access mode: base.garant.ru, (accessed 17.07.2023).

8. Joint order of the Ministry of Emergency Situations of Russia and the Ministry of Digital Development of Russia dated July 31, 2020 No. 578/365 "On Approval of the Regulations on Public Warning Systems" (registered by the Ministry of Justice of Russia on October 26, 2020, registration No. 60567) [Electronic resource] Access mode: garant.ru, accessed 07/21/2023.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of February 16, 2008 No. 87 "On the composition of sections of project documentation and requirements for

4281

their content" [Electronic resource] Access mode: garant.ru, accessed on July 21, 2023.

10. National standard GOST R 55199-2012 Civil defense Evaluation of the efficiency of the topology of terminal devices for alerting the population General requirements [Electronic resource] Access mode: docs.cntd.ru, accessed 29.07.2023.

© Леонова А.Н., Леонова Е.М., 2023Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Для цитирования: Леонова А.Н., Леонова Е.М. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

4282

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.