Человек и общество: вчера, сегодня, завтра
Ю.В. ИРХИН
доктор философских наук, профессор РАНХиГС при
Президенте РФ, профессор РГГУ, академик АГН РФ'
Современные трансформации постмодернистских подходов к анализу общества и политики
Постмодернистские философские, политико-культурологические подходы к исследованию общества и политики являются важными и распространенными направлениями в современном социальном и политическом анализе. Сформировавшись в целом к концу XX в., «постмодернизм» продолжает развиваться и трансформироваться: возникло новое направление - «метамодернизм»; оформляется своеобразный альтернативный подход - «неомодернизм». В статье комплексно рассматриваются и анализируются три подхода, возникших после эпохи модерна: собственно «постмодернизм» (на основе идей неолиберализма), его трансформация - «метамодернизм» и формирующийся «неомодернизм» на принципах неоконсерватизма.
Постмодернистская парадигма
«Постмодерн» (фр. postmodern - после модернизма) -термин, обозначающий структурно сходные, новые явления в мировой общественной жизни и особенно культуре конца XX -начала XXI в. В этом смысле можно говорить об эпохе культуры «постмодерна».
Производное понятие «постмодернизм» - употребляется для характеристики своеобразного, постнеклассического типа философствования; выступает как особый парадигмальный подход, включающий ряд «постмодернистских» теорий для соответствующего объяснения и толкования изменений в культуре и ценностях современной общественной жизни.
* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: [email protected]
Постмодернистское мышление нацелено на переосмысление «старого (модернистского) знания»: критику общественных идеологем («метанарративов») легитимирующих власть, рассмотрение мира как текста (совокупности знаков и их значений) с неявным авторством, использование таких приемов, как деконструкция, интерпретативность, ирония, эклектичность, гиперсенсуальность, эстетизация и др. В целом постмодернистские подходы несут на себе печать разочарования в идеалах и ценностях эпохи модерна с ее верой в прогресс, торжество разума, гуманизм; сопровождаются всепроникающими информационными потоками, популяризирующими индивидуалистскую гедонистическую культуру потребления.
Постмодернистский проект связан с серьезной трансформацией социальных институтов в современных условиях. Ослабление централизации, иерархии и дисциплины меняет образ социальной и политической власти, коммуникации. Общество фрагментируется, начинает походить на мозаику, образованную малыми группами. Общественная организация дрейфует в сторону доминирования сетевых структур при латентном контроле центра. Власть и политическая коммуникация приобретают значительную подвижность, гибкость, изменчивость. В массовом сознании укрепляется идея амбивалентности власти: она может служить источником как порядка и стабильности, так и хаоса и неустойчивости.
В лице постмодернизма на смену классическому («модернистскому») рационалистическому, теоретико-методологическому познанию пришло интерпретативное мышление со свободными ценностными ориентирами, эстетический эклектизм, фетишизация предметов и символов потребления. В различных концепциях постмодернизма актуализируется изучение исторического сдвига общества модерна с его централизацией и иерархическим контролем к постмодернистскому обществу с сетевыми структурами; роли эстетического жанра в нелинейных «микронарративах» (локальных, разорванных образованиях и исследованиях), смешения стилей и значения массовой культуры в обществе.
В постмодернистских теориях акцентируется внимание на нелинейной социокультурной динамике реалий постмодерна, их качественной неопределенности, противоречивом потенциале самоорганизации, проблемах рисков, неожиданных общественных вызовов, неустойчивого порядка и имманентного хаоса в глобально-локальном социуме. Э. Гидденс выде-
лял такие черты реалий постмодерна, как «разрывы в познании, увеличение центробежное™ и беспорядочности в социальных трансформациях, фрагментарность самоидентификаций, контекстуальность истины, ограниченные возможности координации политических действий»1. Постмодернизм опосредуется неолиберализмом, феминизмом, психоаналитикой, критическими, в том числе «левыми» и утопическими, концепциями развития2.
Взгляды постмодернистов различаются в зависимости от их позиций и специфики дисциплины (дискурса): культурологии, искусствоведения, теории познания, социальной теории, политологии, мировой политики и др. В целом в постмодернизме выделяют два направления (позиции).
Согласно первому (радикальному) направлению акцент делается на происшедшей замене современного общества постсовременным и изучении его культуры практически вне связи с историей, на разрыве с прошлым (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари) . Согласно второму, историческому и цивилизационному подходу, постмодернизм вырастает из модерна и связан с ним (Ф. Джеймсон, Э. Лаклуа, Н. Фрезер). В этом случае постмодернизм представляется как определенное продолжение предыдущих подходов, их анамнесис (пересмотр); «редактируемый» или «зрелый модерн»; «мо-дернити» (З. Бауман, А. Гидденс, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабер-мас)4. При таком подходе модерн и постмодерн рассматриваются не как отдельные эпохи, а как участники длительных и непрерывных отношений со своими достижениями и неопределенностями. «Даже в одном конкретном обществе могут сложно переплетаться постмодернистские, модернистские (разного типа) и традиционные реалии, равно как может сосуществовать глобальное, локальное и анклавное»5.
Таблица
1 Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1990, р. 150.
2 Bennet J. Problems Approaches to Political Theory // Handbook of Political Theory. Ed. by G.F. Gaus, Ch. Kukathas. L., 2004, р. 46.
3 Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000, с. 214.
4 Ритцер Дж. Современные социологические теории: пер. с англ. СПб., 2002, с. 254.
5 Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции: Словарь терминов. М., 2010, с. 7.
Различия в дискурсах модерна и постмодерна(постмодернизма)
Модерн Постмодерн
Однолинейность развития мира Многовариантность развития мира
Иерархия мировых культур с выделением эталонных. Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма.
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм. Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня
Безоговорочная вера в прогресс. Отрицание прогресса, особенно морального.
Вера в познаваемость мира, во всесилие науки, в научные теории и данные. Сомнение в возможностях гуманитарных и социальных наук, резкое сужение круга их функций, подмена мифами, кастингами.
Теории: либерализм, консерватизм, социализм, национализм. Теоретические основы: плюрализм и неолиберализм.
Производство - базис общества. Потребление - инструментальная деятельность, направленная в основном на удовлетворение природных потребностей человека. Постмодерн - это общество потребления. В обществе постмодерна потребление - это, прежде всего, потребление символов, а не только соответствующая инструментальная деятельность.
Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки. Недоверие к государству и власти, стремление к разгосударствлению общества, сетевым организациям.
Идея единой культуры, общих благ. Идея фрагментарности культуры, гедонизма.
Массовое производство преимущественно одинаковых или похожих вещей. Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами.
Основа экономики -национальный рынок. Формирование глобального рынка (рынков), трансграничное взаимодействие.
Каждая страна - это особая историческая, цивилизационная и культурная реальность. Возникновение гиперреальности, участков иной культурной реальности: «Дисней-ленды», «Макдональдсы».
В методологии и теориях постмодернизма акцентируется внимание на предлагаемой ниже системной интерпретации следующих их базовых установок и смыслов:
- повышение роли постматериальных ценностей, массовой культуры развлечений и эстетизации повседневной жизни в «молчаливом обществе потребления»; нивелирование расстояния между массовым и элитарным потребителем через средства рекламы, гламура и др.; рассмотрение социального мира как изменяющегося текста или интертекста, где сложно определить автора;
- политико-управляющее значение информационных и психологических символов, кодов, смыслов, симулякров, рекламы, разнообразных индексов, кодексов и рейтингов влияния в глобально-локальном обществе;
- фрагментирование («кластеризация») социальной структуры; конструирование идентичности на основании индивидуального выбора;
- критический анализ общих классических социальных теорий; акцент на исследовании микронарративов;
- использование методов «деконструкции», «ризомного» подхода (развитие в любом направлении, как у лианы), поиск архаики в современности, «следа» и др.;
- учет нового опыта понимания эффектов ускорения времени и «сжатия» пространства.
В целом постмодернизм предполагает расширение возможностей политического проектирования вследствие бурного развития интегрированных коммуникаций и их воздействия на сознание, предсознание и подсознание «молчаливого потребительского большинства» в духе неолиберализма.
Во многих своих построениях постмодерн - это глобализм, ультралиберализм, латентное доминирование транснациональных корпораций, главенство сетей, отмена или ослабление многих традиционных форм идентичности - государств, религий, наций, этносов, даже семей и полов.
Дискурс постмодерна определяет и навязывает Запад, он же получает от него и максимум выгод. Путь ультралиберальной «постмодернизации» несет в себе опасность утраты национальной идентичности, растворения государственности, хаотизации и десоциализации политики и др.
А.Г. Дугин заключал, что есть отличия в описании социальных явлений с точки зрения парадигм «премодерна» («традиционное общество»), «модерна» (Новое время) и «постмо-
дерна». «Премодерн знает следующие основные идентичности: империя, этнос, религия, иерархия (каста, сословие). Модерн предлагает свою систему идентичностей: государство (вместо империи), нацию (вместо этноса), светскость (вместо религии), равенство индивидуумов, граждан (права человека
- вместо иерарахии). Постмодерн выдвигает проекты: глобализации - вместо классических государств, планетарного космополитизма - против наций, полного индифферентизма или индивидуального мифотворчества в контексте неоспиритуализма - против строгой установки на секулярность, произвольность утверждения абсолютным индивидуумом своего отношения к «другим» - против гуманистической стратегии
1
«прав человека» .
В обществе постмодерна управление символами становится решающим. Личность в таком обществе вовлечена в процессы одновременного становления многих идентичнос-тей. Средства электронной информации создают тот мир «виртуальной реальности» - имиджей, подобий, симулякров,
- который зачастую вытесняет из сознания людей саму действительность, превращая человека в объект и продукт манипулирования.
Вместо общества рационального знания, выдвинутого эпохой модерна, постмодернистская современность все шире использует электронно-развлекательно-потребительские продукты низкого качества. Политика в XXI в. все больше превращается в подбор и ранжировку символического комплекта идентичностей, а возможный выбор состоит в следовании за модными символами, продуцируемыми СМИ, как музыка из дудочки сказочного крысолова, увлекающая за собой «привороженных» сладкими звуками и заманчивыми образами. Партии, «фабрики мысли» и СМИ становятся конструкторами идентичностей, стремятся к «захвату символов» и управлению через их посредство.
Возможность индивидуализации политики в постиндустриальном обществе, установления доверительных двухсторонних отношений по линии «государство - индивид» во многом блокируется предопределенностью выбора, навязываемого обществу властными структурами и дискурсами. Так, «опросы общественного мнения определяют политику, тесты
- стиль рекламы, анкетирование - выбор музыки для радио,
1 Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. М., 2007, с. 34.
результаты пробных просмотров - развязку фильма, режиссируемые кастинги - выбор «звезд» и вкусов, телеметрия -содержание программ телевидения и т.д.
Следует заметить, что свободный выбор в обществе потребления во многом предопределен. Алгоритм «власть -рынок - потребитель» предполагает, что параллельно с нормативным регулированием поведения обывателя происходит его соблазнение в качестве потребителя; вне идеологии или вместо нее - присутствует постоянная реклама; легитимацию власти во многом определяют пресс-центры и пресс-бюро.
В постмодернистских концепциях переосмысливается сущность политического. Политика все больше приобретает черты виртуальности, воплощается в коммуникативных и символических по своему содержанию политических технологиях, позволяющих не только воздействовать на социальную реальность, но и конструировать ее. В качестве субъектов политики наряду с «классическими» социальными общностями выдвигаются индивиды и группы, взаимодействующие в сетевых структурах. Революции по марксистской схеме сменяются управляемыми сетевыми взаимодействиями акторов. Однако кем в действительности направляются эти движения, взаимодействия и революции («цветные» и др.), и каковы действительные стратегические цели их организаторов -обычно скрыто от общественности.
Постмодернистские подходы основываются на дискурсивных, лингвистических, психологических и игровых моментах политического действия. В этом смысле политика предстает как нечто процедурное, герменевтическое, эстетизированное.
В постдемократической, постмодернистской системе власти происходит постепенное формирование все более контролируемого и направляемого общества, в котором господствует элита, тесно связанная с олигархическими, «офшорными», медийными группировками. Освобожденная от сдерживающего влияния традиционных консервативных, либеральных и социальных ценностей, эта элита не будет колебаться при достижении своих политических целей, применяя новейшие достижения современных технологий для воздействия на поведение общества и удержания его под стро-
1
гим надзором и контролем .
1 Крауч К. Постдемократия. М., 2010, с. 7.
Итак, критическое изучение постмодернизма полезно для понимания трансформации современных социальных ценностей и управления политикой в целом, роли сетевых и цифровых коммуникационных процессов, методик символизации и создания нематериальных технообразов, манипу-лятивных идеологий, всеобщей театрализации, мифологизации, сексуализации и культа потребления в современном обществе.
Дискурс «метамодернизма»
Постмодернистская парадигма претерпевает изменения в связи с генезисом общества. Она, в частности, дополнилась «метамодернизмом».
Понятие «метамодернизм» отражает изменения в состоянии культуры и общества в последнее десятилетие. Термин ввели в 2010 г. голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер в работе «Заметки о метамодернизме».
Авторы этого подхода, перечисляя основные исторические черты постмодернизма (к ним они относят деконструкцию, иронию, стилизацию, релятивизм и нигилизм), полагают, что эпоха постмодерна исчерпывается вследствие появления таких новых факторов, как всемирный финансовый кризис и противоречивое мировое посткризисное развитие, усиление социального расслоения, активизация терроризма и увеличение количества военных конфликтов, возрастание роли государств и цивилизаций в современной истории и др.
Соответственно постмодернистские тенденции приобретают новые формы: не случайно авторы в качестве синонима своего подхода используют также и термин «постпостмодернизм». И если постмодернизм основывался во-многом на неолиберальной идее Ф. Фукуямы о «конце истории», то «метамодернизм» предполагает у нее все новые, бесконечные и неожиданные горизонты и перспективы.
В «Манифесте метамодерниста» Л. Тернера (2011 г.), понятие «метамодернизм» рассматривается как направление, предполагающее анализ возможных перспектив как внутри, так и за пределами сложившейся общественной системы; поиск множественности несоизмеримых и неуловимых горизонтов. Новые технологии дают возможность одновременного восприятия и разыгрывания событий с множества позиций, что способствует плюрализму и определенной демократизации в осмыслении истории и политики.
Для мира метамодернизма характерны:
- расширяющаяся виртуализация пространства социальных взаимодействий, когда виртуальный мир замещает реальность и появляются новые возможности манипуляции массовым сознанием как со стороны власти и современных СМИ, так и со стороны индивидов;
- шздание привлекающих социальные взаимодействия технообразов, создаваемых в сетевом пространстве одними пользователями и изменяемых другими, в результате чего сам объект живет независимо от автора;
- признание возрастающей роли государства в глобальном пространстве остающихся при этом сугубо национальными социумами с собственной культурой и идентичностью;
- транссентиментализм, или возвращение к очевидным
1
цивилизационным и традиционным ценностям .
В целом метамодернизм, дополняя постмодернистскую парадигму, в какой-то мере способствует смягчению или переосмыслению ее некоторых очевидных проблем и противоречий, определенному «выходу» за ее пределы..
Неомодернизм: новое осмысление современных ценностей?
В связи с формированием современного, нового, много-центричного мирового порядка классическая постмодернистская парадигма, основывающаяся на доминантной роли западного мира в международных отношениях и неолиберальной глобализации, особенно в сфере мировой и выработки независимой национальной государственной политики, вступила в противоречие с современными реалиями.
Под сомнение были поставлены следующие черты постмодернистской парадигмы:
- агностицизм (отрицание объективной правды); прагматизм, доведенный до цинизма и стяжательства как высшей ценности и целеполагания;
- эклектизм, выразившийся в девальвации любых стройных идеологических и ценностных систем; анархо-демокра-тизм - отрицание любых иерархий, включая и государственную (особенно в незападных странах);
- некое «право на вмешательство» во внутренние дела других стран под любыми предлогами, все чаще не только
1 См.: Митрошенков О.А. Постпостмодернизм как предчувствие // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 4, с. 59-61.
надуманными, спровоцированными, но и создаваемыми западными спецслужбами фальшивками и симулякрами;
- использование двойных стандартов в зависимости от ситуации и подчинение внешней политики достаточно узким бизнес-интересам отдельных групп влияния;
- «право» на подрыв классической иерархичной между-
1
народной системы модерна .
Выступая за ослабление национального государства, постмодернистские теории оправдывали современный противоречивый характер международного порядка. Неолиберальные подходы затушевывали несправедливости западноцентрич-ных международных отношений. Однако с течением времени они стали вызывать у КНР, России и других незападных центров силы стремление ослабить и демократически трансформировать ориентированный на США и НАТО однополюсный либеральный международный порядок.
В этих условиях, возврат к ряду положений модерна стал неизбежным и предполагает актуализацию его некоторых классических принципов, разумеется, существенно адаптированных к новой политической реальности. По сути возникли некие «новые модерн и модернизм» - «неомодерн», который во многом альтернативен ряду принципов и самому духу классического постмодернизма.
Для «неомодерна» характерны свои принципы, свойства и черты.
Так, неомодернизм, в отличие от неолиберального постмодернизма, тяготеет к консервативным подходам, а также к антиэлитарному и антибюрократическому популизму, актуализации патриотизма, роли права на самоопределение народов, этносов, государств2. Признается классическое наследие модерна в сфере мировой политики и существующих реалий «новой посткризисной реальности» (или «нормальности»); нового многополюсного мирового порядка. Поддерживается здоровый национализм, выражаемый в попытке сохранения своей национальной и цивилизационной идентичности и структурах национального государства.
1 См.: Кортунов А.В. «От постмодернизма к неомодернизму» или Воспоминания о будущем // Россия в глобальной политике, 2017, № 1, с. 30.
2 См.: Электоральные процессы в России и Европе: новые практики, институты и технологии (Проект Евросоюза и Финансового университета при Правительстве РФ): Монография / Под общ. ред. М.Е. Родионовой. М., 2018, с. 34-38.
Неомодернизмом признается холизм внешней политики, возврат к ее целостности. Понимание внешней политики, как явления, не подчиненного узким экономическим или иным частным интересам, но сводящего отдельные внешнеполитические ориентиры и тренды к единому целому, видится одним из наиболее позитивных аспектов неомодернистского ренессанса в международных отношениях.
Неомодернизм предполагает больший акцент, чем постмодернизм, на право и универсальные принципы морали и этики. Логика неомодерна предполагает сотрудничество, а не конфронтацию с Россией и КНР, признания их национальных интересов.
Неомодернизм выступает с позиций использования транс-акционализма - отказа от «универсальных ценностей» и «общих интересов» в пользу жесткой ориентации на национальные приоритеты и взаимодействие с другими субъектами с точки зрения логики игры с нулевой суммой или обычной экономической (торговой) выгоды.
Имманентным свойством неомодернизма является историзм - апелляция неомодернистов разных направлений к историческим и культурно-цивилизационным корням. Это связано как с усилением национализма и этноцентризма во многих государствах, так и с попыткой найти новое идеологическое оправдание существующей политической системы; обосновать неомодернистский реализм после десятилетий доминирования постмодернистского исторического релятивизма.
Заслуживает внимания важное отличие неомодернистов от постмодернистов в подходе к оценке «демократии». В эпоху постмодернизма главной разграничительной линией в мировой политике считался водораздел между демократией и авторитаризмом. Соответственно увеличение числа демократических режимов и вытеснение авторитарных образований на обочину формирующейся глобальной цивилизации воспринималось как основное содержание процесса мирового развития. Для большинства неомодернистов вопрос о демократии и авторитаризме уходит на второй план, уступая место куда более важному для них вопросу о границе между порядком и хаосом в международных отношениях. Во втором десятилетии XXI в. мир вступил в период хронической нестабильности, региональных и глобальных потрясений, резкого снижения уровня управляемости международной системы.
В этих условиях сохранение постмодернистского, неолиберального подхода и акцента на исключительное продвижение принципов идеализированной либеральной демократии в мировой политике в противовес политическим и государственным моделям, основывающимся на иных культурно-цивилизационных ценностях, представляется весьма проблемным, а жесткий санкционный подход и возврат США к открытому протекционизму свидетельствуют о крахе ряда постмодернистских и неолиберальных моделей глобального развития.
Актуализация и активизация «неомодернистских» принципов в ряде государств может рассматриваться как кризис «постмодернистского нарратива» и свидетельство возможности выбора более эффективного инструментария для реализации насущных задач.
Итак, становление неомодернистских подходов ознаменовало параллельное существование и развитие в современных условиях течения, альтернативного традиционной постмодернистской парадигме. Комплексный подход к анализу всех политико-культурологических направлений в современную эпоху обогащает категориальный аппарат социально-гуманитарных наук и помогает лучше ориентироваться в сложном и противоречивом развитии общества, культуры и политики.
Ирхин Ю.В. Современные трансформации постмодернистских подходов к анализу общества и политики. В статье анализируются проблемы трансформации современных постмодернистских подходов к изучению общества и политического развития; изменения в постмодернистской парадигме. Автор комплексно исследовал, систематизировал и показал основные черты и различия трех теоретических направлений изучения общества постмодерна: постмодернизма, метамодернизма и неомодернизма.
Ключевые слова: парадигма, модерн,. постмодерн, неомодернизм, метамодернизм, постмодернизм.
Irhin Y.V. Modern transformations of the postmodernist approaches to the analysis of society and politics. The article analyses problems of transformation of the postmodernist approaches to the studying of society and its political development; changers in postmodern paradigm too. The author comprehensively researched, systemized and showed basic features and differences of three theoretical directions learning of postmodern societies: postmodernism, metamodernism and neomodernism.
Keywords: paradigm, modern, postmodern, neomodernism, metamo-dernism, postmodernism.