Научная статья на тему 'Современные теоретические подходы к проблеме моделирования образовательных процессов в рамках реализации новых образовательных стандартов'

Современные теоретические подходы к проблеме моделирования образовательных процессов в рамках реализации новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / моделирование / деятельность / учебный процесс / модель выпускника / критериальная рефлексия / model / modeling / activity / educational process / graduate model / criteria reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Э. В., Маряшина И. В.

Современное образование становится все более сложной системой, которой приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем возрастающие требования ко всем участникам образовательного процесса. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения и достижения новых образовательных результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Э. В., Маряшина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF MODELING EDUCATIONAL PROCESSES WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

All participants of the educational process float in the modern complex educational system which has to operate in a dynamically changing world. Achievements of new learning outcomes become effective by the modeling as a method of teaching. A lot of studies confirm that modeling predicts the process of development for the researchers.

Текст научной работы на тему «Современные теоретические подходы к проблеме моделирования образовательных процессов в рамках реализации новых образовательных стандартов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Современное образование становится все более сложной системой, которой приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем возрастающие требования ко всем участникам образовательного процесса. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения и достижения новых образовательных результатов.

Ключевые слова: модель, моделирование, деятельность, учебный процесс, модель выпускника, критериальная рефлексия.

На современном этапе профессиональная деятельность преподавателя образовательной организации является одним из наиболее сложных видов деятельности. Профессия педагога кроме владения предметной компетентностью предполагает психологическую компетентность, методическую и организационную работу, научную деятельность, консультирование и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Способность преподавателя к моделированию и проектированию педагогического процесса на основе модели является, на наш взгляд, возможностью оптимально

Как цитировать статью: Наумова Э. В., Маряшина И. В. Современные теоретические подходы к проблеме моделирования образовательных процессов в рамках реализации новых образовательных стандартов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 39-45.

Э. В. Наумова

Кандидат педагогических наук, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 179 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Казань E-mail: nelvira09@mail.ru

Elvira V. Naumova Candidate of pedagogical Sciences, Head teacher, Municipal Budget Educational Organization «Secondary school № 179 with in-depth study of specific subjects», Kazan E-mail: nelvira09@mail.ru

И. В. Маряшина

Заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 179 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Казань E-mail: mirl2345678985@ yandex.ru

Irina V. Maryashina Deputy director on educational work, Municipal Budget Educational Organization «Secondary school № 179 with in-depth study of specific sub-jects», Kazan

E-mail: mir12345678985@ yandex.ru

интегрировать перечисленные выше составляющие и реализовывать свою миссию, отвечающую современным требованиям российского образования в рамках «Стратегии развития образования 2020» (Рис. 1).

Рисунок 1. Модель «Стратегияразвития образования 2020»

Для обоснования данного утверждения необходимо раскрыть смысл понятия «моделирование», выделить его уровень, определить место и роль в системе педагогической деятельности.

Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его модели, с конкретно заданными аспектами, интересующими исследователя. В своей статье «Теория обучения и моделирования учебного процесса» Е. В. Чупрунов и И. В. Гребенев отмечают, что «моделирование как способ деятельности и модели как объекты деятельности являются необходимым элементом инструментария любой области знания, претендующей на статус науки» [3].

Но наиболее точное определение, на наш взгляд, дает философский энциклопедический словарь: «Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструированных объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.» [3].

Таким образом, моделирование является познавательно-оценоч-

ной категорией, которая дает возможность для переноса результатов, полученных в ходе исследования моделей, на оригинал. Важно, чтобы моделирование отражало все стороны, свойства оригинала в рамках упрощений, принятых в исследовании теорий и гипотез.

Условно выделяют три типа моделей:

- физическая модель, имеющая природу, сходную с оригиналом;

- вещественно-математическая модель, отличающаяся от оригинала, но имеющая математическое описание его поведения;

- логико-семиотическая модель, конструирующаяся из структурных схем, символов и специальных знаков.

Как правило, педагогические модели входят во вторую и третью группы вышеперечисленных типов.

Мы согласны с мнением В. Н. Янушевского, который считает, что под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Выделяют следующие функции модели: 1) воссоздание и умножение знаний об оригинале; 2) конструирование его новых свойств; 3) управление им и развитие его» [8].

В нашем понимании моделирование — это процесс создания модели идеального пространства, включающего модельные ситуации, замещающие реальную деятельность оригинала.

Современному педагогу при моделировании образовательного процесса необходимо построить целостный комплекс взаимосвязанных моделей (проектирование) [1, с.34]. В теории педагогического проектирования выделяют следующие модели: прогностическую (конкретизация целей), концептуальную (программа действий), инструментальную (средство исполнения и обучения педагогов работе с педагогическими инструментами), модель мониторинга (механизм обратной связи и способ корректировки планируемых результатов), рефлексивную (выработка возникновения непредвиденных ситуаций).

Для использования модельных ситуаций в образовании педагогу недостаточно построить модель деятельности выпускника, нужно создать модель образовательного пространства, включающую деятельностную модель выпускника.

Таким образом, можно утверждать, что моделирование деятельности как обучающегося, так и самого педагога имеет серьезное значение в совместной деятельности на пути к профессиональному становлению

каждого участника образовательного процесса.

Немаловажную роль в моделировании играет последовательность действий — определенные ценности образования, методологические основания деятельности, диктующие ее принципы и позволяющие разработать модель (Рис. 2).

Рисунок 2. Модель «Я-концепция» участников образовательного процесса

Рассмотрим, чем руководствуется педагог при моделировании образовательного процесса. К примеру, он может рассуждать так: «Человек проходит путь до специалиста на протяжении многих лет обучения «школа — ссуз — вуз» и итогом его образовательной деятельности является не только защищенный проект и знания, показанные на комплексной государственной аттестации, но и многолетний процесс становления личности. Это процесс формирования мышления, навыков принятия решений, умения брать ответственность на себя, необходимый в условиях нестандартной ситуации, характерной для современной жизни.

Перед педагогом ставится задача: учитывая интеллектуальный потенциал обучающихся, создать модели образовательных ситуаций и организовать работу, направленную на построение индивидуальной образовательной траектории и саморазвития.

Сформировать навыки самообразования, саморазвития и развития сознания (мышления) на основе осуществления самоконтроля обучающимися учебных действий невозможно без включения «личностной рефлексии». Данный механизм познания позволит обучающимся ос-

мысленно подойти к учебному процессу не только интуитивно, с эмоциональными, временными затратами, но и с осуществлением поиска причин, стоящих на пути к достижению образовательных целей.

Последующее моделирование возможно при условии, что педагог владеет понятием «личностная рефлексия».

Под личностной рефлексией в данном случае понимается процесс осознания человеком своих действий, которые затруднены, не достигли результата. При поиске причин возникших затруднений и проблем внимание сосредоточено на себе, что позволяет не только построить образ себя иного, но и получить представление об ином варианте своих действий. Тогда это затруднение побуждает к поиску дополнительного знания, к иному действию.

Личностная рефлексия включает в себя: анализ собственных действий, в процессе которых возникли затруднения; выявление причины собственных затруднений на основании социокультурных критериев; перепроектирование своих действий на основании стандартов познавательной деятельности и самопознания через организационное мышление.

Для развития организационного мышления необходимо различение базовых функций мышления. Опыт показывает, что методически можно решить эту проблему на основе модели организационного мышления, адаптированной нами под задачи образовательной и высшей школы. Представленная модель помогает наблюдать и корректировать сложные рефлексивные процессы. Она включает несколько элементов, пространственно разделенных и соответствующих пяти рефлексивным функциям (проектирование и моделирование деятельности участников образовательного процесса; организаторская; коммуникативная; смыс-лотворческая; мотивационная; коррекционная). Каждое пространство соответствует определенному слою сознания (Рис. 3).

Это достаточно трудоемкая работа, которая требует построения обобщенного представления об основных шагах мыслительных процедур на основе затруднений, возникающих при рефлексии. Это особенно существенно для тех, для кого важен не только результат, но и путь к нему.

Только в ходе попыток отследить форму своих мыслительных процессов можно обрести навыки организованного мышления. Например, при решении задач можно схематично представить конструирование синтетического знания, принципов дополнения и уточнения, переходов от одного уровня теоретического знания к другому и т.п.

Смнлни?

Сжгуи|нп«.с--р!ГНГТр "ЛИГ ПЧ'1

Нф

и Лрс£п

Ф? ».'< и и в

р«фп«СВРВ£Г? СВЛНРГСНР

I—

Цр

=п

| ¡Т-иЩЫтМ^Ч^Г [

Пдо триста.

СРПТЯПРЧЧЯФТ Прчтти^ ^ртЬшричг-г лртт-влль.нс Цгнне-гтп*"

Я|аш

ПрфКТВрвОТКК

Рисунок 3. Модель формирования организационного мышления

В современном образовании, претерпевающем серьезные изменения, нет сложившегося отношения к моделированию, понимания его места и роли в профессиональной деятельности педагога. Само понятие «моделирование» неоднозначно. Иногда им называют процессы, далекие от подлинного моделирования, и, наоборот, авторы моделей не используют этот термин. Так, на основе анализа образовательной деятельности используется последовательность регулярных механизмов деятельности, вызывающих личностные изменения школьника [2]. Это, на наш взгляд, является примером разработки модели организации учебной деятельности, причем достаточно востребованной.

Литература

1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 2000. 415 с.

2. Гладких Б. А. Опыт реорганизации учебного процесса в соответствии с направлениями Болонской декларации // Проблемы управления в социальных системах. 2009. № 2. Т. 1. С. 75-92.

3. Гребенков И. В., Чупрунов Е. В. Теория обучения и моделирования учебного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 1. С. 28-32.

4. Зубкова И. Н., Агафонова Н. М. Моделирование образовательной среды как способ решения проблемы целевого разрыва деятельности образовательных учреждений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 209-216.

5. Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования // Учитель. 2006. № 5. С. 30-34.

6. Маряшина И. В. Современные взгляды педагогов на проблему моделирования образова-

тельных процессов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2012. С. 92.

7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Политиздат, 1991. 560 с.

8. Янушевский В. Н. Педагогическое моделирование профессионального развития студентов филологов в вузе: автореф. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 28 с.

9. Посталюк Н. Ю. Проектирование инновационных образовательных систем. М., 2004. 100 с.

References

1. Anisimova O. S. Metodologicheskaya kultura pedagogicheskoi deyatel_nosti i mishleniya M.: 2000g. [In Rus].

2. Gladkih B. A. Opit reorganizacii uchebnogo processa v sootvetstvii s napravleniyami Bolonskoi deklaracii // Problemi upravleniya v so_cialnih sistemah. 2009. T. 1, vip. 2. S. 75-92. [In Rus].

3. Grebenkov I. V. Teoriya obucheniya i modelirovaniya uchebnogo proces_sa / I. V. Grebenkov E. V. Chuprunov // Vestnik Nijegorodskogo univer siteta im. N. I . Lobachevskogo.— 2007.— № 1.— S. 28-32. [In Rus].

4. Zubkova I. N. Agafonova N. M. Modelirovanie obrazovatelnoi sredi kak sposob resheniya problemi celevogo razriva deyatelnosti obrazovatelnih uchrejdenii // Lichnost semya i obschestvo voprosi pedagogiki i psihologii_ sb. st. po mater. XXXVII mejdunar. nauch.prakt. konf. № 2_37,.— Novosibirsk, SibA, 2014. [In Rus].

5. Ermolenko V. Modelirovanie innovacionnoi deyatelnosti pedagogov po sovershenstvovaniyu soderjaniya obrazovaniya // Uchitel.— 2006.-N5.-S. 30-34. [In Rus].

6. Maryashina I. V. Sovremennie vzglyadi pedagogov na problemu modeli_rovaniya obrazovatelnih processov // Lichnost, semya i obschestro: voprosi pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XIX mejdunar. nauch.-prakt. konf.—Novosibirsk- SibAK, 2012. [In Rus].

7. Filosofskii slovar / pod red. I. T. Frolova.— 6-e izd., pererab. i dop. M.: Politizdat,1991.— 560 s. [In Rus].

8. Yanushevskii V. N. Pedagogicheskoe modelirovanie professionalnogo razvitiya studentov filologov v vuze: avtoref. ... kand. ped. nauk / Yanushevskii V. N.— Ulyanovsk, 2007.— 28 s. [In Rus].

9. Postaljuk N. Ju. Proektirovanie innovacionnyh obrazovatel'nyh sistem. M., 2004. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.