Научная статья на тему 'Современные тенденции в свадебной обрядности народов Южного Дагестана'

Современные тенденции в свадебной обрядности народов Южного Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА / СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ОБЫЧАЙ / СЕМЬЯ / БРАК / НАРОДЫ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА / ЗАГС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хадирбеков Н. Б.

Статья посвящена одной из сторон бытовой культуры народов Южного Дагестана – современной свадебной обрядности, которая во многом сходна с традиционными свадебными обычаями, но в то же время имеет ряд отличительных элементов и деталей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в свадебной обрядности народов Южного Дагестана»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАРОДОВ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА

к.и.н. Н.Б.Хадирбеков

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Статья посвящена одной из сторон бытовой культуры народов Южного Дагестана - современной свадебной обрядности, которая во многом сходна с традиционными свадебными обычаями, но в то же время имеет ряд отличительных элементов и деталей.

Ключевые слова: современная свадьба, свадебная обрядность, обычай, семья, брак, народы Южного Дагестана, ЗАГС.

Свадебные обряды - это своеобразное народное творчество, в котором отражены хозяйственная, социальная, правовая, религиозно-магическая и другие стороны жизни народа, которые являются пережитками прошлых формаций [1].

Для того чтобы изучить состояние современной свадебной обрядности, было предпринято множество полевых выездов в районы расселения народов Южного Дагестана.

Был проведен опрос жителей населенных пунктах (горных, предгорных, равнинных), чтобы увидеть, что представляет собой сегодня свадьба, и какова степень сохранности элементов традиционной свадебной обрядности в современной свадьбе, выяснить и то, как относится сам народ к современному состоянию свадьбы.

Полученный материал позволяют сделать следующие выводы. В современном Дагестане в жизни народов произошли и продолжают происходить существенные социально-экономические и культурные преобразования. Общий рост материального благосостояния основной массы населения и влияние массовой культуры, которая стремительно, глобально наступает по всем направлениям, основательно влияя на материальный и духовный мир общества, не могли не оказать и действительно оказали огромное влияние на все области жизни

народа. Прежде всего, на внутрисемейные отношения, которые, в свою очередь, предопределили трансформацию семейных (в том числе свадебных) обрядов и обычаев. Постепенно из жизни стали уходить обряды и обычаи, которые утеряли свой социальный смысл. Если перечислить основные - это прежде всего: различные формы избегания между невестой и женихом после сватовства, строго соблюдавшиеся в прошлом (в настоящее время молодые ограничивают себя в общении лишь со старшими родственниками); брачные ограничения, носившие классовый характер, колыбельный сговор, который, хотя и редко, но встречался у народов Южного Дагестана, выдача замуж девушек и женитьба сыновей по воле родителей и т.д.

Можно было считать некоторое время (советский период) относительно изжившим себя и брак по материальному расчету. Но в то же время «было бы ошибкой считать, что современная молодежь полностью игнорирует материальные факторы при создании семьи. Потенциальная возможность начать семейную жизнь с таким партнером, с каким не будешь иметь жилищных и материальных затруднений, кажется привлекательной многим юношам и девушкам любой национальной и социальной среды. Однако в реальной жизненной ситуации наличие материальных трудностей обычно не служит препятствием для заключения брака, так как главным является взаимная любовь, а не расчет» [2].

Новые условия труда, учебы, быта, отдыха создают наиболее благоприятные условия для знакомства молодежи, а их уровень культуры предопределяет личностный характер требований, предъявляемых друг другу. Но чаще всего инициатива в заключение брака и сегодня принадлежит родителям. Родители сообщают сыну о том, что они выбрали ему невесту, и если сын согласен с их выбором, то в дом к девушке посылают сватов. Но и тогда, когда юноша и девушка сами договариваются о женитьбе, о своем выборе и решении сообщают родителям. Правда, делают это не лично, а через посредников (сестру, жену старшего брата).

В прошлом браки у народов Южного Дагестана заключались преимущественно внутри одной национальности. Более того, предпочитались браки, в ко-

торых жених и невеста принадлежали к одному тухуму или сельскому обществу. В наше время это былое предписание преодолено, хотя и остается предпочтительным.

В последние годы весьма редкими стали браки между близкими родственниками. Особенно решительно выступает против подобных браков молодежь. В современном Дагестане появилась совершенно новая тенденция предпочтительности неродственных браков, в частности, у лезгин [3]. Информаторы старшего поколения говорили, что сходиться и расходиться с посторонними легче, чем с родственниками. Такое отрицательное отношение к родственным бракам сложилось у людей из-за участившихся разводов, когда в результате распада семьи две родственные семьи оказываются врагами.

Из года в год растет удельный вес межнациональных браков. В районах, преимущественно однородных по национальному составу (Ахтынский, Докуз-паринский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский), удельный вес таких браков не велик, в районах смешанного состава (Агульский район сс. Амух, Шари, Анклух, Чираг - даргинцы; Курахский район - сс. Усуг, Хве-редж, Укуз - агулы; Хивский район - сс. Ашага-Архит, Юхари- Архит, Ашага-Цинит, Ашага-Захит, Юхари-Захит, Конциль, Асакент, Заза, Кошкент, Дардар-кент, Чиликар, Куг, Тркал, Цлак, Цнал - лезгины; Табасаранский район - сс. Арак, Лидже, Новое Лидже, Цухдык, Цанак, Дарваг, Ерси, Зиль, Марага, Пенд-жи, Екраг, Хели - азербайджанцы) их, напротив, много. Об этом говорят и цифры. Так, например, в Хивском районе в 2000 году удельный вес межнациональных браков составил 27 %, а в Табасаранском - 25 % [4].

Обращает на себя внимание большое число этнических компонентов, образующих смешанные семьи в этих районах. В Хивском районе в основном табасаранцы - мужчины были связаны брачными отношениями с женщинами -лезгинками, а в Табасаранском районе - табасаранцы с женщинами - азербайджанками.

Характерной особенностью смешанных браков у народов Южного Дагестана (Ахтынский, Магарамкентский районы) является значительный удельный

вес браков, заключенных между лезгинами и недагестанками. Так, например, в Ахтынском районе десятки браков, заключенных между еврейками и лезгинами, между армянками и лезгинами, между русскими и лезгинами, между эстонками (один случай) и лезгинами и т.д. В целом же, сохраняется установка на выбор брачного партнера своей национальности или (в национально -смешанных семьях) национальности одного из родителей. Не исключаются и браки (как мы увидели выше) с представителями народов, не связанных своим происхождением с дагестанскими народами. В такие браки чаще вступают юноши.

В первые годы советской власти (до 1950 -х - 60-х годов) среди национально-смешанных браков типа «дагестанец - не дагестанец» у народов Южного Дагестана было больше всего браков лезгин, табасаранцев, агулов с русскими женщинами. Почти в каждом, например, лезгинском населенном пункте можно было встретить смешанную семью такого типа.

В большинстве случаев будущие супруги знакомились, учась в одном вузе, живя в одном доме в городе, на совместной работе, в армии, в местах отдыха, т.е. путем непосредственного общения.

Мы обратили внимание на то, что межнациональные браки заключаются между представителями всех социальных слоев населения, но более всего их заключалось между молодыми людьми, одинакового образовательного уровня.

Изучение материалов отделов ЗАГСов в различных районах Южного Дагестана и городов показывает значительное повышение среднего брачного возраста для девушек, что объясняется стремлением девушек получить образование, иметь профессию до выхода замуж. Первое место занимают теперь браки, заключенные девушками в возрасте 22-25 лет и позже. Значительно повысился и брачный возраст юношей. Это также связано с учебой и получением специальности, со службой в армии и в самые последние годы - с выездом на заработки в различные крупные города и области России (в Тюмень, Москву, Нижневартовск и др.). Основная цель - заработать деньги на приобретение жилья, строительство дома и проведение свадьбы.

Литература:

1. С. Агаширинова. Свадебные обряды лезгин XIX - нач. XX века. Уч. записки.

Том XII. Махачкала 1964.

2. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975. С. 438.

3. Ризаханова М.Ш. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и нова-

ции)//Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 75.

4. Цифровые данные по межнациональным бракам нами взяты в районных архивах ЗАГСа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.