Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ГОРОДА БАРНАУЛА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ГОРОДА БАРНАУЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / БАРНАУЛ / КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТРАДИЦИИ / НОВАТОРСТВО / ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поморов С. Б., Савенкова О. В.

Цель статьи - установление современных тенденций развития православной храмовой архитектуры. Объектом изучения являются исторические и современные постройки культовых объектов г. Барнаула. Поставлено несколько задач, в том числе: выявить проблемы современного храмового строительства, проследить эволюцию в формообразовании и установить основные направления в современной православной архитектуре на примере Барнаула. Методические аспекты работы - анализ архитектурно-художественных, функциональных и стилистических особенностей проектов и построек православных храмов в контексте развития православной архитектуры. Проведенное исследование храмового строительства показало современные нововведения и тенденции. Наиболее передовые архитектурно-планировочные решения того времени нашли применение в культовом зодчестве города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN ARCHITECTURE ORTHODOX CHURCHES IN THE CITY OF BARNAUL

The purpose of the article is to establish modern trends in the development of Orthodox church architecture. The object of study is the historical and modern buildings of religious objects in the city of Barnaul. Several tasks have been set, including: to identify the problems of modern temple construction, to trace the evolution in shaping and to establish the main directions in modern Orthodox architecture using the example of Barnaul. Methodological aspects of the work - analysis of architectural, artistic, functional and stylistic features of projects and buildings of Orthodox churches in the context of the development of Orthodox architecture. A study of temple construction has shown contemporary innovations and trends. The most advanced architectural and planning solutions of that time were used in the cult architecture of the city. The results of this work can be used for the design and construction of new temple structures.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ГОРОДА БАРНАУЛА»

УДК 726.5

DOI 10.52684/2312-3702-2021-38-4-18-22

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ГОРОДА БАРНАУЛА С. Б. Поморов, О. В. Савенкова

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Россия

Цель статьи - установление современных тенденций развития православной храмовой архитектуры. Объектом изучения являются исторические и современные постройки культовых объектов г. Барнаула. Поставлено несколько задач, в том числе: выявить проблемы современного храмового строительства, проследить эволюцию в формообразовании и установить основные направления в современной православной архитектуре на примере Барнаула. Методические аспекты работы -анализ архитектурно-художественных, функциональных и стилистических особенностей проектов и построек православных храмов в контексте развития православной архитектуры. Проведенное исследование храмового строительства показало современные нововведения и тенденции. Наиболее передовые архитектурно-планировочные решения того времени нашли применение в культовом зодчестве города. Результаты проведенной работы могут использоваться для проектирования и строительства новых храмовых сооружений.

Ключевые слова: православная храмовая архитектура, г. Барнаул, культовые объекты, традиции, новаторство, храмовое зодчество, реконструкция.

MODERN TRENDS IN ARCHITECTURE ORTHODOX CHURCHES IN THE CITY OF BARNAUL S. B. Pomorov, O.V. Savenkova

Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia

The purpose of the article is to establish modern trends in the development of Orthodox church architecture. The object of study is the historical and modern buildings of religious objects in the city of Barnaul. Several tasks have been set, including: to identify the problems of modern temple construction, to trace the evolution in shaping and to establish the main directions in modern Orthodox architecture using the example of Barnaul. Methodological aspects of the work - analysis of architectural, artistic, functional and stylistic features of projects and buildings of Orthodox churches in the context of the development of Orthodox architecture. A study of temple construction has shown contemporary innovations and trends. The most advanced architectural and planning solutions of that time were used in the cult architecture of the city. The results of this work can be used for the design and construction of new temple structures. Keywords: Orthodox church architecture, Barnaul, religious objects, traditions, innovation, temple architecture, reconstruction.

Введение

Культовые постройки символичны в любой культуре, воплощая религиозные убеждения и мировоззрение людей. Изучение способов размещения религиозных построек помогает нам понять топографическую роль построек в коллективном сознании общества [1]. Храмы исторически были для прихожан центрами духовной и культурной жизни. Как значимые общественные архитектурные объекты, они имели свои отличительные характеристики: высокое эстетическое значение и художественное воплощение, отличались своей высотой на фоне остальной окружающей застройки, были хорошо видны при въезде в населенные пункты, размещались на площадях, часто на возвышенных территориях. Эти примечательные атрибуты относятся ко всему храмовому строительству в России, в том числе и на Алтае.

Одновременно со строительством горно-металлургических заводов в первой половине XVIII века происходило освоение Алтайских земель. Уже в 1736 году на рассматриваемой территории были срублены первые культовые здания. Исследователи храмовой архитектуры отмечают, что эти строения были просты в архитектурном решении, выполнены в традициях народного, преимущественно деревянного зодчества [2, 3].

Первый каменный собор Петропавловский, названный в честь святых Петра и Павла, был возведен в Барнауле 1771-1774 годах по проекту московского архитектора Д. П. Макулова [4].

Рис. 1. Петропавловский собор (1774-1935 гг.) на Соборной площади (с 1933 г. - пл. Свободы)

Проект был выполнен в традициях столичной архитектуры, в стиле барокко и потребовал больших финансовых затрат. Возведение этого собора положило начало дальнейшему развитию каменной архитектуры. Данный памятник культового зодчества на Алтае был разрушен в 30-е годы XX века [4].

На храмовую архитектуру сильное воздействие оказала эпоха классицизма, становление и развитие которой на территории Алтая относится к концу XVIII - началу XIX века. [2, 3, 5]. Архитектор Я. Попов ярко воссоздал образы русской классической школы в своей работе. Он завершил возведение храма Димитрия Ростовского в Барнауле. Церковь была построена в русском классическом стиле. Вокруг нее был заложен сад. Разбивать сады на территории храма считалось необходимым и важным [6].

екта православной архитектуры: 2 собора, 32 приходских храма, в том числе 1 приход в учреждении ФСИН, 8 часовен и 2 памятных креста. Культовые постройки относятся к Барнаульской епархии Русской православной церкви (рис. 4).

Рис. 2. Церковь Д. Ростовского

Можно констатировать тот факт, что до сегодняшнего дня в Барнауле сохранились лишь единичные памятники культовой архитектуры. Восстановлена разрушенная церковь Димитрия Ростовского [2].

По православной архитектуре современных храмов в городе Барнаула мало велось исследований. Исходя из этого, тема очень актуальна. Авторы постарались выявить региональные традиции, условия строительства, обычаи прихожан и их потребности в культовых сооружениях. Результаты проведенной работы могут использоваться для проектирования и строительства новых храмовых сооружений. Общие вопросы состояния современного храмострои-тельства России конца XX - начала XXI века рассматривались в исследованиях российских авторов Е. Р. Возняк, Ю. Э. Саратовской, а также И. П. Канаева. Данные авторы изучают истоки становления современной церковной архитектуры, принципы размещения православных храмов в современном городе, композиционную роль церковных комплексов в структуре города, особенности типологии культовых сооружений и другие вопросы [4, 7, 8].

Объектом исследования являются современные православные культовые объекты г. Барнаула.

Цель работы - установление современных тенденций развития православной храмовой архитектуры.

Задачи исследования - выявить проблемы современного храмового строительства, установить основные тенденции в современной православной архитектуре на примере г. Барнаула.

Методы исследования - анализ архитектурно-художественных, функциональных и стилистических особенностей проектов и построек православных храмов в контексте развития православной архитектуры.

Основная часть

Исследование показало, что на сегодняшний день в столице Алтайского края находится 44 объ-

Рис. 4. Православные храмы на карте г. Барнаула

Небольшой процент построенных православных храмов в городе был возведен до 1917 года.

В 2021 году в городе Барнауле после почти тридцатилетнего строительства открылся Александро-Невский собор (рис. 5). Собор стал первым православным храмом, заложенным в Барнауле после революции. Собор Александро-Невского заметно отличается от других православных объектов города. Помещение храма светлое, с белоснежными колоннами и золотистыми люстрами. На месте привычных фресок появились высокие витражи с изображением святых, основавших духовную миссию на Алтае. Купол на колокольне Александро-Невского собора - один из самых больших куполов Алтайского края. Купол с крестом имеют высоту 11,5 м, диаметр 6,7 м и вес 4 т. В настоящее время вокруг храма еще не везде есть тротуарная плитка. Также планируется создать сад на территории Александро-Невского собора, что является непременным атрибутом православных комплексов [9].

Собор в своем основании имеет форму креста. Здание храма кирпичное. Авторами проекта являются А. Войтович и А. Ф. Деринг. Крышу украшают семь шлемовидных куполов. Трехъярусная колокольня расположена над входом в собор. Внутри очень просторно и красиво. Все

наполнено сиянием и блеском, чистотой. Большое количество белого цвета наполняют пространство храма.

Ежегодно увеличивается число прихожан не только в Барнауле, но и по всей России. Поэтому, помимо восстановления имеющихся, очень актуальна тема строительства новых культовых сооружений. Часто можно встретить объекты гражданской архитектуры, отданные под храм. В июне 2014 года недостроенный дом в Борзо-вой Заимке, расположенный по улице Радужная, 91, напоминавший местным жителям церковь, был передан епархии. Был зарегистрирован приход Храма Преображения Господня (рис. 7).

Рис. 5. Александро-Невский собор

В индустриальном районе города Барнаула возвышается храм Иоанна Богослова, находящийся по адресу ул. Шумакова, 25А. Светлое здание храма с золотыми куполами заметно отличается своим архитектурным видом. Храм относится к традициям древнерусского каменного зодчества. Он имеет традиционно крышу с пятью главами. К основному объему церкви пристроены приделы. В южном приделе находится звонница, в западном - крытое шатром парадное крыльцо. Апсиды церкви имеют полукруглую форму, купола на высоких и стройных барабанах, центральный барабан световой, купола шлемо-видной формы покрыты «золотом», прясла стен, разделенных пилястрами, завершаются киле-видными закомарами. Верхнюю часть храма по всему периметру украшает аркатурный пояс. Здание кирпичное, оштукатурено. Храм в темное время суток подсвечивается, что делает его архитектурный облик более эффектным. Церковь была построена в 2008 году. Кроме главного храма, на территории комплекса находится храм Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных, а также хозяйственные постройки. Важным элементом является сад, расположенный на территории комплекса. Крупный церковный комплекс, безусловно, место притяжения прихожан.

Рис. 7. Храм Преображения Господня

Однако данное явление временное и вынужденное. Увеличивается социальная активность прихожан и их потребность в религиозном просвещении. Они активно занимаются благотворительностью, общаются с детьми и молодежью и помогают нуждающимся.

В настоящее время появилась необходимость строительства православных храмовых комплексов, состоящих из объектов для образовательной деятельности. Храм в честь Иверской иконы Бо-жией Матери был построен на территории Барнаульского епархиального управления в конце 1990-х. В 2000-2004 годах в стенах храма размещалось епархиальное управление духовного училища. Сегодня Иверская церковь является примером современного православного комплекса. На территории комплекса находится управление Барнаульско-Алтайской епархии, резиденция епископа, музей православия на Алтае, Барнаульская православная духовная семинария. Объект расположен по адресу Ядринцева, 66.

Рис. 6. Православный храмовый комплекс по ул. Шумакова, 25а

Рис. 8. Православный храмовый комплекс на ул. Ядринцева, 66. Иверская церковь

Храм Троицы (рис. 9) - это пример современной православной архитектуры. Строительство было завершено в 2019 году. Храм двучастный, с двумя молельными местами и алтарями на существующем фундаменте. В здании выделено два блока. Один из блоков имеет шатровое завершение, а у второго - скатная крыша с надстройкой главки. Храм общей площадью 734 м2, рассчитанный на 300 прихожан. Здание имеет асимметричную композицию.

аскетично. На восточном фасаде располагается икона, а на стенах находятся пилястры.

Рис. 9. Храм Троицы Живоначальной

Еще одним образцом храма-комплекса является Знаменский. Это кирпичный храм в русско-византийском стиле, выстроенный в 1853-1858 годах. Приземистая четырехстолпная пятику-польная трехапсидная постройка с трехъярусной колокольней под четырехскатным шатром. Храм был закрыт в 1939 году, купола и колокольня сломаны и заняты архивом. Отметим, что реставрация памятников архитектуры - весьма трудоемкий процесс, который зависит от многих факторов, правил, регламентов и законов. Строительным работам, как правило, предшествует длительный этап изучения памятника и инженерно-технических изысканий [8]. Так, в 1992 г. храм был возвращен православной церкви, при нем образовался женский монастырь. Через два года был отремонтирован главный храм.

Говоря о воссоздании утраченных церковных православных объектов в г. Барнауле, необходимо упомянуть о храме Иоанна Предтечи. В 2014 году началась реконструкция церкви 1857 года, воспроизводящая классическую архитектуру старого храма. Храм является частью мемориального комплекса, расположенного на территории Нагорного парка. На сегодняшний день на прихрамовой территории находятся церковная лавка с необходимыми хозяйственными постройками, а также памятный крест.

Церковь построена в духе классицизма, кирпичная, с шатровой крышей на колокольне и купольным покрытием крыши основного здания. Здание выполнено в форме креста, крыша окрашена в зеленый цвет. Декор фасадов выглядит

Рис. 10. Храм Иоанна Предтечи

Выводы

Барнаул - один из старых культурных центров Сибири. Общественная и культурная жизнь получила бурное развитие вскоре после образования города, и началом тому стало возведение сереброплавильного завода. Наиболее передовые архитектурно-планировочные решения того времени нашли применение в культовом зодчестве города. К примеру, Петропавловский собор первоначально строился в барочном стиле.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время в храмовом строительстве наблюдаются современные нововведения и тенденции:

• ведется восстановление ранее утраченных объектов в их изначальном облике с применением современных инженерных технологий, новых строительных и отделочных материалов;

• небольшие размеры и компактная архитектурно-планировочная структура храмов обусловлена невысоким бюджетом, формируемым из пожертвований прихожан;

• при выборе местоположения храма пешеходная и транспортная доступность для прихожан играет существенную роль;

• при благоприятных условиях строительства хозяйственные, просветительские и жилые объекты компактно размещаются на одной площадке;

• благоустройство прихрамовых территорий включает в себя планировку и озеленение, что позволяет улучшить восприятие посетителей;

• известные и опытные современные архитекторы принимают участие в проектировании православных храмов;

• проектные решения храмов направлены на поиск инновационных идей и направлений в соответствии с веянием архитектуры XXI века.

Проведенный в заданных границах рассмотрения анализ позволил систематизировать фактологический материал, выявить современные направления развития православной архитектуры в г. Барнауле с учетом местных особенностей строительства.

Список литератуы

1. Mainicheva, A. Y. The Topography of Ritual Buildings in Villages of the Tobolsk Governorate (Late 19th to Early 20th Century) / A. Y. Mainicheva // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. - 2019. - № 47 (4). - С. 112-119.

2. Гречнева Н. В. Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. В. Гречнева. -Барнаул, 2012. - 199 с.

3. Крейдун Ю. А. Храмовое зодчество юго-западной Сибири XIX - начала XX в. в контексте миссионерской деятельности русской православной церкви : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Ю. А. Крейдун. - Барнаул, 2011. - 47 с.

4. Возняк Е. Р. Архитектура современной православной приходской церкви: на примере Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. архитектуры / Е. Р. Возняк. - Санкт-Петербург, 1996. - 205 с.

5. Степанская Т. М. Стилевые направления архитектурного наследия Алтая в конце XIX - нач. XX в. / Т. М. Степанская // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1995. - С. 202-205.

6. Барнаул. Часовня Александра Невского (утраченная) // СОБОРЫ.РУ. Народный каталог православной архитектуры. - Режим доступа: https://sobory.ru/arttide/?object=50732 (дата обращения: 8.11.2021), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

7. Канаев И. П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: на примере Москвы и Подмосковья : автореф. дис. ... канд. архитектуры / И. П. Канаев. - Москва, 2002. - 157 с.

8. Саратовская Ю. И. Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях: на примере Москвы и городов Московской области :автореф. дис. ... канд. архитектуры / Ю. И. Саратовская. - Москва, 2000. - 159 с.

9. В Барнауле состоялось великое освящение двупрестольного Александро-Невского собора // Барнаул. Официальный сайт города. - Режим доступа: https://barnaul.org/news/v-barnaule-sostoyalos-velikoe-osvyashchenie-dvupristolnogo-aleksandro-nevskogo-sobora.html (дата обращения: 8.11.2021), свободный. - Яз. рус.

10. Eremin S. Yu. The cathedral of the holy wisdom of God in Harbin / S. Yu. Eremin, I. V. Kirichkov // Religiovedenie. - 2020. -№ 1. -С. 132-141.

© С. Б. Поморов, О. В. Савенкова

Ссылка для цитирования:

Поморов С. Б., Савенкова О. В. Современные тенденции в архитектуре православных храмов города Барнаула // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2021. № 3 (37). С. 18-22.

УДК 712.253

DOI 10.52684/2312-3702-2021-38-4-22-27

ПОНЯТИЕ И ГЕНЕЗИС ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРКОВ Л. С. Виноградова, С. Б. Поморов

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Россия

Актуальность исследования тематических парков обусловлена их возрастающей популярностью и малой изученностью. В статье приводится понятие тематического парка и определяется место в типологии парков. Выявляются сходства и отличительные черты тематических парков от других объектов садово-парковой архитектуры. Рассматривается история происхождения диснейлендов, луна-парков, первых аттракционов. Изучены черты преемственности тематических парков от развлекательных и парков культуры и отдыха. Прослеживаются этапы развития и современные тенденции их деятельности, исследуется архитектурное пространство, зонирование территории, функции. Выявляются характерные черты современного тематического парка, такие как: наличие одной или нескольких тем, ориентация деятельности парка на посетителя, использование передовых технологий и научных достижений, рекреационная и познавательная функции в форме развлечений, многопрофильность, атмосфера праздника. Ключевые слова: тематический парк, парк развлечений, аттракцион, генезис парков, архитектура, луна-парк, диснейленд, парк.

CONCEPT AND GENESIS OF THEME PARKS L. S. Vinogradov, S. B. Pomorov

Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia

The relevance of research on theme parks is due to their increasing popularity and the lack of research in this area. The article provides a definition of theme parks and defines a place in the typology of parks. The similarities and distinctive features of theme parks from other objects of landscape architecture are revealed. The history of the origin of Disneylands, amusement parks, and the first attractions is considered. The features of the succession of theme parks from amusement parks and parks of culture and recreation have been studied. The stages of development and modern trends in the activity of theme parks are traced, their architectural space, zoning of the territory, and functions are investigated. The characteristic features of a modern theme park are revealed, such as: the presence of a theme or several, the orientation of the park towards the visitor, the use of advanced technologies and scientific achievements, recreational and cognitive functions in the form of entertainment, versatility, and a festive atmosphere. Keywords: theme park, amusement park, attraction, genesis of parks, architecture, amusement park, Disneyland, park.

Целью данного исследования является изучение понятия тематических парков и определение основных этапов их генезиса. Актуальность исследования обоснована возрастающей востребованностью парков.

В последнее время тематические парки становятся все более популярны, по посещаемости они опережают всемирно известные памятники

истории и культуры. К примеру, посещаемость Лувра более 8 млн человек, Эйфелевой башни -7 млн, а, например, парижского диснейленда -13 млн человек, калифорнийского - 14 млн. Посещаемость "Magic Kingdom" во Флориде составляет более 17 млн [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.