Выпуск 4 (40) Том - 2019
Псковский регионологический журнал 2013-2020
ISSN 2079-8784 URL - http://ras.jes.su Все права защищены Выпуск 4 (40) Том . 2019
Современные тенденции конфессионального пространства стран Северной Европы (на примере христианских деноминаций Норвегии)
Балабейкина О. А.
доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, Санкт-Петербург
Колесникова В. Ю.
студентка магистратуры, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Российская Федерация, Санкт-Петербург Аннотация
Цель работы — выявить территориальные особенности формирования христианского пространства страны и современные тенденции его трансформации, а также ввести в научный оборот данные по экономической деятельности Церкви Норвегии. Актуальность темы обусловлена тем, что на данный момент христианство — лидирующая по числу последователей религия в Северной Европе, а именно религия во многом формирует мировоззренческие ориентиры в обществе.
В статье описывается современное состояние административно-территориальной и канонической структуры лютеранства, католичества и православия в Норвегии. Утверждается, что, несмотря на секуляризацию североевропейского общества, религия остаётся одним из важнейших компонентов культуры коренного населения и мигрантов, а значит, конфессиональное пространство требует детального изучения. Особое внимание уделяется новейшим изменениям в христианском пространстве Норвегии в связи с утратой лютеранской Церковью официального статуса. В статье впервые в научной литературе, посвящённой региональным исследованиям, приводятся и подробно анализируются данные, касающиеся экономической организации конфессионального пространства в одной из зарубежных стран. Выявлена связь между миграционными процессами в обществе и
изменением внутренней структуры христианского пространства.
Ключевые слова: Церковь Норвегии, конфессиональное пространство, география религий, экономическая деятельность религиозной организации, лютеранство, католичество, православие, территориально-административная структура
Ссылка для цитирования:
Балабейкина О. А. , Колесникова В. Ю. Современные тенденции конфессионального пространства стран Северной Европы (на примере христианских деноминаций Норвегии) // Псковский регионологический журнал 2019. Выпуск 4 (40) C. 57-67 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310010189-0-1 (дата обращения: 22.09.2020).
1 Введение. Региональные исследования, посвящённые различным аспектам территориальной организации религиозной жизни, в последние десятилетия завоевывают всё большую популярность среди учёных, а география религий, в рамках которой они проводятся, становится всё более и более общественно значимой и оформленной отраслью социально-географических знаний [12]. Развитие этой ветви географической науки подтверждается не только опубликованием всё большего количества посвященных ей работ, но также расширением территориальных ареалов и предметов исследований. Современные работы в обозначенной области затрагивают не только историю формирования религиозного пространства стран или регионов, особенности распространения культовой инфраструктуры или территориально-организационную составляющую той или иной конфессии, но и не совсем традиционные для конфессиональной географии вопросы экономических проявлений религиозной жизни [4, с. 113-126], вопросы развития паломнического туризма [5, с. 54-58], теоретико-методологические аспекты самой географии религий, как научного направления [13, с. 113-122] и др.
2 Первые отечественные работы в области конфессиональной географии строились, в основном, на российских материалах [8; 10], а теперь всё чаще объектом исследований становится конфессиональное пространство зарубежных стран и регионов. Общая тенденция расширения информационной базы экономико-географической науки и доступность её основы — статистической информации, в т. ч. содержащейся в иностранных источниках, нашла своё отражение и в развитии географии религий [1; 4; 6].
3 На современном этапе развития общества религия продолжает играть значимую роль в различных сферах жизни людей. Особенно актуальными становятся исследования по географии религий, когда мы принимаем во внимание современный процесс глобализации, приводящий к активному взаимодействию разнообразных культурно-цивилизационных общностей, в т.ч. в рамках межконфессиональных диалогов.
4 Материал и методика исследования. Конфессиональное пространство стран Северной Европы в последние годы неоднократно привлекало внимание учёных и становилось предметом изучения в разных смысловых аспектах [2; 4; 6; 9], но отдельных работ, посвящённых географии религий Норвегии, в отечественной литературе нам не встречалось. Между тем, эта приграничная России страна претерпевает серьёзную трансформацию в области организации религиозной жизни, и её опыт мог бы быть полезен России, т. к. изучение его даёт возможность прогнозирования дальнейшего существования и развития конфессионального пространства на разных уровнях. Анализируя современные тенденции трансформации пространства христианских конфессий в Норвегии, под последними в рамках данной статьи мы будем понимать лютеранство, католичество и православие, т. к. вторичные и
прочие деноминации протестантизма представлены на территории страны единично.
5 Результаты и их обсуждение. Христианство насчитывает в Норвегии более тысячи лет (с IX в.) и именно его многовековая история, тесно вплетённая в историю самого государства, служит основной причиной того, что христианская религия имеет сплошной ареал распространения на территории страны.
6 Самой крупной по численности последователей, количеству культовой инфраструктуры и, соответственно, обладающей самой сложной многоступенчатой территориально-административной структурой, является лютеранская Церковь Норвегии (норв. Den norske kirke), утратившая статус официальной совсем недавно — в 2012 г., а с 01 января 2017 г. ставшая самостоятельным юридическим лицом.
7 Согласно данным официальной статистики, доля последователей лютеранства в численности населения Норвегии в конце 2017 г. составляла 71 % (хотя регулярно богослужения посещало лишь около 3 %) [28]. Т. е. для резко преобладающей части населения страны принадлежность к лютеранству остаётся значимой частью национальной культуры. Если сравнивать с другими странами Северной Европы, то доля лютеран в конфессиональной структуре Норвегии больше, чем, например, в Швеции (64,6 % в 2014 г. [4, с. 113-126] и немногим меньше, чем в Финляндии (74 % в 2015 г. [3, с. 150-161]), а в целом довольно высокая для современной европейской страны.
8 Крупнейшей территориально-административной единицей Церкви Норвегии (ЦН) является традиционная для многих христианских конфессий, в т. ч. лютеранства, епархия, возглавляемая епископом. На данный момент территория государства делится на 11 лютеранских епархий, центры которых (епископские кафедры) находятся в крупных городах (рис. 1).
Рис. 1. Лютеранские епархии Церкви Норвегии в 2017 г. (составлено по материалам Статистического Бюро Норвегии / Statistisk сеШгаШуга)
10 Административное деление Церкви Норвегии тесно связано с государственным. Официально единицей административного деления, соответствующей субъекту Королевства Норвегия, являются фюльке (норв. fylke), которые по сути можно назвать провинциями, губерниями или областями. Лютеранские епархии совпадают в своих границах с фюльке (Ставангер — Ругаланн; Сёр-Холугаланн — Нурланн) или объединяют 2-3 граничащих между собой, как, например, епархия Тунсберг, включающая фюльке Бускеруд и Вестфолл, или Нур-Холугаланн, состоящая из Тромса, Финнмарка и Шпицбергена [23].
11 Приходы некоторых епархий экстерриториальны и носят диффузный характер распространения по всей стране, т. к. имеют «специализацию», связанную с определённым контингентом. Так, приходы для глухих и армейские (корпус капелланов) находятся в ведении епископства Осло, а епископ Бьёргвина отвечает за работу ЦН за рубежом ^0тапшкЫсеп) [30]. «Церковь моряков» имеет приходы почти на всех континентах, на территории десятков стран, в т. ч. в России, а также на группе буровых нефтедобывающих платформ в Северном море, что говорит о серьёзной и целенаправленной миссионерской деятельности ЦН.
12 Совпадение церковных и государственных административных единиц в Норвегии неслучайно. Оно продиктовано системой церковного налогообложения, обусловленной существовавшим до совсем недавнего времени официальным статусом Церкви Норвегии, а также традиционно для христианских конфессий выражает «симфонию» государственной и церковной власти, которая имела место в истории многих стран Северной и Западной Европы до последних десятилетий и проявляется в организации современного конфессионального
пространства многих стран, в т. ч. в России [10].
13 Норвегия, как и другие страны Северной Европы, где церковь до недавнего времени была или остаётся государственной, ведёт подробный учёт статистических данных, отражающих показатели, характеризующие конфессиональное пространство — численность адептов, количество совершенных богослужений и т. д.
14 Благодаря данным, предоставляемым Статистическое Бюро Норвегии / Statistisk сепйаШуга (SSB), становится возможным проследить изменения численности членов Церкви Норвегии (табл. 1) по её епархиям.
15 Таблица 1 Динамика численности зарегистрированных верующих Церкви Норвегии (2008-2016 гг.) [24]
Епархия 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Осло 478 342 470 376 468 690 467 275 467 613 467 316 465 677 461 662 454 924
Борг 502 789 500 737 500 023 500 749 501 637 501 778 499 600 497 861 494 008
Хамар 330 682 327 752 325 904 324 651 322 383 320 901 318 540 315 934 312 987
Тунсберг 378 802 384 808 383 743 383 132 382 392 381 026 378 764 376 836 372 586
Агдер и Телемарк 347 094 344 526 343 557 343 131 342 617 341 768 340 463 337 994 334 278
Ставангер 341 608 341 590 342 504 343 464 344 223 345 287 345 113 343 130 338 472
Бьёргвин 492 052 490 145 489 044 489 588 490 007 489 544 488 021 486 048 481 804
Мёре 220 913 220 027 219 011 218 562 217 751 218 004 216 508 216 003 214 116
Нидарос 363 810 362 413 361 532 361 200 361 668 362 665 362 104 361 205 357 914
Сёр-Холугаланн 209 760 208 110 204 961 204 543 203 299 202 190 201 546 200 353 198 420
Нур-Холугаланн 199 971 198 357 196 508 196 384 195 710 195 305 193 714 192 345 190 926
16 Если до утраты Церковью Норвегии официального статуса в некоторых епархиях, охватывающих наиболее заселённые и экономически развитые части страны, наблюдался небольшой прирост её членов, то после 2013 г. примерно 0,5-2 % прихожан ежегодно теряют все епископства.
17 Второй по численности последователей христианской конфессией в Норвегии является католичество, представленное приходами Римско-католической церкви (РКЦ). Основу контингента верующих составляют эмигранты и разных стран мира, преимущественно из Восточной Европы, а всего католиков в королевстве около 152 тыс. (2017 г.), что соответствует приблизительно 2,8 % населения. Интересно, что в отличие от лютеранства, в католичестве и православии наблюдается, хоть и небольшой, прирост численности верующих (динамика отражена в табл. 2), объясняемый увеличением доли мигрантов в структуре населения страны.
18 Таблица 2 Динамика численности католиков и православных в Норвегии (2013-2016 гг.) [29]
2013 2014 2015 2016 2017
Православие 12 959 14 765 17 476 20 202 21 993 Католичество 121 130 140 109 95 655 144 856 152 022
19 Всего на территории Норвегии 32 Римско-католических прихода, объединённых в диацез (аналог епархии) с центром в Осло, который подчиняется напрямую Святому Престолу в Риме. Помимо названной епархии, каноническая территория РКЦ в королевстве делится на две территориальные прелатуры (аналог благочиний, возглавляемых священниками, не имеющими епископского сана), в Тромсё и Тронхейме. Вместе с ростом численности прихожан РКЦ можно спрогнозировать и увеличение числа католических приходов (уже
наметившееся), а вслед за ним, скорее всего, усложнение территориально-административной структуры католичества в Норвегии.
20 Православие, в отличие от католичества, не имеет единого центра и является структурно раздробленным, будучи представлено в мире пятнадцатью Поместными Церквями. Такая раздробленность отразилась и на структуре православного пространства Норвегии — она многоуровневая и представлена четырьмя Патриархатами (табл. 3).
21 Таблица 3 Православные Церкви в Норвегии (составлено по [15, 16, 17, 18, 19, 22, 29, 30])
Патриархат Структуры Приходы
Константинопольский Скандинавская ^
Осло
патриархат митрополия
Западноевропейский
экзархат (благочиние Никольский приход (Осло) с подразделениями (Берген, Тромсё, Ставангер, Нейден)
Ольгинский приход (Осло), Богоявленский приход (Берген), Анненский приход (Тронхейм), Трифоновский приход (Киркенес), Ирининский приход (Ставангер), домовая Успенская церковь и часовня на о.Шпицберген
Приход в честь святителя Василия Острожского (Осло), приход св. Дмитрия Солунскго (Кристиансанн)
Приход в честь Воскресения Христова и свв. Иоанна Валахского и Халварда Норвежского (Осло), приход свв. муч. Зотика, Атала, Филиппа и жен-мироносиц Марии и Марты (Олесунн), приход свв. муч. Филофея, Татьяны из Крайова и Суннивы Норвежской (Берген), Благовещенский и свв. Свинтии и Свифуна Винчестерского приход (Ставангер), приход св. преп. Макария Великого и Макария Александрийского (Хёугесунн), приход в честь Вознесения Господня (Берген), приход Стефана Великого и Олафа Норвежского (Тронхейм), приходы св. муч. Сисоя Великого и св. Луция Римского (Тромсё), приход свв. великомуч. Прокопия и его матери Феодосии, Эпитекта Пресвитера и Астиона Монаха (Молде), приход свв. муч. Мины и Макария (Кристиансанн), миссии на Шпицбергене и в Киркенесе.
22 Помимо указанных в таблице патриархатов, до недавнего времени свою юрисдикцию на монастыри св. Суннивы в губернии Согн-ог-Фьюране и св. Олафа и пророка Илии в фюльке Нурдалл распространял Грузинский. Но в 2016 г. грузинский патриарх Илия II исключил эти монастыри из юрисдикции ГПЦ с рекомендацией им войти в состав Константинопольской православной церкви [27]. Таким образом, можно говорить о динамичной трансформации православного пространства Норвегии даже на самом высоком организационном уровне.
23 Образование юрисдикций нескольких православных церквей связано с процессами эмиграции, активно происходившими в прошлом веке. Положение многих церквей можно охарактеризовать как сложное: налицо нехватка духовенства, что не позволяет проводить богослужения в разных населённых пунктах на регулярной основе. Именно это обусловило структуру Константинопольского Патриархата в Норвегии — храм в Осло и общины, для которых время от времени проводятся богослужения в крупных городах (табл. 3). Кроме того, нехватка культовой инфраструктуры усложняет положение православных верующих в стране. Православные общины вынуждены совершать богослужения в католических и лютеранских часовнях и храмах, арендуя их. Так, например, православные Тронхейма служат литургии в лютеранском храме Вакке ккке, каждую пятницу собирая иконостас, отсутствующий в лютеранской традиции.
Московский патриархат Русской Православной Церкви
норвежских приходов)
Управление по заграничным
учреждениям
Сербский патриархат
Румынский патриархат
Северо-Европейская епархия
24 Таким образом, крупнейшей христианской деноминацией и по числу верующих, и по количеству культовой инфраструктуры в королевстве является лютеранство. Ещё недавно являвшаяся частью государства, Церковь Норвегии имеет распространение по всей территории страны и представительства за её пределами. Количество православных и католиков в Норвегии медленно, но неуклонно растёт.
25 Интересным, объективно отражающим многие процессы, связанные с функционированием конфессий и крайне редко затрагиваемым в отечественной научной литературе, является вопрос об экономических проявлениях деятельности религиозных организаций [7; 11]. Поднимать этот вопрос применительно к христианским конфессиям Норвегии позволяют данные официальной статистики, публикуемые на норвежском языке и потому малодоступные российскому исследователю.
26 Церковь Норвегии, как это уже отмечалось выше, представляет собой церковь большинства. До утраты в 2012 г. официального статуса и окончательного отделения от государства в 2017 г., она была государственной религии королевства. Это обуславливало то, что ЦН получала средства от налогоплательщиков: её деятельность финансировалась государством из налогов, выплачиваемых гражданами страны. Т. е. говорить о специальном церковном налоге, имеющим место, например, для адептов лютеранства или православия в Финляндии, нельзя.
27 На практике возникала ситуация недовольства граждан-нелютеран в связи с тем, что на их деньги обслуживались духовные интересы представителей чуждой им конфессии. После выхода Церкви Норвегии из-под опеки государства схема распределения средств осталась прежней, однако ЦН, став самостоятельным юридическим лицом, больше не может претендовать на льготы и дополнительное финансирование со стороны государства, получая средства на тех же основаниях, что и другие религиозные общины Норвегии. Логично, что при выходе какой-либо религиозной организации из списка зарегистрированных средства, ранее приходившиеся на неё, распределяются между другими (которых в Норвегии 749 по состоянию на 2017 г.). Таким образом, чем меньше адептов зарегистрировано ЦН, тем большее количество средств выделяется государством на одного члена других религиозных общин.
28 Расчёт средств, выделяемых на финансирование Церкви Норвегии, производится из количества зарегистрированных в ней верующих (на этом основании ежегодно сдаётся отчётность о количестве крещений, конфирмаций, выходов верующих из церкви и т. п.). Так, в 2016 г. Церковь Норвегии получила от государства 1 826 206 000 NOK на 3 872 490 членов, что в пересчёте на одного верующего лютеранина достигает 472 NOK. Помимо этого, приблизительно такую же сумму региональные объединения получили от муниципалитетов, что в итоге составило более 900 NOK на человека [28]. На деле размер поддержки муниципалитета варьируется в зависимости от его возможностей.
29 В 2017 г. Центр церковного образования Церкви Норвегии выдвинул предложения по распределению части денежных средств (табл. 4).
30 Таблица 4 Предложение о распределении денежных средств в Церкви Норвегии Центра церковного образования, 2017 г. [23]
Группа Средства (NOK)
Церковь Норвегии Группа А 1 183 053
Группа В 432 184
Уровень юридического
284 590
лица
Международные и экуменические 000
организации
Другие учреждения и цели церкви Итог
23 515 1 933 342
31 Необходимо дать некоторые пояснения по данной таблице. В группу А входят церковный совет, епископское собрание и епархиальные советы. Группа В — это гранты, предоставляемые на религиозное образование. Также важно отметить, что данные суммы не являются максимально возможными. Для каждой категории существуют определённые рамки. Так, например, для группы А Церкви Норвегии максимальной потенциально возможной является сумма в 10 000 000 NOK, для группы В — 444 300 000 NOK. На работу международных экуменических организаций потенциально возможно выделение 11 000 000 NOK, а на другие учреждения и цели церкви — 25 000 000 NOK.
32 При условии выделения денежных средств сверх суммы, достаточной на покрытие минимальных нужд ЦН на высоком уровне, 7,1 % этих денег идут на обеспечение операционных нужд Церковного совета. Оставшиеся средства распределяются следующим образом (рис. 2).
33
Рис. 2. Распределение денежных средств по епархиям, 2017 г. (составлено по [23])
34 Финансовое управление ЦН регулируется собственной финансовой гильдией, утверждённой на Церковном совете в октябре 2016 г.
35 Таким образом, на данный момент Церковь Норвегии, будучи самостоятельным юридическим лицом, получает средства от государства на тех же основаниях, что и другие религиозные объединения. Размер финансовых вливаний рассчитывается на основе статистических данных, предоставленных церковью государству. Распределение полученных средств производится внутри церкви на уровне всей страны и отдельных епархий.
36 Заключение. Католическая и православная церкви, как теперь и ЦН, не пользуются в Норвегии поддержкой государства, но и не встречают препятствий для своей деятельности. Они также могут претендовать (и претендуют) на государственные дотации на общих условиях, как и любые другие официально оформленные в королевстве религиозные организации и общества. Обе церкви существуют, главным образом, за счёт пожертвований верующих и частных инвестиций.
37 Конфессиональное пространство христианских деноминаций Норвегии, представленное лютеранством, католичеством и православием, на данном этапе претерпевает значительные изменения.
38 Во-первых, с изменением статуса лютеранской Церкви Норвегии, она стала утрачивать численность прихожан, что, скорее всего, в скором времени отразится на её территориально-организационной структуре, как это происходит в Швеции и Финляндии [3; 4].
39 Другая тенденция связана с одновременным ростом численности адептов католичества и православия как за счёт мигрантов, так и за счёт коренного населения: в 2015 г. более 530 000 норвежцев были зарегистрированы как члены религиозных организаций вне Церкви Норвегии. Растёт число этнических норвежцев [21] заинтересованных в переходе из лютеранства в более консервативные христианские конфессии.
40 Главной чертой территориального распространения христианства в Норвегии является сплошной ареал его основных деноминаций, а также их жёсткая административно-территориальная структура.
41 Подавляющая часть населения исповедует лютеранство, сохраняющее лидерские позиции даже с утратой государственного статуса. Все религиозные организации в Норвегии предоставляют статистические отчёты на ежегодной основе, поскольку в соответствии с отчётными данными, а именно количеством членов религиозной организации, ежегодно формируются дотации от государства, выплачиваемые по запросу.
42 Религиозное пространство Норвегии, помимо рассмотренных в статье христианских деноминаций, формируют также мусульманство, буддизм, иудаизм, вторичные христианские конфессии, но это было, как в случае с исламом [14], или может стать предметом самостоятельного исследования.
Примечания:
1. Через данное управление приходы подчиняются напрямую Патриарху Московскому, поскольку обладают ставропигиальным статусом.
Библиография:
1. Агафошин М. М., Горохов С. А. Трансформация конфессионального пространства Западной Азии // География в школе. 2017. № 1. С. 24-29
2. Балабейкина О. А. Традиционные христианские конфессии Финляндии: территориальный аспект // Известия Русского географического общества. 2014. Т. 146. № 5. С. 56-62.
3. Балабейкина О. А., Мартынов В. Л. Лютеранство в Финляндии: историческая география и современность // Балтийский регион. 2015. № 4. С. 150-161.
4. Балабейкина О. А., Мартынов В. Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. 2017. № 3. С. 113-126.
5. Ванчикова Е. Н., Цыренова А. А. Маркетинговые исследования привлекательности развития религиозного туризма в республике Бурятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 2. С. 54-58.
6. Гладкий Ю. Н., Гладкий И. Ю., Эйдемиллер К. Ю. Исламская «диффузия» в странах
Балтийского региона: плоды европейского мультикультурализма // Балтийский регион. 2017. № 3. С. 43-62.
7. Гориславская Н. В. Особенности экономического анализа деятельности религиозных организаций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 85-91.
8. Криндач А. Д. География религии как научное направление // Известия РАН. Серия географическая. 1992. № 3. С. 63-69.
9. Самыловская Е. А. Особенности современной религиозно-конфессиональной карты арктических государств (на примере стран Северной Европы) // Арктика: история и современность. Труды международной научной конференции. 20-21 апреля 2016 г. СПб., 2016. С. 97-103.
10. Сафронов С. Г. Русская православная церковь в конце ХХ века: территориальный аспект. М.: Московский центр Карнеги, 2001. 100 с.
11. Сергеев П. В. Коммерческая деятельность религиозных организаций как гражданско-правовая конструкция // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. [Электронный ресурс]: URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1309 (дата обращения: 28.02.2018).
12. Чернышев К. Р. Геоконфессиональное пространство: теоретико-методологические аспекты // География: развитие науки и образования. коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной году экологии в России, 220-летию Герценовского университета, 85-летию факультета географии, 145-летию со дня рождения профессора Владимира Петровича Буданова. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 94-98.
13. Шведова В. В. Становление географии религий как научной дисциплины в общественно-географической познавательной области // Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. 2015. № 4 (21). С. 113-122.
14. Эйдемиллер К. Ю. Роль мусульманских общин в трансформации социокультурного и политического пространства стран Северной Европы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2015. 182 с.
15. Линкови Епархща Српске Православне Цркве. Српска Православна Црква. [Электронный ресурс]: URL: http://www.spc.rs/sr/linkovi/linkovi eparhija (дата обращения: 21.03.2018).
16. Приход преподобного Трифона Печенгского в Киркенесе. Официальный сайт Русской Православной Церкви в Норвегии. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ortodoks.no/russisk/kirkenes (дата обращения: 21.03.2018).
17. Приход преподобной Анны Новгородской в Тронхейме. Официальный сайт Русской Православной Церкви в Норвегии. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ortodoks.no/russisk/trondheim (дата обращения: 21.03.2018).
18. Приход святой равноапостольной княгини Ольги. Официальный сайт Русской Православной Церкви в Норвегии. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ortodoks.no/russisk/oslo (дата обращения: 21.03.2018).
19. Русская Православная Церковь на Шпицбергене. Официальный сайт Русской Православной Церкви в Норвегии. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ortodoks.no/russisk/svalbard (дата обращения: 21.03.2018).
20. Свято-Богоявленский приход в Бергене. Официальный сайт Русской Православной Церкви в Норвегии. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ortodoks.no/russisk/bergen (дата обращения: 21.03.2018).
21. Annunciation Church, Oslo, Norway. Greek Orthodox Metropolis of Sweden and All Scandinavia. [Электронный ресурс]: URL: http://metropolisofsweden.se/?page id=345 (дата обращения: 21.03.2018).
22. Blaker M. Vet du hva som skjer nâr du melder deg ut av kirken? Side 3. [Электронный ресурс]: URL: http://www.side3.no/vet-du-hva-som-skjer-nar-du-melder-deg-ut-av-kirken/3423252353.html (дата обращения: 20.12.2017).
23. Budsjett 2017 for rettssubjektet Den norske kirke ogde sentralkirkelige râd, Stavanger, 07.-09. desember 2016. Den norske kirke. [Электронный ресурс]: URL: https://kirken.no/globalassets/kirken.no/om-kirken/slik-styres-
kirken/kirkeradet/2016/desember/kr 61 16 budsjett 2017.pdf (дата обращения: 22.12.2017).
24. Den norske kirke (Dnk). Medlemmer og tilh0rige, kirkelige handlinger og gudstjenester, etter bisped0mme 2005-2017. Statistisk centralbyrâ. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ssb.no/statbank/table/06929/tableViewLayout1/?rxid=41bbd465-e06a-48be-975a-16d17895641a (дата обращения: 17.12.2017).
25. Eikje O. Kraftig vekst i tros- og livssynssamfunn. Dagen. [Электронный ресурс]: URL: http://www.dagen.no/Nyheter/livssyn/Kraftig-vekst-i-tros-og-livssynssamfunn-363714 (дата обращения: 20.12.2017).
26. Episcopia Ortodoxä Romänä a Europei de Nord. Parohiile Ortodoxe Românesti din Regatul Norvegiei. [Электронный ресурс]: URL: http://www.episcopiascandinavia.se/parohiile-ortodoxe-romanesti-din-regatul-norvegiei/ (дата обращения: 21.03.2018).
27. Korsnes M. K. Her er landets f0rste ortodokse nonnekloster. NRK. [Электронный ресурс]: URL: https://www.nrk.no/mr/starta-kloster-i-norddal-1.11714475 (дата обращения: 17.12.2017).
28. Medlemsstatistikk. Den norske kirke. [Электронный ресурс] URL: https://kirken.no/nb-NO/om-kirken/bakgrunn/om-kirkestatistikk/medlemsstatistikk/ (дата обращения 17.12.2017).
29. Trus- og livssynssamfunn utanfor Den norske kyrkja. Statistisk centralbyrâ. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ssb.no/kultur-og-fritid/statistikker/trosamf (дата обращения: 17.12.2017).
30. Vâre kirker i utlandet. Sj0mannskirken (Norsk kirke i utlandet). [Электронный ресурс]: URL: https://www.sjomannskirken.no/her-finner-du-kirkene (дата обращения: 17.12.2017).
Contemporary tendentions of transformation of Confessional space of the countries of Northern Europe (by the example of christian denominations of Norway)
O. Balabeykina
Associate Professor, Department of Regional Economics and Natural Resource Management, Saint-Petersburg State University of Economics Russian Federation, St.Petersburg
V. Kolesnikova
Master Student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Russian Federation, St.Petersburg
Abstract
The article aims to identify territorial peculiarities of forming of Christian area of the country and modern trends in its transformation as well as to put some data of economic activity of the Church of Norway. The leading number of followers of Christianity determines the urgency and this is the religion that affects the system of values and worldview in many ways.
The article describes the state of an administrative and canonical structure of Lutheranism, and Orthodoxy in the kingdom. It claims that in spite of the secularization of Norwegian society religion stays one of the most important components of the native populations and migrants culture. It means that confessional space requires analysis. Special attention is paid to the latest changes in Christian area of Norway which are connected with the loss of an official status by the Lutheran Church of Norway. The data of the economic organization of one of the foreign countries' confessional space is presented and analyzed in the scientific literature for the first time. The connection between migration processes in the society and change of inner structure of Christian space is brought to the light as well.
Keywords: the Church of Norway, confessional area, the geography of religions, the economic activity of the religious organization, Lutheranism, Catholicism, Orthodoxy, territorial administrative structure
Publication date: 22.09.2020
Citation link:
Balabeykina O., Kolesnikova V. Contemporary tendentions of transformation of Confessional space of the countries of Northern Europe (by the example of christian denominations of Norway) // Pskov regional studies journal 2019. Issue 4 (40) C. 57-67 [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310010189-0-1 (circulation date: 22.09.2020).
Код пользователя: 24229; Дата выгрузки: 22.09.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310010189-0-1 Все права защищены.