Научная статья на тему 'Либеральные ценности шведского христинства'

Либеральные ценности шведского христинства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / реформация / либеральные ценности / ислам / идентичность. / Christianity / reformation / liberal values / Islam / identity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артюхов М. Н.

В статье ставится задача рассмотреть особенности шведского христианства с момента его появления и до нашего времени. В результате анализа автор приходит к выводу, что либеральные ценности, присущие Швеции в силу сложившихся исторических событий, в современную эпоху стали частью Шведской Лютеранской Церкви. В итоге демократические ценности вытесняют христианство из жизни шведского общества. Учитывая общий упадок христианской цивилизации в странах Западной Европы и большое количество мигрантов, исповедующих ислам, можно спрогнозировать в ближайшее время изменение религиозной идентичности шведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBERAL VALUES OF SWEDISH CHRISTIANITY

The article aims to consider the features of Swedish Christianity from the time of its appearance to our time. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the liberal values inherent in Sweden due to prevailing historical events in the modern era have become part of the Swedish Lutheran Church. As a result, democratic values displace Christianity from the life of Swedish society. Considering the general decline of the Christian civilization in the countries of Western Europe and the large number of migrants professing Islam, it is possible to predict in the near future a change in the religious identity of the Swedes.

Текст научной работы на тему «Либеральные ценности шведского христинства»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 23/28

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ШВЕДСКОГО ХРИСТИНСТВА

Артюхов М.Н.

Донецкий техникум промышленной автоматики e-mail: art-73@inbox.ru

В статье ставится задача рассмотреть особенности шведского христианства с момента его появления и до нашего времени. В результате анализа автор приходит к выводу, что либеральные ценности, присущие Швеции в силу сложившихся исторических событий, в современную эпоху стали частью Шведской Лютеранской Церкви. В итоге демократические ценности вытесняют христианство из жизни шведского общества. Учитывая общий упадок христианской цивилизации в странах Западной Европы и большое количество мигрантов, исповедующих ислам, можно спрогнозировать в ближайшее время изменение религиозной идентичности шведов.

Ключевые слова: христианство, реформация, либеральные ценности, ислам, идентичность.

Постановка проблемы. История принятия христианства в Швеции весьма противоречива. Именно поэтому, в отличие от других стран Европы, у неё нет официальной даты крещения. Дело в том, что в ЕХ-Х1 веках на территории современной Швеции доминировали два племенных союза: гёты, проживающие между современным Стокгольмом и Гетеборгом и свеи в районе Стокгольма и Упсалы. Если гёты приняли христианских проповедников и позволили им строить церкви на рубеже IX и X веков, то свеи сопротивлялись христианизации ещё длительное время. В данной работе мы проанализируем историю возникновения и развития христианства в Швеции и попытаемся найти причины появления в Шведской Лютеранской Церкви либеральных ценностей, присущих демократическому обществу, но весьма противоречивых для самого христианства.

Цель работы - проанализировать развитие и становление христианства на территории современной Швеции.

Изложение основного материала. Невзирая на запутанную историю с официальной датой крещения, считается, что благодаря просветительской деятельности Ансгара (почитается католиками, православными и лютеранами), названного Католической Церковью «апостолом севера», первые шведы были крещены в 859 году. Вместе с тем существует мнение, что с восточной традицией

христианства Швеция тоже могла быть знакома благодаря викингам, а также по причине политических и торговых связей с Новгородом1. К рубежу 1Х-Х веков миссионерская деятельность принесла свои плоды, когда шведский король Олаф Шетконунг (980-1022) принял крещение и стал первым христианским монархом, но только для одной половины Швеции, где проживали гёты. Свеи признали его как своего правителя, но не как христианина. С периода правления данного короля, по сути, началась христианская история Швеции (ограниченное рамками отдельных территорий), хотя проявления язычества и двоеверие еще сохранялось. Также стоит отметить, что долгое время у шведского христианства не было своего епископства, что препятствовало распространению богословского учения. Впоследствии, это привело к тому, что религиозная этика и основополагающие идеи христианства не стали частью мировоззренческой позиции местных жителей.

Не было на территории Швеции доктрины «двух мечей», которую можно было наблюдать в Западной Европе (конфронтация между церковной и светской властью). В обычной жизни шведов христианство все ещё сочеталось с языческими представлениями, а церковные обряды отражали существующий общественный порядок, когда назначение приходских священников происходило на основе выдвинутых кандидатур местными приходами, а не по указанию церкви. Крестьяне соблюдали церковные каноны и платили десятину, а священнослужитель нёс духовную ответственность перед ними. Все эти факторы позднее оказали существенное влияние на распространение протестантских идей среди населения. Таким образом, Швеция приняла христианство еще до раскола 1054 года, и поэтому первые два столетия христианское богослужение формировалось под влиянием обеих традиций (например, женатое священство)2. Однако после раскола на католичество и православие возник вопрос о конфессиональной принадлежности шведского христианства, и в 1248 году на церковном соборе было принято решение о признании католичества государственной религией Швеции. Исключение составляли центральные пункты торговли с Новгородом, где в то время уже существовали православные храмы для новгородских купцов.

Католической Швеция оставалась до XVI века, когда на смену ему пришло лютеранство. «Движущей силой» распространения лютеранского течения в стране считается Густав Ваза3, который был избран королём в 1521 году. Благодаря его усилиям лютеранство получило обширное распространение в Швеции, но еще не имело статуса государственной религии. В первую очередь, Густав ввел реформацию ввиду ее практичности, так как в результате редукции церковных имений Шведской короне отошла значительная часть её имущества. Король не только конфисковал церковное имущество, но и всех священников обязал отдавать часть дохода в пользу короны. В результате ни одна церковная реформа не могла быть проведена без согласия короля, так как король объявлялся главой церкви вместо римского папы. И как следствие, разрыв с католической церковью произошел в 1530 году, когда король без папского согласия назначил архиепископа Швеции.

Процесс реформации проходил тяжело, так как Швеция была первой Скандинавской страной переходившая с католичества на лютеранство. Происходили и крестьянские бунты, но в основном связанные с повышением налогов и отчасти с переходом на новую религию. Однако важно отметить, что ожесточенного

1 Классон X. Православная Церковь в Швеции // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 9. С. 50 -54.

2 Там же.

3 Гейссер Л. История реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) // Лютер М. О свободе христианина. Уфа, 2013. С. 489-498.

противостояния между католиками и протестантами, которое имело место в странах Центральной Европы, на территории Швеции не было. В результате отсутствия серьезных богословских споров, изменения во внешнем характере богослужений и внутреннем обустройстве храма не имели больших отличий от католической церкви.

Государственный статус лютеранство получило в 1593 году на сессии риксдага, когда было принято решение, что на территории Швеции может совершаться только лютеранское богослужение, а всем шведам, под угрозой полной конфискацией имущества, запрещалось исповедовать другие религии. Так Швеция стала строго протестантской страной. Закон, запрещавший шведам без присутствия лютеранского священника проводить религиозные собрания, был отменен только в 1858 году. В целом Шведская Лютеранская Церковь (ШЛЦ) отражала национальные интересы правящей династии, оставаясь консервативной до определенного периода своего развития. Так, например, в 1718 году была попытка объединения Шведской и Англиканской церкви, но она провалилась из-за сопротивления именно консервативного шведского епископата. Но в XX веке именно ШЛЦ стала предметом многочисленных споров (дискуссий) в богословской христианской среде из-за своих нововведений и стремлением следовать либеральным ценностям. Например, в 1958 году шведский парламент принял закон, позволяющий женщинам быть священниками. Это были только первые шаги на пути либерального христианства в Швеции, которые в XXI столетии привели к противоречивым переменам.

В 1951 году Шведская церковь на законодательном уровне стала государственной и коммунальной организацией. В свою очередь, священники регистрировали рождение детей и бракосочетание супружеских пар, также занимались погребением и уходом за кладбищами, за что получали зарплату от государства (по сути, стали государственными служащими). И только с 1 января 2000 году ШЛЦ была полностью отделена от государства, что вызвало выход из церкви около 0.5 миллиона прихожан. Тем не менее, за государством остался контроль Шведской церкви, чтобы она была лютеранской, национальной и демократичной. Поэтому по инерции многие шведы не отделяют церковь от государства, тем более что ШЛЦ продолжает получать пособия от государства на общественно-полезные нужды (например, уход за кладбищем, охрану церковных зданий).

Контроль государства за церковью, особенно в области демократизации религиозной сферы, привел к появлению в ШЛЦ новшеств, характерных для демократического обществ, но сложных для понимания всего христианского мира. Например, ШЛЦ провозгласила, что гомосексуализм не является грехом. В 2005 на церковном Соборе был создан соответствующий обряд, позволяющий благословлять гомосексуальные браки. Уже через два года, в 2007 году ШЛЦ разрешила ординировать «христиан» с нетрадиционной ориентацией, а с 2009 года проводить обряд венчания и регистрации однополых пар. Также в 2009 году в сан епископа Стокгольма была возведена женщина с нетрадиционной ориентацией Ева Брунне, проживающая в браке со священником (женщиной)4. Еще одна особенность ШЛЦ -наличие на ее территории лютеранского монастыря, берущего начало в 1960 году с инициативы студентов-теологов, давших монашеские обеты.

Следует отметить, что, невзирая на «демократический» подход понимания вопроса однополых браков (что в корне противоречит Писанию) Шведская

4 Артюхов М.Н. Христианство в Западной Европе: кризис или рациональное мышление // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2018. № 1-2(43) [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/5567 (дата обращения: 08.03.2018).

Лютеранская Церковь в 2014 году насчитывала 6292264 прихожан, что составляет 64,6% населения страны5. Однако вероисповедание шведа определяется по церковному налогу, а не по фактическому посещению им определенной церкви. Поэтому истинное количество приверженцев Шведской Лютеранской Церкви может отличаться от заявленных цифр, так как любой житель Швеции, не указавший свое вероисповедание в анкете данных, автоматически платить церковный налог в ШЛЦ вместе с остальными вычитаемыми из зарплаты налогами. В итоге получается, что формально к ШЛЦ принадлежит большая часть жителей, а фактически церкви полупустые даже в воскресные дни.

Шведское христианство не перестает удивлять весь христианский мир своим либеральным отношением к христианским догмам. В 2017 году ШЛЦ призвала духовенство использовать гендерно-нейтральный язык при обращении к Богу. Священникам рекомендовано воздержаться от употребления слов «Господь» и «Он». Как пишет The Guardian, более предпочтительным вариантом предлагается считать слово «Бог». Рекомендация была принята 23 ноября 2017 года, а с 20 мая 2018 года вступает в силу. Архиепископ Антье Якелен заявила, что переход Церкви Швеции на нейтральный язык обсуждался еще в 1986 году. «С точки зрения теологии, Бог выше наших гендерных определений, Бог - не человек»6, - прокомментировала она принятое решение. Однако данное решение подрывает традиционное учение церкви о Троице и, по сути, отрицает христианское богословское наследие. Председатель комитета поклонения ШЛЦ София Педерсен Видеке (Sofija Pedersen Videke) заявила следующее: «Наконец, на шведском языке в настоящее время существует официальное гендерное нейтральное местоимение: «hen»7. Еще одна женщина-священник Рейчел Тревик (Rachel Treweek) только уже из Англии еще в 2015 году утверждала, что употребление местоимений мужского или женского рода по отношению к Богу вводит верующих в заблуждение. Поэтому первая англиканская женщина-епископ (Рейчел Тревик) предложила Церкви Англии прекратить использовать мужские местоимения в обращениях к Богу, чтобы противостоять ошибочному убеждению, что Всемогущий имеет пол.

Второй по численности и количеству приходов христианской конфессией в Швеции является католичество. Первый после реформ в XIX веке католический храм был построен в 1865 году в Гётеборге. Основу прихода образовала католическая община проживавших в Швеции католиков из Германии, Франции, Италии. К 1900 году в Швеции насчитывалось около 2500 католиков, которые были прихожанами действующих храмов. Как правило, католические приходы Швеции многонациональны, но этнических шведов на них немного, на это указывает язык богослужений (польский, немецкий и др.), хотя наметилась тенденция перехода из лютеранства в католичество тех, кто не согласен с последними реформами в ШЛЦ. На данный момент численность прихожан католической церкви в Швеции - около 150 тыс. человек с тенденцией к дальнейшему увеличению, обусловленному

5 Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 3. С. 113-127.

6 Church of Sweden to stop referring to God as 'he' or 'Lord' [Электронный ресурс]. URL: www.theguardian.com/world/2017/nov/24/church-of-sweden-to-stop-referring-to-god-as-he-or-lord (дата обращения: 22.02.2018).

7 Fake news in the media about the Church of Sweden's new Worship book [Электронный ресурс]. URL: www.mynewsdesk.com/uk/pressreleases/fake-news-in-the-media-about-the-church-of-swedens-new-worship-book-2298124 (дата обращения 21.02.2018).

миграционным притоком из католических стран Восточной Европы8. В наше время самой многочисленной является польская католическая церковь, так как практически на всех приходах Швеции, мессы совершаются в основном на польском языке.

Православные приходы, как и католические храмы, тоже имели своих предшественников. Мы уже упоминали о храмах, построенных торговцами из Новгорода, которые были разрушены в XVI веке. Снова православная община и храм появились в Стокгольме в 1617 году, когда новгородские и московские купцы получили возможность иметь при торговом дворе храм9. Трудно оценить численность православных христиан в Швеции, но некоторые исследователи считают, что за счет эмиграции к концу Второй мировой войны она возросла с 1 до 12 тыс. человек.

Новый этап распространения православия в Швеции относится к 1960-70 годам и тоже связан с эмиграцией преимущественно из стран Юго-Восточной Европы. Тогда численность православных в Швеции резко возросла (до 70 тыс. человек)10, и уже в 1966 году был впервые рукоположен этнический швед в сан православного священника. Первый приход Русской православной церкви Московского патриархата стал действовать в Стокгольме в 1992 году. К 2007 году количество приходов РПЦ МП в Швеции увеличилось, что позволило зарегистрировать официальный статус церкви как религиозной организации. Сейчас в Швеции 11 приходов Русской православной церкви. Однако регулярные богослужения и священники есть только на крупных приходах, к которым приписаны небольшие общины.

Стоит еще отметить, что помимо лютеранской церкви, в Швеции существуют и другие протестантские деноминации (конфессии), но поскольку они малочисленные, то остановимся только на одной из них, которая более известна за пределами своей страны - это харизматическое движение (церковь) «Слово Жизни». Основана она была Ульфом Экманом в 1983 году, и за короткий период стала крупнейшей Библейской школой в Швеции. С 1989 году она начала миссионерскую деятельность в Восточной Европе, СНГ, в странах Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Однако, невзирая на миссионерский успех за пределами своей станы, в самой Швеции прихожанами в основном являются не этнические шведы, а мигранты. Еще одна особенность: Ульф Экман и его супруга в 2014 году присоединились к Католической церкви, о чем публично сообщили на воскресном служении в Упсале.

Выводы. Поводя итоги христианской истории Швеции, хотелось обратить внимание на одну особенность, присущую шведской нации о которой писал ещё Лебедев А.С.11. На протяжении длительного периода, предшествовавшего образованию современного шведского государства, крестьянство было краеугольным камнем шведского общества, которое была довольно самостоятельным образованием. В условиях отсутствия чётко обозначенных границ между сословиями (позиции дворянского сословия, как и духовенства, были слабыми) Швеция избавилась от острых внутренних конфликтов, присущих странам Западной Европы, и подготовило основу для формирования таких ценностей, как свобода и равенство. Шведское рабочее движение в конце XIX и начала XX века отличалось стремлением к поиску

8 Католические храмы в Швеции // Римско-католическая церковь в Швеции [Электронный ресурс]. URL: http:www.katolskakyrkan.se/katolska-kyrkan-i-sverige (дата обращения: 20.03.2016).

9 Антонов В.В., Кобак А.В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. 400 с.

10 Мартынов В.Л., Сазонова И.Е. Религии и цивилизации в пространственном развитии общества // Могилёвский меридиан. 2015. С. 99-103.

11 Лебедев А.С. Истоки социального государства в Швеции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. № 4. С. 104-113.

компромиссов по наиболее острым социально-политическим вопросам. Исторически, как мы видим, для Швеции не свойственно классовое противостояние. Подтверждение данному тезису можно увидеть в отсутствии ожесточенной конфронтации между католиками и протестантами на территории Швеции. Также мы видим, что ШЛЦ идет навстречу либеральным ценностям, которые теперь стали частью шведской церкви (ординация женщин, венчание однополых пар и т.д.). В итоге демократические ценности вытесняют христианство из жизни шведского общества. Однако учитывая большое количество мигрантов, постоянно прибывающих в Швецию и слабый интерес коренных жителей к религии, можно предположить, что ислам в ближайшее время займет доминирующее положение в религиозной жизни шведов. Ведь уже сейчас ислам в Швеции является второй после христианства религией, с численностью около 5% последователей. Учитывая общий упадок христианской цивилизации в странах Западной Европы, нельзя недооценивать такой сценарий развития событий. Поэтому с большой осторожностью нужно делать прогноз о будущей религиозной идентичности Швеции.

Список литературы

1. Классон X. Православная Церковь в Швеции // Журнал Московской Патриархии. - 1982. - № 9. -С. 50-54.

2. Гейссер Л. История реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) // Лютер М. О свободе христианина. - Уфа, 2013. - С. 489-498.

3. Артюхов М.Н. Христианство в Западной Европе: кризис или рациональное мышление // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. - 2018. - № 1-2(43). [Электронный ресурс]. - URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/5567 (дата обращения: 08.03.2018).

4. Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 113-127.

5. Church of Sweden to stop referring to God as 'he' or 'Lord' [Электронный ресурс]. - URL: www.theguardian.com/world/2017/nov/24/church-of-sweden-to-stop-referring-to-god-as-he-or-lord (дата обращения: 22.02.2018).

6. Fake news in the media about the Church of Swedens new Worship book. [Электронный ресурс]. - URL: www.mynewsdesk.com/uk/pressreleases/fake-news-in-the-media-about-the-church-of-swedens-new-worship-book-2298124 (дата обращения 21.02.2018).

7. Католические храмы в Швеции // Римско-католическая церковь в Швеции [Электронный ресурс]. -URL: http:www.katolskakyrkan.se/katolska-kyrkan-i-sverige (дата обращения: 20.03.2016).

8. Антонов В.В., Кобак А.В. Русские храмы и обители в Европе. - СПб., 2005. - 400 с.

9. Мартынов В.Л., Сазонова И.Е. Религии и цивилизации в пространственном развитии общества // Могилёвский меридиан. - 2015. - С. 99-103.

10. Лебедев А.С. Истоки социального государства в Швеции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 4. - С. 104-113.

THE LIBERAL VALUES OF SWEDISH CHRISTIANITY

M.N. Artukhov

Donetsk College of Industrial Automation e-mail: art-73@inbox.ru

The article aims to consider the features of Swedish Christianity from the time of its appearance to our time. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the liberal values inherent in Sweden due to prevailing historical events in the modern era have become part of the Swedish Lutheran Church. As a result, democratic values displace Christianity from the life of Swedish society. Considering the general decline of the Christian civilization in the countries of Western Europe and the large number of migrants professing Islam, it is possible to predict in the near future a change in the religious identity of the Swedes.

Keywords: Christianity, reformation, liberal values, Islam, identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.