СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф.
Ростовский государственный университет путей сообщения,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Процессы цифровой трансформации в государственном секторе носят фрагментарный характер, что связано с организационными и кадровыми проблемами. В статье рассматриваются актуальные вопросы создания и внедрения инновационного информационного обеспечения в системе государственного управления Российской Федерации. Особое внимание уделяется перспективам использования искусственного интеллекта, технологии блокчейн и смарт-контрактов в управлении. Также обсуждаются необходимость подготовки новых кадров с соответствующими компетенциями и правовые аспекты внедрения инновационных решений. Вместе с этим, анализируются международные примеры регулирования применения искусственного интеллекта в государственном секторе и предлагаются рекомендации для формирования нормативно-правовой базы в России.
Ключевые слова: искусственный интеллект; государственное управление; цифровая трансформация; блокчейн-технологии; смарт-контракты; нормативно-правовое регулирование; инновационные технологии.
В последние десятилетия в мире произошла существенная трансформация потребностей, интересов, индивидуальных ценностей и ключевых установок сообществ людей в целом, кроме того, кардинальным образом трансформировались социальные, экономические и управленческие отношения [1].
1
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
На сегодняшний день процессы создания и внедрения инновационного информационного обеспечения в государственном управлении Российской Федерации имеют фрагментарный характер. В то время как некоторые ведомства активно занимаются созданием элементов «цифровой экосистемы» государства, другие только начинают планировать соответствующие шаги. Этот разрыв во многом обусловлен организационными и кадровыми трудностями, которые препятствуют оперативному внедрению новейших технологий.
Тем не менее, в ближайшие годы ожидается активное развитие информационного обеспечения государственного управления с применением инновационных технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и смарт-контракты. В связи с этим возрастает роль науки и образовательных институтов, которые должны подготовить специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для работы в новой цифровой среде.
На сегодняшний день процессы создания и внедрения инновационного информационного обеспечения в государственном управлении Российской Федерации происходит достаточно стремительно, но не системно, наблюдается тенденция к фрагментации применения инноваций [2].
Некоторые ведомства активно включились в создание «цифровой экосистемы» государства, другие еще пока планируют это сделать. Стоит отметить, что этому во многом препятствует как организационные, так и кадровые проблемы. Информационное обеспечение государственного управления будет в ближайшее время развиваться с использованием инновационных технологий искусственного интеллекта, технологии блокчейн и смарт-контрактов.
В связи с этим возрастает роль науки и образовательных институтов, для
подготовки кадров, обладающих соответствующими компетенциями. Мы можем
2
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
предполагать, что в государственной службе необходимы новые профессии, такие как аналитика данных, дизайнера данных и интерфейсов, инженера по безопасности данных, т.е. те профессии, без которых использовать инновационные инструменты государственного управления затруднительно.
Административно-управленческий персонал государственного сектора недостаточно осведомлен с определением методов эффективности внедрения инновационного информационного обеспечения, его свойствах, этапах создания и внедрения. Еще более серьезным фактором замедления внедрения инновационных инструментов информационного обеспечения является недостаточная обеспеченность нормативно-правовой и нормативно-технической поддержкой.
Инновации в государственном и муниципальном управлении представляют собой прогрессивные методы и способы работы органов власти, а также новые подходы и инструменты, передовые управленческие технологии, применяемые для решения задач, которые с одной стороны связаны с улучшением самой системы публичного управления, а с другой - с обеспечением развития территорий и повышением благосостояния населения [3].
Государство путём реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и трансформации концепции «Электронного правительства» в «Цифровое правительство» и «Цифровое государственное управление» стремится качественно улучшить социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечить рост их благосостояния и качества жизни в эпоху информационного общества.
Неопределенность инновационного развития стала основой современного
кризиса государственного управления. Административный кризис, как один из
3
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
девиаций государственного управления, устаревание существующих административных механизмов управления все сильнее проявляется в обществе. Именно для преодоления этой ситуации, государственный сектор в России и других развитых странах ощущает острую потребность выхода за рамки статической и машинно-бюрократической парадигмы, с адаптацией к более широким изменениям, происходящим в обществе.
Активное внедрение инноваций в систему общественно-политических отношений в России значительно расширяет возможности всех заинтересованных субъектов в процессах государственного управления, позитивно влияет на принятие управленческих решений, создает условия для формирования качественно нового уровня взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан [4].
Наиболее целесообразно активное развитие дальнейшего исследования инновационных информационных технологий, в частности систем искусственного интеллекта в государственном управлении в совокупности с применением инструментов информационной и этической безопасности. В условиях интенсивного развития систем искусственного интеллекта возникают организационные, правовые проблемы и этические вопросы использования таких систем.
Этические аспекты внедрения и использования систем искусственного интеллекта носят чрезвычайно важный характер. IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers), Институт инженеров электротехники и электроники, с учетом активного внедрения систем искусственного интеллекта в различные сферы запустили глобальную инициативу для исследований в области изучаемой этики.
Результатом таких исследований должны стать технические нормативные
4
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovrememye-tendentsii-razvitiya-imovatsij-v-sisteme-gosudarstvemogo-upravlemya-v-rossii.
документы, регламентирующие разработку и внедрение систем искусственного интеллекта с требованиями к их этическому поведению.
Потенциал искусственного интеллекта в государственном секторе представляет сегодня новые перспективы развития информационного обеспечения в государственном управлении и это подтверждается уже имеющимися стратегиями и целями, определенными Президентов Российской Федерации. Президент России определил ключевые цели и стратегии в области развития искусственного интеллекта в рамках национальных программ и инициатив, таких как Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года.
Основные цели и направления стратегии включают: развитие технологий искусственного интеллекта и их внедрение во все ключевые отрасли экономики; создание инфраструктуры для исследований и разработок; подготовка кадров; обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке искусственного интеллекта; разработка правовой и этической базы.
Следует отметить, что подобные рекомендации по применению инновационного информационного обеспечения искусственного интеллекта на государственном уровне уже разработаны и внедряются в Великобритании и Германии, которая осуществила впервые разработку и утверждение на государственном уровне этических норм применения искусственного интеллекта. В России же пока системные рекомендации, затрагивающие все области публичной власти, не созданы. Для этого необходимо создать рабочую группу, комиссию или форум для обработки данных искусственного интеллекта и управления его моделью.
По итогам исследования можно сделать вывод, что успешное внедрение
инновационного информационного обеспечения в государственном управлении
5
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
требует системного подхода и устранения организационных и кадровых проблем. Искусственный интеллект, блокчейн и смарт-контракты обладают значительным потенциалом для повышения эффективности государственных процессов, однако для их полноценного использования необходимо развитие нормативно-правовой базы и подготовка квалифицированных специалистов. Важно продолжать исследования в этой области, а также изучать международный опыт, чтобы создать условия для успешной цифровой трансформации государственной службы в России. Литература
1. Никаева Р.М., Шардан С.К. Инновации государственного и муниципального управления // ФГУ Seien. - 2022. - № 1 (25). - С. 89-94.
2. Иваненко Л.В., Киселева О.Н. Применение метода управления проектами как инновация в государственном и муниципальном секторе // Вестник Самарского университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - Т. 12. - № 1. - С. 75-83.
3. Покидов А.А. Применение инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении в контексте европейских стандартов // Экономика и социум. - 2020. - № 4 (71). - С. 757-759.
4. Продиблох Н.Е., Болокова М.А. Инновации в государственном и муниципальном управлении как необходимое условие социально-экономического развития страны // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2023. - Том 15. - № 1. - С. 141-14
6
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-faetor.ru/arehive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA
Tovanchova E.N., Denisenko I.F.
Rostov State Transport University,
Rostov-on-Don
Abstract. The processes of digital transformation in the public sector are fragmented, largely due to organizational and staffing problems. The article addresses the pressing issues of creating and implementing innovative information support in the system of public administration in the Russian Federation. Special attention is given to the prospects of using artificial intelligence, blockchain technology, and smart contracts in governance.
The necessity of preparing new personnel with relevant competencies and the legal aspects of implementing innovative solutions are also discussed. The article analyzes international examples of regulating the use of artificial intelligence in the public sector and provides recommendations for forming a regulatory framework in Russia.
Keywords: artificial intelligence; public administration; digital transformation; blockchain technology; smart contracts; legal regulation; innovative technologies.
References
1. Nikaeva R.M., Shardan S.K. Innovations of state and municipal management // Federal State University Scien. - 2022. - No. 1 (25). - P. 89-94.
2. Ivanenko L.V., Kiseleva O.N. Application of the project management method as an innovation in the state and municipal sector // Bulletin of the Samara University. Series: Economics and Management. 2021. - Vol. 12. - No. 1. - P. 75-83.
3. Pokidov A.A. Application of innovative technologies in state and municipal management in the context of European standards // Economics and Society. - 2020.
7
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.
- No. 4 (71). - P. 757-759.
4. Prodiblokh N.E., Balakova M.A. Innovations in state and municipal management as a necessary condition for the socio-economic development of the country // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2023. - Volume 15,.
- No. 1. - P. 141-14
8
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Денисенко И.Ф. Современные тенденции развития инноваций в системе государственного управления в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-faetor.ru/arehive/item/214-sovremennye-tendentsii-razvitiya-innovatsij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii.