Научная статья на тему 'Современные тенденции развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства'

Современные тенденции развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникина Анастасия Васильевна, Дегальцева Жанна Владимировна

В статье рассмотрены инновационные процессы развития субъектов малого предпринимательства, связанные с развитием экономических процессов в России и отдельных регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникина Анастасия Васильевна, Дегальцева Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аникина Анастасия Васильевна, магистрант ДегальцеваЖанна Владимировна, к.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены инновационные процессы развития субъектов малого предпринимательства, связанные с развитием экономических процессов в России и отдельных регионах

Ключевые слова: Инвестиции, малый бизнес, государственное регулирование.

В современной России инвестиции играют важную роль в развитии субъектов малого предпринимательства.

Сегодня инновационная деятельность рассматривается как одно из условий модернизации, перехода к новой ступени развития и рассматривается как необходимый атрибут рыночных отношений. В текущих условиях многие организации, которые хотят получить как можно больше прибыли должны адаптироваться ко всем происходящим изменениям и использовать новшества в целях укрепления своего положения в конкретном сегменте рынка.

На сегодняшний день инновационным бизнесом охвачены экономические субъекты всех развитых стран. Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших организаций, использующих в практической деятельности высокие технологии. Малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Малые инновационные предприятия представляют собой уникальный ресурс, который в совокупности с достаточно сильным научным и образовательным потенциалом страны может стать ключевым фактором устойчивого инновационного роста России [1].

В. В. Путин, выступая на заседании Государственного совета, заявил, что в современных условиях хозяйствования вопрос о развитии малого и среднего бизнеса приобретает особую экономическую, социальную и общественную значимость :-«Развитие малого и среднего предпринимательства - не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения ее устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперед, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа» [5].

Выступая двигателем инноваций, малое предпринимательство порождает новые рабочие места и самозанятость населения, при этом сокращая занятость в типичных областях сфер деятельности, что тем

самым приводит к ослаблению нагнетенной обстановки в депрессивных регионах. Что в свою очередь приводит к увеличению экономически активного населения, побуждая людей к творческому потенциалу, готовность к партнерству.

Стоит заметить, что для реализации всей полноты своего функционирования, малый бизнес нуждается в стимулировании и поддержке со стороны государственного и общественного сектора, поскольку не в состоянии осуществлять свою деятельность в полной мере. В части развития малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития РФ предоставляет микрозаймы, гранты, финансирования структур: инновационных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, - которые создаются в субъектах Российской Федерации при софинансировании федерального центра.

Предваряя характеристику состояния финансовой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и в Краснодарском крае следует отметить, что на 1 января 2015 г. в стране зарегистрировано порядка 2,1 млн. малых организаций.

В Краснодарском крае в сфере малого предпринимательства осуществляют свою деятельность 276 тыс. субъектов малого предпринимательства: юридических и физических лиц. В вышеуказанных экономичских субъектах свыше 624 тысяч человек.

Оценка уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, единиц

Показатели 2013 2014 2015 2016

количество субъектов малого и среднего предпринимательства - всего 27839 275458 276235 283702

в том числе по видам экономической деятельности:

обрабатывающее производство 16193 16382 16439 16596

строительство 17015 17181 17235 18266

оптовая и розничная торговля 127525 129285 129637 133803

средняя численность субъектов малого и среднего предпринимательства - всего, чел. 618440 621474 624839 575591

в том числе по разделам видов экономической деятельности

обрабатывающие производства 79252 79689 80059 80248

строительство 44050 44301 44607 34920

оптовая и розничная торговля 214881 215780 216764 202228

Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в торговле, а именно свыше 47 %. Из данных таблицы 1 видно, что в 2014 г., в сравнении с 2013 г. число организаций увеличилось на 1760 единиц. По

данным статистических исследований по Краснодарскому краю был выявлен предположительный прогноз на 2016 г., который показывает благоприятное развитие малого бизнеса в связи с улучшением программ поддержки субъектов предпринимательства.

Средняя численность работников, занятых в том же охватываемом периоде, показала, что количество сотрудников отрасли малого и среднего предпринимательства составляет на отчетную дату 2015 г. 624839 человек. В динамике за 2013-2014 гг. данный показатель увеличился. Согласно демографическому прогнозу Росстата, расчет на 2016 г. показывает явное уменьшение численности, что связано с сокращением численности населения трудоспособного возраста.

Согласно данным обследования населения по вопросам занятости наибольшее количество человек сосредоточено в сфере торговли, в 2015 г. данный показатель составил 216764 человек, это говорит об увеличении занятых на 984 чел. в сравнении с 2014 г. и на 1883 чел. с 2013 г.

Обороты субъектов малого и среднего предпринимательства в общем в 2015 г. составили 1740363, 60 млн. руб., что на 119945, 2 млн. руб. больше, чем в 2014 г., а в сравнении с 2013 г. на 277908,6 млн. руб. Что свидетельствует о благоприятной тенденции оборачиваемости денежных средств.

В настоящее время по количеству субъектов малого предпринимательства Краснодарский край занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации, так же как и в Южно-Федеральном округе край продолжает - по основным показателям деятельности.

По ходу освоения инноваций, малым предприятиям следует брать во внимание различные программы помощи, объем которых в настоящее время значителен. Избирательно подходить к тем, которые заслуживают особого внимания и являются конкурентоспособными.

Инфраструктура финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае основывается на краевой целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства.

Применительно к торговой сфере, одним из механизмов преодоления давления со стороны конкурентов может быть использование различных видов инноваций. Как гласит Федеральный Закон № 127 «О науке и государственной научно- технической политике», инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Но следует принимать во внимание тот факт, что не все хозяйствующие субъекты данной сферы деятельности идут на их внедрения.

В розничной торговле как в экономической сфере деятельности происходит постоянное совершенствование хозяйственной деятельности торговых предприятий, основанное на инновациях. Торговые предприятия разрабатывают более эффективные методы обслуживания покупателей, расширяют модель торговой услуги, предлагают новые методы ценообразования и продаж, формируют иные подходы к управлению каналами сбыта, новые правовые взаимоотношения с посредниками, современные подходы к управлению персоналом, вводят новейшие средства автоматизации труда и т.д. Вышеперечисленные факторы развития субъектов торговой отрасли, а также усиливающаяся конкуренция в данной отрасли способствуют развитию их инновационной деятельности.

Определенно можно утверждать, что область торговли давно стала так называемым посредническим звеном, которое связывает между собой производство и потребление в условиях нестабильности. Следовательно, наиболее остро подвергается потере финансовых ресурсов и многих других активов. Соответственно мы не можем себе представить внедрение каких-либо инноваций, без инвестиций и вкладов, со стороны поддерживающих сторон. Таким образом, устойчивое положение хозяйственной деятельности организаций в полной мере зависит от финансового-инвестиционного обеспечения.

Ни для кого не секрет, что на протяжении нескольких десятков лет, реклама является одним из движущих сил в торговле. Поскольку ничто как реклама не представляет лучше необходимую информацию о данном продукте, товаре, оказываемой услуге и так далее, приукрашая их, да бы покупатель приобрел товар. Но на сегодняшний день такое утверждение становится спорным. Интересная и красочная реклама, является незаменимым элементом в сфере торговли. Тем самым подтверждается это в новых инновационных внедрениях, таких как само предоставление рекламы, ведь сейчас, как мы можем заметить, реклама предоставляется не только на уличных баннерах, но и в магазинах, различных торговых сетей, в социальных сетях, в общем везде, где только можно. Реклама диктует нам потребность в данном товаре, показывает его практичность, новые вариации его использования. В конечном итоге мы получаем, что главным является наиболее эффективная продажа услуг или товара, нежели его производство и создание.

Современные тенденции в инновациях стимулируют внимание руководителей к обновлению торгово-технической и технологической базы торговли. Это положительно сказывается на их репутации.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение инноваций - это неотъемлемая часть торговли - это набор определенных процессов, которые происходят внутри торговой организации и приводят к повышению конкурентоспособности субъектов, росту производительности труда и увеличению прибыльности.

Подводя итог вышеизложенному, считаем, что на сегодняшний день в России существует достаточное количество инструментов поддержки малого бизнеса, среди которых стоит выделить государственное налоговое стимулирование, субсидирование, а также поддержка инновационной деятельности. Все это позволяет увеличить эффективность экономики страны в целом. Особенно важен данный аспект в условиях мирового финансового кризиса.

Список литературы

1. Дагаргулия, Р. Г. Зарубежный опыт развития сектора малого предпринимательства/ Г. Р. Дагаргулия, И. Н. Хромава // В сборнике: Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение и перспективы сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. Н. Н. Бородиной. Пенза, 2014. С. 38-42.

2. Khromova, I. N. Organizacional and methodical aspects of financial results formation in the system of management accounting of agricultural organizations / I. N. Khromova, E. S. Myacheva // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 160-170.

3. Шулепина, С. А. Анализ существующей системы затрат управляющих организациях ЖКХ / С. А. Шулепина, К. А. Величко // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 805-808.

4. Говдя, В. В. Развитие управленческого учета в инновационной экономике / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 681685.

5. Заседание Государственного совета по вопросам малого и среднего бизнеса от 7 апреля 2015 г. Москва, Кремль.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИКИ

Бабаева Наргиза Музаффаровна, к.э.н., зав.каф. «Общественных наук»

Раджабова Гавхар Умаровна, ст.преп. кафедры «Общественных наук»

Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан

Благодаря государственной политике, направленной на поддержку, экономика Узбекистана, в частности, малый бизнес развиваются быстрыми темпами. В результате совершенствования действующего законодательства и нормативных актов созданы благоприятные условия, широкие возможности, льготы и преференции для предпринимателей.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года предусматривает ряд льгот и преференций для предпринимателей.

Сегодня предпринимательская деятельность охватила все отрасли экономики Узбекистана. Субъекты предпринимательства занимаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.