Научная статья на тему 'Современные тенденции развития информационного общества в условиях глобализации: антропологический аспект'

Современные тенденции развития информационного общества в условиях глобализации: антропологический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
390
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жабина В. В.

Современная глобализация общества обусловлена в основном гло­бализацией инфосферы, которая включает в себя мировое информаци­онное пространство. Ее стремительное развитие становится следствием распространения средств информатики и новых информационных тех­нологий. Присутствие этих средств можно обнаружить во всех сферах жизнедеятельности общества, они предоставляют человеку новые, не­виданные ранее возможности, которые способны изменить привычный образ жизни и профессиональную деятельность человека. В противо­вес этому возникают новые проблемы, которые также меняют многое в жизни человека и приводят к смене привычных традиционных стерео­типов поведения и жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития информационного общества в условиях глобализации: антропологический аспект»

Валлерстайн разделяет общую для Гегеля, Маркса, Кожева и Фукуямы позицию. Но в качестве таковой цели по Валлерстайну выступает переход к «сущностно-рациональной исторической системе».

Список литературы:

1. Бердяев H.A. Дух и реальность / Николай Бердяев; вступ. ст. и сост.

B.Н. Калюжного. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2006. - 679, [9] с.

2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ACT, 2004. - 444, [4] с.

3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер, с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

4. Малахов B.C. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. -1994. - № 7.

5. Миронюк М.Г. Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 2. Персоналии / Под общ.ред. А.Ю. Мельвиля. - М.: Просвещение, 2005. -559 с.

6. Современная западная философия: Учебное пособие / В.Л. Абушен-ко, А.Ю. Бабайцев, И.М. Бобков, E.H. Вежновец и др.; Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - 1024 с.

7. Фукуяма Ф. Конец истории ? // Вопросы философии. - 1990. - № 3.

C. 148.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. - 588, [4] с.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. - 603 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Жабина В.В.*

Саратовская государственная академия права, г. Саратов

Современная глобализация общества обусловлена в основном глобализацией инфосферы, которая включает в себя мировое информационное пространство. Ее стремительное развитие становится следствием распространения средств информатики и новых информационных технологий. Присутствие этих средств можно обнаружить во всех сферах жизнедеятельности общества, они предоставляют человеку новые, невиданные ранее возможности, которые способны изменить привычный

* Соискатель кафедры Философии.

образ жизни и профессиональную деятельность человека. В противовес этому возникают новые проблемы, которые также меняют многое в жизни человека и приводят к смене привычных традиционных стереотипов поведения и жизнедеятельности.

Феномен глобализации на данный момент времени является одной из главных проблем развития человечества. Глобализация представляет собой процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, который обеспечивает распространение капитализма, мировое разделение труда, в мировом масштабе миграцию денежных, производственных и человеческих ресурсов, а также сближение культур разных стран. Глобализация является комплексным, противоречивым процессом, который характеризуется не только взаимосвязями и соединениями на различных уровнях общества, но и осложнениями и проблемами, являющимися результатом этих процессов [1, с. 89].

С одной стороны глобализация позитивна, так как сближает людей, государства, народы и открывает им новые возможности развития, модернизирует и интеллектуализирует их мышление и образ жизни. С другой, глобализация негативна, так как ее результатом являются универсализация таких явлений как терроризм, экстремизм. Кроме этого становятся универсальными техногенные катастрофы и национализм, а также иные проблемы, актуальные для нынешней цивилизации. Это вносит в жизнь человека дискомфорт, осложняет ее, приносит страдания и неудовлетворенность. Глобализация не должна быть инструментом насилия и эксплуатации. Однако новая социальная роль глобализации и ее гуманизирующая функция будет проявляться при соединении мощных интеграционных процессов современного мира с интересами и стремлениями отдельных стран и народов. «Сегодня, буквально на наших глазах, осуществляется наиболее грандиозная в истории цивилизации глобальная революция, результатом которой и станет переход к глобальному информационному обществу» [2, с. 3].

Основные радикальные изменения происходят в гуманитарной сфере, которые отражаются на судьбе всей цивилизации. Здесь основным актором является человек; всё, что его окружает - система ценностей, мировоззрение, интеллект, моральные и нравственные принципы, образование - представляет его мир. В условиях глобализации всё это будет меняться соответственно изменениям, происходящим в окружающем мире. На данный момент уже оформились некоторые тенденции в гуманитарной сфере, возникшие под действием информационных технологий и являющиеся результатом формирования глобального информационного общества. Основной из них является глобализация индивидуального и общественного сознания. Именно она будет иметь наибольшее значение для последующего развития человеческого сообщества. Связано это в первую очередь с

повсеместным распространением и развитием глобальной системы телевидения и радиовещания, для работы которых используются спутниковые системы связи, что обеспечивает прием программ крупнейших мировых теле- и радиокомпаний. Благодаря этим новациям в информационной сфере человек находится в мировом информационном пространстве.

Важной гуманитарной тенденцией является повышение уровня информационной коммуникабельности общества, что обусловлено ростом интенсивности информационных коммуникаций в обществе, которые существуют не только между людьми, но и между организациями, регионами, странами. На современном этапе возрастает интенсивность международных связей, экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества. Благодаря этим достижениям может быть решена достаточно сложная проблема «информационной бедности», это явление характерно в основном для слаборазвитых стран и регионов. Поскольку психика человека имеет социальную природу он постоянно нуждается в общении с другими людьми. Это настолько важно для человека, что отсутствие общения невозможно компенсировать материальными или иными благами [2, с. 5].

Учитывая новации в информационной сфере можно отметить новые возможности, которые открываются перед человеком в интеллектуальной сфере информационного общества. Самым важным достижением следует считать повышение доступности качественного образования. Сегодня формируется система открытого образования. В виртуальном пространстве создаются аналоги вузов, которые способны предоставить возможность одновременной учебы в нескольких учебных заведениях, осуществляя при этом индивидуальное обучение. Если обладание необходимыми технологиями станет доступно большему количеству людей, то это повлияет на расширение системы высшего образования, что обеспечит переход на новый технологический уровень общественного производства. Более того, можно с уверенностью сказать, что главным результатом повышения доступности качественного образования станет общее повышение качества человеческого потенциала. Это является достаточным поводом для пересмотра отношения к человеку с экономической точки зрения, так как развитие человека и вложение средств в эту деятельность станет эффективным вложением средств не только с экономических, но и с гуманитарных позиций.

В рамках развития информационных технологий происходит формирование новой информационной культуры общества. Примечательно то, что уровень ее развития зависит в первую очередь от уровня развития системы образования, так как именно она формирует у человека мировоззрение, расширяет кругозор и обеспечивает появление новых информационных потребностей. Наличие информационной культуры очень важно для внедрения новых технологий, ведь только те новации, которые изначально были восприняты культурой будут иметь огромное значение для развития общества.

В условиях глобализации возникает новая проблема в культурном измерении, которая касается опасности формирования единственной наднациональной культуры и сохранения безграничного мультикультуризма. Можно предположить, что развитие культуры будет происходить в виде «сопряжения различных культурных полей - при утверждении превалирующих» [3, с. 349], что потребует проявления взаимной толерантности. Глобализация в сфере культуры таит в себе риски, обусловленные состоянием неопределенности в культурном взаимодействии. Здесь имеются как положительные стороны, которые характеризуются взаимодействием и взаимообогащением культур, так и негативные, связанные с рисками, производство которых остается бесконтрольным и лишенным пределов.

В условиях глобализации, благодаря современным средствам связи, уменьшаются расстояния между континентами, что вызывает к существованию глобальные экологические проблемы, влияющие на состояние всего народонаселения планеты, происходят процессы перемещения больших масс населения в непривычные социокультурные условия, формируются стабильные связи ме^ду различными культурами, что способствует возникновению проблемы интеграции культур и организации их взаимодействия, взаимодополняя и обогащая друг друга. Однако такая интеграция культур, безусловно, приветствуется, но ее сложно достичь, так как основой этого процесса должно стать взаимопонимание людей, воспитанных в условиях разных культур. Высказывается мнение о том, что невозможна интеграция таких различных культур, как культуры Востока и Запада. Но если рассматривать данную проблему более глубоко, то становится очевидным, что диалог этих культур невозможен не по своей сути, а по причине затруднений при реализации этого процесса в силу коренной разнородности цивилизационных начал, в существующих условиях возможны могут быть лишь деловые отношения [4, с. 47].

Все указанные тенденции современного этапа глобализации несут вместе с собой не только блага для человека, но и порождают новые проблемы. Одной из важных проблем становится проблема информационного неравенства ме^ду людьми, странами и регионами в новой среде. Проблема информационного неравенства представляется достаточно опасной и привлекает внимание политических лидеров. Поэтому ее решение потребует применения специальных мер не только на национальном, но и на международном уровне.

Немаловажной оказывается проблема обеспечения информационной безопасности личности и общества. Эта проблема определяется не только известными компьютерными и информационными преступлениями, но и совершенно новыми факторами, например - использованием технологий, которые оказывают воздействие на массовое сознание и способны производить над ним различные манипуляции. Подобные технологии применяются с помощью средств массовой информации и глобальных компьютер-

ных сетей. Также присутствует опасность разрушения национальных культур под воздействием процессов глобализации.

Кроме этого, существует проблема, связанная с нравственным воспитанием человека и моральными законами, осознание которых формируется в сознании человека посредством воспитания. Это представление человека о поступках, которые человек может совершать и о том, что человек не может допустить в своем поведении ни при каких условиях. Это проблема дегуманизации общества и нравственного воспитания. Обществу необходимо изменить свое отношение к проблемам морали и нравственности, поскольку только нравственное воспитание способно дать человеку надежду на перспективное и спокойное будущее. Процессы глобализации и являющиеся их результатами риски делают мир всё более опасным, а высокие технологии не снижают и не уменьшают их, а только усиливают. Человек должен установить для себя некий нравственный императив, который мог бы стать гарантией безопасного развития человечества на данный момент и в будущем.

Если оценивать процесс глобализации с точки зрения синергетики, то его можно признать закономерной реакцией мировой цивилизации на угрозы ее устойчивому развитию. Здесь одновременно присутствуют противоположные по своему действию и содержанию тенденции: с одной стороны - происходит усиление информационной взаимозависимости различных частей мирового сообщества, что повышает его устойчивость как сложной самоорганизующейся системы; с другой стороны разрушаются традиционные национальные культуры, что явно приводит к уменьшению культурного разнообразия мирового сообщества и снижению устойчивости цивилизации по отношению к разрушительным воздействиям. Эти тенденции будут существовать как две стороны одной медали еще недолго, так как в ближайшем будущем одна из них должна стать определяющей и будет продолжать развиваться. Какая именно тенденция будет доминировать зависит от человека, от того какой путь своего развития он выберет. Человек всегда универсален и в его жизнедеятельности присутствуют черты, которые характерны для всех людей; он является носителем общечеловеческих ценностей, общеисторических качеств. Каждый человек может быть представлен как тотальный, универсальный, глобальный, общепланетарный человек.

Наряду с индивидуализацией жизнедеятельности человека происходит индивидуализация общественных процессов, что является одним из основных факторов глобализации. Несмотря на то, что человек является общественным существом, это не исключает уникальность его телесного и духовного мира: отражение окружающего мира в сознании человека субъективно и неповторимо, что является особо ценным для общества. «Индивидуальное богатство социумов обладает способностью к движению от единичного к особенному и общему» [5, с. 177]. Таким образом, чем богаче индивидуаль-

ный мир человека, тем богаче общество в целом. Развитие человека происходит по подобию развития глобальной сущности за счет универсализации индивидуального опыта. Так, достижения одного человека могут стать в будущем достоянием других людей и даже целого общества. Человек историчен, его следует признать субъектом всемирной истории, и чем активнее и глубже происходит интеграция человека в жизнь мирового сообщества, тем больше универсализируются формы его жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Сундуков Р.В. Глобализация и проблемы регулирования в современной культуре // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2007. - № 2 (7).

2. Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2002. - № 8.

3. Зуев К. А. Продуктивный анализ процесса глобализации // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3.

4. Кессиди Ф.Х. Глобализация, функциональная асимметрия мозга // Философия и общество. - 2004. - № 1.

5. Воронович Б.А., Торукало В.П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 4.

ИСТИНА ЯЗЫКОВОГО ТЕКСТА © Мальцева C.B.*

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

В данной статье предпринимается попытка осмысления тематического своеобразия понятия текст и дискурс с точки зрения современных антрополого-философских доктрин в частности эпохи постмодернизма, что позволяет сосредоточить внимание на динамике изменений смысловых потенций этих концептов, что в свою очередь открывает возможность для переосмысления влияния творческого импульса текста на бытийность человека.

Диалог философа и лингвиста, ведет к разговору антрополога и лингвиста.

Гюстав Гийом

Вторая половина XX века характеризовалась общемировыми социально-культурными тенденциями к изменению традиционных видов деятельности и культурно-бытовой среды в ходе урбанизации и становления по-

* Аспирант кафедры Философии и социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.