СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
Шевчук Е.Н.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В спорте высших достижений активно ведется разработка методов улучшения техники соревновательных упражнений и тактики ведения спортивной борьбы на основе моделирования Эффективность технико-тактической подготовки фехтовальщиков может быть повышена использованием компьютерного моделирования боевых схваток с потенциальными противниками на основе анализа их соревновательной деятельности
Ключевые слова: фехтование технико-тактическая подготовка фехтовальная схватка, компьютерное моделирование
Анотація. Шевчук О.М. Сучасні тенденції організації техніко-тактичної підготовки кваліфікованих фехтувальників. У спорті вищих досягнень активно ведеться розробка методів поліпшення техніки змагальних вправ і тактики ведення спортивної боротьби на основі моделювання. Ефективність техніко-тактичної підготовки фехтувальників може бути підвищена використанням комп’ютерного моделювання бойових сутичок з потенційними суперниками на основі аналізу їх змагальної діяльності.
Ключові слова: фехтування техніко-тактична підготовка фехтувальна сутичка, комп’ютерне моделювання Annotation. Shevchuk O.M. Modern tendency of the organization of elite fencers’ technique-tactical training. In sports of the higher reachings development of methods of enriching of engineering of competitive exercises and tactics of support of sports struggle is awakely carried on on the basis of simulation. The eficciency of the fencers’ technic-tactical training can be raized by means of fencing combat against potential rivals computer modelling, baised on analysis of their competitive activity.
Key words: fencing, technique-tactical training, fencing combat, computer modelling.
Введение.
Поиск путей повышения эффективности технической и тактической подготовки фехтовальщиков стимулировал большое количество исследований по технике и тактике фехтовальных поединков Проблемы совершенствования техники фехтования рассматривались в трудах отечественных специалистов по фехтованию (Д.Д. Хазан, 1976, 1984; А.В. Лысых, 1980; А.М. Поляков, 1990; Л.Г. Рыжкова, 1990; М.М. Синицин, 1988; Э.Д. Сладков, 1967; Г.Д. Тышлер, 1987; Д.А. Тышлер, 1998; В.М. Чурин, 1989; В.П. Козицький, 1972; В.Г. Войтов, 2002, 2005, Ю.М. Бычков, 2005, 2006 и др.).
Методы совершенствования технико-тактической подготовки фехтовальщиков на шпагах нашли свое отражение в работах В.А. Андриевского 1947; А.Н. Глазкова 1964; Э.Д. Сладкова, 1967; Б.И. Белякова, 1974; Ю.П. Смолякова 1977; К.И. Ядловского, 1985; В.С. Карпова, 1989; В.П. Козицкого 1988; Я. А. Куценко Л.Г. Харитоновой, 1993, 1996; В.В. Лисовского, 1994; Е.О. Лишентьева, 1992; А. Д. Мовшовича, 1993; и др.
Необходимо отметить, что количество научных исследований технико-тактических действий фехтовальщиков на шпагах за последнее время имеет тенденцию к уменьшению (С. В. Парамонов, 1978; О. Мороз, В. А Бусод 2006; В.В. Шадрина, 1998; Л. Ясько, 2003).
Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта У краины
Формулирование целей работы.
Целью данной работы является изучение современных средств повышения технико-тактического мастерства квалифицированных фехтовальщиков. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос тренеров.
Результаты исследований.
В современном фехтовании успех в поединке зависит от многих факторов, ведущими среди которых по мнению специалистов, являются техническая и тактическая подготовленность спортсмена (М. Мидлер, Д.А. Тышлер, 1966; К. Булочке, 1967; Д.А. Тышлер, 1978; О. Глазов, 1982;).
Многие специалисты фехтования (В.А. Бусол 1975; В.А. Бусол А.П. Варакин, 1976; С. Исаков, 1966; Ю. Думский, 1962 и др.) особую роль в технической подготовке фехтовальщикауделяют совершенствованию атакующих и защитных действий. Этой проблеме посвящен ряд научно-исследовательских работ, в которых определены кинематические параметры, техники действий - угол между плечом и предплечьем в исходном положении, амплитуда движения руки на укол, амплитуда наката на маховую ногу, амплитуда маха, общее время выполнения атакующего действия, время разгибания руки, время выпада и т.д. (Э.Д. Сладков, 1967, А.В. Лысых, 1980; Синицын М.М., 1987, Т.А. Дубовенко, А.И. Перельман, 1984), критерии ее оценки (Л.Г. Рыжкова, 1988; А.М. Поляков, 1978; М.Л. Иткин, 1989).
Моделирование движений, как основа оптимизации техники атакующих действий в фехтовании нашло свое отражение в работе М.М. Синицина 1988, в которой были разработаны критерии эффективности (оптимальности техники атакующих действий). В результате анализа 48 параметров техники была построена имитационная статистическая модель в виде корреляционных связей.
В фехтовании где быстрота и динамичность не позволяет объективно оценивать координационные особенности атак, защит, контратак, большое значение при технико-тактической подготовке приобретают
инструментальные методы контроля выполнения соревновательных упражнений (В.А. Бусод А.П. Варакин 1976; Т.А. Дубовенко, А.И. Перельман 1984). В 1966 году было изобретено устройство, позволяющее моделировать некоторые элементы соревновательной деятельности фехтовальщиков Применение данного устройства предусматривало выполнение определенного действия спортсменом на избирательный сигнал устройства (И.Н. Сальченко, 1966). Так же были разработаны инструментальные методики регистрации качества уколов в фехтовании (точность, легкость, кратковременность) (Э.Д. Сладков, Р.И. Струк, 1963).
Один из методов совершенствования точности укола предложен Козицким В.П. Он заключается в применении специально разработанных очков, которые ограничивают поле зрения спортсмена.
Практики считают, что для успешного ведения поединка первостепенное значение имеет правильность выбора атакующего действия и момента для его совершения (Ю.М. Бычков, 2000), в то время как доскональность исполнения приема оружием отходит на второй план. Умение технически совершенно выполнять соревновательные упражнения не всегда обеспечивает успех в бою, выигрывает спортсмен, который имеет более высокий уровень тактической подготовленности(В. Аркадьев, 1969; А. Бочаров, 1984).
Основным критерием технико-тактической подготовленности является эффективность боевых действий, которая выражается в их своевременности и адекватности действиям противника (В.А. Бусол, М.Л. Иткин, 1988; В. Г. Войтов, 2005). Рациональность техники приемов фехтования определяется
эффективностью их применения в различных ситуациях спортивных поединков (А.К. Аветисян, 1973, 1974; А.В. Лысых, А. В. Варакин, 1979).
В результате продолжительных исследований технико-тактических действий в фехтовании были разработаны программы повышения технико-тактического мастерства (М.Л. Иткин, А.В. Лысых, 1980; Л.Г. Рыжкова, 1988; М.М. Синицин, 1989; А.М. Поляков, 1990; И. Дюмин, 1992; Х.З. Гаппаров, 1994; и др.).
Так, в работах А.И. Павлова, 1988; В.М. Чурина 1989; В.А. Аджемяна, 1989; И.В. Дупнака, 1994 с целью совершенствования методики технико-тактической подготовки рапиристов разработаны и экспериментально проверены целевые комплексные программы, состоящие из подпрограммы управления, подпрограммы технических средств развития спортивно-важных качеств, подпрограммы контроля Методика заключалась в систематическом использовании упражнений, отражающих особенности тактического взаимодействия спортсменов в поединке (соотношение разновидностей атак, состав тактических умений адекватно действовать в неожиданно возникающих ситуациях).
На основе определения коэффициента активности Ка, Б.В. Турецкий (1980) выявляет четыре стиля деятельности (непрерывно-атакующий, маневренно-атакующий, позиционно-маневренный, позиционновыжидательный). Для совершенствования тактической подготовки фехтовальщиков были разработаны специальные упражнения с учетом характерного для них уровня принятия решения и стиля деятельности. Например, с фехтовальщиками непрерывно-атакующего стиля отрабатывались упражнения, силового давления, захват инициативы, создания дефицита времени для принятия решения.
Большое внимание уделяется совершенствованию техники и тактики в индивидуальном уроке, успех применения которого зависит от способностей тренера к моделированию целенаправленных двигательных действий с учетом персональных потребностей при подготовке спортсменов (А.В. Ерохин, 1988; Ю.М. Бычков, 2006). Выявлены основные объекты моделирования, применяемые в индивидуальном уроке и их сравнительная значимость на разных этапах подготовки. Так же определены основные ошибки в двигательных действиях тренеров, которые отрицательно влияют на технико-тактическую подготовку спортсменов (Ю.М. Бычков, 2006).
В статье Д.А. Тышлера, А.Д. Мовшовича (1993) предложены и описаны такие методы техникотактического совершенствования: повторение обусловленныхприемов в заданных ситуациях, нормирование количества (продолжительности) серий выполняемых приемов (действий), сочетание альтернативных действий при специализировании реагирований, произвольное чередование взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях, усложнение идеомоторных представлений при выборе и применении действий.
Как показал опрос ведущих тренеров по фехтованию в Украине, сегодня в сборной команде Украины применяются в основном традиционные методы совершенствования технико-тактического мастерства -индивидуальные уроки, учебные бои, упражнения в парах. Лишь некоторые тренеры используют в тренировочном процессе нетрадиционные методы (применение тренажеров, бои с двумя соперниками одновременно и т.д.).
Эффективность подготовки спортсменов во многом может быть обеспечена моделированием в тренировочном процессе объективных условий взаимодействия с противником (В.Г. Войтов, 2005).
Применение высоких современных технологий в споре и биомеханических, в частности, создает предпосылки для использования моделирования двигательных действий спортсменов на основе ЭВМ как метода совершенствования технико-тактического мастерства (А. Полозов, 1997; Е. Мирошниченко, 1998; М. Шестаков, 1998; О. Дмитриев, Э. Ахмедзянов, Е. Калинина, 1999; А.Н. Лапутин, В.И. Бобровник, 1999; В.В. Гамалий, 2007).
В последнее десятилетие активно разрабатываются методы компьютерногомоделирования для видов спорта, в которых спортивный результат зависит в основном от техники выполнения упражнений (В.М. Адашевский, Д.А. Бородавченко 2007; А.П. Лапутин, Р. Зубрилов, 1999; О.И. Загревский, 2000; Г.А. Заборский, 2000; А. Воронов, 2004; Д.А. Лавшук, 2007; В.И. Виноградова, 1999; Л.А. Хасин, А.В. Хохлов,
1999). Во многих случаях синтез соревновательных упражнений производился на основе решения уравнений
второго порядка, уравнений Лагранжа второго рода, которые принято условно принимать как базовую математическую модель движения биомеханической системы (Д.А. Лавшук, 2007). Здесь имеют место количество звеньев моделируемой системы, динамические характеристики тела человека, обобщенные координаты звеньев биомеханической системы, скорости, ускорения каждого звена, управляющие моменты Так, при реализации подобной модели на ЭВМ, задав начальные и граничные условия, возможно разработать технику упражнения с заранее обусловленными характеристиками.
Использование компьютерных программ успешно применяется и при моделировании структуры подготовки спортсменов В исследовании В.Н. Селуянова, Е.Д. Максимова (2005) с помощью программного обеспечения разработанного М.П. Шестаковым и Анненковым К.В., (1996) было проанализировано влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок на основные системы и функции организма. ЭВМ удалось рассчитать 630 вариантов цикла подготовки, длительностью 360 дней каждый, из которых был выбраны оптимальный.
Более сложной представляется проблема моделирования в тех видах спорта, где нет четко определенной структуры движений и наблюдается вариативность технико-тактических действий. На наш взгляд с помощью компьютерногомоделирования удалось исследовать лишь некоторые технико-тактические аспекты. Так, в исследовании В.Г. Хусаинова (2005) была выведена зависимость, характеризующая первичный результат подачи в теннисе - попадание мяча в квадрат, где постоянной величиной является рост игрока, а переменной величиной выступало местонахождение подающего игрока
Широко применяются компьютерные технологии в моделировании соревновательных упражнений в командных видах спорта (М.П. Шестаков, В.М. Зубков 1999; С.В. Сайфулин, 1999; А.А. Полозов, 1997). Успешность разработки методов компьютерного моделирования в гандболе обусловлена хорошей алгоритмизацией тактических задач, решаемых игроками. Одной из главных задач при моделировании игрового процесса С.И. Дорохов (2004) определяет формализацию - выделение необходимых и существенных составляющих моделируемого процесса и их описание каким-либо образом. Игрок представляется в виде конечного набора своих спортивных качеств (параметров). В нападении это: вероятность гола при броске, вероятность обыгрывания противника, вероятность успешной передачи партнеру и др. Для каждого игрока задается также алгоритм его поведения на площадке. Он состоит из конечного набора последовательно чередующихся между собой действий игрока и условий выполнения этих действий. Игровой процесс в ходе реализации модели идет пошагово, путем "вбрасывания" вероятностей выполнения какого-либо действия на каждом шаге алгоритма с помощью датчика случайных чисел. Один шаг каждого игрока выполняется после того, как учтены ближние и дальние его цели и особенности ситуации, сложившейся на площадке в результате предыдущего шага. Однако, на наш взгляд, данная модель не может использоваться в подготовке спортсменов высокой квалификации в фехтовании, где высока вариативность технико-тактических действий и не всегда присутствует единый алгоритм решения тактической задачи.
Программа «Handball ver. 4.1.», разработанная для моделирования процесса тактической подготовки в спортивных играх, представлена в виде базы упражнений тактической направленности, насчитывающей около 3000 единиц. Просмотрев базу упражнений, тренер может найти комплекс, соответствующий игре предстоящих соперников (М.П. Шестаков, В.М. Зубков 1999). Подобным образом - в процессе реализации многоуровневойинформационной базы данных, содержащей каталог из 2010 тактических построений, была решена задача моделирования тактических действий нападения в волейболе (С.В. Сайфулин, 1999).
В более сложном виде представлена компьютерная версия футбольного матча. Возможный вариант матча представляет собой воспроизведение возможной картины игры на основе полученных через решение систем линейных уравнений данных. Уравнения учитывают позитивные действия нападения и защиты, изменение количества обороняющихся и атакующих игроков на пути следования мяча, а так же такие объективные факторы, как вертикальный и горизонтальный углы, под которыми видны ворота из точки осуществления удара по воротам, время полета мяча до них и др. (А.А. Полозов, 1997).
В качестве примера компьютерного моделирования можно привести разработанные для совершенствования навыков судейства, мультимедиа соревнования по карате-до. Модель спарринга представлена в виде совокупности соотношений, реализуемых в виде программы для ЭВМ, элементами последовательности которого являются видеофрагменты записи натурного поединка; переменными выступают время спарринга, количество очков, допустимых в этом спарринге. Так, задавая начальные и конечные условия для переменных и элементов последовательности, пользователь самостоятельно моделирует спарринги, оценивая и комментируя ситуацию (О.Б. Дмитриев, В.А. Широков, П.К. Петров,
2000).
Разнообразие фехтовальной техники куда более внушительно, нежели в других видах спорта. В вольной борьбе насчитывается более 200 способов нападения, в футболе применяются более 640 специализированных действий, в фехтовании до настоящего времени не учтены все варианты атаки - их несколько тысяч (В.С. Келлер 1977). Высокая вариативность противодействия противнику, дефицит времени и большое количество потенциальных соперников (в некоторых этапах кубка мира участвует более 300 шпажистов) значительно усложняет алгоритм решения тактических задач и затрудняет процесс моделирования боевой схватки. Однако попытки отечественных специалистов воссоздать с помощью компьютера фехтовальный поединок ведутся давно.
В кандидатской диссертации Х.З. Гаппарова (1994) с использованием компьютерной программы В.Г. Сивицкого «Фехтовальный поединок» были определены основные типы деятельности (рефлексивный, аналитический, рациональный, рецепторный) и их психологические особенности, приоритеты их соревновательной деятельности, а так же выработаны рекомендации по ведению поединков с представителями того или иного типа. Так, например, с представителем рефлективного типа: постоянно навязывать ему свой темп и ритм боя, ставя его в ситуацию, затрудняющую рефлексивную игру, не предоставляя достаточно времени для принятия адекватных решений.
Для решения ряда задач тактической подготовки фехтовальщиков В.Г. Сивицким совместно с Б.В.Турецким в 1991 году была разработана диагностическая и развивающие методики, реализованные на персональном компьютере в виде программы «Фехтовальный поединок».
Управляя фехтовальщиком на экране, спортсмен может провести виртуальный поединок против компьютера, действующего по определенному алгоритму, или против человека, который управляет другим бойцом на экране. В программе имитируются типичные стили соревновательного поведения в поединке (по Б.В.Турецкому (1978), а также случайное поведение и возможность создать новую модель тактической деятельности в бою.
Стремительное развитие вычислительных средств сегодня предъявляет высокие требования к моделированию взаимодействий в фехтовании, где тактика играет столь важную роль в условиях жесткого дефицита времени. Актуальной является разработка средств для построения систем, работающих не только на символьно-логическом уровне (как разработанные функции принятия решений в стрельбе (В.Т. Пятаков,
2001), но и на сенсорно-перцептивном и образном уровнях. Перед компьютерной программой, синтезирующей поединок, ставятся задачи ситуационногоанализа и управления виртуальной реальностью. Речь идет об интегрированной интеллектуальной системе, которая имеет структуру знаний, организованную по признакам нечеткости, обучаемости и эффективности. Математический метод нечетких множеств создан для того, чтобы математически обрабатывать субъективные данные. Он позволяет описывать правила функционирования системы на качественном уровне - используя критерии "близко - далеко", "хорошо -плохо", "много - мало", "быстро - медленно" и т.д. Существует четыре способа составления правил нечеткого управления, т.е. проектирования нечетких регуляторов: 1) на основе опыта и знаний эксперта; 2) путем создания модели действий оператора; 3) путем обучения и 4) на основе нечеткой модели обору дования(М.П. Шестаков, 1998, 2003).
В преддверии ХХІХ Олимпийских Игр в Пекине особенно актуальна проблема повышения спортивного мастерства олимпийцев. Одним из важных направлений в его совершенствовании является технико-тактическая подготовка, в процессе которой закладываются объективные предпосылки к достижению побед над соперниками.
Современные возможности осуществления технико-тактической подготовки позволяют использовать различные тренировочные программы, базирующиеся на компьютерном моделировании предстоящих боевых схваток с предполагаемыми противниками
Решение этой проблемы требует комплексных исследований для накопления базы данных о техникотактических действиях потенциальных соперников в условиях соревнований высшего ранга, что позволит в дальнейшем разрабатывать индивидуальные модели ведения поединка Выводы.
В спорте высших достижений активно ведется разработка методов улучшения техники соревновательных упражнений и тактики ведения спортивной борьбы на основе моделирования. Вместе с тем, проблемы технико-тактического совершенствования шпажистов недостаточно освещены в современной научной литературе, что обуславливает необходимость дальнейших исследований возможностей повышения технико-тактического мастерства фехтовальщиков на шпагах с использованием компьютерного моделирования.
Литература
1. Адашевский В.М., Бородавченко Д.А. Физико-математическое моделирование для определения основных биомеханических характеристик в плавании // Педагогика, психология медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: Сб. научн тр. под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - N 8. - С. 4-7.
2. Г аппаров Х.З. Индивидуализация средств и методов тактической подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков-рапиристов (13.00.04): Автореф. дис. канд. пед. наук: / РГ АФК - М, 1994. - 23 с.
3. Дорохов Сергей Иванович Подготовкагандболистов на основе имитационного моделирования игровой деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04: СПб., 2004 277 c. РГБ ОД, 71:05-13/139
4. Пліско В.І. Навчання тактико-спеціальним діям щодо засобів нападу, що використовуються супротивником // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту: Зб. наук. пр. за ред. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2005. - N 2. - С. 28-36.
5. Полозов А.А. Предстоящий матч. Компьютерная версия / Полозов А.А. // Теория и практика физ. культуры - 1997. - N 3. - С. 49-50.
6. Пятков В.Т. Функции принятия решений в интерактивных моделях спортивных упражнений = Functions of acceptance of the decisions in interactive models of sports exercises / Пятков В.Т. // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. - N 3. - С. 20-23.
7. Родионов А.В., Сивицкий В.Г. Новые подходы в подготовкефехтовальщиков Учеб-метод пособие., Мн., Веды, 2002. - с. 78 - 85
8. Тышлер Д.А. Мовшович А. Д. Методы технико-тактического совершенствования в фехтовании // Теория и практика физической культуры - 1993. - №4 - с. 27 - 28.
9. Хусаинов В.Г. Ростовые характеристики спортсмена-теннисиста и попадаемость подачи
(математическая модель) = Growth Characteristics of Tennis Player and Rate of All-Service Scoring (Mathematics Model) / Хусаинов В.Г., Шемуратов Ф. A., Разумов Д.В. // Т еория и практика физ. культуры - 2003. - N 6. - С. 10-12.
Поступила в редакцию 26.01.2008г.