Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT TAX CREDIT / TAX INCENTIVES / TAX POLICY / TAX BURDEN / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарян С.Р., Попов А.П.

В статье показано, что налоговое стимулирование в кризисных экономических обстоятельствах при дефиците финансовых ресурсов является центральным механизмом, обеспечивающим осуществление инвестиционных программ. Анализирована проблема налогового стимулирования инвестиционной активности в России. Изложены рекомендации по процессу изменения некоторых налогов для совершенствования экономики в целом. Обусловлены задачи налоговой политики. Представлены рекомендации по улучшению предоставления инвестиционного налогового кредита. Выработаны рекомендации по модернизации ряда налогов с целью стимулирования инвестиций в отечественную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF TAX INCENTIVES OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article shows that tax incentives in crisis economic circumstances with a shortage of financial resources is the Central mechanism for the implementation of investment programs. The problem of tax stimulation of investment activity in Russia is analyzed. Recommendations on the process of changing some taxes to improve the economy as a whole are presented. The tasks of tax policy are determined. Recommendations for improving the provision of investment tax credit are presented. Recommendations for the modernization of a number of taxes in order to stimulate investment in the domestic economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Шумилина; ОГПУ. - Оренбург, 2012 г. - 24 с.

8. Шумилина, Н.С., Гилазиева, С.Р., Холодова, Г.Б. Физическая культура в системе профессиональной подготовки бакалавров: теоретический аспект: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.С. Шумилина, С.Р. Гилазиева, Г.Б. Холодова - Электрон. текст. дан. (1,19 Мб). - Оренбург: Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.

УДК 336.2

Казарян С.Р. студент 2 курса магистратуры Научный руководитель: Попов А.П.

доцент

Филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске

Россия, г. Пятигорск СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье показано, что налоговое стимулирование в кризисных экономических обстоятельствах при дефиците финансовых ресурсов является центральным механизмом, обеспечивающим осуществление инвестиционных программ. Анализирована проблема налогового стимулирования инвестиционной активности в России. Изложены рекомендации по процессу изменения некоторых налогов для совершенствования экономики в целом. Обусловлены задачи налоговой политики. Представлены рекомендации по улучшению предоставления инвестиционного налогового кредита. Выработаны рекомендации по модернизации ряда налогов с целью стимулирования инвестиций в отечественную экономику.

Ключевые слова: инвестиционный налоговый кредит, налоговое стимулирование, налоговая политика, налоговая нагрузка, инвестиционная деятельность.

Kazaryan S.R., 2nd year student of magistracy, The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of

Economics, Russia, Pyatigorsk Scientific adviser: Popov A.P.

docent

CURRENT TRENDS OF TAX INCENTIVES OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article shows that tax incentives in crisis economic circumstances with a shortage of financial resources is the Central mechanism for the implementation of investment programs. The problem of tax stimulation of investment activity in Russia is analyzed. Recommendations on the process of

changing some taxes to improve the economy as a whole are presented. The tasks of tax policy are determined. Recommendations for improving the provision of investment tax credit are presented. Recommendations for the modernization of a number of taxes in order to stimulate investment in the domestic economy.

Keywords: investment tax credit, tax incentives, tax policy, tax burden, investment activity.

Очевидно, что на сегодняшний момент инвестиционная сфера на территории нашей страны нуждается в действенных мерах государственного урегулирования, однако, ее своеобразность и малоразвитая технологическая инфраструктура способствуют затруднению механизма проявления государственной поддержки.

Понижение налоговой нагрузки посредством уменьшения налоговых ставок либо избавления от обязанности уплаты налога дает налогоплательщику вероятность располагать дополнительными финансовыми ресурсами для реализации инвестиций путем модернизации производства и непосредственного обновления технологии.129

Принципиально важнейший пункт эффективности антикризисной фискальной политики - это, прежде всего, адресность, равно как и целевой характер предпринятых мер.130

Изложим следующие рекомендации по процессу изменения некоторых налогов, располагающие своей целью обеспечение условий для инвестиционного формирования и совершенствования экономики России, и еще и преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.

1. Проблематичными считаются на практике сложности в компенсировании и (или) вычете «входящего» НДС: во-первых, в результате осуществления инвестиционной программы (что теоретически предусмотрено непосредственно действующим законодательством, но при этом, на практике связано с некоторыми сложностями); во-вторых, после внесения объектов в эксплуатацию, невзирая на реформы в области непосредственно администрирования НДС. В конечном счете, значительные суммы НДС, пока определенные денежные суммы могли бы результативно направляться предприятиями отрасли на претворение в жизнь новых инвестиций, в действительности, «замораживаются» на неопределенный срок до некоторого количества лет. К примеру, по вычислениям одной из российских энергетических организаций, понижение НДС дало бы возможность повысить ее инвестиционную программу приблизительно на 6 % посредством снижения налоговых выплат и непосредственно за счет спада

129 Ахмадеев, Р.Г. Эффективность налоговой политики в сфере инноваций / Р.Г. Ахмадеев, М. Е. Косов // Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 74-78.

130 Мельникова, Н.П. Практические вопросы совершенствования налогового стимулирования развития инновационной экономики в России / Н.П. Мельникова, Н.Н. Башкирова // Налоги и налогообложение. 2007. № 11. С. 23-32.

расходов по обслуживанию необходимых привлекаемых кредитов.131

При таких обстоятельствах, уменьшение ставки НДС обнаруживается наиболее эффективной мерой, обеспечивающей нужный структурный результат в экономике. Позитивное структурное воздействие от снижения НДС не может быть получено за счет остальных мер, подобных расширению инвестиционных премий и вычетов, а также повышения Инвестиционного фонда. Инвестиционные стимулы более выигрышны организациям, уже реализовывающим инвестиции, и в наименьшей мере стимулируют начало инвестиций. В сравнении с Инвестиционным фондом, понижение ставки НДС не обязывает проведения процедур отбора проектов и непосредственного контроля над осуществлением инвестиционных соглашений. Помимо прочего, вне зависимости от объема их деятельности, уменьшение ставки НДС действует на все без исключения предприятия.

2. Модернизация таможенного обложения. В целях обеспечения условий для перевооружения и увеличения конкурентоспособности вырабатываемой продукции представляется необходимым ускорить непосредственно работу по определению режима беспошлинного импорта оборудования для всевозможных областей промышленности.

3. Улучшение процедуры предоставления собственно инвестиционного налогового кредита. Воплощение в жизнь глобальных инвестиционных проектов может быть связано с внушительными первоначальными расходами для инвестора и долгим сроком окупаемости проекта. В связи с этим, возможность предоставления инвестиционного налогового кредита юридическим лицам, осуществляемым инвестиционные проекты, выступило бы одним из непосредственных факторов, содействующих привлечению негосударственных инвестиций во всевозможные сферы, возмещающих невысокую норму прибыли проектов, содействующих обновлению и увеличению имущественной базы компаний, формированию инфраструктуры.132

Сегодня численность предприятий, приобретших инвестиционные налоговые кредиты, весьма немного. Причиной тому обнаруживается крайне не простая административная процедура приобретения инвестиционного налогового кредита.133

Ввиду того, что сумма инвестиционного налогового кредита лимитирована суммой налоговых платежей, перечисляемых в бюджет, организации с низкой прибыльностью, у которых налоговые платежи не высоки, не могут считать возможным получение потребных для

131 Кузнецов, Н.В. Проектное финансирование развития инфраструктурных монополий: российский и зарубежный опыт / Н.В. Кузнецов, Н.Е. Котова, А.А. Аршакуни // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 412-418.

132 Мастеров, А.И. Совершенствование государственных программ как условие повышения эффективности программно-целевого бюджетирования в России / А.И. Мастеров // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. № 5. С. 99-104.

133 Понкратов, В.В. Налоговая политика Российской Федерации в посткризисный период / В. В. Понкратов // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 2-2. С. 51-56.

тов

инвестиционных проектов сумм кредита.

Изложим возможные рекомендации по улучшению предоставления инвестиционного налогового кредита:

- повысить период предоставления инвестиционного налогового кредита;

- лимитировать предельную процентную ставку по кредиту (максимальный % ключевой ставки ЦБ РФ), который предоставляется муниципальными образованиями, а также субъектами РФ;

- аннулировать лимитирование по сумме инвестиционного налогового кредита.

Благодаря инвестиционным налоговым кредитам государство может запустить процесс стимулирования расширения и обновления существенных фондов, финансирования перспективных направлений непосредственно инвестиционной и инновационной деятельности. Путем кредитования определенно само государство зарабатывает добавочный источник бюджетных доходов. Приобретение инвестиционных налоговых кредитов может выявить существенное позитивное влияние на имеющиеся и предстоящие результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, на результативность осуществляемых им инвестиционных, а вдобавок инновационных программ.

Представленные рекомендации налогового стимулирования непосредственно в совокупности с прочими методами государственной политики дадут необходимые результаты в стимулировании инвестиционного развития российской экономики, а так же будут содействовать ее совершенствованию, а также понижению зависимости доходов бюджетной системы непосредственно от сырьевого экспорта.

Использованные источники:

1. Ахмадеев, Р.Г. Эффективность налоговой политики в сфере инноваций / Р.Г. Ахмадеев, М. Е. Косов // Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 74-78.

2. Кузнецов, Н.В. Проектное финансирование развития инфраструктурных монополий: российский и зарубежный опыт / Н.В. Кузнецов, Н.Е. Котова, А.А. Аршакуни // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 412418.

3. Мастеров, А.И. Совершенствование государственных программ как условие повышения эффективности программно-целевого бюджетирования в России / А.И. Мастеров // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. № 5. С. 99-104.

4. Мельникова, Н.П. Практические вопросы совершенствования налогового стимулирования развития инновационной экономики в России / Н.П. Мельникова, Н.Н. Башкирова // Налоги и налогообложение. 2007. № 11. С. 23-32.

5. Понкратов, В.В. Налоговая политика Российской Федерации в посткризисный период / В. В. Понкратов // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 2-2. С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.