Научная статья на тему 'Современные тенденции конкуренции и ее особенности в сфере услуг'

Современные тенденции конкуренции и ее особенности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1949
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришков Антон Федорович

В статье рассматриваются современные особенности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов в глобальной экономике. Проводится анализ основных тенденций конкуренции в сфере услуг. Выполнен анализ направленности способов повышения конкурентоспособности хозяйствующими субъектами различной отраслевой направленности в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL COMPETITION TRENDS WITH PARTICULARITIES IN SPHERE OF SERVICES

The article deals with the modern features of competitive economic entities in the global economy. It analyses the main trends of competition in the service sector. It provides the analysis focus ways to maintain the competitiveness of economic entities of various industries in the world economy.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции конкуренции и ее особенности в сфере услуг»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

ACTUAL COMPETITION TRENDS WITH PARTICULARITIES IN SPHERE OF SERVICES

УДК 338.4

ГРИшКОВ Антон Федорович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, conf_uesp@ gukit.ru

GRISHKOV, Anton Fedorovich.

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, conf_uesp@ gukit.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются современные особенности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов в глобальной экономике. Проводится анализ основных тенденций конкуренции в сфере услуг. Выполнен анализ направленности способов повышения конкурентоспособности хозяйствующими субъектами различной отраслевой направленности в мировой экономике.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная борьба, глобализация, сфера услуг, тенденции развития конкуренции.

Abstract.

The article deals with the modern features of competitive economic entities in the global economy. It analyses the main trends of competition in the service sector. It provides the analysis focus ways to maintain the competitiveness of economic entities of various industries in the world economy.

Key words: competition, competitiveness, competition, globalization, services, trends in the development of competition.

В условиях современной глобальной мировой экономики, характеризующейся возрастающей гомогенизацией условий и особенностей ведения бизнеса в разных странах, связанной с усилением прозрачности границ для движения капиталов, ресурсов, в том числе трудовых, а также потребителей, наблюдается все большая формализация «правил игры», детальное разделение и описание мельчайших отраслевых сегментов бизнеса, замедление темпа открытия новых рыночных ниш и ужесточение конку-

ренции между существующими бизнес-игроками за потребителя, все большее усиление крупных транснациональных игроков, получающих контроль над базовыми видами ресурсов мировой экономики.

В общем виде конкуренция возможна лишь в том случае, если существует несколько или большое количество игроков, борющихся за определенный ограниченный ресурс, которым может быть потребительский спрос, приносящий доход.

Сущность конкуренции заключается в борьбе между игроками (организациями) за ресурс.

Отметим, что конкуренция имеет объективную тенденцию сокращаться и постепенно переходить в монополию, что связано с постоянным усилением и укрупнением сильнейших игроков, уничтожающих слабых, и распространенностью соглашений и сговоров в случае с олигополистическими рынками [1; 2].

Конкуренция производителей выгодна для потребителей, но возможна лишь в краткой сложившейся перспективе, пока сильные игроки не уничтожили слабых, либо когда государством искусственно будут созданы соответствующие условия.

По мнению автора, к числу современных тенденций развития конкуренции можно отнести следующие.

1. Выход конкуренции на международный (мировой) уровень.

С развитием торговли и мировых рынков сырья, труда и капитала окончательно сформировалась сначала конкуренция национальных производителей, а позднее транснациональных корпораций (ТНК), лишь формально привязанных к стране базирования, которые помимо конкуренции в области продукции стали успешно теснить национальных производителей услуг (например, известные сети отелей). Появилась глобальная конкуренция на рынке труда, когда качественные специалисты легко привлекаются для работы в компаниях, находящихся в других странах.

В целом, глобальный характер конкуренции проявился с XX века: на уровне ТНК и государств за контроль над ресурсами: земля, сырье, технологии, труд [3].

2. Возрастание функциональной специализации стран в мировой экономике.

Конкуренция осуществляется в целом по функциям, а не по конкретным товарам или услугам. Так, например, Китай - мировая фабрика, Япония - инновационная промышленность высоких технологий, США - крупнейший потребитель в мире, военные технологии, монополист основной мировой резервной валюты, оффшоры - финансовая среда для оптимизации национальных налогов и т. д.

3. Возрастание роли Всемирной торговой организации (ВТО) и подобных организаций как инструмента глобализации.

Данная тенденция приводит к все большей унификации правил и условий торговли, устраняет экономические и таможенные барьеры между странами для беспрепятственного проникновения на национальные рынки внешних игроков, что обусловливает ужесточение конкуренции, увеличение гомогенизации мирового экономического пространства, вымывание слабых по меркам мировой арены национальных игроков с их же родных рынков, превращение экономически несостоятельных государств, вступивших в ВТО, в колонии по поставке разных видов ресурсов в развитые страны.

4. Рост конкуренции на низших уровнях мировой экономики при монополизации на высших [4].

Это можно назвать принципом пирамиды -основание всегда больше вершины, то есть на нижних уровнях идет борьба более активно, поскольку игроков, пусть и небольших, большое количество и они «борются за место под солнцем». Объективная тенденция такова, что наиболее сильные с точки зрения наличия совокупности всех видов ресурсов постепенно укрепляют свои позиции, вытесняя или поглощая конкурентов, выходят на международный рынок, становятся ТНК. При этом такие сильные игроки, в свою очередь, конкурируют на своем уровне пирамиды, распространяя свое влияние и на нижние, «подчиненные» уровни, вводя барьеры на вход и работу в соответствующих отраслях экономики разными способами (например, влияя на законодательство через лоббирование своих интересов в национальных законодательных органах).

5. Рост конкуренции ведет к монополизации.

В связи с изложенным в предыдущем пункте, постепенно в глобальном масштабе возникает реальное сокращение конкуренции по мере сосредоточения все большего количества рыночной (и не только) власти у все более ограниченного количества игроков - ТНК.

6. Создается видимость конкуренции товаров и услуг при ее реальном практическом отсутствии на базовом уровне.

132

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

Это свойственно для рынков псевдомонополистической конкуренции, когда потребителям предлагается внешне разнообразная продукция при внутреннем ее однообразии по содержанию, что обусловлено все большей унификацией и стандартизацией элементов в рамках экономической целесообразности массового производства. Внешнее многообразие при внутренней унификации - так решается противоречие между целями маркетинга и производства, что становится возможным при монополизации значительного количества всех видов ресурсов крупными корпорациями, получающими возможность внедрять на национальных и мировых уровнях свои собственные унифицированные стандарты качества.

7. Появление новых управляемых извне факторов конкурентоспособности.

К таким факторам можно отнести, например, создание ISO - Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization). С введением международных стандартов качества функционирования данная организация стала влиятельным игроком на глобальной арене. Так, при прочих равных условиях - организации, прошедшие сертификацию ISO, считаются более предпочтительными и конкурентоспособными. В настоящее время в некоторых странах есть законодательные ограничения по ведению бизнеса с несертифицированными компаниями. Например, ТНК, сами являющиеся крупнейшим потребителем продукции более мелких фирм, устанавливают свои требования к качеству поставляемой продукции и услуг и качеству самих компаний-поставщиков, выдвигая сертификацию как обязательное условие сотрудничества.

8. Исчерпание возможностей классической ценовой конкуренции.

На мировом рынке в связи с монополией на ресурсы и глобализацией все важнейшие виды сырьевых ресурсов, финансовые ресурсы, технологические ресурсы (ключевые технологии) сконцентрированы у относительно небольшого количества крупнейших игроков, которые формируют предложение, а соответственно, и цены на такие ресурсы, что предопределяет одинаковые условия для потребителей таких

ресурсов с точки зрения издержек, закладываемых ими в результат своей деятельности. При этом крупные игроки как потребители ресурсов оказываются в более выгодном положении, поскольку приобретают их по более низкой цене за счет объема и условно моноп-сонического эффекта.

Кроме того, фактор снижения издержек за счет внедрения инноваций организационного характера, связанного с улучшением бизнес-процессов, на зрелых рынках не дает существенного эффекта в связи с их глубокой проработкой конкурирующими организациями за период становления рынка (другими словами, конкретные бизнес-процессы и так находятся на высоком уровне рациональности у большинства игроков данного рынка).

9. Возрастание значения факторов неценовой конкуренции.

Такая конкуренция не связана с издержками и ценами на сырьевые ресурсы [3; 5], а ее возможности на современных зрелых рынках обусловлены использованием инноваций организационного, творческого и иного нематериального характера, что позволяет предложить потребителю новые, более рациональные или технологичные способы удовлетворения существующих потребностей. Данные инновации, безусловно, связаны с творческим, креативным подходом к бизнесу, опережением конкурентов в сознании потребителя, характеризующемся комплексностью - подходом, формирующим общую лояльность потребителя к марке.

10. Общее возрастание значения в конкурентной борьбе технологий и инноваций.

Эффективная инновационная деятельность отдельных организаций, в том числе малых, иногда позволяет сделать качественный прорыв на новый уровень для всего рынка, кардинально изменить расстановку сил на нем [6]. Следует отметить, что доминирующие глобальные игроки с целью недопущения возможности потери контроля над важнейшими ресурсами (нарушения status quo) могут препятствовать диффузии новых технологий на рынки путем скупки патентов, слияния и поглощения малых инновационных фирм. Так, например, долгое время не дается ход

инновационным технологиям производства электроэнергии (например, технологии холодного ядерного синтеза), что полностью изменило бы баланс сил в важнейших базовых отраслях (нефтегазодобыча и переработка, электроэнергетика, автомобилестроение и т. д.), кардинально снизило бы удельный вес энергетических издержек в производстве, а также общее промышленное воздействие на биосферу.

11. Возрастание значения информации как конкурентного преимущества.

Информация является в современном мире важнейшим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество (к примеру, коммерческой тайной являются и стратегия компании, технологии, информация о новых разработках, базы данных клиентов, ряд финансовых данных и т. д.). Так, с развитием технических и программных средств сбора, накопления и переработки информации, передачи ее по глобальным коммуникационным каналам связи с использованием проводных и беспроводных технологий с вовлечением наземного, морского, воздушного и космического оборудования, формированием все большего количества баз данных той или иной информации возникает реальная угроза несанкционированного использования информации, в рамках, например, промышленного шпионажа. Кроме того, контроль над информацией в глобальном масштабе как над важнейшим ресурсом (фундаментальные исследования, базы знаний, базы данных по социуму, новостные пулы и пр.) становится наиболее серьезным фактором власти на этапе постиндустриального развития. Этим контролем могут обладать как государства или наднациональные образования, так и корпоративные структуры (ТНК), получающие за счет этого мощное влияние.

12. Поглощение национальных рынков сильными международными игроками.

Это связано с ослаблением национальных экономических и таможенных барьеров и отказом от политики протекционизма правительствами стран, формированием глобальной экономики с уничтожением национальных экономических границ и захватом внешними сильными игрока-

ми рынков и даже экономик стран, вступающих в глобальную экономику [4].

13. Смещение конкурентной борьбы в сфере услуг на уровень малых и средних организаций.

Такие организации преимущественно конкурируют в относительно небольших секторах сферы услуг, привязанных к территории и поэтому неинтересных для крупных компаний, или ввиду экономической нецелесообразности доступа туда по разным причинам (общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовые услуги, услуги культуры и пр.).

14. Неравномерность интенсивности конкуренции в различных отраслях.

Так, степень интенсивности конкуренции в отраслевых составляющих мировой и национальных экономик определяется либо высокой стратегической привлекательностью и крупным размером рынков (конкуренция на уровне ТНК и государств за контроль над ресурсами: земля, сырье, технологии, труд) либо ограниченностью размеров рынков и большим количеством игроков в них (конкуренция на уровне малых и средних предприятий, преимущественно в сфере услуг на национальных рынках).

15. Проявление «стеклянного потолка» для растущих игроков.

Так называемый «стеклянный потолок» формируется сильными игроками в виде барьеров для роста. Развивающиеся компании могут не испытывать до определенного размера особых проблем и беспрепятственно расти в своей отрасли, пока они не становятся достаточно большими и прибыльными, чтобы в данном сегменте рынка составлять конкуренцию сильным игрокам. После чего попытки роста компании могут встречать упорное сопротивление как от конкурентов более высокого уровня (вплоть до попыток дружественного или недружественного поглощения), так и встречать институциональное сопротивление страны, в которой они расположены, поскольку на более высоких уровнях хозяйствования имеется возможность в своих интересах (крупного бизнеса) влиять на законодательные и правоприменительные системы различных государств. Таким образом силь-

134

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

ные игроки становятся еще сильнее, слабые не могут с ними конкурировать и исчезают, либо остаются ниже «стеклянного потолка». Например, вследствие эффекта «стеклянного потолка» крупный капитал бизнесменов из стран третьего мира не может приобрести на Западе контроль над средствами производства (заводами). Так, нефтяные шейхи вынуждены вкладывать свои средства в облигации США, драгоценности, предметы искусства, строительство туристической инфраструктуры у себя на родине, не имея возможности вложить свои огромные средства в реальный сектор производства, в покупку технологий за границей.

Отметим, что в развитых странах также существуют проблемы «стеклянного потолка», но в последних он расположен выше, и зачастую вследствие этого не заметен.

16. Возрастание важности государственного влияния на конкуренцию.

Так, осуществляется переход конкуренции с межфирменного на межгосударственный уровень. К примеру, Евросоюз создал специальный орган, призванный противодействовать компаниям из Российской Федерации. Однако в общемировом масштабе реально национальные законодательства не ограничивают рост монополий, декларируя антимонопольную деятельность и приоритет малого бизнеса лишь номинально, поскольку это не в интересах мировой финансовой олигархии, представленной, в частности, и на уровне ТНК.

Учитывая вышесказанное, отметим, что к способам обеспечения конкурентоспособности можно отнести: способы в области влияния на спрос через цену товара или услуги, способы в области влияния на спрос через качество товара или услуги, способы в области влияния на спрос через манипулирование сознанием потребителей товара или услуги, способы, реализующиеся на основе монопольного захвата ключевых ресурсов.

Следует подчеркнуть, что на практике хозяйствующие субъекты используют несколько групп способов сразу, применяя те или иные способы, в соответствии с уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды. Снижение результативности группы

способов ценовой конкуренции (который по-прежнему может эксплуатироваться иннова-ционно-ориентироваными организациями на рынках новых товаров или услуг) обусловлено тем, что совокупные издержки для конкурирующих организаций аналогичного масштаба приблизительно одинаковы. При этом остается возможность ценовой конкурентной борьбы (при условии сохранения качества) на базе снижения маржи, повышения оборачиваемости. Способы обеспечения конкурентоспособности, связанные с применением стратегий в области управления качеством как продукции (услуги), так и самой организации (качество бизнес-процессов), остаются чрезвычайно актуальными, что предопределяет их первостепенное использование. Так, разработка эффективной корпоративной или бизнес-стратегии, основанной на научно обоснованном анализе и прогнозах состояния внешней и внутренней сред, является само по себе значительным конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе. Более конкурентоспособными оказываются те организации, которые имеют стратегии, максимально адекватные всей совокупности параметров внешней и внутренней среды в текущем моменте и долгосрочной перспективе.

Наличие в некоторых организациях в настоящее время комплексных частично автоматизированных систем управления конкурентоспособностью, учитывающих всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия в качестве входящих переменных управленческой функции, а также уровень конкурентоспособности, выраженный формализованным количественным показателем в качестве результирующей, является само по себе мощным фактором конкурентных преимуществ. В этом случае на автоматизированной основе по факторам конкурентоспособности осуществляется мониторинг, и через алгоритм обратной связи производится управляющее воздействие на параметры функционирования организации как в долгосрочном, так и краткосрочном интервалах времени. Воздействие на показатели конкурентоспособности в таком случае осуществляется через формализованные процедуры изменения параметров внутренней

среды организации с целью повышения эффективности функционирования, ведущей к повышению конкурентоспособности.

Рассматривая способы конкурентоспособности на основе установления контроля над ключевыми ресурсами, отметим, что они доступны только крупным и сильным игрокам, вследствие чего в современном глобализированном мире конкуренция ограничена в большинстве отраслей (вследствие монополий ТНК) и реализуется преимущественно на микро и мезоуровнях. При этом конкуренция в сфере производства в настоящее время осуществляется преимущественно на уровне транснациональных корпораций и государств. Несмотря на декларации о необходимости поддержания конкуренции на государственном уровне, «де-факто» конкуренция сокращается и уходит в достаточно узкие отраслевые составляющие экономики. Это связано с тем, что контроль над базовыми ресурсами в настоящее время принадлежит ограниченному кругу игроков.

Отметим, что в сфере услуг конкуренция остается более острой, поскольку услуга сильно отличается от товара: ее оказание связано зачастую с меньшими затратами ресурсов и базируется на профессионализме человека, а также привязано к месту ее оказания, что затрудняет действия ТНК в удаленных районах. Сфера услуг в современном мире обладает большим удельным весом в глобальной экономике. По отдельным странам доля сферы услуг чрезвычайно высока. При этом организации сферы услуг могут быть небольшими в отличие от производственных организаций.

При внешней видимости конкуренции реально на базовых (ресурсных) уровнях глобальной экономики существует олиго-полистический картельный сговор против нижестоящих уровней (естественно, что своя внутренняя борьба там есть), когда крупные корпорации ставят непреодолимые системные барьеры входа в их круг, а каждый вышестоящий уровень противодействует проникновению в него снизу.

Целесообразно вспомнить известную матрицу McKinsey и General Electric [7], в которой два фактора (конкурентоспособность и привлекательность отрасли) определяют

поведение компаний на рынке - транснациональные компании находятся в квадранте на пересечении высокой конкурентоспособности и высокой привлекательности отрасли - то есть по аналогии - на верху пирамиды.

Таким образом, современные тенденции конкуренции проявляются в конкуренции по горизонтали и по вертикали. Проникновение на вышестоящие уровни бизнеса чрезвычайно сложно, поскольку связано с конкуренцией по вертикали, конкуренцией с игроками другой лиги, которые, обладая большими ресурсами и властью, естественно, не хотят допускать до кормушки новичков: конкуренция усиливается в процессе нисходящего движения на низлежа-щие уровни бизнеса и «разрешенные» секторы экономики. Главная конкуренция в XX веке вершилась на уровне транснациональных корпораций и государств за контроль над основными ресурсами (земля, сырье, технологии, труд), что привело к двум мировым войнам. Конкуренция на уровне отдельных фирм - горизонтальный, нижний уровень конкуренции. Этап перехода через «стеклянный потолок» -самый ответственный, поскольку крупный международный бизнес не желает иметь конкурентов и всемерно устраняет их. Возможно ли это? По мнению автора, ответ положительный, но только при институциональной поддержке национального государства, откуда происходит организация, формирование транспарентной нормативно-правовой базы ведения бизнеса, способствующей развитию конкуренции и малых организаций. На внешнем рынке, как вариант, через формирование национальных картелей, направленных на защиту национальных производителей за рубежом. Также благоприятным фактором развития является тот факт, что в современном глобальном мире произошла революция по равному доступу к фундаментальной информации (в том числе благодаря развитию сети Интернет), что позволило на новом системном уровне всем заинтересованным организациям формировать и использовать рациональные инновациии, развивать человеческий ресурс - именно инновации и люди рождают возможность развития новых технологий и конкуренции на этой основе.

136

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

Список литературы

1. Делягин М. Россия в глобальной конкуренции. Мировой кризис: общая тория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие; пер с англ. М.: Вильямс, 2000.

3. Булочников П. А. Организационная инновация по внедрению системы управления качеством на основе процессного подхода // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 33-40.

4. Зобова Л. Л., Орлова Е. К. Глобальная конкуренция как разновидность пространственной конкуренции // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. C. 33-40.

5. Булочников П. А. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий и отраслей сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 70-75.

6. Гришков А. Ф. Сущность и особенности конкуренции организаций в сфере услуг // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 114-120.

7. Monieson D. D. An Overwiew Of Marketing Planning // Executive bulletin. 1978. № 8. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.