Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная деятельность / инвестиции / инвестиционные проекты / промышленность / государственная поддержка / финансирование / investment activity / investments / investment projects / industry / government support / financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Е. Косогоров

Уровень развития промышленности во многом позволяет определить состояние экономики страны в целом и уровень ее конкурентоспособности в частности. Актуальность данного исследования обусловлена глобальными изменениями геополитического характера, с которыми столкнулась отечественная промышленность в последние годы. В сложившихся условиях особое внимание следует уделять проблеме финансирования инвестиционных проектов в промышленности, учитывая анализ текущей динамики и структуры инвестиционной среды. В этой связи был проведен анализ современных тенденций в финансировании инвестиционных проектов в промышленности РФ, а также подчеркнута роль государства и его поддержки в данных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT INVESTMENT TRENDS IN INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The level of industrial development largely allows us to determine the state of the country’s economy as a whole and the level of its competitiveness in particular. At the same time, the relevance of the study is due to global changes of a geopolitical nature that the domestic industry has faced in recent years. Under the current conditions, special attention should be paid to the problem of financing investment projects in industry, taking into account the analysis of the current dynamics and structure of the investment environment. In this regard, the analysis of current trends in the financing of investment projects in the industry of the Russian Federation was carried out, and the role of the state and its support in these processes was emphasized.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.6

doi:10.52210/2224669X_2023_3_124

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Е. Косогоров

Аннотация. Уровень развития промышленности во многом позволяет определить состояние экономики страны в целом и уровень ее конкурентоспособности в частности. Актуальность данного исследования обусловлена глобальными изменениями геополитического характера, с которыми столкнулась отечественная промышленность в последние годы. В сложившихся условиях особое внимание следует уделять проблеме финансирования инвестиционных проектов в промышленности, учитывая анализ текущей динамики и структуры инвестиционной среды. В этой связи был проведен анализ современных тенденций в финансировании инвестиционных проектов в промышленности РФ, а также подчеркнута роль государства и его поддержки в данных процессах.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, инвестиционные проекты, промышленность, государственная поддержка, финансирование.

CURRENT INVESTMENT TRENDS IN INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.E. Kosogorov

Abstract. The level of industrial development largely allows us to determine the state of the country's economy as a whole and the level of its competitiveness in particular. At the same time, the relevance of the study is due to global changes of a geopolitical nature that the domestic industry has faced in recent years. Under the current conditions, special attention should be paid to the problem of financing investment projects in industry, taking into account the analysis of the current dynamics and structure of the investment environment. In this regard, the analysis of current trends in the financing of investment projects in the industry of the Russian Federation was carried out, and the role of the state and its support in these processes was emphasized.

Keywords: investment activity, investments, investment projects, industry, government support, financing.

Развитие промышленности является одним из основных критериев крепкой и конкурентоспособной экономики государства. При этом развитие действующего или создание нового про-

мышленного производства невозможно без соответствующего его финансирования, и чем крупнее и существеннее проект, тем более значительных средств для финансирования он требует.

Следует отметить, что применительно к развитию промышленности РФ со второй половины предыдущего десятилетия и по настоящее время особое место занимает нахождение путей решения проблемы, которая носит для отечественной экономики глобальный характер. В условиях санкций, объявленных России в целом и ее промышленным предприятиям в частности негативно настроенным мировым политическим и экономическим сообществом, крайне важно обеспечить условия для развития всех сфер отечественной экономики.

Например, если говорить о такой категории, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ), то в 2013 г. РФ занимала 11 место в рейтинге самых привлекательных государств для вложения капитала со значением индекса инвестиционного доверия в 1,72 балла, однако с 2014 г. Россия больше не присутствовала в данном рейтинге. В стране начался кризис в части привлечения зарубежных инвестиций, который выражался в устойчивом и продолжительном тренде к сокращению притока ПИИ, а вместе с этим и в ускорении морального износа основных средств отечественных предприятий, в связи с чем для некоторых фирм и секторов народного хозяйства появился риск потери как конкурентных преимуществ, так и фактической возможности осуществлять экономическую деятельность [7].

Еще более чувствительным ударом для российской экономики и ее промышленности стали последующие пандемийный и пост-пандемийный (Covid-19), а также ужесточившийся в последний год и продолжающийся по сегодняшний день санкционный период.

Отечественная промышленность в результате введенных в отношении России в 2022 г. ограничений столкнулась с рядом сложностей:

- экспортные ограничения (спрос на российскую продукцию со стороны зарубежных партнеров упал до минимума);

- проблемы с импортом (деталей, материалов, комплектующих, оборудования);

- уход иностранных инвесторов (в 2022 г. из России полностью ушли около 9 % иностранных компаний, около 30 % ограничили деятельность или прекратили финансирование своих представительств);

- слабый внутренний спрос (по данным Росстата, за 9 месяцев 2022 г. ВВП оптовой и розничной торговли упал на 10,4 %) [2].

Вместе с тем необходимо отметить, что, вопреки ожиданиям, итоги 2022 г. для российской промышленности оказались не столь пессимистичными.

Так, согласно данным Росстата [10], промышленное производство в РФ по итогам 2022 г. сократилось на 0,6 %. За последние десять лет падение оказалось не таким сильным, как, например, в 2014 и 2020 гг.

Динамика Индекса промышленного производства за 10 лет, в процентах к предыдущему году представлена на рисунке 1 [2].

Более того, к весне 2023 г. инвестиционные планы отечественных промышленных предприятий оказались на максимуме с 2012 г. (инвестиционные планы - один из нескольких индикаторов настроений промышленности, которые в ежемесячном режиме с 1995 г. отслеживает лаборатория конъюнктурных опросов Института Гайдара [3]). К апрелю 2023 г. компаний, которые собираются вкладываться в основной капитал, заметно больше, чем тех, кто инвестировать не планирует.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок 1. Динамика Индекса промышленного производства [2]

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Разница между положительными и негативными ожиданиями

предприятий, пункты индекса.

Индекс может изменяться от -100 до 100 пунктов

20

11 10 В

иигг"

Ш -22 -22 -21 | -28 "26 -34

янв. —дек. 2022 | янв. — апр. 2023

Источник: Институт Гайдара © РБК, 2023

Рисунок 2. Изменения баланса инвестиционных планов предприятий [3]

Баланс инвестиционных планов предприятий (индекс может меняться от минус 100 до плюс 100 пунктов), который измеряется как разница между долей позитивных и негативных прогнозов, в апреле достиг 20 пунктов. Апрельское значение - не только максимальное за последние 11 лет, но и в два раза лучше досанкционных уровней января-февраля 2022 г. (рисунок 2) [3].

Тем не менее, невозможно отрицать, что работа промышленных предприятий в условиях санкций, существенно ограничивающих круг их участия на рынке, не только не позволяет добиваться максимальной прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности, но и не позволяет выстраивать и формировать экономическое прогнозирование как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне промышленной отрасли в целом. Данный фактор, безусловно, определенным образом отражается и на вопросах запуска, реализации и поддержания инвестиционных проектов.

Принятие экономических и политических санкций - это однозначно вызов, несущий в себе ряд угроз, рисков и проблем для отечественных предприятий. Однако, преодолев трудности, бизнес России способен обеспечить фундамент инвестиционного роста, что совместимо с технологическим развитием в период цифровой экономики [9].

В сложившихся обстоятельствах непосредственно перед государством стоит задача по разработке и внедрению мер поддержки, стимулирующих финансирование инвестиционных проектов в промышленности.

Именно государству отводится ключевая роль в разрешении возникших перед промышленными предприятиями проблем, и прежде всего - в части финансирования инвестиционных проектов.

Если определение и выбор направления хозяйственной деятельности, товарных рынков в продуктовом и географическом смысле, установление нормативов в объемах производства и реализации продукции, разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов - это компетенция непосредственно предприятия, то поиск решения проблем, возникших в результате экономических санкций и оттока иностранного промышленного капитала, во многом зависит от решений, принимаемых на уровне государственного аппарата и соответствующих уполномоченных структур.

Для выхода экономики на устойчивый путь развития государству необходимо определить комплекс различных стимулирующих механизмов, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность объектов финансирования, возродить промышленный и научно-технический потенциал страны, которые обеспечат экономическую безопасность и темпы роста [8].

При этом для исследования вопроса о роли и степени участия государства в части побуждения соответствующих экономических субъектов к финансированию инвестиционных проектов целесообразно рассмотреть уже реализуемые меры стимулирования, направленные на создание благоприятной инвестиционной среды.

Например, в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [2], ключевой целью которого является в том числе увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг

в валовом внутреннем продукте страны, государством разработан ряд специфических инструментов стимулирования экспортно-ориентированных инвестиционных проектов, среди которых целесообразно выделить следующие: механизм заключения соглашений по защите и поощрению капиталовложений (СЗПК), корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК), механизм специального инвестиционного контракта (СПИК).

В рамках указанных механизмов потенциальные инвесторы, которыми в том числе могут быть предприятия с участием зарубежных бенефициаров, вправе претендовать на предоставление им различного рода льгот (например, налоговых) и (или) мер финансовой поддержки (например, предоставление субсидий) при условии возложения на себя обязательств, касающихся реализации инвестиционных проектов.

При выборе между указанными механизмами потенциальные инвесторы должны учитывать не только предоставляемые этими механизмами преимущества, но и особенности заключения контрактов (соглашений), требования к инвестиционным проектам, а также величину обязанностей и ответственности, которые возлагаются на них как на участников государственных программ, направленных на стимулирование несырьевого неэнергетического экспорта [5].

Отдельно следует отметить и активное участие государства в развитии экономики в целом и в поддержке инвестиционных проектов в частности через профильные институты развития. Вообще, институты развития порождают эффект позитивного нефинансового воздействия на деятельность фирм и создают среду для взаимодействия, для координации изменений среди множества субъектов и для взаимного обучения [6]. Однако степень этого влияния и эффективность функционирования у разных институтов не одинакова [4].

Таким образом, текущие тенденции финансирования инвестиционных проектов в промышленности России сопряжены с определенными проблемами политического и экономического характера, а в условиях жестких ограничений участия и «бойкота» отечественных предприятий в мировом товарообороте, без соответствующей государственной поддержки крайне сложно обеспечить успешную реализацию инвестиционных проектов в отечественной промышленности. В этой связи в настоящее время государство довольно активно реагирует на возникающие проблемы путем разработки и внедрения

различного рода инструментов стимулирования инвестиционной

деятельности в отечественной промышленности.

Библиографический список

1. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». URL: http://static.government.ru/media/files/FL01M-AEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения: 31.05.2023).

2. Болдова К. Промышленное производство в России: итоги 2022 года //. Открытый журнал. Исследования. Промышленное производство в России: итоги 2022 года. URL: https://journal.open-broker.ru/research/ promyshlennoe-proizvodstvo-v-rossii/ (дата обращения: 31.05.2023).

3. Деготькова И., Ткачев И. Экономика // РБК. 2023. 26 апреля. URL: https:// www.rbc.ru/economics/26/04/2023/6447d6c89a794784b9099ef5 (дата обращения: 31.05.2023).

4. ДоржиеваВ.В., Ильина С.А. Финансовые институты развития как фактор структурной модернизации экономики: научный доклад. М., 2020.

5. КузьминыхЮ.В. НаумоваЕ.А. Современные инструменты стимулирования экспортно-ориентированных инвестиционных проектов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. Т. 32. Вып. 3.

6. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственная поддержка предприятий: бенефициары и эффекты // Вопросы экономики. 2020. № 3.

7. Храмченко А.А., Сухорукова Н.А., Деркач В.Н. Влияние финансовых санкций на привлечение прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и развитие экономики страны // Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44).

8. ЦыгановД.А. Инвестиционная политика финансирования промышленных предприятий // Национальные интересы:приоритеты и безопасность. 2014. № 37 (274).

9. Яровова Т.В., СоколоваВ.Д. Инвестиционное развитие компаний в кризисных условиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 45 (1).

10. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11_01-02-2023.html (дата обращения: 31.05.2023).

Н.Е. Косогоров

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Email: NikitaKosog@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.