Научная статья на тему 'Современные тенденции и пути активизации российского рынка муниципальных ценных бумаг'

Современные тенденции и пути активизации российского рынка муниципальных ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННЫЕ БУМАГИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ручьёва Е.С.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что полноценная финансовая система на может функционировать без рынка ценных бумаг. Важное значение такого финансового инструмента как муниципальные ценные обусловлено присутствием ряда проблем в сфере бюджетной политики государства. Ситуация, сложившаяся в стране, ставит в ряд первоочередных задач решение вопросов финансирования долга бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. В связи с этим формируется необходимость более углубленного изучения и последовательного развития данного сектора ценных бумаг. Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций, присущих отечественному рынку муниципальных заимствований, выявлении проблем, характерных для данного этапа его развития, также в исследовании причин появления этих проблем и пути их решения. Автором предложены меры по созданию привлекательной инвестиционной среды на рынке муниципальных ценных бумаг. В основу разработки данных решений легли научные работы и исследования таких авторов как А.П. Пышнограй, А.В. Пенюгаловой, Д. Андреевой, А. Табаха, а также данные Министерства Финансов РФ и результаты работы международных рейтинговых и аналитических агентств. Результатами исследований была выявлена связь между ростом бюджетного долга регионов и необходимостью активизации рынка муниципальных заимствований. Долг муниципальных образований на 1 января 2014 составлял 284 млрд. руб., доля муниципальных облигаций в котором составляет всего 4 %. Больше половины задолженности приходится на банковские кредиты 53 %, бюджетные кредиты 32 % и 11 % гарантии. В работе представлены динамика темпов роста налоговых поступлений в региональные бюджеты и доходов и расходов региональных бюджетов за период 2011-2014 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и пути активизации российского рынка муниципальных ценных бумаг»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

© Ручьёва Е.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что полноценная финансовая система на может функционировать без рынка ценных бумаг. Важное значение такого финансового инструмента как муниципальные ценные обусловлено присутствием ряда проблем в сфере бюджетной политики государства. Ситуация, сложившаяся в стране, ставит в ряд первоочередных задач решение вопросов финансирования долга бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. В связи с этим формируется необходимость более углубленного изучения и последовательного развития данного сектора ценных бумаг.

Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций, присущих отечественному рынку муниципальных заимствований, выявлении проблем, характерных для данного этапа его развития, также в исследовании причин появления этих проблем и пути их решения.

Автором предложены меры по созданию привлекательной инвестиционной среды на рынке муниципальных ценных бумаг. В основу разработки данных решений легли научные работы и исследования таких авторов как А.П. Пышнограй, А.В. Пенюгаловой, Д. Андреевой, А. Та-баха, а также данные Министерства Финансов РФ и результаты работы международных рейтинговых и аналитических агентств.

Результатами исследований была выявлена связь между ростом бюджетного долга регионов и необходимостью активизации рынка муниципальных заимствований. Долг муниципальных образований на 1 января 2014 составлял 284 млрд. руб., доля муниципальных облигаций в котором составляет всего 4 %. Больше половины задолженности приходится на банковские кредиты - 53 %, бюджетные кредиты - 32 % и 11 % - гарантии. В работе представлены динамика темпов роста налоговых поступлений в региональные бюджеты и доходов и расходов региональных бюджетов за период 2011-2014 годов.

Ключевые слова: ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, муниципальные облигации, бюджет, муниципальные образования, государственные финансы, рынок ценных бумаг, муниципальные заимствования, муниципальный бюджет.

Вопрос реформирования системы межбюджетных отношений в России обусловлен рядом факторов. В том числе, ростом потребности бюджетов муниципальных образований в заемных средствах для осуществления их

Студент.

Финансовые рынки и инвестиции

147

непосредственных задач и функций, а именно - реализации инвестиционных проектов и долговой политики на уровне муниципалитетов.

Основная часть доходов государства перераспределяется в пользу федерального бюджета, в то время как местные власти испытывают недостаток финансовых ресурсов. Проблема поиска средств решается посредствам заимствований, как краткосрочных, так и на длительной основе. Долгосрочные заимствования представляются в виде такого инструмента финансовокредитной политики как муниципальные ценные бумаги. Их выпуск, регистрация и обращение регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

С момента вступления в силу данного закона было произведено много поправок, что фактически улучшило правовую базу, обеспечивающую функционирование рынка муниципальных займов. Привлекательность данного рода инвестиций обусловлена их целевой направленностью. Полученные денежные средства, как правило, идут на развитие социальной инфраструктуры региона, что позволяет вкладчикам видеть результаты использования заемных средств бюджета. Инвесторы в лице населения и местных организаций заинтересованы в развитости своего региона, что является мощным мотивом при выборе объекта капиталовложений. Также, по результатам дистанционной оценки рисков выпусков облигаций, предоставляемой Национальным рейтинговым агентством, муниципальные облигации обладают средним уровнем риска, что говорит о надежности вложений в них.

Согласно мнению М.Г. Янукяна, развитие рынка муниципальных заимствований окажет положительное воздействие на экономику. Процентные ставки по заемным ресурсам при выпуске муниципальных облигаций ниже, чем по кредитам коммерческих банков. Эмиссия муниципальных ценных бумаг также способствует мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Данные обстоятельства выгодны как для бюджета, так и для населения регионов. Льготное налогообложение муниципальных ценных бумаг (МЦБ) как инструмента инвестирования и гарантированность обязательств должны способствовать привлечению средств институциональных инвесторов в экономику муниципалитетов.

Ситуация такова, что на сегодняшний день участники отечественного рынка муниципальных заимствований большой активности не проявляют. По итогам на 1 января 2014 г. на рынке региональных облигаций обращаются долговые бумаги 36 субъектов РФ и только 5 муниципальных образований. Почти треть рынка составляют облигации Москвы, еще треть приходится на 6 крупнейших регионов-заемщиков. Второй по величине облигационного долга регион России - Красноярский край - уступает Москве по объему заемных средств больше, чем в четыре раза.

148 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

По данным Министерства Финансов РФ, за 2013-2014 годы эмитентом МЦБ являлся один город - Новосибирск. Будучи признанным одним из крупнейших заемщиков среди муниципальных образований, город занимает среди регионов и муниципалитетов 21 -е место с долей рынка в 1,4 %. В 2013 году постановлением мэрии города было решено выпустить облигации сроком обращения 1-5 и 1-7 лет, в 2014 году - 5-10 лет номиналом 1000 рублей. Доход является фиксированным купонным, а также в доход относится разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигаций. Стандартно при выпуске субфедеральных и муниципальных займов направлением использования указывается финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.

Проблема роста задолженности бюджетов регионов актуальна, чему свидетельствует статистика. По итогам исследований компании Standard & Poor's, в 2014 году обеспечивать бюджетный профицит смогут только 20 из 85 субъектов федерации. Другим 65 субъектам, чтобы избежать дефолта, будет необходима помощь федерального центра. Суммарный долг российских субъектов и регионов на 1 апреля 2014 года составляет 2,03 трлн. рублей.

В своем исследовании Д. Андреева и А. Табах выделяют следующие причины долгового роста региональных и муниципальных бюджетов: политика Минфина, направленная не на борьбу с долгом, но ориентирующая регионы на его финансирование через рыночные инструменты, а также сложная бюджетная ситуация в регионах в целом. Отмечается, что в 2012 году с исполнением бюджетов в регионах сложностей не возникало, а в 2013 году были определенные трудности. Происходила концентрация средств в отдельных регионах. Как правило, это регионы, получавшие повышенные трансферты федерального бюджета на реализацию проектов федерального значения, либо субъекты, чья экономика ориентирована на добычу сырья.

Темпы роста доходов бюджетного сектора в 2013 году ниже, чем в предыдущем, причиной чему служит менее активная индексация пенсий и заработных плат, низкий уровень налоговых поступлений. Ориентация федеральной политики по вопросу финансирования долгов регионов такова, что для субъектов сейчас становится приоритетным именно рыночный долг. Минфин не имеет возможности оставаться источником льготных кредитов, так как происходит сокращение дополнительных средств в федеральном бюджете. Данное обстоятельство открывает регионам больше возможностей при выпуске муниципальных облигационных займов, которые на данный момент во многом предпочтительнее коммерческих кредитов.

В соответствии с данными Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 января 2014 г. государственный долг субъектов Федерации составлял 1738 млрд. руб., что на 30 % превышает прошлогодний уровень. Долг муниципальных образований оценивался в 284 млрд. руб., доля муниципальных облигаций в нем составляла всего 4 %. Больше половины задолженно-

Финансовые рынки и инвестиции

149

сти приходится на банковские кредиты, а именно 53 %, бюджетные кредиты составляют 32 % и 11 % составляют гарантии.

Таким образом, в стране встает проблема повышения активности муниципальных образований в сфере использования долговых финансовых инструментов. Положительным моментом при инвестировании в МЦБ является их достаточно высокий для российского рынка уровень в кредитных рейтингах, оцениваемых международными агентствами. Присутствие в международных рейтингах позволяет попасть в Ломбардный список, что увеличивает рост интереса со стороны кредитных организаций и институциональных инвесторов. МЦБ в январе 2014 года были включены в систему международных расчетов «Eurodear», что открыло к ним доступ инвесторам-нерезидентам.

В целях активизации участников рынка муниципальных ценных бумаг, необходимо создание на нем благоприятных условий. В этой связи могут быть предложены следующие шаги на пути решения поставленных задач:

- организация поэтапного выхода эмитентов на рынок, что позволит отработать финансово-технологические инструменты эмиссии, сформировать круг партнеров;

- обеспечение регулярности выпуска облигаций эмитентами, что снизит издержки по привлечению и обслуживанию займов;

- создание экспертных групп, занимающихся отбором и менеджментом инвестиционных проектов;

- развитие инфраструктуры внебиржевой торговли долговыми ценными бумагами;

- проведение маркетинговых исследований сферы интересов потенциальных инвесторов;

- проведение эффективной рекламной кампании.

Подводя итог, стоит отметить, что эмиссия муниципальных ценных бумаг может производиться не только с целью сокращения кассовых разрывов бюджетов, но и для мобилизации финансовых ресурсов региона, направленных на реализацию социально-инфраструктурных проектов региона. Принятие мер, стимулирующих развитие данного сегмента рынка ценных бумаг, окажет благотворное влияние как на бюджетные показатели, так и на уровень экономики страны в целом.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М: Эксмо, 2009. - 64 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации [по состоянию на 1 января 2014: принят ГД 16 июля 1998] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с

150 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

01.01.2014)] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012)] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

5. Манукян М.Г. Пути активизации рынка муниципальных ценных бумаг в РФ // «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки». - 2004. - С. 75-81.

6. Информационное агентство Cbonds [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbonds-congress.com/.

7. Информационное агентство ИноСМИ^и [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://inosmi.ru/.

8. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/.

9. Московская биржа Северо-Западный филиал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.micex-nw.com/.

10. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ra-national.ru/.

11. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/.

12. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.