Научная статья на тему 'Современные тенденции экспорта образовательных услуг в условиях интеграции в евразийское научно-образовательное пространство'

Современные тенденции экспорта образовательных услуг в условиях интеграции в евразийское научно-образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN EDUCATIONAL SPACE / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / EUROPEAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медынская И. В.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития международного сотрудничества организаций высшего образования в условиях интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство. Показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий, которые предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export of educational services in the context of integration into Eurasian scholarly and educational space: contemporary tendencies (Russia, St. Petersburg)

The article discusses problems and perspectives of international cooperation among higher educational institutions in the context of integration into Eurasian scholarly and educational space. The author stresses the importance of information and communication technologies that allow Russian education to correlate with the global tendencies of development

Текст научной работы на тему «Современные тенденции экспорта образовательных услуг в условиях интеграции в евразийское научно-образовательное пространство»

обучающихся и тьютор — в качестве модератора дискуссии. Это даст возможность посмотреть чужими глазами на ситуацию, увидеть вопрос по-новому. Тьютор может играть разные роли — может быть тьютор-консультант, который просто отвечает на поступающие к нему вопросы, но как таковой учебный процесс не ведет. А может быть тьютор, который постоянно со всеми общается, организует разные учебные мероприятия, то есть полноценно ведет учебный процесс.

Уже сейчас ведущие позиции на рынке трудоустройства требуют высокого уровня цифровой грамотности. Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования составляет 27%. В 2016 году более 50 миллионов человек обучались на дистанционных площадках, из них 800 тысяч — россияне [7].

Качественная программа цифрового образовательного взаимодействия не просто копирует программу лекций, пре-

доставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Производство электронных материалов требует от преподавателя новых знаний о структурных элементах онлайн-курсов и организации активного взаимодействия с обучающимися на образовательной онлайн-платформе.

Дистанционный курс всегда является авторским. Даже беря за основу общие педагогические принципы и рекомендации, преподаватели строят процесс обучения, исходя из собственного опыта, практики и личных предпочтений. В целом цифровое обучение и дистанционные педагогические технологии являются весьма эффективным и перспективным направлением в настоящее время. Возможности дистанционных технологий обучения постоянно расширяются за счет массового внедрения новых электронных ресурсов, число которых продолжает стремительно расти.

Литература

1. В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге обсудили онлайн-образование. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://spb.hse.ru/news/206190862.html (дата обращения 01.12.2017)

2. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://mirznanii.eom/a/176939/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения 30.11.2017)

3. Кущева Н.Б. Программы прикладного бакалавриата как часть третичного образования // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Гуманитарные науки. — 2012. — № 4. — С. 53-59.

4. Милкус А. Работодатели предпочитают тех, кто умеет учиться. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www. spb.kp.ru/daily/26773/3807177/) (дата обращения 06.01.2018)

5. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://statie.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения 03.01.2018)

6. Национальная платформа открытого образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://npoed.ru/ (дата обращения 06.01.2018)

7. Обзор мирового и российского рынка электронного обучения. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42#a1 (дата обращения 03.01.2018)

8. Официальная страница группы Нетология. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://netology.ru/ (дата обращения 06.01.2018)

9. Приказ Минобрнауки от 5.04.2017№301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // https://gubkin.ru/departaments/edueational_aetivities/umu/files/Prikaz_301_poryadok.pdf (дата обращения 12.03.2018)

10. Терехова В.И. Информационное общество: толерантность и межкультурное взаимодействие // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды VI Международной научно-теоретической конференции, 2013. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. — С. 175-176.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

И.В. Медынская,

профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук [email protected]

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития международного сотрудничества организаций высшего образования в условиях интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство. Показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий, которые предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития.

Ключевые слова. Евразийское образовательное пространство, экспорт образовательных услуг, интеграция, Евразийский экономический союз, организации высшего образования, академическая мобильность

УДК 378:337.6

В настоящее время формирование межгосударственного научно-образовательного и бизнес пространств оказывают все возрастающее влияние на состояние экспорта образовательных услуг в условиях демографического спада в ведущих странах мира.

Создание единого научно-образовательного пространства стран—участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

является одним из перспективных направлений современного развития мирового хозяйства.

Международное сотрудничество и обмен опытом стали необходимым средством для разграничения растущих издержек и уменьшения риска введения инноваций, а также для кумуляции необходимого потенциала опыта, квалификации и знаний в процессе разработки и внедрения новых образова-

тельных услуг для иностранных граждан. Активно развивается синергизм с вузами государств-членов ЕАЭС по созданию сетевых программ магистратуры и докторантуры. В этих условиях возникает необходимость стратегического сотрудничества специализированных организаций, предоставляющих образовательные услуги для иностранных граждан с целью разделения расходов и уменьшения риска, для успешной борьбы с конкурентами.

Формирование Евразийского научно-образовательного и бизнес пространства требует создания общего рынка услуг, в том числе образовательных. Новый подход к регулированию рынка образовательных услуг должен быть направлен не только на решение возникших в связи с политической нестабильностью на мировой арене проблем, но и на восстановление динамического равновесия спроса и предложения, повышение гибкости Евразийского рынка образовательных услуг и поиска новых возможностей привлечения иностранных граждан.

На современном этапе эволюции мирового хозяйства успешное развитие научно-образовательных систем ЕАЭС должно быть связано с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации в Евразийском союзе.

Научно-образовательная и бизнес интеграция в странах ЕАЭС, качественно повышает уровень открытости национальных экономик, создает единое информационное пространство, обуславливает интенсификацию международного движения технологий.

Углубление связей между странами-участницами ЕАЭС является ключевым фактором устойчивого развития международных отношений и становится необходимым условием развития, как отдельных стран, так и евразийского интеграционного процесса в целом. Для интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского союза имеется целый ряд объективных аргументов — это единое научно-образовательное и бизнес пространство, традиции сотрудничества в едином языковом пространстве, а также многие аспекты социально-экономической направленности.

Процессы глобализации и интернационализации оказывают влияние на Евразийский экономический союз в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения и делают его потенциальным центром мировой геополитической системы.

Процесс формирования межгосударственного научно-образовательного и бизнес пространства ЕАЭС обусловлен, прежде всего, необходимостью сделать образование более адекватным современным экономическим требованиям, динамике развития рынка труда. Для увеличения потоков академической мобильности и трудовой миграции за гражданами ЕАЭС закреплен безвизовый въезд в любое государство, входящее в Союз. В связи с увеличением потоков академической мобильности и расширением экспорта образовательных услуг дипломы, выданные национальными вузами, согласно Договору о ЕАЭС, признаются внутри объединения без каких-либо дополнительных процедур подтверждения. Исключения составляют педагогическая, медицинская, фармацевтическая и юридическая специальности. Таким образом, для студентов, преподавателей и исследователей существует абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС [1].

Определяющим фактором российского геополитического влияния на постсоветском пространстве остаётся то, что там сегодня проживает около 20 млн русских и русскоязычных соотечественников, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. Именно поэтому одним из ключевых условий укрепления авторитета России на постсоветском пространстве является обеспечение и углубление российского культурно-образовательного присутствия, сохранение и укрепление русскоязычного пространства вдоль границ [2].

Академическая мобильность иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава является неотъемлемой частью инновационного процесса в условиях Евразийской интеграции, которая может способствовать развитию сетевых академических технологий, новых направлений процесса обу-

чения в системе высшего образования и, следовательно, расширению экспорта образовательных услуг.

На сегодняшний день Россия остается региональным центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС: абитуриенты из стран ЕАЭС представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

В настоящее время российское высшее образование наиболее востребовано у граждан Казахстана, число которых составляет 27,5 тысяч учащихся, граждан Туркмении — 12,1 тыс. человек, граждан Таджикистана — 6,6 тыс. человек. Наименьшее количество иностранных студентов — это граждане Армении — 2,2 тыс. человек и Белоруссии — 1,9 тыс. человек.

Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС в 2014-2017 годах составляет более 16 %, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (8%). [3] Но в 2014/15 учебном году был зафиксирован рост в 18,1%. Самую большую долю иностранных студентов в российских вузах составляют иностранные граждане их стран СНГ (более 53%). В то же время, доля иностранных студентов из ЕС сокращается и в 2017 году она составила около 4% (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности иностранных студентов

Годы 2014 2015 2016 2017

Общая численность иностранных студентов ( чел.) 175 432 182 869 224 279 240 924

Доля студентов в общей численности контингента иностранных студентов в РФ (в %)

ЕАЭС 13,5 24,8 23,1 24,9

СНГ 51,7 53,0 53,1 53,4

ЕС 5,4 4,8 4,3 3,9

Составлено автором по материалам [3], [6]

По прогнозам Минобрнауки РФ к 2025 году в России будут учиться более 750 тысяч иностранных граждан. Также в рамках Евразийского экономического союза увеличится поток мобильности иностранных студентов на 5,6% и профессорско-преподавательского состава на 3,8%. Таким образом, увеличение численности иностранных студентов, как в РФ, так и в рамках ЕАЭС, будет способствовать расширению экспорта образовательных услуг на Евразийском научно-образовательном пространстве.

Информационно-коммуникационные технологии предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться к быстроменяющимся условиям существования современного мира [4]. Настоящим трендом в высшем образовании являются технологии онлайн-обучения. К инновационным преобразованиям относится трансформация технической базы информатизации. Информационная компетенция — это использование сети Интернет.

Информационные образовательные ресурсы должны значительно расширить возможности учебно-методической инновационной информации. Эти уникальные возможности связаны с современной телекоммуникацией, которая является одной из составляющих инновационно-информационной среды.

Вследствие этого информационно-коммуникационные технологии выступают в роли фактора формирования ключевых компетенций в процессе обучения иностранных граждан. Следует отметить компетентностный подход в обучении иностранных граждан в связи с растущей интеграцией российской системы высшего образования не только в Евразийское, но и в международное образовательное пространство.

Обострение международной конкуренции за абитуриента стимулирует повышение качества образования, содействует разработке новых сетевых международных программ обучения. Следовательно, для повышения конкурентоспособности и привлекательности высшего образования стран-участниц Союза необходимо находить новые сегменты рынка образовательных услуг, а именно университеты должны разрабатывать и открывать новые сетевые учебные программы бакалавриата и магистратуры.

Анализ ситуации на евразийском рынке образовательных услуг показывает, что требуются активные действия государств-членов ЕАЭС, стремящихся сохранить и укрепить свои позиции, в том числе создание образовательных центров за пределами Евразийского союза, рассчитанных на потребности различных регионов и интеграционных объединений мирового хозяйства. Для более успешной интеграции в евразийское образовательное пространство необходимо активнее модернизировать системы образования стран-участниц ЕАЭС.

Несмотря на положительные тенденции евразийской интеграции можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день, проблем. Во-первых, преодоление «наследия» советской образовательной системы, традиционно характеризуя его как тормозящее процессы реформирования [5]. Во-вторых, факторы, возникающие в процессе реформирования системы, такие как отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию образования, слабость законодательной базы на национальном и на межгосударственном уровне, а также проблемы финансирования образования [6]. В-третьих, специфика социально-экономического развития каждой из стран евразийского пространства и отсутствие единого подхода к реорганизации системы образования. В-четвертых, отсутствие стратегий интеграции систем высшего образования, науки и бизнеса стран ЕАЭС в единое пространство при сохранении специфики национальной идентичности [7]. В-пятых, проблемы финансирования образовательных сетей — это распыление средств, недофинансирование и избыточность сетей. В-шестых, отсутствие цельной и прозрачной картины евразийской интеграции.

В российских университетах в рамках многих международных проектов проводится работа по рекрутингу иностранных граждан стран-участниц ЕАЭС, но эта деятельность носит очень

разрозненный характер, отсутствует обмен накапливаемой информацией и приобретаемого опыта между участниками проектов, практически не осуществляется диссеминация результатов. Необходимо создание эффективной системы управления образовательными услугами для иностранных граждан, которая охватывала бы управление разных уровней в сфере образовательных услуг [8].

В условиях интеграционных процессов в ЕАЭС, необходимо активизировать работу между странами-членами Союза:

во-первых, в экономический сфере, а именно, по повышению конкурентоспособности товаров и услуг;

во-вторых, в социальной сфере — по улучшению качества жизни, привлекательности условий труда;

в-третьих, в сфере образования и науки — по расширению и модификации образовательных услуг, созданию возможности реализации союзного научно-технического потенциала;

в-четвертых, в инновационно-информационной сфере — по улучшению качества международного информационного позиционирования ЕАЭС.

В связи с этим, между странами участницами ЕАЭС необходимо создавать научно-образовательные сети и бизнес альянсы, которые в дальнейшем позволят выстроить подходы к долгосрочной стратегии сотрудничества.

Таким образом, экспорт образовательных услуг в условиях интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство является заметной тенденцией в развитии всего мирового сообщества, будущее которого будет зависеть от эффективности использования инновационного процесса и международного сотрудничества ЕАЭС и от его внутренней стабильности, а евразийская интеграция будет способствовать экономическому росту стран-участниц ЕАЭС.

Литература

1. Вьюнов В.Н., Филиппова М.Г., Мамедов P.M., Коротовский В.В., Рзаева Е.А., Кофанов В.А. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС // Молодой ученый. — 2016. — №8.

2. Немчинова Т.С., Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран-участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 1. — С. 57-65

3. UNESCO Institute for statistics [Electronic resource]. URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 12.12.2017, 07.02.2018)

4. Карпачева К.В., Демьяненко Н.В. Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 644-646. — URL https://moluch.ru/ archive/93/20787/ (дата обращения: 11.02.2018).

5. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза / колл. моногр; под науч. ред. Г.Л. Багиева, И.А. Максимцева. — СПб., 2017.

6. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. — 2011. — № 6. — С. 23-26.

7. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты. [Электронный ресурс] URL: / http://www.eurasiancommission.org/ ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf. 2017 г. (дата обращения 10.02.2018)

8. Медынская И.В. и др. Современное состояние и пути развития системы образования. В 2-х кн. / Под общ. ред. С.В. Купри-енко. — Одесса, 2012. — С.71-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.