Научная статья на тему 'Современные технологии в методике преподавания русского языка: взгляд изнутри'

Современные технологии в методике преподавания русского языка: взгляд изнутри Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИА-ТЕКСТ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / MODERN TECHNOLOGIES / BLENDED LEARNING APPROACH / MEDIA TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просвиркина И. И.

Автор размышляет над местом современных технологий в образовательном процессе, в частности, в преподавании русского языка, о пользе использования в процессе изучения языка смешанного обучения и вреде, который может быть нанесён «уходом» от традиционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просвиркина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARE WE BEING TOO QUICK TO USE DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING RUSSIAN?

Teaching styles have changed significantly over the years. In this article, the author reflects on the role of modern technologies in the educational process, in particular, in the teaching of the Russian language; the benefits of using blended learning in the process of language teaching and potential damage caused by deviation from traditional learning approach.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в методике преподавания русского языка: взгляд изнутри»

УДК 372.881.161.1 https://doi.org/1G.346SG/2411-7951.2G2G.1(26).12

И.И.Просвмркмма

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: ВЗГЛЯД

ИЗНУТРИ

Автор размышляет над местом современных технологий в образовательном процессе, в частности, в преподавании русского языка, о пользе использования в процессе изучения языка смешанного обучения и вреде, который может быть нанесён «уходом» от традиционного обучения.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, современные технологии, смешанное обучение, медиа-

текст

Изменение коммуникативного пространства влияет на перемены в образовательном пространстве,

влияет на выбор средств, используемых в образовательном процессе: на помощь учащемуся приходят новейшие гаджеты — телефон, планшет, смартчасы, ноутбук и т.д. Таким образом, современное коммуникативное пространство влияет на образовательное пространство, которое меняет методику работы на всех этапах уроках русского языка. Ни для кого не секрет, что поисками новых решений занимаются многие ученые и учителя-практики. Так, в последние годы активно обсуждаются вопросы, связанные с применением технологии смешанного обучения. Ещё в 6G^ годах XX века в образовательном процессе начинают применять элементы обучения, которые на рубеже XX и XXI веков сложатся в концепцию, которая будет обозначена термином «смешанное обучение». Термин "blended learning" (дословно «смешанное образование», «комбинированное обучение») был впервые предложен в 1999 г. в пресс-релизе американского центра интерактивного обучения Interactive Learning Center. Затем появились исследования Эстер Воджики (Esther Wojcicki) — американской журналистки и преподавателя, которая изучала взаимодействие между технологиями и образованием в США, а в в 2GG6 г. в работах К.Д.Бонка (Curtis J. Bonk) и Ч.Р.Грэхема (Charles R. Graham) появилось определение термина, «смешанное обучение подразумевает некое соединение образования «лицом к лицу» и при помощи компьютера» [1]. Часто, когда говорят о смешанном обучении, имеют в виду образовательную технологию, совмещающую «контактное» обучение (с участием учителя) с онлайн-обучением, предполагающую выбор учеником «самостоятельного маршрута» в процессе обучения: время, место, темп обучения. Несмотря на то, что в современной науке нет однозначного понимания термина «смешанное обучение» [2, 3], тем не менее данная технология активно применяется в образовательном процессе, в том числе и в российской школе, но на уроках русского языка технология, описанная в научных трудах зарубежных учёных, значительно меняется. На эти изменения влияет и интерпретация содержания данного научного термина, и практика применения данной технологии в соответствии с целями обучения, особенностями предмета (в нашем случае речь идет о русском языке) и «национальным колоритом».

В российской трактовке «смешанное обучение» — это образовательная модель, основанная на использовании на основе традиционной методики возможностей интернет-ресурсов и электронных средств обучения с учетом уровня ИКТ-компетентности и индивидуальных особенностей обучающихся [1-2; 4-5]. То есть, применение на любом уроке русского языка электронных средств или интернет-ресурсов можно рассматривать как применение технологии смешанного обучения. Но технология, основанная на теории Блума, которая предполагает развитие, коррекцию в соответствии целями обучения и со спецификой предмета, имеет определённые модели, описанные в научной литературе. Джастин Ферриман [б] анализирует шесть моделей смешанного обучения (Face-to-Face driver, Rotation, Flex, Online lab, Self-blend, Online Driver Mode) и доказывает экспериментальным путём преимущество данной технологии. Эффективность данной технологии и её популярность несомненны. Автор сравнивает результаты, полученные в шести школах, в которых обучение проводилось с использованием различных моделей смешанного обучения и учащиеся которых показали высокие результаты, более того, приобрели навыки обучения онлайн. В связи с тем, что по прогнозам специалистов, 2G19 г. 5G% вузов США будут применять онлайн-обучение в образовательном процессе, навыки онлайн-обучения становятся жизненно необходимы выпускникам школ, студентам.

Мы считаем, что в процессе обучения русскому языку преподаватели могут использовать различные модели смешанного обучения, корректировать и конструировать собственные подмодели (например, подмодель «Русский ассистент», которая предложена научной школой Е.А.Хамраевой (Mill У) при обучении русскому языку иностранцев) [7], метод «мобильное видео», предложенный А.М.Фроловой и автором данной статьи [8]. Создавая на основе популярной современной технологии образовательный продукт, необходимо определить, с какой целью можно использовать «мобильное видео», каково его место в системе урока русского языка и самостоятельной работы учащихся. Метод «мобильное видео» [9] хорошо вписывается в технологию смешанного обучения и позволяет использовать его в различных ситуациях урока и для организации самостоятельной работы. Как видим, идея технологии смешанного обучения, которая позволяет объединять формы традиционного и электронного обучения на уроках русского языка, способствует «рождению» новых методов и приёмов.

Никоим образом не умаляя ценность использования в традиционной методике возможностей интернет-ресурсов и электронных средств обучения, внедрения моделей «смешанного обучения», обратим внимание на то, что важным моментом, на который указывают авторы технологии «смешанного обучения», является самостоятельность учащегося (выделено нами) в определении потребностей, учебных целей и способов их достижения. Данное положение технологии, на наш взгляд, уязвимо: мы с трудом можем представить, как учащийся школы может самостоятельно сформулировать цели обучения, построить самостоятельный маршрут при изучении курса «русский язык», продумать «способы достижения» данных целей. Организация самостоятельной работы учащегося на уроке русского языка — это, на наш взгляд, очень сложная задача. Опасность «самостоятельности» таится, прежде всего, в том, что некоторые преподаватели-практики понимают её как работу, «осуществляемую без непосредственного участия учителя». На практике же убеждаемся, что организация самостоятельной работы — это сложный подготовительный процесс, который шаг за шагом в течение многих лет планирует и осуществляет учитель русского языка, это работа, которая может быть предложена только учащемуся, у которого сформирован, автоматизирован алгоритм выполнения задания (например, порядок анализа определённого текста). Сложность заключается ещё и в том, что при работе с интернет-источником алгоритм работы может каждый раз меняться, потому что часто этого требует сам текст, точнее медиатекст. Следовательно, самостоятельная работа с медиатекстами предполагает не только наличие пошаговой инструкции к конкретному материалу, предлагаемому учителем на уроке, но и иного подхода к работе с подобным материалом, иной технологии (выделено нами — И.П.) обусловленной качеством дидактического материала — текстами сетевого дискурса: тексты новостной ленты, тексты медиапроектов, видеотексты и т.п. Изменение качества дидактического материала требует новых форм и методов работы с ним, например, методику обучения синтетическим видам речевой деятельности [10], идея которой построена на совокупности последовательных операций в рамках одного занятия, направленных на одновременное формирование навыков письма, говорения, чтения, аудирования.

Таким образом, несомненно, использование современных технологий обусловлено веянием времени и позволяет сделать образовательный процесс эффективнее, увлекательнее, сформировать, прежде всего, при обучении русскому языку коммуникативную компетенцию как основополагающую. Технология смешанного обучения ориентирована не только на приобретение знаний, но и на их усвоение, на формирование образцов и моделей мышления и деятельности, на развитие когнитивных навыков и творческих возможностей учащихся. Использование смешанного обучения на уроках русского языка развивает навыки самообразования, позволяет учащемуся решать задачи, необходимые для реального устного и письменного общения, а также способствует развитию умения эффективно организовывать свою учебную деятельность, работать с текстом в информационном пространстве. Именно использование технологии смешанного обучения способствует появлению новых идей, интенсивных форм и методов обучения, что позволяет изменить сам образовательный процесс, сделать его гибким, адаптировать под цели и задачи дисциплины. Но использование новых технологий также заставляет преподавателя не только искать новые пути при обучении русскому языку, но и сохранять бесценный опыт традиционного обучения.

1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. пособие. СПб., 2007. 108 с.

2. Белова Н.В., Рублева Е.В. Методика смешанного обучения на уроках русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 2016. № 3. С. 78-82.

3. Рубцов Г.И., Панич Н.В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. N° 5(32). С. 102-108.

4. Ван Сяоян. Модель смешанного обучения русскому языку как иностранному в Китае // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 245-249.

5. Просвиркина, И.И., Давыдова, Е.А., Карабаева Е.М. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении и возможности замены традиционного обучения электронным обучением // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-4(67). С. 63-65.

6. Justin Ferriman. Types of blending learning [Электр. ресурс]. URL: https://www.leamdash.com/types-of-blended-learning-infographic/ (дата обращения: 01.10.2019).

7. Хамраева Е.А., Кириенко В.А., Соловьёва А.М. Смешанное обучение русскому языку как иностранному в программе «Русский ассистент» — новая реальность российской высшей школы [Электр. ресурс]. URL: http://ropryal.ru/ wp-content/uploads/2017/05/smeshannoe-obuchenie.pdf (дата обращения: 01.10.2019).

8. Просвиркина И.И., Фролова А.М., Чалая Е.Ю. Модели смешанного обучения на занятиях по русскому как иностранному // Филологический аспект. 2017. № 7. С. 49-58.

9. Prosvirkina I.I., Porol O.A., Frolova A., Ungarbayeva G., Massalimova A. Place and role of technique "mobile video" in teaching Russian as a foreign language // 5 International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM. 26 August — 01 September, 2018. Albena, Bulgaria: STEF92 Technology Ltd, 2018. Vol. 18. Issue 3.4. C. 561-568. D0I:10.5593/sgemsocial2018/3.4/S13.071

10. Prosvirkina I., Maria Yakhno M., Biryukova Y, Akhnina K, Molchanova I. Method of teaching synthetic types of speech activity // 5 International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM. 26 August — 01 September, 2018. Albena, Bulgaria: STEF92 Technology Ltd, 2018. Vol. 18. Issue 3.4. C. 519-527. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/3.4/S13.065

References

1. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distantsionnogo obucheniya Moodle: ucheb.-metod. posobie [Online learning management system Moodle]. Saint Petersburg, 2007. 108 p.

2. Belova N.V., Rubleva E.V. Metodika smeshannogo obucheniya na urokakh russkogo yazyka kak inostrannogo [Blended learning at Russian as a foreign language classes]. Russkiy yazyk za rubezhom, 2016, no. 3, pp. 78-82.

3. Rubtsov G.I., Panich N.V. Smeshannoe obuchenie: analiz traktovok ponyatiya [Blended learning: analysis of the concept interpretations]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2016, no. 5(32), pp. 102-108.

4. Van Syaoyan. Model' smeshannogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v Kitae [Blended learning approach at Russian as a foreign language classes in China]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2016, no. 7, pp. 245-249.

5. Prosvirkina, I.I., Davydova, E.A., Karabaeva E.M. Problema peredachi neyavnogo znaniya pri elektronnom obuchenii i vozmozhnosti zameny traditsionnogo obucheniya elektronnym obucheniem [Sharing tacit knowledge in an online learning and an prospects for replacing traditional learning with online learning]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2018, no. 1-4(67), pp. 63-65.

6. Justin Ferriman. Types of blending learning. Available at: https://www.learndash.com/types-of-blended-learning-infographic/ (accessed: 01.10.2019).

7. Khamraeva E.A., Kirienko V.A., Solov'eva A.M. Smeshannoe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v programme "Russkiy assistant" — novaya real'nost' rossiyskoy vysshey shkoly [Blended learning Russian as a foreign language in the program "Russian assistant" - the new reality of Russian higher school]. Available at: http://ropryal.ru/ wp-content/uploads/2017/05/smeshannoe-obuchenie.pdf (accessed: 01.10.2019).

8. Prosvirkina I.I., Frolova A.M., Chalaya E.Yu. Modeli smeshannogo obucheniya na zanyatiyakh po russkomu kak inostrannomu [Teaching Russian as a foreign language: blended learning models]. Filologicheskiy aspect, 2017, no. 7, pp. 49-58.

9. Prosvirkina I.I., Porol O.A., Frolova A., Ungarbayeva G., Massalimova A. Place and role of technique "mobile video" in teaching Russian as a foreign language. Proc. of "5 International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM". Albena, 2018, vol. 18, iss. 3.4, pp. 561-568. D0I:10.5593/sgemsocial2018/3.4/S13.071

10. Prosvirkina I., Maria Yakhno M., Biryukova Y, Akhnina K, Molchanova I. Method of teaching synthetic types of speech activity. Proc. of "5 International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM". Albena, 2018, vol. 18, iss. 3.4, pp. 519-527. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/3.4/S13.065

Prosvirkina I.I. Are we being too quick to use digital technologies in the methodology of teaching Russian? Teaching styles have changed significantly over the years. In this article, the author reflects on the role of modern technologies in the educational process, in particular, in the teaching of the Russian language; the benefits of using blended learning in the process of language teaching and potential damage caused by deviation from traditional learning approach.

Keywords: methods of teaching Russian language, modern technologies, blended learning approach, media text.

Сведения об авторе. Ирина Ивановна Просвиркина — д-р пед. наук, профессор; Оренбургский государственный университет, [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.11.2019. Принята к публикации 30.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.