ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В.МАНУЙЛОВ, профессор «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского,
И.ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт
М.БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, профессор Московский государственный университет пищевых производств
едагогическая технология - это
системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С нашей точки зрения, это определение является наиболее общим и корректным [1].
Технология образования, одновременно отражающая технологизацию учебного процесса, а также совокупность методов и средств образовательного процесса, направленных на достижение запланированного результата, представляет собой комплекс, охватывающий:
• представление планируемых результатов обучения;
• методологию, методики и средства диагностики текущего состояния обучаемых;
• набор моделей обучения;
• систему критериев выбора оптимальной модели для решения конкретных условий и задач образовательного процесса.
В итоге можно представить толкование термина «технология образования» как взаимосвязанную совокупность методов, средств и приемов для реализации основной цели и конкрет-
Современные технологии в инженерном образовании
ных целей образования. Данная совокупность базируется на научно обоснованных концептуальных положениях педагогики, психологии и социологии, синтезирует практический опыт разработки и реализации образовательного процесса.
Технология образования характеризуется научным (наука, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, а также проектирующая образовательные программы и системы их обеспечения и сопровождения), процессуально-описательным (описание или алгоритм образовательного процесса, а также совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения) и процессуально-реализационным (реализация образовательного процесса, функционирование совокупности всех личностных, инструментальных и методологических средств) аспектами.
П омимо обязательности наличия научной основы, технологиям образования должны быть присущи:
• концептуальность (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование образовательных целей);
• системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей и аспектов,
целостность разработки и реализации образовательного процесса);
• управляемость (варьирование методов и средств обучения с целью коррекции результатов обучения, выявляемых в процессе диагностики обучения и состояния обучаемых);
• эффективность (сочетание эффективности результатов обучения и экономических характеристик);
• воспроизводимость (возможность применения образовательных технологий другими преподавателями, кафедрами, факультетами и/или вузами).
Как и другие сложные системы, образовательные технологии не могут иметь «линейной» (по одному признаку) классификации.
По уровню применения эти технологии подразделяются на общедидактические (характеризуют учебный процесс определенного уровня или определенной ступени), предметные и локальные (технология отдельной части учебного процесса или отдельного вида учебных занятий).
По ориентации на структуру личности образовательные технологии подразделяются следующим образом:
• информационные (формирование представлений, понятий, знаний, навыков и умений по дисциплинам);
• операционные (формирование способов умственных действий);
• эмоционально-нравственные (формирование сферы этических и эстетических отношений);
• саморазвивающие (формирование самоуправляющих механизмов личности);
• эвристические (развитие творческих способностей);
• прикладные (формирование действенно-практической сферы).
По характеру воздействия на обучаемого общеобразовательные технологии делятся на:
■ обучающие;
■ воспитательные;
■ развивающие;
■ общеобразовательные;
■ профессионально-ориентированные;
■ монотехнологии (процесс опирается на одну доминантную идею или на один концептуальный принцип);
■ комплексные или политехнологии (учебный процесс комбинируется из элементов различных монотехнологий);
■ проникающие (технологии, элементы которых включаются в другие технологии и выполняют в них роль активизаторов).
По отношению к позиции обучаемого в образовательном процессе технологии подразделяются на авторитарные (обучаемый - «объект» образовательного процесса, определяемого только преподавателем), дидактоцент-рические или технократические (доминирует содержание, а не стиль отношений), личностно-ориентированные (в центре образовательного процесса -личность обучаемого) и технологии сотрудничества (в наибольшей степени пригодные в высшем образовании, особенно на старших курсах вуза и в аспирантуре).
Характер взаимодействия педагога и обучаемого может быть различным. Действия преподавателя в отношении управления обучением могут быть «разомкнутыми» (неконтролируемая и/ или некорректируемая деятельность обучаемого), цикличными (рассеянными), индивидуально-направленными, вербальными (диалогическими - в режиме живого диалога), а также автоматизированными.
По типам организации и управления процессом обучения образовательные технологии подразделяются на следующие:
□ традиционное (классическое) лекционное обучение (управление ра-
зомкнутое, рассеянное или вербальное);
□ обучение с использованием аудиовизуальных средств (управление разомкнутое, рассеянное или автоматизированное);
□ система «аудитор» или «консультант» (управление индивидуальнонаправленное, вербальное);
□ обучение со значительной долей самообразования (управление разомкнутое или рассеянное, при высоком уровне развития средств связи - автоматизированное);
□ обучение в «малых группах» (управление рассеянное или вербальное, с элементами сотрудничества);
□ компьютерное обучение (управление рассеянное или автоматизированное);
□ система «репетитор» (управление вербальное, рассеянное, индивидуально-направленное);
□ «программное» обучение (управление рассеянное автоматизированное).
Учитывая развитые спектры учебных занятий, учебной деятельности, способов управления познанием, а также высокий уровень образовательных и других личностно- и профессионально-ориентированных задач, приоритетными в сфере высшего образования являются комплексные образовательные технологии:
• педагогические;
• информационные;
• телекоммуникационные (сетевые);
• интеллектуальные;
• инновационные.
В реальной деятельности высшей школы эти технологии взаимно переплетаются, используются как дополняющие и взаимопроникающие.
Представленные выше виды комплексных образовательных технологий имеют четкие определения, но их наименования весьма условны. Например,
телекоммуникационные технологии, безусловно, являются информационными, все информационные и педагогические технологии могут и должны быть связаны с инновационной деятельностью. Наконец, все образовательные технологии по существу являются интеллектуальными.
Ряд определений педагогических технологий (в том числе ЮНЕСКО) представлен выше. В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-но-ваторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин,
Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лы-сенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров-невого обучения и др. Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К интенсивным прежде всего относятся компьютерные технологии, сетевые технологии, технологии «гу-вернерского» обучения, технологии, базирующиеся на графических и матричных методах сжатия информации, технологии тотальной индивидуализации обучения (метод Келлера-Ширма-на, технология «Дельтон-плана» и др.), технологии, использующие психологическое воздействие на обучаемого (пси-хотроника, медитация, японская технология «Минараи» и др.).
Необходимо отметить, что абсолютное большинство современных образовательных технологий «оснащены» средствами интенсификации процесса познания. Интенсивные образовательные технологии можно подразделять на неимитационные, имитационные и мыследеятельностные. Неимитационные технологии основаны на воспроизводстве какой-либо предметной или профессиональной деятельности. Имитационные технологии (организацион-
но-деятельностные, проблемно-деловые, проблемно-ситуационные и др.) используют модели изучаемого явления или процесса.
Информационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, распространение информации, а также отображение и использование информации в различных сферах жизнедеятельности.
Информационные образовательные технологии - технологии обучения, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и другой информационной техники, а также специального программного, информационного и методического обеспечения.
Информационные технологии могут быть ориентированы на специальные технические информационные средства (персональные компьютеры, графические рабочие станции; аудио- и видеосистемы, кино- и мультимедиасистемы, локальные и распределенные информационно-вычислительные системы, интегрированное программное обеспечение).
В настоящее время в системе высшего образования РФ реализуются следующие обслуживающие информационные средства:
• электронные учебники;
• мультимедийные системы;
• экспертные системы;
• системы автоматизированного проектирования (САПР);
• электронные библиотечные каталоги;
• банки и базы данных;
• локальные и распределенные вычислительные системы;
• электронная почта;
• голосовая электронная почта;
• электронные доски объявлений;
• телеконференции;
• автоматизированные системы управления научными исследованиями (АСНИ);
• автоматизированные системы организационного управления;
• настольные электронные типографии;
• автоматизированные рабочие места (АРМ).
Телекоммуникационные (сетевые) образовательные технологии - технологии обучения, связи и управления, основанные на применении компьютерных сетей, телевизионных, спутниковых и радиовещательных линий связи, открытых оптических, оптоволоконных и кабельных линий, выделенных или коммутируемых телефонных каналов.
В сфере образования широко используются глобальные (прежде всего «Интернет»), региональные (национальные), отраслевые («Реларн», «Ран-нет» и др.) и локальные сети.
Интеллектуальные образовательные технологии - технологии создания нового интеллектуального продукта в процессе проектирования и реализации учебно-научной (учебно-исследовательской) деятельности. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых новых интеллектуальных свойств и научно-технологических приемов генерирования и воспроизводства новых знаний. Рассматриваемые технологии базируются на методах научно-технического творчества (синек-тика, мозговой штурм, морфологическая матрица идей и др.), приемах креативной метапедагогики, а также на технологиях искусственного интеллекта. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых известных науке знаний, но на более высоком уровне их подачи и усвоения.
В процессе реализации интеллектуальных технологий применяют тради-
ционные средства представления и обработки знаний (семантические сети, фреймы, продукционные правила и др.), пакеты формализованных предметных знаний, интеллектуальные модули и компоненты (базы знаний, системы логического вывода, экспертные системы и др.), компоненты анализа и синтеза неформализованной информации (визуальной, акустической, текстовой и др.), а также интеллектуализиро-ванные пользовательские интерфейсы.
В высшем профессиональном образовании используются обучающие системы по конкретным разделам образовательных программ (учебные экспертные системы, интеллектуальные тренажеры, контролирующие, обучающие, моделирующие, управляющие программы), демонстрационные системы (знакомят обучаемого с личностно-профессиональными возможностями в предполагаемой сфере труда), а также системы обучения профессиональным знаниям, навыкам и умениям. Кроме того, в учебно-научной деятельности используются интеллектуальные системы, ориентированные на поддержку научноисследовательских работ вузов, а также отдельных видов учебной работы (лабораторные практикумы, курсовое и дипломное проектирование), - профессионально-ориентированные справочные системы, экспертные системы, САПР, АСНИ, АРМ и др.
Инновационные образовательные технологии - технологии создания, распространения, внедрения, использования и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов услуг.
В образовательной сфере существуют три типа инновационных технологий:
• радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части);
• комбинированные (соединение ряда известных элементов или техно-
логий в новую технологию или метод обучения);
• модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения).
Инновационные образовательные технологии развиваются в следующих основных направлениях:
• поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально -предписанного» обучения, персонифицированного, в том числе контрактного обучения, а также «бригадно-индивидуального обучения);
• поиски по линии исследовательского обучения (процесс обучения выстраивается как поиск познавательноприкладных, практических сведений);
• разработка моделей учебной дискуссии;
• организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).
Наибольшую актуальность имеют инновации в сфере высшего образования, направленные на формирование личности - профессионала, его способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса (исключение из образовательных программ элементов описательности, формирование логического и образного характера образовательных дисциплин и развитие у обучаемых профессионального опыта - на базе знаний, навыков и умений), а также на переориентацию приоритета на процесс самообучения.
В последнее пятилетие развитие комплексных образовательных технологий привело к появлению новой категории - наукоемких образовательных технологий (НОТ), которые предполагают интеграцию наиболее эффективных технологий образования в целостную систему. НОТ охватывают
психологические, общепедагогические, дидактические и частнометодические процедуры взаимодействия преподавателей, научных сотрудников и инженеров со студентами (с учетом их интеллектуального развития, способностей и склонностей) при эффективном использовании в учебном процессе самых современных технических средств.
Функциональное объединение «технологий психологии», педагогических технологий и «технических технологий» создает благоприятные условия для целенаправленного формирования у обучаемых взаимосвязанных разносторонних знаний, свойств, навыков и умений, определяющих высокий творческий уровень профессиональной деятельности.
НОТ обеспечивают также формирование сугубо профессиональных и общеуправленческих качеств высокоэффективными интеллектуальными учебными средствами (многофункциональными тренингами, эвристическими семинарами и различными многоуровневыми задачами, решаемыми с использованием интеллектуальных технологий образования).
Концептуальные принципы реализации НОТ складываются следующим образом:
• многоплановое сотрудничество и личностные контакты преподавателя и обучаемых;
• повышение эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности обучаемых;
• обязательность связи научных и учебных исследований студентов с содержанием образовательного процесса;
• оптимизация содержания лекционных курсов с целью сокращения объема (по времени) аудиторных занятий;
• увеличение объема самостоятельной работы студентов;
• обеспечение (государственным
образовательным стандартом) гибкости образовательных программ;
• индивидуализация (и разновидность) обучения в зависимости от интеллектуальных качеств и возможностей обучаемых;
• обеспечение прочности знаний, навыков и умений;
• тесная связь теории и практики;
• управляемость и непрерывная возможность коррекции процесса обучения;
• обеспечение психологического комфорта обучаемых, а также достоверной диагностики их способностей и академических возможностей;
• органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых;
• неограниченность содержания обучения и изменений его интерпретации;
• достижение высокого интеллектуального и культурного уровня выпускников.
Создание и применение НОТ предназначено для обеспечения:
• формирования единого мирового интеллектуального (информационного и образовательного) пространства;
• комплексного охвата самых сложных проблем;
• гармоничного синтеза гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального компонентов профессиональных образовательных программ на основе целостного подхода к проблемам развития образования;
• существенных изменений методов и форм передачи и усвоения знаний, формирования у обучаемых повышенной академической активности;
• более полного использования в образовательном процессе новейших достижений науки, техники и технологий;
• разрешения проблем организации и управления в сфере высшего профессионального образования;
• обоснованных прогнозов и принятия решений относительно приоритетов в сфере высшего профессионального образования;
• формирования и использования в образовательном процессе виртуального профессионального пространства;
• эффективного мониторинга профессиональных сфер (в том числе сферы высшего профессионального образования) с использованием современных методов анализа, информации, прогнозирования и технических информационных средств, включая глобальные телекоммуникационные сети;
• высокого уровня коммуникативности в профессиональной среде на микро- и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в глобальных и других сетях;
• максимального раскрытия способностей обучаемых и преподавателей;
• индивидуализации и интенсификации процесса обучения, развития действенности контроля деятельности обучаемых и повышения качества усвоения учебного материала на основе применения интеллектуальных обучающих программ, а также контролирующих и тренинговых программ;
• развития диагностики и самодиагностики профессиональных качеств обучаемых с помощью интеллектуаль-
ных тестирующих программ, использования мультимедиасистем;
• расширения профессиональных контактов обучаемых, преподавателей и ученых;
• свободного выхода в международную систему образования и на меж-ду-народный рынок интеллектуального труда;
• дальнейшего развития педагогики, методов и средств, применяемых в образовательной сфере.
За последнее десятилетие в высшем техническом образовании России накоплен богатый опыт разработки и практического использования современных образовательных технологий [2].
По нашему мнению, анализ позитивного опыта и инноваций российских и зарубежных вузов, научно-педагогических школ и отдельных преподавателей, их обобщение, экспериментальная апробация и широкое практическое использование являются одним из важнейших направлений деятельности по модернизации высшей технической школы России.
Литература
1. Инновации в высшей технической школе России. Вып.1. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования: Сб. ст. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. -446 с.
2. Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании: Сб. ст. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - 503 с.