удк 371.686
udc 371.686
В.В. ПЛАТОНОВ
кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры технологии и предпринимательства Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
V.V. PLATONOV
candidate of technological sciences, associate professor, professor of the departament of technology and business,
Orel State University E-mail: [email protected]
оптимизация образовательной среды дидактическом системы «малая группа» с применением портативного мультимедийного комплекта «мультикейс»
optimization of the educational environment of didactic-system «small group» with application of the portable multimedia complete set «multicase»
В статье рассматриваются вопросы конструирования и применения экранного технического средства обучения «мультикейс» для «малых» учебных групп на основе портативных проекторов.
Ключевые слова: образовательная система, малая группа, аудиовизуальные технические средства, презентация, пикопроектор, экран, мультикейс, эффективность.
In article questions of design and application of a screen mean of training "multicase" for "small" educational groups on the basis of portable projectors are considered.
Keywords: educational system, small group, audiovisual means, presentation, pikoproektor, the screen, a multicas, efficiency.
Обучающий (педагог, учитель, преподаватель, инструктор и т.д.) и обучаемые (ученики, студенты, курсанты, слушатели и т.п.) в процессе обучения образуют образовательную систему, объединяемую учебно-воспитательными целями, коммуникационными средствами и методами преподавания.
Согласно В.П. Беспалько [1] взаимодействие обучающего и обучаемого по типу организации и управления познавательной деятельностью может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление -разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Автором этой статьи целый ряд лет практикуются интегрированные методы с применением мультимедийных средств и программированных методов обучения [2, 3].
Современные образовательные системы можно охарактеризовать следующими определяющими эффективность системы показателями:
• количеством обучаемых при проведении образовательного процесса,
• степенью подготовленности обучаемых к образовательному процессу,
• наличием личных мотиваций каждого субъекта обучения,
• степенью подготовленности обучающего к образовательному процессу,
• степенью подготовленности образовательной среды к выполнению образовательного процесса,
• степенью подготовленности технических средств обучения.
• наличием или отсутствием помех для образовательного процесса.
• введением коррекций по ходу проведения образовательного процесса.
В связи с развитием в последнее время тенденции на узкую профессиональную специализацию учебные группы становятся «малыми» - числом не более 15 человек. Такой состав учебных групп рекоменду-
© В.В. Платонов ©V.V. Platonov
ется при проведении лабораторных и практических занятий по техническим дисциплинам. Рассмотрим, как упомянутые показатели влияют на результаты образовательного процесса в «малых группах».
Количество обучаемых в группе Введем такую классификацию учебных групп: Малая учебная группа имеет количество обучаемых до 15 человек ;
Стандартная группа наполняемостью 25-30 человек;
Сдвоенная группа - наполняемость до 50 человек.
Большая группа или учебный поток (от 50 до
150 человек).
Рост количества обучаемых в группе может создавать фон помех для учебного процесса и влиять на качество усвоения учебного материала каждым индивидуумом. Чем больше группа, тем сложнее обучающему управлять учебным процессом и контролировать эффективность обучения.
Степень подготовленности обучаемых Степень подготовленности обучаемых к образовательному процессу сугубо индивидуальна, но в группе может характеризоваться некоей среднестатистической величиной. Входной контроль обучающих перед началом занятия позволяет обучающему ориентироваться в том, как произвести настройку основной массы на начало учебного процесса, какую коррекцию внести в изложение учебного материала.
В двадцатом веке студенты учились скоростному письму или искусству стенографии для конспектирования лекций. В новом информационном двадцать первом веке ситуация изменилась. В последние годы бурно развиваются технические средства индивидуальной коммуникации, получения и хранения информации. Уже со школьной скамьи обучаемые имеют возможность пользоваться такими средствами, как мобильный телефон, снабжённый функциями диктофона, фотоаппарата, видеокамеры, выхода в интернет, беспроводной передачи информации на компьютер. Появилось большое количество так называемых гаджетов, коммуникаторов и других компактных устройств, снабжённых функциями приёма, хранения и передачи информации. Эти устройства при настройке на внеучебную информацию могут служить значительной помехой учебному процессу. Обучаемые могут отвлекаться на телефонные звонки, смс-сообщения, интернет, компьютерные игры и т.п. Задача обучающего либо нейтрализовать эти воздействия на обучаемых путём отключения или блокирования (что порой сложно сделать) или направить их действие на приём полезной информации учебного процесса. Например, можно попросить слушателей включать диктофоны на запись голосового сопровождения учебных иллюстраций, демонстрируемых на экране или фотографировать экранное изображение. Появляется дополнительная орга-
низационная задача для обучающего: настроить обучемого и его технические средства на учебный процесс.
Наличие личных мотиваций каждого субъекта обучения.
Наличие личных мотиваций каждого субъекта обучения обеспечивается обучающим в процессе настройки группы на обучения путём введения целевых установок. Целеполагание - важный момент в процессе обучения. При этом важно связать сиюминутную цель конкретного урока с конечной ком-петентностной целью обучения.
Степень подготовленности обучающего к образовательному процессу
Степень подготовленности обучающего к образовательному процессу зависит и определяется его квалификацией, сложностью выбираемой им технологии обучения, предшествующей уроку методической и содержательной подготовкой, настройкой технических средств обучения и подготовкой окружающей среды (микроклиматической, осветительной, шумовой и т.п.).
Обучающий, использующий в учебном процессе сложные технические средства (компьютеры, проекторы, другие периферийные устройства), должен сам хорошо управлять этими средствами с учётом необходимых затрат времени на их обслуживание и быть готовым к переходу на дублирующие средства обучения в случае аварийной ситуации (отключение электроэнергии, аппаратный или программный сбой). Возрастают требования к профессиональной компетенции обучающего, и возникает необходимость предварительных репетиций учебного процесса без слушателей. Но это компенсируется ростом интенсивности и эффективности учебного процесса, более быстрым и качественным освоением учебного материала обучаемыми.
Степень подготовленности образовательной среды к выполнению образовательного процесса
Степень подготовленности образовательной среды к выполнению образовательного процесса должна соответствовать известным нормативам, но коррекция условий труда обеспечивается в соответствии с цель образовательного процесса. Важно обеспечить эргономическую настройку рабочих мест обучающего и обучаемых. При использовании универсальных учебных аудиторий возможна трансформация рабочих мест, например, за счет передвижения рабочих столов или оборудования перед началом урока.
Здесь могут использоваться следующие схемы размещении обучаемых относительно центра трансляции информации (экрана, лектора, демонстрационной установки, макета):
а) фронтальное порядно-линейное,
б) многоярусное фронтально-порядное,
в) круговой сектор - амфитеатр,
г) «кабинетное» или боковое, то-есть расположе-
ние зрителей лицом друг к другу с поворотом головы рисунке 4 представлена «кабинетная» посадка 15 к экрану. студентов с боковым расположением экрана в торце
общего стола.
Рис. 1. Расположение мест слушателей перед экраном по схеме «фронтальное порядно-линейное». Ь1- удаление первого ряда; Ь2 - удаление последнего ряда.
Рис. 3. Аудитория университета Сорбонна в Париже выполнена секторами амфитеатра. Слева на подставке установлен проектор.
Рис. 2. Многоярусное фронтально-порядное расположение мест обучаемых при организации большого учебного потока.
Для стандартных и сдвоенных групп, как правило, применяется стандартное оборудование и технические средства обучения, а слушателей располагают по схеме «а» или «б». Места, находящиеся по краям первых рядов, попадают в неблагоприятную зону видимости. В крупных залах часто прибегают к смешанной группировке мест: длинными рядами в передней части зала и короткими — в задней. Между первым рядом зрительских мест и авансценой размещают поперечный проход (Рис. 1).
Большие потоки обучаемых располагаются, как правило, ярусами, чтобы головы впередисидящих слушателей не загораживали информационное поле (Рис. 2). Оптимально расположение больших групп по схеме амфитеатра (Рис. 3)
Малая группа требует более компактного расположения обучаемых и эргономической перестройки аудитории с целью обеспечения локального сосредоточения вокруг источника информации (лектора, экрана, лабораторной установки) для повышения эффективности учебного контакта обучающего и обучаемых. Это особенно важно, когда применяются портативные средства обучения (компьютеры, проекторы, проигрыватели, диктофоны и т.д.). На
Рис. 4. Компактное («кабинетное») расположение малой учебной группы вокруг экрана и портативного проектора
(Орловский государственный университет, факультет ТПС).
Степень подготовленности технических средств обучения
Степень подготовленности технических средств обучения - важный момент особенно в тех случаях, когда технические средства достаточно сложны и требуют дополнительных источников питания, программной настройки и специальных мер безопасности.
Для работы с малыми группами на факультете ТПС ОГУ нами был разработан портативный переносной комплект мультимедийного оборудования «Мультикейс». Комплект размещается в портфеле типа «кейс» и состоит из карманного проектора (пико-проектора), электронного носителя информации (ШВ-флешка, БЭ-карта), блока питания, складывающегося экрана и штативов для экрана и проектора. Для настройки учебного материала в кейс вкладывается малогабаритный ноутбук. Вес всего оборудования не превышает 5 кг, что позволяет легко его переносить и хранить в сейфе. Разворачивание и настройка мультикейса перед занятием занимает не
более 5 минут. При этом нужно собрать экран, электрическую схему соединений (рисунок 5) и навести оптическую систему на резкость. Применение ноутбука на занятиях не обязательно.
Рис. 5.Схема соединений Мультикейса.1-кабель к ноутбуку, 2-аудио кабель, 3-сетевой кабель, 4 -USB -флешка или SD-карта, 5, 6 -соединители других устройств (варианты).
Наличие или отсутствие помех для образовательного процесса Помехи во время обучения бывают самые разнообразные. Использованию проектора может помешать повышенная освещённость аудитории, особенно прямые солнечные лучи на экране. Такая помеха может быть устранена расположением экрана в тени, частичным отключением аудиторных светильников.
Повышенный шум может заглушить звуки, воспроизводимые динамиками проектора. Пико-проектор имеет встроенные звуковые динамики звуковой мощностью до 2Вт, но при необходимости к нему можно подключать дополнительные колонки.
Внезапное отключение электроэнергии прекратит работу мультимедийного комплекта. Для обеспечения полной автономности от электросети разработанный нами мультикейс снабжён портативным аккумулятором.
Обучающий должен быть готов к перестройке учебного процесса в зависимости от сложившихся обстоятельств, вплоть до перехода на традиционное лекционное обучение с применением бумажных носителей информации.
Результаты исследования Разработка, испытания мультимедийного комплекта «МУЛЬТИКЕЙС» и освоение методики его применения произведены в инновационной лаборатории факультета «Технологии, предпринимательства и сервиса» в 2012 - 2013 учебном году. Практически сразу же началась рабочая эксплуатация комплекта в январе 2013 года на учебных заняти-
ях в группах заочного отделения факультета. Состав групп варьировал от 8 до 19 человек. Все группы были отнесены к типу «малых» и для них был выбран способ посадки студентов по типу «кабинетного» (рисунок 4). В качестве основной была принята технология группового дифференцированного способа обучения с применением аудиовизуальных учебных пособий. Учебный материал был подготовлен в виде презентаций на основе MS PowerPoint с включением в слайды фото и видео иллюстраций, а также веб-страниц из интернета. Студентам подавался материал по схеме лекция - практикум в одном четырёхчасовом занятии. Преподавались такие предметы, как: «Информационные технологии в образовании», «Оборудование школьных мастерских», «Основы творческо-конструкторской деятельности». Эти предметы лучше усваиваются, когда теоретический материал хорошо иллюстрирован примерами. Уже при изложении в первой половине занятия теоретического материала перед студентами ставились проблемные вопросы, рассмотрение которых производилось во второй части занятия. Студенты невольно втягивались в дискуссию, и начиналась «мозговая атака» на проблему при активном управлении и подсказках обучающего. Таким образом, процесс освоения знаний становился творчески-активным. В группах самопроизвольно выделялись лидеры, помогавшие своим коллегам осваивать новые знания.
На первых занятиях перед студентами ставилась конечная цель - выдать информационный продукт к концу изучения курса для получения зачётной оценки. По одному предмету (информационные технологии в образовании) последнее занятие закончилось автоматизированным тестированием с помощью программного продукта «Assistent». По курсам «Оборудование школьных мастерских» и «Основы творческо-конструкторской деятельности» был предусмотрен интегрированный продукт - индивидуальный курсовой проект.
Результаты обучения студентов заочного отделения по технологии группового дифференцированного способа обучения с применением аудиовизуальных учебных пособий на основе МУЛЬТИКЕЙСА характеризуются следующими показателями:
Тестирование теоретических знаний по курсу «Информационные технологии в образовании» с помощью автоматизированной программы «Assistent» прошли все 100% обученных;
По курсам «Оборудование школьных мастерских» и «Основы творческо-конструкторской деятельности» курсовые проекты были защищены со следующими оценками: «отлично» - 50% обученных, «хорошо» - 32%, «удовлетворительно» - 18%.
В сравнении с применявшимся ранее методом, когда лекции читались в один день, а практические занятия проводились в другой (порой на следующей неделе), обнаружилась экономия учебного времени за счёт исключения необходимости вводного опроса перед практическим занятием (7-10 минут).
Сэкономленное время использовалось на более детальную проработку учебного материала.
Присутствовавшие на занятиях преподаватели кафедры технологии и предпринимательства высоко оценили инновационную разработку «МУЛЬТИКЕЙС» и пожелали освоить её для своей педагогической работы.
Социально-экономическая эффективность «МУЛЬТИКЕЙСА»
1. Оснащение одной аудитории стационарным проектором с потолочной подвеской и стационарным экраном требует прокладки бронированного кабеля, обеспечения других мер безопасности и обходится в 150 тысяч рублей (данные поставщиков оборудования). Общая стоимость испытанной нами комплектации мультикейса, переносимого в любую не оборудованную проектором и экраном аудиторию, составила 40 тысяч рублей.
2. С применением мультикейса отпадает необходимость опасного обслуживания проектора на высоте.
3. Так как мультикейс хранится в сейфе, то отпадает необходимость укрепления дверей и применения других мер сохранности.
4. Ресурс ламп у предлагаемого нами пико-
проектора 20 тысяч часов , а у стационарных только 3-4 тысячи часов. Это обеспечит более длительную (в 6 раз) эксплуатацию Мультикейса.
5. Наличие автономного источника питания у Мультикейса в виде аккумулятора обеспечивает непрерывность учебного процесса с мультимедиапосо-биями при возможных перебоях в электроснабжении , а также в неэлектрофицированных аудиториях.
6. Мультикейс может использоваться в малых группах для целей обучения, профориентации обучаемых как в городских, так и в сельских образовательных учреждениях, а также в целях просвещения населения по различной тематике.
7. Мультикейс позволяет расширить круг преподавателей, применяющих современные технические средства обучения, и повысить эффективность учебного процесса в целом.
Таким образом, МУЛЬТИКЕЙС в сочетании с технологией группового дифференцированного способа обучения может быть рекомендован для применения в «малых» (до 15 человек) группах обучающихся.
Портативность Мультикейса и автономность электрического питания позволяет проводить занятия с малой группой в любой аудитории.
Библиографический список
1. Беспалько И.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика.1989
2. Платонов В.В. Педагогическая игра как метод проведения семинарских занятий. Журнал «Школа и производство». №6.2002 г
3. Платонов В.В., Савостиков В.А. Интегрированная технология преподавания инженерных дисциплин для педагогов профессионального обучения. - Учёные записки Орловского государственного университета № 1 .2007.
References
1. Bespalko I.P. Components of pedagogical technologies. M.: Pedagogy, 1989
2. Platonov V.V. Educational game as a method of conducting of seminars classes. «School and the production». №6. 2002 year.
3. Platonov V.V, Savostikov V.A. Technology integrated in the teaching of engineering disciplines for teachers of vocational training. Scientific notes of Orel State University №1, 2007.