Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДЕПОПУЛЯЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДЕПОПУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / УБЫЛЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ / СНИЖЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акьюлов Роберт Ишкалеевич

В статье исследуются проблемы воспроизводства человеческих ресурсов, низкой рождаемости, высокого уровня смертности, структурной безработицы в типичном индустриальном российском регионе на примере Свердловской области. В работе проанализирована динамика показателей естественного движения населения Свердловской области, с 2016 года зафиксирована нарастающая убыль населения и демографическое старение, за этот же период произошло уменьшение численности экономически активного населения. Рассмотрены причины сложившейся демографической ситуации в стране и регионах, которая имеет все признаки депопуляции. Восстановление простого режима воспроизводства населения, решение социально-демографических проблем и обеспечение роста численности человеческих ресурсов требует внедрения в государственном управлении такой современной технологии, как «управление по результатам». На региональном уровне рекомендуется создать координационный центр для повышения эффективности взаимодействия государственных ведомств, учреждений, занимающихся вопросами рождаемости, здоровья, образования, трудоустройства населения и обеспечения кадровым потенциалом предприятий-работодателей. Предлагается комплекс мер программного характера, направленных на повышение эффективности воспроизводства человеческих ресурсов на государственном, региональном и корпоративном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES FOR MANAGING THE REPRODUCTION OF HUMAN RESOURCES OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC AND DEPOPULATION

The article examines the problems of reproduction of human resources, low fertility, high mortality, structural unemployment in a typical industrial Russian region exemplifies by the Sverdlovsk region. The paper analyzes the dynamics of indicators of the natural movement of the population of the Sverdlovsk region, since 2016, an increasing population decline and demographic aging have been recorded, during the same period there has been a decrease in the number of the economically active population. The reasons are considered for the current demographic situation in the country and regions, which have all the signs of depopulation. Restoring a simple mode of population reproduction, solving socio-demographic problems and ensuring the growth of human resources requires the introduction of modern technology in public administration, such as “performance management”. At the regional level, it is recommended to create a coordination center to increase the efficiency of interaction between government departments, institutions dealing with fertility, health, education, employment of the population and the provision of workers to enterprises-employers. A set of programme measures aimed at improving the efficiency of reproduction of human resources at the state, regional and corporate levels is proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДЕПОПУЛЯЦИИ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-29-40 ВАК: 08.00.05

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДЕПОПУЛЯЦИИ

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуются проблемы воспроизводства человеческих ресурсов, низкой рождаемости, высокого уровня смертности, структурной безработицы в типичном индустриальном российском регионе на примере Свердловской области. В работе проанализирована динамика показателей естественного движения населения Свердловской области, с 2016 года зафиксирована нарастающая убыль населения и демографическое старение, за этот же период произошло уменьшение численности экономически активного населения. Рассмотрены причины сложившейся демографической ситуации в стране и регионах, которая имеет все признаки депопуляции. Для оценки внутрирегиональных миграционных потоков младших возрастных когорт населения (в возрасте от 0 до 34-х лет), являющихся демографическим потенциалом территории, определяющим ее развитие, автором разработан и предложен показатель -специальный коэффициент миграционного прироста. Восстановление простого режима воспроизводства населения, решение социально-демографических проблем и обеспечение роста численности человеческих ресурсов требует внедрения в государственном управлении такой современной технологии, как «управление по результатам». На региональном уровне рекомендуется создать координационный центр для повышения эффективности взаимодействия государственных ведомств, учреждений, занимающихся вопросами рождаемости, здоровья, образования, трудоустройства населения и обеспечения кадровым потенциалом предприятий-работодателей. Предлагается комплекс мер программного характера, направленных на повышение эффективности воспроизводства человеческих ресурсов на государственном, региональном и корпоративном уровне.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Акьюлов Роберт Ишкалеевич

Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и akyulov-ri@ranepa.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

воспроизводство человеческих ресурсов, депопуляция, убыль населения, демографическое старение, снижение численности рабочей силы, управление проектами, управление по результатам.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Акьюлов Р.И. Современные технологии управления воспроизводством человеческих ресурсов региона в условиях пандемии и депопуляции // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2. С. 28-40.

Охота за специалистами

В современном мире давно известно, что перспективы развития экономики и общества определяются тем, какое значение государства и корпорации придают человеческим ресурсам, работникам, эффективности их развития и использования. Человеческий фактор стал решающим стратегическим ресурсом, определяющим социально-экономические перспективы государств. Несмотря на техногенный путь развития,

все более широкое внедрение автоматизированных, цифровых, информационных технологий, роль человека в экономике возрастает, принимая новые формы в виде интеллектуальных, организационных и творческих способностей. Поэтому результативность воспроизводствачеловече-ских ресурсов имеет существенное значение для экономики и с годами не теряет своей актуальности. Развитие человеческого потенциала приобретает качественно новый смысл по сравне-

нию с категорией «рабочая сила», применявшейся в индустриальную эпоху, становясь как инструментом создания общественных благ, так и критерием прогрессивности современного общества, являясь одновременно субъектом, двигателем прогресса и объектом - потребителем результатов общественного производства. Эффективность воспроизводства человеческих ресурсов определяет возможные горизонты социально-экономического развития.

Материал и методы исследования. Депопуляция, наблюдающаяся в настоящее время в российских регионах, демографическое старение, снижение численности трудовых ресурсов подчеркивает чрезвычайную важность воспроизводства «населения как фактора экономического и социального развития, как единственного источника трудовых ресурсов страны, забота о воспроизводстве которого составляет одну из основных функций любого государства» [1, С.82].

Общеизвестно, что воспроизводство человеческих ресурсов основано на непрерывности процесса формирования определенной численности, половозрастного и социального состава населения. Регулирование воспроизводства человеческих ресурсов предполагает возможность влияния на изменения демографической, экономической и социально-профессиональной структуры, образовательного и культурного уровня населения, а также - на миграционные процессы и расселение. Если такое влияние позволяет добиться существенных результатов, обеспечивающих социально-экономический рост, то его следует трактовать как управление результативностью воспроизводства человеческих ресурсов.

Ряд демографов и экономистов считают, что даже воспроизводство населения не сводится к чисто количественному росту, особенно, учитывая инновационное развитие экономики и общества, которое невозможно без качественных изменений самих людей. Воспроизводство же человеческих ресурсов не может быть по определению только количественным, поскольку развитие науки, техники, модернизация производства и всех других сфер общественной деятельности зависит от развития человека, то есть предполагает обязательно и качественный - интеллектуальный - рост.

Способности на потребности

В настоящее время в условиях экономической нестабильности, глобализации, роста конкуренции на мировых рынках требуется высокий уровень производительности труда, высокое качество трудовых, человеческих ресурсов, формирующих в совокупности потенциал роста экономики. Для этого необходимо повышать качество социальной среды, уровень жизни и, собственно, эффективность государственного управления, направленного на обеспечение здоровой, полноценной, творческой активности населения на основе равных возможностей для реализации потребностей, способностей людей, что позволит повысить эффективность воспроизводства человеческих ресурсов регионов и страны в целом. Это, в свою очередь, возможно при совершенствовании государственного управления с использованием современных технологий, включая такие технологии, как «управление по результатам», «управление результативностью», «проектное управление».

«Проблемы государственного регулирования сферы воспроизводства человеческих ресурсов характеризуются тем, что действия субъектов управления носят спонтанный характер, вследствие чего продуктивность процессов воспроизводства человеческих ресурсов в регионах остается достаточно низкой. Регион, являясь своеобразной «узловой» точкой, несет двойной груз ответственности (региональный и федеральный компоненты) за обеспечение оптимальных условий развития человеческих ресурсов, сбалансированности численности рабочих мест и специалистов»[2, С.102]. Отработанная концепция управления воспроизводством человеческих ресурсов на региональном уровне позволит ее масштабировать, распростра-

нив на другие регионы и страну в целом. Поэтому целесообразно сначала рассмотреть возможности предлагаемого комплекса системных мер по повышению эффективности воспроизводства населения и человеческих ресурсов на уровне одного региона.

Разберем ситуацию на примере типичного промышленного российского региона, к которому относится Свердловская область. В последние годы в большинстве российских регионов, и в Свердловской области в частности, наблюдается ухудшение демографической ситуации: падает рождаемость, повышается смертность, продолжается старение населения. А в 2020 году негативный вклад внесла и пандемия, вызванная коронавирус-ной инфекцией COVID-19 (табл. 1).

Причем следует отметить, что в Свердловской области практически по всем характеристикам, включая демографические и социально-трудовые, начиная с 2016 года наблюдается естественная убыль населения, носящая прогредиентный характер. В 2017 году убыль увеличилась в 5 раз, по сравнению с 2016 годом, а в 2020 году - более чем в 2 раза, когда смертность превысила рождаемость более чем в 1,5 раза. Возрастная структура человеческих ресурсов отражает процесс старения населения, когда ежегодно, начиная с 2016-го года увеличивалась доля населения в возрасте старше трудоспособного, снижалась доля населения в трудоспособном возрасте и до 2019 года несколько увеличилась доля населения младше трудоспособного возраста. Исключение составил 2020 год, когда доля населения трудоспособного возраста несколько выросла (0,9 %) за счет увеличения возраста выхода на пенсию у мужчин с 60 до 65 лет, у женщин - с 55 до 60 лет (табл. 2).

Если рассматривать численность, структуру экономически

Таблица 1 - Динамика показателей естественного движения населения Свердловской области в 2008-2020 гг.

Число родившихся Число Число умерших Естественный Естественный прирост,

на 1000 человек умерших, на 1000 человек прирост, убыль (-) на 1000 человек

населения человек населения убыль (-) населения

2008 54 364 12,6 64 702 15,0 -10 338 - 2,4

2009 56 323 13,1 63 045 14,6 -6 722 -1,5

2010 57 540 13,4 61 486 14,3 -3 946 - 0,9

2011 58 038 13,5 60 814 14,1 -2 776 - 0,6

2012 61 649 14,3 60 155 14,0 1 494 0,3

2013 62 229 14,4 59 266 13,7 2 963 0,7

2014 62 600 14,5 60 386 14,0 2 214 0,5

2015 62 232 14,4 61 222 14,1 1 010 0,3

2016 59 840 13,8 60 831 14,0 - 991 -0,2

2017 53 386 12,3 57 685 13,3 - 4 299 -1,0

2018 50 254 11,6 58 511 13,5 - 8 257 -1,9

2019 46 039 10,7 57 392 13,3 -11 353 -2,6

2020 44 343 10,3 67 381 15,7 - 23 038 - 5,4

Источники: 1) Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/ folder/29698; 2) В четвертом квартале в Свердловской области зарегистрировали рекордную смертность // E1.RU. Екатеринбург Онлайн. URL: https:// www.e1.ru/text/health/2021/03/03/69792386/; 3) Рождаемость в Свердловской области упала до показателей 90-х// E1.Ru. Екатеринбург Онлайн. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69792563.html; 4) Численность населения Свердловской области сократилась почти на 20 тысяч человек всего за год//Областная газета. URL: https://yandex.rU/turbo/oblgazeta.ru/s/society/119720/.

активного населения Свердловской области, то за период с 2016 по 2020 год произошли следующие изменения. Численность рабочей силы уменьшилась с 2230,1 млн человек до2109,1 млн человек, т.е. на 5,5 %, что негативно сказывается на перспективах развития рынка труда и экономики региона в целом (табл.3).

Если рассматривать структуру безработных по уровню образования, то за 2019 и 2020 годы сложилась необычная ситуация. Доля безработных с высшим образованием в 2020 году увеличилась более чем на одну треть - с 15,7 до 21 % от всех безработных, а также увеличилась доля безработных - высококвалифицированных рабочих, почти на четверть - с 21,6 до 26,5 %. При этом интересно то, что число безработных среди прошедших программу подготовки специалистов среднего звена снизилось с 20 до 15,9 %. Это можно объяснить либо массовым увольнением работников с высшим образованием, либо закрытием бизнеса и уходом их в теневую часть экономики, поскольку часть из них осуществляли предпринимательскую деятельность или были самоза-

нятыми, многие из которых трудились в сфере услуг, которая просела в большей степени от ограничительных мер в связи с пандемией, вызванной вирусом COVID-19 (табл. 4).

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в Свердловской области наблюдается негативная тенденция снижения численности населения, человеческих ресурсов, состоящих из экономически активного населения и населения младше трудоспособного возраста, что во многом обусловлено неэффективностью регулирования воспроизводства человеческих ресурсов со стороны системы государственного управления.

Потребности на способности

осударственное управление в демографической и социально-трудовой сфере на федеральном и региональном уровне требует глубоких преобразований, поскольку нарастающие негативные тенденции снижения рождаемости, повышения смертности, уменьшения численности и доли населения в трудоспособном возрасте, высокий уровень безработицы, па-

дающий уровень доходов создают не только отрицательный экономический фон, но и способствуют повышению социальной напряженности в стране.

Официальные источники сообщают, что «естественная убыль населения России в 2020 году составила 688,7 тысячи человек, следует из данных Росстата. Число умерших за январь-декабрь прошлого года составило 2,124 миллиона человек и выросло по сравнению с 2019 годом на 18 % (в январе-декабре 2019 года число умерших составило 1,8 миллиона человек)» [3].

По другим данным, «численность постоянного населения России на 1 января 2021 года, по предварительной оценке Рос-стата, составила 146,24 млн человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек). Более масштабное сокращение наблюдалось в России по итогам 2005 года - тогда население страны уменьшилось на 564,5 тыс. человек. Таким образом, сокращение населения страны в панде-мийном 2020 году поставило рекорд за 15 лет» [4].

В Свердловской области за 2020 год численность населения снизилась на 20614 человек, при

Таблица 2 - Численность населения Свердловской области по полу и возрастным группам

(на 1 января 2016-2020 гг.)

Показатель 2016 чел. % 2017 чел. % 2018 чел. % 2019 чел. % 2020 чел. %

Всё население - всего в том числе в возрасте: 4 330 006 4 329 341 4 325 256 4 315 699 4 310 681

до 1 года 61 891 59 490 53149 50 052 45 881

0-14лет 768 440 788 620 799 365 804 959 805 518

0-17 лет 881 204 902 570 919 423 931 018 937 279

16-29 лет 748 488 708 233 669 529 638 871 617 286

15-49 лет 2 049 530 2 030141 2 016 233 2 002 920 1996194

50-54 года 288 262 270 893 256 829 246 693 242 903

55-59 лет 320 568 318 926 313 553 303 482 289 934

60-64 года 298 085 297 591 297 048 298 176 295 050

65-69 лет 224 505 238 345 248 396 258 936 262 571

70 лети старше 380 616 384 825 393 832 400 533 418 511

Население в возрасте:

моложе трудоспособного 806 507 18,6 827 782 19,1 841 741 19,5 849 064 19,7 850 470 19,7

трудоспособном 2 438 394 56,3 2 400 067 55,4 2 367 093 54,7 2 337 774 54,2 2 375 450 55,1

старше трудоспособного 1085105 25,1 1101 492 25,5 1 116 422 25,8 1 128 861 26,1 1 084 761 25,2

Примечание: до 2017 г. данные по населению в возрасте 15-72 лет, с 2017 - по населению в возрасте 15 лет и старше. Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/29692.

Таблица 3 - Численность рабочей силы, занятых и безработных в Свердловской области

(по материалам выборочных обследований рабочей силы) (в тысячах)

Показатель 2016 чел. % 2017 чел. % 2018 чел. % 2019 чел. % 2020 чел. %

Численность рабочей силы - всего в том числе: 2 230,1 2179,1 2 149,1 2124,5 2109,1

занятые в экономике 2 092,4 93,8 2 059,8 94,5 2 046,1 95,2 2 035,1 95,8 1 986,9 94,2

безработные 137,7 6,2 119,2 5,5 103,0 4,8 89,4 4,2 122,2 5,8

Мужчины - всего в том числе: 1 138,2 1112,8 1103,5 1 082,7 1 076,3

занятые в экономике 1 062,5 93,4 1 050,4 94,4 1 040,4 94,3 1 036,5 95,7 1 006,7 93,5

безработные 75,7 6,6 62,3 5,6 63,0 5,7 46,2 4,3 69,7 6,5

Женщины - всего в том числе: 1 091,9 1 066,3 1 045,6 1 041,8 1 032,8

занятые в экономике 1 029,8 94,3 1 009,4 94,7 1 005,6 96,2 998,6 95,9 980,2 94,9

безработные 62,1 5,7 56,9 5,3 40,0 3,8 43,2 4,1 52,5 5,1

Примечание: до 2017 г. данные по населению в возрасте 15-72 лет, с 2017 - по населению в возрасте 15 лет и старше. Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/29692.

этом естественная убыль составила 23816 человек. Одновременно наблюдается достаточно активная внутрирегиональная миграция, составившая в 2020 году 54968 человек, что превысило численность мигрантов из других регионов и стран, которая составила 51424 человек. Для повышения эффективности воспроизводства человеческих ресурсов следует создавать условия для снижения смертности и роста рождаемости, но в краткосрочной перспективе этого добиться не представляется воз-

можным, поэтому необходимо повышать эффективность регулирующего воздействия на миграцию, в первую очередь внутри региона групп населения младших возрастных когорт в возрасте от 0 до 34 лет, т. е. детей и молодежи.

Статистические данные показывают, что в большинстве муниципальных образований, в частности, в городских округах Свердловской области, преобладает отток населения, особенно если рассматривать наиболее активную его часть в возрасте

от 0 до 34 лет, на другие территории как внутри региона, так и за его пределы. Только в девяти муниципальных образованиях за период с 2016 по 2020 год в итоге оказался положительный миграционный прирост (табл.5)

Как видим, наибольший миграционный прирост за данный период наблюдался в г. Екатеринбурге, значение которого превысило совокупный прирост восьми муниципалитетов, имеющих положительный механический прирост населения, поскольку он складывается из вы-

Таблица 4 - Структура безработных в Свердловской области в возрасте 15 лет и старше

(по уровню образования)

Уровень образования

Период высшее по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) среднее общее основное общее не имеют основного общего

I квартал 2019 г. 17,2 19,5 21,7 31,2 8,9 1,5

II квартал 2019 г. 17,8 19,0 20,2 30,2 9,8 3,0

III квартал 2019 г. 18,1 21,7 23,1 27,7 9,4 -

IV квартал 2019 г. 9,2 19,9 21,5 40,4 9,0 -

В среднем за 2019 г 15,7 20,0 21,6 32,3 9,3 1,1

I квартал 2020 г. 17,3 14,3 28,1 24,8 15,1 0,4

II квартал 2020 г. 28,7 16,8 27,2 19,1 6,4 1,8

III квартал 2020 г. 14,5 13,0 27,4 30,4 13,7 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV квартал 2020 г. 21,6 19,2 23,3 20,4 15,5 -

В среднем за 2020 г 21,0 15,9 26,5 23,5 12,2 0,9

Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/ folder/29692.

Таблица 5 - Миграционный прирост групп населения в возрасте от 0 до 34 лет в городских округах Свердловской области

в 2016-2020гг., чел.

Показатель 2016 2017 Годы 2018 2019 2020 Всего

Муниципальное образование «город Екатеринбург» 1960 4331 5708 679 -75 12603

Городской округ Верхняя Пышма 570 334 539 558 605 2606

Городской округ Среднеуральск 242 199 141 114 112 808

Березовский городской округ 10 66 79 -105 196 246

Городской округ Нижняя Салда 68 33 -12 24 12 125

Городской округ Заречный 22 -65 -5 6 124 82

Арамильский городской округ -15 -17 -77 7 134 132

Белоярский городской округ 169 33 225 -230 -168 29

Городской округ Староуткинск 16 12 0 -22 19 25

Составлено автором на основании данных https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/q9wFke4y/bul-migr20.xlsx.

бывших мигрантов муниципальных образований Свердловской области, а также из других регионов и стран.

Человек из Туринска

ледует подчеркнуть, что из 95 муниципальных образований Свердловской области только одна десятая часть имеет положительный миграционный прирост. Это достаточно неблагоприятная ситуация для социально-экономического развития региона, т. к. происходит обезлюживание большинства территорий, население концентрируется в областном центре или его городах-спутниках. Оценивая характер внутрирегиональной миграции, можно отметить, что скорость и величина оттока молодежи из муници-

пальных образований формируют мозаичную картину, в которой улавливаются определенные едва заметные закономерности. От степени географической удаленности муниципалитетов от областного центра не зависит величина миграционной убыли. Например, Туринский и Талицкий городские округа находятся примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга.

Для оценки миграции молодежи между территориями (населения возрастных когорт с 0 до 34 лет) автор предлагает использовать следующую методику расчета: рассчитываем коэффициент миграционного прироста населения в возрасте от 0 до 34 лет, который целесообразно обозначить как специальный ко-

эффициент миграционного прироста, позволяющий определять движение населения, включающее детей от 0 до 18 лет и молодежь в самом репродуктивном возрасте (от 18 до 34 лет), кото-

КМП0-34 =

П-В

Н(0-34)-Т

•1000%о

рое можно определить как социально-демографический резерв, поскольку состоит из потенциальной рабочей силы. Этот специальный коэффициент миграционного прироста равен отношению разности между численностью прибывших и выбывших к среднегодовой численности населения за период (за год) в расчете на 1000 человек:

По этому коэффициенту показатели отличаются в 2 раза: в Туринском ГО он составил -8,84 че-

Таблица 6 - Специальный коэффициент миграционного прироста в ряде городских округов Свердловской области в 2020 году, на 1000 человек

Городские округа

Численность населения в

Миграцион-

Специальный коэффициент миграционного

0-34 г. когорт с 0-34 г.)

Горноуральский ГО 12 573 -669 -10,64

Туринский ГО 10 549 -466 -8,84

ГО Красноуфимск 17 331 -620 -7,16

Полевской ГО 28 288 -686 -4,86

Талицкий ГО 17 708 -380 -4,3

ГО Первоуральск 56 729 -1039 -3,66

Серовский ГО 42 502 -354 -1,66

Город Каменск-Уральский 63 973 -208 - 0,65

Сысертский ГО 27 266 -27 -0,18

ГО Староуткинск 1 283 25 3,9

ловека на одну тысячу населения. В Талицком ГО данный показатель составил -4,3 человека в расчете на одну тысячу населения, что в 2 раза ниже, чем в Туринском ГО.

Таким образом, географическое положение городских округов не является определяющим фактором миграционной убыли проживающего в них населения. В большей степени значение имеет уровень жизни, наличие рабочих мест и уже в третью очередь - территориальная удаленность регионального центра.

Высокая готовность к переезду, потребность молодежи и людей среднего возраста с детьми в более высоком уровне дохода при отсутствии возможности ее реализации, острой нехватке высокооплачиваемых рабочих мест в данных населенных пунктах создают предпосылки для роста числа домохо-зяйств и отдельных граждан, покидающих малые города.

Статистические данные подтверждают общепринятую точку зрения, согласно которой «население стремится в региональные столицы, представленные крупными городами, концентрирующими многие виды ресурсов. Глубинка, к которой относятся малые, средние города и сельская местность, теряет население, прежде всего — молодежь (наиболее активно мигрируют люди в возрасте 17—19 лет по окончании средней школы)» [5, С.226].

Родной язык. Надлежащие предложения

пециалистами предлагаются различные методики, направленные на повышение эффективности государственного регулирования развития социально-трудовой сферы страны, регионов. До сих пор недостаточно проработан системный подход к управлению воспроизводством человеческих ресурсов на регио-

нальном и государственном уровне. Отсюда такая удручающая картина, которая сложилась в 2020 году, ставшем годом антирекордов, особенно в демографической сфере. Основными причинами формирования такой близкой к катастрофической ситуации являются низкий уровень развития системы здравоохранения, особенно в результате проведенной в последние годы ее оптимизации с сокращением числа лечебно-профилактических учреждений; дефицит врачей и среднего медперсонала, особенно в регионах и отдаленных территориях; падение уровня жизни населения и увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. «В III квартале 2020 года доходами ниже прожиточного минимума располагали 18,8 млн человек, или 12,8 % населения страны. Выше этого значения процент тех, кто имел доходы ниже прожиточного минимума, поднимался лишь в I квартале 2019 года (20,9 млн человек или 14,3 % от общей численности населения)» [6].

Важным осложняющим ситуацию фактором является падение миграционного прироста, который в предыдущие годы компенсировал низкие показатели рождаемости и обеспечивал во многом общий прирост населения. «В 2020 году после введения ограничительных мер

в связи с пандемией коронавирус-ной инфекции COVID-19 объемы миграционных перемещений заметно сократились. По данным за январь-декабрь 2020 года, в Россию прибыло из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание 594,1 тысячи человек, что на 15 % меньше, чем по аналогичным данным за тот же период 2019 года (696,4), но примерно соответствует значениям аналогичного периода 2017 года (589,0 тысячи)» [7].

Родной язык. Союзы и согласования

ринципиально важно разработать концепцию и организационный механизм управления системой воспроизводства человеческих ресурсов в нашем случае на региональном уровне и определить центр, который смог бы координировать функционирование всей системы. Ситуация в России в условиях действия санкций западных стран характеризуется возрастанием безработицы, падением уровня жизни, резким расслоением населения на бедных и богатых и даже - на нищих и сверхбогатых, что отрицательно влияет на развитие человеческих ресурсов [8, с. 201].

Для достижения позитивных изменений и приостановки сложившихся негативных процессов в демографической и соци-

Для эффективного взаимодействия ведомств, причастных к воспроизводству человеческих ресурсов, желательно создать региональный координационный

центр

ально-трудовой сфере в управлении системой воспроизводства человеческих ресурсов целесообразно применить программно-целевой подход, поскольку его использование, в отличие от проектного подхода, давало достаточно ощутимый эффект в других сферах экономики в силу своей масштабности, долго-срочности и нацеленности на результат. «Залогом продуктивности программ воспроизводства человеческих ресурсов является комплексный подход к их разработке, который предполагает принятие согласованных мер федеральных, региональных, местных органов власти и реакции самого населения на данные меры, а также необходимую корректировку политики в ходе осуществления программы в связи с изменением социально-экономической и демографической ситуации» [9, с. 221].

В современной сложной геополитической обстановке, в условиях продолжающейся эпидемии, вызванной вирусом COVID-19, наблюдается неблагоприятная социально-экономическая и демографическая ситуация в российских регионах, обусловленная отчасти низкой эффективностью государственного управления, возможности реформирования которого выглядят достаточно неопределенно и у многих экспертов вызывают обоснованный скепсис. Несмотря на такую непростую ситуацию, необходимо находить возможность для совершенствования регулирующего воздействия

на социальную сферу, воспроизводство населения, рынок труда, обеспечивая занятостью или социальными пособиями экономически активное население. В связи с этим показателен опыт развитых европейских стран, которые также вынуждены преодолевать проблемы, связанные с рыночным характером экономики, применяя при этом комплексные меры регулирования.

«В целом примеры стран ЕС показывают, что реформы рынка труда, сочетающие гибкий подход к регулированию, обеспечивающий его эффективность, с высоким уровнем социальной защиты, обеспечивающей справедливость, могут повысить возможности реализации реформ и дать больший эффект» [10, С.26].

Иностранные специалисты также большое значение придают воспроизводству человеческих ресурсов, называя его социальным воспроизводством и характеризуя как «деятельность, которая способствует развитию будущих работников, восстанавливает текущую рабочую силу и поддерживает тех, кто не может работать, то есть набор задач, которые вместе поддерживают и воспроизводят жизнь, как повседневную, так и поколениями. Социальное воспроизводство состоит - в широком смысле - из непосредственной заботы о себе и других (уход за детьми, уход за пожилыми людьми, здравоохранение), поддержании физического пространства и организации ресурсов как части

косвенного процесса заботы о себе и других (уборка, покупки, ремонт) воспроизводство вида (рождение детей)» [11, С.338].

Проблемы воспроизводства человеческих ресурсов существуют и в развитых странах. Это и структурная безработица, дефицит высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей. В частности, во Франции государство вынуждено решать проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для восполнения потребности производственных компаний. Иностранные специалисты описывают данную ситуацию, указывая в качестве источника проблемы «массовое несоответствие между потребностью в работниках с требуемыми компетенциями и их отсутствием у имеющихся безработных. Франция просто не производит достаточно квалифицированных рабочих, в которых она сейчас нуждается. Это означает, что даже несмотря на то, что страна демонстрирует самый сильный рост за шесть лет, нехватка квалифицированных рабочих создает узкие места в производстве и затрудняет цепочки поставок» [12].

От центра - к цели

ля эффективного взаимодействия ведомств, причастных к воспроизводству человеческих ресурсов, курирующих здравоохранение, образование, социальную защиту, занятость населения, а также организаций из указанных сфер, предприятий, предоставляющих рабочие места, желательно создать региональный координационный центр, основная цель которого - повышение результативности воспроизводства человеческих ресурсов на всех стадиях, что положительно скажется на социально-экономическом развитии региона. При этом в регулировании и координации деятельности ведомств, организаций, компаний следует использовать такие современные

Многие социальные целевые программы реализуются только в региональных центрах, обходя, увы, малые города и лишая их инвестиций

технологии, как «управление проектами», «управление по результатам», «программно-целевое управление». Разберем вкратце достоинства данных технологий.

В чем заключаются отличия управления проектами от функционального управления. Проектный менеджмент - ориентир на достижение определенной цели, нацеленность на результат. Есть ограничения по времени, ресурсам и финансам (бюджет). Задача выполняется одноразово. К выполненной задаче больше не возвращаются. Различные виды деятельности, много рисков. Работа над уникальным продуктом или услугой [13].

Далее рассмотрим такую технологию, как «управление по результатам», которая «обеспечивает с помощью совокупности методов, операций условия для свободного развития умственных и физических сил, способностей через повышение уровня организации социальной системы и улучшение качества жизни. Основными этапами процесса управления по результатам являются процесс определения результатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами. Процесс определения результатов начинается с глубокого анализа устремлений, на основе которого определяются желаемые результаты для разных уровней. Он заканчивается определением линии деятельности и коммерческих идей для ее осуществления. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей» [14, С.69]. При сравнении данных технологий в отношении применимости к управлению воспроизводством человеческих ресурсов выделим следующее.

Если говорить о проектном управлении, то нацеленность на результат, так же как и в управлении по результатам, - важная

характеристика, а вот ограничение проекта по времени и одноразовый характер не соответствует масштабу и непрерывности управления воспроизводством человеческих ресурсов. Управление по результатам, наоборот, имея циклический характер и будучи неограниченным по времени отвечает в полной мере сложности и комплексности бесконечно возникающих проблем, связанных с созданием и обеспечением благоприятных условий для рождения новых поколений, их воспитания, образования, выбора профессии и вида деятельности, эффективной занятости, для предпринимательской активности и социальной защиты уязвимых групп населения.

Где продавцы «завтраков»?

аряду с современными технологиями управления следует все более активно использовать маркетинг человеческих ресурсов региона, территории с учетом местных особенностей. «Это предполагает применение стратегий социального обмена между государственными институтами и населением, направленных на достижение баланса, с одной стороны, - потребностей государства, экономики в конкурентоспособной рабочей силе и с другой - экономическими, социальными и духовными потребностями населения. Достижение такого баланса возможно только при использовании современных управленческих технологий, требующих инвестиций в

человека, являющегося и субъектом, и объектом управления с целью повышения его качества, а, следовательно, конкурентоспособности населения и экономики страны» [15, С.86].

Повышение эффективности управления воспроизводством человеческих ресурсов в муниципальных образованиях региона требует применения маркетинговых принципов, при этом может использоваться «адресный маркетинг, нацеленный на привлечение людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации» [16, С.36]. Системный подход к управлению должен предполагать разработку и последующую реализацию маркетинговой стратегии. «Маркетинговая стратегия управления воспроизводством человеческих ресурсов региона - это инструмент государственной социально-экономической политики, основанный на принципах стратегического маркетинга, использование которого направлено на достижение сбалансированного социально-экономического развития региона, предполагающего достижение равновесия между социально-экономическими интересами экономики региона и экономическими, социальными, духовными потребностями населения»

[9, С.255].

Эффективность социально-экономической политики в сфере воспроизводства человеческих ресурсов должна включать определение уровня ее рентабельности, т.е. соотношения расходов и доходов, и социальный эффект, измеряемый не столько

в стоимостном выражении, сколько в показателях качества жизни, социальной стабильности в регионе. Рентабельность и социальный эффект, а также их изменение во времени в совокупности отражают уровень и динамику социально-экономического развития региона. Развитие таких элементов социальной сферы, как здравоохранение, система социального обеспечения, система обеспечения занятости, учреждения культуры, спорта, в определенной степени обеспечивая здоровье, социальную защиту населения, создают условия для поддержания работоспособности, повышения социального самочувствия населения, увеличения трудового долголетия его экономически активной части [2, С.103]. Другие специалисты также считают, что «повышение качества человеческих ресурсов невозможно без развития систем образования, здравоохранения, науки, культуры» [17, С.112].

Совершенствование системы управления воспроизводством человеческих ресурсов должно предполагать повышение эффективности функционирования всех стадий воспроизводственного цикла. От стадии производства, определяемой характеристиками процессов рождае-

мости, через стадию обмена и перераспределения, определяемую социализацией, образованием и профессиональной подготовкой людей - до стадии использования и восстановления, проявляющейся в обеспечении эффективной занятости, создании условий для повышения производительности труда и роста объема и качества произведенных общественных благ, продления жизненной и трудовой активности населения. Причем повышение эффективности воспроизводства человеческих ресурсов должно быть основано на широком и последовательном внедрении в государственном и корпоративном управлении вышеуказанных управленческих технологий - «управление проектами» - для краткосрочных программ и проектов (горизонт до трех лет). Это, например, такие проекты, как развитие эффективной занятости, повышение предпринимательской активности и самозанятости, повышение производительности труда на предприятиях производственной сферы. Технология «управление по результатам» применима в средне-долгосрочных целевых программах федерального, регионального масштаба (горизонт 520 лет), поскольку их реализа-

ция не должна ограничиваться периодом 2-3-4 года и требует непрерывного развития. Сюда следует отнести демографическое развитие, развитие образования, здравоохранения, культуры, словом, проекты, программы, предполагающие постоянный усложняющийся воспроизводственный циклический процесс с лагом реализации в десятилетие и более. При этом необходима совершенствующаяся методика оценки и мониторинга параметров целевых показателей-ориентиров, устанавливаемых при разработке долгосрочных программ на промежуточных этапах в виде контрольных индикаторов. Данная комплексная методика может быть экстраполирована как на другие регионы, так и на воспроизводство человеческих ресурсов страны с учетом федеральной специфики. Это и будет предметом дальнейших исследований автора.

Начнемс малого

олагаю, что отдельно следует остановиться на подрастающем поколении.

Ведь эффективность процессов воспроизводства человеческих ресурсов определяется тем, насколько системно, с научным обоснованием государство на федеральном, региональном и муниципальном уровне создает необходимые условия для обеспечения развития подростков и юношества, приобщения молодых людей к здоровому образу жизни, получения образования и профессиональной квалификации с возможностью их реализации в экономике для приумножения создаваемых общественных благ. Как раз здесь заметны элементы запуска процессов в рамках технологии «управление по результатам». В регионах проводится важная работа по привлечению внимания к участию молодежи в мероприятиях по обретению профессионального мастерства в различных сферах экономической

Рис. 1. Социальное воспроизводство состоит - в широком смысле - из непосредственной заботы о себе и других.

деятельности, имеющих соревновательный характер. В частности, с 2012 года в России развивается общественное движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в котором участвует и Свердловская обл., будучи лидером в региональном списке. В октябре 2021 года в Екатеринбурге состоялся VIII Национальный чемпионат, где соревновались высококвалифицированные рабочие из высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. Результатом таких мероприятий является не только выявление лучших профессионалов в различных номинациях, но и создание эффективного механизма обеспечения кадрами современных отраслей и предприятий отечественной промышленности по высоким международным стандартам. Это также позволяет совершенствовать систему профессиональной ориентации и развития потенциальных работников промышленных предприятий и привлечения, трудоустройства новых молодых высококвалифицированных рабочих.

Помимо образовательного и профессионального развития не менее важным для эффективного воспроизводства человеческих ресурсов является обеспечение здоровья населения, повышение

его репродуктивной активности, в первую очередь, представителей младших возрастных когорт. В регионах и муниципалитетах разрабатываются и реализуются соответствующие программы. Например, администрация города Екатеринбурга приняла постановление, в котором утвержден план мероприятий по улучшению демографической ситуации на 2021-2024 годы. В нем предусмотрен комплекс мероприятий по улучшению доступности услуг учреждений дошкольного образования, включая строительство и приобретение зданий для детских садов. Кроме того, для поддержки молодых семей предполагается разработать механизм финансирования на основе государственно-частного партнерства социальных программ, включающих осуществление социальных выплат молодым семьям с низкими доходами для улучшения их жилищных условий, развивать альтернативные формы присмотра за детьми в возрасте до трех лет.

Важную роль в обеспечении условий для развития школьников и подростков играет институт Уполномоченного по правам ребенка, имеющий представительство в каждом регионе. В частности, в Свердловской области этот институт успешно

взаимодействует со Свердловской региональной общественной организацией по укреплению здоровья и защите семейных ценностей «Здоровые люди», регулярно осуществляя мероприятия по обучению детей и подростков навыкам социальной безопасности. Следует отметить, что активную позицию по защите прав, здоровья и благополучия детей и подростков занимают общественные организации. В Екатеринбурге Общественная палата Свердловской области регулярно участвует в решении общественно-значимых проблем, проводит круглые столы по проблемам взаимодействия общества и государства в реализации положений конвенции ООН о правах человека. Результатом этого является обеспечение информационной прозрачности и улучшение взаимодействия деятельности государственных и общественных структур, занимающихся проблемами неблагополучных семей, безнадзорных детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

К сожалению, перечисленные программы и мероприятия проводятся только в региональных центрах, слабо задейству-ются малые города в регионах, что при более активном их вовлечении в реализацию данных проектов позволило бы привлекать инвестиции, создавать рабочие места. Это способствовало бы снижению миграционного оттока в региональные столицы, повышению рождаемости и появилась бы перспектива развития муниципальных образований региона.

Практика консолидации планов и усилий разрозненных в многом государственных и общественных структур позволит повысить эффективность воспроизводства человеческих ресурсов в муниципальных образованиях региона в сфере образования, социализации, профессионализации и просто вы-

Рис. 2. Эффективность воспроизводства человеческих ресурсов связана в том числе с приобщением подростов и юношества к будущей профессии.

живаемости детей, подростков из наиболее уязвимых социальных групп, что улучшит социально-демографическую ситуацию в городских округах и сельских поселениях региона.

Дорога в шесть шагов

/так, определим основные направления стратегии управления результативностью воспроизводства человеческих ресурсов в регионе в том числе применительно к молодым жителям региона.

Первое - совершенствование программ развития системы общего образования для детей дошкольного и школьного возраста, включая основы воспитания духовной, традиционной культуры с учетом региональной специфики.

Второе - перманентная пропаганда семейного и здорового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образа жизни, ответственного материнства и родительства для всех возрастных категорий населения. Необходимо популяризировать эти ценности как в системе образования, так и в средствах массовой информации.

Третье - развитие государственной молодежной политики в регионе в направлении патриотического воспитания, а также обеспечение возможностей для всестороннего развития молодых людей путем доступа всех, независимо от уровня дохода социальных групп, к занятиям спортом, культурно-художественным, музыкальным, хореографическим, инженерно-конструкторским творчеством, повышение в массовом сознании ценности жизни и здоровья людей.

Четвертое - совершенствование системы высшего, среднего профессионального, допол-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

нительного образования через создание условий для непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров на протяжении всего трудового пути с учетом меняющейся конъюнктуры на региональном рынке труда.

Пятое - рационализация форм и методов территориального распределения человеческих ресурсов в муниципальных образованиях региона, а также кадровой политики на корпоративном уровне.

Шестое - формирование в регионе системы эффективной занятости, способствующей росту доходов экономически активного населения, уровня и качества жизни, строительство доступного и качественного жилья, развитие многоуровневого образования и современного здравоохранения.

[1] Козаков Е.М., Акьюлов Р.И., Бердникова А.Ю. Применение эко-нометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия УрГЭУ. 2009. №1(23). С. 81-85.

[2] Акьюлов Р.И. Социально-экономические критерии и показатели воспроизводства человеческих ресурсов региона // Вопросы управления. 2012. № 4 (21). С. 102-105.

[3] Естественная убыль населения в 2020 году составила 688 тысяч человек//РИА-Новости. URL: https://ria.ru/20210208/ ubyl-1596552809.html (дата обращения: 03.03.2021).

[4] Сокращение населения России на фоне пандемии стало рекордным за 15 лет // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/ 28/01/2021 /6012a7ca9a7947d4e0e8042d (дата обращения: 01.03.2021).

[5] Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 225-242.

[6] Росстат рассчитал численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2020 года. URL: https:/ /rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.03.2021).

[7] Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2020 года //Демоскоп Weekly. 2021. № 895-896. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2021/0895/barom01.php (дата обращения: 02.03.2021).

[8] Лескина О.Н., Петропавловская С.Ю. Оценка человеческих ресурсов и проблем их воспроизводства в условиях современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-1. С. 200-203.

[9] Акьюлов Р.И. Социально-экономическая политика в сфере воспроизводства человеческих ресурсов региона: теория, мето-

дология, практика. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. 283 с.

[10] Schindler M. (2009). The Italian Labor Market: Recent Trends, Institutions and Reform, IMFElibrary, vol. 47, pp. 24-32. URL: https:// www.eiibrary.imf.org/view/IMF001/09982-9781451871951/099 82-9781451871951/09982-9781451871951_A001.xml (дата обращения: 03.03.2021).

[11] Helen H., Srnicek N. (2017). The Crisis of Social Reproducction and the End of Work. In: The Age of Perplexity. Rethinking The World we knew. Madrid: BBVA, OpenMind, Penguin Random House Grupo Editorial. 416 p.

[12] Leigh Thomas. As France's economy takes off, a new problem: labor shortages. REUTERS. February 9,2018. URL: https://www.reuters.com/ article/us-france-economy-labour-idUSKBN1FT2KG (accessed 02.03.2021).

[13] Что такое управление проектами: инструменты и методы //Журнал «Генеральный директор». 2020. 20 ноября. URL: https:// www.gd.ru/articles/11751-upravlenie-proektami (дата обращения: 03.03.2021).

[14] Санталайнен Т., Воутилайнен Э. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993.320 с.

[15] Акьюлов Р.И. Современные инструменты менеджмента и маркетинга в муниципальном управлении // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 4 (9). С. 85-90.

[16] Разорвин И.В., Логинов М.П., Усова Н.В. Маркетинговые инструменты развития территории: Учебное пособие. Екатеринбург, 2016.304с.

[17] Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 111-118.

MODERN TECHNOLOGIES FOR MANAGING THE REPRODUCTION OF HUMAN RESOURCES OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC AND DEPOPULATION

AUTHORS' INFORMATION: Robert I. Akyulov

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) s akyulov-ri@ranepa.ru

KEYWORDS:

human resources reproduction, depopulation, population decline, demographic aging, decline in labor force, project management, performance management.

FOR CITATION:

Akyulov R.I. (2022). Modern technologies for managing the reproduction of human resources of the region in the conditions of pandemic and depopulation, Municipality: Economics and Management, no. 2, pp. 29-40.

ABSTRACT:

The article examines the problems of reproduction of human resources, low fertility, high mortality, structural unemployment in a typical industrial Russian region exemplifies by the Sverdlovsk region. The paper analyzes the dynamics of indicators of the natural movement of the population of the Sverdlovsk region, since 2016, an increasing population decline and demographic aging have been recorded, during the same period there has been a decrease in the number of the economically active population. The reasons are considered for the current demographic situation in the country and regions, which have all the signs of depopulation. Restoring a simple mode of population reproduction, solving so-cio-demographic problems and ensuring the growth of human resources requires the introduction of modern technology in public administration, such as "performance management". At the regional level, it is recommended to create a coordination center to increase the efficiency of interaction between government departments, institutions dealing with fertility, health, education, employment of the population and the provision of workers to enterprises-employers. A set of programme measures aimed at improving the efficiency of reproduction of human resources at the state, regional and corporate levels is proposed.

REFERENCES:

[1] Kozakov E.M., Akyulov R.I., Berdnikova A.Yu. (2009). Application of econometric methods in the study of the economic and demographic development of the territory, Izvestiya USUE, no. 1 (23), pp. 81-85.

[2] Akyulov R.I. (2012). Socio-economic criteria and indicators of the reproduction of human resources in the region, Management Issues, no. 4 (21), pp. 102-105.

[3] The natural population decline in 2020 amounted to 688 thousand people. RIA-Novosti. URL: https://ria.ru/20210208/ubyl-1596552809.html (accessed 03.03.2021).

[4] The decline in the population of Russia against the background of the pandemic was a record for 15 years. RBK. URL: https://www.rbc.ru/ economics/28/01/2021/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (accessed 01.03.2021).

[5] Mkrtchyan N.V. (2017). Migration of youth from small towns in Russia, Monitoring of public opinion: Economic and social changes, no. 1, pp. 225-242.

[6] Rosstat calculated the number of people with incomes below the subsistence level in the third quarter of 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 03.03.2021).

[7] Shcherbakova E.M. (2021). Migration in Russia, preliminary results of 2020, Demoscope Weekly, no. 895-896. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2021/0895/barom01.php (accessed 02.03.2021).

[8] Leskina O.N., Petropavlovskaya S.Yu. (2015). Evaluation of human resources and problems of their reproduction in the conditions of modern Russia, Actual problems of the humanities and natural sciences, no. 6-1. pp. 200-203.

[9] Akyulov R.I. (2009). Socio-economic policy in the field of reproduction of human resources in the region: theory, methodology, prac-

tice. Ekaterinburg: Publishing House of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 283 p.

[10] Schindler M. (2009). The Italian Labor Market: Recent Trends, Institutions and Reform, IMFElibrary, vol. 47, pp. 24-32. URL: https:// www.elibrary.imf.org/view/IMF001/09982-978145187195l/099 82-9781451871951/09982-9781451871951_A001.xml (дата обращения: 03.03.2021).

[11] Helen H., SrnicekN. (2017). The Crisis of Social Reproducction and the End of Work. In: The Age of Perplexity. Rethinking The World we knew. Madrid : BBVA, OpenMind, Penguin Random House Grupo Editorial. 416 p.

[12] Leigh Thomas. As France's economy takes off, a new problem: labor shortages. REUTERS. February 9,2018. URL: https://www.reuters.com/ article/us-france-economy-labour-idUSKBN1 FT2KG (accessed 02.03.2021).

[13] What is project management: tools and methods, Journal of CEO, November 20, 2020. URL: https://www.gd.ru/articles/11751-upravlenie-proektami (accessed 03.03.2021).

[14] Santalainen T., Voutilainen E. (1993). Management by results. Moscow : Progress. 320 p.

[15] Akyulov R.I. (2014). Modern management and marketing tools in municipal administration, Municipality: Economics and Management, no. 4 (9), pp. 85-90.

[16] Razorvin I.V., Loginov M.P., Usova N.V. (2016). Marketing tools for territory development. Study guide. Ekaterinburg. 304 p.

[17] Leskina O.N. (2015). The quality of human resources and innovative development of Russia, NovaInfo.Ru, vol. 1, no. 30, pp. 111-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.