Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / УБЫЛЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ / СНИЖЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акьюлов Р.И.

В статье исследуются проблемы воспроизводства человеческих ресурсов, низкой рождаемости, высокого уровня смертности, структурной безработицы в типичном индустриальном российском регионе на примере Свердловской области. В работе была проанализирована динамика показателей естественного движения населения Свердловской области в 2008-2020 гг., при этом с 2016 года убыль населения стала носить прогредиентный характер и наблюдалось демографическое старение, за этот же период произошло уменьшение численности экономически активного населения и населения в целом, что совпало с общероссийской тенденцией. Рассмотрены причины сложившейся демографической ситуации в стране и регионах, которую смело можно назвать депопуляцией. Для решения социально-демографических проблем и обеспечения роста воспроизводства человеческих ресурсов предлагается в государственном управлении последовательно внедрять такую современную технологию, как «управление по результатам». На региональном уровне рекомендуется создать координационный центр для повышения эффективности заимодействия государственных ведомств, учреждений, занимающимися вопросами рождаемости, обеспечения здоровья, образования, трудоустройства населения и крупных и средних предприятий-работодателей. Автором предложен комплекс мер программного характера, направленных на повышение результативности воспроизводства человеческих ресурсов на государственном, региональном и корпоративном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акьюлов Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE EFFECTIVENESS OF THE REPRODUCTION OF HUMAN RESOURCES IN THE REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article examines the problems of reproduction of human resources, low birth rate, high mortality rate, structural unemployment in a typical industrial Russian region on the example of the Sverdlovsk region. The paper analyzes the dynamics of indicators of the natural movement of the population of the Sverdlovsk region in 2008-2020, while since 2016 the population decline has become progressive and demographic aging has been observed, during the same period there was a decrease in the number of economically active population and the population as a whole, which coincided with the all-Russian trend. The reasons for the current demographic situation in the country and regions, which can be safely called depopulation, are considered. To solve socio-demographic problems and ensure the growth of the reproduction of human resources, it is proposed to consistently introduce such modern technology as “management by results”in public administration. At the regional level, it is recommended to create a coordination center to improve the effectiveness of interaction between government departments, institutions dealing with fertility, health, education, employment of the population and large and medium-sized enterprises-employers. The author proposes a set of program measures aimed at improving the efficiency of human resource reproduction at the state, regional and corporate levels.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10097

Управление результативностью воспроизводства человеческих ресурсов региона: проблемы и перспективы

Акьюлов Р.И.

В статье исследуются проблемы воспроизводства человеческих ресурсов, низкой рождаемости, высокого уровня смертности, структурной безработицы в типичном индустриальном российском регионе на примере Свердловской области. В работе была проанализирована динамика показателей естественного движения населения Свердловской области в 2008-2020 гг., при этом с 2016 года убыль населения стала носить прогредиентный характер и наблюдалось демографическое старение, за этот же период произошло уменьшение численности экономически активного населения и населения в целом, что совпало с общероссийской тенденцией. Рассмотрены причины сложившейся демографической ситуации в стране и регионах, которую смело можно назвать депопуляцией. Для решения социально-демографических проблем и обеспечения роста воспроизводства человеческих ресурсов предлагается в государственном управлении последовательно внедрять такую современную технологию, как «управление по результатам». На региональном уровне рекомендуется создать координационный центр для повышения эффективности взаимодействия государственных ведомств, учреждений, занимающимися вопросами рождаемости, обеспечения здоровья, образования, трудоустройства населения и крупных и средних предприятий-работодателей. Автором предложен комплекс мер программного характера, направленных на повышение результативности воспроизводства человеческих ресурсов на государственном, региональном и корпоративном уровне.

для цитирования гост 7.1-2003

Акьюлов Р.И. Управление результативностью воспроизводства человеческих ресурсов региона: проблемы и перспективы // Дискуссия. - 2021. - Вып. 104. - С. 70-80.

1Е1_: 111, 121

ключевые слова

Воспроизводство человеческих ресурсов, депопуляция, убыль населения, демографическое старение, снижение численности рабочей силы, управление проектами, управление по результатам.

Введение. В современном мире давно уже общеизвестно, что перспективы развития экономики и общества определяются тем, какое значение государства и корпорации придают человеческим ресурсам, работникам, эффективности их развития и использования. Человеческий фактор стал решающим стратегическим ресурсом, определяющим социально-экономическое развитие государств. Несмотря на техногенный путь развития, все более широкое внедрение автоматизирован-

ных, цифровых, информационных технологий роль человека в экономике возрастает, принимая новые формы в виде интеллектуальных, организационных и творческих способностей. Поэтому результативность воспроизводства человеческих ресурсов имеет существенное значение для экономики и с годами не теряет своей актуальности. Развитие человеческого потенциала приобретает качественно новый смысл по сравнению с категорией «рабочая сила», применявшейся в инду-

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10097

Managing the effectiveness

of the reproduction of human resources

in the region: problems and prospects

Akyulov R.I.

The article examines the problems of reproduction of human resources, low birth rate, high mortality rate, structural unemployment in a typical industrial Russian region on the example of the Sverdlovsk region. The paper analyzes the dynamics of indicators of the natural movement of the population of the Sverdlovsk region in 2008-2020, while since 2016 the population decline has become progressive and demographic aging has been observed, during the same period there was a decrease in the number of economically active population and the population as a whole, which coincided with the all-Russian trend. The reasons for the current demographic situation in the country and regions, which can be safely called depopulation, are considered. To solve socio-demographic problems and ensure the growth of the reproduction of human resources, it is proposed to consistently introduce such modern technology as "management by results"in public administration. At the regional level, it is recommended to create a coordination center to improve the effectiveness of interaction between government departments, institutions dealing with fertility, health, education, employment of the population and large and medium-sized enterprises-employers. The author proposes a set of program measures aimed at improving the efficiency of human resource reproduction at the state, regional and corporate levels.

for citation

Akyulov R.I. Managing the effectiveness of the reproduction of human resources in the region: problems and prospects. Diskussiya [Discussion], 104, 70-80.

keywords

Reproduction of human resources, depopulation, population decline, demographic aging, decline in the labor force, project management, results management.

JEL: J11, J21

стриальную эпоху становясь как инструментом создания общественных благ, так и критерием прогрессивности современного общества, являясь одновременно субъектом, двигателем прогресса и объектом, потребителем результатов общественного производства. Эффективность воспроизводства человеческих ресурсов определяет возможные горизонты его социально-экономического развития.

Материал и методы исследования. В настоящее время в российских регионах наблюдающаяся депопуляция, демографическое старение, снижение численности трудовых ресурсов подчеркивает чрезвычайную важность воспроизводства «населения как фактора экономического и социального развития, как единственного источника

трудовых ресурсов страны, забота о воспроизводстве которого составляет одну из основных функций любого государства» [1, с. 82].

Общеизвестно, что воспроизводство человеческих ресурсов основано на воспроизводстве населения, состоящего из непрерывного процесса формирования определенной численности, половозрастного и социального его состава. Регулирование воспроизводства человеческих ресурсов предполагает возможность влияния на изменения демографической, экономической и социально-профессиональной структуры, образовательного и культурного уровня населения, а также - на миграционные процессы и расселение. Если такое влияние позволяет добиться существенных результатов, обеспечивающих

социально-экономический рост, то его следует трактовать как управление результативностью воспроизводства человеческих ресурсов.

Ряд демографов и экономистов считают, что даже воспроизводство населения не сводится к чисто количественному росту, особенно, учитывая инновационное развитие экономики и общества, которое невозможно без качественных изменений самих людей. Воспроизводство же человеческих ресурсов не может быть по определению только количественным, поскольку развитие науки, техники, современного производства и всех других сфер общественной деятельности зависит от развития человека, т.е. предполагает обязательно и качественный рост.

В настоящее время в условиях экономической нестабильности, глобализации, роста конкуренции на мировых рынках требуется высокий уровень производительности труда, высокое качество трудовых, человеческих ресурсов, формирующих в совокупности потенциал роста экономики. Для этого необходимо повышать качество социальной среды, уровень жизни и, собственно, эффективность государственного управления, направленного на обеспечение здоровой, полноценной, творческой жизни населения на основе равных возможностей для реализации потребностей, способностей людей, что позволит повысить эффективность воспроизводства человеческих ресурсов страны и регионов. Это, в свою

очередь, возможно при совершенствовании государственного управления с использованием современных технологий, включая такие технологии, как «управление по результатам», «управление результативностью», «проектное управление».

«Проблемы государственного регулирования сферы воспроизводства человеческих ресурсов характеризуются тем, что действия субъектов управления носят спонтанный характер, вследствие чего продуктивность процессов воспроизводства человеческих ресурсов в регионах остается достаточно низкой.Регион, являясь своеобразной «узловой» точкой, несет двойной груз ответственности (региональный и федеральный компоненты) за обеспечение оптимальных условий развития человеческих ресурсов, сбалансированности численности рабочих мест и специалистов» [ 2, с. 102]. Отработанная концепция управления воспроизводством человеческими ресурсами на региональном уровне позволит ее масштабировать, распространив на все регионы и страну в целом. Поэтому целесообразно сначала рассмотреть возможности предлагаемого комплекса системных мер по повышению эффективности воспроизводства населения и человеческих ресурсов на уровне региона.

Разберем ситуацию на примере типичного российского региона, к которым относится Свердловская область. В последние годы в большинстве российских регионов и в Свердловской области, в частности, наблюдается

Таблица 1

Динамика показателей естественного движения населения Свердловской области в 2008-2020 гг.

Годы Число родившихся, человек Число родившихся на 1000 человек населения Число умерших, человек Число умерших на 1000 человек населения Естественный прирост, убыль (-) Естественный прирост, убыль (-) на 1000 человек населения

2008 54364 12,6 64702 15,0 -10338 -2,4

2009 56323 13,1 63045 14,6 -6722 -1,5

2010 57540 13,4 61486 14,3 -3946 -0,9

2011 58038 13,5 60814 14,1 -2776 -0,6

2012 61649 14,3 60155 14,0 1494 0,3

2013 62229 14,4 59266 13,7 2963 0,7

2014 62600 14,5 60386 14,0 2214 0,5

2015 62232 14,4 61222 14,1 1010 0,3

2016 59840 13,8 60831 14,0 -991 -0,2

2017 53386 12,3 57685 13,3 -4299 -1,0

2018 50254 11,6 58511 13,5 -8257 -1,9

2019 46039 10,7 57392 13,3 -11353 -2,6

2020 44343 10,3 67381 15,7 -23038 -5,4

Составлено автором на основе данных источников: https://sverdL.gks.ru/foLder/29698 https://www.e1.ru/news/spooL/news_id-69792386.htm https://www.e1.ru/news/spooL/news_id-69792563.htmL https://yandex.ru/turbo/obLgazeta.ru/s/society/119720/

ухудшение демографической ситуации, падает рождаемость, повышается смертность, продолжается старение населения, в 2020 году негативный вклад внесла пандемия, вызванная вирусом СОУГО-19 (табл. 1).

Следует отметить, что в Свердловской области, являющейся типичным представителем российских регионов практически по всем характеристикам, включая демографические и социально-трудовые, начиная с 2016 года наблюдается естественная убыль населения, носящая прогре-диентный характер. В 2017 году убыль увеличилась в 5 раз, по сравнению с 2016 годом, а в 2020 году -более чем в 2 раза, когда смертность превысила рождаемость более чем в 1,5 раза. Возрастная структура человеческих ресурсов отражает процесс старения населения, когда ежегодно, начиная с 2016-го года увеличивалась доля населения в возрасте старше трудоспособного, снижалась доля населения в трудоспособном возрасте и до 2019 года несколько увеличилась доля населения младше трудоспособного возраста. Исключение составил 2020 год, когда доля населения старше

трудоспособного возраста несколько выросла (0,9%) за счет увеличения возраста выхода на пенсию у мужчин с 60 до 65 лет, у женщин - с 55 до 60 лет (табл. 2).

Если рассматривать численность, структуру экономически активного населения Свердловской области, то за период с 2016 по 2020 год произошли следующие изменения. Численность рабочей силы уменьшилась с 2230,1 млн. человек до 2109,1 млн. человек, т.е. на 5,5%, что негативно сказывается на перспективах развития рынка труда и экономики региона ы целом (табл. 3).

Если рассматривать структуру безработных по уровню образования, то в за 2019 и 2020 годы сложилась необычная ситуация. Доля безработных с высшим образованием в 2020 году увеличилась более чем на одну треть - с 15,7% до 21% от всех безработных, а также увеличилась доля безработных - высококвалифицированных рабочих - почти на четверть - с 21,6% до 26,5%. При этом интересно то, что безработных среди прошедших программу подготовки специалистов среднего звена снизилась с 20% до 15,9%. Это можно объяснить либо массовым

Таблица 2

Численность населения Свердловской области по полу и возрастным группам на 1 января 2016-2020 гг.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

человек % человек % человек % человек % человек %

Все население 4330006 4329341 4325256 4315699 4310681

в т.ч. в возрасте, лет:

0 61891 59490 53149 50052 45881

0-14 768440 788620 799365 804959 805518

0-17 881204 902570 919423 931018 937279

16-29 748488 708233 669529 638871 617286

15-49 2049530 2030141 2016233 2002920 1996194

50-54 288262 270893 256829 246693 242903

55-59 320568 318926 313553 303482 289934

60-64 298085 297591 297048 298176 295050

65-69 224505 238345 248396 258936 262571

70 лет и старше 380616 384825 393832 400533 418511

население в возрасте:

моложе трудоспособного1) 806507 18,6 827782 19,1 841741 19,5 849064 19,7 850470 19,7

трудоспособном2) 2438394 56,3 2400067 55,4 2367093 54,7 2337774 54,2 2375450 55,1

старше трудоспособного3) 1085105 25,1 1101492 25,5 1116422 25,8 1128861 26,1 1084761 25,2

Составлено автором на основании данных из источника: https://sverdL.gks.ru/foLder/29698.

Таблица 3

Численность рабочей силы, занятых и безработных в Свердловской области (по материалам выборочных обследований рабочей силы)

2016 2017 2018 2019 2020

Тысяч человек

Численность рабочей силы - всего 2230,1 2179,1 2149,1 2124,5 2109,1

в том числе:

занятые в экономике 2092,4 2059,8 2046,1 2035,1 1986,9

безработные 137,7 119,2 103,0 89,4 122,2

Мужчины 1138,2 1112,8 1103,5 1082,7 1076,3

в том числе:

занятые в экономике 1062,5 1050,4 1040,4 1036,5 1006,7

безработные 75,7 62,3 63,0 46,2 69,7

Женщины 1091,9 1066,3 1045,6 1041,8 1032,8

в том числе:

занятые в экономике 1029,8 1009,4 1005,6 998,6 980,2

безработные 62,1 56,9 40,0 43,2 52,5

В процентах к итогу

Численность рабочей силы - всего 100 100 100 100 100

в том числе:

занятые в экономике 93,8 94,5 95,2 95,8 94,2

безработные 6,2 5,5 4,8 4,2 5,8

Мужчины 100 100 100 100 100

в том числе:

занятые в экономике 93,4 94,4 94,3 95,7 93,5

безработные 6,6 5,6 5,7 4,3 6,5

Женщины 100 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе:

занятые в экономике 94,3 94,7 96,2 95,9 94,9

безработные 5,7 5,3 3,8 4,1 5,1

1) До 2017 г. данные по населению в возрасте 15-72 лет, с 2017 - по населению в возрасте 15 лет

и старше.

Источник: https://sverdL.gks.ru/foLder/29692.

увольнением работников с высшим образованием, либо закрытием бизнеса и уходом их в теневую часть экономики, поскольку часть из них осуществляли предпринимательскую деятельность или были самозанятыми, многие из которых трудились в сфере услуг, которая просела в большей степени от ограничительных мер в связи с пандемией, вызванной вирусом СОУГО-19 (табл. 4).

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в Свердловской области наблюдается негативная тенденция снижения численности населения, человеческих ресурсов, состоящих из экономически активного населения и населения младше трудоспособного возраста, что во многом обусловлено неэффективностью регулирования воспроизводства человеческих ресурсов со стороны системы государственного управления.

Государственное управление в демографической и социально-трудовой сфере на федеральном

и региональном уровне требует глубоких преобразований, поскольку нарастающие негативные тенденции снижения рождаемости, повышения смертности, уменьшения численности и доли населения в трудоспособном возрасте, высокий уровень безработицы, падающий уровень доходов создают не только отрицательный экономический фон, но и способствуют повышению социальной напряженности в стране.

Официальные источники сообщают, что «естественная убыль населения России в 2020 году составила 688,7 тысячи человек, следует из данных Росстата. Число умерших за январь-декабрь прошлого года составило 2,124 миллиона человек и выросло по сравнению с 2019 годом на 18% (в январе-декабре 2019 года число умерших составило 1,8 миллиона человек)» [ з ].

По другим данным «численность постоянного населения России на 1 января 2021 года, по пред-

Таблица 4

Структура безработных в Свердловской области в возрасте 15 лет и старше по уровню образования

Всего В том числе имеют образование

высшее по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) среднее общее основное общее не имеют основного общего

в 2019 году

I квартал 100 17,2 19,5 21,7 31,2 8,9 1,5

II квартал 100 17,8 19,0 20,2 30,2 9,8 3,0

III квартал 100 18,1 21,7 23,1 27,7 9,4 -

IV квартал 100 9,2 19,9 21,5 40,4 9,0 -

в среднем за год 100 15,7 20,0 21,6 32,3 9,3 1,1

в 2020 году

I квартал 100 17,3 14,3 28,1 24,8 15,1 0,4

II квартал 100 28,7 16,8 27,2 19,1 6,4 1,8

III квартал 100 14,5 13,0 27,4 30,4 13,7 1,0

IV квартал 100 21,6 19,2 23,3 20,4 15,5 -

в среднем за год 100 21,0 15,9 26,5 23,5 12,2 0,9

Источник: https://sverdL.gks.ru/foLder/29692

варительной оценке Росстата, составила 146,24 млн. человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн. человек). Более масштабное сокращение наблюдалось в России по итогам 2005 года - тогда население страны уменьшилось на 564,5 тыс. человек. Таким образом, сокращение населения страны в панде-мийном 2020 году поставило рекорд за 15 лет» [4].

Обсуждение. Специалистами предлагаются различные методики, направленные на повышение эффективности государственного регулирования развития социально-трудовой сферы страны, регионов. До сих пор недостаточно проработан системный подход к управлению воспроизводством человеческих ресурсов на региональном и на государственном уровне. Отсюда такая удручающая картина, которая сложилась в 2020 году, который стал годом антирекордов, особенно, в демографической сфере. Исследователи, характеризуя ситуацию, констатируют, что «если брать соотношение смертности к рождаемости, то оно составило почти 1,5 раза против 1,21 годом ранее. В ряде регионов центра России превышение составило 2 раза и более, а в Тульской области - 2,5! То есть за год умерло в 2,5 раза больше людей, чем родилось. Естественный прирост наблюдается только в национальных республиках и автономиях. К слову, абсолютная рождаемость стала наименьшей после 2002 года. Из-за запретов и ограничений миграционный прирост стал наименьшим за многие

годы. За 11 месяцев он составил 91 тыс., а за год будет около 100 тыс. Таким образом, чистая убыль населения достигнет почти 600 тыс. - максимум после 2003 года» [5].

Основными причинами формирования такой близкой к катастрофической ситуации являются низкий уровень развития системы здравоохранения особенно в результате проведенной в последние годы ее оптимизации с сокращением числа лечебно-профилактических учреждений; дефицит врачей и среднего медперсонала, особенно в регионах и отдаленных территориях; падение уровня жизни населения и увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. «В III квартале 2020 года доходами ниже прожиточного минимума располагали 18,8 млн человек, или 12,8% населения страны....Выше этого значения процент тех, кто имел доходы ниже прожиточного минимума, поднимался лишь в I квартале 2019 года (20,9 млн. человек или 14,3% от общей численности населения)» [6].

Важным осложняющим ситуацию фактором является масштабное падение миграционного прироста, который в предыдущие годы компенсировал низкие показатели рождаемости и обеспечивал во многом общий прирост населения. «В 2020 году после введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объемы миграционных перемещений заметно сократились. По данным за январь-де-

кабрь 2020 года в Россию прибыло из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем по аналогичным данным за тот же период 2019 года (696,4), но примерно соответствует значениям аналогичного периода 2017 года (589,0 тысячи)» [7].

Принципиально важно разработать концепцию и организационный механизм управления системой воспроизводства человеческих ресурсов в нашем случае на региональном уровне и определить центр, который смог бы координировать функционирование всей системы.Ситуация в России в условиях действия санкций западных стран характеризуется возрастанием безработицы, падением уровня жизни, резким расслоением населения на бедных и богатых и даже - на нищих и сверхбогатых, что отрицательно влияет на развитие человеческих ресурсов [8, с. 201].

Для достижения позитивных изменений и приостановки сложившихся негативных процессов в демографической и социально-трудовой сфере в управлении системой воспроизводства человеческих ресурсов целесообразно применить программно-целевой подход, поскольку его использование, в отличие от проектного подхода, давало достаточно ощутимый эффект в других сферах экономики в силу своей масштабности, долго-срочности и нацеленности на результат. «Залогом продуктивности программ воспроизводства человеческих ресурсов является комплексный подход к их разработке, который предполагает принятие согласованных мер федеральных, региональных, местных органов власти и реакции самого населения на данные меры, а также необходимую корректировку политики в ходе осуществления программы в связи с изменением социально-экономической и демографической ситуации» [9, с. 221].

В современной сложной геополитической обстановке, в условиях продолжающейся эпидемии, вызванной вирусом СОУШ-19 наблюдается неблагоприятная социально-экономическая и демографическая ситуация в российских регионах, обусловленная отчасти низкой эффективностью государственного управления, возможности реформирования которого выглядят достаточно неопределенно и у многих экспертов вызывают обоснованный скепсис. Несмотря на такую непростую ситуацию, тем не менее, необходимо находить возможность для совершенствования регулирующего воздействия на социальную сферу, воспроизводство населения, рынок труда, обеспечивая занятостью или социальными пособиями экономически активное население. В связи

с этим показателен опыт развитых европейских стран, которые также вынуждены преодолевать проблемы, связанные с рыночным характером экономики, применяя при этом комплексные меры регулирования.

«В целом примеры стран ЕС показывают, что реформы рынка труда, сочетающие гибкий подход к регулированию, обеспечивающий его эффективность, с высоким уровнем социальной защиты, обеспечивающей справедливость, могут повысить возможности реализации реформ и дать больший эффект» [10, с. 26].

Иностранные специалисты также большое значение придают воспроизводству человеческих ресурсов, называя его социальным воспроизводством и характеризуя, как «деятельность, которая способствует развитию будущих работников, восстанавливает текущую рабочую силу и поддерживает тех, кто не может работать, то есть набор задач, которые вместе поддерживают и воспроизводят жизнь, как повседневную, так и поколениями. Социальное воспроизводство состоит, в широком смысле, из непосредственной заботы о себе и других (уход за детьми, уход за пожилыми людьми, здравоохранение), поддержании физического пространства и организации ресурсов как части косвенного процесса заботы о себе и других (уборка, покупки, ремонт) воспроизводство вида (рождение детей)» [11, с. 338 ].

Следует заметить, что проблем эффективного воспроизводства человеческих ресурсов не лишены развитые страны, в которых также возникают ситуации, связанные со структурной безработицей, дефицитом высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей. В частности, во Франции государство вынуждено решать проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для восполнения потребности производственных компаний. Иностранные специалисты описывают данную ситуацию, указывая в качестве источника данной проблемы «массовое несоответствие между потребностью в работниках с требуемыми компетенциями и их отсутствием у имеющихся безработных. Франция просто не производит достаточно квалифицированных рабочих, в которых она сейчас нуждается. Это означает, что даже несмотря на то, что страна демонстрирует самый сильный рост за шесть лет, нехватка квалифицированных рабочих создает узкие места в производстве и затрудняет цепочки поставок» [12].

Результаты исследования. Для эффективного взаимодействия ведомств, причастных к вос-

производству человеческих ресурсов, курирующих здравоохранение, образование, социальную защиту, занятость населения, а также организаций из указанных сфер, предприятий, предоставляющих рабочие места желательно создать региональный координационный центр, основная цель которого - повышение результативности воспроизводства человеческих ресурсов на всех стадиях, что положительно скажется на социально-экономическом развитии региона. При этом в регулировании и координации деятельности ведомств, организаций, компаний следует использовать такие современные технологии, как «управление проектами», «управление по результатам», «программно-целевое управление». Разберем вкратце достоинства данных технологий.

В чем заключаются отличия управление проектами от функционального управления. Проектный менеджмент - ориентир на достижение определенной цели, нацеленность на результат. Есть ограничения по времени, ресурсам и финансам (бюджет). Задача выполняется одноразово. К выполненной задаче больше не возвращаются. Различные виды деятельности, много рисков. Работа над уникальным продуктом или

услугой [13].

Далее рассмотрим такую технологию, как «управление по результатам», которая «обеспечивает с помощью совокупности методов, операций условия для свободного развития умственных

и физических сил, способностей через повышение уровня организации социальной системы и улучшение качества жизни. Основными этапами процесса управления по результатам являются процесс определения результатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами. Процесс определения результатов начинается с глубокого анализа устремлений, на основе которого определяются желаемые результаты для разных уровней. Этот процесс заканчивается определением линии деятельности и коммерческих идей для ее осуществления. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей» [14, с.69 ]. При сравнении данных технологий в отношении применимости к управлению воспроизводством человеческих ресурсов выделим следующее.

Если говорить о проектном управлении, то нацеленность на результат также как и в управлении по результатам -важная характеристика, а вот ограничение проекта по времени и одноразовый характер не соответствует масштабу и непрерывности управления воспроизводством человеческих ресурсов. Управление по результатам, наоборот, имея циклический характер и будучи неограниченным по времени отвечает в полной мере сложности и комплексности бесконечно возникающих проблем, связанных с созданием и обеспечением

благоприятных условий для рождения новых поколений, их воспитания, образования, выбора профессии и вида деятельности, эффективной занятости, для предпринимательской активности и социальной защиты уязвимых групп населения.

Наряду с современными технологиями управления следует все более активно использовать маркетинг человеческих ресурсов региона, территории с учетом местных особенностей. «Это предполагает применение стратегий социального обмена между государственными институтами и населением, направленных на достижение баланса с одной стороны - потребностей государства, экономики в конкурентоспособной рабочей силе и с другой -экономическими, социальными и духовными потребностями населения. Достижение такого баланса возможно только при использовании современных управленческих технологий, требующих инвестиций в человека, являющегося и субъектом, и объектом управления с целью повышения его качества, а, следовательно, конкурентоспособности населения и экономики страны» [15, с.86].

Повышение эффективности управления воспроизводством человеческих ресурсов региона требует применения маркетинговых принципов, при этом может использоваться «адресный маркетинг, нацеленный на привлечение людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации» [16, с.36]. Системный подход к управлению должен предполагать разработку и последующую реализацию маркетинговой стратегии. «Маркетинговая стратегия управления воспроизводством человеческих ресурсов региона - это инструмент государственной социально-экономической политики, основанный на принципах стратегического маркетинга, использование которого направлено на достижение сбалансированного социально-экономического развития региона, предполагающего достижение равновесия между социально-экономическими интересами экономики региона и экономическими, социальными, духовными потребностями населения» [9, с. 255 ].

Эффективность социально-экономической политики в сфере воспроизводства человеческих ресурсов должна включать определение уровня ее рентабельности, т.е. соотношения расходов и доходов и социальный эффект, измеряемый не столько в стоимостном выражении, сколько в показателях качества жизни, социальной стабильности в регионе. Рентабельность и социальный эффект, а также их изменение во времени в совокупности отражают уровень и динамику

социально-экономического развития региона. Развитие таких элементов социальной сферы, как здравоохранение, система социального обеспечения, система обеспечения занятости, учреждения культуры, спорта, в определенной степени обеспечивая здоровье, социальную защиту населения создают условия для поддержания работоспособности, повышения социального самочувствия населения, увеличения трудового долголетия его экономически активной части [2, с. 103]. Другие специалисты также считают, что «повышение качества человеческих ресурсов невозможно без развития систем образования, здравоохранения, науки, культуры» [17, с. 112].

Выводы. Совершенствование системы управления результативностью воспроизводства человеческих ресурсов должно предполагать повышение эффективности функционирования всех стадий воспроизводственного цикла. От стадии производства, определяемой характеристиками процессов рождаемости, через стадию обмена и перераспределения, определяемую социализацией, образованием и профессиональной подготовкой людей - до стадии использования и восстановления, проявляющейся в обеспечении эффективной занятости, создании условий для повышения производительности труда и роста объема и качества произведенных общественных благ, продления жизненной и трудовой активности населения. Причем повышение эффективности воспроизводства человеческих ресурсов должно быть основано на широком и последовательном внедрении в государственном и корпоративном управлении вышеуказанных управленческих технологий - «управление проектами» - для краткосрочных программ и проектов (горизонт до 3-х лет). Это, например, такие проекты, как развитие эффективной занятости, повышение предпринимательской активности и самозанятости, повышение производительности труда на предприятиях производственной сферы. Технология «управление по результатам» применима в средне-долгосрочных целевых программах федерального, регионального масштаба (горизонт 5-20 лет), поскольку их реализация не должна ограничиваться периодом 2-3-4 года и требует непрерывного развития. Сюда следует отнести демографическое развитие, развитие образования, здравоохранения, культуры- проекты, программы, предполагающие постоянный усложняющийся воспроизводственный циклический процесс с лагом реализации в десятилетие и более. Причем необходима совершенствующаяся мето-

дика оценки и мониторинга параметров целевых показателей-ориентиров, устанавливаемых при разработке долгосрочных программ на промежуточных этапах в виде контрольных индикаторов. Данная комплексная методика может быть экстраполирована как на другие регионы, так и на воспроизводство человеческих ресурсов страны с учетом федеральной специфики. Это будет предметом дальнейших исследований автора.

На данном этапе выделим основные направления стратегии управления результативностью воспроизводства человеческих ресурсов региона:

1) совершенствование программ развития системы общего образования для детей дошкольного и школьного возраста, включая основы воспитания духовной, традиционной культуры с учетом региональной специфики;

2) перманентная пропаганда семейного и здорового образа жизни, ответственного материнства и родительства для всех возрастных категорий населения, популяризируя эти ценности, как в системе образования, так и в средствах массовой информации;

3) развитие государственной молодежной политики в регионе в направлении патриотического воспитания, а также обеспечение возможностей для всестороннего развития молодых людей путем доступа всех, независимо от уровня

Список литературы

1. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоКо-заков Е.М., Акьюлов Р.И., Бердникова А.Ю. Применение эко-нометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия УрГЭУ. 2009. № 1 (23). С. 81-85.

2. Акьюлов Р.И. Социально-экономические критерии и показатели воспроизводства человеческих ресурсов региона // Вопросы управления. 2012. № 4 (21). С. 102-105.

3. Естественная убыль населения в 2020 году составила 688 тысяч человек [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ria.ru/20210208/ubyL-1596552809.htmL (дата обращения 03.03.2021).

4. Сокращение населения России на фоне пандемии стало рекордным за 15 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/6012a7ca9a7947 d4e0e8042d (дата обращения 01.03.2021).

5. Чернышев Е. Демографические итоги-2020: Россия вернулась в 90-е [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. discred.ru/2021/02/11/demograficheskie-itogi-2020-rossiya-vernulas-v-90-e/ (дата обращения 01.03.2021).

6. Росстат рассчитал численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov. ru/search?q (дата обращения 03.03.2021).

7. Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2020 года [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2021. № 895-896. Режим доступа: http://demoscope.ru/ weekly/2021/0895/barom01.php (дата обращения 02.03.2021).

дохода социальных групп к занятиям спортом, культурно-художественным, музыкальным, хореографическим, инженерно-конструкторским творчеством, повышение в массовом сознании ценности жизни и здоровья людей;

4) совершенствование системы высшего, среднего профессионального, дополнительного образования, создавая условия для непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров на протяжении всего трудового пути с учетом меняющейся конъюнктуры на региональном рынке труда;

5) совершенствование на корпоративном и региональном уровне системы организации, мотивации и стимулирования труда наемных работников в зависимости от изменения его формы, содержания, сложности, используя научно обоснованный, дифференцированный и гуманистический подход;

6) рационализация форм и методов территориального распределения человеческих ресурсов в регионе, а также - кадровой политики на корпоративном уровне;

7) создание условий для эффективной занятости, повышения доходов работающего населения, уровня и качества жизни, включая доступное и качественное жилье, образование и здравоохранение.

8. Лескина О.Н., Петропавловская С.Ю. Оценка человеческих ресурсов и проблем их воспроизводства в условиях современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-1. С. 200-203.

9. Акьюлов Р.И. Социально-экономическая политика в сфере воспроизводства человеческих ресурсов региона: теория, методология, практика. Екат.: изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. 283с.

10. Martin Schindler. The Italian Labor Market: Recent Trends, Institutions and Reform Options [Электронный ресурс] // IMF Elibrary. 2009. Vol. 47. Pp. 24-32. Режим доступа: https://www. elibrary.imf.org/view/IMF001/09982-9781451871951/09982-9781451871951/09982-9781451871951_A001.xml (дата обращения 03.03.2021).

11. Hester Helen, Srnicek Nick «The Crisis of Social Reproducction and the End of Work» // In The Age of Perplexity. Rethinking The World we knew. Madrid: BBVA, OpenMind, Penguin Random House Grupo Editorial, 2017. 416 p.

12. Leigh Thomas. «As France's economy takes off, a new problem: labor shortages» REUTERS 9.02.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/ us-france-economy-labour-idUSKBN1FT2KG (дата обращения 02.03.2021).

13. Что такое управление проектами: инструменты и методы [Электронный ресурс] // Журнал Генеральный директор вып. от 20.11.20. Режим доступа: https://www.gd.ru/ articles/11751-upravlenie-proektami (дата обращения 03.03.2021).

14. Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993. 320 с.

15. Акьюлов Р.И. Современные инструменты менеджмента и маркетинга в муниципальном управлении // Муниципалитет: экономика и управление. № 4 (9). 2014. С. 85-90.

References

1. Kozakov E.M., Ak'yulov R.I., Berdnikova A.Yu. Primenenie ekono-metricheskih metodov pri issledovanii ekonomiko-demo-graficheskogo razvitiya territorii [The use of econometric methods in the study of the economic and demographic development of the territory]. Izvestiya USUE. 2009. No. 1 (23). Pp. 81-85.

2. Ak'yulov R.I. Social'no-ekonomicheskie kriterii i pokazateli vos-proizvodstva chelovecheskih resursov regiona [Socio-economic criteria and indicators of reproduction of human resources in the region]. Management issues. 2012. No. 4 (21). Pp. 102-105.

3. Estestvennaya ubyl' naseleniya v 2020 godu sostavila 688 tysy-ach chelovek [Natural population decline in 2020 amounted to 688 thousand people] [Electronic resource]. Access mode: https://ria.ru/20210208/ubyl-1596552809.html (accessed date: 03.03.2021).

4. Sokrashchenie naseleniya Rossii na fone pandemii stalo rekordnym za 15 let [The decline in the population of Russia against the background of the pandemic has become a record for 15 years] [Electronic resource]. Access mode: https://www. rbc.ru/economics/28/01/2021/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (accessed date: 03.01.2021).

5. Chernyshev E. Demograficheskie itogi-2020: Rossiya vernu-las' v 90-e [Demographic results-2020: Russia returned to the 90s] [Electronic resource]. Access mode: https://www.discred. ru/2021/02/11/demograficheskie-itogi-2020-rossiya-vernu-las-v-90-e/ (accessed date: 03.01.2021).

6. Rosstat rasschital chislennost' naseleniya s dohodami nizhe prozhitochnogo minimuma v III kvartale 2020 goda [Rosstat has calculated the population with incomes below the subsistence level in the third quarter of 2020] [Electronic resource]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/search7q (accessed date: 03.03.2021).

7. Shcherbakova E.M. Migraciya v Rossii, predvaritel'nye itogi 2020 goda [Migration in Russia, preliminary results of 2020] [Electronic resource]. Demoscope Weekly. 2021. No. 895-896. Access mode: http://demoscope.ru/weekly/2021/0895/barom01. php (accessed date: 03.02.2021).

8. Leskina ON, Petropavlovskaya S.Yu. Ocenka chelovecheskih resursov i problem ih vosproizvodstva v usloviyah sovremennoj Rossii [Assessment of human resources and the problems of their reproduction in the conditions of modern Russia]. Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. No. 6-1. Pp. 200-203.

Информация об авторе

Акьюлов Р.И., доктор эконом. наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: akyuLov_ri@maiL.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 10.03.2021

Дата принятия к публикации: 12.04.2021

© Акьюлов Р.И., 2021.

16. Маркетинговые инструменты развития территории: учебное пособие. И.В. Разорвин, М.П. Логинов, Н.В. Усова и др. Екатеринбург, 2016. 304 с.

17. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 111-118.

9. Akyulov R.I. Social'no-ekonomicheskaya politika v sfere vosproizvodstva chelovecheskih resursov regiona: teoriya, metod-ologiya, praktika [Socio-economic policy in the field of human resources reproduction in the region: theory, methodology, practice]. Ekat .: Publishing house of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2009. 283 p.

10. Martin Schindler. The Italian Labor Market: Recent Trends, Institutions and Reform Options [Electronic resource]. IMF Elibrary. 2009. Vol. 47. Pp. 24-32. Access mode: https://www. elibrary.imf.org/view/IMF001/09982-9781451871951/09982-9781451871951/09982-9781451871951_A001.xml (accessed date: 03.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Hester Helen, Srnicek Nick «The Crisis of Social Reproducction and the End of Work». In The Age of Perplexity. Rethinking The World we knew. Madrid: BBVA, OpenMind, Penguin Random House Grupo Editorial. 2017. 416 p.

12. Leigh Thomas. «As France's economy takes off, a new problem: labor shortages» REUTERS 9.02.2018 [Electronic resource]. Access mode: https://www.reuters.com/article/us-france-economy-labour-idUSKBN1FT2KG (accessed date: 02.03.2021).

13. CHto takoe upravlenie proektami: instrumenty i metody [What is project management: tools and methods] [Electronic resource]. Journal General Director, vol. from 20.11.20. Access mode: https://www.gd.ru/articles/11751-upravlenie-proektami (accessed date: 03.03.2021).

14. Santalainen T., Voutilainen E. et al. Upravlenie po rezul'tatam [Management by results]. Moscow: Progress. 1993. 320 p.

15. Akyulov R.I. Sovremennye instrumenty menedzhmenta i mar-ketinga v municipal'nom upravlenii [Modern management and marketing tools in municipal management]. Municipality: Economics and Management. No. 4 (9). 2014. Pp. 85-90.

16. Marketingovye instrumenty razvitiya territorii: uchebnoe posobie [Marketing tools for the development of the territory: a tutorial]. I.V. Razorvin, M.P. Loginov, N.V. Usova et al. Yekaterinburg. 2016. 304 p.

17. Leskina O.N. Kachestvo chelovecheskih resursov i innova-cionnoe razvitie Rossii [The quality of human resources and innovative development of Russia]. NovaInfo.Ru. 2015. Vol. 1. No. 30. Pp. 111-118.

Author Info

Akyulov R.I., doctor of Economics, Professor, Ural Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: akyulov_ri@mail.ru

Author ID: 43682860

Article Info

Received for publication: 10.03.2021 Accepted for publication: 12.04.2021

© Akyulov R.I., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.