Научная статья на тему 'Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения'

Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4775
758
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИЯ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / COMPENSATION / PSYCHOLOGICAL CORRECTION AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

В статье представлены теоретико-методологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies of psychological correction and rehabilitation of persons with visual impairment

The paper presents the theoretical and methodological foundations of psycho-correctional and psycho-rehabilitational work with persons with visual impairment. The author describes goals, objectives and principles of psychotherapy and psycho-rehabilitation; systematizes possible types of corrective treatment and modern facilities of rehabilitation of persons with visual impairment.

Текст научной работы на тему «Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15301

УДК 159.931

Фоминых Екатерина Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психоло гии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический универ ситет», г. Оренбург fominvh.vekaterina@vandex.ru

Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения

Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения. Ключевые слова: нарушения зрения, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, компенсация.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Нарушения зрения - это сложная биопсихосоциальная проблема, обусловленная резким изменением условий жизнедеятельности человека и изменением функционирования всех уровней его психической организации: психофизиологических реакций, эмоциональных состояний, особенностей личности, системы взаимодействия и др.

В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие индивидом трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта, социальная дезадаптация, поведенческие нарушения и др. При этом указанные аспекты коррелируют со степенью выраженности дефекта и временем его возникновения. К числу специфических жизненных трудностей лиц с нарушением зрения относятся (Е. А. Иванова, 2010; И. П. Волкова, Н. Н. Королева, 2005, и др.):

- трудности в пространственной ориентировке (неумение пользоваться самостоятельными приемами ходьбы без зрения, психологические барьеры, препятствующие использованию трости и др.);

- трудности в общественной интеграции: высокая социальная фрустрирован-ность, проблемы в общении с нормально видящими (формирование негативных коммуникативных установок и комплексов);

- трудности в быту и самообслуживании - несформированность элементарных бытовых умений и навыков, что наиболее характерно для слепорожденных детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, а также для лиц, потерявших зрение и адаптирующихся к измененным в результате этого условиям жизни;

- трудности в профессиональной и личностной самореализации, что в большей степени детерминировано негативными социальными стереотипами и установками в отношении лиц с нарушением зрения; организацией труда, не соответствующей псхифизиологическим особенностям и возможностям; низким уровнем заработной платы, монотонностью труда и т. д.; удовлетворение потребностей, сопряженных с общением (признание, самоутверждение, самореализация, установление дружеских отношений и др.).

Преодоление последствий фрустрирующего воздействия жизненных трудностей осуществляется на основе процессов компенсации, коррекции и (ре)абилитации, их

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

взаимопересечения и взаимопроникновения. При этом психологическая коррекция и реабилитация - это система внешних мероприятий по отношению к человеку с нарушенным зрением, а компенсация базируется на внутреннем возмещении нарушен-ной/утраченной зрительной функции.

Преодоление первичных недостатков зрительного восприятия основывается на процессах компенсации. Компенсация дефекта зрения и его последствий, связанных с нарушением равновесия с социальной средой, осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних.

Основными видами компенсации являются [1,2]:

- внутрисистемная - за счет использования остаточного зрения либо с помощью тифлотехнических средств;

- межсистемная - основанная на сложной перестройке деятельности с включением сохранных функциональных систем (осязательного, слухового, обонятельного и т. д.).

Компенсаторные процессы протекают на четырех уровнях [3, 4]:

- Биологический (телесный) - автоматическая и бессознательная перестройка нарушенных функций.

- Психологический - ориентированный на восстановление нарушенных функций посредством создания чувства внутренней стабильности, позитивного отношения к себе, адекватной оценки возможностей и др. Данный уровень является центральным для лиц с нарушением зрения.

- Социально-психологический - включение интерпсихических механизмов, сферы межличностных отношений лиц с нарушением зрения. В современных условиях социально-психологическому аспекту компенсации дефекта зрения придается ведущее значение, что обусловлено ролью эмоциональной поддержки окружающих, социального опыта, приобретаемого в процессе речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий в преодолении зрительного дефекта.

- Социальный - определяемый отношением общества к лицам с нарушением зрения.

- Психокоррекционные воздействия наиболее эффективны по отношению к вторичным недостаткам развития при зрительном дефекте и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, его оптимизацию с использованием потенциальных возможностей.

Современные технологии психологической коррекции базируются на фундаментальных теоретико-методологических положениях (Н. Я. Семаго [5]):

- «замещающее» развитие как основа интегративной коррекционной работы, предполагающее переход к следующему онтогенетическому этапу программы только после закрепления результатов предыдущего;

- последовательность прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;

- определяющая роль базовых предпосылок психической деятельности, в том числе пространственно-временных;

- использование законов и закономерностей развития и совершенствования двигательных, в том числе произвольных актов;

- учет актуального уровня психоречевого и эмоционально-волевого развития ребенка в интегративном понимании;

- учет ведущего типа мотивации деятельности и сформированности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка;

- поэтапность в формировании новых видов деятельности.

В отношении лиц с нарушением зрения указанное предполагает решение в ходе коррекционной работы практических задач [6]:

- формирование произвольных компонентов деятельности;

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

- формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;

- формирование пространственных представлений;

- развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

- расширение словарного запаса и общей осведомленности ребенка, преодоление вербализма;

- развитие навыков самостоятельной творческой работы;

- формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения в соответствии с актуальным уровневым строением эмоционально-аффективной сферы.

Коррекционные программы реализуются в двух основных вариантах [7]:

- Развивающая работа - адекватное и своевременное формирование предпосылок деятельности в соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности (при подготовке к обучению в школе в форме тематических заданий-игр).

- Коррекционно-развивающая работа предполагает дополнение развивающей работы пропедевтическими занятиями.

Виды психологической коррекции, используемые в работе с лицами с нарушением зрения [8]

Критерий Виды психокоррекции

Форма работы - Индивидуальная: достижение целей осуществляется путем непосредственного воздействия на человека с дефектом зрения. - Групповая: воздействие на конкретного человека осуществляется посредством организации процесса взаимодействия участников группы

Причины выбора - Внутриличностные проблемы: индивидуальный характер проблем личности (не межличностный); отказ работать в группе (например, вследствие недостаточного социального опыта и др.); выраженные аффективные проблемы (тревожность, страхи и др.). - Межличностные проблемы: затруднения/сокращение общения со сверстниками и взрослыми, трудности коммуникации по причине несформированности коммуникативных навыков; социальный инфантилизм; трудности произвольной регуляции деятельности и поведения (неспособность действовать в соответствии с заданным образцом, правилом) и другие нарушения коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер

Характер направленно- сти - Симптоматическая - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер. - Каузальная - устранение источников и причин отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер

Содержание психокоррекционных мероприятий - Коррекция познавательной сферы: обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего бедность образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов. - Коррекция аффективно-волевой сферы: неуверенность, скованность, беспомощность в различных видах деятельности и социальном взаимодействии, снижении желаний к самопроявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих. - Коррекция поведенческих аспектов: исправление неконструктивных форм поведения ребенка

Наличие психокоррекционных программ - Программированная - постановка четких целей и построение программы психокоррекции. - Импровизированная - спонтанная, без предварительно продуманной программы коррекции

Продолжи- тельность - Сверхкороткая (сверхбыстрая) - решение актуальных и изолированных проблем и конфликтов (несколько минут - несколько часов). - Короткая (быстрая) - активизация процесса изменения для решения актуальной проблемы (несколько часов - несколько дней). - Длительная - нацелена на личностное содержание проблемы посредством проработки множества деталей (несколько месяцев). - Сверхдлительная - вид психокоррекции, направленный на достижение понимания сути переживаний с затрагиванием сфер бессознательного и сознательного (несколько лет)

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

В целом установлено, что своевременная и адекватная коррекционная помощь, проводимая с первых дней жизни ребенка, позволяет уже к 4-6 годам максимально приблизиться к уровню нормально видящего ребенка.

Психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения - это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию зрительного дефекта, процесс, направленный на адаптацию личности к определенным социальным условиям. При абилитации речь идет о системе раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений [9].

Основная цель психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [10, 11] - оптимизация процесса включения лиц с нарушением зрения в общество с опорой на их индивидуальные особенности, стратегии адаптации и преодоления проблем, внешние и внутренние ресурсы. К числу основных категорий, нуждающихся в психологической реабилитации, относятся: поздноослепшие, одинокие лица, а также люди пожилого и старческого возраста.

Задачи психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [12]:

- социально-бытовая и личностная адаптация, гармонизация отношения к себе, другим и миру в целом;

- профессиональная самореализация, самосовершенствование в различных сферах (образование, здоровье, личностный рост и др.);

- преодоление затруднений в социально-психологической адаптации;

- оптимизация отношений с нормально видящими людьми;

- повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей.

Принципы психореабилитационной работы [13]:

- адресность;

- дифференцированность;

- учет пола, возраста, степени тяжести, характера и времени возникновения дефекта, индивидуально-психологических особенностей.

В рамках психореабилитационного процесса выделяются следующие направления психологической помощи лицам с нарушением зрения [14]:

- Психологическая диагностика индивидуально-психологических особенностей; помощь в осознании внутренних ресурсов.

- Психологическое консультирование.

- Психопрофилактика дезадаптивных состояний, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, помощь в полноценном профессиональном и личностном развитии.

- Психологическая поддержка и помощь в преодолении психологических последствий утраты зрения, формировании положительного отношения к себе, другим; повышении самопринятия и уверенности в себе.

Формы эффективной психологической помощи лицам с нарушением зрения в процессе психореабилитации [15]: индивидуальные психологические консультации, группы общения и психологические тренинги (саморегуляции, оптимизации настроения и самочувствия), групповые занятия по эффективной самопрезентации, анонимное психологическое консультирование по телефону доверия, индивидуальное психологическое консультирование на дому, лекции по проблемам практической психологии.

Условия (ре)абилитации лиц с нарушением зрения (В. З. Денискина [16, 17]):

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

1. Получение специальной психолого-педагогической помощи сразу же после обнаружения нарушения развития.

2. Учет течения заболевания органа зрения (прогрессирующее, стационарное, поддающееся лечению и восстановлению).

3. Своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь, динамическое наблюдение за состоянием зрения.

4. Необходимость использования «обходных путей», специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий:

- рельефно-точечного шрифта Брайля, специальных приборов для рисования и черчения, рельефно-графических пособий (географических карт, доступных осязательному восприятию);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учебников, напечатанных с учетом зрительного восприятия слабовидящих (укрупненный шрифт; иллюстрации с наличием усиленного контура, контрастных цветов, отсутствием малоинформативных деталей);

- наглядных пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение);

- тифлотехнических и оптических средств (увеличивающие устройства, бинокли, монокли, портативные электронные лупы и т. д.);

- специальных методик обучения, рассчитанных на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения; специфическую руководящую роль слова педагога, проговаривание всех записей (текстов, знаков), сделанных на классной доске или в приборе Брайля и др.;

- тифлоинформационных компьютерных технологий (тактильные (брайлевские) дисплеи и принтеры, специальные клавиатуры с увеличенным размером шрифта, электронных записных книжек и др.).

5. Индивидуализированный подход в обучении ребенка с нарушением зрения; соответствие образовательных программ познавательным возможностям детей; необходимость разработки индивидуализированных коррекционных программ для детей с комбинированными нарушениями.

6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением зрения, включение семьи в образовательный процесс (формирование у родителей адекватной оценки зрительного дефекта, понимания и учета особенностей зрительных возможностей ребенка, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания ребенка с нарушенным зрением).

7. Особая пространственная и временная организация образовательной среды.

8. Необходимость введения в содержание обучения ребенка специальных разделов и специальных коррекционных занятий, отсутствующих в программах образования нормально развивающихся детей:

- развитие сенсорной сферы с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение;

- логопедическая помощь;

- развитие социально-бытовой и пространственной ориентировки как условия активности, адаптированности, самостоятельности и независимости лиц с нарушением зрения в обществе;

- формирование неречевых средств общения (мимики и пантомимики) как важного фактора формирования коммуникативной компетентности лиц с нарушением зрения;

- специальные коррекционные занятия по ритмике и адаптивной физической культуре, построенные с учетом имеющихся противопоказаний к физической нагрузке.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

9. Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

10. Необходимость взаимодействия квалифицированных специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения: офтальмологов, тифлопсихологов, педагогов и тифлопедагогов, социальных работников и др.

11. Специфичность использования традиционных методов обучения, коррекционная направленность применения традиционных методов обучения и воспитания, предметного преподавания и досуговой деятельности.

12. Мониторинг успешности овладения детьми программным материалом.

13. Изменение задач реабилитации ребенка на разных возрастных этапах.

14. Организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, т. е. с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников.

15. Учет офтальмо-гигиенических и эргономических требований, реализация которых облегчает зрительную работу и повышает эффективность деятельности, связанной со зрительными нагрузками (особый режим освещенности перцептивного поля, регламентированная зрительная нагрузка, индивидуальный подбор размера букв, цифр при подготовке раздаточного дидактического материала; особая расстановка парт и др.).

16. Необходимость работы по профессиональной ориентации.

17. Психологическая подготовка к трудным экстремальным ситуациям, направленная на смягчение негативных эмоциональных состояний при зрительной депривации и способствующая полноценному вхождению в социум (формирование психологической устойчивости, обучение прогнозированию деятельности, анализу ситуации и ее последствий, формирование копинг-стратегий, умения управлять чувствами, снижение тревожности и страхов).

В современных исследованиях особое внимание уделяется личностным детерминантам реабилитации, поскольку одновременно с переживанием острых негативных реакций зрительный дефект способствует активизации внутреннего потенциала и ресурсов, мобилизации жизненной активности и в целом достижению активной жизненной и социальной позиции. Основу позитивной социализации (А. В. Махнач, 2013) человека с нарушением зрения, заключающейся в возврате в общество, к правилам жизни малой группы, нормального социального окружения, составляют: жизнеспособность, флексибильность, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, психологическая суверенность, Я-концепция и др. [18-20]

Эффективность психореабилитационных мероприятий в отношении лиц с нарушениями зрения предполагает также учет готовности общества принять их. Основной вектор развития данной проблемы направлен на разработку социально-психологических способов формирования позитивного образа человека с нарушением зрения (социальная реклама, информирование общества об индивидуальных особенностях лиц с нарушением зрения; психологическая подготовка человека с нарушением зрения к реализации потенциала в различных сферах жизнедеятельности общества) [21].

В настоящее время активно разрабатываются содержательные основы психолого-педагогического сопровождения психического и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования [22, 23]. К числу технологий успешной социализации лиц с нарушением зрения относится также психологопедагогическое сопровождение девиктимизации в образовательных учреждениях, способствующее их самопознанию, мобилизации личностных ресурсов, преодолению

6

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья лиц с нарушением зрения [24].

Ссылки на источники

1. Сорокин В. М., Кокоренко В. Л. Практикум по специальной психологии. - СПб., 2003.

2. Шаповал И. А. Специальная психология. - М., 2005.

3. Сорокин В. М., Кокоренко В. Л. Указ. соч.

4. Шаповал И. А. Указ. соч.

5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - № 1.

6. Там же.

7. Там же.

8. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000.

9. Шаповал И. А. Указ. соч.

10. Там же.

11. Волкова И. П., Королева Н. Н. Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/teoretiko-metodologicheskie

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - № 5.

17. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2012. - № 6.

18. Волкова И. П., Кантор В. З. Аксиологические аспекты адаптационно-реабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опыт эмпирического изучения // Специальное образование. - 2012. - № 1.

19. Королева Ю. А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. - 2014. - № 1.

20. Клопота Е. А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушением зрения в процессе их социализации // Дефектология. - 2013. - № 2.

21. Клопота Е. А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. - 2014. - № 1.

22. Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 9.

23. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - № S26.

24. Фоминых Е. С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. - 2012. -№ 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin.

Ekaterina Fominykh,

Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor at the chair of Special Psychology, Orenburg State

Pedagogical University, Orenburg

fominvh.vekaterina@vandex.ru

Modern technologies of psychological correction and rehabilitation of persons with visual impairment Abstract. The paper presents the theoretical and methodological foundations of psycho-correctional and psy-cho-rehabilitational work with persons with visual impairment. The author describes goals, objectives and principles of psychotherapy and psycho-rehabilitation; systematizes possible types of corrective treatment and modern facilities of rehabilitation of persons with visual impairment.

Key words: visual impairment, psychological correction, psychological rehabilitation, compensation. References

1. Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Praktikum po special'nojpsihologii, St. Petersburg (in Russian).

2. Shapoval, I. A. (2005) Special'naja psihologija, Moscow (in Russian).

3. Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Op. cit.

4. Shapoval, I. A. (2005) Op. cit.

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.

5. Semago, N. Ja. (2000) “Novye podhody k postroeniju korrekcionnoj raboty s det'mi s razlichnymi vidami otklonjajushhegosja razvitija”, Defektologija, № 1 (in Russian).

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Osipova, A. A. (2000) Obshhaja psihokorrekcija, Moscow (in Russian).

9. Shapoval I. A. Op. cit.

10. Ibid.

11. Volkova, I. P. & Koroleva, N. N. Teoretiko-metodologicheskie i organizacionnye osnovy psiholog-icheskogo soprovozhdenija reabilitaciiinvalidovpo zreniju. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/te-oretiko-metodologicheskie (in Russian).

12. Ibid.

13. Ibid.

14. Ibid.

15. Ibid.

16. Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti, obuslovlennye narusheniem zrenija i ih vtorichnymi posledstvijami”, Defektologija, № 5 (in Russian).

17. Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti detej s narusheniem zrenija”, Defektologija, № 6 (in Russian).

18. Volkova, I. P. & Kantor, V. Z. (2012) “Aksiologicheskie aspekty adaptacionno-reabilitacionnogo potenciala invalidov po zreniju: opyt jempiricheskogo izuchenija”, Special'noe obrazovanie, № 1 (in Russian).

19. Koroleva, Ju. A. (2014) “Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoj lichnosti”, Social'naja psihologija i obshhestvo, № 1 (in Russian).

20. Klopota, E. A. (2013) “Osobennosti formirovanija Ja-koncepcii ljudej s narusheniem zrenija v processe ih socializacii”, Defektologija, № 2 (in Russian).

21. Klopota, E. A. (2014) “Social'no-psihologicheskie sposoby formirovanija pozitivnogo obraza lichnosti s glubokimi narushenijami zrenija v obshhestve”, Defektologija, № 1 (in Russian).

22. Guseva, I. V. & Meleshkina, M. S. (2014) “Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie psihicheskogo i lichnostnogo zdorov'ja podrostkov-invalidov v obrazovatel'nom processe”, Koncept, № 9 (in Russian).

23. Nasibullina, A. D. (2014) “Specifika psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija uchashhihsja s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija”, Koncept, № S26 (in Russian).

24. Fominyh, E. S. (2012) “Viktimizacija i deviktimizacija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennyh obrazovatel'nyh uslovijah”, Klinicheskaja i special'naja psihologija, № 4. Available at: http://psyjournals.ru/psyclin (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 17.06.15 Получена положительная рецензия 20.06.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 20.06.15 Опубликована 21.09.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Фоминых Е. С., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.