ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15301
УДК 159.931
Фоминых Екатерина Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психоло гии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический универ ситет», г. Оренбург [email protected]
Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения. Ключевые слова: нарушения зрения, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, компенсация.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Нарушения зрения - это сложная биопсихосоциальная проблема, обусловленная резким изменением условий жизнедеятельности человека и изменением функционирования всех уровней его психической организации: психофизиологических реакций, эмоциональных состояний, особенностей личности, системы взаимодействия и др.
В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие индивидом трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта, социальная дезадаптация, поведенческие нарушения и др. При этом указанные аспекты коррелируют со степенью выраженности дефекта и временем его возникновения. К числу специфических жизненных трудностей лиц с нарушением зрения относятся (Е. А. Иванова, 2010; И. П. Волкова, Н. Н. Королева, 2005, и др.):
- трудности в пространственной ориентировке (неумение пользоваться самостоятельными приемами ходьбы без зрения, психологические барьеры, препятствующие использованию трости и др.);
- трудности в общественной интеграции: высокая социальная фрустрирован-ность, проблемы в общении с нормально видящими (формирование негативных коммуникативных установок и комплексов);
- трудности в быту и самообслуживании - несформированность элементарных бытовых умений и навыков, что наиболее характерно для слепорожденных детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, а также для лиц, потерявших зрение и адаптирующихся к измененным в результате этого условиям жизни;
- трудности в профессиональной и личностной самореализации, что в большей степени детерминировано негативными социальными стереотипами и установками в отношении лиц с нарушением зрения; организацией труда, не соответствующей псхифизиологическим особенностям и возможностям; низким уровнем заработной платы, монотонностью труда и т. д.; удовлетворение потребностей, сопряженных с общением (признание, самоутверждение, самореализация, установление дружеских отношений и др.).
Преодоление последствий фрустрирующего воздействия жизненных трудностей осуществляется на основе процессов компенсации, коррекции и (ре)абилитации, их
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
взаимопересечения и взаимопроникновения. При этом психологическая коррекция и реабилитация - это система внешних мероприятий по отношению к человеку с нарушенным зрением, а компенсация базируется на внутреннем возмещении нарушен-ной/утраченной зрительной функции.
Преодоление первичных недостатков зрительного восприятия основывается на процессах компенсации. Компенсация дефекта зрения и его последствий, связанных с нарушением равновесия с социальной средой, осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних.
Основными видами компенсации являются [1,2]:
- внутрисистемная - за счет использования остаточного зрения либо с помощью тифлотехнических средств;
- межсистемная - основанная на сложной перестройке деятельности с включением сохранных функциональных систем (осязательного, слухового, обонятельного и т. д.).
Компенсаторные процессы протекают на четырех уровнях [3, 4]:
- Биологический (телесный) - автоматическая и бессознательная перестройка нарушенных функций.
- Психологический - ориентированный на восстановление нарушенных функций посредством создания чувства внутренней стабильности, позитивного отношения к себе, адекватной оценки возможностей и др. Данный уровень является центральным для лиц с нарушением зрения.
- Социально-психологический - включение интерпсихических механизмов, сферы межличностных отношений лиц с нарушением зрения. В современных условиях социально-психологическому аспекту компенсации дефекта зрения придается ведущее значение, что обусловлено ролью эмоциональной поддержки окружающих, социального опыта, приобретаемого в процессе речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий в преодолении зрительного дефекта.
- Социальный - определяемый отношением общества к лицам с нарушением зрения.
- Психокоррекционные воздействия наиболее эффективны по отношению к вторичным недостаткам развития при зрительном дефекте и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, его оптимизацию с использованием потенциальных возможностей.
Современные технологии психологической коррекции базируются на фундаментальных теоретико-методологических положениях (Н. Я. Семаго [5]):
- «замещающее» развитие как основа интегративной коррекционной работы, предполагающее переход к следующему онтогенетическому этапу программы только после закрепления результатов предыдущего;
- последовательность прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;
- определяющая роль базовых предпосылок психической деятельности, в том числе пространственно-временных;
- использование законов и закономерностей развития и совершенствования двигательных, в том числе произвольных актов;
- учет актуального уровня психоречевого и эмоционально-волевого развития ребенка в интегративном понимании;
- учет ведущего типа мотивации деятельности и сформированности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности.
В отношении лиц с нарушением зрения указанное предполагает решение в ходе коррекционной работы практических задач [6]:
- формирование произвольных компонентов деятельности;
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
- формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;
- формирование пространственных представлений;
- развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;
- расширение словарного запаса и общей осведомленности ребенка, преодоление вербализма;
- развитие навыков самостоятельной творческой работы;
- формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения в соответствии с актуальным уровневым строением эмоционально-аффективной сферы.
Коррекционные программы реализуются в двух основных вариантах [7]:
- Развивающая работа - адекватное и своевременное формирование предпосылок деятельности в соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности (при подготовке к обучению в школе в форме тематических заданий-игр).
- Коррекционно-развивающая работа предполагает дополнение развивающей работы пропедевтическими занятиями.
Виды психологической коррекции, используемые в работе с лицами с нарушением зрения [8]
Критерий Виды психокоррекции
Форма работы - Индивидуальная: достижение целей осуществляется путем непосредственного воздействия на человека с дефектом зрения. - Групповая: воздействие на конкретного человека осуществляется посредством организации процесса взаимодействия участников группы
Причины выбора - Внутриличностные проблемы: индивидуальный характер проблем личности (не межличностный); отказ работать в группе (например, вследствие недостаточного социального опыта и др.); выраженные аффективные проблемы (тревожность, страхи и др.). - Межличностные проблемы: затруднения/сокращение общения со сверстниками и взрослыми, трудности коммуникации по причине несформированности коммуникативных навыков; социальный инфантилизм; трудности произвольной регуляции деятельности и поведения (неспособность действовать в соответствии с заданным образцом, правилом) и другие нарушения коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер
Характер направленно- сти - Симптоматическая - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер. - Каузальная - устранение источников и причин отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер
Содержание психокоррекционных мероприятий - Коррекция познавательной сферы: обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего бедность образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов. - Коррекция аффективно-волевой сферы: неуверенность, скованность, беспомощность в различных видах деятельности и социальном взаимодействии, снижении желаний к самопроявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих. - Коррекция поведенческих аспектов: исправление неконструктивных форм поведения ребенка
Наличие психокоррекционных программ - Программированная - постановка четких целей и построение программы психокоррекции. - Импровизированная - спонтанная, без предварительно продуманной программы коррекции
Продолжи- тельность - Сверхкороткая (сверхбыстрая) - решение актуальных и изолированных проблем и конфликтов (несколько минут - несколько часов). - Короткая (быстрая) - активизация процесса изменения для решения актуальной проблемы (несколько часов - несколько дней). - Длительная - нацелена на личностное содержание проблемы посредством проработки множества деталей (несколько месяцев). - Сверхдлительная - вид психокоррекции, направленный на достижение понимания сути переживаний с затрагиванием сфер бессознательного и сознательного (несколько лет)
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
В целом установлено, что своевременная и адекватная коррекционная помощь, проводимая с первых дней жизни ребенка, позволяет уже к 4-6 годам максимально приблизиться к уровню нормально видящего ребенка.
Психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения - это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию зрительного дефекта, процесс, направленный на адаптацию личности к определенным социальным условиям. При абилитации речь идет о системе раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений [9].
Основная цель психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [10, 11] - оптимизация процесса включения лиц с нарушением зрения в общество с опорой на их индивидуальные особенности, стратегии адаптации и преодоления проблем, внешние и внутренние ресурсы. К числу основных категорий, нуждающихся в психологической реабилитации, относятся: поздноослепшие, одинокие лица, а также люди пожилого и старческого возраста.
Задачи психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [12]:
- социально-бытовая и личностная адаптация, гармонизация отношения к себе, другим и миру в целом;
- профессиональная самореализация, самосовершенствование в различных сферах (образование, здоровье, личностный рост и др.);
- преодоление затруднений в социально-психологической адаптации;
- оптимизация отношений с нормально видящими людьми;
- повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей.
Принципы психореабилитационной работы [13]:
- адресность;
- дифференцированность;
- учет пола, возраста, степени тяжести, характера и времени возникновения дефекта, индивидуально-психологических особенностей.
В рамках психореабилитационного процесса выделяются следующие направления психологической помощи лицам с нарушением зрения [14]:
- Психологическая диагностика индивидуально-психологических особенностей; помощь в осознании внутренних ресурсов.
- Психологическое консультирование.
- Психопрофилактика дезадаптивных состояний, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, помощь в полноценном профессиональном и личностном развитии.
- Психологическая поддержка и помощь в преодолении психологических последствий утраты зрения, формировании положительного отношения к себе, другим; повышении самопринятия и уверенности в себе.
Формы эффективной психологической помощи лицам с нарушением зрения в процессе психореабилитации [15]: индивидуальные психологические консультации, группы общения и психологические тренинги (саморегуляции, оптимизации настроения и самочувствия), групповые занятия по эффективной самопрезентации, анонимное психологическое консультирование по телефону доверия, индивидуальное психологическое консультирование на дому, лекции по проблемам практической психологии.
Условия (ре)абилитации лиц с нарушением зрения (В. З. Денискина [16, 17]):
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
1. Получение специальной психолого-педагогической помощи сразу же после обнаружения нарушения развития.
2. Учет течения заболевания органа зрения (прогрессирующее, стационарное, поддающееся лечению и восстановлению).
3. Своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь, динамическое наблюдение за состоянием зрения.
4. Необходимость использования «обходных путей», специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий:
- рельефно-точечного шрифта Брайля, специальных приборов для рисования и черчения, рельефно-графических пособий (географических карт, доступных осязательному восприятию);
- учебников, напечатанных с учетом зрительного восприятия слабовидящих (укрупненный шрифт; иллюстрации с наличием усиленного контура, контрастных цветов, отсутствием малоинформативных деталей);
- наглядных пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение);
- тифлотехнических и оптических средств (увеличивающие устройства, бинокли, монокли, портативные электронные лупы и т. д.);
- специальных методик обучения, рассчитанных на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения; специфическую руководящую роль слова педагога, проговаривание всех записей (текстов, знаков), сделанных на классной доске или в приборе Брайля и др.;
- тифлоинформационных компьютерных технологий (тактильные (брайлевские) дисплеи и принтеры, специальные клавиатуры с увеличенным размером шрифта, электронных записных книжек и др.).
5. Индивидуализированный подход в обучении ребенка с нарушением зрения; соответствие образовательных программ познавательным возможностям детей; необходимость разработки индивидуализированных коррекционных программ для детей с комбинированными нарушениями.
6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением зрения, включение семьи в образовательный процесс (формирование у родителей адекватной оценки зрительного дефекта, понимания и учета особенностей зрительных возможностей ребенка, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания ребенка с нарушенным зрением).
7. Особая пространственная и временная организация образовательной среды.
8. Необходимость введения в содержание обучения ребенка специальных разделов и специальных коррекционных занятий, отсутствующих в программах образования нормально развивающихся детей:
- развитие сенсорной сферы с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение;
- логопедическая помощь;
- развитие социально-бытовой и пространственной ориентировки как условия активности, адаптированности, самостоятельности и независимости лиц с нарушением зрения в обществе;
- формирование неречевых средств общения (мимики и пантомимики) как важного фактора формирования коммуникативной компетентности лиц с нарушением зрения;
- специальные коррекционные занятия по ритмике и адаптивной физической культуре, построенные с учетом имеющихся противопоказаний к физической нагрузке.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
9. Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
10. Необходимость взаимодействия квалифицированных специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения: офтальмологов, тифлопсихологов, педагогов и тифлопедагогов, социальных работников и др.
11. Специфичность использования традиционных методов обучения, коррекционная направленность применения традиционных методов обучения и воспитания, предметного преподавания и досуговой деятельности.
12. Мониторинг успешности овладения детьми программным материалом.
13. Изменение задач реабилитации ребенка на разных возрастных этапах.
14. Организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, т. е. с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников.
15. Учет офтальмо-гигиенических и эргономических требований, реализация которых облегчает зрительную работу и повышает эффективность деятельности, связанной со зрительными нагрузками (особый режим освещенности перцептивного поля, регламентированная зрительная нагрузка, индивидуальный подбор размера букв, цифр при подготовке раздаточного дидактического материала; особая расстановка парт и др.).
16. Необходимость работы по профессиональной ориентации.
17. Психологическая подготовка к трудным экстремальным ситуациям, направленная на смягчение негативных эмоциональных состояний при зрительной депривации и способствующая полноценному вхождению в социум (формирование психологической устойчивости, обучение прогнозированию деятельности, анализу ситуации и ее последствий, формирование копинг-стратегий, умения управлять чувствами, снижение тревожности и страхов).
В современных исследованиях особое внимание уделяется личностным детерминантам реабилитации, поскольку одновременно с переживанием острых негативных реакций зрительный дефект способствует активизации внутреннего потенциала и ресурсов, мобилизации жизненной активности и в целом достижению активной жизненной и социальной позиции. Основу позитивной социализации (А. В. Махнач, 2013) человека с нарушением зрения, заключающейся в возврате в общество, к правилам жизни малой группы, нормального социального окружения, составляют: жизнеспособность, флексибильность, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, психологическая суверенность, Я-концепция и др. [18-20]
Эффективность психореабилитационных мероприятий в отношении лиц с нарушениями зрения предполагает также учет готовности общества принять их. Основной вектор развития данной проблемы направлен на разработку социально-психологических способов формирования позитивного образа человека с нарушением зрения (социальная реклама, информирование общества об индивидуальных особенностях лиц с нарушением зрения; психологическая подготовка человека с нарушением зрения к реализации потенциала в различных сферах жизнедеятельности общества) [21].
В настоящее время активно разрабатываются содержательные основы психолого-педагогического сопровождения психического и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования [22, 23]. К числу технологий успешной социализации лиц с нарушением зрения относится также психологопедагогическое сопровождение девиктимизации в образовательных учреждениях, способствующее их самопознанию, мобилизации личностных ресурсов, преодолению
6
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья лиц с нарушением зрения [24].
Ссылки на источники
1. Сорокин В. М., Кокоренко В. Л. Практикум по специальной психологии. - СПб., 2003.
2. Шаповал И. А. Специальная психология. - М., 2005.
3. Сорокин В. М., Кокоренко В. Л. Указ. соч.
4. Шаповал И. А. Указ. соч.
5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - № 1.
6. Там же.
7. Там же.
8. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
9. Шаповал И. А. Указ. соч.
10. Там же.
11. Волкова И. П., Королева Н. Н. Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/teoretiko-metodologicheskie
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - № 5.
17. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2012. - № 6.
18. Волкова И. П., Кантор В. З. Аксиологические аспекты адаптационно-реабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опыт эмпирического изучения // Специальное образование. - 2012. - № 1.
19. Королева Ю. А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. - 2014. - № 1.
20. Клопота Е. А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушением зрения в процессе их социализации // Дефектология. - 2013. - № 2.
21. Клопота Е. А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. - 2014. - № 1.
22. Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 9.
23. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - № S26.
24. Фоминых Е. С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. - 2012. -№ 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin.
Ekaterina Fominykh,
Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor at the chair of Special Psychology, Orenburg State
Pedagogical University, Orenburg
Modern technologies of psychological correction and rehabilitation of persons with visual impairment Abstract. The paper presents the theoretical and methodological foundations of psycho-correctional and psy-cho-rehabilitational work with persons with visual impairment. The author describes goals, objectives and principles of psychotherapy and psycho-rehabilitation; systematizes possible types of corrective treatment and modern facilities of rehabilitation of persons with visual impairment.
Key words: visual impairment, psychological correction, psychological rehabilitation, compensation. References
1. Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Praktikum po special'nojpsihologii, St. Petersburg (in Russian).
2. Shapoval, I. A. (2005) Special'naja psihologija, Moscow (in Russian).
3. Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Op. cit.
4. Shapoval, I. A. (2005) Op. cit.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15301. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm. - ISSN 2304-120X.
5. Semago, N. Ja. (2000) “Novye podhody k postroeniju korrekcionnoj raboty s det'mi s razlichnymi vidami otklonjajushhegosja razvitija”, Defektologija, № 1 (in Russian).
6. Ibid.
7. Ibid.
8. Osipova, A. A. (2000) Obshhaja psihokorrekcija, Moscow (in Russian).
9. Shapoval I. A. Op. cit.
10. Ibid.
11. Volkova, I. P. & Koroleva, N. N. Teoretiko-metodologicheskie i organizacionnye osnovy psiholog-icheskogo soprovozhdenija reabilitaciiinvalidovpo zreniju. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/te-oretiko-metodologicheskie (in Russian).
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Ibid.
16. Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti, obuslovlennye narusheniem zrenija i ih vtorichnymi posledstvijami”, Defektologija, № 5 (in Russian).
17. Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti detej s narusheniem zrenija”, Defektologija, № 6 (in Russian).
18. Volkova, I. P. & Kantor, V. Z. (2012) “Aksiologicheskie aspekty adaptacionno-reabilitacionnogo potenciala invalidov po zreniju: opyt jempiricheskogo izuchenija”, Special'noe obrazovanie, № 1 (in Russian).
19. Koroleva, Ju. A. (2014) “Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoj lichnosti”, Social'naja psihologija i obshhestvo, № 1 (in Russian).
20. Klopota, E. A. (2013) “Osobennosti formirovanija Ja-koncepcii ljudej s narusheniem zrenija v processe ih socializacii”, Defektologija, № 2 (in Russian).
21. Klopota, E. A. (2014) “Social'no-psihologicheskie sposoby formirovanija pozitivnogo obraza lichnosti s glubokimi narushenijami zrenija v obshhestve”, Defektologija, № 1 (in Russian).
22. Guseva, I. V. & Meleshkina, M. S. (2014) “Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie psihicheskogo i lichnostnogo zdorov'ja podrostkov-invalidov v obrazovatel'nom processe”, Koncept, № 9 (in Russian).
23. Nasibullina, A. D. (2014) “Specifika psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija uchashhihsja s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija”, Koncept, № S26 (in Russian).
24. Fominyh, E. S. (2012) “Viktimizacija i deviktimizacija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennyh obrazovatel'nyh uslovijah”, Klinicheskaja i special'naja psihologija, № 4. Available at: http://psyjournals.ru/psyclin (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 17.06.15 Получена положительная рецензия 20.06.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 20.06.15 Опубликована 21.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Фоминых Е. С., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
8