Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЗАНЯТИЯ / ОТКЛЮЧЕННЫЕ ОТ КОМПЬЮТЕРА (UNPLUGGED) / МОДЕЛЬ И. Я. КАПЛУНОВИЧА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икромова Мушаррафхон Нематиллаевна

В статье рассмотрен навык вычислительного мышления, который необходим человеку в XXI в. Основным подходом к развитию данного навыка является программирование. Фундаментальные навыки программирования -логическое и алгоритмическое мышление -начинают формироваться с дошкольного возраста, и предпосылкой их является образное мышления. Модель И. Я. Каплуновича описывает структуру и этапы развития образного мышления. И она стала основой для решения задачи, связанной с обучением дошкольников современным навыкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS FOR TEACHING PRESCHOOLERS COMPUTATIONAL THINKING SKILLS

This article examines the skill of computational thinking, which is necessary for a person in the XXI century. The main approach to developing this skill is programming. Fundamental programming skills - logical and algorithmic thinking -begin to form from the preschool age, and the prerequisite for them is imaginative thinking. I. Ya. Kaplunovich’s model describes the structure and stages of the development of the imaginative thinking. And it became the basis for solving the problem of teaching modern skills to preschoolers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-244-252

ББК 74.102

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

MODERN TOOLS FOR TEACHING PRESCHOOLERS COMPUTATIONAL THINKING SKILLS

Икромова Мушаррафхон Нематиллаевна

Старший преподаватель кафедры Информатики, Наманганский государственный университет, докторант PhD, Узбекистан E-mail: imn@yandex.ru

Ikromova Musharrafxon N.

Senior Lecturer at the Department of Computer Science, Namangan State University, PhD post-graduate student, Uzbekistan

E-mail: imn@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен навык вычислительного мышления, который необходим человеку в XXI в. Основным подходом к развитию данного навыка является программирование. Фундаментальные навыки программирования -логическое и алгоритмическое мышление -начинают формироваться с дошкольного возраста, и предпосылкой их является образное мышления. Модель И. Я. Каплуновича описывает структуру и этапы развития образного мышления. И она стала основой для решения задачи, связанной с обучением дошкольников современным навыкам.

Abstract. This article examines the skiLL of computational thinking, which is necessary for a person in the XXI century. The main approach to developing this skiLL is programming. FundamentaL programming skiLLs - LogicaL and aLgorithmic thinking -begin to form from the preschooL age, and the prerequisite for them is imaginative thinking. I. Ya. KapLunovich's modeL describes the structure and stages of the deveLopment of the imaginative thinking. And it became the basis for soLving the probLem of teaching modern skiLLs to preschooLers.

Ключевые слова: вычислительное мышление, программирование, занятия, отключенные

Keywords: computational thinking, programming, unplugged classes,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Икромова М. Н., 2022

от компьютера (unplugged), Модель И. Я. Каплуновича, дошкольное образование.

I. Ya. KapLunovich's model, preschool education.

Для цитирования: Икромова М. Н. Современные технологии обучения дошкольников навыкам вычислительного мышления // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 244-252. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-244-252.

Cite as: Ikromova M. N. Modern tools for teaching preschoolers computational thinking skills. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 244-252. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-244-252.

Быстрое развитие информационных технологий меняет нашу жизнь, взгляды и даже мировоззрение. Цифровые технологии перерождают искусственный интеллект и киберфизические системы, технологии четвертой промышленной революции [1]. С быстрым темпом развития и распространения эта революция обусловила растущую гармонизацию и интеграцию различных научных дисциплин и открытия [2].

Так какими навыками и компетенциями мы должны вооружить наших детей, чтобы они могли найти свое место в быстро меняющемся мире?

Всемирный банк в своем докладе 2018 г. привел навыки, необходимые современному человеку: когнитивные, социально-эмоциональные и технические навыки.

Когнитивные навыки - это способности понимания сложных задач, адаптация к окружающей среде, обучение на опыте, преодоление препятствий и выполнение различных рассуждений. Когнитивные навыки являются основой развития других навыков личностного и профессионального развития. Их можно разделить на базовые навыки, к которым относятся базовая грамотность, навыки счета, критическое мышление, решение проблем, и навыки более высокого порядка [3]. Сначала формируются базовые когнитивные навыки, а на основе этих навыков в дальнейшем формируются навыки более высокого порядка.

Социально-эмоциональные навыки - это умение работать в команде и над собой, учиться постоянно, стремление быть первым.

Технические навыки - это знания, опыт и взаимодействия, необходимые работнику на рабочем месте.

Когнитивные и социально-эмоциональные навыки дополняют друг друга и считаются необходимыми навыками XXI в. Раннее детство является оптимальным периодом формирования этих навыков, а их укрепление происходит более взрослом возрасте.

Анализ многих зарубежных источников показывает, что такие составляющие когнитивных и социально-эмоциональных навыков, как креативное и критическое мышление, решение проблем, умение работать в команде, умение учиться, являются базовыми навыками, и деятельность, основанная на них, укрепляет эти навыки [4; 5].

Вычислительное мышление как когнитивный процесс, полученный при контакте человечества с вычислительной и цифровой техникой [6], в настоящее время оказался в центре интересов специалистов многих областей, особенно программистов, педагогов и психологов. Этот навык был известен с 1960-х гг. как «алгоритмическое мышление» и

с 1980-х гг. - «процедурное мышление», введенное С. Пайпертом. «Вычислительное мышление» привлекло внимание ученых после того, как Ж. Винг в 2006 г. ввела этот термин в науку и описала его как фундаментальный навык для всех, а не только ученых-компьютерщиков. По ее мнению, к чтению, письму и арифметике мы должны добавить вычислительное мышление для развития аналитических способностей каждого ребенка. Изучение источников дает сделать вывод, что вычислительное мышление - более широкое понятие, чем алгоритмическое и процедурное мышление. Исследователи на протяжении многих лет изучают это понятие, дают свое определение и описывают его компоненты [7], но до сих пор оно не имеет конкретного определения и не установлены его компоненты.

Приведем определение Ж. Винга: «Вычислительное мышление - это мыслительные процессы, связанные с формулированием проблемы и выражением ее решения (решений) таким образом, чтобы компьютер - человек или машина - мог эффективно выполнять» [8]. Анализируя источники, можно убедиться, что абстракция, декомпозиция, алгоритмическое мышление, автоматизация и обобщение являются наиболее используемыми компонентами вычислительного мышления.

Вычислительное мышление повлияло и на другие дисциплины. Вычислительная биология меняет мышление биологов, теория вычислительных игр меняет мышление экономистов, нанокомпьютеры влияют на то, как думают химики, а квантовые вычисления - на то, как думают физики [9].

Ученые не стремятся установить точное определение термина и определить составные компоненты, а работают над разработкой методики преподавания в учебных классах, изучением влияния вычислительного мышления на академическую успеваемость обучающихся, а также решают проблемы оценивания данного навыка [10].

Все определения имеют общую тенденцию сосредоточиваться на познавательных действиях людей, соответственно, действия, основанные на вычислительном мышлении, в основном предназначены для улучшения когнитивных навыков и поддержки процессов обучения [4].

Многие научные работы, посвященные вычислительному мышлению, показывают, что одним из подходов в развитии данного навыка является программирование. Ученые видят в программировании способ решения проблем в воспитании высококвалифицированных специалистов и уделяют большое внимание изучению влияния программирования на интеллектуальные способности людей.

Исследования показали, что обучение программированию развивает у учащихся навыки решения проблем, критическое мышление, творческое мышление, алгоритмическое мышление, рефлексивное мышление.

Исходя из того, что вышеперечисленные навыки нужны каждому, можно утверждать, что программированию нужно учиться не только будущим программистам, но и всем, кто хочет найти свое место в цифровом мире.

Еще в 1981 г. произнесенная академиком АН СССР А. П. Ершовым метафора «Программирование - вторая грамотность!» не потеряла свою актуальность, можно сказать, обрела свою значимость заново. Ученый обращал внимание на то, что программирование как механизм перехода от знания к действию, подход к формированию

исполнительных механизмов человека является выражением органической способности человека, то есть способности, подготовленной организацией его нервной системы и присущей человеку во всех его социальных функциях [11].

Исследования показывают, что к 2030-м гг. исчезнет свыше 57 профессий и появятся 186 новых. Эти профессии приведены в «Атласе новых профессий», альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. «Атлас новых профессий» помогает нам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие технологии, продукты, практики управления появятся и какие новые специалисты будут востребованы работодателями. Анализируя исследования, можно сделать вывод, что у 60% профессий будущего среди надпрофессиональных навыков и умений программирование ИТ-решений является востребованным [12].

В настоящее время многие зарубежные страны стали внедрять основы программирования в обязательное образование, начиная с начальных классов. И даже появилась тенденция внедрять базовые элементы программирования в дошкольное образование.

Как можно обучать навыкам программирования детей, не умеющих читать и писать, какие подходы и инструменты нужны для этого? Маленьких детей обучают базовым навыкам программирования. Обучение проходит в двух подходах.

Первый подход основан на идее А. П. Ершова о фундаментализации программирования, где особое внимание уделяется развитию мышления, особенно алгоритмического, стихийно и неосознанно, не навязывая детям новых, не свойственных им навыков и знаний [13].

Второй подход основан на идее конструкционизма - философии обучения, развитой Сеймуром Пейпертом на основе конструктивизма, где формирование и трансформация идей происходит в разных контекстах и дети учатся, создавая свои артефакты, будь то дизайн продукта, строительство замка из песка или написание компьютерной программы. Если первый подход направлен на развитие когнитивных способностей, то второй подход позволяет эти знания применять практически, то есть помогает самовыражаться [14]. Эти два подхода должны дополнять друг друга, потому что с психологической точки зрения соответствуют процессам интериоризации и экстериоризации. Интегрируя эти два подхода, можно прийти к развитию вычислительного мышления, более высокого порядка когнитивных навыков.

Базовый курс программирования начинается с основы алгоритмизации, и алгоритмизация имеет два аспекта: развивающий и программистский. Развивающий аспект направлен на развитие алгоритмического мышления, а программистский связан с ознакомлением с конкретным языком программирования. Развитие алгоритмического мышления - ключевого навыка вычислительного мышления - ведется в классах в двух стратегиях: отключенное от компьютера (unplugged) и подключенное к компьютеру.

Отключенное от компьютера занятие можно считать начальным и дополняющим этапом занятий, где задачи решаются с помощью компьютера, эта стратегия сама как отдельная стратегия не может выступить, на каком-то этапе она отдает свое место второй стратегии. Эта стратегия полезна тем, что решает проблему недоступности технического и программного обеспечения и поддерживает физическую активность обучающихся.

В этой стратегии занятия можно провести в игровой форме, также с практическими заданиями в виде задач, головоломок, игровых схем и карт, робототехнических комплексов, видеопрезентаций, шоу, занятия можно провести даже на свежем воздухе.

На занятиях второй стратегии задачи решаются с помощью компьютера, обучение программированию проводится с помощью онлайн- и офлайн-инструментов. Это могут быть готовые платформы с уроками или же игры, где присутствуют элементы программирования, а также свободные среды, где можно самостоятельно создавать игры, мультфильмы, анимированные открытки.

Инструменты, которые используются на занятиях, можно разделить на следующие виды:

1) отключенные от компьютера средства;

2) цифровые и программирующие игрушки или робототехнические комплексы (физические устройства);

3) визуальная среда программирования (VPE);

4) компьютерные игры, обучающие программирование.

Так как когнитивные навыки формируются с детства, эти навыки можно формировать и развивать, ориентируя занятия на программирование. Рассмотрим инструменты, которые в настоящее время используют при обучении дошкольников азам программирования (табл. 1).

Применение цифровых и программирующих игрушек или робототехнических комплексов решает проблему нехватки технических и программных средств, зато требует от педагога больше усилий и мастерства, чтобы заинтересовать детей во время занятия.

Существует много игр и приложений, обучающих основам программирования, развитию логического, алгоритмического и инженерного мышления, например ПиктоМир, CodeMonkey, Kodable, LightBot, SpriteBox, Cargo-Bot, Robozzte, Bee-Bot и т. д.

С появлением блочно-визуальных сред программирование стало более увлекательным, понятным и доступным для всех возрастов, начиная даже с дошкольного возраста. Такие программы, как Scratch, Google Blockly, Alice, Hopscotch, Snap, Gamefroot, Tynker для школьников и Scratch JN для дошкольников обучают навыкам программирования с детских лет. Визуальная среда программирования может послужить начальным этапом текстового программирования и задатком в программировании более высоких уровней.

Как обучать программированию, если в учебных программах не предусмотрены такие занятия. В Швеции в рамках проведения научной работы провели опрос, где респондентами стали воспитатели детских садов. По результатам опроса было выявлено, что несмотря на то, что в учебных программах не запланированы занятия по программированию, 2/3 воспитателей осознанно внедряют элементы программирования в свои занятия и 13% проводят такие занятия еженедельно [15]. На занятиях применяют инструменты, отключенные от компьютера, и компьютеры; также занятия проводят в интеграции двух стратегий.

Что делать, если занятия по программированию не запланированы и отсутствуют инструменты. В этом случае можно использовать средства, отключенные от компьютера, - это дидактические игры, игры с правилами и даже подвижные игры, которые

Таблица 1

Инструменты, обучающие программированию детей дошкольного возраста

№ Название Вид Подход Выпуск Разработчик Возраст

1 Пиктомир Игра Блочный (без текста) 2014 НИИ РАН 4+

2 Bee-bot app Игра Блочный (без текста) 2012 TTS Group 4+

3 Bee-bot Физич. устройство Прямой ввод 2008 TTS Group 4+

4 Scratch Jr УРБ Блочный (без текста) 2014 DevTech Lab MIT Media Lab 5-7

5 LightBot Jr Игра Блочный (без текста) 2014 SpriteBox LLC 4-8

6 Box Island Игра Блочный (без текста) 2015 Radiant Games 6+

7 KIBO Физич. устройство Блочный (без текста) 2017 KinderLabs Robotic 4+

8 Dash and Dot Физич. устройство / игра/УРЕ Блочный (без текста) 2016 Wonder Workshop 5-11

9 Code.org Веб игра Блочный (частичный текст) и с текстом 2013 Code.org 5+

10 Kodable Игра Блочный (без текста) 2012 SurtScore 4-11

11 Robot Turtles Настольная игра Блочный (без текста) 2014 ThinkFun 3-8

12 Matatalab Физич. устройство Блочный (без текста) 2017 Matatalab 3+

13 Cubetto Физич. устройство Блочный (без текста) 2013 Primo Toys 3+

14 Code-a-Pillar Twist Физич. устройство Блочный (без текста) 2016 Fisher-Price 3-6

развивают базовые элементы программирования, такие как логическое и алгоритмическое мышление.

По мнению ученых, логическое и алгоритмическое мышление связаны между собой и дополняют друг друга. По убеждению А. В. Белошистой и В. В. Левитеса, если логические действия у каждого человека формируются в определенной степени стихийно, то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной методической работы. Алгоритмическое мышление - новообразование в мышлении ребенка, оно формируется специальными упражнениями при систематическом их использовании [16].

Обращая внимание на то, как формируется логическое мышление в дошкольном возрасте, мы выбрали научную работу И. Я. Каплуновича, который на основе работы Ж. Пиаже представил подструктуры образного мышления, предшествующего логическому мышлению.

Образное мышление имеет пять подструктур, которые пересекаются и дополняют друг друга. С трех лет начинает формироваться топологическая, с четырех лет - проекционная, с пяти - порядковая и затем метрическая, в шесть лет формируется алгебраическая подструктура [17]. Изучая эти подструктуры, можно сделать вывод, что логическое и алгоритмическое мышление не синонимы и могут формироваться стихийно,

также помогая друг другу развиваться. Но более сложные формы, которые нужны для программистов и для развития навыков более высокого порядка, требуют целенаправленной и систематической методической работы, начиная с дошкольного возраста.

Если развитие более высокого и сложного порядка навыков - первая проблема, то вторая проблема - как показать эти навыки на практике, то есть самовыражаться. Первую проблему можно решить целенаправленной и систематической методической работой. Вторую проблему решают с помощью компьютерных игр [18] и визуальных сред [14].

Методика, которую предлагаем мы, подходит к первой стратегии, отключенной от компьютера. Внедрение игр и заданий к занятиям с целью формирования каждой подструктуры происходит в соответствующих возрастных группах. Это игры и задания, которые привел И. Я. Каплунович в своей научной работе [17], в интеграции с играми и заданиями для работы с линейным, разветляющим и циклическим алгоритмом, начиная с младшей группы, так как с четырех лет дети могут работать с алгоритмами [19].

Главная цель внедрения методики И. Я. Каплуновича состоит в том, что мы начинаем работать с трехлетними детьми; многие исследователи начинают работать с четырехлетними детьми, а на самом деле самая главная и ответственная за следующие подструктуры топологическая подструктура формируется у детей с трех лет. Поэтому надо начинать развитие детей с ориентацией на программирование с этого возраста в игровой форме. Игры можно внедрить ко всем видам занятий - индувидуальным, фронтальным, групповым.

Обучение детей основам программирования в настоящее время проходит интег-рированно. Оно формирует и развивает алгоритмическое мышление и позволяет создавать свои рассказы и мультфильмы. Так можно достичь развития вычислительного мышления - необходимого навыка XXI в.

На основе развития навыков можно прийти к структурным преобразованиям и экономическому росту, особенно в эпоху цифровой экономики, и стать более конкурентоспособным в цифровом мире.

Список литературы

1. Ikromova M. N. Programming as a tool for the development of computational thinking // Modern problems of applied mathematics and information technologies - al-Khwarizmi 2021. Proceedings of the International Conference. Fergana, 2021. P. 217.

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2016.

3. Всемирный банк. Доклад о мировом развитии 2018: Обучение для реализации образовательных перспектив. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. 2018 г. DOI: https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1379-5.

4. Берман Н. Д. Вычислительное мышление // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 26.

5. Хеннер Е. К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. № 2. С. 18-33. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33.

6. Wang P. S. From Computing to Computational Thinking. CRC Press, 2017. 288 p.

7. Cansu F. K., Cansu S. K. An Overview of Computational Thinking // International Journal of Computer Science Education in Schools. 2019. Vol. 3, No. 1. P. 17-30. DOI: https://doi. org/10.21585/ijcses.v3i1.53.

8. Wing J. M. Computational Thinking Benefits Society. 2014. URL: http://socialissues. cs.toronto.edu/index.html%3Fp=279.html (дата обращения: 01.05.2022).

9. Wing J. M. Computational Thinking // Communications of the ACM. 2006. № 3 (49). P. 3335. DOI: https://doi.org/10.1145/1118178.1118215.

10. Moreno-León J., Román-GonzálezM., Robles G. On computational thinking as a universal skill: A review ofthe latest research on this ability// IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2018. P. 1684-1689. DOI: https://doi.org/10.1109/EDUC0N.2018.8363437.

11. Босова Л. Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018. № 6. С. 3-11.

12. Икромова М. Н. Рак;амли тафаккур ва уни таълимга жорий этиш масалалари (илмий манбалар тах,лили) // Замонавий таълим. 2021. № 3 (100). Б. 39-45.

13. Нилова Ю. Н. Методика обучения программированию учащихся старшей школы на основе системно-деятельностного подхода: дис____канд. пед. наук. СПб., 2015. 244 с.

14. Bers M. U. Coding as a playground: Programming and computational thinking in the early childhood classroom. New York: Routledge: Taylor & Francis, 2021. 227 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Otterborn A., Schönborn, K. J., Hulten M. Investigating Preschool Educators' Implementation of Computer Programming in Their Teaching Practice // Early Childhood Educ J. 2020. No. 48. P. 253-262. DOI: https://doi.org/10.1007/s10643-019-00976-y.

16. Белошистая А. В., Левитес В. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников: учеб. пособие для СПО. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 129 с.

17. Каплунович И. Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 47-56.

18. Кушниренко А. Г., Рогожкина И. Б. ПиктоМир: опыт обучения программированию старших дошкольников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2011. № 7. С. 873-880.

19. Утюмова Е. А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 94-100.

References

1. Ikromova M. N. Programming as a tool for the development of computational thinking. In: Modern problems of applied mathematics and information technologies - al-Khwarizmi 2021. Proceedings ofthe International Conference. Fergana, 2021. P. 217.

2. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. Moscow, 2016. (In Russian)

3. Vsemirnyy bank. Doklad o mirovom razvitii 2018: Obuchenie dlya realizatsii obrazovatelnykh perspektiv. Vashington, okrug Kolumbiya: Vsemirnyy bank. 2018 g. DOI: https://doi.org/ 10.1596/978-1-4648-1379-5.

4. Berman N. D. Vychislitelnoe myshlenie. TsITISE. 2019, No. 3 (20), pp. 26.

5. Khenner E. K. Vychislitelnoe myshlenie. Obrazovanie i nauka. 2016, No. 2, pp. 18-33. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33.

6. Wang P. S. From Computing to Computational Thinking. CRC Press, 2017. 288 p.

7. Cansu F. K., Cansu S. K. An Overview of Computational Thinking. International Journal of Computer Science Education in Schools. 2019, Vol. 3, No. 1, pp. 17-30. DOI: https://doi. org/10.2l585/ijcses.v3il.53.

8. Wing J. M. Computational Thinking Benefits Society. 2014. Available at: http://socialissues. cs.toronto.edu/index.html%3Fp=279.html (accessed: 01.05.2022).

9. Wing J. M. Computational Thinking. Communications of the ACM. 2006, No. 3 (49), pp. 3335. DOI: https://doi.org/10.1145/1118178.1118215.

10. Moreno-León J., Román-González M., Robles G. On computational thinking as a universal skill: A review of the latest research on this ability. In: IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2018, pp. 1684-1689. DOI: https://doi.org/10.1109/ EDUCON.2018.8363437.

11. Bosova L. L. Kak uchat programmirovaniyu v XXI veke: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt obucheniya programmirovaniyu v shkole. Informatika vshkole. 2018, No. 6, pp. 3-11.

12. Ikromova M. N. Ra^amli tafakkur va uni ta'limga zhoriy etish masalalari (ilmiy manbalar tax,lili). Zamonaviy talim. 2021, No. 3 (100), b. 39-45.

13. Nilova Yu. N. Metodika obucheniya programmirovaniyu uchashchikhsya starshey shkoly na osnove sistemno-deyatelnostnogo podkhoda. PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2015. 244 p.

14. Bers M. U. Coding as a playground: Programming and computational thinking in the early childhood classroom. New York: Routledge: Taylor & Francis, 2021. 227 p.

15. Otterborn A., Schonborn, K. J., Hulten M. Investigating Preschool Educators' Implementation of Computer Programming in Their Teaching Practice. Early Childhood Educ J. 2020, No. 48, pp. 253-262. DOI: https://doi.org/10.1007/s10643-019-00976-y.

16. Beloshistaya A. V., Levites V. V. Teoreticheskie osnovy organizatsii obucheniya v nachalnykh klassakh: razvitie logicheskogo myshleniya mladshikh shkolnikov: ucheb. posobie dlya SPO. Moscow: Yurayt, 2019. 129 p.

17. Kaplunovich I. Ya. Struktura i osnovnye etapy razvitiya obraznogo myshleniya v doshkolnom detstve. Voprosy psikhologii. 2004, No. 5, pp. 47-56.

18. Kushnirenko A. G., Rogozhkina I. B. PiktoMir: opyt obucheniya programmirovaniyu starshikh doshkolnikov. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2011, No. 7, pp. 873-880.

19. Utyumova E. A. Usloviya formirovaniya algoritmicheskikh umeniy u detey doshkolnogo vozrasta. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016, No. 3, pp. 94-100.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 06.05.2022 The article was received on 06.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.