Научная статья на тему 'Современные технологии математического моделирования большепролетных металлических сооружений'

Современные технологии математического моделирования большепролетных металлических сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
154
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / УЗЛЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ / СХЕМА КАЙВИТА / ЖЕСТКОСТЬ УЗЛОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белов Вячеслав Вячеславович, Болдырев Юрий Яковлевич, Климшин Дмитрий Валерьевич, Шанина Александра Сергеевна

Представлены некоторые результаты расчета уникального металлического купола диаметром 127 м, проведен выбор наилучшей конструктивной схемы, продемонстрирован расчет сложных узловых соединений в пространственной твердотельной постановке. Выявлено существование ряда ограничений и допущений, существенно влияющих на ход проектирования уникальных металлических конструкций. Продемонстрированные методики расчета позволяют учитывать реальную жесткость узловых соединений, анализировать поведение конструкции в нелинейной постановке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белов Вячеслав Вячеславович, Болдырев Юрий Яковлевич, Климшин Дмитрий Валерьевич, Шанина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of calculation of a unique metaldome in diameter of 127 meters are presented, the choice of the best constructive scheme is spent, calculation of difficult centralconnections in spatialsolid-state statement is shown. Existence of some restrictions andthe assumptions essentially influencing a course of designing of unique metaldesigns is revealed. The shown design procedures allow to consider realrigidity of centralconnections, to analyze behavior of a design in nonlinear statement

Текст научной работы на тему «Современные технологии математического моделирования большепролетных металлических сооружений»

погрешность предложенных моделей цветовос-приятия не превышает методической погрешности, рассчитанной по данным других исследователей;

методы оценки искажений целесообразно строить на основе модели цветовосприятия зрительной системы человека;

по итогам сопоставления погрешностей различных моделей и простоты их аппаратной реализации сделано заключение о целесообразности использования й-сплайновой аппроксимации в контрольно-измерительном оборудовании цифрового телевидения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. MacAdam, D.L. Visual Sensitivies to Color Differences in Daylight [TeKCT]/D.L. MacAdam//J. Opt. Soc. Am.-May 1942.-Vol. 32.-№ 5.

2. Stiles, W. A modified Helmholtz line element in brightness-colour space [TeKCT]/W. Stiles//Proc. Phys. Soc. London.-1946. -Vol.58. -P.41.

3. Wyszecki, G. New color-matching ellipses [TeKCT]/G. Wyszecki, G. Fielder//J. Opt. Soc. Am.-1971. -Vol.61, -P1135.

4. Джадд, Д. Цвет в науке и технике[Текст]/Д. Джадд, Г. Вышецки.-М.: Мир, 1978.

5. Ложкин, Л.Д. Анализ и разработка систем объективной колориметрии в цветном телевидении: дис. ... канд. техн. наук [Текст]/Л.Д. Ложкин-Самара, 2009.

6. Васильев, А.Н Нейросетевое моделирование. Принципы. Алгоритмы. Приложения [Текст]/А.Н. Васильев, Д.А. Тархов.-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.-528 с.

УДК 624.07;69.07;51-74

В.В. Белов, Ю.Я. Болдырев, Д.В. Климшин, А.С. Шанина

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Металл, как материал для возведения сооружений, используется человечеством уже давно. Соответственно, методики расчета и проектирования металлических конструкций достаточно развиты и имеют давнюю историю [2].

Современный расчет подобных сооружений наиболее часто производится в пространственной постановке на основе так называемых балочных моделей (моделей, в которых элементы конструкции моделируются стержневыми элементами). Проектировщик разрабатывает расчетную модель, производит сбор нагрузок, определяет закрепления и проводит расчет, в результате которого программная система подбирает для каждого элемента конструкции наихудшее сочетание нагрузок и определяет коэффициент использования материала. Данный процесс существенно автоматизирован и не представляет особой сложности для проектировщика [1].

Несмотря на это, существует ряд ограничений и допущений, существенно влияющих на ход проектирования металлических конструкций. В

частности, в строительной механике узел металлической конструкции можно спроектировать либо жестким (передача всех усилий), либо шарнирным (передаются только силы). Данная градация оправдана для большинства металлических сооружений и связана со стремлением построить конструкцию с максимальным разумным запасом. При этом надо понимать, что любой реальный узел металлической конструкции (рис. 1) обладает некоей конечной жесткостью во всех направлениях, что не учитывается в моделях современного проектирования.

Кроме того, пространственная балочная модель конструкции учитывает все стержни, сходящимися в идеальную точку. В реальной конструкции в этой точке располагается узел, иногда достаточно массивный, чтобы оказывать влияние на соседние элементы (см. рис. 1).

Само понятие металлической конструкции включает не только конструктивную форму, но и технологию изготовления, расчет и проектирование узлов, а также способы монтажа. Данные

Рис. 1. Примеры узлов м

вопросы детально проработаны и изучены применительно к стандартным конструкциям. При проектировании уникальных и технически сложных конструкций (по классификации нормативных документов) самым трудным является выбор конструктивной схемы, а также методов доставки и монтажа конструкции.

Применение современных технологий математического моделирования позволяет в разумные сроки перебрать несколько вариантов конструктивных схем сооружения, в пространственной постановке смоделировать напряженно-деформированное состояние узлов, проанализировать вопрос устойчивости конструкции, а также разработать несколько вариантов монтажа, в зависимости от погодных условий, рельефа местности и т. д. [3]. В итоге может быть построена оптимальная конструкция сооружения. При этом следует отметить, что понятие оптимальности металлических конструкций не имеет четких критериев и определений. В рамках нормативных документов используются понятия прочности и надежности сооружения при минимальном использовании материала. При этом конструктивная схема здания почти всегда определяется заказчиком. В данном случае (уникального сооружения) оптимальность определяется комплексом мероприятий, в который входят:

анализ мирового опыта проектирования и эксплуатации подобных сооружений и выбор наиболее эффективной схемы;

проведение расчета конструкции в нескольких расчетных комплексах;

ллических конструкций

учет при проектировании сложности и стоимости монтажа, а также текущего технологического уровня развития сварных технологий при производстве узлов конструкции.

Пример проектирования уникальной металлической конструкции с применением современных вычислительных возможностей - металлический купол диаметром 127 м для склада мергеля цементного завода.

В России подобных металлических куполообразных конструкций, реализованных по данной схеме, не существует, что автоматически выводит эту конструкцию на уровень уникальных объектов, требующих тщательного и взвешенного подхода.

Исключение составляет единственный купол диаметром 102 м. Кроме того, имеется негативный опыт: ранее построенный купол диаметром 230 м, рухнул из-за неточности сборки, больших снеговых нагрузок и перепада температур от - 32° до + 3° за одни сутки.

Зима 2009-2010 гг. с обильным количеством осадков показала, что для полноценного анализа поведения конструкции требуются более серьезные методики расчета и учета нагружений. Обрушение «Трансвааль Парка» в 2004 г. в очередной раз подтвердило, что эффективное, не ограничивающее свободу творчества архитектора решение задач обеспечения надежности и безопасности уникальных сооружений возможно только силами квалифицированных специалистов-расчетчиков с применением современных математических моделей и численных методов, реализованных

Рис. 2. Ребристо-кольцевая схема и схема Кайвита

в программных комплексах. Такие математические модели должны сопровождать объекты на всех этапах их жизненного цикла (проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции), обеспечивая адекватный анализ и прогноз их состояния в составе информационно-диагностических систем мониторинга.

Одна из наиболее экономичных форм покрытий зданий больших площадей - купола. При различных очертаниях и конструктивных формах они позволяют обеспечить наименьший расход материалов по сравнению с другими конструкциями.

Переходя к анализу проектирования описываемой конструкции, следует начать с выбора конструктивной схемы. Наиболее распространенная схема подобных куполов - ребристо-кольцевая. Она характеризуется явно выраженными несущими ребрами и кольцами. Первоначальная расчетная ребристо-кольцевая модель купола была разработана в системе SCAD. Расчетная металлоемкость конструкции составила порядка 2600 т (рис. 2, слева).

Проведенный анализ мирового опыта проектирования большепролетных куполов показал, что наименее металлоемкой (теоретически) является схема Кайвита. Расчетная металлоемкость конструкции по данной схеме составила порядка 1600 т (рис. 2, справа).

К основным положительным свойствам схемы Кайвита можно отнести, например, отсутствие сгущения элементов в центральной части, что представляет определенное преимущество по сравнению с некоторыми другими схемами. Конструкция состоит из нескольких секторов, каждый из которых равномерно разбит на треугольные ячейки. Наиболее известный купол, построенный с применением той же конструктивной схемы, находится в г. Хьюстон, США (рис. 3). Так как высота всех элементов каркаса одинакова, при использовании данной схемы стало возможным достичь почти равномерного распределения собственного веса.

Осуществленный в Хьюстоне сетчатый купол с точки зрения работы его элементов является удачной конструкцией, т. к. все без исключения

Рис. 3. Купол над стадионом «Астродом» в г. Хьюстон

элементы воспринимают действующие на купол нагрузки. Экономия стали при переходе на данную схему рассматриваемого купола диаметром 127 м составила 1000 т, что в пересчете на цену закупки, изготовления и монтажа составляет около 100 млн руб. Однако с точки зрения конструктивных решений узлы сопряжений элементов купола весьма сложны, требуют высокой точности изготовления и сборки.

Уникальная сложность узлов и монтажа конструкции диктуют применение соответствующих технологий моделирования при проектировании сооружения. В данном случае нами использовался программный комплекс ANSYS.

Для исследования напряженно-деформированного состояния конструкции в среде ANSYS была построена конечно-элементная балочная модель металлического каркаса купола. Материал каркаса - сталь С245 (Е = 195 ГПа, V = 0,3, р = 7850 кг\м3, а = 1е—5 мкК-1). Металлические части каркаса моделировались с помощью балочных элементов ВЕАМ188 из стандартной библиотеки ANSYS в линейной постановке.

Элемент ВЕАМ188 построен на основе балки Тимошенко, пригоден для моделирования прямых балочных конструкций, имеющих умеренное соотношение длины и толщины. В элементе учитываются эффекты касательных (сдвиговых) деформаций.

Элемент ВЕАМ188 является линейным (с двумя узлами) пространственным балочным элементом. Имеет шесть или семь степеней свобод в каждом узле. Пригоден для линейных, а также для нелинейных задач с большими поворотами и (или) большими деформациями. Этот элемент может использовать поперечные сечения, соответствующие реальным профилям.

В нашей задаче с помощью функций создания поперечного сечения были созданы профили, отражающие реальные элементы металлического каркаса.

В соответствии со СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», расчет конструкций по предельным состояниям первой и второй групп следует выполнять с учетом неблагоприятных сочетаний нагрузок и соответствующих им усилий. Эти сочетания устанавливаются из анализа реальных вариантов одновременного действия различных нагрузок для рассматриваемой стадии работы конструкции.

Учитывая то, что в среде ANSYS не реализован алгоритм анализа каждого элемента конструкции на основе расчетных сочетаний усилий (когда определяется наихудшее сочетание из всех приложенных нагрузок), по результатам, полученным в ходе решения аналогичной задачи в комплексе SCAD, был выбран самый неблагоприятный вариант для дальнейшего более глубокого и детального анализа в комплексе.

Наибольшие деформации были получены при моделировании работы конструкции в зимний период. При этом учитывались:

собственный вес конструкции; постоянные нагрузки; учет нагрузки от снежного покрова; температурные нагрузки; ветровые нагрузки.

Полученное в пакете SCAD напряженно-деформированное состояние конструкции полностью подтвердилось расчетами в ANSYS (рис. 4). Максимальный прогиб конструкции достигается в центре и составляет 12 см, а максимальные напряжения растяжения наблюдаются во внешнем кольце и составляют 196 МПа при пределе пластичности 245 МПа.

Учитывая то, что ветровое воздействие на купол имеет пульсационную составляющую, для подобных уникальных сооружений должны анализироваться собственные частоты и формы колебаний. По результатам расчета в среде ANSYS (рис. 5) видно, что собственные частоты наблю-

Рис. 4. Суммарные деформации (м) и эквивалентные напряжения элементов конструкции по Мизесу (Па) под действием собственного веса и снежного покрова (м)

Рис. 5. Первая (2,357 Гц) и вторая (3,031 Гц) форма собственных колебаний

Рис. 6. Результат расчета узлов в пакете ANSYS (КЭ модель, напряжения по Мизесу, Па)

даются уже в районе 2-3 Гц. В соответствии со СНиП «Нагрузки и воздействия», исследуемая конструкция находится во II ветровом регионе, характеризующемся частотой ветровых пульсаций /=3,4 Гц. Следовательно, исследуемая конструкция подвергается особому риску возникновения резонанса.

Для расчета узловых соединений в комплексе твердотельного моделирования SolidWorks были разработаны трехмерные модели основных узлов конструкции. На основании расчета данных узлов в пакете ANSYS (рис. 6) были рас-

считаны необходимые толщины пластин, сварные швы и болты.

Таким образом, на примере металлического сооружения купола нами продемонстрировано, что для проектирования уникальных и технически сложных сооружений требуется применение современных программных комплексов, позволяющих в необходимом объеме учитывать напряженно-деформированное состояние всех элементов конструкции, а также анализировать различные варианты исполнения и монтажа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перельмутер, А.В. Расчетные модели сооружений и возможность их анализа [Текст]/А.В. Перельмутер, В.И. Сливкер.-Киев: Сталь, 2002.-600 с.

2. Кудишин, Ю.И. Металлические конструкции: Учебник для студ. высш. учеб. завед. [Текст]/Ю.И. Кудишин, Е.И. Беленя, В.С. Игнатьева [и др]; Под ред. Ю.И. Кудишина.-8-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. центр «Академия», 2006.-688 с.

3. Болдырев, Ю.Я. Современные технологии математического моделирования для инженерного анализа и проектирования в строительстве [Текст]/ Ю.Я. Болдырев, Д.А. Климшин, А.С. Шанина [и др.]// Научно-технические ведомости СПбГПУ-2010.-№ 4 (103).-С. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.