Научная статья на тему 'Современные субкультуры: понятие и особенности'

Современные субкультуры: понятие и особенности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1275
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / ПРИЗНАКИ СУБКУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимова О.В.

В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию феномена «субкультура» и анализируются некоторые особенности современных субкультур. Приводятся примеры современных социокультурных явлений с признаками субкультур и описываются их основные характеристики и социально-значимые проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные субкультуры: понятие и особенности»

СЕМЬЯ

МОЛОДЕЖЬ

Современные субкультуры: понятие и особенности

Алимова О.В.

В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию феномена «субкультура» и анализируются некоторые особенности современных субкультур. Приводятся примеры современных социокультурных явлений с признаками субкультур и описываются их основные характеристики и социально- значимые проявления. Ключевые слова: субкультура, культура, социо - культурные явления, социальные феномены, признаки субкультур

Alimova O.V.

Modern subcultures: concept and features In this article discusses various approaches to understanding the phenomenon of «subculture» and analyzes some of the features of modern subcultures. Examples of modern socio - cultural phenomena with the features of subcultures are given and their main characteristics and socially significant manifestations are described. Keywords: subculture, culture, social and cultural phenomena. social phenomena, signs of subcultures

Устойчивый научный интерес к субкультурам наблюдается с середины XX века, поскольку к данному периоду они стали значимым средством трансформации и эволюционного обновления общества. В современное время данный интерес лишь увеличивается, поскольку современные субкультуры становятся частью механизма различных культурных инноваций, благодаря которым современное общество может рассматриваться как более раскованное, плюралистичное и интеллектуальное.

Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. В урбанизированном обществе необходимость в подобном определении стала особенно очевидна. Основанный на понятии «культура», термин «субкультура» на начальном этапе вбирал в себя те явления, которые наблюдались в группах людей, но не могли быть отнесены к традиционной культуре. И если под «культурой» понималась господствующая мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая существующими в обществе элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление, то всё, что фиксировалось за ее пределами, - «область профанно-го, бытового», - лишалось статуса «культуры» [1], относилось к субкультурам.

В современном обществе единой устоявшейся системы взглядов на феномен «субкультура» по-прежнему не существует, что, в первую очередь, вызвано наличием множества подходов и определений понятия «культура». М. Соколов отмечает, что «понятие «субкультура» неоднозначно и приводит множество не впол-

Семья и молодежь

Социо

10Г11Я №3 2018

не четких определений, большая часть из которых указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому, на его взгляд, затруднительно выделить какое-нибудь определение субкультуры в качестве «правильного» и отмести все остальные как «неверные»» [2].

Предложенная К. Соколовым концепция социокультурной стратификации рассматривает субкультуру, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное, где субкультура - это не что иное, как картина мира, общая для определенной большой группы людей. [3] Отсюда можно предположить, что различия в картинах мира могут порождать разнообразные субкультуры общества.

Согласно концепции М. Брейка, субкультура - это нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе. [4] То есть здесь субкультура определяется через понятия «нормы» и «стиля жизни».

К.Т. Теплиц при определении понятия субкультуры опирается на перечисление групповых характеристик: «... если она достаточно велика, если виды деятельности группы достаточно разнообразны, если группа способна создать свою собственную систему ценностей, убеждений, традиций, наконец, свои собственные средства художественного самовыражения...». [5]

Б. Ерасов понимает под субкультурой те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым своим культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтам [6]. В свою очередь Б.Гладарев под субкультурой понимает конкретных людей, объединенных в некое сообщество. При этом данная группа должна быть выделена из социума набором общих признаков.

По мнению О.Н. Римской и В.П. Римского, понятие «субкультура» вмещает в себя всё многообразие системных формообразований в современной культуре (прежде всего, в отечественной), которые, включаясь в общий фонд культуры, подобно генофонду в процессах биоэволюции, способны, в конечном итоге, оказывать инновационное воздействие на динамику той или иной культуры [7].

Действительно, в последние десятилетия понятие «субкультура» получает еще более широкое применение, чем ранее. Нормативные схемы, ценности и идеология многих, в т. ч. молодежных, сообществ перестали восприниматься как проявления маргинализованных групп [8] и получили признание как особая, например, «молодежная культура» [9].

Одновременно в современном обществе продолжается процесс возникновения различных новых социо-культурных явлений (ритмо-логия, счастье жизни, реконструкторы, веганы, граффитеры, сибирское здоровье, концепция человекоориентированного подхода и др.), имеющих свои четко определенные характеристики. Интерес к подобным явлениям в обществе можно зафиксировать количеством подписчиков в социальных сетях, (численность варьируются от 1000 до сотен тысяч человек), многие из подобных новых социо-культурных образований содержат признаки субкультур: мировоззрение в узком смысле или картину мира; свои ценности, не обязательно конфликтующие с ценностями доминирующей культуры; стереотипы; образ и стиль жизни; систему норм и правил поведения как особые социальные институции; процедурное знание; потребности и склонности ее членов. [10]

Однако множественность понятий «субкультура» не позволяет составить единообразного, универсального перечня признаков субкультур, а значит и классифицировать данные явления, что не исключает необходимости их исследования для оценки практической ценности, общественной значимости и безопасности.

Таким образом, можно предположить, что современные субкультуры как социальные феномены, рождающиеся внутри различных общественных групп, формируются постепенно, но уже на начальном этапе своего становления имеют те существенные социальные проявления, которые можно описывать и изучать как социально-значимые явления.

Литература

1. Стрельцов В.В. Девиантное поведение российской молодежи в субкультурном контексте (концептуальный анализ). Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/deviantnoe-povedenie-rossiyskoy-molodezhi-v-subkulturnom-kontekste-

Социол

огия №3 2018

Семьи и молодежь

kontseptualnyy-analiz (дата обращения: 19.07.2018)

2. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 23.

3. Соколов К.Б. Художественная жизнь современного общества. Том 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Издательство «Дмитрий Буланин», СПб., 1996. 237 с.

4. Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. London, 1985. P. 13.

5. Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 118.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология Ч. 1. М, 1994. С. 268.

7. Практики взаимодействия субкультур: коллективная монография: [сборник / под ред.

B. П. Римского]. - Белгород: Белгород, 2015.

C.33-34.

8. Чернышенко В. В. Философско-антропо-логический анализ современных молодежных субкультур: монография / Чернышенко Василий Васильевич - Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2012. - 135 с.

9. Сумма субкультур - 2011: юношеские субкультуры Урала: мини-энциклопедия / [ред.-сост.: Ю.В. Шинкаренко]. - Екатеринбург: ДМОо юных корреспондентов Свердловской области, 2011. - 126, [1] с.

10. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг 2002. № 3 - С. 117-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.