Научная статья на тему 'Современные средства измерения в гражданской авиации'

Современные средства измерения в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
930
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные средства измерения в гражданской авиации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

УДК 629.73.08; 629.7.004.67

И. А. Ларченко, Д. В. Линдт Научный руководитель - Л. Г. Феофанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В СССР метрологическая служба ГА как единая структура была образована в 1978 году с принятием Положения о метрологической службе гражданской авиации, однако лаборатории измерительной техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонт-ные лаборатории во всех территориальных управлениях ГА (при наиболее крупных предприятиях этих управлений). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В 1995 году было введено Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации, однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.

Специальные средства измерений в авиации [1; 2]:

• Контрольно-проверочная аппаратура, применяемая при техническом обслуживании и ремонте авиационного и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов:

• КПА радиооборудования - комбинированные измерительные установки, технологические пульты, эквиваленты антенн, имитаторы радиомаяков, имитаторы наземных запросчиков-ответчиков и т. д. [3].

• КПА приборного оборудования;

• КПА электрооборудования;

• КПА автоматизированных бортовых систем управления;

• КПА средств объективного контроля летательных аппаратов.

• Средства неразрушающего контроля и диагностики ЛА - дефектоскопы, установки для анализа масел и т. д.

• Средства контроля взлетно-посадочной полосы аэродрома - средства измерения коэффициента сцепления и др.

• Специальные средства контроля, настройки, регулировки наземной аппаратуры радиосвязи, радиолокации, радионавигации и систем посадки;

• Радиовысотомер РВ-5 предназначен для непрерывного автоматического измерения истинной высоты полета самолета в любых метеоусловиях днем и ночью и выдачи экипажу:

- визуальных данных о текущей высоте на стрелочный прибор;

- звукового и светового сигналов о пролете самолета заранее установленной летчиком заданной высоты;

- светового сигнала об отказе радиовысотомера.

Радиовысотомер обеспечивает:

- возможность проверки исправности в режиме встроенного контроля;

- автоматическое отключение электропитания при полете за пределами диапазона измеряемых высот и автоматическое включение электропитания радиовысотомера при снижении до этой высоты.

Все данные выдаются с заданной точностью только при горизонтальном полете самолета и при углах крена и тангажа не более 15°.

• Прибор КАСО-МЛ:

Служит для контроля основных параметров ответчика, работающего в режиме КБ8, выявления неисправного блока как на самолете, так и в лаборатории АТБ (естественно для проверки ответчиков СО-70, СО-77).

КАСО-МЛ позволяет проверить:

- частоту ответного сигнала ответчика в режиме КБ8;

- соответствие номера рейса, набранному на пульте управления шифратором 1САО в режиме КБ8;

- наличие и время передачи импульса индивидуального опознавания;

- правильность информации о высоте;

- работоспособность трехимпульсной системы подавления запроса от боковых лепестков наземной РЛС;

- неисправный блок ответчика.

Из аппаратуры связи отметим радиостанцию Карат [2], рассчитанную для работы на верхней боковой полосе. Она обеспечивает беспоисковую связь на одной фиксированной частоте в диапазоне 1 600-2 850 кГц. В зависимости от местности и типа антенны при удалении от промышленных объектов, телефонных и высоковольтных линий радиостанция обеспечивает уверенную связь до 30 км.

Радиостанция выпускается в 2-х вариантах:

- Носимая радиостанция 10Р30Н-1 «Карат-2Н» имеет автономный блок питания - 8 элементов типа «373» напряжением от 10,8 до 13,8 В;

- Стационарная радиостанция 10Р30С «Карат-2С» имеет источник вторичного электропитания от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц с выходным напряжением 12,6±0,4В потребляемой мощностью 16 Вт.

Библиографические ссылки

1. Давыдов П. С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования.: справочник. М. : Транспорт, 1990. 240 с.

2. Курзенков Г. Д. Основы метрологии в авиаприборостроении. М. : Изд. МАИ, 1990. 312 с.

3. Давыдов П. С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного оборудования. М. : Транспорт, 1990. 240 с.

© Ларченко И. А., Линдт Д. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.