Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ХРОМСОДЕРЖАЩИХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЯХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ МЕТОДАМИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ХРОМСОДЕРЖАЩИХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЯХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ МЕТОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФУЗИОННОЕ НАСЫЩЕНИЕ СТАЛИ / DIFFUSION SATURATION OF STEEL / ХРОМИРОВАНИЕ / ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ РЕАКЦИИ / GAS- TRANSPORTATION REACTIONS / CHROMIZING

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Христюк Николай Алексеевич, Богданов Сергей Павлович, Сычев Максим Максимович

В работе обобщены современные научные данные по газотранспортным методам получения хромсодержа- щих покрытий на сталях, показаны области их приме- нения. Дан сравнительный анализ различных транспор- тирующих агентов, в том числе, продемонстрированы возможности йодного транспорта для нанесения покры- тий на сталь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL METHODS OF PREPARING OF THE CHROMIUM - CONTAINING COATINGS ON STEEL BY MEANS OF GAS TRANSPORTATION METHOD

In this work the actual scientific data on gas transportation method of obtaining chromium coatings on steel are summarized and their application are shown. A comparative analysis of various transporting agents have been performed, including demonstration of the possibility of iodine transport for steel coating.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ХРОМСОДЕРЖАЩИХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЯХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ МЕТОДАМИ»

Химия и технология неорганических веществ

УДК: 669-408.2

N.A. Hristyuk, S.P. Bogdanov, M.M. Sychov

ACTUAL METHODS OF PREPARING OF THE CHROMIUM - CONTAINING COATINGS ON STEEL BY MEANS OF GAS TRANSPORTATION METHOD

St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), Moskovsky Pr., 26, St Petersburg, 190013, Russia e-mai: lnikolai.hristyuk@mail.ru

In this work the actual scientific data on gas transportation method of obtaining chromium coatings on steel are summarized and their application are shown. A comparative analysis of various transporting agents have been performed, including demonstration of the possibility of iodine transport for steel coating.

Keywords: diffusion saturation of steel, chromizing, gas-transportation reactions.

Н.А. Христюк1, С.П. Богданов2, М.М. Сычев3

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ХРОМСОДЕРЖАЩИХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЯХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ МЕТОДАМИ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Московский пр., 26, Санкт-Петербург, 190013, Россия е-таи lnikolai.hristyuk@mail.ru

В работе обобщены современные научные данные по газотранспортным методам получения хромсодержа-щих покрытий на сталях, показаны области их применения. Дан сравнительный анализ различных транспортирующих агентов, в том числе, продемонстрированы возможности йодного транспорта для нанесения покрытий на сталь.

Ключевые слова: диффузионное насыщение стали, хромирование, газотранспортные реакции.

D0l:10.15217/issn998984-9.2015.29.10

Введение

Для придания поверхности конструкционного материала особых свойств, таких как повышенная коррозионная стойкость, эррозионная стойкость, стойкость к кавитационно-му износу, широко применяются диффузионные покрытия. В частности, метод термодиффузионного хромирования, впервые предложенный в 1951 году [1], широко используется и в настоящее время. Диффузионное хромирование - насыщение поверхностных слоев сплавов хромом - является одним из процессов химико-термической обработки сплавов. Получаемые покрытия успешно повышают стойкость сталей к различным видам коррозии, при легировании средне- и высокоуглеродистых сталей повышается твердость и износостойкость. Их адгезионная прочность одна из самых высоких среди всех технологий получения покрытий. Эта технология применяется также и для нержавеющих сталей, содержащих в своём составе хром, для получения поверхностного слоя с более высокой концентрацией хрома [2-4].

Многообразие сортов сталей (различное содержание углерода, различный состав и содержание легирующих элементов, различная структура), функциональных задач, стоящих перед покрытиями, приводит к необходимости постоянного совершенствования метода термодиффузионного хромирования.

Цель настоящей работы - дать обзор современного состояния газотранспортных методов получения термодиффузионных хромсодержащих покрытий на сталях.

Технологическая реализация и механизм процесса

Механизм образования диффузионных хромовых слоев, полученных газотранспортным методом, рассмотрен в работе [5]. Покрываемые изделия помещаются в герметичный контейнер, и засыпаются порошковой засыпкой, состоящей из источника хрома (элементарный хром или феррохром), инертного разбавителя (обычно оксид алюминия) и активатора. В качестве активатора используются галогениды аммония, в основном NH4Cl. Контейнер нагревают в сухом инертном газе или в водороде до температуры 900-1100 °С с образованием покрытий в диапазоне от единиц до десятков микрометров толщиной. Роль активаторов заключается в образовании галогени-дов хрома, образующихся в результате химического взаимодействия продуктов разложения NH4X, где X - галоген, при указанной температуре процесса с порошкообразным хромом по реакциям:

Сг + пНХ « СгХп + 0,5ПХ2 Сг + 0,5пХ2 « СгХп, где СгХп - галогенид хрома. Благодаря более высокому давлению паров по сравнению с элементарным хромом его галогениды интенсифицируют транспорт хрома к подложке. Хром переносится на поверхность стали с помощью одной или нескольких возможных реакций осаждения. Признается три возможные реакции:

Обмен: Feподложка + СгХ п FeXn + СГпокрытие

Восстановление: УгСгХп + Н2 « 2пНХ + Сгп<жрыгие

1 Христюк Николай Алексеевич, аспирант каф. теоретических основ материаловедения, e-mail: nikolai.hristyuk@mail.ru Hristyuk Nikolay A., post-graduate student, Department of theoretical foundations of Materials Science, e-mail: nikolai.hristyuk@mail.ru

2 Богданов Сергей Павлович, канд. техн. наук., доцент каф. теоретических основ материаловедения. e-mail: BogdanovSP@mail.ru Bogdanov Sergey P., PhD(Eng.), associate professor, Department of theoretical foundations of Materials Science, e-mail: BogdanovSP@mai.ru

3 Сычев Максим Максимович, д-р техн. наук, зав. каф. теоретических основ материаловедения. e-mail: msychov@yahoo.com Sychev Maksim M., Dr. Sci (Chem.), Head, department of theoretical foundations of Materials Science, e-mail: msychov@yahoo.com

Дата поступления - 31 марта 2015 года Received March 31, 2015

Термическая диссоциация:

СгХп 0,5пх2 + 0|"покрьтие,

где СгХп - галогенид хрома, FeXп - галогенид железа.

По данным термодинамического моделирования при использовании N^01 наибольшее давление паров имеет СгС12, в меньших количествах образуются СгС13 и СгСЦ. Аналогичные данные имеют место при использовании NH4F [5].

Осажденный на поверхности стальной подложки хром диффундирует в железо, а газообразные продукты транспортируются обратно в контейнер и регенерируют активатор. На сталях, содержащих Y-стабилизирующие элементы (расширяющие область устойчивого состояния аустенита, например, N Си, Мп), образуются тонкие покрытия с более высоким содержанием хрома, в то время как а-стабилизирующие элементы например, Сг, Мо, ^ V сужают область устойчивого состояния аустенита, и увеличивают толщину покрытий со снижением поверхностного содержания хрома. Диффузия хрома в железе имеет большую скорость в а-фазе при всех температурах, это объясняется более плотной упаковкой атомов в Y-фазе.

Состав, структура и свойства покрытий

Типичное покрытие на низколегированной стали характеризуется следующим фазовым составом: наружный слой - карбиды хрома (СГ7С3, Сг2зСб), внутренний слой - диффузионная зона, в которой концентрация хрома уменьшается от 30-50 % мас. (на границе с наружным карбидным слоем) до, примерно, 10 % мас. на границе со сталью. В стали непосредственно под покрытием присутствует обезуглероженная зона, которая являлась источником углерода при образовании карбидов хрома в процессе создания покрытия.

Покрытия, не содержащие карбиды, могут быть сформированы на чистом железе, сталях с предварительно обезуглероженной поверхностью, или сталях, стабилизированных сильными карбидообразующими элементами, такими как титан или ниобий. Покрытия, сформированные на сталях, часто содержат значительное количество пор и пустот вблизи поверхности чуть ниже карбидного слоя [5].

Авторами [6, 7] также проводилось хромирование углеродистых нелегированных сталей 1020 (0,20 % С), 1045 (0,45 % С), 1095 (1,0 % С) при температуре 950 °С и временем выдержки 1, 4 и 9 час с использованием в качестве активатора N^0. По данным дифрак-тометрического анализа основной фазой на поверхности является (Сг^е)2^-Х, (что не было обсуждено в работе [5]) также слой состоит из карбида (Сг^е)23С6. Следует отметить, что на стали 1020 при времени обработки 1 час также была обнаружена фаза ^е,Сг)7Сз. Нанот-вердость покрытия составляла 18 ГПа. При выдержке 4 час на стали 1020 толщина покрытия составляла около 7 мкм. На микрофотографиях поперечных шлифов не наблюдалось сквозной пористости. К сожалению, авторы этого исследования не приводят концентрационных кривых диффузионных профилей, что затрудняет дать оценку концентрации хрома в полученных покрытиях.

Авторы [8] подвергали диффузионному хромированию по идентичной технологии двухфазную литую сталь следующего состава: Мп - 24 %, А1 - 8,3 % Сг - 5 %, Si - 0,38 %, Мо - 0,34 %, С - 0,45 % при температуре 1000 °С в течение 1-16 час. Толщина полученных хромированных слоев увеличивалась с 4,43 до 24,02 мкм по параболическому закону. Во всех случаях морфология поверхности была пористой и гранулированной. Установлено, что поверхностной фазой является (Сг^е)2^-Х, остальное - Сг23С6, в то время как Сг7С3 фаза доминирует в подповерхностных слоях хромового покрытия. Такая фазовая композиция подтверждается значениями твердости поверхности. Покрытие обеспечивает значительное

улучшение коррозионной стойкости в водном растворе с концентрацией 3,5 % мас. NaCl. Также многократно увеличивается коррозионная стойкость в соляном расплаве состава 90 % Na2SO4 и 10 % Naa при температуре 877 °С в течение 48 час Те же авторы в работе [9] установили, что полученное покрытие обладает высокой адгезионной прочностью и хорошей износостойкостью и рекомендовали его для тибрологических целей.

Хромированный слой, содержащий меньше карбидной фазы, состоящий в основном из твердого раствора Fe-Cr и нитридов хрома и железа может быть получен дуплексной обработкой: предварительное хромирование с последующим азотированием. Так в работе [10] исследовался фазовый состав покрытия, полученного хромированем порошковым методом углеродистой нелегированной стали 1045 (0,45 % с) с последующим плазменным азотированием. На дифрактограммах покрытия видно, что слой состоит из твердого раствора Fe-Сг и нитридов железа и хрома. Фазы Сг^ и Fe3N образуются после плазменного азотирования при температуре 530 °С; фазы С^ и Fe4N - после азотирования при температуре 550 °С. Дуплексные слои были толще и гораздо тверже, чем хромированный слой. Эти слои также показали лучшую износостойкость и более низкий коэффициент трения по сравнению с хромированным слоем.

Авторами работы [11] использован аналогичный процесс на стали 1020 (0,20 % С) при других темпе-ратурно-временных условиях: хромирование в течение 5 час при 1300 °С и плазменное азотирование в течение 1 час при 450 °С. По результатам рентгенофазового анализа выявлены фазы СгК Сг^ и Сг23С6. Твердость полученного покрытия выше 1400 НЧ толщина примерно 25 мкм. При формировании нитридов и карбидов хрома, скорость растворения поверхностного слоя за счет коррозии снижается. Эти результаты показывают, что дуплексная обработка хромированием и азотированием в плазме обеспечивает одновременное улучшение трибологических свойств и коррозионной стойкости углеродистых сталей.

Аналогичные результаты наблюдались в работе [12] при обработке стали АЫ 1010 (0,10 % С). Однако, следует отметить отсутствие на дифрактограммах карбидов хрома. Предположительно, это связано с небольшим содержанием углерода в обрабатываемой стали.

Авторами [13] изучено диффузионное насыщение ферритномартенситных сталей хромомарганцевы-ми покрытиями с целью защиты от коррозии в атмосфере водяного пара при температуре 650 °С. Как и в других приведенных работах насыщение проводилось в порошковой засыпке, однако в качестве активатора использовался МпС12, одновременно служащий источником марганца. Стойкость к окислению ферритномартенситной высокохромистой стали Р91 была успешно улучшена для всех диффузионных покрытий. Методы, включающие 2-х ступенчатое последовательное или одновременное нанесение хрома и марганца, приводят к улучшению коррозионной стойкости благодаря образованию на поверхности оксидов марганца, которые подавляют испарение гидрок-сидов хрома. После осаждения хромированный слой состоял из карбида Сг23С6, двухкомпонентные хромомар-ганцевые покрытия по фазовому составу представляли собой твердый раствор FeMnCr. По результатам испытаний, однокомпонентное хромовое покрытие показало наиболее высокий защитный эффект. По мнению авторов это объясняется медленной скоростью окисления карбида Сг23С6; обогащенные этим карбидом зоны действуют как резервуары, компенсирующие потери хрома из-за испарения. Результаты этой работы иллюстрируют также общий потенциал карбида хрома для защиты в среде чистого водяного пара.

Подобное исследование приведено в работе [14]. Образцы высокохромистой мартенситной стали были покрыты хромсодержащим слоем при следующих режимах: при температуре 1150 °С в течение 16 час с актива-

тор - NH4I; при температуре 700 °С и выдержке 10 час, активатор - NH4Cl. Оксидирование в атмосфере чистого пара выявило, что при температуре 650 °С и атмосферном давлении защитные оксидные пленки, богатые Cr, образуются при условии, что содержание Cr в покрытии является высоким, и этого достаточно для поддержки его концентрации на поверхности. Это может произойти, при наличии путей, облегчающих диффузию. Существует также сильное влияние основного легирующего элемента на формирование защитной пленки. Под струей чистого пара оксиды и гидроксиды хрома лишь незначительно испаряются. Благотворное влияние некоторых незначительных легирующих элементов уже хорошо известно, что подтверждено здесь эффектом образования марганцевой шпинели. Эксперименты показали, что хромосодержащее покрытие хорошо защищает при атмосферном давлении пара при 650 °С, однако, оно недостаточно защищает при сверхкритическом давлении пара, поэтому авторы не рекомендуют применять его для этих целей.

Газотранспортное хромирование применяется также для нержавеющих сталей аустенитного класса главным образом для повышения их износостойкости. Так в работе [2] поверхность стали AISI 204 (хром - никель - марганцевая сталь) одновременно насыщалась хромом и азотом. Процесс проводился с использованием Cr2N в качестве источника азота и хрома одновременно, активатор - NH4CI. Образованный слой состоял только из нитридов хрома с твердостью 1000-1400 HV.

Во всех рассмотренных выше работах поверхность образцов, подвергаемых хромированию, подготавливалась следующим способом: шлифовкой абразивным кругом с последующей очисткой и обезжириванием этанолом и ацетоном. Однако в работе [15] для ускорения диффузии хрома используется техника SMAT (surface mechanical attrition treatment) - наноструктурирование поверхностных слоев посредством бомбардировки металлическими шариками. После такой обработки средний размер зерен сплава измельчается на несколько порядков, сильно увеличивается относительная доля межзерных границ, таким образом, возрастают коэффициенты диффузии. Объектом исследования являлась стальная пластина нелегированной низкоуглеродистой стали (0,11 % С). После обработки методом SMAT в вакуумированной камере при комнатной температуре и времени обработки 60 мин создавался поверхностный наноструктурированный слой глубиной около 20 мкм. Средний размер зерен стали в поверхностном слое составил около 9 нм, и возрастал с увеличением глубины. Полученная структура стабильна до температуры 400 °С. После хромирования образца, обработанного SMAT при температуре 400 °С, глубина диффузии хрома составила около 5 мкм, в то время как на необработанных образцах удавалось достичь такой толщины покрытия только при температуре 860 °С. Как и в рассмотренных выше работах фазовый состав слоя характеризуется наличием карбидов и нитридов железа и хрома и твердого раствора Fe-Cr. В результате процесса хромирования на изотерме диффузии 600 °С в течение 120 мин с последующим увеличением температуры обработки до 860 °С в течение 90 мин, наблюдалось увеличение толщины хромированного слоя с уменьшением величины зерна и увеличением объемной доли (Cr,Fe)23C6. Общая толщина полученного слоя - 20 мкм. Исследователями [16] с использованием метода SMAT получен наноструктурированный поверхностный слой толщиной около 20 мкм на инструментальной стали. Средний размер полученных зерен составляет приблизительно 10 нм в верхней части поверхностного слоя и постепенно увеличивается с увеличением глубины. Стабильность размера зерна в наноструктурированном поверхностном слое сохраняется до температуры 600 °С (аналогичные данные, кроме термостабильности структуры, изложены в работе [15]). Экспериментальные данные по хромированию при температурах ниже 700 °С показали, что глубина диффузии хрома увеличивается благодаря

SMAT, образуя максимальную толщину 5,2 мкм при температуре 600 °С и выдержке 120 мин. Это также связано с наличием многочисленных неравновесных дефектов, которые повышают коэффициенты диффузии атомов хрома и способствуют образованию наноразмерных (Сг^е)2^-х частиц. Результатом является гораздо более толстый диффузионный хромосодержащий слой, мелкодисперсные частицы фаз которого дают преимущество для проведения второй стадии хромирования при более высокой температуре. По этой методике образцы, полученные при 600 °С в течение 120 мин, подвергались дальнейшему хромированию при температуре 1050 °С в течение 240 мин, выходя на общую толщину покрытия 30 мкм, в котором концентрация Сг постепенно уменьшается. Средний размер зерен (Сг, Fe)23C6 и (Сг^е)2^-х в верхней части поверхности не превышает 200 нм. Микротвердость поверхности достигает ~14.5 ГПа, постепенно уменьшаясь до твердости основного металла.

Одним из современных направлений совершенствования диффузионных хромовых покрытий является их микролегирование. В частности в работе [17] исследован процесс диффузионного хромирования стали, на которую предварительно нанесено никелевое покрытие, содержащее мелкодисперсный Y2O3. Нанесение никелевого покрытия проводилось гальваническим методом из ванны, содержащей микрочастицы (2,5 мкм) Y2O3. По данным мик-рорентгеноспектрального анализа это покрытие содержало 7-10 % Y2Oз. После этого образцы подвергались диффузионному хромированию порошковым методом при температуре 800 °С в течение 5 час. Исследования этих образцов методами растровой и просвечивающей электронной микроскопии показали, что хромированный слой, формируемый на N^03 композиционном покрытии, оказался более мелкозернистым, чем на чистых никелевых пленках, т.е. частицы Y203 замедляют рост зерен при хромировании. Окисление при температуре 900 °С в течение 20 час показало, что модифицированное хромосодержащее покрытие демонстрирует более высокую окалиностойкость благодаря образованию мелкокристаллического и более плотного покрытия. Положительные эффекты влияния добавки Y203 на окисление хромированного слоя можно резюмировать следующим образом: рост зерен замедляется путем «закрепления» их границ, которые направляют диффузию Сг к фронту окисления; ионы Y из дисперсной фазы Y203-покрытия блокируют диффузию хрома наружу, которая преобладает во время окисления.

Авторами исследования [18] изучена возможность микролегирования хромосодержащего покрытия диоксидом церия. Се02. Дисперсионные покрытия были изготовлены с использованием обычного N^0 активированного метода хромирования. Как и в другом описанном случае [17] хромирование проводилось на гальванически нанесенную никелевую пленку, содержащую нанокомпо-зитные частицы Се02. Это покрытие, по сравнению с аналогами, приготовленными на необработанной и покрытой никелем углеродистой стали во время прерывистого окисления при 900 °С в газовой смеси состава 5 % О2 + N2 показало гораздо более высокую стойкость.

Возможности иодотранспорта при хромировании стали

В работах [19, 20] в качестве транспортирующего агента для переноса хрома предложен йод. Главным достоинством йода является образование соединений с низкой энергией диссоциации, что может интенсифицировать процесс транспортировки атомов хрома и повысить его концентрацию на поверхности. Механизм активации йодом аналогичен классическому процессу с применением галогенидов аммония. Главное отличие - отсутствие образования ^Н3 и НС1).

Проведена серия экспериментов по диффузионному хромированию промышленной горячекатанной стали «сталь 20» (0,18 % С).

Для приготовления исходной порошкообразной шихты использовали металлический хром дисперсностью 3-21 мкм., оксид алюминия марки чДа. дисперсностью 10-100 мкм. и металлический иод марки Ч. в следующих соотношениях: 45 % Сг, 50 % А1203 и 5 % 12. Хромирование проводили в течение 3 час на изотерме диффузии 900 °С в атмосфере аргона марки ВЧ при абсолютном давлении 0,17 МПа. на установке, показанной на рисунке 1. Образцы, прошедшие обработку изучали в поперечных микрошлифах методом растровой электронной микроскопии (РЭМ) на приборе JEOL JSM - 35CF с приставкой для микрорентгеноспектрального анализа (МРСА) с энергетической дисперсией Liпk-860.

Рисунок 1. Схема экспериментальной установки

Результаты исследования поперечечных шлифов хромированной стали методом РЭМ представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Микрофотография поперечного шлифа (а) и концентрационные профили Сг и Fe в поперечном шлифе, x/h - расстояние, приведенное к толщине покрытия (б)

По снимкам видно, что толщина покрытия около 4 мкм. По данным МРСА поверхностная концентрация хрома около 90%. Следует отметить, что используемый прибор не может анализировать углерод. Согласно литературным данным диффузионные хромсодержащие слои, образованные на углеродсодержащих сплавах (например, сталь) содержат в своем составе карбиды. Поэтому следует предположить, что истинная концентрация хрома несколько меньше. Результаты исследования поперечных шлифов показали, что покрытия не имеют сквозных пор.

Заключение

Из анализа литературных данных следует, что: фазовый и химический состав, толщина диффузионных хромсодержащих слоев зависят от легирующей композиции, в первую очередь от содержания углерода; защитные свойства покрытий определяются их толщиной и составом; износостойкость покрытий также зависит от содержания углерода и азота; толщина получаемых покрытий зависит от среднего размера зерна покрываемого металла.

Несмотря на многообразие предложенных в литературе агентов (активаторов) для газотранспортного получения хромовых покрытий, промышленное распространение получил метод, основанный на использовании хлорида аммония, т.к. он обладает доступностью, низкой стоимостью исходных реагентов и высокой скоростью процесса.

Метод иодотранспорта позволяет интенсифицировать процесс благодаря низкой энергии диссоциации участвующих в процессе иодидов металлов (хрома). Таким образом, одним из перспективных для газотранспортного хромирования является ийодотранспортный метод, для чего потребуется его детальная разработка.

Литература

1. Samuel. R. L., Lockington N.A. Met. Treat. Drop Forging. 1951, 18, 354-359, 407-415, 440-444, 495-502, 506.

2. Zeng. D., Yang S., XiangZ.D. Formation of hard surface layer on austenitic stainless steels via simultaneous chromising and nitriding by pack cementation process. // Applied Surface Science. 2012. V. 258. P. 5175-5178.

3. Czerwinski Frank. Heat Treatment Conventional and Novel Applications. / Edited by Frank Czerwinski. Janeza, Croatia: Published by InTech, 2012. 408 p.

4. Lee S.B., Cho K.H., Lee W.G., Jang H. Improved corrosion resistance and interfacial contact resistance of 316L stainless-steel for proton exchange membrane fuel cell bipolar plates by chromizing surface treatment. // J. of Power Sources. 2009. V. 187. P. 318-323.

5. Meier G. H., Cheng C., Perkins R.A., Barker W. Diffusion chromizing of ferrous alloys // Surface and Coatings Technology. 1989. V. 39-40. P. 53-64.

6. Lee W., Duh J. Evaluation of microstructures and mechanical properties of chromized steels with different carbon content // Surface and Coatings Technology. 2004. V. 177-178. P. 525-531.

7. Lee W., Wang H.C., Li J.L., Lin C.C. Tribologi-cal properties evaluation of AISI 1095 steel chromized at different temperatures // Surface and coatings technology. 2004. V. 188-189. P. 550-555.

8. Lee W., Duh J., Tsai S. Corrosion resistance and microstructural evaluation of the chromized coating process in a dual phase Fe-Mn-Al-Cr alloy // Surface and Coatings Technology. 2002. V. 153. P. 59-66.

9. Lee W. Microstructures and mechanical properties evaluation of hard chromized austenitic Fe-Mn-Al alloys // Applied Surface Science. 2005. V. 244. P. 248-251.

10. Hakami F., Heydarzadeh M., Sohi, Rasiza-deh Ghani J. Duplex surface treatment of AISI 1045 steel via plasma nitriding of chromized layer // Thin Solid Films. 2011. V. 519. P. 6792-6796.

11. Baggio-Scheid V.H., de Vasconcelos G., Oliveira M.A.S., Ferreira B.C. Duplex surface treatment of chromium pack diffusion and plasma nitriding of mild steel // Surface and coatings technology. 2003 V. 163-164. P. 313-317.

12. Özdemir O., Sen S., Sen U. Formation of chromium nitride layers on AISI 1010 steel by nitro - chromizing treatment // Vacuum. 2007. V. 81. P. 567-570.

13. Schmidt D., Galetz M.C., Schütze M. Ferritic-martensitic steels Improvem nt of the oxidation behavior in steam environme ts via diffusion coatings // Surface and coatings technology. 2013. V. 237. P. 23-29.

14. Agüero A., González V., Gutiérrez M., Muelas R. Oxidation under pure steam Cr based protective oxides and coatings // Surface and coatings technology. 2013. V. 237. P. 30-38.

15. Wang Z.B., Lu J., Lu K. Chromising behaviors of a low carbon steel processed by means of surface mechanical attrition treatment // Acta Materialia. 2005. V. 53. P. 2081-2089.

16. Lu S.D. Wang Z.B., Lu K. Enhanced chromizing kinetics of tool steel by means of surface mechanical attrition treatment // Materials Science and Engineering. A. 2010. V. 527. P. 995-1002.

17. Zhou Y.B., Chen H., Zhang H., Wang^ Y. Preparation and oxidation of an Y2O3-dispersed chromizing coating by pack cementation at 800 °C // Vacuum. 2008. V. 82. P. 748-753.

18. Peng X., Yan J., Dong Z., Xu C., Wang F. Discontinuous oxidation and erosion-oxidation of a CeO2-dis-persion strengthened chromium coating // Corrosion Science. 2010. V. 52. P. 1863-1873.

19. Богданов С.П. Получение покрытий на порошках методом йодного транспорта // Физика и химия стекла. 2011. Т. 37. № 2. С. 229-237.

20. Богданов С.П. Синтез твердых растворов в двойных металлических системах методом иодотранс-порта // Физика и химия стекла. 2013, Т. 39. № 4. С. 643648.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.