ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : [в 5 т.
(6 кн.)]. / под ред. М. Ф. Овсянникова. - М. : Искусство, 1962. -Т. 1. - 1962. - 684 с.
Т. 2. - 1964. - 836 с.
J.S. Sabadash
HUMANISTIC PEDAGOGY ORIGINS AND HISTORY OF FORMATION
The article views the Italian pedagogy of the Renaissance (the end of the XIV-XV centuries). It is marked that namely in this period there were written the majority of the treatises dedicated to the problem of upbringing, there has formed a pedagogical idea of Italian humanism as a social phenomenon and there also appeared humanistic schools.
Key words: humanism, hedonism, upbringing, art, aesthetic categories.
УДК 130.2:111.84 Федоров Ю.В.
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ВЫРОЖДЕНИЯ (ДЕГЕНЕРАЦИИ)
В статье даётся анализ актуализировавшегося в социокультурной сфере на рубеже XX - XXI веков феномена вырождения. Данный феномен рассматривается в контексте глобального аксио-антропологического и культурного кризиса современной техногенной цивилизации.
Ключевые слова: антропологический кризис, социокультурная сфера, ценности, искусство, феномен, вырождение, дегенерация, негатив.
На рубеже II-III тысячелетий со всей очевидностью перед современным человечеством предстала проблема выработки постсовременной парадигмы культурогенеза, адекватной оптимизации сущностных сил человеческой природы на новых аксиологических основаниях. От этого и будет зависеть историческое будущее человечества - его постсовременность; не просто как возможность максимальной пролонгации человеческой истории в условиях глобальных проблем, но как возможность качественно нового этапа культурно-исторического процесса, сублимирующего достижения его прежних этапов на началах и путях способных вывести человечество на уровень коэволюционной планетарной синергии, оптимизирующей его взаимодействие с окружающей средой (на основе эманации соответствующих этому человеческих качеств).
К началу XXI века человечество оказалось в ситуации глобального антропологического кризиса, со всеми вытекающими из него резко негативными последствиями. Но человек, находясь на восходящем векторе развития мирового системного кризиса, уже признав факт глубокого духовно-нравственного, экологического, социокультурного, экономического и финансового падения, до сих пор не осознал всю опасность сложившейся ситуации. «Современный мир пребывает в ожидании техноэкологического апокалипсиса и тревожной растерянности в отношении своего ближайшего будущего. Многочисленные футурологические прогнозы в целом носят пессимистический характер» [1,с.119]. Так позволит ли трагический социальный опыт ХХ века разобраться в замысловатых мутациях человечества, где устойчивая самость, - равновесие себе самому, - исчезает из идеологии, политики, философии, культуры?
Длительное табуирование учёным сообществом актуальных проблем
99
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
антропологического характера, особенно связанных с процессом биологического и социокультурного вырождения (дегенерации), отсутствие устойчивых идеологических процессов, парадигм, разнонаправленность человеческого существования, обессмысливание культурообразующих концептов и образов, тотальный плюрализм и мировоззренческий релятивизм - все эти симптомы современной социальной реальности создают иллюзию вездесущности патологических, болезненных процессов в социуме, культуре (искусстве).
Феномен вырождения как существенный фактор общей картины современного человеческого неблагополучия до сих пор не попадал в сферу интересов философии, культурологии, искусствоведения, театроведения и т.д. Но именно в сфере культуры (искусства) накопилось за последнее время слишком много вопросов, упирающихся в тупик социокультурного регресса, духовного кризиса, проблему прогрессирующей культурной деградации, деградации внутреннего мира человека, его патологических, псевдотворческих проявлений.
Кризисная амбивалентность современного культурно-исторического процесса связана с аксиологической проблемой определения приоритетности научных технологий или человеческого фактора в культуре и ее картине мира. В сущности, данная проблема является проблемой приоритетного соотношения метафизических и утилитарных ценностей в культуре, которая становится актуальной вследствие того, что культура инновационного типа превратила культурную деятельность в демиурга планетарного масштаба. Но чем объяснить такое беспрецедентное преобладание утилитарных ценностей в современной культуре?
Насколько правы философы и социологи, называя современную ситуацию «дегенерацией культурного сознания»? Роль нравственности в самых разных областях творческой деятельности человека до сих пор рассматривалась крайне редко, а сделанные выводы - на сегодняшний день, неубедительны и кажутся, весьма, поверхностными [2]. Но именно в духовно-нравственной плоскости феномен человеческой дегенерации проявляется на сегодняшний день как никогда выразительно. Именно вопросы ценностных ориентиров современной культуры (искусства), вопросы морали (нравственности) Художника становятся сегодня в контексте аксио-антропологического и культурного кризиса наиболее актуальными.
При всей сложности существующей проблемы о явлении вырождения в контексте мировой культуры говорить сегодня не принято. Эта тема табуирована давно и серьёзно. Она не рассматривается ни учёным сообществом, ни даже современными СМИ. Почему? Ведь разобравшись в этой проблеме, многие другие недуги нашего социума станут более понятны, а значит, - излечимы или, по крайней мере, -контролируемы.
Мы до сих пор не можем понять, кто и почему привносит в наш мир хаос и бессмыслицу, заведомо больные искажения и патологические извращения, бесчеловечную жестокость и безнравственность? А этим негативом «зацеплены» многие творческие сферы человеческой деятельности! Мы до сих пор теряемся перед тем или иным художественным произведением, не понимая, что же перед нами: истинный шедевр гения, или замысловатый продукт больного подсознания шизофреника и извращенца. Мы пытаемся понять «музыку небесных сфер» Бетховена и Дебюсси, впустить в себя хоральные прелюдии Баха, по достоинству оценить возвышенную «музыку души» эпохи Возрождения, и тут же безудержно отплясываем под Верку-Сердючку. Эта всеядность и неразборчивость неминуемо ведёт нас к фатальному результату - духовному опустошению и морально-нравственной деградации.
Сегодня всё чаще возникают такие словосочетания, как «тотальная национальная деградация», «дегенеративное искусство», «дегенеративное творчество», «время
100
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
деградантов», «безнадёжно больной социум» и т.д. Насколько обоснованы подобные оценки, и какова в них мера преувеличений? Где за метафорой скрыты реальные негативные биологические и социокультурные процессы, а где, - пустое сотрясание воздуха словами-страшилками? Кто и в какой мере подвержен этому генетическому феномену? Каковы масштабы дегенеративных процессов или они жёстко ограниченны, строго индивидуальны по своей биологической природе и локальны по характеру распространения? И главное, в какой мере является значимым данный феномен в контексте культурного и антропологического кризиса, и можно ли рассматривать его как дополнительный негативный фактор, усугубляющий проблему погружения человека в глобальную аксио-антропологическую катастрофу? Все эти вопросы пока не имеют ответов.
Итак, комплексный процесс духовно-нравственной, психофизической (генетической) дегенерации отдельных людей, семей, кланов и многочисленных поставок художественной культуре различных модификаций завуалированных и откровенно деструктивных образов - эта проблема на серьёзной научной основе ещё не поднималась.
Цель данной статьи - зафиксировать в современной социокультурной сфере присутствие феномена вырождения с учётом специфики его негативного влияния. Основной задачей исследования является обоснование актуализации проблемы взаимосвязи данного явления с деструктивными процессами в современной культурной среде (например, появлением антихудожественных произведений с ярко выраженным негативным воздействием на читателя, слушателя, зрителя), а также выяснение причин сегодняшнего победоносного шествия явных и «художественно законспирированных» комплексов и маний, перверсий и девиаций, ликов, масок и извращений в современной культуре.
Всевозможные болезненные искажения и личностные негативные психоэмоциональные трансформации, включая сексуальную патологию и немотивированную агрессивность, мы всё чаще встречаем у героев в литературных произведениях, в пьесах, кинофильмах, на экране телевидения, на эстрадных подмостках, в сюжетах видео-игр.
Какой эксперт проанализирует причины отсутствия музыкальных гармонических канонов в современных симфонических опусах, пластическую бессмыслицу в хореографии, вопиющую структурную, цветовую и линейную дисгармонию в дизайне, откровенное искажение слов, фраз, рифмы и размера в поэзии и прозе? Кто раскроет причины предельной перенасыщенности кинематографа образами разрушения и насилия, озлобленность литературы, вопиющую извращённость современной эстрады, открытую пропаганду гомосексуальности и лесбийской любви на телевидении и в кинематографе? На плечи каких учёных мы взвалим исследования подобных уничтожений, подмен, искажений и деформаций в современной культуре?
Какой специалист проанализировав «великое всеединство самых несоединимых вещей», сможет объяснить причины всего происходящего? Искусствовед, музыковед, театральный критик или психолог? Увы. Их узкопрофессиональное базовое образование не позволит понять подлинных причин подобного разгула в обозримом культурном пространстве.
Само понятие «извращение» на сегодняшний день имеет широчайший спектр научных толкований, историко-культурных контекстов и социально-правовой регламентированности. Но сегодня игнорируются даже очевидные результаты подобных патологических процессов. Не берутся во внимание даже факты, лежащие на внешней плоскости проблемы. Отсутствие у современной науки концептуальных представлений о клинико-патогенетических закономерностях аномального психофизического и сексуального поведения приводит к затруднениям в решении как
101
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
диагностических и терапевтических, так и экспертных вопросов культурологического характера.
Свою книгу «Гений, безумие и слава» Вильгельм Ланге-Эйхбаум заканчивает очень существенным заключением. Он пишет: « Человечество ещё не имеет философии ценностей бионегативного. Мы показали, что патологическое начало может представлять крупные генетические культурные ценности. Но иногда может быть и иначе: патологическое начало, замаскированное в религиозные, военные,
философские или этические одежды, может существенно вредить здоровой жизни» (выделено мною, - Ю.Ф.) [3,с. 693].
Проблема дегенеративных проявлений человека является одной из тех сложнейших проблем, с которыми мы сталкиваемся на каждом этапе своего интеллектуального развития, погружаясь в ту или иную интеллектуально-творческую или производственно-профессиональную среду. При этом очевидна предельная степень относительности современных понятий о комплексном и сложном процессе вырождения. Динамика жизни с её переменными и необратимыми смыслами заставляет задуматься о том, что осознание этих понятий имеет множество оттенков, и то, что ещё совсем недавно было критерием в духовной сфере, являлось эталонными образцами красоты, гармонии, объектом поклонения и восхищения, вдруг маркируется как болезнь, деструкция, зло. И наоборот - вчерашнее уродство безапелляционно объявляется сегодня критерием подлинно высокого искусства. Причин подобных подмен множество. И понимание их иногда содержится в простой аксиоме: деградация культурного сознания имеет конкретных носителей, т.е. лиц с явно (или завуалировано) выраженной дегенерацией. Именно наличие подобной генетической патологии у определённых деятелей культуры (искусства) является результатом создания, как отдельных произведений сомнительного свойства, так и маразматизации культуры в целом. Но доказать наличие подобной врождённой патологии у значительного числа творцов сегодня очень трудно. Диагноз: «наследственная дегенерация», - до сих пор ставится крайне редко, особенно если речь идёт о людях искусства.
Проблема дегенерации остаётся одной из наименее разработанных в современной науке. Не решены вопросы основополагающего характера. К ним можно отнести «незавершённость феноменологического этапа в исследовании парафилий, которые после известной работы Р. Крафт-Эбинга (1909) [4] являлись объектом либо психоаналитических, либо нозологически ориентированных изысканий, не всегда учитывавших их клиническое своеобразие, богатство связей с иными психопатологическими феноменами. Это во многом определило односторонность подходов к нарушениям психосексуальных ориентаций как к лишённым клинической самостоятельности явлениям» [5, с. 3]. Отсутствие удовлетворительного дескриптивного анализа процессов дегенерации с выделением и изучением клинической семиотики и закономерностей их динамики затрудняет создание биологических и патопсихологических моделей данного феномена.
Роль теории дегенерации оказалась, чуть ли не основополагающей в возникновении новых областей европейской медицины. Поиски причин возникновения широкопрофильной психиатрии, а затем идей психогигиены и практической психологии также приводят нас к теории дегенерации. В основе этой теории, выдвинутой психиатрами в середине XIX века, лежала идея о том, что патология накапливается в поколениях и ведёт к вырождению, как отдельной семьи, так и всего рода (клана, племени, народности, этноса). Признание того, что человечество вырождается, влекло за собой допущение, что каждый потенциально болен: либо человек уже унаследовал какую-либо патологию, либо с большой вероятностью он её приобретёт на протяжении жизни. Таким образом, патология оказывалась вездесущей, а граница между болезнью и здоровьем стиралась. Так, некоторые области
102
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
практической психологии, и в частности психогигиена, возникли отчасти в ответ на «растворенную в воздухе» угрозу вырождения [6].
Согласно сформулированной в середине XIX века французскими психиатрами Б. - О. Морелем и Моро де Туром теории дегенерации, в результате ухудшения условий жизни число болезней неуклонно увеличивается. Патологические изменения, или «стигматы» вырождения, проявляются сначала в виде неврозов, психозов, фобий, маний, сексуальных аномалий, алкоголизма, а на поздних стадиях - телесных уродств, идиотии, рождения нежизнеспособных детей и т.д.
Именно тогда многие состояния, считавшиеся патологическими, - неврастения, истерия, наркомания, гомосексуальность - были признаны стадиями, непосредственно предшествующими вырождению. Так был заполнен континуум между здоровьем и болезнью. Таким образом, теория дегенерации помогала в какой-то степени упорядочить пеструю картину психических болезней и более или менее патологических состояний. Связав душевные болезни с наследственностью и физическими особенностями организма, эта теория повышала научный статус психиатрии [7].
Индикатором процесса появления медицины пола явилась «Сексуальная психопатия» Генриха Каана, вышедшая в 1846 году. Именно с этих пор начинается относительная автономизация пола по отношению к телу и, соответственно, появление медицины, которая для пола характерна. Медицина извращений и программы улучшения рода были двумя важнейшими инновациями в технологии секса второй половины XIX века. Особое значение в этом имела именно теория «дегенерации», определившая появление связки «извращение-наследственность-дегенерация» (выделено мною, - Ю. Ф.) [5,с.13]. Это очень важно для нашего исследования.
Предвестником новой теории явился Региомонтанус, высказавший в 1513 году мысль о существовании злых и безнравственных людей, злость которых, однако происходит не от них самих. Выражением этого учения об «органически обусловленной злости и порочности» стало понятие о так называемом нравственном помешательстве, первые, ясно выраженные фрагменты которого появляются у Ф. Пинеля. В его труде 1801 года одна из глав носила подзаголовок: «Мания, которая состоит исключительно в расстройствах воли», в которой он приводил описание маньяков без бреда. Его знаменитый ученик Эскироль развил учение о мономаниях или частичных душевных расстройствах.
Независимо от Пинеля и Эскироля английский врач Причард (1786 -1840) разработал концепцию нравственного помешательства (moral insanity). Ещё до Причарда немецкий автор Громан указал на существование нравственного вырождения и назвал его нравственным слабоумием. Характеризуя первоначально выделенное им расстройство, Причард определяет его как душевное расстройство, заключающееся в болезненном извращении естественных чувств, страстей, наклонностей, темперамента, настроения, нравственных склонностей и естественных импульсов.
Бенедикт-Огюст Морель (Auguste-Bene dicte Morel) (1809-1873), французский врач-психиатр, развил и обосновал понятие о наследственно передаваемом прогрессирующем органическом вырождении. Это понятие прилагалось им к тем лицам, которые, по его убеждению, являются на свет с унаследованными пороками организации вообще и центральной нервной системы в частности.
В 1857 году появляется его наиболее известный «Трактат о вырождениях физических, умственных и нравственных человеческой породы и о причинах, порождающих эти болезненные разновидности» (2 изд., 1860). В этих и последующих своих работах Морель развил учение о накоплении и суммировании в ряду нисходящих поколений болезненной наследственности дурных натур, которая приводит к
103
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
постепенной деградации типа. Главная его научная заслуга заключается в том, что он внес в психиатрию учение о вырождении и разработал вопросы о причинах помешательства и о значении наследственности для душевных болезней. Впоследствии его мысли были развиты в учении об идущей наряду с прогрессивной эволюцией эволюции регрессивной. Французский ученик Мореля Валантэн Маньян (1835-1916) предложил уже понятие наследственной дегенерации для объяснения многих расстройств. Если Морель поставил проблему вырождения как причины душевных заболеваний, то Маньян показал, что вырождение живёт в обществе и вне психиатрических больниц и намного шире охватывает человечество, чем это принято было думать раньше. Наследственными дегенератами он называл лиц, для которых общим является внутренняя нестабильность, разрегулированность нервного механизма, приводящая, в том числе, к постоянным нарушениям - незрелости психики, необъяснимыми воспитанием «лакунами» в моральной и инстинктивной сферах, эмоциональным дефектам, а также половой холодности или, напротив, сексуальной распущенности.
Как бы там ни было, во второй половине XIX века в психиатрии возобладала теория вырождения, в рамках которой психическая болезнь трактовалась как развитие, обратное прогрессивному, возврат на предшествующую ступень развития. Одним из рьяных сторонников теории вырождения был профессор из Турина Цезарь Ломброзо (1836 - 1909), основатель так называемой криминальной антропологии. Кроме преступников, его интересовали люди искусства, для которых он ввел особую категорию «маттоидов».
Маттоиды, по его убеждению, это промежуточная между здоровьем и болезнью группа, в которую в основном попадают претенциозные посредственности, выдающие себя за людей искусства, а на самом деле - «невропаты», или «психопаты» [8, с. 117136].
Бурный и естественный процесс дегенерации был совершенно очевидным для немецкоязычного врача и литератора М. Нордау. Он достаточно точно его зафиксировал и описал на примерах видных французских представителей литературы и искусства [9]. Но определить природу вырождения он так и не сумел. В предисловии к 3-му изданию книги М. Нордау «Вырождение» писатель В. Авсеенко замечает: «Само «вырождение» есть не что иное, как неизбежное явление исторического прогресса, присущее историческому творчеству, т.е. разрушению одних форм и созиданию новых. В самых обновляющих, в самых зиждительных переворотах всемирной истории всегда присутствовало то течение, которое наш автор называет вырождением» [9, с. 4].
После небольшого экскурса в историю, вернёмся к современной неоднозначной (с точки зрения аксиологии) ситуации в культуре.
По глубокому убеждению автора этих строк, феномен вырождения сегодня более чем очевиден и широко распространён в социокультурной сфере, и при этом практически не вписан в социокультурный контекст научных изысканий (не говоря уже о творческом и аксио-антропологическом контекстах).
Психологи из Технического университета Дрездена (Германия) обнародовали данные исследования, согласно которым более 160 млн. европейцев страдают психическими расстройствами. Это почти 40% населения Европы! [10]. Большинство психических расстройств вызвано эпидемиями наркомании и депрессии, которые уже много лет сотрясают Старый континент.
Почему мы об этом говорим? Потому, что основа дегенерации практически всегда имеет психическую составляющую. Медицине известны три основных области, представляющих комплексный процесс дегенерации: аномальная психика
(наследственные психические болезни), сексуальная патология (извращения) и врождённые антропологические признаки или физические деформации человеческого
104
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
организма. Сюда можно ещё добавить врождённую порочность натуры, или отсутствие нравственного начала в человеке, что также будет свидетельством органического вырождения.
Статистика для первой и третьей областей дегенеративных проявлений находится в открытой печати и доступна для исследований. Статистику сексуальных извращений найти чрезвычайно трудно, но есть фундаментальные базовые данные, опубликованные в США докторами медицины Wittels и Kinsi. Сегодня эта информация доступна лишь узкому кругу специалистов. Но для нас она крайне важна, ибо проливает свет на тёмные вопросы философии культуры, запутанные проблемы творчества и неразрешимые загадки мнимого и подлинного искусства.
Проблема прогрессирующего процесса вырождения современного социума в научных кругах обсуждается весьма неохотно. Но глобальная сеть Интернета позволяет узнать то, что скрывается за завесами официальных оптимистических прогнозов и установок. Заходим в Yandex, набираем: «Украина занимает место в мире» и читаем все наши «лидирующие позиции». Выясняется, что на 2012 год Украина занимает первое место в мире по темпам вымирания населения [11]. За 18 лет население страны сократилось приблизительно на 7 миллионов человек. Основная причина депопуляции - высокая смертность. Чаще всего у нас умирают от курения - 100-110 тысяч человек каждый год, и от алкоголя - свыше 40 тысяч человек каждый год. По этим показателям Украина опережает Европу в три-четыре раза. По прогнозам ООН, через 20 лет количество украинцев уменьшится до 39 миллионов [12]! Украина занимает 5 место в мире по количеству потребляемого алкоголя на душу населения. А по детскому алкоголизму мы обогнали уже весь мир [13]!
Нация украинцев безнадёжно спивается. В том же Интернете через любой поисковик, набрав только два слова: «вырождение украинцев» - можно получить достаточно информации о катастрофическом положении дел с рождаемостью и смертностью в нашей стране. Только алкоголизм, наркомания, расширяющийся с ужасающимися темпами СПИД, токсикомания, курение, негативная экологическая ситуация, криминальная и бытовая преступность, травматизм - ежегодно уносит на тот свет сотни тысяч украинцев. И это не говоря уже об угрожающей бедности, постоянном недоедании многочисленной категории людей, отсутствием современного медицинского оборудования, медикаментов, бедственным наследством Чернобыля и т.д. Все эти трагические обстоятельства убивают нашу нацию ежедневно и неотвратимо. Здоровых и молодых женщин репродуктивного возраста всё меньше, но даже те, кто ещё способен рожать полноценное потомство не хотят этого делать, по причинам социально-экономической нестабильности и не уверенности в завтрашнем дне. Вырождение на сегодняшний день в Украине принимает уже необратимый характер [14, 15].
Феномен вырождения (дегенерации) в настоящее время приобрёл новую степень остроты и актуальности. Особенно он очевиден в сфере культуры. В силу своей многоаспектности и многогранности этот феномен предопределяет необходимость и предоставляет широчайшие возможности для меж- и мультидисциплинарных исследований, включающих как биологически ориентированные, психологические, психопатологические, так и философские, культурологические изыскания, а также для решения фундаментальных социокультурных проблем, в том числе связанных с эволюцией индивидуального и общественного самосознания.
Тут необходимы сравнительно-исторические и кросскультурные исследования в области психики человека и культуральной сексологии. Нужны серьёзнейшие исследования парафильных форм поведения человека и отражение данных форм в тех или иных проявленных творческих актах.
Феномен вырождения так же сложен, как и феномен самого человека. Только
105
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
философия может наиболее целостно и глубинно осмыслить гигантский пласт научных знаний о явлении вырождения человека и дать универсальный ответ на множество конкретных вопросов, только она способна дать универсальную трактовку цивилизационных проблем и выработать стратегии их преодоления.
Список використаної літератури
1. Креминский А.И. Философское творчество Ф.В. Лазарева в контексте современной ноосферной культуры / А.И. Креминский; Таврический нац. ун-т. им. В.И. Вернадского - 2-е изд., перераб. и доп. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. - 300 с., 8 л. фото.
2. Диденко Б.А. Хищное творчество / Б.А. Диденко. - М.: ТОО «Поматур», 2000. - 192 с.
3. Вильгельм Ланге-Эйхбаум. Гений безумие и слава / Л.Э. Вильгельм. -Мюнхен, 1956. - 2-е издание. - 695 с.
4. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия с обращением особого внимания на извращение полового чувства / Р. Крафт-Эбинг - СПб., 1909.
5. Ткаченко А.А. Сексуальные извращения - парафилии / А.А. Ткаченко. - М., «Триада - X» 1999. - 461 с.
6. Rose N. Psychiatry as a political science: advanced liberalism and the administration of risk / N. Rose // History of the Human Sciences, 1996. - Vol. 9. - № 2. - P. 1-23.
7. Dowbiggin I.R. Inherited Madness: Professionalisation and Psychiatric Knowledge in Nineteenth-Century France / I.R. Dowbiggin. - Berkeley, 1991.
8. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными / Ц. Ломброзо. - СПб., 1892.
9. Нордау М. Вырождение. Современные французы / М. Нордау. - М.: Республика, 1995.
10. CNN : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cnn.com
11. Украина занимает первое место в мире по темпам вымирания населения -
эксперты: [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://korrespondent.net/tech/health/395424-ukraina-zanimaet-pervoe-mesto-v-mir
12. Украина занимает пятое место в мире по потреблению алкоголя : [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
podrobnosti.ua/Здоровье/20П/02/26/755360.html.
13. Украина занимает первое место в мире по употреблению алкоголя среди детей
и молодёжи : [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.focus.ua/society/41402
14. Мы стали пить пива в 5 раз больше, чем водки : [Электронный ресурс] -Режим доступа: ukranews.com/Русский/Ukraine/2016/04/30/17767
15. Украина: проблема йододефицита приведёт к вырождению нации :
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.newsland.ru/news/detal/id/688662/cat/51
Стаття надійшла до редакції 15.05.2012 Ю.В.Федоров
СУЧАСНІ СОЦЮКУЛЬТУРШ АСПЕКТИ ФЕНОМЕНА ВИРОДЖЕННЯ (ДЕГЕНЕРАЦІЇ)
У статті дається аналіз актуального в соціокультурній сфері рубежу XX-XXI століть феномена звиродніння. Даний феномен розглядається у контексті глобальної аксіо-антропологічної та культурної кризи сучасної техногенної цивілізації.
Ключові слова: антропологічна криза, соціокультурна сфера, цінності, мистецтво, феномен звиродніння, дегенерація, негатив, деструкція.
106
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 3
Y.V. Fedorov
MODERN SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS OF THE PHENOMENON DEGENERACIES (DEGENERATION)
The analysis of a phenomenon of degeneration staticized in social-cultural sphere on a boundary of XX - the XXI-st centuries is given in article. The given phenomenon in the present paper is considered in a context of global axio-anthropological and cultural crisis of a modern technogenic civilization.
Key words: anthropological crisis, social-cultural sphere, values, art, a phenomenon, degeneration, a degeneration, a negative.
107