ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 4
И.Н. Чудновская, канд. филол. наук, доц. кафедры социологии коммуникативных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова*
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕФЛЕКСИИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
В работе представлен содержательно-тематический анализ результатов Всероссийского конкурса молодых исследователей имени Н.И. Кареева на лучшую научную работу в области социологии. На основе сопоставления итогов конкурса разных лет выявлен ряд тенденций в рефлексии социальных и социологических проблем молодыми учеными.
Ключевые слова: молодые исследователи, тенденции, Всероссийский конкурс молодых исследователей имени Н.И. Кареева на лучшую научную работу в области социологии.
The paper presents a descriptive and thematic analysis of the results of the All-Russia competition of young researchers named after N.I. Kareev for the best scientific work in the field of sociology. A number of trends in the young scientists reflection of social and sociological problems is revealed based on a comparison of the competition results in different years.
Key words: young researchers, trends, All-Russia competition of young researchers named after N.I. Kareev for the best scientific work in the field of sociology.
Развитие российской социологической науки в значительной мере определяется конгрессами, конференциями, семинарами, на которых разрабатываются и обсуждаются стратегии дальнейших научных исследований. Для построения стратегий не менее значимы конкурсы научных работ молодых исследователей, результаты которых дают возможность определить векторы будущего развития науки. В рамках представленного обзора мы остановимся на диагностико-прогностическом аспекте, основанном на содержательно-тематическом анализе конкурсных работ молодых исследователей в области социологии. Предметно-научные предпочтения молодых исследователей, с одной стороны, позволяют увидеть то, какие методологические основы и научные школы находят наибольший отклик у современного молодого поколения при изучении общества, с другой стороны, они способны показать начала формирующихся тенденций, острую свежую репрезентацию болевых проблем современного общества.
* Чудновская Ирина Николаевна, e-mail: [email protected]
Всероссийский конкурс молодых исследователей имени Н.И. Ка-реева был учрежден Российской социологической ассоциацией и социологическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова с целью выявления и поддержки лучших научных работ в области социологии, развития творческой активности молодых ученых, привлечения их к решению актуальных задач современной социологии, сохранения и развития единого научно-образовательного пространства России. На соискание премии выдвигаются оригинальные научные труды автора или коллектива авторов в виде опубликованных работ.
Решение о ежегодном проведении Всероссийского конкурса им. Н.И. Кареева было принято в октябре 2003 г. Президиумом Российской социологической ассоциации и Ученым советом социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. По положению о конкурсе награждение изначально производилось в трех номинациях: "Лучшая научная работа студента", "Лучшая научная работа аспиранта" и "Лучшая научная работа молодого ученого". Позднее в течение нескольких лет проводились специальные туры для учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей с целью вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность, профессионального самоопределения учащихся, развития у школьников творческого мышления и самостоятельности при решении научно-исследовательских задач в области обществознания.
С 2013 г. в концепцию конкурса внесены изменения: на первый план выдвинуты не статусно-возрастные, а содержательные критерии, и в качестве номинаций заявлены: "Лучшая научно-теоретическая работа" (монография, цикл статей, статья и другие работы по теоретическим проблемам социологии), "Лучшая научно-практическая работа" (монография, цикл статей, статья и другие работы, подготовленные по результатам прикладных исследований), "Лучшая научно-методическая работа" (учебно-методический комплекс, научно-методическое пособие, курс лекций, рабочая программа дисциплины, руководство по практикам, сборник упражнений и др.).
Десять лет существования конкурса позволяют сделать некоторые выводы. На рубеже ХХ—ХХ1 вв. социологи всего мира вступили в острую дискуссию о миссии социологии в современном обществе, инициированную Международной социологической ассоциацией. В последнее время научное сообщество проявляет также повышенный интерес к качеству социологических исследований и социологической периодике. Одно из свидетельств тому — круглый стол о состоянии и перспективах современной российской социологической периодики, проведенный на III Международной социологической конференции, организованной ВЦИОМ, Фон-
дом содействия изучению общественного мнения "Vox Populi" и РАНХиГС в марте 2013 г. В своем докладе Ж.Т. Тощенко отмечает как негативные тенденции в этой области: "отрыв теоретических положений от эмпирической базы, низкий методологический и методический уровень, описательность, калькулирование западной социологии, мелкотемье, слабый учет накопленного знания"1.
Г. Г. Татарова, называя подобные тенденции "профессиональными болезнями нашего сообщества", конкретизирует их, вводя, к примеру, такие метафорические виды, как "методологическая трав-мированность", "понятийный анархизм"2. Большинство выявленных черт, как и отсутствие методологической толерантности, прослеживаются нами и в конкурсных работах молодых ученых. Такое положение дел предсказуемо и при своевременной диагностике вполне исправимо. Сравнительный анализ работ, представленных на первый и на десятый конкурсы молодых ученых, демонстрирует явные положительные сдвиги в этом отношении. Молодые исследователи научно взрослеют.
Естественно, в предметное поле изучения входит тематика, коррелирующая с собственным возрастом исследователей. В работах 2004 г. такая корреляция наблюдалась совершенно очевидно. Об этом говорят, например, такие названия работ: "Восприятие студентами сказочных персонажей", "Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?". В 2013 г. такой явной закономерности, особенно среди работ победителей, не прослеживается. Однако показательны результаты контент-анализа: увеличилось количество работ о суициде в молодежной среде; в работах о молодежи и студенчестве превалируют аспекты досуга и рекреационной активности.
Естественна и заинтересованность социальными проблемами собственного региона. Надо отметить, что география участников конкурса неизменно широка: на последний конкурс были присланы работы из Астрахани, Барнаула, Белгорода, Волгограда, Екатеринбурга, Курска, Магадана, Махачкалы, Минска, Мордовии, Москвы, Нальчика, Омска, Перми, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Тюмени. В 2013 г. почти четверть авторов (24%) анализировали ситуацию в конкретном регионе. Подобный показатель фиксировался
1 Тощенко Ж.Т. Содержание современной российской периодики: основные тренды. 01.03.2013. URL: http://wciom.ru/fileadmin/nayka/gr2013/KRUG/Toshenko_ 2013_Grushin_%CA%F0%F3%E3%EB%FB%E9%20%F1%F2%EE%EB_%D2%EE% F9%E5%ED%EA%EE.ppt#257,1 (дата обращения: 11.05.2013) (Раздел "Развитие отечественной социологии (опыт анализа социологической периодики в журнале СОЦИС)").
2 См.: Татарова Г.Г. Интеграция методологического знания — неизбежный этап в социологии // Телескоп. 2012. № 6 (96). С. 6.
и в первые годы конкурса имени Н.И. Кареева и является относительно постоянным. С одной стороны, работы регионального направления, как правило, сопровождаются хорошей экспериментальной и статистической составляющей, но, с другой стороны, не часто поднимаются до обобщающего уровня решения социальных проблем. При активном интересе к региональным и локальным проблемам общетеоретическая тематика глобализации практически не находит отражения в работах молодых ученых.
Не отмечается повышенного интереса у конкурсантов и к тематике интернета. Если в 2008 г. кроме сетевых сообществ работы были посвящены интернет-технологиям в образовании, то в 2013 г. основное внимание уделяется интернет-ресурсам в политике.
Конкурс 2013 г. показал явное смещение тематических предпочтений молодых ученых в сторону политики. Более 20% присланных работ и около 30% работ-победителей исследуют политические проблемы современности. Продолжают волновать проблемы экстремизма и терроризма, но по сравнению с 2008 г., когда об этом было написано около четверти представленных работ, в 2013 г. внимание к данным проблемам идет на спад. В современном социальном контексте естествен интерес к изучению миграционных процессов и межнациональных отношений.
На протяжении десяти лет стабильны частотные показатели интереса к социологии культуры, семьи, организации, управления, проблемам бизнеса и предпринимательства, социальной адаптации.
Неизменно внимание молодых ученых к традиционным для российской социологии вопросам стратификации общества, функционированию элит, проблемам бедности. Сопоставление конкурсных показателей 2004 и 2013 гг. демонстрирует тенденцию повышения интереса к данной тематике.
Среди новых популярных у молодых исследователей социологических направлений в 2013 г. можно назвать социологию здоровья и визуальную социологию. Эта тематика год от года не сдает своих позиций, в то время как тематика, связанная с институтом дарения, социологией имиджа, отходит на задний план. Несмотря на молодой возраст исследователей, в конкурсных работах не так часто встречаются новые понятия и термины. В последние годы это такие термины, как "инфосоциализация", "инфорсмент", "дауншиф-тинг". Востребованной становится проблематика социального конструирования: от этносоциологического конструирования до социального конструирования тела.
При этом особо следует отметить конкурсную тенденцию: возрастает интерес молодых исследователей к изучению классического научного наследия. В 2013 г. около 10% работ было посвящено спе-
циальному анализу творчества классиков, в то время как в 2004 г. это направление осталось без внимания конкурсантов.
Естественно, анализ работы одного научного конкурса не может претендовать на обобщение результатов по всем работам молодых социологов, однако успешное функционирование Всероссийского конкурса имени Н.И. Кареева в течение десяти лет позволяет получить представление о научных предпочтениях и интересах современных молодых исследователей в области социологии.
Экспертная комиссия конкурса оценивала работы по следующим критериям: актуальность темы, новизна выводов, обоснованность целей, задач, гипотез, глубина разработанности проблемы автором, научная обоснованность результатов, авторский подход к разработке проблемы, источниковедческая (библиографическая) база, иллюстративность материалов (примеры, схемы, диаграммы и т.д.), стиль и грамотность написания текста, перспективность исследования.
В результате победителями Всероссийского конкурса молодых ученых имени Н.И. Кареева на лучшую работу в области социологии в 2013 г. стали следующие молодые исследователи.
В номинации "Лучшая научно-теоретическая работа" победили студенческие работы Т.С. Артемовой «Понятие "доступ" в социологической теории Дж. Рифкина» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и А.С. Тамановой "Суицид как социальное явление" (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик), аспирантская работа А.Н. Безруковой и Т.С. Палкиной "Эффективность жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях г. Волгограда и Волгоградской области" (Волгоградский государственный университет). Одинаковое количество баллов набрали работы молодых ученых Н.В. Карповой "Социология политической культуры современной России" и П.С. Каневского "Российские лобби в Европейском союзе и США: проблемы и перспективы" (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).
Монография Н.В. Карповой представляет собой научное исследование процессов формирования российской политической культуры на рубеже XX и XXI вв. в связи с влиянием политико-культурных факторов на специфику и перспективы политической модернизации России. Используя сравнительный подход, автор рассматривает роль политической культуры на разных этапах истории российских реформ и анализирует политико-культурный потенциал становления в стране гражданского общества. В работе представлен подробный анализ структуры механизма формирования политической культуры. В нем автор выделяет объективные, субъективные и ситуативные механизмы, а также политическую социализацию,
которая, выполняя свою интегрирующую роль, является стержневым элементом данного механизма. В контексте политической модернизации страны акцентируется важность политической социализации и формирования политической культуры молодежи как стратегического ресурса преобразований в современной России.
П.С. Каневский в своей статье исследует современное состояние и перспективы российского лобби в Европейском союзе и США. Тема является актуальной и в научно-теоретическом, и в прикладном аспектах, поскольку международный лоббизм, будучи междисциплинарным объектом, остается явлением малоизученным, а от степени успешности страны в отстаивании собственных интересов в международных центрах принятия решений зависят ее внутренняя стабильность, уровень влияния в мире, суверенитет.
При поддержке гранта РГНФ и АВО проведено исследование эффективности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях г. Волгограда и Волгоградской области, нацеленное на оптимизацию семейной политики в регионе. А.Н. Безрукова и Т. С. Палкина выявляют специфические особенности замещающих семей и, не удовлетворяясь имеющимися, разрабатывают собственные критерии эффективности жизнеустройства детей для гармонизации детско-родительских отношений с целью предупреждения вторичного сиротства.
А.С. Таманова в своей работе проводит комплексное исследование суицида как социального явления. Опираясь на труды классиков, автор предпринимает попытку выявить общие суицидогенные факторы, а также основные причины самоубийств и суицидальных попыток в Кабардино-Балкарии. Особое внимание уделяется понятию "смысл жизни".
Понятие "доступ" в социологической теории Дж. Рифкина анализирует Т. С. Артемова. В работе поднята проблема качества языка социологических исследований, понятийно-терминологической размытости, без преодоления которой невозможно адекватное осмысление социальной реальности.
В номинации "Лучшая научно-практическая работа" победителями признаны: в категории студенческих работ статья А.В. Даниловой "Внутренняя миграция: особенности переселения из закрытого города в областной центр" (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург); в категории работ аспирантов статья С.Г. Ушкина "Новая виртуальная оппозиция: кто она?" (Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва) и цикл статей Е.А. Рязановой "Социальные факторы риска здоровью работников промышленных предприятий" (ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населе-
ния", г. Пермь); в категории работ молодых ученых монография А.А. Яковлевой "Социальный механизм взаимодействия в сфере поддержки малого бизнеса в Алтайском крае" (Алтайский государственный университет, г. Барнаул).
Статья А.В. Даниловой опирается на материалы самостоятельно проведенного исследования выявления особенностей миграционного процесса между закрытым городом (ЗАТО) и областным центром. Определив специфику социального пространства закрытого города и описав каждую стадию миграционного процесса, автор подробно прослеживает их корреляцию. В основе исследования лежат полуформализованные интервью.
Для выявления протестного потенциала российского виртуального сообщества в качестве метода сбора первичной социологической информации С.Г. Ушкин выбрал таргетинговый поиск. Анализируя возрастные и гендерные особенности, ценностные ориентации и политические предпочтения новой виртуальной оппозиции, сравнивая протестные настроения в виртуальном и реальном сообществах, автор приходит к выводу, что виртуальная сетевая оппозиция пока не может рассматриваться как реальная политическая сила.
В цикле работ, состоящем из десяти статей и написанном на материале прикладных социологических исследований в области металлургической и нефтедобывающей отраслей, Е.А. Рязанова, анализируя социальную обусловленность здоровья, предлагает и обосновывает научные подходы и технологии исследования социальных факторов риска для здоровья работников, занятых на промышленных предприятиях во вредных условиях труда. Рассматриваются как средовые характеристики, так и саморазрушительное поведение работников. Полученные результаты создают базу для разработки программ по профилактическому управлению рисками здоровью рабочего персонала.
Области социального управления посвящена монография А.А. Яковлевой, раскрывающая социальный механизм взаимодействия муниципальных органов власти и субъектов малого бизнеса, осуществляемого в Алтайском крае. Молодой ученый анализирует понятие "малый бизнес" в условиях реформирования российского общества и экономики, описывает теоретические подходы изучения социального взаимодействия в сфере государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Победителем в номинации "Лучшая научно-методическая работа" стало учебное пособие для студентов вузов "Социология здоровья", представленное на конкурс молодым ученым Н.А. Лебедевой-Несеврей (ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения",
г. Пермь). Среди большого количества актуальных и релевантных тематических составляющих авторское внимание концентрируется на социальной детерминированности здоровья, на комплексной характеристике здоровья как социальной ценности. Управление здоровьем населения рассматривается на глобальном, государственном и региональном уровнях. При этом обосновывается важность включения специалистов-социологов в решение вопросов сохранения и укрепления здоровья населения. Пособие восполняет дефицит учебной литературы по данному курсу и способствует дальнейшей институционализации дисциплины.
Завершая обзор, следует отметить, что молодые ученые, не только пишущие работы, но и выдвигающие их на конкурс, вследствие своей активности, вероятно, в дальнейшем будут оказывать большое влияние на динамику социологической науки. В связи с этим конкурсы научных работ молодых исследователей можно рассматривать не просто как отображающее реальность зеркало, а как увеличительное стекло социологической рефлексии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Татарова Г.Г. Интеграция методологического знания — неизбежный этап в социологии // Телескоп. 2012. № 6 (96).
Тощенко Ж.Т. Содержание современной российской периодики: основные тренды. 01.03.2013. URL: http://wciom.ru/fileadmin/nayka/gr2013/ KRUG/Toshenko_2013_Grushin_%CA%F0%F3%E3%EB%FB%E9%20%F1 %F2%EE%EB_%D2%EE%F9%E5%ED%EA%EE.ppt#257,1, (дата обращения: 11.05.2013) (Раздел "Развитие отечественной социологии (опыт анализа социологической периодики в журнале СОЦИС)").