УДК:316
МАЗУНИНА Наталья Александровна, аспирант кафедры истории и философии, Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет, Москва, Россия [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТРАЖЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье приводится анализ современных российских СМИ в контексте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Автор описывает особенности освещения проблемы социальной интеграции в общих и специализированных российских СМИ, а также приводит результаты проведенных исследований. В заключение делаются выводы и даются некоторые рекомендации по улучшению существующей информационной поддержки процесса интеграции лиц с ОВЗ в современной России.
Ключевые слова: социальная интеграция, лица с ограниченными возможностями, специализированные средства массовой информации, информационная поддержка, «Инва Медиа ТВ».
MAZUNINA Natalya Alexandrovna, Postgraduate Student, Chair of History and Philosophy, Moscow State Humanitarian University, Moscow, Russia [email protected]
RUSSIAN MASS MEDIA NOWADAYS AS A TOOL REFLECTING PROGRESS IN SOCIAL INTEGRATION OF PHYSICALLY CHALLENGED PEOPLE
The paper provided with a review of the contemporary Russian mass media (operating) in the framework of social integration of physically challenged people. The author described specifics of covering the issue of social integration in both general and specialized Russian mass media completing a description with the study outcomes as well. In conclusion the author formulated the findings and gave some recommendations to improve the existing information support for integrating physically challenged people into the contemporary Russian life.
Keywords: social inclusion, physically challenged people, specialized media, information support, «Inva Media TV»
Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья остается одной из самых актуальных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Многие из тех проблем, которые испытывают люди с инвалидностью и их семьи, возникают по причине общественных предубеждений.
Актуальность данной темы определяется тем фактом, что средства массовой информации (СМИ) как отражают, так и во многом формируют ценностные ориентации общества, в том числе и отношение населения к проблеме инвалидов. Средства массовой информации выступают важным фактором социальной адаптации данной категории граждан, не только определяя их систему ценностей, но и влияя на отношение общества к данной категории населения.
«Такие ценностно-формирующие и социально-конструкционные функции СМИ проявляются самопроизвольно или целенаправленно независимо от того, какой носитель информации публикует медийный контент: федеральное или региональное издание или собственное издание организаций инвалидов» [2, с. 237].
Результаты многочисленных исследований [1, 3] показывают высокую включенность инвалидов в процесс восприятия массовой информации, их повышенное внимание к материалам СМИ.
Центральное правление Всероссийского общества инвалидов, например, издает газету «Надежда». Это ежемесячное издание выходит тиражом 13 200 экземпляров и информирует читателей и общество о насущных потребностях инвалидов, их проблемах и правах.
Тираж крупнейшего издания сообщества инвалидов газеты «Русский инвалид» (основана 1 февраля 1813 г. и выходила до 1917 г.; в 1992 г. ее издание возобновлено) насчитывает 20 000 экземпляров. Следует указать, что отделения ВОИ в субъектах Российской Федерации издают также более 20 региональных газет.
В сентябре 2011 г. по инициативе группы депутатов Государственной Думы РФ, Совета Федерации ФС РФ, ряда крупнейших общественных организаций инвалидов, а также Международного Паралимпийского Комитета начал спутниковое вещание первый социальный телеканал «Инва Медиа ТВ» [1, с. 2] Телеканал в марте 2011 г. начал интернет-вещание, а в сентябре 2011 г. «Инва-ТВ» транслирует сигнал, который принимают партнеры - региональные кабельные и спутниковые операторы. В настоящее время количество операторов платного ТВ, в сетях которых присутствует данный телеканал, насчитывает более 60 независимых контрагентов по всем регионам России. Сигнал распространяется через спутник «Триколор», сеть кабельных операторов компании «Ростелеком», «Газпром медиа системы», «Наука и связь». Вещание также осуществляется в сети Интернет на официальном сайте телеканала.
Контент адаптирован под нужды слабослышащих телезрителей посредством сурдоперевода, а каждый выпуск новостей сопровождается «бегущей строкой», в которой дублируется информация новостных сюжетов.
За время работы в эфир вышло более пяти тысяч телепрограмм, охватывающих все направления жизни сообщества. Самые популярные из них: «Академия здоровья», «Доступный туризм», «Доступная среда». Все эти программы являются авторскими.
На данный момент целевая аудитория телеканала составляет более 35 млн. человек. В числе телезрителей «Инва Медиа ТВ»: инвалиды, их родственники, родные и близкие, медицинский, обслуживающий персонал, социальные работники, а также маломобильные группы населения, имеющие те же проблемы, что и инвалиды. Однако целевая аудитория представляет собой общность людей, на которую, как в мишень, направлено телевизионное или рекламное сообщение. А вот, сколько человек в действительности смотрит его, можно узнать, рассчитав телевизионный рейтинг - определяющий критерий конкуренции между каналами. Он является показателем заинтересованности в той или иной программе (телеканале). Рейтинг - это потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны. Но подобные данные в случае с «Инва-ТВ» принадлежат каналу и предоставляются только по определенным запросам.
В целом положение канала стабильно. Однако говорить о перспективах его развития сложно, поскольку все зависит от потока финансирования со стороны Параолимпийского комитета и других спонсоров.
В регионах также имеется опыт существования телевизионных программ, которые создаются при непосредственном участии инвалидов и выходят с определенной периодичностью. Например, 20-минутная передача «Десница», которая еженедельно выходит в Самаре, или программа «Калейдоскоп новостей», созданная партнерством. Из федеральных каналов лишь ТВЦ с 2007 г. выпускает одну подобную программу - «Фактор жизни». Создатели передачи касаются таких тем, как: городская инфраструктура для людей с ОВЗ, методы повышения уровня жизни инвалидов, деятельность социально-реабилитационных центров и спортивных организации □, решение проблемы образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Однако и этот проект испытывает хронический недостаток в финансировании.
Массовая же пресса обращается к проблемам инвалидности не так часто. Тема интеграции далеко не самая популярная в СМИ, хотя заметна тенденция к постепенному увеличению числа публикации □. Появляется и все больше аналитических, и проблемных статей, истории □, очерков, то есть, именно, такие публикации, которые интересны широкой аудитории и могут повлиять на формирование общественного мнения по отношению к инвалидам, знакомя читателей с проблемами, способами их решения и людьми, которые эти проблемы решают -для себя или для других.
Основываясь на результатах анализа прессы (центральные и московские газеты, российские интернет-порталы, блоги и сайты средств массовой информации, частично или полностью посвященные проблемам инвалидов), можно констатировать, что социальная позиция людей с ограниченными возможностями в СМИ чаще всего отражает их уязвимость, зависимое положение. Вторая по частоте появления группа раскрывает разнообразные аспекты ущемления прав инвалидов, критики действий властей, работодателей [1, с. 3].
Как отмечает В.А. Петросян: «Образы лиц с ограниченными возможностями здоровья, как обычных людей с их проблемами и достижениями, трактованные в толерантной манере, показывающие интересные факты повседневной жизни инвалидов из сферы семейных отношении □, воспитания детей, работы, учебы представлены крайне редко» [4]. Таким образом, средства массовой информации, как и массовая культура в целом, несут в своем контенте многослойное содержание: кроме фактической информации большое значение имеет ее образное наполнение, эмоциональный посыл.
Чтобы выявить проблемы освещения процесса интеграции в современных СМИ и попытаться найти пути их решения, я провела собственное исследование в форме сплошного интернет-опроса. Позднее был выделен репрезентативный признак - наличие у респондентов инвалидности. Форма опроса была размещена в сети <^оод!е+», а ссылки на него распространялись через социальные сети «^асеЬоок», «В контакте» и «Одноклассники». Продолжительность опроса составила один месяц. Количество опрошенных - 180 человек. В нем приняли участие русскоязычные жители 5 стран, 45 городов и населенных пунктов.
Говоря об итогах опроса, первую очередь хотелось бы отметить, что большая часть его респондентов - женщины (73%) с высшим образованием. Данная закономерность прослеживается и в ряде других социальных исследований и подтверждает тот факт, что так же все соци-
альные и социокультурные проблемы в большинстве своем осознаются, переживаются и обсуждаются образованными индивидами, как правило, женщинами.
Большинство опрошенных (85%) выступает за интеграцию лиц с ОВЗ в общество, при том, что 72% опрошенных не относится к категории инвалидов и интересуется данной проблемой только потому, что она им «интересна как одна из проблем общества» (46%).
При этом они указывают на недостаточный уровень освещенности данной темы в средствах массовой информации (54% от общего числа опрошенных и 56% от респондентов-инвалидов) и изъявляют желание более широкого ее распространения в СМИ (51% и 58% соответственно). Причем 75% здоровых респондентов интересуются выпусками телевизионных передач и документальных фильмов, затрагивающих тему инвалидности.
Что касается отношения к специализированным периодическим изданиям («Надежда», «Русский инвалид») и другим узконаправленным СМИ, то здесь большинство здоровых респондентов (41%) выступает за необходимость их существования. Однако, видимо, в силу их специфики, обнаруживается либо полная неосведомленность о них (45%), либо незаинтересованность в подобных изданиях.
Таким образом, отмечается противоречие в самой концепции специализированных СМИ. Ведь, с одной стороны, они представляют интересы лиц с ОВЗ, с другой - создают своеобразное «информационное гетто».
Среди недостатков подобного рода СМИ целевая аудитория отмечает слишком узкую их направленность (36%), недостаток достоверности (24%) и недостаток необходимой информации (22%). Среди преимуществ большинством указывается так называемая «стимулирующая функция» (42%). Получается, что представленность интересов на медийном поле важнее полноты и достоверности информации.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что существующая информационная поддержка процесса интеграции лиц с ОВЗ в современной России действительно недостаточно эффективна и нуждается в изменениях. Специализированные СМИ не решают проблему освещения темы интеграции в полной мере по причине изначальной узости своей аудитории и недостаточного финансирования.
Решение данной проблемы, на мой взгляд, заключается в следующем:
1. Необходимо расширять целевую аудиторию существующих специализированных изданий, расширяя их тематику.
2. Желательно привлечение дополнительного финансирования для рекламы и раскрутки СМИ, обеспечивающих информационную поддержку процесса интеграции лиц с ОВЗ в современное российское общество.
3. Проблеме интеграции следует уделять больше внимания в центральных СМИ.
Сейчас принято считать, что инвалидность ограничивает возможности отдельного человека в выполнении целого ряда видов деятельности. На деле этот термин применяется, как правило, тогда, когда следует подчеркнуть ослабление или отклонение какого-либо показателя от нормы, то есть неполноценность личности, с которой общество вынуждено считаться. На большинстве языков данный термин означает «менее способный», «с ограниченными функциями», «лишенный», «отклоняющийся от нормы».
Те, кто рассматривают инвалидность без учета факторов окружающей среды, возлагают всю ответственность за данную проблему исключительно на индивида. Подобное определение проистекает из традиционного отношения к инвалидности, как к отклонению от нормы, игнорируя другие индивидуальные и социальные факторы, которые в совокупности и составляют данный феномен.
Не стоит забывать о том, что инвалидность можно охарактеризовать как влияние отклонений от нормы, предопределенное окружающими условиями жизни, которое при взаимодействии с другими факторами и в конкретной социальной обстановке может заставить человека испытывать излишние неблагоприятные ощущения в его личной или профессиональной жизни.
Понятие предопределенности окружающих условий жизни означает, что на результат отклонений от нормы влияет целый ряд факторов, включающий превентивные, коррекционные и компенсационные мероприятия, а также меры технологического и адаптационного характера.
Данное определение признает, что при тех условиях жизни, где существует меньше препятствий, одно и то же отклонение от нормы может проистекать без каких-либо существенных последствий.
Однако, часть людей с ограниченными возможностями, к сожалению, испытывает значительные неудобства даже в идеальной обстановке, где все им сочувствуют. В таких случаях социальная интеграция способна в значительной степени уменьшить чувство неполноценности и степень зависимости, однако она не может изменить основную реальность, которая заключа-
ется в том, что для многих из тех, кто страдает серьезной инвалидностью, участие в общественной и социальной жизни продолжает оставаться ограниченным. В частности, именно для этих групп социальная защита и мероприятия, направленные на создание благоприятных условий, будут по-прежнему играть более весомую роль, нежели процесс полной социальной интеграции [5, с. 39-40].
Но это не значит, что люди, которые имеют тяжелую форму инвалидности, должны вести замкнутый образ жизни, а присущие им ограничения следует рассматривать как основание для изоляции и исключения их из жизни сообщества. Одним из главных факторов, обусловливающих крайне осторожное обращение с использованием определения инвалидности, является широко распространенная практика превращения человека, который идентифицирован таким образом и на которого навесили соответствующий ярлык, в объект для дискриминации. Именно поэтому современным российским СМИ необходимо персонифицировать выражения, связанные с инвалидностью. Например, «человек с инвалидностью», «человек с трудностями в общении» и т. п.
Здесь следует еще раз подчеркнуть, что инвалидность есть одна из форм социального неравенства. Она - скорее социальное, а не медицинское понятие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Головина Т.А. Отражение журналистами феномена инвалидности в СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2013. - №2. -Воронеж, 2013.
2. Казакова В. Дети-инвалиды провели митинг в поддержку инклюзивного образования в Москве http://www.ria.ru/analytics/20120410/622519540.html.
3. Лукина М.М. Интервью: Люди и обстоятельства: http:// evartist.narod.ru/text5/40.htm.
4. Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дисс. д. соц. наук. - М., 2011.
5. Бавельский А.Д. Безбарьерный туризм в Москве. - М.: Логос, 2013.
REFERENCES
1. Golovina T. Reflection of journalists phenomenon of physically challenged persons in the media // Herald of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. - 2013. - №2. - Voronezh, 2013. - P. 2-3
2. Kazakova V. Children with disabilities held a rally in support of inclusive education in Moscow http://www.ria.ru/analytics/20120410/622519540.html.
3. Lukin M. Interviews: People and circumstances: http: // evartist.narod.ru/text5/40.htm.
4. Petrosyan V.A. Integration of Persons with Disabilities in the Russian society: diss. d. soc. Science. - M., 2011. - P. 237.
5. Bavelsky A.D. Disability tourism in Moscow. Tutorial. - M.: Logos, 2013. - P. 39-40.