Научная статья на тему 'Современные реалии интегральных особенностей эффективного выполнения соревновательной нагрузки'

Современные реалии интегральных особенностей эффективного выполнения соревновательной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITY / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА / COMPETITIVE LOAD / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / TRAINING LOAD / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губа В.П.

В статье рассматриваются концептуальные вопросы определения соревновательной и тренировочной нагрузок спортсменов в соответствии с новыми требованиями к рассматриваемому процессу в конкретных видах спорта. Приводится методологическое обоснование морфологической, функциональной, психолого-педагогической, биомеханической, генетической, восстановительной и воспитательной характеристик, составляющих нагрузку, которые должным образом обеспечивают достижение спортсменом эффективного уровня готовности к главным соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губа В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern time realities of integral features of effective performance of competition load

The article deals with conceptual issues of the definition of competitive and training loads of athletes incompliance with the new requirements to the examined process in specific sports. There is given a methodological substantiation of the morphological, functional, psychopedagogical, biomechanical, genetic, restorative and educational characteristics that make up the load that enable athletes to achieve the effective level of preparedness for major competitions.

Текст научной работы на тему «Современные реалии интегральных особенностей эффективного выполнения соревновательной нагрузки»

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 25.06.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.П. Губа1

Смоленский государственный университет, Смоленск

MODERN TIME REALITIES OF INTEGRAL FEATURES OF EFFECTiVE PERFORMANCE OF COMPETITION LOAD

Professor, Dr.Hab., Honorary Figure of Russian Higher Education V.P. Guba1 1 Smolensk State University, Smolensk

Информация для связи с автором: fkgv@shu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные вопросы определения соревновательной и тренировочной нагрузок спортсменов в соответствии с новыми требованиями к рассматриваемому процессу в конкретных видах спорта. Приводится методологическое обоснование морфологической, функциональной, психолого-педагогической, биомеханической, генетической, восстановительной и воспитательной характеристик, составляющих нагрузку, которые должным образом обеспечивают достижение спортсменом эффективного уровня готовности к главным соревнованиям.

Ключевые слова: спортивная деятельность, тренировочная деятельность, соревновательная нагрузка, тренировочная нагрузка, индивидуализация.

Annotation

The article deals with conceptual issues of the definition of competitive and training loads of athletes incompliance with the new requirements to the examined process in specific sports. There is given a methodological substantiation of the morphological, functional, psychopedagogical, biomechanical, genetic, restorative and educational characteristics that make up the load that enable athletes to achieve the effective level of preparedness for major competitions.

Keywords: sports activity, training activity, competitive load, training load, individualization.

Введение. В теории и практике спортивной тренировки в различных видах спорта по сей день существует целый ряд противоречий, связанных с выбором и эффективным соотношением объема, интенсивности и продолжительности нагрузки в различные периоды подготовки (подготовительный, соревновательный, тренировочный), обеспечивающих эффективный рост спортивного мастерства атлета на протяжении всей спортивной карьеры [4-6].

В связи с увеличением объема, а в некоторых случаях и интенсивности соревновательной практики, как в циклических, так и в ациклических видах спорта в настоящее время специалистам не удается дать прямого ответа на вопросы, связанные с необходимостью применения различных объемов соревновательной и тренировочной нагрузок, а также контролировать их интенсивность для достижения высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Этот извечный вопрос, который тренер задает самому себе на протяжении всего тренировочного и соревновательного процессов при подготовке спортсменов различного пола, возраста и специализации, стал объектом нашего исследования.

Цель исследования - с учетом современных реалий развития спорта выявить основу особенности определения объемов и интенсивности нагрузки, выполняемой спортсменами

в различных дисциплинах на протяжении тренировочного и соревновательного процессов.

Методика и организация исследования. Основными методами исследования стали педагогическое наблюдение, а также расчет объемов нагрузки и ее интенсивности на различных этапах тренировочного процесса, которые позволили изучить особенности применения тренировочной и соревновательной нагрузок в различных видах спорта. Всего в исследовании приняли участие свыше 300 спортсменов в возрасте от 8 до 30 лет высокой для своего возраста квалификации, являющиеся воспитанниками футбольных академий: «Спартак», «Локомотив» и ЦСКА (филиал, Смоленск), а также спортивных игр, легкой атлетики и спортивных единоборств Смоленска и Москвы.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что основная часть специалистов при определении величин тренировочной и соревновательной нагрузок для спортсменов различного возраста, пола и видов спорта в настоящее время продолжают руководствоваться данными, разработанными в 80-е гг. прошлого века [2, 3, 5]. Такой подход, на наш взгляд, является весьма спорным, так как произошли существенные изменениях в распределении нагрузок по сравнению с традиционным представлением, обозначенным в классической оте-

чественной спортивной литературе. Так, прежде всего во многих видах спорта изменились правила проведения соревнований, о чем свидетельствует увеличение количества стартов в соревновательном дне, микроцикле, мезоцикле и макроцикле, большая группа спортсменов, готовясь, например, в легкой атлетике к зимнему чемпионату мира, пропускают летний, и наоборот. Для удобства анализа нагрузки была предложена схема по видам спорта (рис. 1).

Понятие «соревновательно-тренировочный микроцикл» применяется как обобщающее, отражающее сущность рассматриваемого процесса.

Современные исследования, проведенные рядом специалистов [1, 7] в различных областях спортивной науки, предлагают уходить от традиционного подхода к тренировочной и соревновательной нагрузке и придерживаться следующих вариантов в зависимости от избранного вида спорта:

- статическая нагрузка, представленная в основном в силовых видах спорта (тяжелая атлетика, силовое троеборье и т. д.);

- динамическая нагрузка (основная масса циклических видов спорта, которые предъявляют высокие требования к развитию скоростных, силовых, координационных способностей, а также выносливости и гибкости);

- кинематическая - выполнение технических элементов на основе запредельных нагрузок (изменяется в сторону ухудшения техника двигательного действия в игровых видах спорта, единоборствах).

При построении учебно-тренировочного занятия в настоящий момент важно также конкретно определить индивидуальную составляющую нагрузки, которая обеспечит повышение спортивного мастерства занимающегося с учетом пола и возраста, как в циклических, так и в ациклических видах спорта, ориентируясь на его морфологическую, функциональную, психолого-педагогическую, биомеханическую, генетическую, а также восстановительную способности, акцентируя внимание на воспитательном процессе всего занятия, который, бесспорно, в настоящий момент специалистами обделен вниманием, что, безусловно, сказывается на эффективности всего процесса.

Проведенные на протяжении последних нескольких лет исследования в данной области показывают, что в тренировочном процессе необходим точный структурный перенос соревновательных условий со всеми его нюансами. Так, выходя на несколько пиков повышения нагрузки в период одного занятия, тренер тем самым моделирует не только условия соревнований (игра, технический перерыв, заминка, опять игра и т. д.), но и в короткое время пауз успевает сделать необходимые дополнения или изменения по ходу соревнований, столь существенно впоследствии отражающиеся на конечном результате.

Нагрузка (тренировочная единица)

Рис. 1. Схема распределения соревновательной нагрузки и ее интенсивности в различных видах спорта в соревновательно-тренировочном микроцикле

Рис. 2. Варьирование тренировочной нагрузки в процессе учебно-тренировочного занятия (примерная схема проведения занятия по спортивным играм: а) раньше, б) сейчас)

Таким образом, выводя спортсмена на пик интенсивности по нескольку раз за время одного занятия, тренер тем самым приближает его к условиям соревнований, давая прочувствовать объемы выполняемых двигательных действий несколько раз, а не один раз, как это было принято ранее (рис. 2).

Вывод. Впервые проведенное сравнительное исследование по целому ряду различных специализаций позволило выявить современные тенденции совершенствования тренировочного процесса в сравнении с общепринятыми, а также определить пути эффективного совершенствования тренировочного процесса как юных, так и высококвалифицированных спортсменов.

Литература

1. Антипов А.В. Направленность и содержание тренировочных нагрузок в практике подготовки юных футболистов / А.В. Антипов, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 1. - С. 68.

2. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 310 с.

3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

4. Губа В.П. Интегральные основы спортивной тренировки (методы оценки и прогнозирования) / В.П. Губа // LAP LAMBEDT, Academic Publishing. - 2012. - 360 с.

5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель: ACT, 2004. - 863 с.

7. Селуянов В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки / В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова. - Долгопрудный: Издательский дом «ИнТеЛЛЕкТиКо», 2012. - 160 с.

References

1. Antipov, A.V. Napravlennost' i soderzhanie trenirovochnykh nagruzok v praktike podgotovki yunykh futbolistov (Purpose and content of training loads in practice of training of junior football players) / A.V. Antipov, V.P. Guba // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 1. - P. 68.

2. Vaytsekhovskiy, S.M. Kniga trenera (Trainer's Book) / S.M. Vaytsek-hovskiy. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1971. - 310 P.

3. Godik, M.A. Kontrol' trenirovochnykh i sorevnovatel'nykh nagruzok (Training and competitive load control) / M.A. Godik. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1980. - 136 P.

4. Guba, V.P. Integral'nye osnovy sportivnoy trenirovki (metody otsenki i prognozirovaniya) (Integral bases of sports training (methods of evaluation and forecasting) / V.P. Guba // LAP LAMBEDT, Academic Publishing. - 2012. - 360 P.

5. Matveev, L.P. Osnovy sportivnoy trenirovki: ucheb. posobie dlya insti-tutov fizicheskoy kul'tury (Fundamentals of sports training: study guide for Institute of Physical Culture) / L.P. Matveev. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1977. - 280 P.

6. Ozolin, N.G. Nastol'naya kniga trenera: Nauka pobezhdat' (Coach's Handbook: The Science of Winning)/ N.G. Ozolin. - Moscow: Astrel': AST, 2004. - 863 P.

7. Seluyanov, V.N. Futbol: problemy fizicheskoy i tekhnicheskoy pod-gotovki (Football: problems of physical and technical training) / V.N. Seluyanov, K.S. Sarsaniya, V.A. Zaborova. - Dolgoprudnyy: INTELLEK-TiKo, 2012. - 160 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.