Научная статья на тему 'Современные реалии финансового обеспечения американской системы образования'

Современные реалии финансового обеспечения американской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВУЗОВ / ЧАСТНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева О.В., Суховеева А.А.

Анализируются основные показатели развития системы образования в США, определяется роль государственных и частных источников ее финансирования, выделяются особенности финансового обеспечения высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные реалии финансового обеспечения американской системы образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

неподкрепленные реальными фактами, решения могут стать причиной ухода предприятия с рынка, банкротства, неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов. Затраты должны находиться под постоянным контролем, необходимо предпринимать усилия по оптимизации расходов, но не в ущерб качеству продукции или услуг.

Учет затрат не является единственной задачей, стоящей перед управленческим учетом. Не менее важным представляется калькулирование затрат, заключающееся в расчете различных вариантов решения каждой поставленной задачи. По итогам расчетов управленческое звено выбирает наиболее оптимальный вариант.

Список использованной литературы:

1. Сальников В.В., Бабыкина Е.С. Измерение затрат в системе управленческого учета // В сборнике: Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций Материалы X Международной научно-практической конференции. 2015. С. 23-26.

2. Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (30). С. 40-49.

3. Халяпин А.А. Оптимизация структуры бухгалтерского баланса как фактор повышения финансовой устойчивости организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 954-983.

4. Алексеева М.С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 175-177.

5. Алексеева М.С. О конституционности ограничении свобод обучающегося // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 78-80.

© Алексеев В.М., 2016

УДК 336.6

О.В. Андреева

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

А.А. Суховеева

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Финансы» Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Анализируются основные показатели развития системы образования в США, определяется роль государственных и частных источников ее финансирования, выделяются особенности финансового обеспечения высших учебных заведений.

Ключевые слова

Источники финансирования образования, государственная поддержка вузов, частные пожертвования.

Система образования в Соединенных штатах Америки - богатейшая в мире. Такой результат обеспечивается преимущественно за счет государственного финансирования, которое соответствует по объему аналогичному показателю по ЕС (27 стран). Проведение целенаправленной государственной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

политики в последние десятилетия позволило достичь высокого уровня финансирования американской системы образования в целом. Так, государственные и частные затраты на образование (без расходов на «образование взрослых» - профессиональную подготовку преимущественно без отрыва от производства) заметно возросли в 80-е и 90-е гг. XX в. - на 70% и составили в 2005 г. 878 млрд. долл., или около 7,5% ВВП, что заметно превосходило годовые расходы США на военные цели (495 млрд. долл. - 4,0% ВВП в том же году) [1, С.8]. В 2014 году общий объем расходов на образование достиг показателя в 1231,7 млрд. долл., или 7,1% ВВП [2]. В этой связи уместно подчеркнуть невозможность сравнения таких консолидированных данных с нашей страной, так как о реальных объемах частных источников неизвестно (данный вопрос поднимался нами ранее [3, С. 51-52]).

В рамках «образования взрослых» с 2001 г. в различных программах обучения поучаствовало 92 млн. человек, или 46% взрослого населения страны.

Важнейшая особенность американской системы образования, как мы отметили, - преобладающая роль бюджетных ресурсов государства в его финансировании. В 2014 г. государственные расходы на образование составили 902,09 млрд. долл., или 5,2% ВВП [4, С.220].

Тем не менее, перед современным американским средним образованием продолжает стоять задача модернизации школьного образования: требуется усилить помощь ученикам с ограниченными возможностями и школам, в которых они обучаются, создать условия для лучшей подготовки и поддержки учителей, а также обеспечить выпускникам школ возможность поступать в колледжи и университеты [5, С.11]. В Бюджетном послании Президента Б. Обамы Конгрессу США в 2015 году [6] отмечалось, что примерно 40% студентов обучаются в Communitycollege - «муниципальных колледжах». Двухгодичная программа подготовки в этих колледжах должна стать такой же доступной и всеобщей, как и современная средняя школа. Преимущество такой подготовки заключается в возможности приобретения конкретных навыков (с присвоением профессионального или технического сертификата или диплома младшего специалиста) либо дальнейшего поступления на бакалаврскую программу в университет сразу на 3-й курс. А в 2016 году в своем Бюджетном послании Президент США сделал акцент на высшем образовании, заявив, что качественное высшее образование должно быть доступно для каждого американца [7].

Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования составляют высшие учебные заведения. В 2013 г. в США насчитывалось 4,3 тыс. учреждений высшего образования -1,85 тыс. являлись государственными и 2,45 тыс. - частными. Среди них особую роль играют так называемые исследовательские университеты (всего в начале XXI в. к ним относились 235 университетов), которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки и подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации.

Именно эти университеты, где обучаются примерно 2,8 млн. студентов, получают большую часть государственной поддержки на проведение фундаментальных исследований, в них присуждается наибольшее число докторских степеней в различных науках. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только в США, но и в мире. Среди этих исследовательских университетов можно назвать такие, как Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэндфордский, Колумбийский, Пенсильванский, Корнельский университеты, Массачусетский и Калифорнийский политехнические институты и другие, известные во всем мире, высшие учебные заведения [8].

По прогнозным данным, в 2016-2017 учебном году американскую высшую школу окончат 3,8 млн. выпускников, из них: 973 тыс. младших специалистов, 1,8 млн. бакалавров, 824 тыс. магистров и 182 тыс. докторов наук в различных областях знаний [9, С.569].

Такие высокие показатели уровня высшего образования в стране были достигнуты во многом благодаря массированной государственной поддержке данной сферы. Начиная, особенно с 70-х гг. XX в., были приняты десятки законодательных актов, направленных на создание условий для всемерного развития высшего (и среднего) образования, на интеграцию науки и образования, защиту интеллектуальной собственности, кооперацию государства, университетов и частного бизнеса в области научных исследований, на государственную поддержку студентов и университетов в целом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Американские вузы (общественные вузы, частные вузы, принадлежащие некоммерческим организациям и частные вузы, принадлежащие коммерческим организациям) получают финансирование из одних и тех же источников, однако существуют различия в объемах финансирования различных категорий.

На протяжении последних 50 лет структура источников финансирования системы высшего образования США оставалась практически неизменной. В то же время, под влиянием политических и социально-экономических процессов в стране в этот период происходило постоянное перераспределение их доли в финансировании вузов различных категорий.

Бюджетные средства вузы получают из трех источников - от федерального правительства, правительств штатов и местных властей. Однако основную часть средств, выделяемых на высшее образование от федерального правительства, вузы получают через правительства штатов или местные власти. Штаты и местные власти определяют объемы финансирования конкретных вузов, а федеральное правительство осуществляет периодический контроль данного процесса.

Государственное финансирование высшего образования в США осуществляется по трем основным направлениям: финансирование научных исследований, предоставление финансовой помощи вузам и предоставление финансовой помощи студентам.

Для этого усиливается финансирование PellGrant (грантов имени сенатора Клейборна Пелла, действуют с 1965 года) - американская федеральная студенческая стипендия, безвозмездно выделяемые бюджетные средства на оплату обучения конкретного студента. Ее размер зависит от финансового положения семьи студента, стоимости обучения и других факторов.

По прогнозам, намного быстрее будет расти количество рабочих мест в науке, технологиях, инженерии, математике, поэтому в 2017 году бюджетные средства приоритетно будут направляться в развитие математических и естественных наук. Это позволит лучше подготовить американских студентов для современной инновационной экономики [7].

Внесение нововведений в Национальную систему профессионального обучения двухпартийным законом «Workforce Innovation and Opportunity Act» (2015 год) позволяет обеспечить профориентацию для безработных, расширение практики «учись и зарабатывай» (возможность получать заработную плату параллельно с процессом приобретения новых навыков) и др.

Высокий уровень государственных расходов на образование прямым образом влияет на конкурентоспособность страны, занимающей первую позицию в соответствующем рейтинге [10, С. 774].

На начало ХХ1 века основными источниками частного финансирования являются частные лица, благотворительные фонды (как правило, на общие нужды высших учебных заведений) и корпорации (преимущественно на научные исследования). Половину всех затрат частных лиц составляют пожертвования бывших выпускников вузов, и данный факт является отличительной особенностью американского частного финансирования.

Список использованной литературы:

1. Budget Options. February 2007 - Параметры бюджета. Февраль. 2007 г. URL: https://www.cbo.gov/sites/default/files/110th-congress-2007-2008/reports/02-23-budgetoptions.pdf

2. National Center for Education Statistics - Национальный центр статистики образования США. URL: http: //nces.ed.gov/programs/digest/d14/

3. Андреев А.С., Андреева О.В. Система образования: современное состояние, тенденции развития в условиях модернизации России: монография. - Азов, 2010. - 178 с.

4. World Statistics Pocketbook, 2016 edition. Series V, No. 40 - Всемирный Статистический Справочник, 2016 г. Серия В., №40. (автор. перевод с англ.).

5. Андреева О.В. Социальные приоритеты современной бюджетной политики США. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики / Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 10-13.

THE BUDGET MESSAGE OF THE PRESIDENT - Бюджетное послание Президента США Б. Обамы от 02.02.2015 г. (автор. перевод с англ.). URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/ omb/budget/fy2016/assets/message.pdf

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

6. THE BUDGET MESSAGE OF THE PRESIDENT - Бюджетное послание Президента США Б. Обамы от 02.02.2016 г. (автор. перевод с англ.). URL: https://fraser.stlouisfed.org/docs/publications/usbudget/BUDGET-2017-BUD.pdf

7. Рейтинг университетов США в 2015 г. URL:http://www.educationindex.ru/artides/vysshee-obrazovanie-v-ssha/reyting-vuzov-ssha/national-ranking-usa-2015/

8. Snyder, T.D., de Brey, C., and Dillow, S.A. (2016). Digest of Education Statistics 2014 - Снайдер. Т.Д., де Брей, Диллоу С.А. Дайджест статистики образования 2014 г. Апрель 2016 г. URL: http://nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=2016006

9. Пужаева О.М., Андреева О.В. Социальная направленность государственных расходов различных стран. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: "Лучший научно-исследовательский проект 2016", "Лучшее научное эссе 2016". Научный центр "Олимп". 2016. С. 773-775.

© Андреева О.В., Суховеева А.А., 2016

УДК 330.145

Антонов А.П.

к.т.н., доцент кафедры Экономики и Менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии

г. Москва, Российская Федерация

ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ ТЕРМИНОВ «ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА», «ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ» И «ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ»

Аннотация

В экономической литературе используются различные термины для описания процесса обращения имущественных ценностей, принадлежащих организации. Эти термины имеют свои особенности применения, что делает актуальным рассмотрение их взаимных связей.

Ключевые слова

Текущий актив, оборотный актив, оборотный капитал, оборотные средства, оборотные фонды, фонды обращения

Процесс производства блага в ходе социально-экономической деятельности заключается в переносе стоимости исходных активов в готовый продукт. Актив, как элемент социально-экономического процесса, -это то имущество организации, которым она распоряжается в результате прошлых событий, и от которого ожидает экономической выгоды в будущем [8]. Актив может реализовываться без каких-либо изменений, может быть преобразован или участвовать в процессе изменения другого актива. Может приобретать разные формы и обеспечивать как основную, так и второстепенные виды деятельности организации. Среди широкой типологии активов организации можно выделить те из них, которые обеспечивают основную деятельность, полностью перенося свою стоимость на готовый продукт. Такие активы принято называть текущими или оборотными.

В экономической литературе для обозначения той части имущества организации, которая участвует в обеспечении её текущей деятельности и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт в рамках одного цикла обращения, используются такие термины как оборотные средства, оборотный капитал, оборотные (текущие) активы и пр. Для выявления их взаимосвязи необходимо очертить сферу применения и характер их соподчинения, как того требует терминологический стандарт [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.