МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
14. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные формы и виды аутсорсинга. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г.
©Алексеев А. И., 2016
УДК 336.146
О.В. Андреева
к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Ю. Ларина
Студентка 3 курса Факультета экономики и финансов Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ
Аннотация
Проведен анализ показателей исполнения плановых назначений по доходам и расходам областного бюджета Ростовской области, показана роль программных расходов, определены направления оздоровления государственных финансов на уровне региона.
Ключевые слова
Бюджет субъекта РФ, доходы бюджета, приоритеты бюджетных расходов, программный бюджет, социальные расходы бюджета.
Бюджет Ростовской области по объему собственных доходов занимает 14 место среди субъектов Российской Федерации. По структуре расходов все бюджеты бюджетной системы России, в том числе бюджет Ростовской области, традиционно имеют преимущественно социальную направленность [1]. Более двух третей расходов бюджета приходится на отрасли социальной сферы. Социальная поддержка граждан, их обеспечение услугами образования, здравоохранения, финансирование законодательно установленных выплат и льгот - приоритеты бюджетной политики [2]. В сравнении со среднероссийскими показателями доля расходов областного бюджета социальной направленности составляет 66,3%, что выше аналогичных данных в целом по субъектам Российской Федерации - 61,3%.
Программно-целевой метод бюджетирования в полной мере реализуется в Ростовской области. Доля программных расходов в 2016 году составляет 92% всех расходов областного бюджета [3]. Государственные программы Ростовской области охватывают все ключевые направления социально-экономического развития территории: развитие социальной сферы, агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение населения области жильем, связью и телекоммуникациями. В 2016 году на 10 государственных программ социального блока (развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения, поддержку молодежи, обеспечение жильем льготных категорий граждан и их семей) выделено более 70% всех программных расходов областного бюджета.
Одним из важнейших направлений остается подготовка донской территории к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Продолжается создание и реконструкция объектов спортивной и транспортной инфраструктуры за счет средств федерального, областного, местных бюджетов. Кроме того, финансируется строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики, капитальный ремонт областных и муниципальных учреждений культуры.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
Муниципальное развитие и поддержка территорий также являются одним из приоритетов бюджетной политики в Ростовской области. Реализация идет в двух основных направлениях: финансовая поддержка муниципалитетов для финансирования «текущих» расходов и стимулирование экономического развития [4]. По уровню удельного веса финансовой помощи местным бюджетам на текущие расходы в общем объеме расходов Ростовская область сохраняет лидирующие позиции - 3,9% при среднероссийском показателе - 3% и среднем по субъектам ЮФО - 2,5%.
По данным интернет-портала «Открытый бюджет» по состоянию на 17.10.2016 г. бюджет Ростовской области по доходам исполнен на 53,6%, а по расходам на 70,1% [5].
Такая ситуация сложилась в связи со значительным недопоступлением таких налоговых доходов, как (проранжировано по степени убывания процента исполнения):
• налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 5,0 млрд. руб. из 7,5 млрд. руб., или 67,3% от плановых назначений;
• акцизы на алкогольную продукцию и нефтепродукты - 9,2 млрд. руб. из 13,9 млрд. руб., или 66,2% исполнения;
• налог на имущество организаций исполнен на 59,1% (7,8 млрд. руб. из 13,0 млрд. руб.);
• налог на игорный бизнес - процент исполнения составил 59% (9,6 млн. руб. из 16,3 млн. руб.);
• налог на добычу полезных ископаемых - 57,1% исполнения (141,5 млн. руб. из 247,8 млн. руб.);
• госпошлина - процент исполнения 56,5% (161,0 млн. руб. из 284, 7 млн. руб.);
• налог на доходы физических лиц - 20,4 млрд. руб. из 38,8 млрд. руб., или 52,5 % от плана;
• налог на прибыль организации - 13,9 млрд. руб. из запланированных 26,8 млрд. руб., а это 52% исполнения;
• транспортный налог - на 19% (0,6 млрд. руб. из 3,1 млрд. руб.).
Также наблюдается недопоступление неналоговых доходов в следующих размерах (проранжировано аналогично):
• доходов от оказания платных услуг, процент исполнения которых составил 64,7% (из 51,1 млн. руб. поступило 33,1 млн. руб.);
• административных платежей и сборов - 49,1% (0,5 млн. руб. из 1,0 млн. руб.);
• штрафов, санкций, возмещения ущерба - исполнено на 40,5% (658,2 из 1624,1 млн. руб.);
• доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, - 25,1% исполнения (174, 9 млн. руб. из 696,4 млн. руб.).
Доходы от безвозмездных поступлений в областной бюджет на 17.10.2016 г. составили 51,2% исполнения (20859, 3 из 40749,8 млн. руб.).
В таких непростых экономических условиях необходима серьезная работа по оздоровлению государственных финансов. Приоритетными задачами по исполнению бюджета 2016 года в Ростовской области выступают следующие:
- обеспечение оптимизации бюджетных расходов, структурные преобразования бюджетной сферы;
- поддержка реального сектора экономики;
-реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости бюджетов муниципальных образований;
- проведение взвешенной долговой политики;
- контроль за эффективностью использования бюджетных средств [6].
В настоящее время реализуется: план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ростовской области в 2016-2017 годах и план мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга в Ростовской области до 2017 года.
Актуальной является работа по повышению открытости бюджетной политики Ростовской области. Должно быть продолжено развитие интернет-портала «Открытый бюджет», что существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой областной базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов Ростовской области.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Андреева О.В., Суховеев А.В., Суховеева А.А. Расходы бюджета. Часть I. - Ростов-на-Дону, 2007. 284 с.
2. Андреева О.В., Карепина О.И., Герасимова К.А. Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2015. 250 с.
3. Голубев В. До 25 сентября должна быть утверждена 21 государственная программа Ростовской области. - URL: http://www.donland.ru/news/Vasilijj-Golubev-Do-25-sentyabrya-dolzhna-byt-utverzhdena-21-gosudarstvennaya-programma-Rostovskojj-oblasti?ItemID=48426&mid=83793&pageid=92218 (дата обращения 10.11.2016).
4. Андреева О.В., Сидякина О.И. «Отрицательные трансферты» как инструмент межбюджетного регулирования / В сб.: НАУКА СЕГОДНЯ: ЗАДАЧИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 52-53.
5. Данные интернет-портала «Открытый бюджет» Ростовской области. - URL: http://minfin.donland.ru:8088/perfomance/213881471 (дата обращения 15.11.2016).
6. Гербутова М. В., Андреева О. В. Проблемы формирования расходов бюджета субъекта РФ в условиях экономической нестабильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. -С. 1811-1815. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86389.htm.
© Андреева О.В., Ларина Ю., 2016
УДК 338.2.001.76
И.В. Артюхова
к.э.н., доцент Е.С. Зотикова
магистрант
Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь
КОМПОНЕНТЫ МАТРИЦЫ SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Рассматриваются компоненты матрицы SWOT-анализа для оценки инновационного потенциала предприятия. Рассмотрены характеристики факторов внутренней и внешней среды.
Ключевые слова
Инновационный потенциал, инновационный климат, SWOT-анализ, аспекты деятельности предприятия,
составляющие инновационного макроклимата
Одним из популярных инструментов стратегического планирования развития организации является SWOT-анализ. Он достаточно продуктивно может быть использован для оценки инновационного потенциала компании.
В предыдущих работах [1] авторами были рассмотрены возможности и принципы использования матрицы SWOT-анализа для оценки инновационного потенциала, а также применения результатов анализа для разработки стратегии инновационного развития предприятия.
Цель дальнейших исследований заключалась в детальном описании блоков авторской матрицы для практического применения данной концепции на практике. Также в результате изучения научных работ [2,3] и других было принято решение для оценки внешней среды организации применить сведения об