Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАДИКАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАДИКАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСХАТОЛОГИЯ / АПОКАЛИПТИКА / КОНСПИРОЛОГИЯ / ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ВАКЦИНАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прилуцкий Александр Михайлович

Современные противоэпидемические мероприятия приводят к радикализации религиозных отношений и способствуют формированию экстремистского дискурса, востребованного частью фанатично настроенных верующих. Данная статья посвящена анализу его структуры и семантических особенностей. Исследование выполнено в рамках семио-герменевтического подхода к исследованию сложных религиозных феноменов. Используется концептуальный аппарат и инструментарий категориального семиотического анализа религиозных процессов. Источниками исследования являются оригинальные тексты эсхатологической направленности, среди них профетические и псевдопрофетические нарративы в том числе анонимного и псевдонимного характера. Проведенный нами анализ текстов позволил выявить основные мифологемы и мифотеологемы, являющиеся базовыми для эсхатологических медицинских конспирологических нарративов. Это мифологемы демонизации вакцинирования, социальных ограничений, предписанных церковной властью изменений литургического характера. Вакцинация объявляется печатью антихриста. Основными направлениями радикализации являются; категорический запрет вакцинации, сопровождающийся открытой демонизацией противоэпидемических мероприятий. Запрет молитвенного и евхаристического общения со всеми имеющими сертификат о вакцинации. Уподобление медиков и представителей власти, осуществляющих противоэпидемические мероприятия, «фашистам», предсказание их метафорической, а возможно, и реальной казни через повешение. Призывы к реальной войне / «подготовке к войне» с органами власти и всеми сторонниками противоэпидемических мероприятий и др. В заключении делается вывод о том, что спекуляции вокруг противоэпидемических мероприятий, провокационные обвинения их сторонников в «маловерии» и «отступничестве» активно используются в целях радикализации конфессиональных отношений и трансляции идей экстремизма под прикрытием идеологических установок религиозного псевдотрадиционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ANTI-EPIDEMIC MEASURES AS A FACTOR OF RADICALIZATION OF THE RELIGIOUS SITUATION AND FORMATION OF EXTREMIST DISCOURSE

Modern anti-epidemic measures lead to the radicalization of religious relations and contribute to the formation of extremist discourse, which is in demand by some fanatical believers. This article is devoted to the analysis of its structure and semantic features. The study was carried out within the framework of a hermeneutic approach to the study of complex religious phenomena. The conceptual apparatus and tools of categorical semiotic analysis of religious processes are used. The sources of the research are original texts of an eschatological orientation, including prophetic and pseudo-prophetic narratives, including anonymous and pseudonymous ones. Our analysis of the texts made it possible to identify the main mythologemes and mythotheologemes that are basic for eschatological medical conspiracy narratives. These are mythologemes of demonization of vaccination, social restrictions prescribed, and changes of a liturgical nature. Vaccination is announced as the seal of the Antichrist. The main areas of radicalization are a categorical prohibition of vaccination, accompanied by an open demonization of anti-epidemic measures; the prohibition of prayer and Eucharistic communion with all who have a certificate of vaccination; a comparison of doctors and government officials who carry out anti-epidemic measures to “fascists”; and calls for a real war / “preparation for war” with the authorities and all supporters of anti-epidemic measures. It is concluded that speculation around anti-epidemic measures, provocative accusations of their supporters of “lack of faith” and “apostasy” are actively used in order to radicalize the confessional relations and the transmission of ideas of extremism under the guise of the ideological attitudes of religious pseudo-traditionalism.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАДИКАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 2022

А. М. Прилуцкий

Современные противоэпидемические мероприятия как фактор радикализации религиозной ситуации

УДК 2-1:271.2-175+614.44

DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_81

Аннотация: Современные противоэпидемические мероприятия приводят к радикализации религиозных отношений и способствуют формированию экстремистского дискурса, востребованного частью фанатично настроенных верующих. Данная статья посвящена анализу его структуры и семантических особенностей. Исследование выполнено в рамках семио-герменевтического подхода к исследованию сложных религиозных феноменов. Используется концептуальный аппарат и инструментарий категориального семиотического анализа религиозных процессов. Источниками исследования являются оригинальные тексты эсхатологической направленности, среди них профетические и псевдопрофетические нарративы в том числе анонимного и псевдонимного характера. Проведенный нами анализ текстов позволил выявить основные мифологемы и мифотеологемы, являющиеся базовыми для эсхатологических медицинских конспирологических нарративов. Это мифологемы демонизации вакцинирования, социальных ограничений, предписанных церковной властью изменений литургического характера. Вакцинация объявляется печатью антихриста. Основными направлениями радикализации являются; категорический запрет вакцинации, сопровождающийся открытой демонизацией противоэпидемических мероприятий. Запрет молитвенного и евхаристического общения со всеми имеющими сертификат о вакцинации. Уподобление медиков и представителей власти, осуществляющих противоэпидемические мероприятия, «фашистам», предсказание их метафорической, а возможно, и реальной казни через повешение. Призывы к реальной войне / «подготовке к войне» с органами власти и всеми сторонниками противоэпидемических мероприятий и др. В заключении делается вывод о том, что спекуляции вокруг противоэпидемических мероприятий, провокационные обвинения их сторонников в «маловерии» и «отступничестве» активно используются в целях радикализации конфессиональных отношений и трансляции идей экстремизма под прикрытием идеологических установок религиозного псевдотрадиционализма.

Ключевые слова: эсхатология, апокалиптика, конспирология, эпидемическая ситуация, вакцинация, цифровизация.

Об авторе: Александр Михайлович Прилуцкий

Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена. E-mail: alpril@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

Для цитирования: Прилуцкий А. М. Современные противоэпидемические мероприятия как фактор радикализации религиозной ситуации // Христианское чтение. 2022. №2. С. 81-89.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 2022

Alexander M. Prilutsky

Modern Anti-Epidemic Measures as a Factor of Radicalization of the Religious Situation and Formation of Extremist Discourse

UDK 2-1:271.2-175+614.44

DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_81

Abstract: Modern anti-epidemic measures lead to the radicalization of religious relations and contribute to the formation of extremist discourse, which is in demand by some fanatical believers. This article is devoted to the analysis of its structure and semantic features. The study was carried out within the framework of a hermeneutic approach to the study of complex religious phenomena. The conceptual apparatus and tools of categorical semiotic analysis of religious processes are used. The sources of the research are original texts of an eschatological orientation, including prophetic and pseudo-prophetic narratives, including anonymous and pseudonymous ones. Our analysis of the texts made it possible to identify the main mythologemes and mythotheologemes that are basic for eschatological medical conspiracy narratives. These are mythologemes of demonization of vaccination, social restrictions prescribed, and changes of a liturgical nature. Vaccination is announced as the seal of the Antichrist. The main areas of radicalization are a categorical prohibition of vaccination, accompanied by an open demonization of anti-epidemic measures; the prohibition of prayer and Eucharistic communion with all who have a certificate of vaccination; a comparison of doctors and government officials who carry out anti-epidemic measures to "fascists"; and calls for a real war / "preparation for war" with the authorities and all supporters of anti-epidemic measures. It is concluded that speculation around anti-epidemic measures, provocative accusations of their supporters of "lack of faith" and "apostasy" are actively used in order to radicalize the confessional relations and the transmission of ideas of extremism under the guise of the ideological attitudes of religious pseudo-traditionalism.

Keywords: eschatology, apocalypticism, conspiracy theories, epidemic situation, vaccination, digitalization.

About the author: Alexander Mikhailovich Prilutsky

Doctor of Philosophical Sciences, Head of the Department of History of Religions and Theology, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. E-mail: alpril@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

For citation: Prilutsky A. M. Modern Anti-Epidemic Measures as a Factor of Radicalization of the Religious Situation and Formation of Extremist Discourse. Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 2, pp. 81-89.

Постановка проблемы

Эпидемические болезни наряду с войнами, голодом и стихийными бедствиями традиционно являются в христианской народной культуре триггерами эсхатологической герменевтики. Рост эсхатологического напряжения, наблюдающийся каждый раз, когда общество сталкивается с серьезными потрясениями, способствует тому, чтобы пророческий месседж, содержащийся в Мф 24:6-7 и ряде мест Откровения св. Иоанна Богослова интерпретировался применительно к современности, причем преимущественно в мифологизированной форме. Таким образом, происходит формирование новых и ресемантизация существующих эсхатологических мифологем и мифотеологем; соотнесение с социальной конъюнктурой не только усиливает их перлокутивную направленность, но и способствует росту их популярности. Так, например, известный эсхатологический символ — корона на голове белого всадника Откровения (см. Откр 6:2), на гиперкатегориальном уровне значения начинает соотноситься с современной коронавирусной [Всадники апокалипсиса], а последняя, соответственно, отождествляется с апокалипсическим всадником и таким образом включается в эсхатологический контекст. Отличительной чертой данной герменевтики является ее связь с мифологией: теологемы в результате контекстуальной актуализации трансформируются в мифологемы или мифотеологемы с преобладанием мифологического компонента.

Эсхатологическая интерпретация стихийных и социальных катастроф не является в религиозном дискурсе исключительной: по мере изменения конъюнктуры (войны и эпидемии заканчиваются, качество жизни меняется) утихают эсхатологические страхи, а прошедшие события начинают забываться или же интерпретироваться без обращения к апокалиптическим концептам.

Христианская герменевтическая традиция сформировала три паттерна (при возможности их сочетания) интерпретации болезней, социальных и стихийных бедствий, каждый из которых имеет серьезное патристическое основание, но только один из них непосредственно связан с эсхатологической концептосферой. Это:

— наказание за грехи,

— орудие промысла Божия,

— предзнаменование апокалипсиса.

Герменевтика современной коронавирусной инфекции и обусловленных ею противоэпидемических мероприятий в религиозных субкультурах фундаменталистского и псевдофундаменталистского типа [Головушкин, 2018, 92-102] осуществляется преимущественно в рамках апокалиптического паттерна, обладающего наибольшим потенциалом продуцирования мифологических нарративов, что способствует росту эсхатологического напряжения и религиозного радикализма. Современные эсхатологические мифологемы и мифотеологемы, как правило, не только непосредственно связаны, а часто и порождены социальной действительностью, но и оказывают на нее непосредственное воздействие, будь то эскапистские мифологемы бегства в места спасения [Прилуцкий, 2019, 128-136], демонизация церковных предписаний, связанных с богослужебной практикой [Инструкция настоятелям] или конспирологическая медицинская мифология [Прилуцкий, 2020, 108-114] etc. Действительно, медицинская ситуация способна породить мощный культурологический конфликт [Лебедев, 2018, 21-26]. Формирование экстремистского дискурса, порожденного радикальным неприятием фанатично настроенными верующими противоэпидемических мероприятий, содержит вызов развитию институтов гражданского общества. Противодействие экстремизму, согласно Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Стратегия противодействия экстремизму], предполагает «выявление способов оказания экстремистскими организациями информационно-психологического воздействия на население, а также изучение особенностей восприятия и понимания различными группами людей информации, содержащейся в экстремистских материалах», чему и посвящено настоящее исследование.

Методы и источники

Исследование выполнено в рамках семио-герменевтического подхода к исследованию сложных религиозных феноменов, продуктивность такого исследовательского подхода подтверждается опубликованными материалами [Massimo, Madisson, Ventsel, 2020]. Используется концептуальный аппарат и инструментарий категориального семиотического анализа религиозных процессов. Источниками исследования являются оригинальные тексты эсхатологической направленности, в том числе профетические и псевдопрофетические нарративы, тексты, приписываемые религиозным деятелям, «старцам», «провидцам», «прозорливцам», в том числе анонимного и псевдонимного характера.

Предмет исследования и предметная область

Медицинская конспирологическая эсхатология сегодня представляет собой неструктурированную совокупность мифологических нарративов, согласно которым многие современные медицинские практики, технологии и мероприятия являются вовсе не тем, чем они кажутся доверчивым «профанам», — от последних скрывается, что на самом деле они разрушают духовное и физическое здоровье людей, а коварные могущественные заговорщики втайне от доверчивых масс используют «вредную медицину» в интересах грядущего антихриста. Как часто бывает, обращение к конспи-рологической герменевтике связано с потребностью преодолеть «страх непонятного» [Calance, 2015, 677-681], однако образующийся в результате этого конспирологический миф продуцирует новые и новые страхи. Медицинский конспирологический эсхатологический миф отличается от неэсхатологического, прежде всего целеполаганием: для медицинской неэсхатологической мифологии характерна вера в то, что коварные цели заговорщиков не имеют религиозного компонента: так, например, они могут преследовать цели обогащения и (или) быть подкупленными политическими врагами. К примеру, холерным и чумным бунтам XVIII-XIX вв. часто предшествовали слухи о том, что «полиция, доктора и попы подкуплены „англичанкой" морить народ» [Чагадаева, 2019, 106] или же господа распространяют отраву, действуя из ненависти к простому народу. Сегодня конспирологический медицинский миф является феноменом межконфессиональным и международным [Kata, 2010, 1709-1716], а его дискурсы не привязаны к существующим межденоминационным и юрисдикцион-ным границам.

Качественный контент-анализ публикаций в сети Интернет позволяет нам сделать вывод о том, что коронавирусная конспирология формирует активно меняющуюся мифосферу: изначальные мифологемы, отвергающие болезнь как таковую, наиболее последовательным транслятором которых был Н. В. Романов (бывший схиигумен Сергий), в настоящее время в дискурсе не представлены, а на смену отвержению болезни пришли новые мифологемы, демонизирующие обусловленные эпидемией медицинские и санитарные мероприятия. Если раньше отвергалась сама болезнь, которая объявлялась вредным вымыслом заговорщиков, то теперь, на новом этапе развития мифосферы, реальность болезни под сомнение не ставится1, предметом конспирологической интерпретации становятся противоэпидемические мероприятия: социальные ограничения, требования использовать средства индивидуальной защиты, дезинфекция помещений и, конечно же, вакцинация. Интересно, что протоколы лечения коронавирусной инфекции не становятся предметом конспироло-гической мифологизации. Полагаю, это связано с тем, что если информация о профилактике коронавирусной инфекции активно популяризируется СМИ, то сведения, касающиеся методов лечения, не имеют широкого распространения за пределами

1 Заявления о том, что опасность и частотность болезни сильно преувеличены, принципиально картины не меняют.

профессионального медицинского сообщества и поэтому попросту неизвестны сторонникам эсхатологической мифологии.

Интересно, что в дискурсе фиксируются терминологические неологизмы «цифровая вакцинация» и «цифровакцинальная революция» [Нац. идея России и цифровая вакцинация; Плач икон. Цифро-вакцинальная революция]. Поскольку среди фанатично настроенных «ревнителей» цифровизация давно уже воспринимается исключительно негативно, в качестве «инструмента построения электронного концлагеря антихриста», объединение двух «страшных» лексем «вакцина» и «цифровизация» служит усилению модальности страха и перлокутивной силы соответствующих высказываний. Профетический нарратив медицинской конспирологии во многом повторяет устойчивую семиотику фильмов ужаса [Богачев, 2019, 39-49]. Запуганный «цифровой вакцинацией» адепт становится более восприимчивым к манипулятив-ным технологиям управления социальным поведением человека, практикуемым в сектантских сообществах. Подобные цели преследует введение других терминов-неологизмов — «вакцинофашизм» и «вакциногеноцид», о чем будет сказано ниже.

Базовые эсхатологические мифологемы и мифотеологемы

Проведенный нами анализ текстов соответствующей мифосферы позволил выявить основные мифологемы и мифотеологемы, являющиеся базовыми для эсхатологических медицинских конспирологических нарративов.

1. Противоэпидемические мероприятия в реальности являются инструментом распространения инфекции, используемым «антихристовыми слугами». Нами выявлена подобная интерпретация вакцинации, например: «Дорогие братья и сестры! Как мы и утверждали, через вакцинацию антихристовы слуги будут заражать людей и те начнут заболевать и умирать. Причем все это будет происходить с пролонгацией во времени, а также с активацией заразы, находящейся в вакцине, через, например, включение 5G» [Заражение через прививки началось]. Кроме того, аналогичным образом конспирологически интерпретируются ПЦР-тесты и мероприятия по дезинфекции помещений: «Мы абсолютно убеждены в том, что антихристова власть намеренно заражает православных священников и монахов коронавирусом, и делается это, скорее всего, через тесты» [Намеренно заражают!], «одним из косвенных доказательств того, что заражение через „дезинфекцию" в принципе может иметь место, служит то, что во всех крупных монастырях нашей Церкви (не только в РФ, но и, например, на Украине) повальный „коронавирусный" „мор" наступал вскоре после соответствующей обработки территории и помещений. Так было, например, в Киево-Печерской лавре, которая долго сопротивлялась „коронавирусной" истерии и не закрывалась для прихожан и паломников, или в Оптиной пустыни, где до „обработки" и „тестов" имели место всего несколько отдельных случаев заражения в нетяжелой форме, а после них „вирус" был выявлен у 40 человек» [Коронобесы и предатели в рясах].

2. Вакцинация является печатью или «предпечатью» антихриста. Данная мифологема представлена как минимум в двух вариантах — простом и более сложном. Согласно простому варианту, вакцинирование сопровождается тайным «чипирова-нием», то есть в тело человека внедряется микросхема, являющаяся или непосредственно печатью антихриста (начертание зверя) или ее символическим прообразом, «предпечатью»: «создан жидкий чип, который быстро обнаруживает „корона-вирус". Этот жидкий чип пока применяется при лабораторных тестах для выявления „корона-вируса"... Свяжите эти два процесса: жидкий чип, который обнаруживает „корона-вирус" и вакцинация от „корона-вируса" — получите быстрое и поголовное введение печати антихриста!!!» [Созданы жидкий чип и вакцина]. Кроме того, активно воспроизводятся мифологемы, согласно которым «чипированный» человек становится полностью подконтрольным «темным силам», причем они могут даже управлять его эмоциями. Выстраивается семиотическая система (см. Рис. 1), в основе которой

лежат цепочка символических и метафорических ассоциаций, устанавливающих семантическую связь между концептом «вакцинация» и синтетической эсхатологемой «начертание зверя», в современном эсхатологическом дискурсе включающей в себя два компонента: «печать антихриста» и «предпечать».

Рис. 1. Семиотическая система

Согласно более сложной версии, вакцина содержит «ДНК антихриста», внедрение которой через вакцину приводит «к генной модификации всего человека», тождественной принятию злосчастной печати и делающей невозможным покаяние в будущем [Вакцинация].

3. Демонизация противоэпидемических мероприятий, предусмотренных «Инструкцией настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи с угрозой распространения коронави-русной инфекции».

Принятие данной инструкции, предписывающей некоторые малозначительные изменения литургической практики, имеющие аналоги в церковной истории2, вызвало бурю негодования в фундаменталистских кругах. Анализируя возмущенные комментарии «ревнителей», нетрудно придти к выводу, что причиной негодования стали не предписанные изменения, с литургической точки зрения достаточно невинные, но сам факт появления подобного документа, которому сразу было приписано символико-метафорическое значение «неверия в Бога», а допущение возможности заражения в храме воспринималось и воспринимается фундаменталистами как проявление модернизма, неверия, отступничества и т. д.

Формирование экстремистского дискурса3

Развитие медицинской эсхатологической конспирологии привело к значительной радикализации сектантской религиозности и формированию экстремистского дискурса.

2 См., напр., толкование на 28-е правило VI Вселенского Собора в Пидалионе св. Никодима Святогорца.

3 Приведенные в данном разделе статьи цитаты носят исключительно иллюстративный материал, необходимый для обоснования выводов. Автор не пропагандирует, не распространяет экстремистские установки, являясь принципиальным их противником. Рассматриваемое в качестве «фактов социальных отношений» цитирование данных материалов в рамках научной

Проведенный контент- и интент-анализ источников позволил выявить основные тематические направления радикализации. Это:

1. Категорический запрет вакцинации, сопровождающийся открытой демониза-цией противоэпидемических мероприятий. Например: «Категорически нельзя принимать вакцину! Вся пандемия устроена слугами антихриста — сам вирус, карантин и карантинные меры, закрытие храмов и кощунства в храмах, тесты, вакцинация и сертификаты о вакцинации — всё это от антихриста и его слуг!» [Выбор каждого].

2. Запрет молитвенного и евхаристического общения со всеми имеющими сертификат о вакцинации. Условием принятия в общение подобных лиц является уничтожение документов, включая сертификат о вакцинации, покаяние и несение епитимьи. Например: «Если кающийся Христианин сожжет СНИЛС, сертификат о вакцинации, ковид-паспорт и биометрические документы, если отойдет от экуменистов, покается у верного священника, мы можем сразу принять его в молитвенное общение, а через 40 дней можем допустить его ко Святому Причащению» [Выбор каждого]. Для дискредитации вакцинации используется терминологический неологизм «вакцинофашизм», что содержит непосредственное обвинение сторонников вакцинации в фашизме или симпатиях к фашизму, что очевидно имеет признаки диффамации. Именование оппонентов «фашистами» или «сочувствующими фашизму» может быть инструментом разжигания по отношению к ним ненависти. Кроме того, данная публикация включает в себя портрет человека, имеющего портретное сходство с президентом России В. В. Путиным и фюрером нацистской Германии А. Гитлером, а также карикатуру, на которой фюрер нацистской Германии А. Гитлер дружески похлопывает по щеке человека, имеющего портретное сходство с президентом России В. В. Путиным.

3. Уподобление медиков, осуществляющих противоэпидемические мероприятия, «фашистам», предсказание их метафорической, а возможно, и реальной казни через повешение. Например: «Медики собственными руками сознательно отправляют людей в могилы своими шприцами со смертельной жижей, превосходя зверства фашистских палачей в концлагерях. И за это они скоро наследуют ту же участь, что и гитлеровцы, которые после войны болтали ножками на виселицах» [Вакцино-фашизм усилится].

4. Уподобление органов власти, вводящих противоэпидемические ограничения, «фашистам», уподобление вакцинации «геноциду». Для усиления перлокутивной силы наррации введен еще один новообразованный термин «вакциногеноцид», используемый для развития модальности страха. Призыв к неповиновению власти и вооруженному противостоянию, «бою». Например: «Народ России должен заставить кремлевских фашистов прекратить вакциногеноцид. В противном случае завтра мы не сможем без сатанинского QR-кода и смертельной прививки и в магазин за хлебом сходить, и из дома выйти. Фашистам нужно дать бой!» [Кремлевских фашистов нужно «сносить»]. Обвинение в фашизме является устойчивым приемом диффамации своих противников, используемым религиозно мотивированными борцами с противоэпидемическими мероприятиями. Подобные обвинения не только имеют целью дискредитацию противников, но и создают обвинителям позитивный имидж «антифашистов», который призван превентивно дезавуировать обвинения в экстремизме (в общественном сознании понятия «фашизм» и «экстремизм» во многом тождественны, а образ «антифашиста» априорно положительный), способствовать успеху их пропаганды.

дискуссии соответствует Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»: «не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе».

5. Призывы к реальной войне / «подготовке к войне» с органами власти и всеми сторонниками противоэпидемических мероприятий, например; «Нам нужно быть в любой момент готовыми к реальной войне с оккупантами. Они стремительно идут в наступление. Они уже калечат и убивают вакцинами наших родных и близких, наших детей. Скоро без сертификата о вакцинации нельзя будет ни купить, ни продать... Так лучше умереть в бою, нежели умирать от какой-нибудь вакцины или от голода, и видеть, как из-за твоей трусости гибнет не только телом, но и душой твой ребенок» [Начинается война с антипрививочниками]. В этом контексте становится понятным значение призыва «умереть за Россию», с которым бывший схиигумен Сергий Романов обращался к своим последователям [Спецназ задержал]. Иногда подготовка к войне предполагает предшествующий разрыв социальных отношений и эскапистский уход из городов «на землю»: «но блаженнее выйти из системы зверя, переселиться на землю, молиться и духовно готовиться к Битве за Святую Русь» [Выбор каждого].

6. Пророчества о том, что архиереи, поддерживающие противоэпидемические мероприятия, будут казнены после восстановления в России неограниченной монархии, например: «Вот потому мы и не имеем никакого общения с этими жидами в архиерейских одеждах, а молим Христа о даровании нам, грешным, Царя, который за все их преступления не только снимет с них саны, но и казнит немалое число их. Слава Богу за все! Царь грядет!» [Они потеряют митр. вместе с головами].

Приведенные выше цитаты не только свидетельствуют о наличии тенденций радикализации религиозной ситуации и формирования экстремистского дискурса под влиянием противоэпидемических мероприятий, но актуализируют необходимость защиты пользователей сети Интернет от подобного вредного, травмирующего психику контента. Проведенное исследование показало, что в настоящее время спекуляции вокруг противоэпидемических мероприятий, провокационные обвинения их сторонников в «маловерии» и «отступничестве» активно используются в целях радикализации конфессиональных отношений и трансляции идей экстремизма под прикрытием идеологических установок религиозного псевдотрадиционализма.

Источники и литература

1. Богачев (2019) — Богачев А.М. Фильмы ужасов и ночные кошмары: некоторые аспекты психологического анализа явлений // Психология и психотехника. 2019. № 4. С. 39-49.

2. Вакцинация — Вакцинация — создание генномодифицированного человека с геном падших ангелов (признание бывшего масона). URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/ topic_23738/ (дата обращения: 27.02.2022).

3. Вакцинофашизм усилится — Вакцинофашизм усилится... Путин потребовал ускорить темпы вакцинации от коронавируса в России. URL: https://3rm.info/main/85888-vakcinofashizm-usilitsja-putin-potreboval-uskorit-tempy-vakcinacii-ot-koronavirusa-v-rossii.html (дата обращения: 27.02.2022).

4. Всадники апокалипсиса — Всадники апокалипсиса: вирус, война, голод и новый мировой порядок. URL: https://https://unworld.ru/konspirologiya/vsadniki-apokalipsisa/ (дата обращения: 27.02.2022).

5. Выбор каждого — Выбор каждого: вакцинация от антихриста или спасение во Христе! URL: https://3rm.info/main/85532-otcy-afonity-vybor-kazhdogo-vakcinacija-ot-antihrista-ili-spasenie-vo-hriste-video.html (дата обращения: 27.02.2022).

6. Головушкин (2018) — Головушкин Д.А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 92-102.

7. Заражение через прививки началось — Заражение через прививки началось. URL: https://3rm.info/main/83112-zarazhenie-cherez-priviki-nachalos-i-v-britanii-uzhe-predupredili-o-bystrote-rasprostranenija-jakoby-novogo-tipa-koronavirusa.html (дата обращения: 27.02.2022).

8. Коронобесы и предатели в рясах — Коронобесы и предатели в рясах. URL: http://amin.su/ content/analitika/9/6580/ (дата обращения: 27.02.2022).

9. Кремлевских фашистов нужно «сносить» — Кремлевских фашистов нужно «сносить»... Вот так они готовят геноцид — принудительную вакцинацию. URL: https://3rm.info/ main/80464-kremlevskih-fashistov-nuzhno-snosit-vot-tak-oni-gotovjat-genocid-prinuditelnuju-vakcinaciju-video.html (дата обращения: 27.02.2022).

10. Лебедев (2018) — Лебедев В.Ю. Культурология, медицина и религия в поле антропологии: конфликт или синтез? // Acta eruditorum. 2018. № 25. C. 21-26.

11. Намеренно заражают! — Намеренно заражают! URL: https://3rm.info/main/79860-namerenno-zarazhajut-ukraina-pravoslavnyh-zarazjat-koronavirusom.html (дата обращения: 27.02.2022).

12. Нац. идея России и цифровая вакцинация — Нац. идея России и цифровая вакцинация. URL: https://www.youtube.com/watch?v=v8fmVx-5NWM&t=176s (дата обращения: 27.02.2022).

13. Начинается война с антипрививочниками — Начинается война с антипрививоч-никами. URL: https://3rm.info/main/86092-nachalas-vojna-s-antiprivivochnikami-semja-antiprivivochnikov-jakoby-umerla-ot-covid-19-za-nedelju.html (дата обращения: 27.02.2022).

14. Они потеряют митр. вместе с головами — Они потеряют митр. вместе с головами. Обращение к Шевкунову — пропагандисту сатанинской вакцинации. URL: https://3rm.info/ main/85842-oni-poterjajut-mitry-vmeste-s-golovami-obraschenie-k-shevkunovu-propagandistu-sataninskoj-vakcinacii.html (дата обращения: 27.02.2022).

15. Плач икон. Цифро-вакцинальная революция — Плач икон. Цифро-вакцинальная революция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_1RcLjSPh2U&t=93s (дата обращения: 27.02.2022).

16. Прилуцкий (2019) — Прилуцкий А. М Эсхатологическая мифологема сакрального убежища в дискурсах православных субкультур // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3. С. 128-136.

17. Прилуцкий (2020) — Прилуцкий А.М. Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 108-114.

18. Созданы жидкий чип и вакцина — Созданы жидкий чип, который обнаруживает «корона-вирус», и вакцина от «корона-вируса»! Все вместе — быстрое и поголовное введение «гена» антихриста и его начертания?! URL: https://monomah.org/archives/22053 (дата обращения: 27.02.2022).

19. Спецназ задержал — Спецназ задержал отлученного от церкви схиигумена Сергия. Ранее он опубликовал в сети ролик с призывом к своим сторонникам «умереть за Россию». URL: https://lenta.ru/brief/2020/12/29/sergy/ (дата обращения: 27.02.2022).

20. Стратегия противодействия экстремизму — Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194160/ (дата обращения: 27.02.2022).

21. Чагадаева (2019) — Чагадаева О. Нас морить хотят! Убьем доктора! // Родина. 2019. №3. С. 102-106.

22. Calance (2015) — Calance M. Globalization and the Conspiracy Theory // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 23. P. 677-681.

23. Kata (2010) — Kata A.A. Postmodern Pandora's box: Anti-vaccination misinformation on the Internet // Vaccine. 2010. Vol. 28. P. 1709-1716.

24. Massimo, Madisson, Ventsel (2020) — Massimo L, Madisson M., Ventsel A. Semiotic approaches to conspiracy theories // Routledge handbook of conspiracy theories. L.; N.Y.: Routledge, Taylor & Francis group, 2020. P. 43-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.