Научная статья на тему 'Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии'

Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коронавирусная инфекция / мифология / конспирология / семиотика мифа / эсхатология. / Covid-19 / mythology / conspiracy theology / semiotics of myth / eschatology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прилуцкий Александр Михайлович

Исследуется влияние современной коронавирусной инфекции на медицинскую конспирологию. Исследование выполнено в рамках семиотического метода, использованы также методы контенти интент-анализа публикаций в интернете, которые отражают религиозно-конспирологическое понимание сущности данной инфекции. Показано, что медицинская конспирология представляет собой продукт мифологии, а конспирологический миф является разновидностью этиологического, использующего механизмы мифологической герменевтики для объяснения сложных медико-социальных процессов. Рассмотрены основные компоненты современного медицинского конспирологического мифа: это мифотеологемы и мифологемы о преувеличенной опасности, искусственном происхождении инфекции, сокрытии опасности и подлинных целей вакцинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Covid-19 and Religious Discourses of the Medical Conspiracy Theory

The article is devoted to the influence of Covid-19 on the medical conspiracy theory. The author showed that the religious version of the medical conspiracy theory is a product of mythology. The epistemic roots of medical conspiracy theories stem from the same arche-types of archaic worldviews that took radical forms during the plague and cholera riots. The article also discusses basic components of a modern medical conspiracy myth. These are ideological mythologemes about an exaggerated danger, artificial origin of the infection, concealing the danger and the true goals of vaccination, a mythological “mark of the antichrist”, “deliberate contamination under the pretext of vaccination and diagnosis”, “establishing a world government and preparing for Antichrist to take power ". Main mythologemes and mythotheologemes have been quoted.

Текст научной работы на тему «Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии»

РАЗДЕЛ «ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» / SECTION «PHILOSOPHY OF SCIENCE»

09.00.14 ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ) / 09.00.14 PHILOSOPHY OF RELIGION AND RELIGIOUS STUDIES (PHILOSOPHY SCIENCES)

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

2020. Т. 33. С. 108-114

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 239.6

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.108

Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии

А. М. Прилуцкий

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Исследуется влияние современной коронавирусной инфекции на медицинскую конспирологию. Исследование выполнено в рамках семиотического метода, использованы также методы контент- и интент-анализа публикаций в интернете, которые отражают религиозно-конспирологическое понимание сущности данной инфекции. Показано, что медицинская конспирология представляет собой продукт мифологии, а кон-спирологический миф является разновидностью этиологического, использующего механизмы мифологической герменевтики для объяснения сложных медико-социальных процессов. Рассмотрены основные компоненты современного медицинского конспиро-логического мифа: это мифотеологемы и мифологемы о преувеличенной опасности, искусственном происхождении инфекции, сокрытии опасности и подлинных целей вакцинации.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция, мифология, конспирология, семиотика мифа, эсхатология.

Для цитирования: Прилуцкий А. М. Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 108-114. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.108

Под медицинской конспирологией мы будем понимать совокупность мифологических нарративов, объясняющих динамику медицинской ситуации наличием тайного заговора. Важнейшей отличительной чертой конспи-рологического заговора является то, что действия заговорщиков глубоко законспирированы, поэтому документальные или какие-либо иные возможности верификации самого факта его существования невозможны.

Как и всякая конспирология, медицинская конспирология представляет собой продукт мифологической культуры, а конспирологический миф может рассматриваться в качестве разновидности этиологического мифа, использующего механизмы мифологической герменевтики для объяснения сложных медико-социальных процессов. В условиях стабильной эпидемической ситуации медицинская конспирология, как было показано нами ранее, формируется в соответствии с пятью мифологическими концептами:

— «изобретение» медицинскими институтами и фармацевтическими корпорациями ради собственной выгоды и в соответствии с интересами тайных политических сил не существующих в реальности заболеваний;

— целенаправленное и злонамеренное сокрытие дешевых, безопасных и результативных лекарств и способов лечения «реальных» болезней;

— злонамеренное утаивание информации о вредных последствиях современных медицинских технологий, которые в реальности подрывают здоровье и подавляют волю человека;

— врачи (и целые медицинские корпорации) - убийцы, действующие в интересах тайных сил (см., например, мифологемы об отравлении медиками государственных и политических деятелей, целенаправленном медицинском убийстве стариков, мифологемы «черной трансплантологии» и т. п.);

— тайное «чипирование» пациентов под видом лечения и (или) вакцинирования.

В условиях нестабильной эпидемической ситуации базовые концепты медицинского конспирологического мифа становятся триггерами активного мифотворчества, анализу которого и посвящено данное исследование.

Медицинский конспирологический миф исторически формируется в недрах архаической культуры под влиянием вызова новой рациональности, ассоциирующейся с научной медициной, формирование которой неразрывно связано со средневековой схоластикой [5]. Новые способы лечения и диагностики, равно как и сама фигура дипломированного врача, на культурно-коммуникативном уровне разительно отличающегося от привычного знахаря, естественным образом порождают негативную реакцию у носителей архаического мировосприятия. Эти отличия отчетливо прослеживаются на уровне семиотики: не случайно врач семиотизируется как представитель иного, в религиозном отношении нечистого и потенциально враждебного мира: «врач - представитель господ, человек другого круга, другого интеллектуального уровня, неспособный вести диалог на языке обывателя, воспринимался как враждебный элемент» [4, с. 106]. Независимо от имущественного статуса врач относится к миру господ и чиновников, ставших в народном воплощении символом той России, которая формируется в результате петровских преобразований как «регулярное государство» [2, с. 162], т. е. строго упорядоченная, регламентированная на рациональных основаниях социальная система. Заслуженное многолетней успешной работой доверие крестьян к земским врачам оказывалось весьма шатким. Во время чумных и холерных беспорядков отмеченная иррациональность поведения крестьянских масс проявлялась с особой силой. Примерами такой иррациональной

реакции являются известные случаи избиения во время холерных беспорядков врачей крестьянами, несмотря на то что до появления холеры крестьяне относились к врачам уважительно, а после «усмирения бунта ... на коленях, сняв шапки, просили у чудом уцелевшего врача А. В. Цветаева прощения и умоляли остаться служить в их селе» [4, с. 105]. Эпистемические корни медицинской конспирологии заложены в тех же архетипах архаического мировосприятия, которые в радикальных формах проявлялись во время чумных и холерных бунтов.

В архаическом семиозисе под влиянием страхов, продуцируемых вызовом новой рациональности, происходит семиотическая перверсия образа врача, который оказывается в итоге включенным в семантическое поле «смерть». Не случайно движущей силой холерных и чумных бунтов была популярная в народных массах вера в то, что врачи отравили колодцы. Такая семиотизация образа врача была по своей сути иррациональна, поскольку непротиворечиво объяснить причины вредительства врачей архаическая культура не могла (предположения о наличии каких-то корыстных интересов так и не сложились в этиологию), смешение эпистемологии и онтологии как раз характерно для архаики и в меньшей степени - для традиции. Мифологема врача-отравителя вновь оказывается востребованной в мифологии современных царебожников в контексте мифа о том, что «врачи-вредители» в 1951-1953 гг., руководимые тайными заговорщиками, старались воспрепятствовать грядущему возрождению монархии в России, что имело выраженное эсхатологическое значение. «Это так называемое "дело врачей", когда, по наущению диавола, слуги грядущего антихриста ... в "белых халатах" (т. е. медицинские работники), в России убивали или сильно повреждали здоровье новорожденных младенцев мужеского пола. Так они думали убить грядущего Русского Царя. Но. эта попытка не удалась - Господь руками Иосифа Виссарионовича Сталина пресек осуществление этого замысла»1. Таким образом, синкретические концепты «сталинского мифа», взаимодействуя с мифологемами мифа медицинского, получают в религиозных субкультурах православного паттерна эсхатологическую и конспирологиче-скую интерпретацию2.

Диахронический анализ медицинского конспирологического мифа позволяет выделить две его основные разновидности, которые можно определить как эсхатологический медицинский конспирологический миф и неэсхатологический медицинский конспирологический миф. Обе разновидности медицинской конспирологии в равной степени являются реакцией архаического мировосприятия на вызовы новой рациональности, воплощенные в научной медицине и том «регулярном государстве», которое в результате петровских преобразований пришло на смену архаическому обществу. Однако в случае с неэсхатологическим конспирологическим мифом герменевтика событий не включает в себя эсхатологические и апокалиптические

1 Чем Иосиф Виссарионович Сталин заслужил вечную благодарность русского народа? [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rLX (дата обращения: 12.06.2020).

2 Евангельский рассказ об убийстве по приказу Ирода младенцев в Вифлееме. Мф. 2:16.

смыслы, ограничиваясь, например, уверенностью в том, «что господа отравляют колодцы с целью губить простой народ» [1, с. 11]. Именно неэсхатологическая медицинская конспирология становится стихийной идеологией чумных и холерных бунтов: отравителями движут не религиозные, но иные, часто корыстные мотивы типа «полиция, доктора и попы подкуплены "англичанкой" морить народ» [4, с. 104]. Эсхатологическая разновидность привносит в герменевтику событий эсхатологические смыслы и коннотации, что позволяет включить триггерные события в апокалиптический контекст. Очевидно, что различия обеих разновидностей мифа коренятся не в эпистемологии событий, но в их герменевтике. В отечественной культуре неэсхатологический медицинский миф предшествует эсхатологическому, последний возникает достаточно поздно; как о сформировавшемся явлении, о нем можно говорить исключительно начиная с ХХ в. Современная коронавирус-ная инфекция породила мощный пласт конспирологической мифологии эсхатологического типа.

Неколичественный контент-анализ публикаций в сети Интернет позволил нам выявить шесть базовых мифологем и мифотеологем, формирующих понятийное ядро религиозного конспирологического дискурса современной коронавирусной инфекции.

1. Идеологическая мифологема преувеличенной опасности. Наличие болезни не отрицается, однако утверждается, что ее опасность злонамеренно преувеличена «врагами», т. е. заговорщиками. «Коронавирус же, как известно, это разновидность обычного ОРВИ... Нас пугают тем, что это новый вирус и что он мутировал. Но, согласитесь, он все равно при этом остается разновидностью ОРВИ, он же не мог из ОРВИ мутировать в чуму»3. В настоящее время данная мифологема не имеет самостоятельного значения, однако она необходима для формирования семиотического контекста конспи-рологического нарратива, коронавирусная инфекция семиотизируется как нечто реально существующее, однако неопасное и малосущественное. Данная семиотизация же необходима для формирования перлокутивной силы нарра-тива: коммуникантов необходимо убедить, что «лечение горше болезни».

2. Мифотеологема искусственного происхождения инфекции, ее диверсионного характера является одной из важнейших для современной медицинской конспирологии, она представлена в дискурсе достаточно частотно. Мифологическое содержание выражено при помощи концептов «диверсия» и «скрываемое искусственное происхождение», теологическое - верой в то, что акторами конспирологического заговора являются слуги антихриста, а преодолеть эпидемию можно лишь благодаря помощи Божией. «Эпидемия имеет искусственный характер, но лекарство от заражения есть. Крепитесь. С нами правда, а значит, с нами Бог. Пока будем держаться правды, любую нечисть победим, как побеждали предки»4. Другой показательный

3 Коронавирус - обман! Не ведись на него, Иван [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rNZ (дата обращения: 12.06.2020).

4 Из первых уст... откуда в Дивеево коронавирус? Им заражают! Письмо в Редакцию [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rPt (дата обращения: 12.06.2020).

пример: «Дорогие во Христе братья и сестры! Несомненно, что диверсия с коронавирусом совершена слугами диавола»5. Согласно типологии мифотео-логем относится к 1-му типу с преобладанием мифологического компонента значения [3]. Эсхатологическое содержание присутствует коннотативно.

3. Мифотеологема сокрытия опасности и подлинных целей вакцинации представлена в нескольких вариантах, к числу наиболее распространенных относится «чипирование под видом вакцинирования»: например, «бесочело-веки "благотворители" уже предлагают, как решить проблему с «вирусом», -вживлять всем людям чипы с вакциной... Вот решение сатанистов - чтобы избавиться от «вируса», люди должны будут принять чип.»6. Другой, не менее распространенный вариант предполагает, что вакцина целенаправленно вредит здоровью людей, обеспечивая сокращение населения Земли: «Боюсь, что правящие нами могильщики российской медицины воспользуются коро-нобесием, чтобы превратить нас в подопытных морских свинок для вызывающих бесплодие вакцин Гейтса, - и тогда желающим просто иметь потомство придется бежать.»7. Согласно типологии мифотеологем относится к 1-му типу с преобладанием мифологического компонента значения.

4. Мифотеологема «метка антихриста» восходит к популярной герменевтике книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). В контексте современного медицинского конспирологического мифа она представлена в варианте «тайное нанесение метки антихриста в ходе выполнения медицинских процедур, обоснованных борьбой с коронавирусной инфекцией». Регулярно фиксируется в дискурсе мифологический концепт «изотопная метка». «Всем мерить температуру через тепловизоры/пирометры - так они приучают людей к лазерному сканированию лба. Вскоре так они будут сканировать чело, считывая начертание/печать антихриста!!! Некоторые тепловизоры уже наносят изотопную метку на лоб!!! Это нанесение печати/начертания антихриста!!!»8 Типологически относится к мифотеологемам с преобладанием теологического компонента значения, согласно классификации мифотеологем - это 4-й тип.

5. Мифологема «под видом вакцинирования и диагностики идет заражение» восходит к средневековым мифологемам об отравлении «врагами» -преимущественно иудеями - колодцев во время чумных эпидемий. В XIX в. представлена в варианте «врачей-отравителей». В современном конспироло-гическои дискурсе представлена в модифицированном виде, образованном в результате контаминации исходной мифологемы об отравителях, вызвавших эпидемию, и более поздних по происхождению вакцинофобских мифологем. «Заразить миллионы людей, чтобы сократить численность населения

5 Коронавирус - одинаковый знак для всех: жиды ждут своего рогатого машиаха, а Православные обличают антихриста! [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rS7 (дата обращения: 12.06.2020).

6 Отцы-афониты: что сегодня происходит в м1ре!!! «вирус» для начертания и прихода антихриста!!! Старец Рафаил и иеросхим. Онуфрш [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rSq (дата обращения: 12.06.2020).

7 Обязательная вакцинация - это объявление войны народу России! Не делайте прививок против корона-вируса! Билл Гейтс - доктор Смерть [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/P5rTp (дата обращения: 12.06.2020).

8 Отцы-афониты ...

Земли!!! В исполнение своего сатанинского плана о «золотом миллиарде» на Земле!!! людей заражают этим «вирусом» при тестах, переливании крови и вакцинировании, и через повязки!!!»9

6. Мифотеологема «установление мирового правительства и подготовка прихода к власти антихриста». Данная мифотеологема является квинт-эссенцией эсхатологической мифологии, в этом отношении остальные смысловые компоненты дискурса обладают по отношению к ней структурным значением. «Это генеральная репетиция для диктатуры антихриста -карантин: "сидите по домам", "передвигаться можете только с разрешением по заявке, по коду через интернет"»10 или «Сценарий с единым мировым правительством придуман не сегодня. И нужно понять, что ничего благородного и гуманного ожидать от этих людей не приходится»11. Мифотеоло-гема с преобладанием теологического компонента значения, согласно классификации мифотеологем - это 4-й тип.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современная коронавирусная инфекция породила сложно структурированный эсхатологический медицинский конспирологический дискурс, в котором древние мифологемы и мифотеологемы модифицировались под влиянием эсхатологического антиглобализма. Апелляция к эсхатологическим символам позволяет семиотически включить современную коронавирусную инфекцию в апокалиптический контекст.

Список литературы

1. Гессен С. Холерные бунты. (1930-1831 гг.). М. : Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1932. 64 с.

2. Домников С. Д. Мать-Земля и Царь-Город. Россия как традиционное общество. М. : Алетейа, 2002. 672 с.

3. Прилуцкий А. М. Теологические и мифологические концепты религиозных дискурсов ламинарной культуры: опыт семиотического анализа // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 1 (50). С. 26-31.

4. Чагадаева О. Нас морить хотят! Убьем доктора! // Родина. 2019. № 3. С. 102106.

5. Шмонин Д. В. Схоластика как философия образования // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 145-154.

Covid-19 and Religious Discourses of the Medical Conspiracy Theory

A. M. Prilutskii

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the influence of Covid-19 on the medical conspiracy theory. The author showed that the religious version of the medical conspiracy theory is a product of mythology. The epistemic roots of medical conspiracy theories stem from the same arche-

9 Отцы-афониты ...

10 Там же.

11 Коронавирус covid-19 - провокация... факты https://clck.ru/P5rVY (дата обращения: 12.06.2020).

и доказательства [Электронный ресурс]. URL:

types of archaic worldviews that took radical forms during the plague and cholera riots. The article also discusses basic components of a modern medical conspiracy myth. These are ideological mythologemes about an exaggerated danger, artificial origin of the infection, concealing the danger and the true goals of vaccination, a mythological "mark of the antichrist", "deliberate contamination under the pretext of vaccination and diagnosis", "establishing a world government and preparing for Antichrist to take power ". Main mythologemes and mythotheo-logemes have been quoted.

Keywords: Covid-19, mythology, conspiracy theology, semiotics of myth, eschatology.

For citation: Prilutskii A.M. Covid-19 and Religious Discourses of the Medical Conspiracy Theory. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2020, vol. 33, pp. 108-114. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.108 (in Russian)

References

1. Gessen S. Holernye bunty [Cholera revolts]. Moscow, Vsesoyuznoe obshchestvo politkatorzhan i ssylnoposelencev Publ., 1931, 64 p. (in Russian)

2. Domnikov S.D. Mat-Zemlya i Car'-Gorod. Rossiya kak tradicionnoe obshchestvo [Mother-Earth and Tsar-City. Russia as a traditional society]. Moscow, Aleteja Publ, 2002, 672 p. (in Russian)

3. Prilutskii A.M. Teologicheskie i mifologicheskie koncepty religioznyh diskursov laminarnoj kultury: opyt semioticheskogo analiza [Heological and mythological concepts of religious discourses of laminar culture: the experience of semiotic analysis]. Obshchestvo. Sre-da. Razvitie, 2019, no. 1, vol. 50. pp. 26-31. (in Russian)

4. Chagadaeva O. Nas morit hotyat! Ub'em doktora! [They want to kill us! Kill the doctor!]. Rodina, 2019, no. 3, pp. 102-106. (in Russian)

5. Shmonin D.V. Skholastika kak filosofiya obrazovaniya [Scholasticism as a philosophy of education]. Voprosyfilosofii, 2011, no. 10, pp. 145-154. (in Russian)

Прилуцкий Александр Михайлович

доктор философских наук, заведующий, кафедра истории религий и теологии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48

e-mail: [email protected]

Prilutskii Aleksandr Mikhailovich

Doctor of Sciences (Philosophy), Head, Department of History of Religions and Theology

Herzen State Pedagogical University of Russia

48, Moyka emb., St. Petersburg, 191186, Russian Federation e-mail: [email protected]

Дата поступления: 15.06.2020 Received: June, 15, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.