Научная статья на тему 'Современные программные и аппаратные средства обработки медицинской информации как инструмент информационного менеджмента лечебно-профилактического учреждения'

Современные программные и аппаратные средства обработки медицинской информации как инструмент информационного менеджмента лечебно-профилактического учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебочакова Е. В., Минченко Л. В.

В условиях активно развивающейся рыночной инфраструктуры к управлению медицинской организацией предъявляются повышенные требования. Для улучшения работы и повышения ее эффективности на всех этапах существуют различные системы информатизации. В статье рассмотрены современные программные и аппаратные средства применяемые на сегодняшний день в различных медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные программные и аппаратные средства обработки медицинской информации как инструмент информационного менеджмента лечебно-профилактического учреждения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

Для создания инноваций обязательно нужны специальные площадки для анализа и исследования новинки, для обеспечения поддержкой каждой стадии процесса инновации - от стадии идеи до ее воплощения в полноценный продукт. Доля инновационных продуктов в общем объеме продаж в экономике России составляет сегодня составляет 5,1% - это мало, ее, согласно программе, следует повышать до 20%. Однако на сегодняшний день результаты российских исследований и разработок отечественным бизнесом остаются не востребованными, а созданная инновационная инфраструктура используется недостаточно интенсивно, прежде всего производственными предприятиями, следовательно, необходимо повышение заинтересованности к инновациям, на всех уровнях общества. Высокоразвитая инновационная экономика страны - это возможно, так как у России есть все необходимые ресурсы для этого ресурсы и, самое главное, исторически сильная научная культура по генерации знаний. Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.

2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике"

3. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

4. Иванова С.А.. Основные проблемы инновационного развития России (компаративный анализ)//Электронный научно-практический журнал "Современные научные исследования и инновации", [Электронный ресурс], режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127(дата обращения 10.11.16)

5. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013.

6. Милославский И. Новизна с последствиями. — М.: Известие, 2009.

© Хидиятулина Л.М., 2016

УДК: 65.011.56

Е.В. Чебочакова

магистрант второго года обучения Университет ИТМО г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Л.В. Минченко к.э.н., доцент кафедры ПМиТТ Университет ИТМО г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ И АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация

В условиях активно развивающейся рыночной инфраструктуры к управлению медицинской организацией предъявляются повышенные требования. Для улучшения работы и повышения ее эффективности на всех этапах существуют различные системы информатизации. В статье рассмотрены современные программные и аппаратные средства применяемые на сегодняшний день в различных медицинских организациях.

Ключевые слова

Программное обеспечение, информатизация, информационный менеджмент, здравоохранение.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

В настоящее время в здравоохранении весьма активно и динамично развивается рыночная инфраструктура, которая предъявляет новые требования к управлению медицинской организацией. Медицинские информационные системы призваны повысить качество и доступность медицинских услуг. Использование новых информационных технологий в современных медицинских центрах позволит легко вести полный учет всех оказанных услуг, сданных анализов, выписанных рецептов. Также при автоматизации медицинского учреждения заполняются электронные амбулаторные карты и истории болезни, составляются отчеты и ведется медицинская статистика. Автоматизация медицинских учреждений

- это создание единого информационного пространства ЛПУ, что, в свою очередь, позволяет создавать автоматизированные рабочие места врачей, организовывать работу отдела медицинской статистики, создавать базы данных, вести электронные истории болезней и объединять в единое целое все лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы. Использование информационных технологий в работе поликлиник или стационаров значительно упрощает ряд рабочих процессов и повышает их эффективность при оказании медицинской помощи. [1]

И у нас в стране, и за рубежом первые попытки автоматизации работы лечебных учреждений начались в конце 70-х — начале 80-х годов с разработок автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей, деятельность которых была связана с трудоемкими математическими расчетами,— в основном в отделениях функциональной диагностики (например, АРМ врача ультразвуковой сосудистой доплерографии). Еще одно направление по внедрению вычислительной техники в медицинскую практику было связано с автоматизацией управленческих и административных функций (формирование реестров пациентов, бухгалтерско-экономические программы и т. п.). Некоторые крупные медицинские центры, в основном в США, пытались разработать «интеллектуальные» программы, позволяющие установить диагноз или сузить круг заболеваний при дифференциальной диагностике или определить минимальный набор диагностических тестов (например, экспертная система постановки диагнозов Internist).

В медицинской приборно-компьютерной системе (МПКС) можно выделить три основные составляющие: медицинское, аппаратное и программное обеспечение.

Применительно к МПКС медицинское обеспечение включает в себя способы реализации выбранного круга медицинских задач, решаемых в соответствии с возможностями аппаратной и программной частей системы. К медицинскому обеспечению относятся наборы используемых методик, измеряемых физиологических параметров и методов их измерения, определение способов и допустимых границ воздействия системы на пациента.

Под аппаратным обеспечением понимают способы реализации технической части системы, включающей средства получения медико-биологической информации, средства осуществления лечебных воздействий и средства вычислительной техники.

К программному обеспечению относят математические методы обработки медико-биологической информации, алгоритмы и собственно программы, реализующие функционирование всей системы.[3]

Значительный рост применения компьютерных технологий наблюдается в медицине и здравоохранении. Сейчас трудно представить себе современное лечебное учреждение без электронной регистратуры, аптечной сети, бухгалтерии, компьютеризированных рабочих мест врачей и среднего медицинского персонала. [2]

На сегодняшний день программы взаимодействия аппарат — врач — менеджмент - пациент — лечение

- результат выглядят примерно так:

1. Структура: сервер ^ блок обеспечения непрерывного электропитания ^ компьютеры ^ рабочие станции ^ принтеры.

2. Режимы работы: сетевой, автономный.

3. 3. Функции:

1) АРМ врачей; 2) диагностические автоматизированные компьютерные системы; З) компьютерные версии амбулаторных карт; 4) материально-технические ПК; 5) финансово-отчетные ПК и др.

4. Автоматизированная система: регистратура (медрегистратор), кассир, администратор, менеджер: ввод в компьютерную карту пациента всех видов оплаты диагностики и лечения по полисам ОМС, ДМС,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

оказание сверхнормативных платных услуг и т. п. По специальным алгоритмам вводимые в ЛВС данные автоматически разносятся в блоке бухгалтерии по всем счетам (статьям): общая выручка, стоимость медикаментов, материалов, ФОТ (включая премиальные и штрафные начисления), оплата аренды помещения, модернизации, ремонта и приобретения оборудования, инструментов, отчисления по всем видам налогов и т.п., чистая прибыль, формирование отчетных данных и документов, их экономический анализ, включая выполнение финансовых планов, трудозатрат и т.п.

5. Эффективность: сокращение штата, операторов (администраторов, менеджеров, бухгалтеров), повышение качества диагностики и лечения, экономический эффект.[3]

В последнее время все большее распространение получают отечественные и зарубежные готовые программные решения для различных ЛПУ.

Одна из самых распространенных программ — это "1С:Медицина. Стоматологическая клиника" на платформе "1С:Предприятие 8.3" от российского разработчика "1С". Данная МИС позволяет создать единое информационное пространство с разделением доступа к данным по ролевому принципу (например, руководителя организации, сотрудника регистратуры клиники, медицинского персонала, сестры-хозяйки). Предусмотрен удобный механизм оформления и представления предварительных записей пациентов, назначение индивидуальных меток пациентам, графическое представление зубной формулы, ведение в программе полной цепочки лечения пациентов, эффективная работа с клиентами (в том числе возможность осуществления sms и email рассылок), подключения разнообразного внешнего оборудования (фискальных регистраторов, сканеров штрихкодов, считывателей магнитных карт, терминалов сбора данных, эквайринговых терминалов и др.), возможность обмена данными с другими программами "1С".

Dental4Windows — не менее популярная программа для управления стоматологической клиникой любого масштаба. Первая версия программы была спроектирована в 90-е годы сиднейским стоматологом. Программа Dental4Windows позволяет полностью автоматизировать работу медицинского и административного персонала стоматологических клиник и медицинских центров, а также стоматологических отделений многопрофильных поликлиник и больниц, отдельных стоматологических кабинетов. Функционал Dental4Windows включает в себя трехмерную (3D) и традиционную карты зубов, 3D изображение черепа, echat - мгновенный обмен сообщениями между сотрудниками клиники, модуль «Стерилизация» - контроль оборота медицинского инструментария, электронное расписание с произвольной группировкой врачей и кабинетов, электронная история болезни, планирование лечения, система автоматического формирования вызовов пациентов на профилактику, финансовый блок, расчет заработной платы врачам и среднему медицинскому персоналу, модуль "Касса" с возможностью ведения нескольких кассовых журналов, модуль взаимодействия со страховыми компаниями (ОМС, ДМС), складской учет материалов, контейнер электронных документов для каждого пациента, модуль взаимодействия с зуботехническими лабораториями, система сопряжения со всеми известными радиовизиографами и панорамными рентгеновскими аппаратами, система сопряжения с программой Florida Probe (пародонтология), графический редактор рентгеновских изображений, расчет ТРГ для ортодонтии, большой набор форм для составления аналитических и статистических отчетов, система подготовки и отправки напоминаний пациентая в виде СМС, бумажных или электронных писем, встроенная программа 3D видеоуроков для мотивации пациентов, мобуль бизнес-аналитики для расчета ключевых показателей эффективности (KPI).

"IDENT" — российская компьютерная программа для управления стоматологической клиникой, предназначена для оптимизации работы персонала, сокращения временных и денежных издержек на обслуживание клиентов. Функционал программы включает в себя такие базовые возможности как ыстрый поиск удобного для пациента время в расписании, ведение кассы, печать отчета в конце рабочего дня, быстрое формирование и печать всех необходимых для пациента документов. Кроме того позволяет формировать статистические и аналитические отчеты, вести амбулаторные карты (заполнение истории болезни из настраиваемых шаблонов, составление планов лечения и печать амбулаторных карт в форме 043у, автоматическое прикрепление рентгеновских снимков от любых рентгенов, добавление к карточке пациента любых снимков и фотографий). Важным преимуществом является CRM, в том числе повышение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

посещаемости клиники, планирование приемов, приглашение пациентов на профосмотры, ведение листа ожидания, рассылка СМС. В этой же программе ведется учет заработной платы, в том числе расчет повременной и сдельной заработной платы персонала, задание базы для расчета ЗП, отличную от стоимости услуги, настройка различных бонусов и вычетов, ведение табеля фактического учета рабочего времени. Возможно работать с лабораторией (формирование и печать заказ-нарядов, отслеживание готовности заказов, управление складом зуботехнических изделий, контроль выставляемых лабораторией актов). Что немаловажно для современной стоматологической клиники программа IDENT позволяет эффективно взаимодействовать со страховыми компаниями и с ОМС. Для сетевых клиник предусмотрен механизм работы с филиалами. Также есть механизм контроля расхода и остатков материалов в клинике, закупка материалов, формирование отчетов по изменению цен на материалы, синхронизация данных с программой 1С: Бухгалтерия. [2]

В последние годы информатизация здравоохранения и медицинской науки успешно продолжила свое дальнейшее развитие на уровне современных требований новейших технологий, постепенно охватывая новые информационные массивы этих отраслей и системы обязательного медицинского страхования, располагающего обширным информационным пространством на федеральном уровне. Список использованной литературы:

1. Королюк И.П. Медицинская информатика: Учебник / И.П. Королюк. - 2 изд., перераб. и доп. - Самара: ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО «СамГМУ». 2012. - 6-8 с.

2. Российский стоматологический журнал. №5 от 20.11.2013г. - 38 с.

3. Сидорова М.А., Костенков С.Ю.: Журнал/Известия Южного федерального университета. Технические науки. Выпуск №11(136)2012. - 37 с.

© Чебочакова Е.В., Минченко Л.В., 2016

УДК 336.7

А.К. Чеговцова

Магистрант 3 курса

Финансовый университет при Правительстве РФ, уфимский филиал

Научный руководитель: Т.Н. Шашкова К.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый университет при Правительстве РФ, уфимский филиал

ЦЕЛЬ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И БАНКОВСКИХ ГРУПП И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация

В статье дано определение понятия цели «риск-ориентированного подхода в оценке деятельности банков и банковских групп». Определены основные компоненты риск-ориентированного подхода в оценке деятельности банков и банковских групп и приведена их характеристика. Также определен перечень проблем на пути внедрения риск-ориентированного подхода в оценке деятельности банков и банковских групп.

Ключевые слова

Риск-ориентированный подход, банки и банковские группы, оценка деятельности банков и банковских

групп, проблемы внедрения.

Современную российскую банковскую систему можно описать как динамично развивающуюся. Тем не менее, на протяжении последних лет наблюдается рост уровня кредитного риска, который усугубляется постоянно растущими требованиями Банка России. Помимо этого появляются новые виды рисков, ранее не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.