Научная статья на тему 'Современные проекции концепта «Междуморья» в украинской внешней политике'

Современные проекции концепта «Междуморья» в украинской внешней политике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Балто-Черноморская ось / ГУАМ / Люблинский треугольник / Междуморье / Украина / Baltic-Black Sea Axis / GUAM / Lublin Triangle / Intermarium / Ukraine

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левченков Александр Станиславович

Концепции Междуморья и Прометеизма, сформулированные в межвоенной Польше, оказались созвучны идеям украинских националистов и востребованы в постсоветской Украине, внешнеполитический вектор которой постепенно смещался в сторону Запада, а после государственного переворота 2014 года полный контроль над органами государственной власти получили сторонники евроатлантизма и этноцентричной модели формирования гражданской нации. Совмещение идей евроинтеграции и радикального национализма стало возможным благодаря формированию образа внешнего врага – России, противостояние которой вписалось в общий геополитический контекст глобального кризиса мироустройства, найдя поддержку в странах коллективного Запада, выступающих за глобальное доминирование США и их союзников.С 1990-х годов и по настоящее время Киев развивал сотрудничество и становился участником ряда межгосударственных форматов, ставящих цели, схожие с идеями польского Междуморья и его украинского варианта – Балто-Черноморской оси. Киев стал одним из сооснователей и активных акторов таких организаций и неформальных объединений как ГУАМ и Люблинский треугольник. Несмотря на отличия в составе участников, эти объединения и проекты нацелены на создание военно-политического, экономического и культурного пространства «без России и против России», дугообразно опоясывая ее западные и юго-западные рубежи и способствуя созданию точек напряжения, ведущих к затяжным и кровопролитным конфликтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern projections of the «Intermarium» concept in Ukrainian foreign policy

The concepts of Intermarium and Prometheism, formulated in interwar Poland, turned out to be consonant with the ideas of Ukrainian nationalists and were in demand in post-Soviet Ukraine, the foreign policy vector of which was gradually shifting towards the West, and after the 2014 coup d'etat, supporters of Euro-Atlanticism and the ethnocentric model of civil society formation gained full control over state power. The combination of the ideas of European integration and radical nationalism became possible thanks to the formation of the image of an external enemy Russia, whose confrontation fit into the general geopolitical context of the global crisis of the world order, finding support in the countries of the collective West, advocating the global dominance of the United States and its allies. From the 1990s to the present, Kyiv has developed cooperation and become a participant in a number of interstate formats that set goals similar to the ideas of the Polish Intermarium and its Ukrainian version the Baltic-Black Sea axis. Kyiv became one of the cofounders and active actors of such organizations and informal associations as GUAM and the Lublin Triangle. Despite the differences in the composition of the participants, these associations and projects are aimed at creating a military-political, economic and cultural space “without Russia and against Russia”, arcing around its western and southwestern borders and helping to create points of tension leading to protracted and bloody conflicts.

Текст научной работы на тему «Современные проекции концепта «Междуморья» в украинской внешней политике»

Научная статья / Research article

Современные проекции концепта «Междуморья» в украинской внешней политике

А. С. Левченков

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия ORCID: https://0000-0002-0058-9391; e-mail: bohem2001@mail.ru

Аннотация. Концепции Междуморья и Прометеизма, сформулированные в межвоенной Польше, оказались созвучны идеям украинских националистов и востребованы в постсоветской Украине, внешнеполитический вектор которой постепенно смещался в сторону Запада, а после государственного переворота 2014 года полный контроль над органами государственной власти получили сторонники евроатлантизма и этноцентричной модели формирования гражданской нации. Совмещение идей евроинтеграции и радикального национализма стало возможным благодаря формированию образа внешнего врага - России, противостояние которой вписалось в общий геополитический контекст глобального кризиса мироустройства, найдя поддержку в странах коллективного Запада, выступающих за глобальное доминирование США и их союзников.С 1990-х годов и по настоящее время Киев развивал сотрудничество и становился участником ряда межгосударственных форматов, ставящих цели, схожие с идеями польского Междуморья и его украинского варианта - Балто-Черноморской оси. Киев стал одним из сооснователей и активных акторов таких организаций и неформальных объединений как ГУАМ и Люблинский треугольник. Несмотря на отличия в составе участников, эти объединения и проекты нацелены на создание военно-политического, экономического и культурного пространства «без России и против России», дугообразно опоясывая ее западные и юго-западные рубежи и способствуя созданию точек напряжения, ведущих к затяжным и кровопролитным конфликтам.

Ключевые слова: Балто-Черноморская ось, ГУАМ, Люблинский треугольник, Междуморье, Украина

Для цитирования: Левченков А. С. Современные проекции концепта «Междуморья» в украинской внешней политике // Постсоветские исследования. 2024; 4(7):376-382.

Modern projections of the «Intermarium» concept in Ukrainian foreign policy

Alexander S. Levchenkov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia ORCID: https://0000-0002-0058-939; e-mail: bohem2001@mail.ru

Abstract. The concepts of Intermarium and Prometheism, formulated in interwar Poland, turned out to be consonant with the ideas of Ukrainian nationalists and were in demand in post-Soviet Ukraine, the foreign policy vector of which was gradually shifting towards the West, and after the 2014 coup d'etat, supporters of Euro-Atlanticism and the ethnocentric model of civil society formation gained full control over state power. The combination of the ideas of European integration and radical nationalism became possible thanks to the formation of the image of an external enemy -Russia, whose confrontation fit into the general geopolitical context of the global crisis of the world order, finding support in the countries of the collective West, advocating the global dominance of the United States and its allies. From the 1990s to the present, Kyiv has developed cooperation and become a participant in a number of interstate formats that set goals similar to the ideas of the Polish Intermarium and its Ukrainian version - the Baltic-Black Sea axis. Kyiv became one of the co-founders and active actors of such organizations and informal associations as GUAM and the Lublin Triangle. Despite the differences in the composition of the participants, these associations and projects are aimed at creating a military-political, economic and cultural space "without Russia and against

Russia", arcing around its western and southwestern borders and helping to create points of tension leading to protracted and bloody conflicts.

Keywords. Baltic-Black Sea Axis, GUAM, Lublin Triangle, Intermarium, Ukraine

For citation: Alexander S. Levchenkov. Modern projections of the «Intermarium» concept in Ukrainian foreign policy // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 4(7):376-382 (In Russ.)

Концепции Междуморья и Прометеизма, сформулированные в межвоенной Польше в годы так называемой Второй Речи Посполитой, стали, как известно, краеугольным камнем внешнеполитической стратегии польского премьер-министра и военного министра Юзефа Пилсудского. Направленные на обеспечение главенства Польши в Восточной Европе на огромном пространстве от Балтики до Черного моря и одновременно своим острием нацеленные на разрушение единства Советского Союза [Симонова 2002: 47-48], данные конструкты оказались созвучны идеям украинских националистов и востребованы в постсоветской Украине как проекты создания Балто-Черноморского союза или Балто-Черноморской оси (дуги).

Истоки идей ряд исследователей ищут в трудах первого главы Центральной рады Украинской Народной Республики М. Грушевского. В 1918 г. он предложил сформировать Балто-Черноморский альянс [Кочубей 2003: 46]. В развитии данного концепта сыграли роль украинские радикальные националисты, типа Ю. Липы (расстрелян в 1944 г. за участие в деятельности ОУН-УПА), предложивший «Черноморскую доктрину», в которой пытался использовать географические аргументы и манипулировал историческими фактами [Красовицкая 2017: 154].

На рубеже 1980-1990-х годов замысел Балто-Черноморского союза пользовался популярностью у деятелей Народного Руха Украины, включая Вячеслава Черновола. В

1 Олександр Маслак. Млжмор'я - альтернатива

£вросоюзу i £вразшському союзу: переваги i перешкоди. Народний Оглядач [электронный ресурс] // URL: https://www.ar25.org/article/mizhmorya-alternatyva-yevrosoyuzu-i-yevraziyskomu-soyuzu-perevagy-i-pereshkody.html (дата обращения 03.05.2024); Безопасность Украины: перспективы Балто-Черноморского союза - fttc.com.ua [электронный ресурс] // URL:

постсоветский период некоторые осовремененные модификации концепции Междуморья в постсоветский период стали активно использовать отдельные украинские философы1, а также политологи консервативно-националистического направления [Загребельний 2019].

С 1990-х гг. идею альянса государств Балто-Черноморского региона,

направленного против возрождения влияния России, пытались популяризовать и представители украинских политических элит, обращая особое внимание на важность транспортно-логистических и

энергетических проектов2. Первый президент Украины Л. Кравчук в 1993 г. предложил проект Центрально-

Восточноевропейского пространства

стабильности и безопасности, а его преемник Л. Кучма в 1999 г. на международном саммите в Ялте заявлял, что «Балто-Черноморская ось может и должна стать одним из консолидирующих и стабилизирующих стержней новой Европы» [Тарасенко 2016: 7].

Украинский кризис, начавшийся с государственного переворота в Киеве в начале 2014 г. и вступивший в наиболее острую фазу в феврале 2022 г., стал составной частью мирового

геополитического кризиса, выразившегося в столкновении интересов коллективного Запада во главе с США, стремящимися сохранить глобальное доминирование, и сторонников обновленного многополярного мироустройства, одним из наиболее

http://www.fttc.com.ua/2016/06/bezopasnost-ukrainy-perspektivy-balto-chernomorskogo-soyuza/ (дата

обращения 03.05.2024).

2 Олег Сосшн. Роль Украши у створенш ново! геоекономiчноl системи у Центральнш £врош - Блог Олега Сосшна [электронный ресурс] // URL: https://soskin.blogspot.com/2010/09/blog-post_03.html (дата обращения 03.05.2024)

последовательных участников которого является Россия.

В 2014 г. полный контроль над органами государственной власти в Киеве получили сторонники евроатлантизма и

этноцентричной модели формирования гражданской нации. Совмещение идей евроинтеграции и радикального

национализма на Украине в принципе стало возможным именно благодаря

формированию образа внешнего врага -России, противостояние которой вписалось в общий геополитический контекст глобального кризиса мироустройства, найдя поддержку в странах коллективного Запада и актуализировав проекты, основанные на вариациях идеи Междуморья.

ГУАМ.

ГУАМ представляет собой ярко выраженную попытку создания

региональной организации, которая в силу географии участников могла бы при поддержке структур коллективного Запада аккумулировать и реализовать крупные экономические, прежде всего, транспортно-логистические, и политические проекты, дугообразно опоясывающие западный и южный фланги постсоветского

пространства. Основанная в 1997 г. как консультативный форум, ГУАМ, штаб-квартира которой расположилась в Киеве, рассматривалась украинскими политиками именно как альтернатива россиецентричным интеграционным проектам, так она воспринималась и в среде российских экспертов [Грозин 2008: 240].

Анализ истории становления и развития данной структуры, преобразованной в 2006 гог.ду в международную региональную организацию - «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ»1, свидетельствует о приоритетности политико-ориентированного подхода. Пик активности ГУАМ пришелся на 2004 г. - первую

1 Устав Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ - Официальный интернет-сайт

Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ // [электронный ресурс] // URL: https://guam-organization.org/ustav-organizatsii-za-demokrativu-i-ekonomicheskoe-razvitie-guam/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

половину 2008 гг., когда в зените политического могущества в Грузии находился победитель «революции роз» М. Саакашвили, а на Украине к власти пришел другой продукт цветных революций на постсоветском пространстве - «оранжевый» президент В. Ющенко.

Именно в течение этого периода произошло преобразование объединения в полноценную организацию, были уточнены и существенно расширены ее цели и задачи. Если вначале главным в деятельности ГУАМ был поиск возможностей реализации проектов транспортных коридоров и трубопроводных систем для поставок товаров, включая энергоносители, в обход территории Российской Федерации и без ее участия, то в середины 2000-х гг. к этому добавились ярко выраженные политические цели. На Кишиневском саммите ГУАМ были сформулированы задачи по вытеснению российских миротворцев из зон замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, а также по «углублению европейской интеграции государств ГУУАМ, установление партнерских отношений с ЕС и НАТО с целью создания общего пространства безопасности, экономического и транспортного сотрудничества»2. Виктор Ющенко в октябре 2005 г., выступая в Королевском институте международных отношений (Chatham House) в ходе своего визита в Великобританию, заявил о стремлении совместно с другими «странами новой демократии уже сегодня готова взять на себя ответственность за содействие разрешению замороженных конфликтов и поддержку демократических процессов на этом пространстве» [Левченков 2012: 222].

Поражение Михаила Саакашвили в авантюрной попытке силовым путем установить контроль над Южной Осетией в августе 2008 г. и утрата В. Ющенко популярности на Украине, приведшая к его

2 Кишиневская Декларация глав государств ГУУАМ «Во имя демократии, стабильности и развития» — Официальный интернет-сайт Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ II [электронный ресурс] // URL: https://guam-organization.org/kishinevskava-deklaratsiYa-glav-gosudarstv-guuam-vo-imva-demokratii-stabilnosti-i-razvitiva/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

разгромному провалу на президентских выборах в начале 2010 г., наряду с отсутствием сколько-нибудь значимого прогресса в реализации амбициозных экономических проектов привели к резкому снижению активности ГУАМ с конца 2000-х гг. Однако организация продолжила функционировать, время от времени напоминая о себе публичными заявлениями.

В 2010-х гг. организацией был принят ряд документов, подтверждающих

заинтересованность в реализации крупных транспортно-логистических проектов. В их числе выделяется Концепция развития транспортного коридора ГУАМ,

разработанная в 2013 г. и направленная «на развитие эффективных, более безопасных и более надежных Евро-азиатских

транспортных маршрутов»1. При анализе данного документа бросается в глаза важная роль, которую разработчики отводили формированию единой транспортно-логистической системы, объединяющей морской, речной, железнодорожный и автомобильный транспорт не только самих стран-участниц ГУАМ, но и сопредельных государств Балтийского региона, а также обеспечению взаимодействия транспортных коридоров ГУАМ и ТРАСЕКА2.

После государственного переворота 2014 г. на Украине информационный центр ГУАМ стал рупором антироссийской повестки, периодически выпуская заявления с осуждением действий России. Среди наиболее активных партнеров ГУАМ -Балтийская ассамблея, регулярно выражающая поддержку Киеву3. В 2020 г. украинский президент В. Зеленский в разговоре с лидером Азербайджана

1 Концепция развития транспортного коридора ГУАМ - Официальный интернет-сайт Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ // [электронный ресурс] // URL: https://guam-organization.org/kontseptsiya-razvitiya-transportnogo-koridora-guam/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

2 Там же.

3 Заявление Президиума Балтийской Ассамблеи о

поддержке Украины до ее полной победы, 19 января

2024 года - Официальный интернет-сайт Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ // [электронный ресурс] // URL: https://guam-organization.org/zaiavlenie-prezidiuma-baltiiskoi-

Ильхамом Алиевым предложил «вдохнуть новую жизнь» в ГУАМ, превратив его в «серьезный союз»4. Продолжались консультации, направленные на создание полноценной зоны свободной торговли ГУАМ5.

В целом до настоящего времени ГУАМ не смогла добиться значимых успехов в своей деятельности. Основную причину этого специалисты, как правило, видят в недостаточном социально-экономическом потенциале государств-членов ГУАМ, особенно, Украины как ключевого участника, и крайне политизированной повестке [Политические процессы на постсоветском пространстве 2020: 272]. Антироссийская направленность, которую проводили политические элиты Грузии в период правления М. Саакашвили и Украины при В. Ющенко и особенно с 2014 г., далеко не в полной мере разделялась остальными участниками организации [Прудников 2023: 388]. На дальнейшие перспективы организации, безусловно, кардинальным образом повлияют результаты Специальной военной операции России, проведение которой объективно делает невозможной реализацию транспортно-логистических и энергетических проектов ГУАМ и, таким образом, препятствует воплощению идеи о создании Балто-Черноморской оси.

Люблинский треугольник.

Достаточно молодым по времени вариантом воплощения идеи Междуморья с участием Украины стало создание в 2020 г. формата, известного как Люблинский треугольник. Совместная декларация о создании Люблинского треугольника была подписана главами МИД Литвы Л.

assamblei-o-podderzhke-ukrainv-do-ee-polnoi-pobedv/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

4 Восстать из мертвых: в Киеве задумались о воскрешении ГУАМ - Известия [электронный ресурс] // URL: https ://iz.ru/1017429/kseniia-loginova/vosstat-iz-mertvykh-v-kieve-zadumalis-o-voskreshenii-guam (дата обращения 2 мая 2024 года)

5 Очередное заседание Рабочей группы по экономике и торговле - Официальный интернет-сайт Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ // [электронный ресурс] // URL: https://guam-organization.org/ocherednoe-zasedanie-rabochei-gruppy-po-iekonomike-i-torgovle/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

Линкявичюсом, Польши Я. Чапутовичем и Украины Д. Кулебой 28 июля 2020 г. в Люблине, отсюда и закрепившееся за данным неформальным объединением название. Данное название сразу и, по всей видимости, не случайно, вызвало аналогии с крупным событием в истории Восточной Европы -Люблинской унией 1569 г., в результате которой Польша и Литва, контролирующие тогда и нынешние белорусские и украинские земли, создали конфедеративное государство - Речь Посполитую.

Согласно комментариям главы МИД Украины, для Киева особенно ценным являлся тот факт, что страна стала сооснователем нового формата, в отличие от тщетных попыток присоединиться к уже существующим организациям и

объединениям, таким как Вышеградская группа, Бухарестская девятка, «Инициатива трех морей», ЕС или НАТО1.

Формально Люблинский треугольник был создан как трехсторонняя платформа для политического, экономического и социального сотрудничества. При этом содержание Совместной декларации определялось, во-первых, ее антироссийской направленностью (тезисы об «агрессии» в отношении Украины и непризнании новых границ Российской Федерации, а также выражение поддержки Киева), во-вторых, уверениями в поддержке

евроинтеграционных и евроатлантических устремлений Украины, готовности содействовать предоставлению последней Плана действий по членству в НАТО, развивать сотрудничество Украины с «Инициативой трех морей» и другими межрегиональными объединениями2.

1 Ukraine, Poland, and Lithuania launch Lublin Triangle, a new regional cooperation initiative - Emerging Europe [электронный ресурс] // URL: https://emerging-europe.com/news/ukraine-poland-and-lithuania-launch-lublin-triangle-a-new-regional-cooperation-initiative/ (дата обращения 2 мая 2024 года)

2 Спшьна деклара^ мiнiстрiв закордонних справ

Украни, Республiки Польща та Литовсько! Республiки

щодо заснування «Люблшського трикутника», Люблш, 28 липня 2020 року - Урядовий портал [электронный ресурс] // URL: https://archive.ph/20200804172645/https://www.kmu.go v.ua/news/spilna-deklaraciya-ministriv-zakordonnih-sprav-ukrayini-respubliki-polshcha-ta-litovskoyi-

Хотя ключевое положение в новом формате, безусловно, принадлежало крупнейшему среди участников

экономическому игроку - Польше, Киев с самого начала пытался играть активную роль в организации работы Люблинского треугольника, в том числе, в продвижении идеи о переформатировании «треугольника» в «квадрат» с участием Беларуси. В последних числах июля 2020 г. глава украинского МИД провел телефонный разговор со своим белорусским коллегой Владимиром Макеем, в ходе которого, согласно украинским источникам, пригласил министра иностранных дел Беларуси как почетного гостя на предстоящую министерскую встречу Люблинского треугольника в Киеве, а также обсудил перспективы использования нефтепровода «Одесса-Броды» для «диверсификации поставок нефти»3.

Данный разговор не был исключительной инициативой украинской стороны, а являлся следствием общей стратегии участников проекта, о чем свидетельствовало признание директора Восточного департамента МИД Польши Я. Хофмокла в сентябре 2020 г., согласно которому Люблинский треугольник на самом деле должен быть стать квадратом с участием Минска4. Расчет, очевидно, строился на смене власти в Беларуси, чему пытались содействовать все три страны-участницы тройки. Однако развитие ситуации в Беларуси после президентских выборов привело нарушило планы тройки, приведя к укреплению отношений Минска с Москвой. В то же время участники Люблинского треугольника наряду с другими

respubliki-shchodo-zasnuvannya-lyublinskogo-trikutnika (дата обращения 2 мая 2024 года)

3 Украша запросила Бшорусь на засщання "Люблшського трикутника" - РБК-Украша [электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ua/ukr/news/ukraina-priglasila-belarus-zasedanie-lyublinsko go-1596221246. html (дата обращения 2 мая 2024 года)

4 Белоруссии предлагали войти в «Люблинский треугольник» — МИД Польши - ИА REGNUM [электронный ресурс] // URL: https://regnum.ru/news/3060567?ysclid=lvsb8uiswu6620 68524 (дата обращения 2 мая 2024 года)

государствами коллективного Запада стали оказывать экономическое и политическое давление на Беларусь [Жильцов 2023: 126].

Неоправдавшийся расчет на

присоединение Беларуси к треугольнику в 2020 г. не означал отказа от планов по ее вовлечению в данный формат как часть стратегии Запада по смене власти в Минске и отторжению Белоруссии от России. Об этом свидетельствовали как покровительство белорусской политической оппозиции во главе со С. Тихановской, в частности, приглашенной Д. Кулебой на онлайн-совещание глав дипломатических ведомств Литвы, Польши и Украины в январе 2021 г.1, так и факты подготовки во всех трех странах Люблинского треугольника диверсионных групп для вторжения на территорию Беларуси, о которых неоднократно заявляло высшее руководство республики, включая президента А. Лукашенко2.

Люблинский формат рассматривается правящими кругами тройки как альтернатива россиецентричным интеграционным

проектам и идее Русского мира на постсоветском пространстве3. Хотя этот формат представляет собой диалоговую площадку, на ее полях обсуждаются вопросы реализации евроатлантической стратегии в региональном измерении, направленной на продвижение идеи смены власти в странах-членах Союзного Государства Беларуси и России, усиления как экономического, так и военно-политического давления Запада на Россию и поддержки боевых действий Украины против российской армии в зоне специальной военной операции.

Заключение.

Таким образом, постсоветская Украина развивала сотрудничество и стремилась стать

участником ряда межгосударственных форматов, ставящих цели, схожие с идеями польского Междуморья и его украинского варианта - Балто-Черноморской оси. ГУАМ и Люблинский треугольник формально создавались по инициативе групп региональных игроков, среди которых Украина пыталась играть активную роль, продвигая свою повестку, хотя в этих организациях и объединениях в конечном счете реализация конкретных

геополитических задач была обусловлена поддержкой США, других государств и надгосударственных структур Запада.

Несмотря на отличия во времени создания и составе участников, эти объединения и проекты объединило то, что они оказались нацелены на создание военно-политического, экономического и культурного пространства «без России и против России», дугообразно опоясывая ее западные и юго-западные рубежи. Это способствовало созданию точек напряжения, ведущих к затяжным конфликтам, самым крупным и кровопролитным из которых стал конфликт на Донбассе. Отказ украинского руководства при поддержке западных партнеров от выполнения условий Минских соглашений и курс на силовое решение конфликта привел к ответным действиям России, в частности, СВО, которая нарушила военно-стратегические планы, а также поставила под вопрос другие геополитические проекты оппонентов Москвы, включая формирование единого экономико-культурного Балто-

Черноморского пространства, из которого Москва была бы решительно вытеснена.

1 Тихановская приняла участие в заседании "Люблинского треугольника" - РИА Новости [электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20210129/tikhanovskaya-1595176101 .html (дата обращения 2 мая 2024 года)

2 См., например: Лукашенко: в Польше, Литве,

Украине готовят белорусских радикалов для диверсий в стране - Коммерсантъ [электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5606884 (дата обращения 2 мая 2024 года); Лукашенко: Беларусь не допустит силового сценария захвата власти — видео -SPUTNIK Беларусь [электронный ресурс] // URL: https://sputnik.by/20230601/lukashenko-belarus-ne-

dopustit-silovogo-stsenariya-zakhvata-vlasti-v-strane-1076174825.html (дата обращения 2 мая 2024 года); Литва готовит боевиков для свержения власти в Белоруссии, заявил Алейник - РИА Новости [электронный ресурс] // URL:

https://ria.ru/20240505/litva-1943936056.html (дата обращения 2 мая 2024 года).

3 На Украине "Люблинский треугольник" назвали альтернативой "русскому миру" - РИА Новости [электронный ресурс] // URL:

https://ria.ru/20210707/treugolnik-1740217178.html (дата обращения 2 мая 2024 года).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грозин А.А. СНГ И ГУАМ // Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - № 3-4(57-58). - С. 240-249. Жильцов С.С. Люблинский треугольник и политика Белоруссии на современном этапе //

Постсоветские исследования. Т.6. №2. 2023. С. 122-130. Загребельний И. М!жмор'я: (майже) втрачений шанс. Кшв. 2019. 418 с.

Левченков А.С. ГУАМ во внешнеполитической концепции президента Украины Виктора Ющенко (2005-2010) // Вестник РГГУ Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2012. № 4(84). С. 222. С.219-230. Кочубей Ю. Вщповщно до "Чорноморсько'1 орieнтащï" // Пол^ика i час. К. 2003. № 1. С. 4451.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красовицкая Т.Ю. Этнические элиты о формах федеративного устройства России (1917-1929) // Yлкен Алтай элемi - Мир Большого Алтая - World of Great Altay. 3(2). Усть -Каменогорск. 2017. С. 139-157.

Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы.

Коллективная монография / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН. 2020. 276 с. Прудников А.Д. Основные проблемы и итоги деятельности организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ в 1997-2022 гг / А. Д. Прудников // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 4(63). С. 388. С. 376-389. Симонова Т.М. «Прометеизм» во внешней политике Польши. 1919—1924 // Новая и новейшая

история. М. 2002. №4. С. 47 - 63. Тарасенко Н. Балто-Чорноморський союз як безпекова альтернатива для Украши // Украша: поди, факти, коментарг 1нформацшно-анал^ичний журнал. Кшв. 2016. № 14. С.6-19.

REFERENCES

Grozin A.A. SNG I GUAM // Tsentralnaya Aziya i Kavkaz. 2008. № 3-4(57-58). S. 240-249. Zhiltsov S.S. Lyublinskij treugolnik i politika Belorussii na sovremennom etape // Postsovetskie

issledovaniya. T.6. - №2. - 2023. - S. 122-130. ZagrebelnijI. Mizhmor'ya: (majzhe) vtrachenij shans. Kiïv. 2019. 418 s.

LevchenkovA.S. GUAM vo vneshnepoliticheskoj kontseptsii prezidenta Ukrainy Viktora Yushchenko (2005-2010) // Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kulturologiya. Vostokovedenie. 2012. № 4(84). S. 222. S.219-230. Kochubej YU. Vidpovidno do "Chornomorskoï orientatsiï" // Politika i chas. K. 2003. № 1. S. 44-51. Krasovitskaya T.YU. Etnicheskie elity o formakh federativnogo ustrojstva Rossii (1917-1929) // Ylken Altaj alemi - Mir Bolshogo Altaya - World of Great Altay. 3(2). Ust-Kamenogorsk. 2017. S. 139-157.

Politicheskie protsessy na postsovetskom prostranstve: novye trendy i starye problemy.

Kollektivnaya monografiya / Otv. red. E.G. Solovev. M.: IMEMO RAN. 2020. 276. Prudnikov A.D. Osnovnye problemy i itogi deyatelnosti organizatsii za demokratiyu i ekonomicheskoe razvitie - GUAM v 1997-2022 gg / A. D. Prudnikov // Ekonomicheskaya istoriya. 2023. T. 19, № 4(63). S. 388. S. 376-389. Simonova T.M. «PrometeizM» vo vneshnej politike Polshi. 1919—1924 // Novaya i novejshaya

istoriya. M. 2002. №4. S. 47 - 63. Tarasenko N. Balto-Chornomorskij soyuz yak bezpekova alternativa dlya Ukraïni // Ukraïna: podiï, fakti, komentari. Informatsijno-analitichnij zhurnal. Kiïv. 2016. № 14. S.6-19.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Левченков Александр Станиславович, Alexander S. Levchenkov, сandidate of

кандидат исторических наук, доцент, historical sciences, associate professor, senior

старший научный сотрудник Российского researcher, the Russian State University for the

государственного гуманитарного Humanities, Moscow, Russia. E-mail:

университета, Москва, Россия.E-mail: bohem2001@mail.ru bohem2001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.