Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — И.П. Лось, Т.А. Павленко, А.М. Сердюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

При комплексной оценке канцерогенного риска в связи с содержанием химических канцерогенов (кадмий, никель, свинец, мышьяк, хром, ДДТ, а-ГХЦГ, у-ГХЦГ, Р-ГХЦГ, формальдегид, сероводород, диоксид серы, пыль, оксид углерода, гексахлорбензол) в атмосферном воздухе, воде, пищевых продуктах; удельной и объемной активности радионуклидов (природных и техногенных) в аналогичных объектах окружающей среды получены уровни риска 1,1 • 1СГ3 и 3,2 • Ю-4 соответственно. Реальная смертность от рака дыхательной системы составляет 0,844 • 1СГ\ т. е., несмотря на относительность подобных рассуждений, риск гибели от курения сопоставим с опасностью других рассматриваемых факторов.

Следует отметить низкую индивидуальную ответственность за свое здоровье. Так, лишь немногие курящие готовы нести материальные затраты для избавления от собственной вредной привычки, а более 20% опрошенных считают курение интересным занятием. По-видимо-му, в отношении других неблагоприятных факторов образа жизни реакция населения будет аналогичной, следовательно, социальные программы, направленные на

оздоровление образа жизни, должны быть как поощрительными, так и порицательными.

Таким образом, использование ЗН АЭС в качестве "критической территории" позволяет (наряду со снижением экономических затрат) точнее оценить влияние факторов окружающей среды на здоровье населения в рамках системы социально-гигиенического мониторинга.

Л итература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06 2000 года № 426 "Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге". - М., 2000.

2. Радиационно-гигиенический мониторинг Волгодонской АЭС (первый год эксплуатации) / Под ред. Л. А. Ильина, М. Б. Муриной. - М., 2003.

3. Радиация, дозы, эффекты, риск. — М., 1988.

4. Сидоренко Г. И., Захарченко М. П. // Гиг. и сан. — 1993. - № 6. - С. 77-78.

Поступила 22.04.05

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2006 УДК 614.876:001.83(100)

И. П. Лось, Т. А. Павленко, А. М. Сердюк

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзсева АМН Украины, Киев

До распада СССР все гигиенические нормативы и регламенты независимо от того, в какой республике они обосновывались, рецензировались и обсуждались на профильных всесоюзных проблемных комиссиях и только после этого утверждались Минздравом СССР. Это гарантировало высокий уровень научного обоснования этих документов и практически исключало прохождение "сырых" материалов.

В области радиационной гигиены научный потенциал страны был сосредоточен в основном на территории Российской Федерации. Например, в Украине была одна лаборатория радиационной гигиены в нашем институте, в РФ — несколько соответствующих институтов. В качестве профильной экспертной институции была Национальная комиссия по радиационной защите (НКРЗ) при Минздраве СССР.

Эти аспекты недалекого прошлого создали по праву высокий авторитет утверждаемым в Москве нормативным и регламентирующим документам.

В настоящее время и в России, и в Украине в этом вопросе ситуация существенно изменилась.

После аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) резко увеличилась востребованность специалистов радиационно-гигиенического профиля и повысилась их роль в защите здоровья населения. Для решения возникших проблем, связанных с аварией, Россия уже имела достаточное количество профессионалов. В Украине проблема кадрового обеспечения решалась двумя путями. Огромную помощь оказали российские специалисты московских, ленинградских и других институтов, которым мы бесконечно признательны за помощь, мужество и поддержку.

Одновременно с этим в проблему защиты здоровья населения включились специалисты других областей знаний — от политиков до геологов, от специалистов в области радиобиологии до представителей всевозможных "оккультных наук". Их желание помочь и повлиять на ситуацию понятно, но сегодня видно, что в итоге суммарный ущерб, нанесенный в тот период их деятельностью, значительно превысил полученную пользу. Даже создание Всесоюзного научного центра радиационной медицины в Киеве, основными задачами которого стали научное обоснование действий по минимизации послед-

ствий аварии и подготовка соответствующих научных кадров, коренным образом не повлияло на достаточную разумность принимаемых решений и действий по минимизации последствий аварии. Особенно это касается критериев отнесения населения к категории пострадавшего.

Центр был создан в 1987 г., для работы в нем были приглашены известные ученые и специалисты в области радиационной гигиены и медицины из других республик бывшего СССР, молодые выпускники вузов. Государством были выделены значительные финансовые средства, что позволило вооружить созданные подразделения самым современным оборудованием и технологиями. Исследования, которые проводились в Украине, касались не только проблем ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Параллельно начали развиваться и те области радиационной гигиены, которые позволяли определить доаварийные пределы доз облучения населения страны

Нормальная эксплуатация индустриальных источников ионизирующих излучений

Использование источников в медицинской практике

Схема 1. Общая схема структуры НРБУ-97.

Радиационные аварии

Облучение техногенно-усиленными источниками природного происхождения

Практическая деятельность

Условия применения

В условиях нормальной эксплуатации индустриальных и медицинских источников излучения: источник излучения регулируемый

Особенности облучения

Предсказуемое и оправданное, контролируемое

Гоуппы радиационно-гигиенических регламентов

1 -я группа

(индустриальные источники излучения)

•пределы доз -допустимые уровни -контрольные уровни

2-я группа

(источники в медицинской практике)

-рекомендуемые уровни

(доз, активностей)

Гоуппы и категории облучаемых лиц

Персонал /категория А к категория Б

Население: категория В

Пациенты Добровольцы

Схема 2. Общая схема структуры разделов НРБУ-97, относящихся к ситуации практической деятельности.

(например, действие естественного радиационного фона). Большое внимание уделялось системе гарантий качества измерений отдельных источников, являющейся основой объективности и надежности результатов. Например, для решения проблемы измерений радона был создан эталон "радоновой атмосферы", для измерения радиоактивного цезия в теле человека — рабочие эталоны для калибровки счетчиков излучения и т. д. Ежегодное участие в процедуре международных сличений и введение системы сличений работ всех участников мониторинга с Научным центром позволило создать соответствующие базы данных результатов измерений отдельных источников излучений и доз облучения населения. Международное сотрудничество дало возможность познакомиться с опытом зарубежных коллег, лабораторий. В результате и численность, и профессиональный уровень специалистов в Украине значительно выросли.

Однако до сих пор в Украине количество утвержденных санитарно-гигиенических документов вообще и в радиационной гигиене в том числе намного меньше, примерно на порядок по сравнению с Россией. Мы часто приводим этот факт как аргумент в пользу необходимости подготовки и утверждения соответствующих документов в Украине. Но в области радиационной гигиены возникли расхождения как в концептуальных подходах, так и в количественных значениях одних и тех же величин. Это препятствует свободному движению товаров через границу, тормозит развитие экономических отношений между нашими странами.

Основополагающим нормативным документом в радиационной гигиене являются "Нормы радиационной безопасности". В России этот документ вышел в 1995 г., но был заменен новой версией 1999 г. В Украине был разработан и действует документ 1997 г. — "Нормы радиационной безопасности Украины" (НРБУ-97) [3], который соответствует требованиям международных документов [5].

Общая схема структуры НРБУ-97 приведена на схеме 1. Все ситуации облучения человека в НРБУ-97 разделены на практическую деятельность и вмешательство. Введены соответствующие им 4 группы радиационно-гигие-нических регламентов. Такое разделение принципиально

важно. В ситуации практической деятельности источник является контролируемым и жесткие требования к обеспечению радиационной защиты — это прежде всего требования обеспечения низкой вероятности аварийных событий (схема 2).

В этом случае применяются достаточно жесткие требования к радиационной безопасности объекта. Если сравнивать концептуальные основы обоих документов, то в основном они совпадают. Исключение составляют цифры и системы обоснования допустимых уровней.

Для обоснования допустимых уровней (1-я группа регламентов) используются дозиметрические модели с возрастзависимыми параметрами для каждого радионуклида, которые учитывают более 10 референтных условий облучения — некоторой совокупности усредненных параметров, величин, характеристик и т. д., которые позволяют более точно описать конкретную ситуацию облучения человека с целью его защиты. Другими словами, при обосновании допустимых уровней использовали не только критические группы лиц, но и критические характеристики источников. К последним относят, например, 13 значений AMAD (медианный по активности аэродинамический диаметр) аэрозолей (а не 3, как было принято ранее), их референтные типы поступления в организм и т. д. Такой подход позволил ввести такие допустимые уровни облучения, которые будут гарантировать непревышение пределов доз оправданного дополнительного облучения людей во всех возможных ситуациях.

В ситуации вмешательства возможность управления источником отсутствует, поэтому и подходы другие (схема 3).

Необходимо отметить, что некоторые принципиальные различия между российскими и украинскими Нормами радиационной безопасности существуют уже на уровне терминологии. Например, в НРБ-99 термин "техногенный источник излучения" в НРБУ-97 трактуется как "индустриальный источник излучения", а прилагательное "техногенный" применяется к той части природной радиоактивности, которую можно уменьшить (в отличие от природного фонового облучения). Техногенно-усиленные источники природного происхождения — это природные источники, которые претерпели изменение в результате деятельности человека: либо произошло их

Вмешательство

Условия применения регламентов

В условиях аварийного облучения и хронического облучения техногенно-усиленными источниками природного происхождения

Особенности облучения

Непредсказуемое, неконтролируемое

Гоуппы радиационно-гигиенических регламентов

3-я группа

уровни вмешательства уровни действий

4-я группа

уровни вмешательства уровни действий

Группы и категории облучаемых лиц

Население

Население Население в условиях производства

Схема 3. Структура разделов НРБУ-97, относящихся к ситуации вмешательства.

Примечание. Производство не связано с использованием источников ионизирующего излучения, но возможно облучение техногенно-усилсн-ними источниками природного происхождения (например, угольные шахты, радон в воздухе производственных помещений и т. д.).

Гигиенические нормативы природных источников облучения в НРБУ-97 (существующая ситуация, управляемая компонента) и соответствующие им дозы облучения

Источник облучения Норматив Доза облучения, мЗв ■ год"

Мощность поглощенной в воздухе 122 пГр-с"'

помещений дозы (50 мкРч"1) 1,88*

п,Яп в воздухе помещений 100 Бк-м"1 4,3

""Яп (торон) в воздухе помещений 6 Бк • м"1 1,7

нгЯп в воде 100 Бк-л"' 0,8

Уран в воде (природная смесь) 1 Бк-л"3 0,03

"'Яа в воде 1 Бк-л'1 0,18

228 Яа в воде 1 Бк-л"' 0,22

Сумма 9.11

Примечание. Звездочка — доза от космического излучения (0,38 мЗв • год"1) вычтена. Дозы определены для времени пребывания в помещении 7000 ч в год, коэффициенте равновесия для шЯл в воздухе помещений 0,4, потребления воды 800 л в год.

концентрирование (строительные материалы, радон в воздухе помещений), либо увеличилась доступность к ним (вода артезианских скважин). Таким образом, природные источники в НРБУ-97 разделены по принципу регулируемый—нерегулируемый.

Так как в этой группе регламентов существуют наибольшие различия, мы даем более подробный анализ наших подходов.

Во-первых, эти источники создают наибольшие дозы облучения населения стран с умеренным климатом (в основном за счет радона). В Украине средняя эффективная доза облучения населения составляет (без фоновой компоненты) более 5 мЗв в год, причем более 70% ее обусловливает радон [6].

Во-вторых, принципы, положенные в основу их обоснования, полностью соответствуют основным требованиям международных рекомендаций:

— применительно к этим источникам внедрен "гибкий, мягкий регулирующий контроль" в отличие от индустриальных источников облучения, где обязателен "жесткий регулирующий контроль" [5];

— уменьшение доз обеспечивается "так низко, как легко достижимо" [1, 5];

— ситуации облучения разделены на существующие и будущие [4] (уровни действий и уровни обязательных действий);

— обеспечивается непревышение эффективных доз облучения 10 мЗв в год (см. таблицу) [3].

Одним из важных принципов обоснования гигиенических нормативов является принцип реализуемости, т. е. возможность массовых измерений в системе контроля выполнения требований норматива, а также возможность реализации соответствующих контрмер.

Измерение приведенных нормативных величин не представляет трудностей. Однако при превышении отдельных нормативов, например мощности поглощенной в воздухе помещений дозы, обеспечить уменьшение дозы внешнего облучения ценой разумных затрат практически невозможно. Именно поэтому, когда речь идет о контрмерах, в НРБУ-97 предусмотрено два варианта действий. Во-первых, в эксплуатируемом жилье в случае превышения норматива (уровня действий) предусматривается уменьшение суммарной дозы облучения до уровня ниже

10 мЗв в год за счет уменьшения наиболее "дешевых" ее составляющих, а не за счет превышающей гигиенический норматив и "дорогой" компоненты — дозы внешнего облучения. Во-вторых, для зданий, которые сдаются в эксплуатацию, нормативом являются уровни обязательных действий, предусматривающие обязательный входной контроль минерального строительного сырья.

Таким образом, удалось не только обеспечить "мягкий" регулирующий контроль, лежащий в основе ограничения облучения техногенно-усиленными источниками природного происхождения, но и разделить его на "более мягкий" — для существующих ситуаций облучения и "менее мягкий" — для будущих ситуаций.

Мы не будем останавливаться на обосновании величины 10 мЗв в год, которая неявно заложена в основу этой группы регламентов. Отдельным аспектам этой проблемы уже посвящен ряд наших статей [2, 7, 8], а также Публикация № 82 МКРЗ [9], рекомендующая именно такой референтный уровень суммарного облучения для пролонгированных источников, к которым относятся и техногенно-усиленные источники природного происхождения.

В данной статье мы попытались показать существенные различия в основополагающем нормативном документе в области радиационной гигиены — Нормах радиационной безопасности России и Украины. Понятно, что отличия присутствуют и в остальных (производных) нормативных и регламентирующих документах в этой области.

Такое положение дел может создавать серьезные препятствия деловым добрососедским отношениям. В то время когда все страны мира унифицируют свои стандарты и нормативы, мы пока углубляем различия.

Экономические, этнические и другие отличия на уровне отдельных стран предполагают дифференциацию подходов и правил, но базовые концептуальные основы должны совпадать. И навести порядок должны прежде всего специалисты, находя согласованный оптимум в научных дискуссиях, возможно, и в совместных научных работах.

Литература

1. Защита от радона-222 в жилых зданиях и на рабочих местах. Публикация МКРЗ № 65. - М., 1995.

2. Лось И. П., Павленко Т. А. // Довкшля та здоров'я. - 2003. - № 1 (24). - С. 49-54.

3. Норми рад1ацшно)' безпеки Украгни (НРБУ-97) // Державш ririïHÏHHi нормативи. ДГН 6.6.1.-6.5.001-98. - Кигв, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Норми рад1ашйно1' безпеки УкраГни (НРБУ-97/Д-2000). Доповнення: Рашашйний захист вщ джерел опромшення // Державш ririïHÏHHi нормативи. ДГН 6.6.1.-6.5.061. - Китв, 2000.

5. ICRP Publication 60 (Annais of the ICRP Vol. 21 N 1-3) Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. — Oxford, 1991.

6. International Basic Safety Standards for Protection Against Ionizing Radiation and for the Safety of Radiation Sources. — Vienna, 1996.

7. Pavlenko T. A, Los I. P., Aksenov N. V. // Radiat. Meas-urements. - 1996. - Vol. 25, N 1-4. - P. 415-416.

8. Pavlenko T. A., Los I. P., Aksenov N. V. // Radiat. Meas-urements. - 1997. - Vol. 28, N 1-6. - P. 733-738.

9. Protection of the Public in Situations of Prolonged Radiation Exposure. ICRP Publication 82. — Oxford, 2000.

Поступила 22.04.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.