УДК 338.26.28 И.В. Лагута
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Исследуются современные проблемы управления инновационными процессами, что развивает инновационный тип производства. Новая инновационная политика в России, инновационный прогресс, инновационный потенциал, маркетинговые инновации, инновационный менеджмент развивают инновационную деятельность.
Ключевые слова: управление инновационными процессами, модернизация производства, инновационный тип производства, инновационный прогресс, инновационный потенциал, интенсивный тип воспроизводства, новая инновационная политика в России, процесс управления инновационной деятельностью, маркетинговые инновации, проектный стиль управления, инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновационный проект, инновационная и инвестиционная стратегия, управление инновационной и инвестиционной деятельностью.
У правление развитием инновационными процессами в России предполагает качественные преобразования производственного потенциала при модернизации производства, до устойчивого конкурентоспособного уровня. В результате проведения модернизации сформируется инновационный тип воспроизводства. Он базируется на научных разработках и их ускоренном включении в процессы воспроизводства; развивает необратимые потребности в новых, адекватных им методах, технологических схемах, приемах, инструментах его организации, и новом качестве работников. Формирует потребность в новой организации труда и производства, ускоряет преобразование организационного и экономического механизма хозяйствования и управления. В целом, на инновационной основе будет проходить процесс интеллектуализации экономики предприятия, организации, промышленности.
Инвестиции в развитии инновационности воспроизводственного процесса необходимый фактор. Но чаще всего фактор, лимитирующий инновационный прогресс, сдерживающий повышение уровня, качества и конкурентоспособности продукции, формирование нового этапа в развитии предприятий и отраслей в целом.
Поэтому необходимо включить в инновационное развитие полный арсенал инноваций всех видов и типов.
Развитие инновационной деятельности в условиях национального промышленного комплекса, имеет свою специфику по сравнению с другими высокоразвитыми странами. С одной стороны, в России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики промышленности. В стране достигнут высокий (мировой) уровень развития фундаментальных наук; достаточный научно-технический потенциал (например, на предприятиях военно-промышленного комплекса); высокообразованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; высокий уровень интеллектуального и профессионального развития российских специалистов.
В глобальном интегральном индексе конкурентоспособности Россия занимает в 2008 г. - 51 место; в 2009 г. - 68, в числе 133 стран. По индексу интеллектуального развития Россия в 2009-2010 гг. находилась на шестом месте. Во многих регионах России за годы плановой экономики был создан мощный инновационный потенциал, который обеспечивал мировой уровень развития по приоритетным направлениям техники, и технологий ряда отраслей промышленного производства. Экономика переходила к интенсивному типу воспроизводства.
Вместе с этим, организационно управление экономикой больших масштабов в сложных технико-технологических, экономических условиях не было подготовлено к высокому уровню освоения научно-технических достижений. Число авторских свидетельств и патентов, ежегодно выдаваемых государственными службами патентоведения, превышало количественно число патентов и свидетельств на полезные модели в 1970-1983 гг. совокупный общемировой уровень. В новых условиях переход России на инновационное развитие возможен поэтапно, на основе оптимальной диффузии инновационных идей и проектов. Тем более что трудовые ресурсы остаются восприимчивыми к инновациям, что видно из официальной информации по развитию науки, вузов, образования в целом.
В процессе смены общественно-экономического уклада в России (1991-1993 гг.), упущен значительный временной интервал для инновационного развития. Это требует интенсификации при решении его проблем, так как разрыв в общем уровне экономики, социальной сферы, национальной безопасности страны, достиг крити-
ческих пределов. Это подтверждают результаты системного кризиса в России, осложненного всеобщим мировым кризисом. Следовательно, необходимо адекватное представление об основных характеристиках инновационных процессов, их движущих силах и закономерностях, углубленных исследований инновационного типа воспроизводства и формирования на его основе экономики и общества знаний. Вероятно, что результатами реализации новой инновационной политики в России должны стать: достижения высокого уровня инновационного развития, социальной и гуманитарной его направленности, содействующие качественным преобразованиям в уровне, стиле жизни населения, росте эффективности общественного воспроизводства, ресурсосбережению и экологизации экономики.
Активизация инновационной деятельности связана с формированием развернутой системы ее мотивации за последние два десятилетия. Здесь необходимы новые организационно-управленческие меры, стимулирующие население приоритетами инновационной деятельности.
Нельзя не согласиться с Кастельс М., что инновации есть проблема культуры страны. Их использование часто осложняется микрофакторами, и в первую очередь - нерациональностью использования интеллектуальных ресурсов. Инновационно развитые страны обеспечили переход к эффективной экономике, основанной на знаниях, инновациях, всеобщем росте культуры, воспитания, а также интенсивном развитии экономики в сочетании с названными факторами. Процесс управления инновационной деятельностью отличается высоким уровнем сложности. В силу своей объективной природы он продолжителен во времени и распределен в пространстве, и порой далеко выходит за рамки промышленного предприятия, комплексов, отрасли. Кроме того, он отличается высокой вероятностью коммерциализации и рисками. Следовательно, инновационная система должна быть способной управлять не только фазой концептуального решения проблемы, на основе результатов фундаментальных и поисковых научных исследований, но и полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок для реализации. Весь процесс должен проходить на основе справедливой цены и строгого соблюдения всеми участниками рынка интересов потребителей. Если при этом не модернизируется система управления, то возни-86
кают затруднения в реализации нового, так как, инновационное управление по самой своей природе связано с большим уровнем неопределённости и рисков.
В связи с этим целесообразно обратить особое внимание на управление инновационным развитием. Как показал анализ, по уровню развития организационные и маркетинговые инновации отстают от использования других видов инноваций в 3-5 раз.
Международные рейтинги показывают на низкий уровень данного показателя в России. Статистические справочники РФ выделяют лишь два вида управленческой деятельности, включенных в отчетность: организационные и маркетинговые инновации. В 2006 году организации, осуществлявшие организационные инновации составляли 857 единиц (из них 84,5 % - в обрабатывающем производстве); маркетинговые инновации - 615 единиц (из них 96,4 % - в обрабатывающем производстве).
В среднем на производственные предприятия в 2006 г. приходилось расходов на инновационное развитие - 2,1 млн. руб. в год, в том числе на обрабатывающую промышленность - 1,8 млн. руб., высокотехнологичные отрасли - 1,1 млн. руб. При этом каждое второе предприятие имело готовые, но не использованные организационные инновации в течение последних трех лет.1
В число организационных инноваций включались лишь двенадцать видов: реализация новой, изначально измененной корпоративной стратегии; внедрение современных методов управления на основе информационных технологий; внедрение новых, значительно измененных организационных структур; применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих; создание специализированных подразделений по проведению исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений; внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализация мер по развитию персонала; реализация новых форм стратегических связей, партнерских отношений и прочих кооперационных связей с поставщиками, потребителями продукции; передача ряда функций и
1 Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.
бизнес-процессов специализированным подрядчикам, и прочие организационные инновации.
Объем производства с использованием маркетинговых инноваций в 2006 г. составлял 94,89 млн руб., в т. ч. в обрабатывающем производстве - 21,8 млн руб.; в 2007 г. - 30,73 млн руб., в т.ч. в обрабатывающем производстве 23,1 млн руб. Расчеты показали, что затраты на маркетинговые инновации составили в 2006 г. - 1,1 млн руб. (1,2%); в 2007 г. - 2,1 млн руб. (6,8 %), от стоимости произведенной продукции.2
Достаточно высокий уровень результативности маркетинговых инноваций, при производстве и реализации продукции в этот период, достигался в результате: внедрения значительных изменений в дизайне товаров и услуг; существенных изменений в упаковке; реализации новой стратегии маркетинга, ориентированной на расширение рыночной ниши; использования новых приемов по продвижению товара, поиска каналов продаж; введения новых концепций презентации товаров; использования новых ценовых стратегий по продаже товаров и услуг; прочих маркетинговых инноваций.
Исследование показало, что при проектировании ожидаемых результатов использования инновационных идей и проектов, требуется особая тщательность, профессионализм в обосновании мер, упреждающих возможные нежелательные последствия отдельных нововведений. Инновации любого рода - это результат целенаправленной, предметной, системной деятельности всех участников инновационного процесса, как единой коллективной социализированной системы получения, накопления и использования новых знаний и новых технологий, основанных на них в воспроизводственной системе. В связи с этим инновационную политику целесообразно формировать на следующих принципах: единства и адекватности уровня развития научного, организационнотехнического, технологического процессов; и их направленности на экономическое, социальное, гуманитарное развитие общества; оптимальное сочетание государственного управления, регулирования и самоуправления с максимальной ориентацией населения на включение в экономическую и общественную жизнь страны; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований,
2 Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.
проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием новой продукции; поддержка ведущих научных коллективов, научных школ, способных обеспечить опережающий уровень научных исследований; многообразие форм их организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных проектов и программ; поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической и технологической сферах.
Основной особенностью системы управления инновационным развитием является проектная форма организации труда. Инновационная деятельность полностью вписывается в проектный стиль управления. Любой проект предполагает ограниченную по времени деятельность, которая имеет четко выраженное начало (вход) и завершение (выход), систему определенных мероприятий, позволяющую эффективно управлять проектом и ресурсами. В связи с этим применение проектного подхода, основанного на соответствующих стандартах, позволяет с необходимой долей формализации описать процессы инновационной деятельности для эффективного управления ими.
Другой особенностью системы управления является нематериальный характер основных ценностей, какими, прежде всего, являются трудовые и информационные ресурсы. Управление информационными ресурсами, накопленными знаниями и персоналом, непрерывное опережающее повышение квалификации, становятся первоочередными и приоритетными задачами управления инновационным развитием предприятий промышленности. Существенное значение имеет инновационный менеджмент, включающий идентификацию знаний и информации, их высоко результативное использование, хранение и защиту.
Следовательно, разработка инновационных проектов должна предваряться (как предпроектная подготовка) концептуальными разработками, в основе которых находится соответствующая методологическая база, а также, используемые понятия и принципы инновационной деятельности. В связи с необходимо уточнение содержания понятий: «инновационный проект», «инновационная и инвестиционная стратегия», «управление инновационной и инвестиционной деятельностью», применительно к предприятиям и организациям промышленности. Кроме того необходимо пересмотреть классификацию отраслей перерабатывающей промышленно-
сти, изложенную в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности: 2009». В нем, в рамках обрабатывающего производства выделены: высокотехнологичные отрасли, среднетехнологичные отрасли высокого уровня; среднетехнологичные отрасли низкого уровня; низкотехнологичные отрасли. К последним отнесены отрасли, отличающиеся на национальном и мировом рынках низким уровнем конкурентоспособности. Между тем, по результатам многократных исследований и различного рода анализов, они относятся к жизнеобеспечивающим товарам, отличающимся высокой добавленной стоимостью и скоростью кругооборота продукции. Именно они могут гарантировать в первую очередь высокое качество жизни и устойчивость финансовой системы. В первом десятилетии XXI века Россия существенным образом зависела от импорта названной продукции. В связи с этим целесообразно выделить данную группу, как область приоритетного инновационного развития. И очевидна необходимость ее непосредственного соседства с фармацевтической продукцией и производством медицинской техники, как соответствующих решению главной проблемы - росту уровня социализации и гуманизации российского общества. пгсге
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------
Лагута И.В. - преподаватель кафедры экономики Самарского государственного архитектурно-строительного университета Россия соискатель НОУ ВПО «Институт управления и права», auv59@mail.ru