Научная статья на тему 'Современные проблемы сотрудничества и перспективы развития стран - членов ШОС'

Современные проблемы сотрудничества и перспективы развития стран - членов ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1331
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / РОССИЯ / КИТАЙ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эргардт Ольга Ивановна, Алексенко Антон Александрович

В статье рассмотрены причины возникновения и особенности развития Шанхайской организации сотрудничества (преобразование «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества с последующим вхождением в ее состав еще двух стран), цели ее создания и стратегия на долгосрочную перспективу. В общих чертах рассмотрены интересы, которые преследуют страны-участницы, находясь в ШОС. Также затронута тема экономического аспекта деятельности ШОС, его цели (например, развитие Зоны свободной торговли), рассмотрены проблемы, которые возникли на пути реализации проекта ЗСТ, причины, по которым данный проект до сих пор не реализован. Раскрыты проблемы функционирования Шанхайской организации сотрудничества, например, реализации одного из принципов ШОС принципа открытости и возникающих отсюда противоречий между странами-участниками организации, а именно между Россией и Китаем, а также проблематика вхождения новых стран-участниц и вытекающих из этого последствий в виде угрозы целостности первоначальному замыслу ШОС. В выводах рассмотрены перспективы развития ШОС и сравнение с тем вектором, который был задан при создании этой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы сотрудничества и перспективы развития стран - членов ШОС»

УДК 378

DOI: 10.14258/201830

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ШОС

О. И. Эргардт1, А. А. Алексенко2

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2 ВСП ПАО «Сбербанк» (Барнаул, Россия)

В статье рассмотрены причины возникновения и особенности развития Шанхайской организации сотрудничества (преобразование «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества с последующим вхождением в ее состав еще двух стран), цели ее создания и стратегия на долгосрочную перспективу. В общих чертах рассмотрены интересы, которые преследуют страны-участницы, находясь в ШОС. Также затронута тема экономического аспекта деятельности ШОС, его цели (например, развитие Зоны свободной торговли), рассмотрены проблемы, которые возникли на пути реализации проекта ЗСТ, причины, по которым данный проект до сих пор не реализован. Раскрыты проблемы функционирования Шанхайской организации сотрудничества, например, реализации одного из принципов ШОС — принципа открытости и возникающих отсюда противоречий между странами-участниками организации, а именно между Россией и Китаем, а также проблематика вхождения новых стран-участниц и вытекающих из этого последствий в виде угрозы целостности первоначальному замыслу ШОС. В выводах рассмотрены перспективы развития ШОС и сравнение с тем вектором, который был задан при создании этой организации.

Ключевые слова: ШОС, Россия, Китай, Зона свободной торговли, глобализация, регионализация.

DEVELOPMENT PROSPECTS AND MODERN PROBLEMS OF COOPERATION OF SCO MEMBER STATES

O. I. Ergardt1, A. A. Alekseenko2

1Altai State University (Barnaul, Russia) 2 PJSC "Sberbank of Russia" (Barnaul, Russia)

The article deals with the grounds for the emergence and development of the Shanghai Cooperation Organization (the transformation of the Shanghai Five into the Shanghai Cooperation Organization with the subsequent entry of two more countries into it), the goals of its establishment and the long-term strategy; in general terms, the interests pursued by the participating countries while in the SCO are considered; the topic of economic interference in the activities of the SCO, its objectives (for example, the development of the Free Trade Zone), touched upon the problems that arose in the way of the implementation of the FTA project, the reasons why this project has not been implemented so far; disclosure of the problem of the presence of the Shanghai Cooperation Organization, for example, the implementation of one of the principles of the SCO — the main openness and the resulting contradictions between the member countries of the organization, namely between Russia and China, as well as the problem of the entry of new member countries and the resulting consequences in the form of threats to the SCO's original intent. The conclusion discusses the prospects for the development of the SCO and compares it with the vector that was set when the organization was created.

Keywords: SCO, Russia, China, Free trade zone, globalization, regionalization.

В настоящее время специфика деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) рассматривается во многих научных

трудах отечественных и зарубежных ученых. Данная специфика заключается в том, как строятся отношения между странами, чьи интересы могут пе-

ресекаться, а могут и противоречить друг другу, откуда возникает ряд проблем, с которыми столкнулись члены ШОС. Данные проблемы освещены в этой статье. Актуальность данной работы заключается в том, что в современной ситуации складывающиеся проблемы могут стать причиной последующих конфликтов внутри организации, а отсюда возникает потребность в нахождении баланса между противоречиями разных стран, которые объединены общей целью в Шанхайскую организацию сотрудничества, и мировыми трендами, ведущими к глобализации и созданию открытых экономических зон. Целью данного исследования является рассмотрение причин возникновения ШОС для выявления стратегий и целей существования организации, их сравнение с тем, на каком этапе развития ШОС сейчас, выявление проблем, возникших в ходе функционирования и формулировка возможных решений этих проблем.

В 2001 г. лидерами шести стран (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан) была создана международная организация — Шанхайская организация сотрудничества. В настоящее время ШОС представляет собой региональную организацию, преобразованную в свое время из «Шанхайской пятерки», которая действует на постоянной основе и по сей день. «Шанхайская пятерка», будучи политическим объединением, базировалась на двух соглашениях — «Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы» (Москва, 1997) и «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы» (Шанхай, 1996). В 2001 г., спустя 5 лет существования, «Шанхайская пятерка» приняла в свой состав Узбекистан, что повлекло за собой переименование организации. Первыми документами ШОС были «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятерки», «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества» [1] и «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [2]. В июне 2017 г. к ШОС были присоединены еще две страны-участницы — Индия и Пакистан.

В свое время возникновение ШОС было обусловлено трансформацией сложившихся после Второй мировой войны международных отношений, начавшейся в последнем десятилетии прошлого века. По большому счету, предпосылки к созданию ШOC зародились еще в 1960-х гг., когда проблема советско-китайской границы тесно переплелась с острой необходимостью развития двусторонних отношений. А создание организации явилось видимым результатом многолетнего предшествующего сотрудничества между заинтересованными сторонами, получившего название

«шанхайского процесса» [3, с. 249]. При создании или вступлении в ШОС каждое государство-участник, конечно, преследовало свои цели экономического, политического и иного характера, когда принимало решение о вхождении в организацию, но осознание необходимости борьбы с внешними политическими силами, угрозами распространения терроризма и образования неконтролируемых организаций, которые могли бы пошатнуть устой и безопасность, стало объединяющим фактором, который способствовал созданию такого механизма, как ШОС.

Выделяемые в различных трудах интересы каждой из стран-участниц очень многообразны, где-то происходит конфликт интересов, но можно выделить несколько векторов стратегического развития. Например, будучи участницей ШОС, Россия стремится держать под контролем Центрально-Азиатский регион, оказывая на него политическое влияние. Китай же заинтересован в своем экономическом развитии и расширении рынка сбыта своей продукции, привлечении инвестиций в экономику. Другие страны этого региона имеют желание получить экономическую помощь, поддержку в своем развитии, иметь разного рода отношения с крупными державами, в том числе и внешнюю защиту своих государственных интересов. В совокупности все страны-участницы, как мы уже говорили, стремятся к защите своих интересов от влияния и давления, которое могут оказывать другие государства.

Согласно первой статье основополагающего документа ШОС — Хартии от 7 июня 2002 г. — одними из основных задач ШОС являются укрепление дружественных отношений, совместное противостояние преступной деятельности, содействие сбалансированному экономическому росту, а также социальному и культурному развитию, совместное решение мировых проблем и выработка общих стратегий мирового развития [4].

Несмотря на то, что ШОС создавалась с изначальной целью совместной защиты границ государств, практически сразу ее деятельность получила и экономическую направленность. В рамках Шанхайской организации сотрудничества было развито одно из направлений, носящее экономический характер — региональное экономическое сотрудничество, включающее в себя комплекс мер по совместному экономическому развитию:

— создание благоприятных условий для торговли и инвестиций;

— выработка реестра необходимых договоров и соглашений;

— поддержка информационного пространства по инвестиционной и торгово-экономической деятельности;

— создание международной законодательной базы для регулирования экономических отношений между странами-участницами ШОС;

— создание системы поддержки приоритетных направлений для развития РЭС.

В перспективе до 2020 г. государства-участники будут стремиться к максимально эффективному сотрудничеству на взаимовыгодных условиях, содействовать созданию крепкой основы для торговли и инвестиций, и постепенно осуществлять свободное передвижение товаров, услуг, технологий, ресурсов и капитала на территории ШОС.

В сентябре 2003 г. главы государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет, и в качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС. Однако, по мнению экспертов, большая часть принятых документов так и не была реализована на практике, отсюда и затянувшееся развитие РЭС. В ходе реализации проектов возникли трудности, связанные с различием в структурах и функционирования хозяйственных систем [5, с. 13].

В экономических отношениях стран ШОС исключительно важную роль играет Китай. Как мы уже говорили, он заинтересован в развитии экономической ситуации в регионе. Именно поэтому Китай оказывает поддержку для организации свободной торговой зоны, а вместе с тем и организации инфраструктуры для бизнеса. Следует отметить, что образующиеся тесные экономические связи между членами ШОС, быстрое развитие их экономики способствуют развитию концепции ЗСТ (Зона свободной торговли). В то же время разногласия из-за вступления в ВТО, противоречия между государствами-членами, давление импортных товаров на местные рынки создают трудности для реализации ЗСТ в рамках ШОС.

Более того, в настоящее время страны-участники так и не пришли к согласованию вопросов по созданию Зоны свободной торговли, эксперты предлагают не затягивать надолго этот процесс, ведь при тщательном анализе, исследовании и формулировании выводов, целей и возможных результатов можно прийти к общему знаменателю и внести определенные предложения по реализации данного проекта [6, с. 116].

В процессе деятельности Шанхайской организации сотрудничества также появляется множество проблем, которые напрямую не затрагивают экономический вопрос. Например, проблема расширения, которая развивается, во-первых, из требований к кандидату-участнику ШОС (географическое положение или отсутствие противоречий с действующими членами организации), а во-вто-

рых, из-за необходимости постоянного изменения внутренних соглашений для полного соответствия всем участникам.

Очевидно, что любое расширение уже существующего ядра ШОС приведет к необходимости разработки новых форм взаимодействия, а это, в свою очередь, — к усложнению изначально заложенной структуры, идеи и конструкции. В то время как такое объединение должно иметь понятную схему функционирования, а следовательно, и зону ответственности. Но определены ли максимально допустимые рамки расширения Шанхайской организации сотрудничества? Какими должны быть эти рамки, при которых механизм ШОС сохранит свою дееспособность и первоначальный замысел? Соответственно, если речь идет о расширении ШОС, возникает потребность в выработке взвешенных и тщательно обдуманных позиций по целому ряду вопросов.

Такая ситуация затрагивает проблематику открытости ШОС, так как организация позиционирует себя таковой. По крайней мере, в современной российской трактовке официально признается, что расширение ШОС есть результат реализации принципа открытости. Но иногда можно встретить мнения, что Хартия ШОС предполагает, что принцип открытости означает только развитие сотрудничества с другими странами и международными организациями. Именно так высказался один из ведущих китайских специалистов по ШОС на заседании Форума ШОС 28-29 апреля 2016 г. в Душанбе [7, с. 116].

В 2013 г. на заседании Совета глав государств ШОС в Бишкеке В. В. Путин отметил, что нужно подтверждать на практике принцип открытости организации и решать вопрос о присоединении новых участников [8]. А в июне 2015 г. на заседании Совета министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС) министр иностранных дел России Сергей Лавров обратил внимание на то, что «большое значение для ШОС имеет расширение организации на основе заложенного в ее основу принципа открытости» [9].

В статье 13 Хартии записано, что «ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы настоящей Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС» [4]. Но следует отметить, что регион никак не определен, а потому сводить его только к Центральной Азии вряд ли обоснованно. 11 июня 2010 г. на саммите в Ташкенте было принято Положение о порядке приема новых членов, в котором содержатся четкие требования к государству-члену ШОС, где сказано, что оно должно принадлежать

к Евро-Азиатскому региону. Таким образом, проблема о «пространстве ШОС» теоретически была решена, хотя разные представления о пределах открытости по-прежнему сохраняются.

Несмотря на все трудности, возникающие перед ШОС, она смогла стать многопрофильной функционирующей организацией, оказывающей широкое влияние на мировое сообщество.

Притом что деятельность ШОС осуществляется партнерами разного формата с такими же разными государственными моделями. Возможно, от ШОС ждут прорыва в сфере дипломатических отношений, и вероятность этого события высока с точки зрения того вектора развития, который задала себе Шанхайская организация сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «Об укреплении доверия в военной области в районе границы (вместе с Основными категориями обмена информацией)» от 26 апреля 1996 г., г. Шанхай // Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. М., 1999. С. 365-373.

2. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «О взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (вместе с протоколами о географических пределах применения соглашения, о порядке сокращения, об обмене информацией, о контроле и проверках)» от 24 апреля 1997 г., г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2002. № 6. С. 21-60.

3. Колегова О. Ю. ШОС как инструмент региональной интеграции: проблемы расширения // Вестник МГИМО. 2013. № 1 (28). С. 249-253.

4. Хартия Шанхайской организации сотрудничества. 7 июня 2002 года // Портал «ИнфоШОС» [Электронный ресурс]. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=33 (дата обращения: 10.11.2017)

5. Болятко А. В. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : материалы кругл. стола. М., 2008. С. 12-41.

6. Лю Хуацинь. Идея создания зоны свободной торговли ШОС: расчеты, проблемы и перспективы // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 3 (4). С. 110-116.

7. Денисов И. Е., Сафранчук И. А. Четыре проблемы ШОС в свете вопроса о расширении организации // Вестник МГИМО. 2016. № 3 (48). С. 112-122.

8. Путин В. В.: ШОС должна сохранять открытой возможность расширения Организации. 13 сентября 2013 года // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/328767 (дата обращения: 10.11.2017)

9. Лавров С. В.: ключевое значение для ШОС имеет расширение на основе принципа открытости. 3 июня 2015 года. // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2016914 (дата обращения: 10.11.2017).

REFERENCES

1. Agreement between the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan and the People's Republic of China "On Strengthening Confidence in the Military Region in the Border Area (together with the Main Categories of Information Exchange") of April 26, 1996, Shanghai, Collection of Russian-Chinese treaties. 1949-1999. Moscow., 1999 (in Russian).

2. Agreement between the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan and the People's Republic of China "On mutual reduction of armed forces in the border area (along with protocols on the geographical scope of the agreement, on the procedure for reduction, on information exchange, on monitoring and verification)". (2002). Bulletin of international treaties, 6, 21-60 (in Russian).

3. Kolegova, O. Y. (2013). SCO as an instrument of regional integration: expansion problems. Bulletin of MGIMO, 1 (28), 249-253. (in Russian)

4. Charter of the Shanghai Cooperation Organization. InfoSHOS portal Available from: http://infoshos.ru/ en/?id=33/ Accessed on 10.11.2017.

5. Bolyatko, A. V. (2008) Shanghai Cooperation Organization: Towards New Frontiers of Development. Materials of the Round Table. Moscow (in Russian).

6. Liu Huaqin (2009). The idea of creating a free trade area of the SCO: calculations, problems and prospects. Eurasian Economic Integration, 3 (4), 110-116 (in Russian).

7. Denisov, I. E., Safranchuk, I. A. (2016). Four problems of SCO in the light of the question of expanding the organization. Bulletin of MGIMO, 3 (48), 112-122 (in Russian).

8. Putin, V. V. (2013). The SCO should keep open the possibility of expanding the Organization. September 13, 2013. Interfax, Available from: http://www.interfax.ru/world/328767/ Accessed on 10.11.2017 (in Russian).

9. Lavrov, S. V. (2015). The key importance for the SCO is expansion based on the principle of openness. June 3, 2015. TASS. Available from: http://tass.ru/politika/2016914/ Accessed on 10.11.2017 (in Russian).

Поступило в редакцию 27 декабря 2017 г. Принято к печати 22 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.