Научная статья на тему 'Современные проблемы российской метрологии'

Современные проблемы российской метрологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5434
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агафонова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы российской метрологии»

Агафонова О. В.

Пензенский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ МЕТРОЛОГИИ

Текущее состояние метрологии в стране характеризуется рядом факторов. Переход страны на рыночные условия хозяйствования внес свои корректировки в метрологическую инфраструктуру:

- уменьшениеколичества и численности метрологических служб предприятий;

-ликвидация служб главных метрологов, головных и базовых организации по метрологии;

-уменьшение объема поверочных и калибровочных работ, выполняемых метрологическими службами

предприятий;

- сокращение численности госинспекторов, что привело к резкому снижению эффективности государственного метрологического надзора.

Затем начали нарастать проблемы с нормативным правовым обеспечением метрологической деятельности. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" (1993 г.) уже не мог соответ-

ствовать новым производственным отношениям, развивающимся в стране. И это лишь малая часть рассматриваемого вопроса.

К основным же проблемам российской метрологии относятся [1]:

- устаревание эталонной, нормативно-правовой и нормативно-технической баз;

- неразвитость системы мониторинга и анализа структуры и объема парка средств измерений, эксплуатируемых в стране;

- отсутствие механизма прогнозирования потребностей общества в измерениях;

- неоптимальность развития организационной структуры управления системой обеспечения единства измерений;

- недостаток квалифицированных кадров;

- снижение эффективности государственного метрологического надзора.

1. Устаревание эталонной, нормативно-правовой и нормативно-технической баз Установлено, что требования к точности измерений возрастают в 3 - 10 раз каждые 10 - 15 лет, поэтому национальные эталоны ведущих стран мира обновляются каждые 10 - 15 лет. Недостаток измерительных возможностей в стране служит препятствием на пути инноваций во многих сферах экономики, медицины, обороны, экологии. Практически во всех новых технологиях сдерживающим их развитие фактором служит отсутствие необходимых метрологических и технических решений, обеспечивающих требуемый уровень точности измерений.

2. Неразвитость системы мониторинга и анализа структуры и объема парка средств измерений, применяемых в Российской Федерации.

В последние годы заметно изменилась структура парка средств измерений. Все больше приборов появляется в социальной сфере. Вместе с развитием жилищного строительства существенно увеличилась доля средств измерений для учета количества электрической энергии, тепла, горячей и холодной воды. Следует констатировать, что в настоящее время в целом в стране не ведется мониторинг средств измерений, применяемых в Российской Федерации, неизвестно какое количество средств измерений ежегодно поступает в эксплуатацию и какое количество изымается из эксплуатации. Не проводится анализ структуры парка средств измерений. Нет данных о соотношении импортного и отечественного измерительного оборудования. Такое положение негативно сказывается на планировании развития эталонной базы России, на развитии метрологической инфраструктуры, на оснащении метрологических организаций, призванных обслуживать парк средств измерений, особенно ту его часть, которая обладает более высоким уровнем точности. В целом это приводит к появлению "метрологических барьеров" на пути развития отраслей экономики и особенно инновационных технологий.

3. Отсутствие механизма прогнозирования потребностей общества в измерениях.Для правильной организации и эффективного развития метрологической инфраструктуры необходимо регулярно прогнозировать потребности государства и общества в измерениях. Так, разрабатываются федеральные и ведомственные целевые программы, в которых значительное место занимают или должны занимать измерения.

Мониторинг и анализ развития приоритетных областей экономики, здравоохранения, обороны и безопасности государства должен сформировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках, об условиях защиты измерительной информации. На основании этой информации должны разрабатываться прогнозы и приниматься решения о развитии эталонной базы страны. Получение такого прогноза - это сложнейшая задача, требующая усилий многих организаций. К сожалению, в стране нет такого механизма и не разработана методология реального изучения потребностей в измерениях. Следствием этого являются возможные ошибки в выборе направлений развития и инвестиций в метрологию и обеспечение единства измерений.

4. Неоптимальность организационной структуры управления системой обеспечения единства измерений. В настоящее время регулирование сферы обеспечения единства измерений осуществляется двумя федеральными органами исполнительной власти: Минпромторгом России и Росстандартом. При этом Мин-промторг России осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов формирования государственной политики в области обеспечения единства измерений, а на Росстандарт возложены функции по оказанию государственных услуг,а также государственный метрологический надзор. В связи с этим наметились положительные тенденции в преодолении многих негативных явлений. В частности, Минпром-торг России обеспечил широкое участие представителей федеральных органов исполнительной власти, общественных союзов и ассоциаций, ученых и специалистов-метрологов в выработке государственной политики в области обеспечения единства измерений. Возложение полномочий по нормативно-правовому регулированию на Минпромторг России позволило сконцентрировать усилия Ростехрегулирования на решении таких задач, как прогнозирование потребности государства и общества в измерениях, организация и осуществление мониторинга объектов и видов измерений, прогнозирование развития эталонной базы страны, решение проблем метрологии.

5. Недостаток квалифицированных кадров. Начиная с последнего десятилетия прошлого столетия не происходит качественного роста уровня профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения единства измерений. Одновременно уменьшается число квалифицированных специалистов -метрологов. В 90-е годы в связи с изменением приоритетов в профессиональной деятельности резко уменьшилось число молодежи, желающей получить квалификацию метролога. Немало потеряно кадров в связи с естественным выбытием, в то время как замены им по уровню квалификации не находится. В настоящее время во всех структурах экономики насчитывается, по экспертным оценкам, приблизительно 120 - 200 тысяч метрологов. Ежегодно обучается метрологическим специальностям в 4 - 5 раз меньше специалистов, чем это требуется экономике. Таким образом, кадровый вопрос при выполнении работ по обеспечению единства измерений в России в настоящее время остается крайне важным.

6. Снижение эффективности государственного метрологического надзора. Уменьшение количества государственных инспекторов в результате реорганизации государственного метрологического надзора в 2002 - 2003 годах привело к значительному снижению эффективности их деятельности. В результате

проводимые ими надзорные мероприятия дают поверхностную, отрывочную картину состояния обеспечения единства измерений в стране. При этом нарушается основной принцип управления: чтобы управлять,

надо знать состояние управляемого объекта и его реакцию на управляющие воздействия. В настоящее время из-за крайней малочисленности государственных инспекторов-метрологов государственный метрологический надзор проводится методом выборочных проверок, а также по обращению федеральных органов исполнительной власти.

На основание выше изложенного можно сделать вывод о том, что возникшие проблемы метрологи на сегодняшний день достаточно актуальны.

Непринятие государством мер по решению данных проблем приведет к следующим последствиям:

- отставанию возможностей эталонной базы от потребностей экономики на фоне бурного развития в количественном и качественном отношении парка средств измерений, применяемых в России;

- технологическому отставанию измерительных возможностей системы обеспечения единства измерений, вследствие недофинансирования фундаментальных исследований и НИОКР в области метрологии;

- снижению эффективности управления и координации работ по обеспечению единства измерений;

- уменьшению роли и влияния России в международных и региональных организациях по метрологии;

- снижению уровня достоверности измерительной информации, используемой в экономике, в обеспечении обороноспособности и безопасности государства в социально значимых сферах, в области высоких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минпромторга РФ от 17 июня 2009 г. № 529 «Об утверждении стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.