Научная статья на тему 'Государственное регулирование в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России'

Государственное регулирование в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / MEASUREMENT ASSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Натапова Н. В.

Автор описывает формирование новой промышленной политики. Особое внимание уделено специфики государственного регулирования в области метрологического обеспечения в нефтеперерабатывающем секторе экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Натапова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes new foundation of industrial policy building. Special attention is played to the specification of governmental regulation in the field of measurement assurance in oil-processing sector of economy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России»

УДК 342.5:389:665

Н. В. Натапова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ

И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Ключевые слова: государственное регулирование, метрологическое обеспечение.

Автор описывает формирование новой промышленной политики. Особое внимание уделено специфики государственного регулирования в области метрологического обеспечения в нефтеперерабатывающем секторе экономики.

Keywords: governmental regulation, measurement assurance.

The author describes new foundation of industrial policy building. Special attention is played to the specification of governmental regulation in the field of measurement assurance in oil-processing sector of economy.

Деятельность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России в области метрологического обеспечения своей продукции заключается в проведение измерений при выполнении работ при разведке и добыче нефти, при учете количества добываемого попутного нефтяного газа, при производстве нефтепродуктов и нефтехимической продукции, при сбыте нефтехимической продукции. Измерения должны проводиться в соответствии с установленными требованиями к метрологическому обеспечению систем учета количества и качества углеводородного сырья, с применением технических средств - измерительных машин и установок, достигая требуемой точности и единства в измерениях. Эксперты отмечают, что для исследования и контроля потоков жидкости и газа необходимы самые разнообразные приборы, среди которых большое значение приобретают счетчики и особенно расходомеры - приборы для определения расхода жидкости, газа и пара [1]. Для контроля качества нефти и нефтепродуктов существуют большое количество разнообразных приборов -аппарат для определения индукционного периода бензинов, аппарат для определения температуры размягчения нефтебитумов, плотномер - анализатор плотности жидкости, прибор для определения растяжимости нефтебитумов, прибор для определения серы в темных жидких и твердых нефтепродуктах, прибор для определения нефтепродуктов в воде, прибор для определения температуры каплепадения нефтепродуктов, сигнализатор нефти в воде, солемер нефти и другие. В системе учета количества и качества продукции большое значение отводится метрологическим службам нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, а также государственным метрологическим центрам, на которые и возлагаются государственные задачи в области метрологии.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, руководством страны был осуществлен переход к рыночной экономике, в результате чего произошло разгосударствление собственности и ее приватизация, что внесло существенные изменения и в метрологическую инфраструктуру России. Формирование рыночных отношений привело к увеличению числа независимых субъектов хозяйственной деятельности, к числу которых относятся и заводы-изготовители измерительных машин и установок. Уменьшилось количество и численность метрологических служб предприятий, уменьшился объем поверочных и калибровочных работ, выполняемых метрологическими службами предприятий. В результате приватизации, перепрофилирования производства сократилась численность ведущих метрологических институтов, заводов и конструкторских бюро. Произошло устаревание эталонного оборудования, поверочной базы метрологических институтов, обслуживающих системы измерений. Начиная с 1991 г. длительное время работы в области обеспечения единства

251

измерений значительно недофинансировались. Около половины эталонной базы России -государственных первичных эталонов создано более 20-ти лет назад, хотя требования к точности измерений постоянно возрастают. Ведущие страны мира занимаются обновлением своих национальных эталонов каждые 10-15 лет. В 2007 и 2008 гг. в России было увеличено бюджетное финансирование эталонной базы, но пока это не дало возможности выйти на соответствующий уровень. До 1999 г. количество утвержденных типов средств измерений зарубежного производства превалировало над отечественными, но, начиная с 1999 года наблюдается устойчивый рост производства российских средств измерений. В начале 2000 г. сократилась численность инспекторов-метрологов, осуществляющих государственный метрологический надзор, что привело к снижению эффективности государственного метрологического надзора. В системе обучения и переподготовки кадров специалистов-метрологов произошли изменения. В 90-е годы в связи с открытием в университетах кафедр социально-гуманитарного направления падает спрос у абитуриентов на технические специальности, в том числе и на квалификацию метролога. Сегодня во всех сферах экономики насчитывается, по экспертным оценкам, приблизительно 120-200 тысяч метрологов, в том числе в системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии около 7000 человек, что составляет приблизительно 5-6 %. Ежегодно обучается метрологическим специальностям в 4-5 раз меньше специалистов, чем это требуется экономике [2]. Начали нарастать проблемы с нормативным правовым регулированием метрологической деятельности хозяйствующих субъектов. Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 1993 г. в новых условиях хозяйствования не способствовал эволюционному прогрессу и не соответствовал новым производственным отношениям, формирующимся в стране. Надо сказать, что в советские времена метрологическая деятельность не была без государственного контроля. До принятия закона данный вид деятельности регламентировался постановлениями, нормативными документами органов власти.

С 2003 г. на базе ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика», основная деятельность которого заключается в разработке и производстве расходометрительной техники, регулярно начинает работать общероссийская научно-практическая конференция по расходометрии. На конференции российские специалисты и ученые в области расходометрии и метрологии стали поднимать проблемы учета продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России и говорить о необходимости технических и метрологических возможностях их решения [3]. 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон регулирует отношения в сфере промышленности на основе технических регламентов, которые устанавливают обязательные требования к продукции, зданиям, строениям, сооружениям, а также требования к производству, строительству, наладке, монтажу, хранению продукции и др. процессам [4]. С 2005 начали действовать технические регламенты. Органы государственной власти должны были принять около 50-ти технических регламентов, в настоящее время принято только 24. В разработке находятся проекты технических регламентов «О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки», «О безопасности сжиженных

углеводородных газов» и др. В 2006 г. вступил в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.615-2005, регламентирующий требования к метрологическому обеспечению систем учета извлекаемой из недр нефти и нефтяного газа. Стандарт устанавливает требования в отношении внедрения в практику нефтедобычи необходимое количество измерительных установок, а также модернизации существующих групповых замерных установок. Кроме того, ГОСТ устанавливает требования к измерениям количества нефтяного газа, что сегодня является востребованным у нефтедобывающих предприятий. Конечно, внедрение в практику нефтедобычи и нефтепереработки стандартов, приобретение технических средств измерений требует от предприятий определенных затрат и предприятия вынуждены заниматься метрологическим обеспечением своей продукции, т.к. эта сфера подвержена регулированию со стороны органов государственной власти. Но с другой - они

должны быть заинтересованы в точности, достоверности результатов измерений, т.к. это позволяет предприятиям избежать убытков продукции и повысить ее качество. ГОСТ Р 8.615 это не единственный документ в системе метрологического обеспечения учета товарной нефти, существуют и другие нормативные документы, применяемые при измерении и учете нефти и газа [5]. В 2008 был принят Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ, который направлен не столько на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере метрологии, сколько на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от недостоверных результатов измерений и их отрицательных последствий. В настоящее время в управлении различными процессами стали использоваться стратегии развития той или иной отрасли промышленности. [6]

Министерством промышленности и торговли РФ в 2009 г. принята Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года. В ней представлены модели действий, направленные на развитие метрологического обеспечения в приоритетных областях, в сферах обороны и безопасности государства, нанотехнологий и наноматериалов, а также на поддержку и в других сферах промышленности. Все указанные действия заложили основы для формирования новой политики в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России, которая направлена на интересы и безопасность граждан, обществ и государства.

Рассматривая систему государственного регулирования в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России необходимо заметить, что эта область регулирования - Российской Федерации. Согласно Конституции России метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени относятся к предметам ведения федерации [7]. Следовательно, регулирование в области метрологического обеспечения входит в полномочия органов государственной власти и управления России и не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов.

Механизм государственного регулирования в области метрологического обеспечения продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий России включает в себя: 1) нормативное обеспечение метрологической деятельности; 2) организационную метрологическую систему; 3) формы государственного регулирования.

Нормативное правовое обеспечение включает в себя законы, которые устанавливают положения, связанные с метрологией. Здесь можно выделить: Указ Президента РФ 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который устанавливает органы власти, подведомственные Правительству России и ответственные за проведение национальной политики в области метрологии; Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений; Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливает положения лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений и др.

Можно выделить нормативно-техническое обеспечение, к которому относятся технические регламенты, имеющие статус федеральных законов, принятые международными договорами или утверждаемые органами исполнительной власти; национальные стандарты РФ; рекомендации по метрологическому обеспечению, образующие основу для практической деятельности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.

К организационной метрологической структуре относятся надзорные органы - органы исполнительной власти, метрологические институты и центры метрологии, метрологические службы предприятий (аккредитованные/неакредитованные на выполнение работ в области

метрологии) и другие организации. В условиях административных преобразований произошли структурные изменения в системе исполнительной власти. К органам власти, ответственным за проведение национальной политики в области метрологии и за координацию ведомств, реализующих метрологические задачи, относятся Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В субъектах РФ действуют территориальные органы - управления Министерства промышленности и торговли РФ, отделы (инспекции) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Министерство промышленности и торговли России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области метрологии. Росстандарт осуществляет функции: по оказанию государственных услуг, т.е. лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений; по управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии; по осуществлению контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. В соответствии с функциональным принципом формирования ведомств [8] функции по контролю и надзору должны быть закреплены за соответствующей Федеральной службой. Но в настоящее время решения о передаче этих функций другим органам исполнительной власти Правительством РФ не принято, поэтому они закреплены за Федеральным агентством.

Основными задачами деятельности Росстандарта являются реализация функций национального органа по стандартизации; обеспечение единства измерений; осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов; создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию, федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений; осуществление организационно-методического

руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд; организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов и т. д. К полномочиям Росстандарта относятся: размещение заказов и заключение государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным организациям и т.д. [9] Одной из основных функций Росстандарта является проведение государственного метрологического надзора.

Особую функцию выполняет подведомственное учреждение Росстандарта -федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт расходометрии» (ФГУП «ВНИИР»), которое является

государственным научным метрологическим центром (ГНМЦ) по хранению и применению первичных эталонов: массового и объемного расхода жидкости; специального эталона единицы объемного влагосодержания нефти и нефтепродуктов, эталона единиц объемного и массового расходов газа, специального эталона единицы объемного расхода воды, первичного специального эталона единицы объемного расхода нефтепродуктов. Предприятие также выполняет функции по обеспечению единства измерений в области расхода и количества жидкостей и газов, показателей качества нефти и нефтепродуктов. ФГУП «ВНИИР» является единственным в России специализированным научно-исследовательским институтом в области измерений расхода и количества жидкости и газа [10]. НИИ ответственен за

реализацию задач, предписанных на уровне государственной политики в области метрологии, выполняет виды работ, которые финансируются из федерального бюджета, а также хоздоговорные работы. Развитие эталонной базы, фундаментальные исследования финансируются из федерального бюджета. Внебюджетные источники формируются от работ по оказанию метрологических услуг и работ по передаче размеров единиц величин.

К формам государственного регулирования, в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» относятся: утверждение типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза, государственный метрологический надзор, аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений [11]. Чрезвычайно важным для экономики страны в настоящее время является развитие поверочной деятельности в целях сбережения нефти и нефтепродуктов. Задача органов власти, реализующих государственную политику в области метрологического обеспечения - государственная поддержка с целью технического оснащения новым поверочным оборудованием, и, прежде всего государственных эталонов.

Литература

1. Андреев, Н. К. ЯМР-расходометрия и анализ в современных технологиях / Н.К. Андреев. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004. - С.3.

2. Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года: утв. приказом Министерства

промышленности и торговли от 17 июня 2009 г. № 529

(http://www.instruments.ru/publick/metrology/Strategy_OEI.php)

3. Конференции по расходометрии (http://www.sibna.ru/ru/press/conferences/)

4. Российская Федерация. Закон (2002). О техническом регулировании. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - 56 с.

5. Когогин, А. А. Учет нефти и нефтепродуктов. Метрологическое обеспечение / А.А. Когогин, И. И. Фишман, А. Г. Сладовский // Методы оценки соответствия. - 2010. - № 1. - С. 28-31.

6. См., напр.: Ибрашева, Л. Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности как инструмент Стратегии устойчивого развития города (на материалах г. Казань) / Л. Р. Ибрашева, А. М. Идиатуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 2. - С. 198-213.

7. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. - М.: Новая волна,1997. - Ст. 71.

8. Идиатуллина, К. С. Система государственного управления: Учебное пособие / К.С. Идиатуллина. -Казань: Казан.гос. технол.ун-т, 2006. - С. 162.

9. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: утв.

Постановлением Правительства Рос. Федерации от 17 июня 2004 № 294

(http://www.gost.ru/wps/portal/pages.root.About?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/gostru/aboutagency/p osition)

10. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ФГУП «ВНИИР»). (http://www.vniir.org/?i=2)

11. Российская Федерация. Закон (2008). Об обеспечении единства измерений: федеральный закон от 26 июня 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 2 июля. - Ст. 11.

© Н. В. Натапова - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, nvnatapova@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.