Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
619
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карташова Д.В.

В статье рассматриваются ключевые моменты культурной значимости кинокартин, влияния кинематографа на общественное сознание, современные проблемы массового кино. Представлена роль государства в формировании современных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF THE RUSSIAN CINEMA

The article considers the key moments of the cultural significance of motion pictures, the influence of cinema on public consciousness, and contemporary problems of mass cinema. The role of the state in the formation of modern values is presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА»

менее 15 см, а на слабом основании - не менее 20 см при разовом транспортном пропуске. Разравнивание отсыпаемого материала проводят бульдозером не менее чем за три прохода, затем осуществляют уплотнение верхнего слоя до коэффициента уплотнения согласно проектным значениям

[3].

Таким образом, систематизировано состояние современного производства, многообразия направлений применения ГМ в связи с их функциями фильтрации, разделения, армирования, гидроизоляции, укрепления слабых грунтов и др. Показана возможность использования изучаемых материалов в различных сферах. Однако, наиболее важным является применение ГМ в конструкциях дорожных одежд, в связи с тем, что качество дорожных покрытий, как элемент транспортной инфраструктуры, является одной из составляющих качества жизни населения.

Использованные источники:

1. Геотекстиль: структура, свойства, виды, сферы применения - технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.technosector.ru/articles/prom-materiali/prom-materiali_263.html (дата обращения 10.08.2017).

2. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. ОДМ 218.5.003-2010. утв. распоряжением Росавтодора от 1 февраля 2010 г. N 71-р, Москва, 2010. -98с.

3. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Свод правил СП 78.13330.2012. Москва, 2012. - 118 с.

УДК 351.854

Карташова Д.В. студент 3 курса факультет экономики, управления и права Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС

при Президенте РФ Россия, г. Пятигорск

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

В статье рассматриваются ключевые моменты культурной значимости кинокартин, влияния кинематографа на общественное сознание, современные проблемы массового кино. Представлена роль государства в формировании современных ценностей.

Ключевые слова: кинематограф, массовая культура, финансирование, культура, ценности.

Kartashova D. V.

Student

The 3rd course, faculty of Economics, management and law North Caucasus Institute - branch of Ranepa the President of the Russian Federation

Russia, Pyatigorsk MODERN PROBLEMS OF THE RUSSIAN CINEMA

The article considers the key moments of the cultural significance of motion pictures, the influence of cinema on public consciousness, and contemporary problems of mass cinema. The role of the state in the formation of modern values is presented.

Key words: cinematography, mass culture, financing, culture, values.

На современном этапе жизни общества все больше внимания уделяется массовой культуре. Влияние на сознание людей массовой культуры может иметь достаточно противоречивые последствия, что настораживает экспертов в этой области. Общество живет массовой культурой: читает популярные книги, смотрит фильмы с высоким рейтингом, обращает гораздо больше внимания на «брендовые» марки. Именно поэтому на производителях массовой культуры лежит огромная ответственность за формирование здорового мышления общества.

Кинематограф - это вид искусства, который изменился за последние десятилетия и занял определенное место в жизни людей. Доступность кинематографа дала в руки режиссеров огромное влияние на сознание людей, новый способ обучения и развлечения. Поэтому очень важно осознавать культурную значимость кинокартин.

Нельзя отрицать, что последнее время кинематограф оказывает огромное влияние на сознание граждан, их гражданскую позицию. Как только кинематограф начал свое «победное шествие», пришло понимание его значения. Еще В.И. Ленин говорил: «По мере того как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того — в деревне... Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»[1].

В современном мире культура многогранна, но именно кинематограф является наиболее популярным проводником той или иной информации, действенным методом пропаганды и мощным механизмом воздействия на людей.

Кинематограф является отражением истории, которая фиксируется в виде фильмов. Это иллюстрация жизненного опыта людей. Множество фильмов основаны на реальных событиях, что позволяет нынешнему поколению по-своему пережить и обдумать события, к которым оно ранее не

имело отношение.

Сегодня перед государством стоит глобальная задача: формирование общероссийской национальной идентичности. Российская

государственность достаточно специфична: многообразие этносов, культур, идеологий. В этих условиях Поэтому государству необходимо сохранять целостность территориальных границ, социальное единство страны. Именно кинематограф, будучи крупнейшей отраслью массовой культуры, располагает потенциалом влиять на широкую зрительскую аудиторию, формировать отношение к различным ситуациям и модели поведения.

Это мощный инструмент управления обществом, внушения тех или иных стандартов, именно поэтому кинематограф должен находиться под пристальным вниманием специалистов, государства. Необходимо учитывать социальные функции кинематографа не только как средства развлечения, но и как эффективного средства конструктивизма[2].

Таким образом, можно констатировать, что значение кинематографа изначально должно было стать приоритетным направлением государственной культурной политики. Однако, нельзя сказать, что существующая правовая база, направленная на регулирование данного вида культурной деятельности, является достаточной, поскольку многие вопросы остаются не решёнными, в силу делегирования полномочий по их разрешению общественным объединениям, таким как Фонд Кино.

Начиная с 2000-го года, государство стало играть важную роль в системе кинематографии. С финансовой точки зрения у Министерства культуры РФ получилось сбалансировать экономику кино, но есть и противоположная сторона - фильмы лишились свойственного советским картинам смыслового и идейного наполнения, выступающего важнейшей компонентой транслирования культурных национальных ценностей. На первый план вышла естественная проблема окупаемости фильмов, что толкает режиссеров снимать, так называемые «блокбастеры».

Не стоит забывать, что главной повесткой дня года российского кино было принято считать разворот российского кинематографа в сторону нравственности. Невозможно изменить моральные ценности россиян за один год, но это должно было послужить толчком для дальнейшего развития. Однако, множество российских фильмов демонстрируют духовную нищету общества, пропагандирующие культ жизни одним днем, культ секса, культ безмерного потребления материальных ценностей, эгоизм и т.д. Ценности, которые были главными ранее, отошли на второй план. При этом, многие из таких фильмов были сняты именно благодаря мерам государственной поддержки.

Государственное финансирование сферы киноиндустрии увеличивается с каждым годом, что показывает осознание важности развития сферы кинематографа.

Координацию сферы кинематографа осуществляет Министерство культуры и Фонд социальной и экономической поддержки отечественной

кинематографии (Фонд Кино). Министерство культуры занимается субсидированием детского, дебютного и документального кино, а Фонд Кино финансирует коммерческий развлекательный контент.

В 2016 году на государственную поддержку кинематографии было выделено 7 миллиардов рублей, при этом 5 миллиардов рублей были выделены на безвозмездной основе. В 2015 году сумма составляа 6 миллиардов рублей.

Вместе с этим выросло и количество релизов российских фильмов, в 2016-м было насчитано 136, включая региональное кино, ограниченный прокат и т.д. В 2015 году было 123. Фонд Кино поддержал 46 игровых и 10 анимационных картин[3].

По результатам кинопроката доля отечественного кино выросла до 18,5%, это существенный рост. Абсолютные сборы российского кино составили 8,6 млрд рублей[4]. К сожалению, из статистических данных не ясно, какая доля сборов приходится на фильмы, которые спонсировало государство. Статистическая отчетность совокупности доходов от сборов фильмов с государственной поддержкой отсутствует.

С начала 2016 года прослеживается негативный тренд российской экономики, все сильнее углубляющейся в рецессию. Но данная неблагоприятная обстановка в экономике в целом, объясняющаяся непрерывным снижением потребительского спроса, наблюдаемом последние месяцы, не повлияла значительно на рынок кинопоказа. Нынешнее его положение не является критическим. Кассовые сборы и посещения за первую половину текущего года выросли по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Так, общее число зрителей в 2016 году увеличилось по сравнению с 2015 годом на 9,0%, а посещаемость иностранных кинолент возросла ещё больше — на 12,1%. При этом увеличение общих сборов составило 8,6%, касса иностранных фильмов возросла на 9,6%.

Кризис современного искусства формирует извращенное представление общества о норме. Прокатчики ориентированы исключительно на получение прибыли. Режиссеры, чьи картины минимально ориентированы на получение прибыли, не получают финансирования.

Существует угроза единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития Российской Федерации, его национальной безопасности и территориальной целостности. Тем временем, культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации[5].

И одной из проблем, в данном случае, является проблема неэффективности механизма государственной поддержки кинематографа.

В настоящий момент нет чёткого понимания, кому выделяются финансовые средства поддержки, на что они расходуются, и что является показателем их успешного освоения. В частности, законодательство не выделяет в качестве самостоятельного субъекта поддержки начинающего режиссёра, следствием чего становится стагнация отечественной режиссёрской школы, что уже сейчас сказывается на снижении качества выпускаемых кинолент.

Ещё одной гранью проблемы является тот факт, что финансирование выделяется без привязки к качеству выпускаемого контента и его востребованности. Так, немалое количество лент, выпущенных посредством финансовой поддержки государства являются артхаусом. Это уникальный и штучный авторский товар, но он ориентирован скорее на участие в конкурсах и на ограниченный круг зрителей, что не позволяет донести смысловую нагрузку до широкой аудитории.

В настоящее время ценность любой страны для человечества определяется не богатством ее недр, теряющих свое значение по мере развития информационных технологий. Залогом конкурентоспособности становится особость, а главным фактором рыночной эффективности -культура. Ценность России все больше заключается в оригинальном взгляде на мир, нестандартном мироощущении, интеллекте. Так как кинематограф является наиболее распространённым видом массовой культуры, от его уровня зависит национальное самосознание россиян.

Использованные источники:

1. Ленин В.И. О Кино // Журнал «Советское Кино» № 1-2, 1933. - 35 c.

2. Резникова К. В. Значение кинематографа для формирования общероссийской национальной идентичности / К.В. Резникова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - 532 с.

3. Некоторые итоги 2016 года кино в России: ультиматум «киноделам» // Информационно-аналитический центр [Электронный ресурс] URL: http://inance.ru/2016/12/god-kino-itogi/ (Дата обращения: 28.04.2017).

4. В 2016 году российское кино собрало рекордные 8,6 млрд рублей // ТАСС [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/kultura/3963929 http://tass.ru/kultura/3963929 (Дата обращения: 28.04.2017).

5. Статистика от Movie Research: в первом полугодии выросли кассовые сборы и посещаемость [Электронный ресурс] URL: http://cinemaplex.ru/2016/07/06/movie-research-stats.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.