Научная статья на тему 'Современные проблемы реорганизации производственных зон Москвы'

Современные проблемы реорганизации производственных зон Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
492
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ / МОСКВА / REORGANIZATION / INDUSTRIAL ZONES / MOSCOW

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чернышова Н. А.

В Москве происходит сокращение производственных территорий и изменение их функций. Ликвидация производств сопровождается ростом общественно-деловой застройки. Отсутствие системного подхода к территориальному планированию в городе, в том числе в части развития производственных зон, приводит к усугублению существующих проблем городского развития. Дифференциация городской территории по экономическим, социальным, транспортным и другим условиям определяет различные тенденции их развития и подходы к их реформированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE REORGANIZATION OF INDUSTRIAL ZONES IN MOSCOW

Both reduction of the area of industrial zones and modification of their functions take place in Moscow now. Liquidation of industrial facilities is accompanied with the expansion of business and office premises. System approach to urban territorial planning, including the development of industrial zones, is lacking, thus contributing to the aggravation of already existing problems of urban development. Differentiation of the urban territory in economic, social, transportation and other terms predetermines different trends in the development of industrial zones and diverse approaches to their restructuring.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реорганизации производственных зон Москвы»

УДК 911.3:338.4(470.311) H.A. Чернышева1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН МОСКВЫ

В Москве происходит сокращение производственных территорий и изменение их функций. Ликвидация производств сопровождается ростом общественно-деловой застройки. Отсутствие системного подхода к территориальному планированию в городе, в том числе в части развития производственных зон, приводит к усугублению существующих проблем городского развития. Дифференциация городской территории по экономическим, социальным, транспортным и другим условиям определяет различные тенденции их развития и подходы к их реформированию.

Ключевые слова: реорганизация, производственные зоны, Москва.

Введение. В условиях стремительного развития постиндустриального общества города как фокусы мировой экономики претерпевают наибольшие изменения: трансформируется отраслевая структура экономики и промышленного производства, возникают новые виды деятельности, преобразуются социокультурная среда и внешний облик городов. Производственные территории сокращаются, меняются их структура и функции в социально-экономической системе города. Снижение конкурентоспособности продукции, сокращение численности занятых в промышленности, банкротство предприятий влекут за собой деградацию производственных фондов и территорий. В крупнейших городах мира негативные последствия этих процессов нивелируются развитием высокотехнологичных производств, освоением новых способов организации производства, трансформацией освобождаемых территорий и внедрением новых функций-бизнесов, обладающих более высокими показателями эффективности использования всех видов ресурсов и не нарушающих экологические требования [3].

Постановка проблемы. Производственные территории Москвы также трансформируются. В течение последних 20 лет под воздействием общеэкономических факторов произошло резкое сокращение промышленного производства, перемещение квалифицированных инженерных и рабочих кадров в другие сферы деятельности. Рост деловой активности, развитие Москвы как главного транспортного узла страны и крупнейшего финансового центра в условиях формирующегося общероссийского рынка, особенности приватизации собственности привели к банкротству и ликвидации предприятий, созданию на их месте торговых, офисных и складских комплексов. В 1990-е гг. отсутствие государственной политики в сфере научно-промышленного развития повлекло за собой замещение

преобладавших ранее научно-промышленных функций финансово-торговыми, информационными и административными. Город стал утрачивать свою важнейшую функцию — главного центра инноваций страны [1].

Большинство производственных территорий Москвы функционирует неэффективно, не решены проблемы транспортной доступности, экологической безопасности, наличия свободных территорий для развития новых производств и объектов благоустройства. Устаревшая функциональная структура производственных территорий ограничивает развитие новых видов деятельности, снижает эффективность экономико-социального развития города [6].

Учитывая особую значимость реорганизации производственных территорий Москвы, необходимо вычленить ключевые проблемы их развития. В связи с этим основной задачей было описание этих проблем, определение основных направлений их исследования в целях оптимизации процессов управления и планирования.

Основные результаты исследования. Идеи о целесообразности сокращения производственных зон, повышении эффективности их использования неоднократно высказывались в научных публикациях по экономической географии (H.H. Колосовский, А.Т. Хрущев, Т.М. Калашникова и др.) и градостроительству (А.Э. Гутнов, Ю.П. Бочаров, Е.С. Матвеев и др.) начиная с 1960-х гг. Однако подходы к развитию производственных территорий в теории экономической географии и градостроительной практике значительно отличаются [2, 4]. В экономической географии используется понятие «промышленный узел». Существуют два определения этого понятия: 1) промышленный узел — это сочетание промышленных предприятий, объединенных тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой произ-

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносов, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России, аспирант, e-mail: ecnat@mail.ru

водственной инфраструктурой, общностью транс-портно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов (города, поселки городского типа и др.); 2) промышленный узел — это группа предприятий различных отраслей промышленности, расположенных на одной площадке, построенных или строящихся по единому плану и объединенных общей производственной инфраструктурой, иногда взаимными производственными связями. Специалисты в области градостроительства трактуют «промышленный узел» как функциональную зону города, на которой сосредоточена группа промышленных предприятий с общими объектами. Так, Е.С. Матвеев определяет промышленный узел как планировочно-организованную структурную

Рис. 1. Размещение производственных и промышленных зон в Москве

единицу промышленного района города с общими кооперированными объектами вспомогательного и основного назначения, как группу предприятий, решенную на основе единого архитектурно-планировочного замысла, с общими коммуникациями и единой системой социально-бытового обслуживания [5].

Комплексный подход к формированию производственных территорий не был реализован — повсеместно в практике градостроительства в России в XX в. формирование и дальнейшее наполнение производственных территорий новыми производственными объектами проводилось хаотично и бессистемно, не учитывались требования к внутри-транспортному обслуживанию производственных территорий, что сегодня является одним из ключевых факторов, усложняющих их реорганизацию. В результате промышленные узлы в их экономико-географическом понимании практически не встречаются в реальном городе.

Понятие «производственная зона» возникло в связи с необходимостью установить определенные требования и ограничения по строительству и градостроительному проектированию на производственных территориях города. Так, в проекте Генерального плана развития Москвы 1971 г. было проведено зонирование городской территории: установлены границы производственных зон, нормативы застройки и режимы использования территорий, однако эти требования не выполнены. Сегодня зонирование городской территории и установление требований — регламентов разрешенного использования для каждой зоны — основной принцип регулирования процессов реорганизации территорий в крупнейших городах мира.

«Промышленная зона», или «промзона», — упрощенные термины, ошибочно используемые в прессе для определения производственных территорий и отражающие существующие в общественном сознании стереотипы, в то время как производственные территории города в большинстве смешанные — они включают промышленные предприятия, коммунально-складские комплексы, научные организации, торговые и даже жилые объекты.

В 2007 г. понятие «промышленные зоны» приобрело новое значение, закрепленное в нормативно-правовых актах: постановлениями правительства Москвы были утверждены границы этих зон [8]. Их общая площадь составила около 7,5 тыс. га, что в два раза меньше площади всех производственных территорий города (рис. 1). Цель выделения новых типов зон — сохранение, резервирование городских территорий для дальнейшего развития промышленности в Москве, контроль над перепрофилированием производственных территорий. Предполагается включить эти зоны, а также требования к их использованию в Закон о правилах землепользования и застройки города, что позволит установить прозрачные правила игры для всех землепользователей и собственников недвижимости. Однако принципы организации промышленного производства и развития непроизводственных функций в границах промышленных зон до сих пор не сформулированы и не закреплены в нормативных актах.

В связи с отсутствием в Москве территорий, занятых исключительно промышленными предприятиями, в границы промышленных зон попали объекты, относящиеся к коммунально-складскому хозяйству, а также научно-исследовательские организации, торговые и транспортные объекты. В результате как производственные, так и промышленные зоны различаются по функциональному содержанию, отношению к селитебной застройке, периоду и специфике развития территории. Они находятся под управлением различных ведомств, которые проводят разнонаправленную политику их развития.

Целесообразнее использовать термин «производственные зоны», поскольку он, в отличие от термина «промышленная зона», охватывает наибольшее число существующих объектов недвижимости производственного назначения.

Производственная зона — это часть городской территории, предназначенная для размещения промышленных, научно-исследовательских, учебных, коммунально-складских и автотранспортных объектов, а также учреждений культурно-бытового обслуживания. В границы существующих производственных зон включены участки жилой застройки, озелененные территории, технические коридоры, территории транспорта и др.

Нормы и правила планировки и застройки Москвы (МГСН 1.01-99) определяют производственную зону как территорию специализированного использования от 25 до 200 га в установленных

границах, примыкающую к магистральной улице, формируемую участками производственной застройки. Участок производственной застройки — территория площадью до 25 га в установленных границах, на которой размещены сооружения производственного и сопровождающего производство назначения.

В настоящее время в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) расположено 66 производственных зон (рис. 1), за пределами МКАД формируются 18 производственных зон. Производственные территории, по данным Департамента земельных ресурсов г. Москвы и ГУП НИиПИ Генплана Москвы, составляют 18,1 тыс. га, из них территории в границах производственных зон составляют 15,8 тыс. га (15% общей площади города). Остальные производственные территории расположены вне производственных зон — в виде самостоятельных участков производственной застройки, окруженных общественными и жилыми территориями.

Промышленные предприятия, научные организации и промышленные склады занимают 7,7 тыс. га, или 46% от территории производственных зон, остальная территория занята складскими объектами, объектами коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, учебно-образовательными учреждениями, административными объектами и жилыми домами (рис. 2). При этом большинство объектов не имеет никаких производственных связей.

Анализ выявил существенную дифференциацию производственных зон по размеру территории, транспортному положению, соседству с другими территориями и прочим характеристикам (таблица).

Размер территории и застройки определяет существующую и потенциальную емкость территории, роль в территориальном развитии города. Площадь производственных зон колеблется от 18 га (зона Терешково) до 767 га (зона Капотня); 31 из 84 зон

Рис. 2. Структура производственных зон Москвы по категориям землепользователей

Дифференциация производственных территорий Москвы

Характеристики территории Дифференциация производственных территорий

Площадь малая 18—100 га средняя 100—300 га крупная 300—767 га

Плотность застройки низкая (менее 4 тыс. м2/га) средняя (4—8 тыс. м2/га) высокая (8—22 тыс. м2/га)

Транспортное положение Наличие крупной городской магистрали Наличие железнодорожных путей Наличие станции метрополитена в шаговой доступности

Соседство С жилыми территориями С «природными территориями» С общественными территориями

Структура землепользования Монофункциональная Полифункциональная Непрофильная

Специализация Промышленная Научная Складская Коммунально-транспортная

Форма собственности на недвижимость Федеральная Субъекта Федерации — города Москвы Частная Смешанная

имеет площадь до 100 га, 36 зон — от 100 до 300 га, 17 зон — более 300 га.

Производственные зоны обладают наименьшей плотностью застройки — средняя плотность составляет около 4 тыс. м2/га, этажность — 1—2 этажа, средняя плотность застройки промышленных предприятий — 4,8 тыс. м2/га, предприятий науки — 6,8 тыс. м2/га. В границах производственных зон существуют незастроенные территории, открытые склады, автостоянки и т.п. Наиболее плотно застроенные территории — в границах Третьего транспортного кольца и Московской кольцевой железной дороги.

Соседство, определяемое как положение относительно жилых, природных, общественных территорий, существенно влияет на режим использования производственных территорий, в первую очередь по экологическим параметрам, а также на эффективность развития объектов потребительского рынка. Специфика соседских территорий в значительной степени определяет направление развития территории, изменение ее специализации.

Некоторые характеристики производственных территорий взаимообусловлены. Так, соседство производственной зоны с жилыми и общественными территориями, транспортная доступность приводят к их более интенсивному использованию по сравнению с производственными зонами, изолированными или граничащими с природным комплексом.

Значительная часть производственных зон соседствует с жилыми и природными территориями. Из 66 зон, расположенных в границах МКАД, 59 зон соседствуют с жилыми территориями, 41 — с природными и 36 — с общественными территориями. В границах крупных производственных зон их разные части могут отличаться по условиям транспортного обслуживания, соседства, а значит, имеют различные тенденции развития и потенциал реорганизации.

Транспортное положение территории относительно городских автомобильных, железнодорожных магистралей и станций метрополитена, как и со-

седство, является одним из основных факторов развития территорий. Например, 13 зон не имеют железнодорожных подъездных путей, 25 — автомобильных трасс, выходящих на МКАД, 20 — станций метро в шаговой доступности, 1/3 производственных зон (по площади) расположена в зоне влияния Третьего транспортного кольца.

На развитие производственных территорий значительно влияет документация территориального планирования. Так, в проекте «Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года» намечено сокращение производственных территорий до 13,7 тыс. га, определены направления развития планировочного каркаса, включая систему магистралей и транспортно-пе-ресадочных узлов, а также перспективы реорганизации общественных, жилых и природных территорий. Однако выполнение поставленных задач возможно лишь в случае реализации принципов Генерального плана в других нормативно-правовых документах: в правилах землепользования и застройки города, документации по планировке территории.

Перспективы развития производственных зон определяются также направлениями развития окружающих их общественных, жилых и природных территорий, утвержденными в документах территориального планирования и планировки территорий. Особо влияет на развитие производственных территорий строительство новых трасс. Так, строительство Третьего транспортного кольца привело к ликвидации ряда производственных объектов, а также к внедрению новых непроизводственных функций в связи с изменением транспортной доступности территорий, прилегающих к трассе [7].

За период с 1997 по 2007 г. производственные территории сократились на 20%, в основном в центральной и срединной частях города. В структуре земельного баланса города доля производственных территорий сократилась с 21 до 17%, доля жилых территорий, земель потребительского рынка и социальной сферы суммарно увеличилась

с 38 до 41%. В 1990-е гг. увеличение жилых и общественных территорий происходило в основном за счет освоения незастроенных территорий и уплотнения существующей застройки. Однако в этот период уже наметилась тенденция к развитию общественно-деловой застройки за счет ликвидации производственных объектов и сокращения производственных территорий. В результате улучшилась экологическая ситуация, снизился риск техногенных катастроф, сократилось количество ветхих и аварийных зданий. Одновременно с этим создаются новые производства за пределами города, что приводит к перераспределению производства по территории Московской агломерации.

С другой стороны, ликвидированы предприятия, играющие важную социально-экономическую роль, что привело к потере рабочих мест, сокращению налоговых поступлений, разрушению внутриотраслевых и межотраслевых хозяйственных связей. Возникла ситуация, которую можно охарактеризовать как деиндустриализацию города. Однако Москва, в отличие от крупных городов развитых стран мира, не компенсировала эти потери созданием высокоэффективных наукоемких производств, которые могли бы сформировать основу нового технологического уклада.

Противоречие между неэффективным, экстенсивным использованием территории предприятиями и социальными, экологическими и экономическими интересами города прослеживается и в нормативно-правовых документах правительства Москвы. Производственные территории выступают в качестве резерва в городских программах жилищного строительства, развития потребительского рынка, малого предпринимательства, транспортного и гаражного строительства, реабилитации природного комплекса и пр. В других нормативных актах подчеркиваются приоритетность развития Москвы как крупнейшего научного центра страны, значительная роль промышленности в социально-экономическом развитии города [8].

Из-за отсутствия четких приоритетов графики разработки проектной документации и программы по реорганизации производственных территорий, утверждаемые правительством города, не выполняются, происходит хаотичное размещение объектов нового строительства, усугубляются экономические, социальные, транспортные и экологические проблемы.

Противоречие между потребностями постиндустриального развития города и политикой поддержки устаревших и неэффективных предприятий, между объективно существующими закономерностями развития города и практикой принятия управленческих решений, отсутствие научно обоснованных и нормативно-закрепленных принципов реорганизации производственных территорий, декларативность комплексного подхода, отсутствие

дифференцированного подхода и уровень проектных предложений по реорганизации производственных территорий, все это препятствует эффективному развитию территорий.

Заключение. К основным негативным факторам реорганизации производственных зон Москвы относятся: отсутствие рынка городской земли, прозрачных процедур разделения прав на недвижимость и инфраструктуру, экономико-правовых механизмов реорганизации производственных зон, координации различных программ по развитию отраслей экономики и системного подхода к территориальному планированию города, изменение земельного и градостроительного законодательства, несовершенство системы статистического учета, что усложняет анализ состояния и перспектив развития предприятий и поиск решений, учитывающих интересы представителей бизнеса и власти, градостроителей и населения города, оценку эффективности предлагаемых вариантов реорганизации.

Дифференциация производственных зон Москвы по площади и застройке, отраслевой структуре объектов, форме собственности, положению внутри города определяет различные тенденции их развития и подходы к их реформированию. Какие территории изменят свое функциональное назначение, каковы принципы и методология реорганизации производственных зон, каким образом осуществлять управление развитием новых промышленных зон, какие варианты реорганизации производственных зон наиболее эффективны с точки зрения прибыльности проекта для инвестора, наполнения бюджета, решения социальных задач города с учетом специфики каждой производственной зоны и объектов, расположенных в ее границах и баланса интересов? Поиск ответов на эти вопросы определяет перспективные направления комплексных географических исследований производственных зон Москвы. К первоочередным задачам относятся анализ закономерностей размещения производственных объектов и дифференциации факторов развития производственных зон по территории города, оценка положения производственной зоны в городе (в том числе положение относительно транспортной системы, системы общественных центров, жилых территорий) и потенциала реорганизации существующих производств и предпосылок внедрения новых функций на территориях, определение возможности сочетания различных функций на одной территории и трансформации территорий под различные функции и принципов оценки сравнительной эффективности предлагаемых проектных решений по реорганизации производственных зон, а также классификация производственных территорий по направлениям их развития.

Москва достигла пределов экстенсивного территориального роста. Дальнейшее социально-экономическое развитие города невозможно без реор-

ганизации производственных территорий, их эффективного использования на основе интеграции науки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабурин В.Л., Горлов В.Н. Промышленные узлы в Московском регионе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1989. № 4. С. 11-21.

2. Бабурин В.Л., Горлов В.Н, Шувалов В.Е. Инновационные процессы и трансформация территориальной структуры Московского столичного региона // Проблемы урбанизации на рубеже веков / Под ред. А.Г. Махровой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С. 155-62.

3. Горлов В.Н. Москва в контексте деиндустриализации // Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н.А. Слуки. М.: Аванглион, 2007. С. 198-208.

4. Горлов В.Н, Саушкин Ю.Г., Трофимовская Е.А. Практическое значение экономико-географического изучения промышленных узлов (на примере Сызранско-Ок-тябрьского промышленного узла) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1963. № 1. С. 11-15.

и производства, что позволит вepнyть Mocrae ста-тyc кpyпнeйшeгo инновационного доигра cтpаны.

5. Матвеев Е.С. Промышленные зоны городов. М.: Стройиздат, 1985. С. 15-23.

6. Минц A.A., Преображенский B.C. Функция места и ее изменение // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. 1970. № 6.

7. Постановления правительства Москвы № 836-ПП от 24.10.2006 г., № 247-ПП от 01.04.2008 г. и № 943-ПП от 05.12.2006 г. «О городской целевой программе "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на период 2007—2009 гг."».

8. Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Под ред. П.И. Бурака. М.: Экономика, 2005. С. 97.

Поступила в редакцию 09.04.2009

N.A. Chernyshova

ACTUAL PROBLEMS OF THE REORGANIZATION

OF INDUSTRIAL ZONES IN MOSCOW

Both reduction of the area of industrial zones and modification of their functions take place in Moscow now. Liquidation of industrial facilities is accompanied with the expansion of business and office premises. System approach to urban territorial planning, including the development of industrial zones, is lacking, thus contributing to the aggravation of already existing problems of urban development. Differentiation of the urban territory in economic, social, transportation and other terms predetermines different trends in the development of industrial zones and diverse approaches to their restructuring.

Key words: reorganization, industrial zones, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.