Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности использования территории городов (на примере Москвы)'

Пути повышения эффективности использования территории городов (на примере Москвы) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1973
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ТЕРРИТОРИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сучков Дмитрий Александрович

В настоящей статье рассматривается проблема развития городских территорий на примере Москвы. Автор предлагает индивидуальный подход при разработке проектов реорганизации промышленных городских территорий на основе учета интересов предприятий, экологических ограничений, туристического потенциала. Опыт географического анализа эффективности использования городских территорий столицы может быть полезен для других крупных промышленных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сучков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE URBAN TERRITORY USE EFFICIENCY (CASE STUDY OF MOSCOW)

The problem of Moscow city territory development is considered. The author proposes the individual approach for industrial territories reorganizations projects which is based on taking into account business interests, environmental constraints, tourist potential. The experience of geographical analysis of efficiency of Moscow city territory use is useful for other large industrial centers.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности использования территории городов (на примере Москвы)»

УДК 911.3:33

СУЧКОВ Дмитрий Александрович, аспирант кафедры социальной и экономической географии России Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ (на примере Москвы)

В настоящей статье рассматривается проблема развития городских территорий на примере Москвы. Автор предлагает индивидуальный подход при разработке проектов реорганизации промышленных городских территорий на основе учета интересов предприятий, экологических ограничений, туристического потенциала. Опыт географического анализа эффективности использования городских территорий столицы может быть полезен для других крупных промышленных центров.

Город, территория, промышленность

В последнее десятилетие Москва переживает настоящий строительный бум. Темпы строительства в столице существенно выше, чем в целом по России. В той или иной степени реорганизации подверглась большая часть территории города. В связи с этим остро встает вопрос эффективности ее использования. Цель данной статьи - последить на реальном примере трансформации двух промышленных площадок (части производственных зон «Варшавское шоссе» и «ЗИЛ») Южного административного округа Москвы возможности повышения эффективности использования территории в рамках комплексного подхода к развитию города. Как положительный, так и негативный опыт столицы в этом направлении представляет научный и практический интерес для других крупных городов страны и может быть использован их администрациями в ходе работ по реорганизации городских территорий.

Современная Москва стала крупнейшим финансово-банковским, биржевым, инвестиционным и торговым центром страны. Четко определилась тенденция роста сферы деловых услуг, а также сферы обслуживания населения. В то же время существенно уменьшилась доля базовых отраслей промышленности и науки в структуре экономики города. Наихудший показатель был зафиксирован в 1999 году, когда объем производства составил 40% от объема 1990 года. В наибольшей степени промышленный спад коснулся таких отраслей, как машиностроение, в т.ч. связанное с военно-промышленным комплексом, и легкая промышленность, достаточно широко представленных в городе. Произошла трансформация отраслевой структуры экономики столицы в сторону отраслей непроизводственной сферы. В результате сохранились и обострились такие проблемы эпохи экстенсивной индустриализации и урбанизации, как высокая концентрация тяжелой про-

мышленности, неэффективное использование производственных территорий, необратимый износ основных фондов, изношенная инфраструктура, низкое качество жилищного фонда, загрязнение атмосферы и водных источников, и добавились новые: острая нехватка офисных и торговых площадей, предприятий сферы услуг, рекреационных зон, территорий для жилищного строительства и развития транспортной сети. Стало очевидно, что городская застройка не соответствует современным требованиям и нуждается в существенной реорганизации.

Разработка планов реорганизации городской территории происходит в рамках современной стратегии развития Москвы и базируется на принятых московским правительством Генеральном плане Москвы на период до 2020 года и результатах выполнения Комплексной программы промышленной деятельности в Москве на 1998-2000 годы, 2000-2003 годы, 2004-2006 годы [3, 4]. В основном работа над Генеральным планом была закончена к 1998 году. Принципиально новым элементом принятого Генплана является разработка функционального, строительного и ландшафтного зонирования территории.

Среди зарубежных городов Москва выделяется повышенными удельными показателями площади промышленно-производственных зон и недостаточными территориями предприятий транспорта и объектов рекреационной сферы. На перспективу до 2020 года Генеральным планом Москвы предусмотрена существенная оптимизация баланса городских земель. Перераспределение городских территорий произойдет за счет сокращения производственных зон в пользу природного комплекса, общественных и жилых территорий.

Сегодня в Москве, в пределах МКАД, выделено 66 производственных зон, расположенных по всей территории города. В период с 1995 по 2005 год включительно принят ряд распорядительных документов правительства Москвы, которые предусматривают ликвидацию 16-ти и частичное сокращение 20-ти из них. Особое внимание уделяется соблюдению баланса жилых объектов, объектов инженерной и транс-

портной городских инфраструктур, объектов социальной сферы, а также объектов природного комплекса столицы. Важным условием реализации этих планов должен стать комплексный подход к системной реорганизации использования земель в указанных зонах для достижения максимального экономического эффекта за счет рационального размещения производств, создания условий для перебазирования предприятий и продолжения комплексного освоения территорий.

Городская территория - один из важнейших источников пополнения бюджета городов. Несмотря на то, что город - это система с очень большой инертностью использования территории, этим процессом необходимо управлять. Методологически эффективность использования территории можно измерить поступающей в бюджет прибылью с гектара площади в виде налогов и земельной ренты. Все эти показатели взаимосвязаны, чем больше налогов - тем больше рента. В настоящее время практически завершена разработка учетных арендных ставок, дифференцированных по территории города от центра к периферии. Дорогая земля и дорогие рабочие руки приводят к вытеснению низкорентабельной промышленной застройки из центральной части города на окраины или даже в другие регионы. На освободившихся площадях в основном возводятся объекты, дающие максимальную прибыль. Сегодня это - торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры и жилье. Однако никто не отменял необходимость пропорционального развития городской территории, как это было, например, в советское время. Но технологии управления данными процессами чрезвычайно сложны и в условиях рыночной экономики находятся в стадии развития и становления. В результате на первый план выходят конкретные практические решения и «пилотные» программы, разработанные, как правило, на уровне административных округов города.

На сегодняшний день реорганизация производственных территорий в центральной части города (ЦАО) уже практически завершена. Активные проектные работы по реорганизации

территорий ведутся в срединной части города и на окраинах. Примером этому могут послужить работы по реорганизации Южного административного округа, проведенные Научно-исследовательским и проектным институтом Генерального плана Москвы.

Южный административный округ (ЮАО) города Москвы (рис. 1) - это самый крупный и густонаселенный округ города. Его площадь составляет 12,2% территории Москвы (132 км2), а численность постоянного населения -15,1% (1581,1 тыс. чел. на 01.01.07).

Рис. 1. Административно-территориальное деление Москвы

Главной особенностью округа и его планировочного каркаса является р. Москва. Вниз по ее течению, начиная от Новоспасского моста, расположены памятники истории и культуры: Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, Симонов монастырь, Свято-Данилов монас-

тырь, Николо-Перервенский монастырь, музеи-заповедники «Коломенское» и «Царицыно».

Эти объекты обладают туристическим потенциалом. Важной исторической особенностью расположения монастырей являются визуальные связи между ними, сохранение которых - одно из необходимых условий развития планировочной структуры округа.

Следует отметить, что городская застройка вдоль реки крайне неоднородна: исторические объекты чередуются с производственными зонами, жилыми кварталами, плохо обустроенными парками и заброшенными территориями.

В округе расположены 13 производственных зон. Наиболее крупные из них - п/з «Варшавское шоссе» и п/з «ЗИЛ», находятся в непосредственной близости от исторического центра Москвы, на территориях, прилегающих к пойме реки. Использование последних в значительной степени не отвечает современным градостроительным и экологическим требованиям. В настоящее время ведется разработка градостроительной документации по этим территориям.

Самые крупные объекты на проектируемой территории как по площади застройки, так и по объему планируемых инвестиций - Московский городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ» и многофункциональный комплекс «Хрустальный остров», расположенные в п/з «ЗИЛ», а также многофункциональный комплекс на территории ООО «Хант-Холдинг», расположенный в п/з «Варшавское шоссе».

1. Технопарк «Нагатино-ЗИЛ» (рис. 2) [5].

МГТ «Нагатино-ЗИЛ» строится в западной части Нагатинской поймы. Это первый опыт строительства технопарка такого масштаба в Москве. Предполагаемая общая площадь объекта - около 1 млн м2, 10 тыс. рабочих мест.

Технопарк представляет собой комплекс зданий высотой 2-25 этажей, в которых будут расположены административно-офисные, конструкторские и экспериментально-производственные помещения. Основной задачей при проектировании объекта являлось создание наиболее благоприятных условий для отраслевой и научной деятельности.

Рис. 2. Технопарк «Нагатино-ЗИЛ»

В пределах пешеходной доступности находится речной вокзал, природный парк и планируется строительство новой станции метрополитена.

Данный объект в настоящее время находится в стадии строительства. Предполагаемые сроки окончания строительства - 2009 год [5].

2. Многофункциональный комплекс «Хрустальный остров» (рис. 3) [6].

Рис. 3. Многофункциональный комплекс «Хрустальный остров»

В восточной части Нагатинской поймы, на территории парка «60-лет Октября», планируется размещение многофункционального комплекса «Хрустальный остров». Территория объекта занимает ключевое градостроительное положение в округе. Отсюда начинается цепочка ценных природных территорий юга Москвы. К ней примыкает Государственный историко-культур-

ный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское», далее следует целый ряд природных парков, расположенных в пойме реки.

Объект находится в излучине реки. С запада от него расположен строящийся технопарк «Нагатино-ЗИЛ», с севера и юга - р. Москва. Комплекс представляет собой здание высотой 450 м, в котором разместятся выставочные залы, кинотеатр, кафе-рестораны, гостиница, спортивные центры и административно-деловые помещения. Планируется, что данный объект станет крупнейший общественным центром города. На территории комплекса будут расположены рекреационно-общественные, культурноразвлекательные и спортивные объекты, предусмотренные для любых социальных и возрастных групп. Здание спроектировано известной английской фирмой «Foster + Partners». Предполагаемая общая площадь объекта - около 1,1 млн м2. Проектируемое количество рабочих мест - 15 тыс. [6].

3. Многофункциональный комплекс на территории ООО «Хант-Холдинг» (рис. 4) [2].

В излучине реки, на Нагатинской набережной, напротив AMO ЗИЛ будет расположен многофункциональный комплекс ООО «Хант-Холдинг». В настоящее время - это производственная зона преимущественной концентрации промышленных предприятий, в т.ч. химических производств. Перепрофилирование этой территории является примером комплексного подхода к реорганизации прибрежной зоны р. Москвы. Целью проекта является прежде всего

Рис. 4. Многофункциональный комплекс на территории ООО «Хант-Холдинг»

улучшение эколого-рекреационных характеристик района. Предполагается строительство комплекса зданий высотой 10-30 этажей, общая площадь которых составит около 700 тыс. м2. Емкость объекта - 10 тыс. рабочих мест. На территории участка предлагается размещение жилой застройки (гостиничного комплекса, апартаментов), инженерно-административного комплекса, научно-исследовательского центра и объектов социальной инфраструктуры [2].

Ожидается, что описанные выше проекты окажут существенное влияние не только на внешний облик округа, но и на его социальноэкономическое развитие. Создание условий для развития высокотехнологических, инновационных производств на территории технопарка, ввод в эксплуатацию дополнительных офисных и жилых площадей, объектов социальной сферы на территории ООО «Хант-Холдинга», создание крупнейшего общественного центра «Хрустальный остров» не только создадут дополнительные рабочие места, но и обеспечат округ необходимыми условиями для дальнейшего развития.

Существенно возрастет туристический потенциал юга Москвы. Новые градостроительные комплексы и парковые зоны могут быть включены, наряду с памятниками архитектуры прошлых веков, в число объектов речных

туристических маршрутов, для организации которых в южном течении реки пока недостаточно пристаней (в настоящее время их только 5). Многие исторические памятники и парковые зоны недоступны с реки. Необходимо реконструировать для приема посетителей существующие пристани и построить новые. Улучшение данной транспортной инфраструктуры даст импульс развитию речного туризма, позволит посетить красивейшие места города.

Для обеспечения нового строительства в Южном административном округе необходимо создание транспортной инфраструктуры, обслуживающей всю территорию. Современная улично-дорожная сеть перегружена. В новой транспортной структуре предлагается строительство 4-го транспортного кольца, дублеров основных транспортных магистралей, формирование дополнительных радиальных ответвлений, в т.ч. с использованием перекрытия основных железнодорожных направлений.

Рассматриваемые в статье объекты - это первые проекты в ЮАО по реконструкции промышленных территорий и благоустройству природно-парковых зон в пойме р. Москвы. Географически эти объекты расположены в срединной зоне города, что объясняется наибольшей инвестиционной привлекательностью территорий. Создание комплексной программы их реконструкции - одна из первоочередных задач развития планировочной структуры юга Москвы. Ее реализация потребует больших инвестиционных вложений. Срок строительства перечисленных комплексов определен ближайшим десятилетием.

Таким образом, рассматриваемые в статье проекты, с одной стороны, существенно повышают экономическую эффективность территории города, улучшают экологическую обстановку, учитывают такие конкурентные преимущества Москвы, как значительный туристический потенциал и высококвалифицированные трудовые ресурсы.

С другой стороны, производственные зоны представлены до реконструкции разнородными, разноотраслевыми объектами, к каждому из которых необходим индивидуальный подход при

выводе или реформировании. Данные проекты ции этих промышленных предприятий, что, в не учитывают их интересы и не решают про- конечном счете, снижает промышленный по-блемы существования, развития или ликвида- тенциал города.

Список литературы

1. Генеральный план развития Москвы до 2020 г. и его реализация. М., 2002.

2. Градостроительное обоснование развития территории ООО «Хант-Холдинг». Материалы ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». М., 2008.

3. Комплексная программа промышленной деятельности в г. Москве на 2001-2003 гг.: ППМ от 03.04.2001 г. № 315. М., 2001.

4. Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.: ППМ от 29.06.2003 г. № 607-ПП. М., 2003.

5. Проект планировки территории МГТ «Нагатино-ЗИЛ». Материалы ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». М., 2008.

6. Эколого-градостроителъное обоснования размещения многофункционального комплекса «Crystal Island» в Нагатинской пойме. Материалы ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». М., 2008.

Suchkov Dmitry

WAYS ТО INCREASE URBAN TERRITORY USE EFFICIENCY (CASE STUDY OF MOSCOW)

The problem of Moscow city territory development is considered. The author proposes the individual approach for industrial territories reorganizations projects which is based on taking into account business interests, environmental constraints, tourist potential. The experience of geographical analysis of efficiency of Moscow city territory use is useful for other large industrial centers.

Контактная информация: e-mail: d_suchkov@list.ru

Рецензент - Бабурин В.Л., доктор географических наук, профессор кафедры социальной и экономической географии России Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.