Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реальный сектор экономики / эколого-экономические аспекты / природопользование / экологизация производства / качество жизни / общественные потребности. / real sector of economy / environmental and economic aspects / nature management / environmental protection of production / quality of life / social needs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Лариса Николаевна, Чернявская Юлия Анатольевна, Овчинникова Анжела Андреевна

В современных реалиях вопрос развития реального сектора экономики становится еще более актуальным. Выбор темы исследования был обусловлен структурными изменениями в экономике и необходимостью в поиске новых методологических, теоретических и практических подходов к решению основных задач, стоящих перед отечественной экономикой в условиях санкционных ограничений, нестабильности внешней и внутренней среды, воздействующей на все отрасли экономики. Цель работы – выявить основные способы экологизации производства и методы реализации концепции «зеленой экономики» в условиях санкционных и иных ограничений. Работы имеет не только теоретический характер, но и содержит результаты анализа предприятия Липецкой области, которые могут быть использованы на предприятиях подобного типа. Авторы также затрагивают вопросы экологической составляющей экономической безопасности, которая является неотъемлемой частью современной развитой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Лариса Николаевна, Чернявская Юлия Анатольевна, Овчинникова Анжела Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CHALLENGES OF THE REAL ECONOMY DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION

At present the issue of the real economy development is also becoming topical. The choice of the research topic was conditioned by structural changes of the economy and the need for new methodological, theoretical and practical approaches towards key problems facing the domestic economy in the context of sanctions and restrictions, instability of the external and internal environment affecting all economic sectors. The objective of the study is to identify the main ways of eco-friendly production and methods of implementing the concept of "green economy" in the context of sanctions and other restrictions. In addition to its theoretical significance, the paper has practical value as it presents the study of one of the Lipetsk region enterprises applicable to the similar ones. The authors also address the environmental component of economic security, which is an integral part of the modern developed economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 330

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Н. Рубцова, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Липецк, Россия

Ю.А. Чернявская, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Липецк, Россия

А.А. Овчинникова, Управление финансов Липецкой области, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Липецк, Россия

Аннотация: В современных реалиях вопрос развития реального сектора экономики становится еще более актуальным. Выбор темы исследования был обусловлен структурными изменениями в экономике и необходимостью в поиске новых методологических, теоретических и практических подходов к решению основных задач, стоящих перед отечественной экономикой в условиях санкционных ограничений, нестабильности внешней и внутренней среды, воздействующей на все отрасли экономики. Цель работы - выявить основные способы экологизации производства и методы реализации концепции «зеленой экономики» в условиях санкционных и иных ограничений. Работы имеет не только теоретический характер, но и содержит результаты анализа предприятия Липецкой области, которые могут быть использованы на предприятиях подобного типа. Авторы также затрагивают вопросы экологической составляющей экономической безопасности, которая является неотъемлемой частью современной развитой экономики.

Ключевые слова: реальный сектор экономики, эколого-экономические аспекты, природопользование, экологизация производства, качество жизни, общественные потребности.

Для цитирования: Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н., Овчинникова А.А. Современные проблемы развития отрасли реального сектора экономики на примере Липецкой области // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №1. С. 19-30

CONTEMPRORARY CHALLENGES OF THE REAL ECONOMY DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION

L.N. Rubtsova, Lipetsk branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation," Lipetsk, Russia

Yu.A. Chernyavskaya, Lipetsk branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation," Lipetsk, Russia

A.A. Ovchinnikova, Fnance department of the Lipetsk region, Lipetsk branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation," Lipetsk, Russia

Abstract: At present the issue of the real economy development is also becoming topical. The choice of the research topic was conditioned by structural changes of the economy and the need for new methodological, theoretical and practical approaches towards key problems facing the domestic economy in the context of sanctions and restrictions, instability of the external and internal environment affecting all economic sectors. The objective of the study is to identify the main ways of eco-friendly production and methods of implementing the concept of "green economy" in the context of sanctions and other restrictions. In addition to its theoretical significance, the paper has practical value as it presents the study of one of the Lipetsk region enterprises applicable to the similar ones. The authors also address the environmental component of economic security, which is an integral part of the modern developed economy.

Keywords: real sector of economy, environmental and economic aspects, nature management, environmental protection ofproduction, quality of life, social needs.

В условиях современной рыночно экономики все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с эколого-экономическими аспектами в сфере природопользования. Данной проблематике посвящено множество научных трудов российских и зарубежных авторов. Так, например, Л.Н. Рубцова и Ю.А. Чернявская считают, что в «современных условиях задача рационализации природопользования состоит в том, чтобы обеспечить экологически целесообразные способы хозяйствования, создать необходимые для этого технические средства, сориентировать систему отношений производства, распределения, обмена, а также потребления на реализацию общественных экологических потребностей». [8, С. 48]

В Российской Федерации достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется при помощи государственной политики, направленной на обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем, и прочих мероприятий, способствующих реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Тема экологической безопасности и рационального природопользования тесно перекликаются с темой качественного обеспечения ресурсами и качества жизни населения в целом. По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), качество жизни включает в себя такие факторы как: физическое здоровье человека, его психическое состояние, уровень социальной защищенности, общественные отношения, особенности окружающей среды.

Развитие общества в современных условиях актуализирует проблематику взаимосвязи состояния окружающей среды и качества жизни. В настоящее время вызывает тревогу то, что процесс модернизации науки и техники имеет своим следствием ухудшение окружающей среды, влияющей на качество жизни населения. В этих условиях актуальным становится исследование процесса взаимодействия качества жизни и современных экологических

проблем, как его детерминантов. Рассмотрим данную проблематику на примеры сферы жилищно-коммунального хозяйства, так как данная сфера, а также ее устойчивое функционирование являются гарантом социальной безопасности населения.

Улучшение жилищных условий граждан, повышение доступности и качества жилья, развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах, развитие их транспортной и энергетической инфраструктуры - все эти задачи, обозначенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в настоящее время требуют решения, так как данная отрасль всегда являлась и продолжает являться одной из самых проблемных на сегодняшний день. Среди множества проблем, стоящих сегодня перед человечеством, особое внимание уделяется обеспечению потребности общества в качественной питьевой воде. Данная потребность возрастает вместе с тем, как убывает этот пока еще доступный ресурс. И эта тенденция будет сохраняться до тех пор, пока наша цивилизация не начнет предпринимать конкретные действия для обеспечения экологической безопасности на планете. Загрязнение окружающей среды влечет за собой и снижение качества жизни в том числе. [7, С. 44]

Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, которая является важным фактором формирования здоровья и качества жизни человека, относится к глобальным мировым проблемам. В нашей стране уровень водообеспеченности высок, однако качество потребляемой населением воды остается на недостаточно удовлетворительном уровне. Он обусловлен в основном высокой химической и биологической контаминацией водоисточников, недостаточной эффективностью применяемых технологий водоподготовки, образованием значительного числа побочных продуктов обеззараживания воды сильными окислителями (хлором, озоном), ухудшением качества воды в разводящей сети многолетней эксплуатации.

Обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования является одной из стратегий развития национальной безопасности Российской Федерации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", так как в последние десятилетия рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле. Усиливается загрязнение окружающей среды, что влечет за собой снижение качества жизни человека. Это категорически недопустимо, и все государства мира всеми возможными способами пытаются решить данную проблему.

«Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, что актуализирует исследования проблем разработки и внедрения новых подходов в управлении и оценке результатов инновационной деятельности ЖКХ, направленных на обеспечение высокого качества жизни населения». [7 С.44] Отрасль жилищно-коммунального

хозяйства является проблемной для всей страны, и Липецкая область не является исключением. Водопроводно-канализационное хозяйство требует особого внимания, так как сети водоснабжения и водоотведения сильно изношены, следствием чего является низкая надежность работы систем и высокой угрозой возникновения аварий. На территории Липецкой области ОГУП «Липецкоблводоканал» выступает естественным монополистом водоснабжения и водоотведения.

Федеральным законодательством естественная монополия определена как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства естественные монополии свойственны не только в России, но и в других странах, так как в основном, используются централизованные системы коммунальной инфраструктуры. Плохого в естественных монополиях, конечно же, ничего нет. Их деятельность регулируется на законодательном уровне.

Так, в России, государственное регулирование и государственный надзор за действиями естественных монополий осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях». Предприятие является гарантирующим поставщиком услуг питьевого водоснабжения по Липецкой области. Оно обеспечивает важнейшим энергетическим ресурсом - питьевой водой - более 1 100 тысяч человек (по данным на 1 января 2021 года).

Функции учредителя предприятия и полномочия собственника государственного имущества осуществляют управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Имущество предприятия находится в государственной собственности Липецкой области.

ОГУП «Липецкоблводоканал» считается крупнейшим предприятием в отрасли по Липецкой области. Специфика предприятия подразумевает собой энергозатратный вид деятельности. Это означает, что весомую долю в основных статьях затрат на производство, помимо расходов на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, материальные, уплату налогов, занимают расходы на электроэнергию.

В 2020 году предприятием получен убыток от продаж работ (услуг) - 22 784 тыс. руб., что в 3,4 раза меньше прошлого года (в 2019 году убыток составил 77 238 тыс. рублей). Снижение убытка связано с оказанием

финансовой поддержки из областного бюджета в виде субсидий на обеспечение затрат производства, в том числе компенсацию 60% от потребленной электроэнергии в текущем периоде (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1857 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии"), а также выделенные областные средства на капитальные ремонты объектов водопроводно-канализационного хозяйства, что обеспечило снижение издержек производства за счет снижения производственных потерь.

В 2018 году чистый убыток составлял 42 609 тысяч рублей. Причины сложившегося финансового положения:

1. Несоответствие фактических производственных затрат с установленными величинами в тарифах на водоснабжение и водоотведение;

2. Высокая степень износа сетей и оборудования ВКХ (более 70%) оказывает существенное влияние на энергозатратность подъема и транспортировки воды, что приводит к высокому расходу электроэнергии. Установленные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения не учитывают фактическое состояние сетей и оборудования;

3. Фактический расход электроэнергии за 2018 год составил 121 338 тыс. Рублей при установленном в тарифе 67 784 тыс. Рублей. Убыток в результате данного несоответствия составил 53 554 тыс. Рублей;

4. Нормативный удельный расход электроэнергии, установленный в тарифе, значительно ниже фактического.

Основная причина высокого фактического удельного расхода электроэнергии - это старение основных фондов (износ объектов ВКХ составляете более 70%), низкий уровень вложений инвестиций за последние 25 лет в обновление основных фондов.

В тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения ОГУП «Липецкоблводоканал» инвестиционная составляющая на восстановление основных фондов отсутствует, средств на проведение капитальные ремонтов предусматривается не значительно. При нормативном расходе средств на проведение капитальных ремонтов за период 2017 - 2019 года (10% о первоначальной стоимости обслуживаемых объектов) 417 500 тыс. рублей в тарифах предусмотрено 23 700 тыс. рублей.

Как результат технические потери поднятой воды составляют более 70%, расходы на электроэнергию для подачи воды потребителю в структуре затрат предприятия составляют более 50%, при установленных в тарифе 25%, низкая платежеспособность предприятия, высокая кредиторская задолженность. Таким образом, проанализировав основные расходы на производство, отклонение показывает, что фактические затраты превышают затраты, заложенные в

тарифе. Это говорит о том, что предприятие находится в убыточном состоянии, и собственных средств не хватает на обеспечение основной деятельности, не говоря уже об инвестиционной. Установить более высокий тариф для выхода на точку безубыточности у предприятия нет права: тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения рассматриваются и утверждаются управлением энергетики и тарифов по Липецкой области согласно действующему законодательству. Тарифное регулирование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Очевидно, что тарифное регулирование со стороны государства позволяет избежать резкого и необоснованного повышения стоимости услуг для населения. Основными мерами по улучшению финансового состояния предприятия, учитывая специфику, является увеличение количества добросовестных абонентов, в том числе юридических лиц, за счет технологического присоединения к сетям инфраструктуры, а также снижение дебиторской задолженности путем взыскания с потребителей-неплательщиков долгов по оплате и выявления самовольного присоединения (врезок) с последующим наложением штрафных санкций.

Однако, данные меры - верный, но долгий путь к оздоровлению предприятия, в конечном итоге приводящий к безубыточному состоянию. А для того, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг, которое, прежде всего, заключается в бесперебойности водоснабжения, отсутствии большого разбора в сезон полива и поставке воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, необходима инвестиционная деятельность, направленная на:

- строительство новых объектов водопроводно-канализационного хозяйства;

- реконструкцию и модернизацию существующих объектов;

- капитальный ремонт и замену участков сетей, резервуаров для воды.

Строительство новых объектов и ремонт существующих позволит

снизить объем потерь воды, что повлечет снижение затрат на электроэнергию, а также обеспечить население бесперебойностью и качественными услугами. Уменьшение потерь воды один из доступных и самых эффективных методов энергосбережения в водопроводно-канализационном хозяйстве. Основная цель финансовой поддержки ОГУП «Липецкоблводоканал» за счет средств областного бюджета состоит в обеспечении населения Липецкой области качественными услугами ЖКХ путем развития и модернизации коммунальной инфраструктуры. Ежегодно Управление строительства и архитектуры Липецкой области утверждает План реализации государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», который содержит основные мероприятия, сроки их реализации, ответственного исполнителя, а

также коды бюджетной классификации, в том числе по целевым статьям, и объемы финансового обеспечения за счет областного и федерального бюджета.

ОГУП «Липецкий областной водоканал» осуществляет бюджетные инвестиции на основании Соглашений о передаче на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Липецкой области государственных контрактов от лица управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Липецкой области. Также капитальные вложения в объекты государственной собственности региона финансируются за счет субсидий, предоставляемых предприятию на основании Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Липецкой области.

ОГУП «Липецкоблводоканал» использует энергоёмкие и трудозатратные технологии. В результате тарифы на услуги сильно зависят от повышения цен и уровня зарплаты персоналу. При этом качество предоставляемых услуг остаётся на том же уровне. Решить данную проблему помогает государственная продержка предприятия, которая заключается в выделении бюджетных средств на развития данной отрасли. Финансовая поддержка государства реализуется посредством финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов ВКХ за счёт областных и федеральных программ, нацпроектов.

Липецкий областной водоканал осуществляет инвестиционную политику за счёт средств бюджета с 2017 года. В 2017 году в рамках государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильём, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» утвержденной постановлением администрацией Липецкой области от 13.12.2013 года №588, впервые были выделены областные средства на разработку проектно-сметной документации, инженерные изыскания и прочие предпроектные работы для строительства порядка 60 объектов ВКХ.

В настоящее время ОГУП «Липецкоблводоканал» реализует следующие госпрограммы и нацпроекты:

- государственная программа Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильём, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» утвержденная Постановлением администрации Липецкой области от 13.12.2013 N 588 (ред. от 15.09.2021) "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ";

- федеральный проект «Жильё», Программы «Реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении

государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

- государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 22.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

- федеральный проект «Чистая вода» программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В рамках государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильём, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» за период 2018-2020 год были выделены следующие объемы бюджетных ассигнований:

Таблица 1. Государственная программа Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильём, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ»

в тысячах рублей

Наименование 2018 2019 2020 Итого:

Соглашение о 120 517,54 228 935,59 511 381,32 860 834,45

предоставлении субсидий

Соглашение о 88 829,93 5 687,34 0 94 517,27

передаче

полномочий

Итого: 209 347,47 234 622,93 511 381,32 955 351,72

Таким образом, в рамках данной программы Липецкой области государственная поддержка капитального строительства объектов государственной собственности Липецкой области за период 20т8- 2020 год составляет 955 351,72 тыс. руб. Данные средства выделены на строительство, реконструкцию и модернизацию следующих объектов ВКХ: сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, станции очистки воды, скважины и башни, водозаборы.

Также мы видим, что с годами происходит увеличение финансирования проблемной отрасли, что говорит о стремлении к максимальному обеспечению бесперебойного водоснабжения и улучшения качества воды для потребителей.

Рассмотрим показатели мощности (прироста) объектов капитального строительства в разрезе каждого района Липецкой области за период 2018-2020 год (таблица 2).

Таблица 2. Объемы финансирования из областного бюджета __за период 2018-2020 г_

№ п/п Район Общая сумма выделенных средств областного бюджета Показатель мощности (прироста) объекта капитального строительства

Скважины ед. сети в/снаб., км сети в/отв, км Станция очистки воды Очистные сооружения, ед. Водо-заборы, ед

1 Липецкий 120 646,79 15 43,71 1 2

2 Лебедянский 16 908,55 2 8,74 1 1

3 Данковский 26 518,97 1 7,858 0,9 1

4 Тербунский 19 389,77 4,8 1 2

5 Воловский 5 296,69 2 1

6 Долгоруковский 8 365,97 1 0,4

7 Задонский 40 942,21 4 9,9 1,7 1

8 Хлевенский 16 013,86 3 7,7

9 Измалковский 3 235,27 2,4 1

10 Елецкий 3,38 1,1

11 Становлянский 1 685,00 1,3 1

12 Добровский 122 233,17 40,3

13 Лев-Толстовский 20 673,27 1 6,95

14 Чаплыгинский 1 544,32 2 4,2

15 Добринский 16 481,89 3 5,558 1 1

16 Усманский 465 631,66 6 26,014 10,753 1 1

17 Грязинский 69 780,95 1 34,6

Итого: 955 351,72 41,00 205,43 14,45 1,00 8,00 7,00

Из данных таблицы видно, что больше всего бюджетных средств вложено в капитальное строительство объектов ВХК в следующих районах.

1. На развитие коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения Усманского муниципального района было выделено за период 2018-2020 год 456 631,66 тыс. рублей. Данные средства областного бюджета предусмотрены на строительство шести скважин, 26 км сетей водоснабжения и 10,75км сетей водоотведения. Большую часть выделенных средств предусмотрено на строительство очистных сооружений. Из общего финансирования 288 составляет финансирование данного объекта.

2. На втором месте по государственному инвестированию -Добровский муниципальный район. Финансирование составляет 122 233,17 тыс. рублей. За эти средства планируется модернизировать 30,8 км сетей для двадцати населенных пунктов района, а также построить 9,5 км новых сетей водоснабжения.

3. Третье место по выделению государственной поддержки занимает Липецкий район. Это второй по численности проживающего населения на территории Липецкой области. По состоянию на 01.01.2020 года Население Липецкого района составляет 52 690 человек. Для обеспечения потребности в водоснабжении и водоотведении было выделено 120 646,79 тыс.рублей. За эти средства запланировано построить 15 скважин и 43,71 км сетей водоснабжения для присоединения новых абонентов в новых строящихся коттеджных поселках.

4. Ввиду близости к областному центру - Липецку, львиную долю бюджетных средств направлено на развитие водоснабжения и водоотведение Грязинского муниципального района. Население Грязинского района составляет 79,55 тысяч человек. Это самый крупный по численности проживающих район. На развитие коммунальной инфраструктуры было выделено 69,78 млн. рублей. Данные средства помогут построить 34,6 км сетей водоснабжения и одну скважину.

5. На пятом месте по распределению объема финансирования за 20182020 год находится Задонский район. Выделенные из областного бюджета, согласно государственной программе Липецкой области, 40 942,21 млн. рублей направлены на строительство четырех скважин, 9,9 км сетей водоснабжения, 1,7 км сетей водоотведения, а также на разработку проектно-сметной документации для строительства очистных сооружений производительностью 15 тыс. куб.м/сутки.

В рамках исследования нами была изучена государственная программа Липецкой области, финансирование которой предусматривает средства областного бюджета. С 2018 года на территории Липецкой области успешно стартовали программы и нацпроекты с федеральным софинансированием.

Таблица 3. Государственные программы поддержки развития систем водоснабжения и водоотведения Липецкой области c федеральным софинансированием за период 2018-2020 г.г.

Государственная программа/объект Финансирование, в том числе

2018г. 2019г. 2020г.

«Устойчивое развитие сельских территорий» 22 748,88 13 549,11 10 741,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нацпроект "Чистая вода" 37 50,25 50 381,58

Нацпроект "Жилье" 67 945,97

Итого: 22 748,88 17 284,36 129 068,97

Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий и нацпроект «Жилье» реализуется на условиях софинансирования из федерального и областного бюджета в процентном соотношении 72% и 28% соответственно. Доля государственной поддержки в нацпроекте «Жилье» за счет средств федерального бюджета составляет 95%, из областного бюджета

Липецкой области - 5%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на развитие водоснабжение и водоотведения в рамках реализации данных программ, было направлено 134 200,5 тыс. рублей федеральных бюджетных средств. Проанализировав все государственные программы и нацпроекты, можно сказать, что государство оказывает существенную финансовую поддержку таких проблемных социальных сфер, как жилищно-коммунальное хозяйство. Без финансовой помощи предприятию не представляется возможность осуществлять такие огромные инвестиции в основные средства.

Капитальные вложения в объекты государственной собственности Липецкой области, которые осуществляет ОГУП «Липецкоблводоканал» на основании соглашений о выделении бюджетных средств, помогают качественно улучшить предоставляемые населению ресурсы. Если рассматривать бюджетные средства со стороны источника получения дополнительной прибыли для предприятия, то с помощью строительства новых сетей водоснабжения и водоотведения происходит привлечение новых покупателей (абонентов), за счет которых увеличивается объем производства, и как следствие, выручка. Строительство новых объектов, модернизация, реконструкция и проведение капитального ремонта существующих объектов также поможет существенно снизить объем потерь этого ценнейшего природного ресурса, и как следствие, сократит объемы потерь производства.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7578/. Дата обращения 12.02.2022

2. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 389271/. Дата обращения 12.02.2022

3. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от

22.05.2020) «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. https://base.garant.ru/70375124/. Дата обращения 13.02.2022

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от

22.09.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный https://base.garant.ru/71849506/. Дата обращения 14.02.2022

5. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1857 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам

или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии» [Электронный ресурс] Режим доступа свободный

https://base.garant.ru/73361017/. Дата обращения 15.02.2022

6. Постановление администрации Липецкой области от 13.12.2013 N 588 (ред. от 15.09.2021) "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://docs.cntd.ru/document/872622030. Дата обращения 15.02.2022

7. Куклина Е.А., Мицеловская О.С. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения. Экономика нового мира. 2019. Том 4. №4 (Вып. 16). С. 41-53

8. Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. Эколого-экономические аспекты отношений природопользования в современных условиях // Финансы. Экономика. Стратегия. 2020. №12. Т17. С. 46-51

9. Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://www.audit-it.ru/buh otchet/4823052555 oblastnoe-gosudarstvennoe-unitarnoe-predpriyatie-lipetskiy-oblastnoy-vodokanal Дата обращения 15.02.2022

Сведения об авторах / Information about the authors:

Рубцова Лариса Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы» Липецкого филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: doctor riibtsovara,mail.ru / Rubtsova Larisa Nikolaevna, Dr.Sci. (Econ.), Full Prof., Professor of the Department of "Economics and Finance" of the Lipetsk Branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation ", email: doctor ruhtsova a maiLru SPIN РИНЦ 9956-3755 AuthorlD: 423094

Чернявская Юлия Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и финансы» Липецкого филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: sherry1504@yandex.ru / Chernyavskaya Yulia Anatolyevna, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Department of "Economics and Finance " of the Lipetsk Branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation", e-mail: sherry1504@yandex.ru SPIN РИНЦ 2033-5072 AuthorlD: 743217

Овчинникова Анжела Андреевна, главный консультант отдела государственной службы и административной работы управления финансов Липецкой области, e-mail: foxes. inbox1993@,mail.ru / Ovchinnikova Angela Andreevna, chief consultant of the civil service and administration of the Department of Finance of the Lipetsk region, e-mail: foxes. inbox1993@mail. ru

Дата поступления статьи: 03 марта 2022 Принято решение о публикации: 15 марта 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.