Вестник Челябинского государственного университета.
2018. № 7 (417). Экономические науки. Вып. 61. С. 147—153.
УДК 330.101
ББК 65.012
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А. Ф. Сагитова, Е. А. Сорокина
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В настоящее время развитие малого предпринимательства играет важную роль как для экономики России в целом, так и для отдельных экономических субъектов. Малые предприятия приносят доход государству, обеспечивают дополнительные рабочие места и насыщают рынок новыми товарами и услугами, в которых заинтересовано общество потребителей. Многие предприятия малого бизнеса неспособны выжить в современных экономических условиях, поскольку перед ними возникает множество барьеров, выявление которых и стало целью настоящего исследования. В качестве основных барьеров авторы выделили такие, как: высокие цены на сырье и материалы, нехватка помещений, отсутствие государственной поддержки, высокая арендная плата, отсутствие квалифицированного персонала. Рассмотрены пути решения проблем.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, преимущества малого предпринимательства, государственная поддержка малых предприятий, налогообложение малого бизнеса.
В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает малое предпринимательство, поскольку считается, что это достаточно эффективная форма организации деятельности, направленная на достижение полезно -го результата в денежном выражении. Кроме того, заниматься малым предпринимательством может абсолютно любой гражданин, реализуя конституционный принцип Российской Федерации свободы экономической деятельности, если такая экономическая деятельность не запрещена на территории Российской Федерации. Сектор малого бизнеса является основой современной рыночной инфраструктуры, которая обеспечивает конкурентную среду экономики. Малый бизнес в Российской Федерации имеет ряд особенно -стей, о которых говорится ниже, это подчеркнуто в трудах В. А. Хамзатова и А. А. Атамазовой [14].
Под малым предпринимательством будем понимать относительно небольшую группу лиц (субъектов рыночной экономики), объединившихся для достижения общей цели. Общая цель таких субъектов заключается в получении прибыли в основном от операционной деятельности, то есть непосредственно от производства и реализации товаров, услуг, выполнения работ.
Цель данного исследования заключается в поиске барьеров для субъектов малого предпринимательства, препятствующих началу и развитию их деятельности. При выявлении барьеров, препятствующих развитию малого предпринима-
тельства, необходимо предложить направления их устранения.
Малый бизнес в РФ стал развиваться с 1988 г., а особенно интенсивно — начиная с 1990 г. К 2003 г. уже имелось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовая скорость их прироста составила 8,5 %, это отражено в трудах А. А. Атамазовой [1]. Прообразом малых предприятий стали кооперативы, возникшие еще во времена СССР, в 1988 г.; число занятых в кооперативных предприятиях превышало 5 млн чел. Такие предприятия получали различные преференции от государства за счет средств бюджета. В этот период происходит первоначальное накопление капитала. В 1990—1991 гг. резко возрастает количество малых предприятий на территории Советского Союза. Такие предприятия спешно учреждаются на всей территории: это разнообразные полугосударственные и частные компании: торговые предприятия, биржи, банки и пр. Прослеживается увеличение капитала в малом предпринимательстве. В 1992—1993 гг. в российской экономике начинаются передел собственности, массовая приватизация государственных предприятий и множество различных реформ не только в экономической, но и в политической и социальной сфере. Финансовая база малого предпринимательства была значительно подорвана, так как в стране произошло обесценение накоплений населения — бумажных денег, что привело к значительному увеличению ставок
по банковским кредитам. В таких неблагоприятных условиях малое предпринимательство находится в сложнейшей ситуации с подорванной финансовой базой и большой налоговой нагрузкой. Однако свобода цен на рынке и поток дешевых некачественных импортных товаров, пользовавшихся высоким спросом у отечественных потребителей, привели к росту коммерческой де -ятельности и высокому темпу роста малых предприятий: появляются торговые розничные ларьки, палатки, расцветает челночный бизнес. Таким образом, непроизводственная сфера в этот период выходит на первый план, а вот малые предприятия производственной сферы, наоборот, терпят поражение и завершают свою деятельность. Объясняется это тем, что именно в непроизводственной сфере оборот денежных наличных средств является наиболее трудно контролируемым, что дает возможность таким малым предприятиям уклоняться от уплаты налогов или не уплачивать их вообще. Эти вопросы освещены в трудах А. Ю. Манохина [8].
При этом нельзя не отметить достоинства малого предпринимательства в кризисный период. Именно занятость в этой сфере помогла выжить населению, предоставив возможность получения средств к существованию. С 1994 по 1997 г. происходит спад создания малых предприятий, на что повлияла высокая конкуренция и поглощение более успешными крупными предприятиями неэффективных малых предприятий. И только с 1998 г. вновь происходит рост численности малых предприятий, финансовый кризис способствовал переориентированию их деятельности на производственную сферу; в связи с резким увеличением курса национальной валюты требовался выпуск импортозамещающей продукции. В этот период малые предприятия становятся конкурентоспособными по сравнению с крупными корпорациями, они успешно решали задачи эффективного использования имеющихся в распоряжении экономических ресурсов, их рационального распределения и сокращения транс-акционных издержек. Это привело к созданию партнерских отношений, их активному взаимодействию и кооперации их деятельности, о чем говорится в трудах А. И. Пастуховой (см., напр., [9]). Минимизация издержек приводит к распределению большего количества доходов внутри предприятия, что порождает новые противоречия между субъектами данных отношений. Эти противоречия рассмотрены А. Ф. Сагитовой
и Е. А. Сорокиной [12]. В кризисный период и фактически до начала 2000-х гг. государственная поддержка малого предпринимательства была минимальной. На сегодняшний же день государство признало необходимость развития малого предпринимательства в России, поддерживая его не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Существуют установленные критерии отнесения предприятий к малому, среднему предпринимательству или микропредпринимательству. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»1 и Федеральному закону № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»2 (в ред. от 27.11.2017) установлены определенные критерии отнесения субъектов к категориям предпринимательства (см. таблицу на с. 149).
Согласно законодательству РФ все предприятия независимо от размера должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который формирует налоговая служба исходя из отчетности, представленной такими предприятиями.
У предприятий малого предпринимательства по сравнению с другими видами бизнеса имеется ряд очевидных преимуществ, и прежде всего это их высокая мобильность, оперативность в принятии решений со способностью быстрой адаптации к условиям рынка, так как они лучше знают спрос в регионе своей деятельности. Такие предприятия минимизируют расходы на управление, а их потребность в первоначальном капитале не является неразрешимой проблемой. В малом предпринимательстве задействованы местные трудовые ресурсы, что положительно сказывается на доходах населения и других макроэкономических показателях всей страны — снижается безработица. Они активно взаимодействуют с местными финансовыми организациями и пользуются банковскими продуктами.
В своей деятельности малые предприятия ежедневно сталкиваются с множеством проблем. Одни предприятия могут успешно их преодолеть
1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_196415/
2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/
Критерии отнесения субъектов к категориям предпринимательства
Критерий Категории
Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие
Доходы 2 млрд р. 800 млн р. 120 млн р.
Численность сотрудников 101—250 чел. 16—100 чел. До 15 чел.
Доля участия других лиц в капитале Доля участия государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме. Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49 % в сумме. Доля участия юридических лиц, которые сами являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не ограничена
и тем самым укрепить свои позиции на рынке, другие же неспособны справиться с нависшими задачами и объявляют себя банкротами.
Рассмотрим основные проблемы предприятий малого бизнеса. Основной причиной развития предприятий малого бизнеса оказалось резкое увеличение цен на сырье и основные материалы, в частности на те, что покупаются за границей. В настоящее время скачки на рынке валюты затрудняют прогнозную оценку результатов деятельности малых предприятий. Многие предприятия вынуждены корректировать статьи калькуляции, где увеличиваются затраты на сырье и материалы.
Другая проблема развития малого предпринимательства связана с высокими кредитными ставками, что оказывает отрицательное воздействие на итоги деятельности предприятий малого бизнеса, особенно в тот период, когда финансовые результаты в виде доходов предприятий меньше, чем расходы. Такие ситуации зачастую возникают у многих предприятий и имеют иногда сезонный характер. Естественно, если руководители малого бизнеса заранее не позаботились об этом и не создали резервный фонд, то предприятие вынуждено брать новые кредиты или закрывать свою деятельность.
Следующей проблемой для малых предприятий стал рост отчислений в Пенсионный фонд России, в результате которого в 2013 г. по стране закрылось около 0,5 млн малых предприятий, а новые не спешили регистрироваться. В 2014 г. наблюдается положительная динамика роста зарегистрированных малых предприятий, это связано с тем, что ввели «налоговые каникулы». Введение «налоговых каникул» освободило субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов в течение первых двух налоговых периодов. В 2015 г. возросло количество вновь созданных предприятий малого бизнеса на 14 % по сравнению с 2014 г., причиной этого стало принятое
Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»1. Данный документ предусматривает ряд льгот в части налогообложения малого и среднего бизнеса.
Следующей проблемой, с которой столкнулись предприятия малого и среднего бизнеса, стала нехватка помещений и высокая арендная плата. Многие предприниматели вынуждены размещать свой бизнес в малоперспективных местах, поскольку арендная плата там значительно ниже, чем в точках высокой проходимости. В такой ситуации предприниматель получает доход меньше, чем его конкуренты, которые ведут свой бизнес в местах, имеющих выгодное географическое положение.
Проблемы малых предприятий заключаются и в поиске квалифицированных кадров: бухгалте -ров, менеджеров, консультантов и др. Именно слаженная и квалифицированная работа персонала во многом определяет успех предприятий. Перед руководителем стоит задача правильного распределения должностных обязанностей каждого работника. Проблема поиска квалифицированных кадров заключается и в том, что квалифицированные кадры хотят получать заработную плату, соответствующую их квалификации. На первоначальном этапе работы малых предприятий руководители не имеют возможности выплачивать высокую заработную плату, поскольку бизнес только со временем начинает приносить высокую прибыль. В такой ситуации руководитель вынужден нанимать персонал, которому необходимо дополнительное обучение, а это, в свою оче -редь, требует финансовых вложений.
На успешность малых и средних предприятий большое влияние оказывают особенности
1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_174635/
развития экономики в определенные промежутки времени.
Успешность малого и среднего бизнеса зависит от количества и качества труда, интеллектуальной составляющей, определяющей способность создавать продукт, об этом говорит В. И. Бархатов [2].
Для того чтобы малый бизнес развивался, необходима государственная поддержка. Государственная поддержка для всех видов деятельности малых предприятий неодинакова. Так, одни малые предприятия получают государственную поддержку в большей степени, другие — в меньшей, либо вообще не получают. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Увеличение денежных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса, не приводит ни к ощутимому росту количества малых предприятий, ни к активизации их деятельности. Государственная поддержка малого бизнеса сопровождается рядом проблем, которые сдерживают ее результативность, что рассматривает О. Л. Рубцова [11].
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, изменить процесс накопления капитала, увеличить производственные мощности, повысить конкурентоспособность, улучшить качественное оборудования и мн. др.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказа -нию различных консультационных услуг малым компаниям, что отмечено В. В. Бородиной [5].
В процессе реализации своих бизнес-идей малые предприятия сталкиваются с высокой конкуренцией. Чтобы успешно продвигать свой бизнес, руководитель вместе со своей командой должен создать такой бизнес-проект, который не уступал бы конкурентам, а лучше который имел бы преимущества для подавления конкурентной борьбы.
Таким образом, в качестве основных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, можно выделить следующие:
1) высокие цены на сырье и материалы;
2) высокие ставки по кредитам;
3) отчисления в пенсионные фонды России;
4) нехватка помещений;
5) высокая арендная плата;
6) наличие квалифицированного персонала;
7) отсутствие государственной поддержки для развития малого предпринимательства;
8) высокая конкуренция.
Для многих предприятий малого и среднего бизнеса проблема роста цен на сырье и материалы имеет огромное значение. Справиться с ней может далеко не каждое предприятие малого бизнеса. Большинство из них — производственного характера: изготавливают мебель, двери и прочие товары, для которых статья «сырье и материалы» занимает большой удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции. В связи с этим предприятия малого бизнеса вынуждены прогибаться под давлением этих цен либо менять профиль с производства товаров на оказание услуг, а многие вынуждены закрыть свой бизнес. Чтобы устоять на рынке, руководитель малого бизнеса должен искать пути решения проблемы высокого роста цен на сырье и материалы. Многие предприятия видят выход в поиске более дешевых и альтернативных сырья и материалов, однако это не всегда делает выпускаемую продукцию качественной. Поиск дешевых поставщиков — одна из важных задач, которую на сегодняшний день удалось решить далеко не всем.
Развитие малого бизнеса тормозит нехватка источников финансирования. Предприятия не обладают своими оборотными средствами и вынуждены использовать заемные, однако далеко не все могут позволить себе взять кредит под высокий процент. Банки отказывают некоторым предприятиям из-за плохой кредитной истории и по другим причинам, ужесточают требования к заемщикам. Большую роль в решении актуальных инвестиционных проблем российского малого бизнеса призвано играть государство, политика которого должна учитывать интересы обеих сторон — и субъектов, и объектов инвестиционных отношений. Эти вопросы рассматривал В. И. Бархатов [2].
Проблему высоких отчислений в Пенсионный фонд России возможно решить только на государственном уровне. Введение в действие «налоговых каникул» позволило увеличить число предприятий малого бизнеса, однако этого не достаточно, необходимо разработать проект плате-
жей в Пенсионный фонд России для субъектов малого предпринимательства на долгосрочную перспективу, который позволил бы существующему бизнесу прочно удержать свои позиции на рынке, а также привлечь желающих открыть новый бизнес.
В настоящее время развитие малого предпринимательства играет важную роль как для экономики России в целом, так и для отдельных экономических субъектов. Малые предприятия приносят доход стране в виде налогов, обеспечивают дополнительные рабочие места, приносят доход владельцам и работникам субъектов малого предпринимательства. Помимо того что субъекты малого предпринимательства способны приносить доход для всех участников экономических отношений, эти предприятия насыщают рынок новыми товарами и услугами, в которых заинтересовано общество потребителей. Малое предпринимательство проникло почти во все сферы хозяйственной жизни и, как показывает практика, вовлекло в свои круги треть населения страны. В современных экономических условиях собственники бизнеса сталкиваются с рядом препятствий, преодолев которые, могут устоять на рынке и развивать свой бизнес.
Для открытия и ведения малого бизнеса необходимы помещения: офис, цех по производству, складские площади, выставочные залы
и др. Самостоятельно возводить здание для ведения малого бизнеса нерентабельно и требует затрат не только финансовых, но и временных. Существует лишь один выход из данной ситуации — аренда помещений. Однако в современных рыночных условиях арендная плата высока. Чтобы решить эту проблему, руководителям малого бизнеса можно рекомендовать на первоначальном этапе арендовать помещения с небольшой площадью либо места, где арендная плата невысока. С целью поддержки предприятий малого и среднего бизнеса государство не должно повышать налоговые ставки, а, напротив, предоставлять различные возможности, способствующие выживанию и дальнейшему развитию предприятия, что предлагает А. М. Пятаченко [10].
В современной экономике России проблема развития малого бизнеса является одной из важных, но решаемых. Решение во многом зависит от использования множества институциональных практик, на примере которых видны успехи в развитии тех или иных малых предприятий, это раскрыто В. И. Бархатовым, Д. А. Плетневым [3]. Таким образом, мы видим, что на пути развития малого предпринимательства стоит много преград. Некоторые из них малые предприятия могут устранить самостоятельно, а ряд проблем возможно решить только при государственном вмешательстве.
Список литературы
1. Атамазова, А. А. Сущность малого предпринимательства / А. А. Атамазова // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — 450—452.
2. Бархатов, В. И. Природа и противоречия успешности малого и среднего бизнеса в современной экономике / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). — С. 8—14.
3. Бархатов, В. И. Сравнительный анализ подходов к определению понятия «успешность бизнеса» в современной науке / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 18 (347). — С. 8—18.
4. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России : монография / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. Б. Николаева [и др.] ; под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2015. — 302 с.
5. Бородина, В. В. Малые предприятия / В. В. Бородина. — М. : Книж. мир, 2001. — 367 с.
6. Коваленко, С. В. Проблемы малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / С. В. Коваленко, А. Р. Шарипова // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 743 —746. — URL: https://moluch.ru/ archive/114/30273/ (дата обращения 02.05.2018).
7. Кузнецова, О. Б. Проблемы развития малого бизнеса в России / О. Б. Кузнецова // Экономика России в XXI веке : сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. — Томск : Изд-во ИПФ ТПУ, 2004. — С. 245 —247.
8. Манохин, А. Ю. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России : дис. ... канд. экон. наук / А. Ю. Манохин. — Тамбов, 2008.
9. Пастухова, А. И. Проблемы малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / А. И. Пастухова // Экономика и менеджмент инновац. технологий. — 2014. — № 3, ч. 2. — URL: http://ekonomika.snauka. ru/2014/03/4134 (дата обращения 02.05.2018).
10. Пятаченко, А. М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса /
A. М. Пятаченко // Продовольств. политика и безопасность. — 2016. — Т. 3, № 2. — С. 105—114.
11. Рубцова, О. Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса / О. Л. Рубцова // Рос. предпринимательство. — 2015. — Т. 16, № 17. — С. 2697—2706.
12. Сагитова, А. Ф. Противоречия процесса распределения доходов субъектов российских корпораций / А. Ф. Сагитова, Е. А. Сорокина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 18 (347). — С. 144—151.
13. Экономическая теория : учебник / В. И. Бархатов [и др.]. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 848 с.
14. Хамзатов, В. А. Особенности малого бизнеса Российской Федерации [Электронный ресурс] /
B. А. Хамзатов, А. А. Атамазова // Экономика и менеджмент инновац. технологий. — 2016. — № 12 (63). — URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13252 (дата обращения 02.05.2018).
15. Шавалеева, Л. С. Малый бизнес в современной России: проблема источников финансирования / Л. С. Шавалеева // Рос. предпринимательство. — 2017. — Т. 18, № 4. — С. 551—560.
Сведения об авторах
Сагитова Альфия Фаизовна — младший научный сотрудник Института экономики отраслей бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Сорокина Елена Анатольевна — преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 7 (417). Economic Sciences. Iss. 61. Pp. 147—153.
ACTUAL PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
A.F. Sagitova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Ye.A. Sorokina
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Nowadays, the small-business development plays an important role for Russian economy and for individual economic subjects. Small businesses generate good revenue to the government, have impact on employment creation. Moreover, small businesses saturate the market with new in-demand goods and services. Unfortunately, many small businesses are not able to survive in the current economic conditions, because there are a lot of barriers. The search of these barriers is our research general target. As the main barriers, the authors identified: high materials prices, premises lack, severe shortage of government support, high rent price and serious lack of qualified workers. The article will address ways of the revealed problems solutions.
Keywords: small business, small business, advantages of small business, state support of small enterprises, taxation of small business.
References
1. Atamazova A.A. Sushchnost' malogo predprinimatel'stva [The essence of small business]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2016, no. 3, pp. 450—452. (In Russ.).
2. Barkhatov V.I. Priroda i protivorechiya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v sovremennoy ekonomike [The nature and contradictions of the success of small and medium-sized businesses in the modern economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 8—14. (In Russ.).
3. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. Sravnitel'nyy analiz podkhodov k opredeleniyu ponyatiya "uspeshnost' biznesa" v sovremennoy nauke [Comparative analysis of approaches to the definition of "business success" in
modern science]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 18 (347), pp. 8—18.
4. Barkhatov V.I., Pletnev D.A., Nikolayeva Ye.B., Belova I.A., D'yachenko O.V., Kampa A., Slobodchiko-va A. A. Priroda, faktory i izmereniye uspeshnosti predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [The nature, factors and measurement of the success of the enterprises of small and average business in Russia]. Moscow, 2015. 302 p.
5. Borodina V.V. Malyepredpriyatiya [Small enterprises]. Moscow, 2001. 367 p. (In Russ.).
6. Kovalenko S.V., Sharipova A.R. Problemy malogo biznesa v Rossii [Problems of small business in Russia]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2016, no. 10, pp. 743—746. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/114/30273/, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
7. Kuznetsova O.B. Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii [Problems of small business development in Russia]. Ekonomika Rossii v XXIveke [The Russian economy in the XXI century]. Tomsk, 2004. Pp. 245—247. (In Russ.).
8. Manokhin A.Yu. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel 'stva v sovremennoy Rossii [Strategy of development of small and medium-sized business in modern Russia. Thesis]. Tambov, 2008. (In Russ.).
9. Pastukhova A.I. Problemy malogo biznesa v Rossii [Problems of small business in Russia]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy [Economics and management of innovative technologies], 2014, no. 3, pt. 2. Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
10. Pyatachenko A.M. Neobkhodimost' sovershenstvovaniya sistemy podderzhki malogo biznesa [The need to improve the support system for small businesses]. Prodovol'stvennayapolitika i bezopasnost' [Food policy and security], 2016, vol. 3, no. 2, pp. 105—114. (In Russ.).
11. Rubtsova O.L. Problemy gosudarstvennoy podderzhki rossiyskogo malogo biznesa [Problems of state support of Russian small business]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2015, vol. 16, no. 17, pp. 2697—2706. (In Russ.).
12. Sagitova A.F., Sorokina Ye.A. Protivorechiya protsessa raspredeleniya dokhodov sub''ektov rossiyskikh korporatsiy [The contradictions of the income distribution of constituent entities of the Russian corporations]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 18 (347), pp. 144—151. (In Russ.).
13. Barkhatov V.I. Ekonomicheskaya teoriya [Economic Theory]. Moscow, 2007. 848 p. (In Russ.).
14. Khamzatov V.A., Atamazova A.A. Osobennosti malogo biznesa Rossiyskoy Federatsii [Features of small business of the Russian Federation]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy [Economics and management of innovative technologies], 2016, no. 12 (63). Available at: http://ekonomika.snauka. ru/2016/12/13252, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
15. Shavaleyeva L.S. Malyy biznes v sovremennoy Rossii: problema istochnikov finansirovaniya [Small business in modern Russia: the problem of financing sources]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2017, vol. 18, no. 4, pp. 551—560. (In Russ.).