УДК 502/504
DOI: 10.24412/cl-37200-2024-80-87
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПУСТЫНИВАНИЯ, ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И
ЗАСУХ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КБО ООН (30 ЛЕТ РАЗВИТИЯ)
MODERN ISSUES OF DESERTIFICATION, LAND DEGRADATION AND DROUGHT IN THE CONTEXT OF THE UNCCD (30 YEARS OF DEVELOPMENT)
Андреева О.В., Дементьева Н.А.
Andreeva O.V., Dementieva N.A.
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Бонн, Германия UN Convention to Combat Desertification, Bonn, Germany
E-mail: [email protected]
Аннотация. В докладе рассмотрены основные направления, решаемые в рамках научной поддержки деятельности Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием: глобальный обзор земельных ресурсов земель, достижение нейтрального баланса деградации земель, концепция устойчивого землепользования, развитие систем устойчивого планирования землепользования и интегрированного управления ландшафтами, прогноз и управление рисками засух, пыльные и песчаные бури. Описаны основные задачи этих направлений, имеющиеся подходы и механизмы, помогающие на современном уровне оценивать неблагоприятные явления и процессы, связанные с деградацией земель, и управлять ими через принятие необходимых решений на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях.
Ключевые слова: конвенция, КБО ООН, опустынивание, деградация земель, засуха.
Abstract. The report examines the main areas being addressed within scientific support for the activities of the UN Convention to Combat Desertification: global land outlook, achieving land degradation neutrality, the concept of sustainable land management, planning sustainable land use systems and integrated landscape management, forecasting and management of drought risks, dust and sand storms. The main objectives of these topics, available approaches and tools that help at the modern level to assess adverse phenomena and processes are described. This assist in managing land degradation through making the necessary decisions at the global, regional, national and local levels.
Key words: convention, desertification, land degradation, drought.
Введение. В 2024 году отмечается 30-я годовщина Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН). Конвенция была принята 17 июня 1994 года Межправительственным комитетом по ведению переговоров в целях разработки международной конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (учрежден резолюцией 47/1883 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 1992 года) [1].
Важнейшая роль КБО ООН определяется прежде всего масштабами процессов опустынивания и деградации земель в мире, где на долю засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районов в совокупности приходится значительная доля поверхности суши Земли и они являются средой обитания и источником средств к существованию для значительной доли ее населения.
Согласно статье 1 Конвенции [2], опустынивание означает деградацию земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека. Деградация земель означает снижение или потерю биологической и экономической продуктивности и сложной структуры богарных пахотных земель, орошаемых пахотных земель или пастбищ, лесов и лесистых участков в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате землепользования или действия одного или нескольких процессов, в том числе связанных с деятельностью человека и структурами расселения, таких, как
- ветровая и/или водная эрозия почв;
- ухудшение физических, химических и биологических или экономических свойств почв;
- долгосрочная потеря естественного растительного покрова.
Будучи одной из одной из трех Конвенций Рио-де-Жанейро, наряду с Конвенциями по изменению климата и сохранению биологического разнообразия, КБО направлена на решение наиболее острых и взаимосвязанных проблем современности, включая изменение климата,
утрату биоразнообразия, продовольственную и водную безопасность (рисунок 1) [3] - закладывая таким образом основу обеспечения здоровой планеты для будущих поколений.
Взаимодействие трех «Конвенций РИО»
шш шшв
Деградация земель
Снижение продуктивности систем и утрата
продовольственной безопасности
Снижение адаптационной и компенсирующей способности
ч
Снижение " биоразнообразия '-. и экосистемных '".услуг
Нерациональное управление
земельными ресурсами
#
Изменения климата
изме изме
Потеря
биоразнообразия
Потеря местообитании и изменения в численности видов
Рисунок 1. Взаимосвязь Рио-конвенций в области сохранения земельных ресурсов.
Как отмечается во Всемирном обзоре по состоянию земель [4], нагрузка на земельные ресурсы во всем мире в настоящее время выше, чем в любой другой период истории человечества. Главным образом, это растущая конкуренция между спросом на товары и услуги, приносящие пользу людям (такие как продовольствие, вода и энергия), и необходимостью защиты других экосистемных услуг, регулирующих и поддерживающих жизнь на Земле. Определяя возможные будущие сценарии изменения окружающей среды для достижения безопасного будущего, подчеркивается необходимость перехода от «эры расхищения» к «эре уважения».
В настоящее время Рамочная стратегия КБО ООН на период 2018-2030 гг. [5] предусматривает выполнение следующих основных целей:
1. Улучшить состояние затронутых экосистем, бороться с опустыниванием/деградацией земель, содействовать устойчивому управлению земельными ресурсами и способствовать достижению нейтрального баланса деградации земель.
2. Улучшить условия жизни пострадавшего населения.
3. Смягчить последствия засухи, адаптироваться к ним и управлять ими в целях повышения устойчивости уязвимых групп населения и экосистем.
4. Добиться глобальных экологических выгод за счет эффективного осуществления КБО
ООН.
5. Мобилизовать существенные и дополнительные финансовые и нефинансовые ресурсы для поддержки осуществления Конвенции путем построения эффективных партнерских отношений на глобальном и национальном уровне.
Для научного обоснования и поддержки выполнения целей и осуществления задач Конвенции научным сообществом признаются в качестве основных следующие концепции и направления исследований:
1. Глобальный обзор земельных ресурсов земель.
2. Достижение нейтрального баланса деградации земель.
3. Концепция устойчивого землепользования.
4. Развитие систем устойчивого планирования землепользования и интегрированного управления ландшафтами.
5. Засухи.
6. Пыльные и песчаные бури.
Основная часть. Глобальный обзор по состоянию земель. Глобальный обзор земельных ресурсов (Global Land Outlook) (рисунок 2) является одной из ведущих обзорных публикаций, изданных под эгидой КБО ООН. В тематических изданиях GLO подчеркивается, что опустынивание, деградация земель и засуха являются глобальными проблемами, которые тесно связаны с продовольственной безопасностью, миграцией и занятостью.
Первый выпуск издания состоялся в 2017 году [4]. В обзоре приводятся данные по беспрецендентным масштабам нагрузки на земельные ресурсы во всем мире. При этом потепление, изменение характера распределения количества осадков и усиление нехватки воды из-за изменения климата влияют на пригодность общирных регионов для производства продуктов питания и проживания людей. Анализ сценариев, проведенный для данного «Обзора», позволяет оценить ряд возможных вариантов для обеспечения безопасного будущего и проектов, принимающих в расчет рост противоречий между необходимостью увеличения производства продовольствия и энергии и продолжающимся сокращением биологического разнообразия и экосистемных услуг.
Рисунок 2. Издания Глобального обзора состояния земель (2017-2022), КБО ООН.
Во втором издании Глобального обзора земельных ресурсов (GLO2) [6], «Восстановление земель для повышения устойчивости», приводятся научное обоснование и перечислены необходимые условия и различные пути, с помощью которых землепользователи могут разработать и реализовать программы восстановления земель. Согласно Обзору, восстановление земель - это процесс предотвращения, сокращения и обращения вспять процесса деградации земель в целях восстановления биоразнообразия и экосистемных услуг, обеспечивающих поддержание всей жизни на Земле. Под восстановлением земель понимается регенеративный процесс на основе целого ряда методов управления земельными и водными ресурсами в сельском и лесном хозяйстве, адаптированных к местным условиям и общественным предпочтениям и применяемых для сохранения экосистем и устойчивого управления ландшафтами.
Достижение нейтрального баланса деградации земель. В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Повестку дня - 2030 «Цели устойчивого развития на период до 2030 года» (ЦУР), содержащую ряд целей устойчивого развития, направленных на рациональное использование природных ресурсов. В частности, цель 15: «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение
процесса утраты биоразнообразия». Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием является основным агентством по выполнению задачи ЦУР 15.3. [7] - «Вести борьбу с опустыниванием, к 2030 году восстановить деградировавшие земли и почвы, включая земли, затронутые опустыниванием, засухами и наводнениями, и стремиться к тому, чтобы во всем мире не ухудшалось состояние земель».
Статистическая комиссия ООН официально утвердила глобальный индикатор для мониторинга этой задачи: доля деградированных земель от их общей площади [7]. КБО ООН развивает подходы к оценке деградации земель на основе концепции нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ) и широко освещает вклад устойчивого управления земельными ресурсами в успешную адаптацию к изменению климата и смягчение его последствий [8].
В настоящее время концепция НБДЗ является одной из главных миссий Конвенции, обозначив в 2013 году на 11 конференции сторон (COP 11) в Виндхуке (Намибия) необходимость разработки научно-обоснованного определения НБДЗ и приняв это определение на 12 конференции сторон в Анкаре (Турция) в 2015 году: «Нейтральный баланс деградации земель -это такое состояние, при котором объем и количество земельных ресурсов, необходимых для поддержания экосистемных функций и услуг и усиления продовольственной безопасности, остаются стабильными или же увеличиваются в конкретно определенных временных и пространственных масштабах и экосистемах» [9]. Активное научное развитие концепции во всем мире показывает, что классические парадигма «опустынивания» сменяется про-активными действиями, направленными в первую очередь на недопущение процессов деградации земель. Согласно иерархии откликов [4], предотвращение деградации является самой приоритетной задачей, за которой следует снижение деградации и, наконец, обращение вспять деградации (рисунок 3).
Рисунок 3. Иерархия откликов на процессы деградации земель.
Для расчета показателя ЦУР 15.3.1. и оценки доли деградированных земель КБО ООН предлагает использовать Руководство по лучшим практикам [10]. Оценка доли деградированных земель проводится с использованием 3х базовых индикаторов - динамика изменений наземного покрова, динамика продуктивности земель, динамика запасов почвенного органического углерода. При этом странам предлагается использовать дополнительные индикаторы, которые позволяют уточнить данные глобальной оценки. Этот инструмент позволяет не только определять горячие точки деградации земель, но и создавать национальные системы мониторинга состояния земель и принятия решений.
Эти три индикатора требуют совместного рассмотрения для определения возможности достижения НБДЗ на определенной территории: только те земельные участки или территории соответствуют состоянию НБДЗ, где ни один из индикаторов за выбранный промежуток времени не показывает ухудшения.
Поскольку в разных странах подходы для определения доли деградированных земель зачастую сильно различаются, то для обеспечения сопоставимости результатов на глобальном уровне КБО ООН инициировала разработку специальных расчетных модулей «Тренды. Земля» (ТЗ) [11], на базе геоинформационного обеспечения Quantum-GIS, использующих материалы глобальных баз данных, включая данные постоянного мониторинга Земли из космоса. Данные предоставляются бесплатно, открыты для всех пользователей и используются странами для подготовки национальных добровольных отчетов в рамках процесса КБО ООН. Результаты очередного раунда отчетности КБО ООН, завершившегося в 2022 г., представлены на вновь специально разработанной платформе КБО ООН - Портал данных [12]. Портал не только демонстрирует масштабы деградации земель во всем мире, но также приводит оценки риска засух и количеству населения, подверженному деградации земель и засухам. Портал дает возможность оценить взаимосвязь уровня деградации земель с сопутствующими индикаторами ЦУР: так, например, приводится связь деградации земель и состоянием биоразнообразия, уровнем бедности населения, и доступностью водных ресурсов.
Концепция устойчивого землепользования. В свете Десятилетия ООН по восстановлению экосистем (2021-2030), подчеркивается ведущая роль практик устойчивого землепользования в восстановлении и поддержании «здоровья» в каждой из восьми рассматриваемых экосистем - сельскохозяйственные угодья, луга, леса, горы, пресноводные ресурсы, городские районы, торфяники, океаны и прибрежные районы. Основные пути при этом: борьба с деградацией земель, улучшение производства и обеспечение средств к существованию при одновременном получении многочисленных экологических сопутствующих выгод. В рамках КБО ООН, развитие концепции устойчивого землепользования напрямую связано с подходами нейтрального баланса деградации земель. Согласно [8], применение практик устойчивого землепользования является основным инструментом достижения НБДЗ. В тематической серии докладов Механизма научно-политического взаимодействия КБО ООН (SPI UNCCD) было показано [13, 14, 15], что потенциальные преимущества внедрения технологий и практик УЗП для одновременного решения проблем опустынивания, деградации земель и засух (ОДЗЗ), адаптации к изменению климата и смягчения его последствий зачастую достигают и других сопутствующих выгод, таких как повышение биоразнообразия и сохранение качества почвенных и водных ресурсов. Подходы УЗП применимы для любых экосистем и типов земель, что подтверждается многочисленными успешными практиками устойчивого землепользования по всему миру [13, 16].
Основной базой данных по подходам и технологиям устойчивого землепользования, рекомендованной КБО ООН является глобальная платформа WOCAT [16]. В базе данных WOCAT на сегодняшний день задокументировано более 1500 успешных практик, применяемых по всему миру, что позволяет распространить успешный опыт среди землепользователей разных стран.
Особое внимание КБО ООН уделяет развитию подходов комплексного планирования землепользования (sustainable land use systems). В контексте КБО ООН это означает поиск баланса между экономическими, социальными и культурными возможностями, предоставляемыми землями, и необходимостью поддержания и расширения экосистемных услуг, обеспечиваемых за счет наземного природного капитала. Этот подход требует координации, планирования и управления во всех секторах, связанных с земельными ресурсами и их использованием в рамках пространственной административной или географической единицы (например, водосборного бассейна, региона и/или страны). Цель заключается в определении сочетания видов землепользования, которые могут удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон при сохранении ресурсов на будущее [17].
В настоящее время ведущие ученые и эксперты Механизма научно-политического взаимодействия разрабатывают научное обоснование систем планирования устойчивого землепользования и их потенциале в плане решения проблем опустынивания/деградации земель и засухи при одновременном содействии достижению многочисленных целей устойчивого развития с учетом экологических аспектов, экономических и социально-культурных условий.
Прогноз и управление рисками засухи. Засуха, наряду с деградацией земель, является одной из основных причин снижения продовольственной и водной безопасности в мире, оказывая воздействие на сельскохозяйственное производство и доступ к продовольствию и воде. Согласно КБО ООН, засуха - это природное явление, возникающее в случае, когда количество осадков значительно ниже нормальных, обычно наблюдаемых уровней, что вызывает серьезное нарушение гидрологического равновесия, неблагоприятно сказывающегося на системах
производства, использующих земельные ресурсы [2]. Под управлением риском засухи подразумевается процесс сбора данных и информации для анализа и оценки рисков, изучение имеющихся вариантов действий и принятие, внедрение и последующий пересмотр решений в целях сокращения, контроля, принятия или перераспределения рисков засухи. Это непрерывный процесс анализа, корректировки и адаптации политики и мер по снижению риска засухи, включая снижение уязвимости и повышение устойчивости к угрозам. УРЗ направлено на формирование общества, устойчивого к засухе, за счет снижения ее риска и развития экологических, социальных и экономических возможностей в текущий момент и в долгосрочной перспективе. Необходимо учитывать, что риски не могут быть устранены полностью и что их снижение может осуществляться в ущерб достижению других социальных целей [18].
Усилению роли действий в области землепользования в снижении рисков и последствий засухи посвящен доклад Механизма научно-политического взаимодействия «Земля и Засуха: Взаимосвязь» [19]. Показано, что засухи усугубляют деградацию земель, например, за счет усиления песчаных и пылевых бурь. С другой стороны, деградация земель может также усилить дефицит водных ресурсов и повысить уязвимость к засухам. В докладе предлагается новая концепция «эффективного землепользования в условиях засухи» (ЭЗ УЗ) приводятся основные рамочные принципы анализа и оценки объема, масштаба и методологии ЭЗ УЗ в рамках технологий устойчивого землепользования / управления земельными ресурсами.
Для решения проблем, связанных с деградацией земель и засухами, КБО ООН разрабатывает стратегии по управлению рисками засух. Совместно с партнерами был разработан специальный Модуль по засухам [20], который включает инструменты и данные для мониторинга и раннего предупреждения засух, оценке риска и уязвимости к засухам, и мерам по снижению рисков засухи. Этот Модуль предоставляет сторонам, заинтересованным в борьбе с засухой, беспрепятственный доступ к инструментам, тематическим исследованиям и другим ресурсам в поддержку разработки Национальных планов по борьбе с засухой с целью повышения устойчивости населения и экосистем к засухе.
Пыльные и песчаные бури. Как отмечается в Компендиуме КБО ООН по пыльным и песчаным бурям, за последние годы в ряде регионов мира частота ППБ резко возросла. Считается, что свою роль в этом играют антропогенное изменение климата, опустынивание, деградация земель и засуха.
ППБ состоят из минеральной пыли, поднимаемой в атмосферу с поверхности Земли в результате механического процесса, связанного с ветром. В большинстве случаев минеральная пыль считается пылью природного происхождения, если она образуется в засушливых и полузасушливых регионах с редкой растительностью, и антропогенного происхождения, если к выбросу пыли непосредственно приводит деятельность человека.
В очагах возникновения ППБ приводят к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, гибели домашнего скота и утрате плодородного поверхностного слоя почв. В районах выпадения осадков атмосферная пыль, особенно в сочетании с местным промышленным загрязнением окружающей среды, может вызвать или усугубить проблемы со здоровьем, например, способствовать распространению респираторных заболеваний. ППБ могут вызывать значительные трансграничные последствия на расстоянии тысяч километров от места своего происхождения.
Исходя из Основ пропаганды политики по борьбе с песчаными и пыльными бурями КБО ООН [21], действия, направленные на снижение ущерба от ППБ, подразделяются на две категории: устранение причин их возникновения и смягчение их последствий. В своей совокупности мероприятия по устранению причин возникновения и смягчению последствий ППБ являются составной частью всеобъемлющего подхода к управлению потенциальными рисками, связанными с ППБ, на любом уровне от местного до глобального.
КБО ООН разрабатывает рамочную стратегию по пыльным и песчаным бурям, которая включает:
1. Оценку рисков возникновения ППБ и их картирование.
2. Прогнозирование ППБ.
3. Снижение рисков возникновения и устранение антропогенных источников ППБ.
4. Оценку экономического ущерба от ППБ.
5. Влияние ППБ на здоровье человека.
6. Разработка системы раннего предупреждения ППБ.
7. Смягчение последствий песчаных и пылевых бурь.
Заключение. КБО ООН предоставляет значительное количество разнообразных современных наукоемких разработок, помогающих странам, регионам, отдельным пользователям оценивать, прогнозировать и разрабатывать меры противодействия разным неблагоприятным процессам и явлениям, ведущим к деградации земель, а также способствующие восстановлению ранее нарушенных наземных экосистем. Вместе с тем, эти подходы находятся на разном уровне развития и разработки. Некоторые пока находятся на стадии идеи/концепции, которая нуждается в серьезной научной апробации, другие уже широко признаны международным сообществом, имеют конкретные практические приложения, но их возможности еще не освоены учеными и практику в полную силу. Для достижения лучших результатов Секретариат КБО ООН призывает страны - участницы конвенции к более широкому внедрению уже существующих подходов, разработке и введению соответствующих тематических курсов в программы университетов и повышения квалификации профессиональных кадров, способствовать обмену знаниями и опытом на международном и местном уровне.
Список литературы
1. Resolution adopted by the General Assembly. URL: https://treaties.un.oig/doc/ source/docs/A_RES_47_188-Eng.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
2. Статья 1 Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБОООН), 1994 г. URL:http://catalogue.unccd.int/936_UNCCD_Convention_ENG.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
3. Kust G. Operationalizing Land Degradation Neutrality at the crossroads of Rio conventions and Development Agenda. Global Soil Week. Berlin, April 2015.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием, 2017. Глобальная перспектива, первое издание. Бонн, Германия.
5. Будущая рамочная стратегия Конвенции. Решение 7/COP.13. URL: https://www.unccd.int/sites/ default/files/2022-02/cop21add1_SF_RU.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
6. United Nations Convention to Combat Desertification, 2022. The Global Land Outlook, second edition. UNCCD, Bonn.
7. SDG Indicators. Global indicator framework for the Sustainable Development Goals and targets of the 2030 Agenda for Sustainable Development, 2020.
8. Orr B.J., Cowie A.L., Castillo Sanchez V.M., Chasek P., Crossman N.D., Erlewein A., Louwagie G., Maron M., Metternicht G.I., Minelli S., Tengberg A.E., Walter S., Welton S. Scientific Conceptual Framework for Land Degradation Neutrality. A Report of the Science-Policy Interface. United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD), Bonn, Germany, 2017. 129 p.
9. UNCCD, 2016. Land Degradation Neutrality: The Target Setting Programme. 20 p.
10. Sims, N.C., Newnham, G.J., England, J.R., Guerschman, J., Cox, S.J.D., Roxburgh, S.H., Viscarra Rossel, R.A., Fritz, S. and Wheeler, I. 2021. Good Practice Guidance. SDG Indicator 15.3.1, Proportion of Land That Is Degraded Over Total Land Area. Version 2.0. United Nations Convention to Combat Desertification, Bonn, Germany. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/relevant-links/2021-03/Indicator_15.3.1_GPG_v2_29 Mar_Advanced-version.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
11. Trends Earth. URL: https://docs.trends.earth/ru/latest/ (дата обращения: 19.02.2024).
12. UNCCD Data Dashboard. URL: https://data.unccd.int/ (дата обращения: 19.02.2024).
13. Sanz M.J., Vente J. de, Chotte J.-L. et al. Sustainable Land Management contribution to successful land-based climate change adaptation and mitigation // A Report of the Science-Policy Interface. United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD). Bonn, 2017.
14. Chotte J.L., Aynekulu E., Cowie A. et al. Realising the Carbon Benefits of Sustainable Land Management Practices: Guidelines for Estimation of Soil Organic Carbon in the Context of Land Degradation Neutrality Planning and Monitoring // A report of the Science-Policy Interface. United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD. Bonn, 2019. URL: https://catalogue.unccd.int/1209_UNCCD_SPI_ 2019_Report_1.1.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
15. Critchley W., Harari N., Mekdaschi-Studer R. Restoring Life to the Land: The Role of Sustainable Land Management in Ecosystem Restoration. 2021. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/documents/2021-10/211018_RestoringLifetotheLand_Report%20%282%29.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
16. WOCAT. URL: https://www.wocat.net/en/about-wocat/ (дата обращения: 19.02.2024).
17. Verburg P.H., Metternicht G., Aynekulu E., Deng X., Herrmann S., Schulze K., Akinyemi F., Barger N., Boerger V., Dosdogru F., Gichenje H., Kapovic-Solomun M., Karim Z., Lal R., Luise A., Masuku B.S., Nairesiae E., Oettlé N., Pilon A., Raja O., Ravindranath N.H., Ristic R., von Maltitz G. The Contribution of Integrated Land Use Planning and Integrated Landscape Management to Implementing Land Degradation Neutrality: Entry Points and Support Tools. A Report of the Science-Policy Interface. United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD), Bonn, Germany, 2022.
18. КБОООН, 2018 г. Руководство по составлению докладов в рамках процесса отчетности КБОООН на 2017-2018 гг. URL: https://prais.unccd.int/sites/default/files/helper_documents/2-Manual_RU.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
19. Reichhuber A., Gerber N., Mirzabaev A. et al. The Land-Drought Nexus: Enhancing the Role of Land-Based Interventions in Drought Mitigation and Risk Management // A Report of the Science-Policy Interface. United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD). Bonn, Germany, 2019. URL: https://knowledge.unccd.int/sites/default/files/2019-08/03EP_UNCCD_SPI_2019_Report_2.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
20. UNCCD Drought Toolbox. URL: https://www.unccd.int/land-and-life/drought/toolbox (дата обращения: 19.02.2024).
21. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБО ООН). 2022. Компендиум по песчаным и пыльным бурям: резюме для лиц, принимающих решения. Бонн, Германия. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/2022-05/1871_Summary%20for%20Decision%20Makers_RU% 20web_0.pdf (дата обращения: 19.02.2024).